Митрополит иосиф

ИОСИФ (МАСЛЕННИКОВ)

Архиепископ Иосиф (Масленников)

Иосиф (Масленников) (род. 1978), архиепископ Роменский и Бурынский

В миру Масленников Алексей Александрович, родился 3 ноября 1978 года в селе Слободзея Слободзейского района (Молдавия).

В 1985 году пошёл в первый класс средней школы №3 села Слободзея.

С 1992 года проживает на Украине.

Нёс послушание пономаря, иподиакона в Симферопольской епархии.

22 марта 1996 года пострижен в рясофор с именем Филипп.

24 марта 1996 года епископом Запорожским и Мелитопольским Василием рукоположен в сан диакона.

7 января 1997 года рукоположен в сан пресвитера.

4 апреля 1997 года пострижен в мантию с именем Иосиф.

В 2000 году удостоен права ношения наперсного креста, а в следующем году возведён в сан игумена.

В 2004 году окончил Белгородскую духовную семинарию, а в 2006-м — Киевскую духовную академию (экстерном).

С августа 1997 по май 2005 года нёс послушание настоятеля в храмах в честь святого великомученика Димитрия Солунского и благоверного князя Олега Брянского в селе Астраханка Мелитопольского района Запорожской области.

В июле 2005 года был назначен настоятелем Воскресенской церкви города Витебска (Республика Беларусь).

В декабре 2006 года назначен настоятелем Свято-Георгиевского храма города Запорожья.

19 июня 2008 года возведён в сан архимандрита.

Иосиф (Масленников), еп. Вольнянский.

11 ноября 2008 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение назачении архимандрита Иосифа епископом Вольнянским, викарием Запорожской епархии .

17 ноября был наречен, а 18 ноября 2008 гола — хиротонисан во епископа Вольнянского, викария Запорожской епархии. Хиротонию в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры возглавил митрополит Киевский Владимир (Сабодан), ему сослужили архиепископы: Белгородский Иоанн (Попов) и Белоцерковский Митрофан (Юрчук), епископы: Бердянский Елисей (Иванов), Шепетовский Владимир (Мельник), Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко) и Васильковский Пантелеимон (Поворознюк) .

14 апреля 2009 года назначен правящим архиереем Запорожской епархии .

24 ноября того же года назначен председателем Синодального отдела по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи .

23 декабря 2010 года назначен епископом Конотопским и Глуховским .

20 июля 2012 года назначен епископом Ямпольским, викарием Конотопской епархии, «для совершенствования деятельности Синодального отдела по делам пастырской опеки казачества и духовно-физического воспитания молодежи» .

15 марта 2013 года был освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи .

25 сентября того же года был назначен правящим архиереем новоучрежденной Роменской епархии .

17 августа 2015 года был возведён в сан архиепископа митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием .

Награды

  • орден св. кн. Ярослава Мудрого (2014, УПЦ, в связи с 1-й годовщиной образования епархии и 6-ти летием епископской хиротонии)

Сочинения

  • Слово при наречении в епископа Вильнянского, викария Запорожской епархии:

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Биография на официальном сайте Украинской Православной Церкви:

Журнал № 102 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 ноября 2008 года:

Состоялась хиротония архимандрита Иосифа (Масленникова) во епископа Вольнянского, викария Запорожской епархии, официальный сайт Русской Православной Церкви, 18 ноября 2008 года:

Журнал № 19 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 апреля 2009 года:

Журнал № 61 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 ноября 2009 года:

Журнал № 47 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года:

Журнал № 64 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2012 года:

Журнал № 34 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 15 марта 2013 года:

Журнал № 70 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 сентября 2013 года:

«КИЇВ. У річницю інтронізації Предстоятеля УПЦ у Києво-Печерський Лаврі була звершена урочиста Літургія», официальный сайт Синодального информационного отдела Украинской Православной Церкви, 17 августа 2015,

Предстоятель Української Православної Церкви з архіпастирським візитом відвідав Роменську єпархію, новость на сайте прес-службы УПЦ, 18.11.2014:

Митрополит Иосиф (Чернов)

В издательстве Сретенского монастыря в новой серии «На страже веры» вышла книга «Митрополит Иосиф (Чернов)», составитель О.Л. Рожнева.

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; 1893–1975) — выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий.

Митрополит Иосиф (в миру — Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года в Белоруссии, в Могилеве.

С 1912 по 1917 год иподиакон Иван Чернов проживал в Тверском Успенском Отрочем монастыре. В феврале 1918 года он был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона, в 1920 году — во иеромонаха, а в 1924 году возведен в сан игумена.

Игумен Иосиф служил в Никольском соборе Таганрога. Ему приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме Никольского собора. В результате обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. Это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ в 1925 году.

В 1932 году в Ростове архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского. 3 февраля 1933 года он был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Владыка Иосиф был тогда единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от обновленческого соблазна.

В 1935 году епископ Иосиф был осужден на пять лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом)», который явился в Таганрог после отбытия им ссылки. Для отбытия срока наказания владыка был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР.

Владыка Иосиф рассказывал, как они встречали Пасху в лагере. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах — ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мертв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.

Некоторые из уголовников, сидевших вместе с владыкой, выходили из тюрьмы преображенными, верующими людьми. И впоследствии, уже на свободе, они находили владыку, списывались с ним, приезжали к нему как к большому другу и благодарили за то, что он помог им переосмыслить свою жизнь, духовно возродиться.

В декабре 1940 года владыка был освобожден из лагеря и направлен на старое место жительства, в Таганрог. Но назначения управлять Таганрогской епархией владыка Иосиф не получил, да и не мог получить, так как все церкви в городе к тому времени были закрыты. Он уехал в Азов.

После того как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года владыка возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа.

С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде).

Более того, отец Иосиф активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шел и в окормляемых владыкой Иосифом областях.

Гестапо арестовало владыку. Комендант города Ростова допрашивал его и предложил владыке помогать им в области пропаганды. Пропаганда, по его мнению, была дороже золота и сильнее оружия. Но владыка отказался. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск.

После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами.

Владыка содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведен в Ростов-на-Дону. В феврале сорок пятого года его приговорили к десяти годам лишения свободы.

В июне 1954 года владыка был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района.

6 апреля 1956 года владыка Иосиф был «…освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке на основании приказа Генерального прокурора СССР и КГБ при СМ СССР». 1 июня 1956 года он был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма города Кокчетава, а через месяц переведен в город Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.

2 ноября 1956 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии.

18 марта 1957 года была образована самостоятельная Петропавловская епархия и владыка Иосиф поставлен управляющим ею с титулом Петропавловский и Кустанайский. 25 февраля 1958 года епископ Иосиф был возведен в сан архиепископа.

15 сентября 1960 года на заседании Священного Синода архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру. Что же происходило в этот период в Алма-Ате? К сожалению, в городе был утрачен мир как в среде духовенства, так и среди паствы. После кончины в 1955 году митрополита Николая (Могилевского) алма-атинская паства, взращенная в послевоенные годы этим архиереем-исповедником, не могла сразу воспринять другого архиерея. К моменту назначения владыки Иосифа в Алма-Ату в городе сложилась очень сложная, мятежная, неприятная для Церкви обстановка.

Для того чтобы умирить и сохранить епархию, владыка Иосиф стал ежедневно совершать Божественную литургию или в храмах города, или в своей домашней церкви. Он понимал, что не сам человек встречает его с такой недоброжелательностью, а враг рода человеческого — диавол — старается сделать здесь свое дело. Мир в епархии был восстановлен.

Скончался владыка 4 сентября 1975 года на восемьдесят третьем году жизни.

И ныне, по смерти владыки, любовь и вера к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах тысяч христиан. Его могилу непрестанно посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями.

Митрополит Иосиф говорил: «Жизнь без Христа — случайный сон».

Говорил еще: «Потерять веру в Бога — значит потерять звание человека».

Наставлял: «Читающему Святое Евангелие Бог посылает дивное равновесие мысли и движение сердца к радости и перенесению временных земных невзгод».

ИОСИФ (ЧЕРНОВ)

Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский

Иосиф (Чернов) (1893 — 1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский

В миру Чернов Иван Михайлович, родился 2 июня 1893 года в городе Могилёве-на-Днепре (ныне Белоруссия) в семье военного. Был назван в честь великомученика Иоанна Сочавского, в день памяти которого родился. Потерял мать в 3 года, жил с отцом в казарме. Работал мальчиком на побегушках в магазине. Позже в Могилёве, Ваню, тогда ещё 8-летнего, товарищи затащили в Архиерейскую церковь, – «Тут я в монастырь и влюбился, навсегда» — вспоминал он, и с тех пор его детские игры были «в церковь» .

В мае 1910 года в Могилёве находились святые мощи Евфросинии Полоцкой. Постояв ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложится к мощам. Ночью во сне мальчик увидел как преподобная Евфросинья благословляет его. Увидев этот сон, он уже не мог спать и полностью решился идти в монастырь. По дороге к Белыничскому Рождество-Богородицкому монастырю его нагнал фаэтон с монастырским настоятелем архимандритом Арсением (Смоленцем), который тут же принял его. С 1910 года он был келейником у архимандрита Арсения. Отец Арсений дал мальчику богословское образование и с тех пор жизнь его была тесно связана с владыкой Арсением в Пятигорске, Твери, Таганроге и Ростове-на-Дону.

Когда отец Арсений стал епископом Пятигорским, Иван служил его келейником с 1910 по 1912 год. С 14 сентября 1912 года был иподиаконом владыки Арсения при Тверском Успенском монастыре. Оставался тут до 1917 года.

После революции

В 1918 году, последовав за своим духовным отцом Арсением, тогда епископом Таганрогским, в Таганрог, он сумел в личной беседе убедить моряков не убивать владыку Арсения. 19 февраля 1918 года был пострижен в монашество в Таганроге епископом Арсением. 24 февраля того же года им же был рукоположен во иеродиакона.

29 августа 1920 года епископом Арсением рукоположен в сан иеромонаха .

В 1924 году возведен в сан игумена.

В 1925 году, по навету живоцерковников, не прекращавший с ними борьбы отец Иосиф был арестован, обвинен в «хранении контрреволюционной литературы «. Приговорен к трем годам ссылки из пределов Северного Кавказа , которую отбывал в Коль-Ёле в Коми области.

По освобождении в 1927 году, в день Благовещения того года возведен в сан архимандрита с назначением в Таганрог экономом архиерейского дома и священником собора святителя Николая.

27 ноября 1932 года был хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. Чин хиротонии в Ростовском кафедральном соборе совершали архиепископы Дмитровский Питирим, управляющий делами Священного Синода; Ростовский Николай; Тобольский Назарий и епископ Барнаульский Александр.

16 февраля 1933 года был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Это был единственный православный епископ в Ростовской области, который в то время вёл борьбу против обновленцев и удерживал паству от живоцерковного соблазна.

В конце Рождественского поста 1935 года, владыку Иосифа арестовали ночью и увезли. Особым совещанием при НКВД СССР его осудили на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию» (по ст.58-10 УК РСФСР). Осенью 1936 года был отправлен в Ухто-Ижемский ИТЛ, лагпункт в поселке Чибью (ныне город Ухта). Здесь он отбывал свой срок, работая дневальным у инженера-геодезиста; посудомойкой на кухне; на лесоповале, где обморозил пальцы на руках и ногах; медбратом в лагерном лазарете. Он умел быть обаятельным, мог пошутить, был трудолюбив, и за это его уважали в лагере. Он не озлобился, а наоборот, из лагеря вышел совершенно светлым человеком, с открытым сердцем, вмещающим в себя чужие страдания.

В годы войны

Был освобожден в декабре 1940 года и направлен обратно в Таганрог. После освобождения заехал на сутки в Москву к митрополиту Сергию (Страгородскому). К тому времени все храмы Таганрога были закрыты и назначения служить он не получил, а власти велели ему выехать из Таганрога. С этого времени он жил в Азове, где директором детских яслей при Азовском холодильнике была его духовная дочь, устроившая его сторожем и истопником в ясли с марта 1941 по январь 1942 года. Вскоре в Азове владыка вошел в контакт с общиной почитателей праведного Иоанна Кронштадтского, называемой «Белый дом». В общине было 38 человек, и владыка служил для них литургию по ночам. Жил он в том зале, где молились. От посторонних его прятали в подвале.

Через 7 дней по оккупации Азова немцами получил в комендатуре пропуск и 4 августа 1942 года вернулся в Таганрог, где снова стал служить. Служил в Крестовой церкви архиерейского дома. Вновь освятил Никольский собор, который был открыт уже 27 августа 1942 года. Всего в Таганроге им было открыто 4 храма, среди них, во славу русского оружия – храм святого Георгия Победоносца, по просьбе рабочих металлургического завода и жителей города, 26 мая 1943 года. В Таганроге им также было совершено 12 пострижений в монахи.

С немецкими властями у владыки были трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Однажды он был кратковременно арестован — на три дня в Ростове. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства он не стал.

Владыка помог некоторым евреям спастись от фашистов, помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в областях окормляемых владыкой Иосифом — по его благословению с 1 сентября по 31 декабря 1943 года в цервых собрали 41 996 рублей, а к 8 апреля 1944 года ещё 37 526 рублей . Это переправлялось через партизан с которыми епископ был связан напрямую.

Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. Это было уже в Умани, куда он перемещен в октябре того года. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года. Под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу, но под конец он был спасен, т.к. немцы отступили из Умани 11 января. 15 января немцы снова заняли город, но о владыке уже не вспомнили. Тот в это время проживал у протоиерея Симеона Таборанского. В апреле 1944 года, сразу после вступления советских войск в Умань, владыка Иосиф обратился с воззванием к жителям города с призывом помочь стране. В этот период он был членом комиссии по расследованию зверств, совершенных фашистами.

Еп. Иосиф (Чернов), фото из дела

Выехав по апрельскому вызову патриарха Сергия в Москву, 4 июня 1944 года был арестован по пути, в Киеве, и доставлен в Москву, но уже в тюрму. На момент ареста у него имелись два брата и других близких родственников не было. Дело было групповым («Дело митрополита Иосифа(Чернова) и др., Ростовская обл., 1946г.»), по нему проходило 43 человека. Митрополит Иосиф признал себя виновным в том, что во время оккупации по требованию зам. бургомистра Таганрога Акимцова, своего давнего соседа, писал анти-советские статьи в газету «Новое Время».

Послевоенные годы

19 февраля 1946 года военным трибуналом войск НКВД Северо-Кавказского военного округа был признан виновным по ст.58-10,58-11 ч.1а УК РСФСР («руководитель иоанитского движения в Ростовской обл., распространял монархические взгляды») и приговорен к 10 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах с конфискацией имущества. Решение Трибунала было вынесено на рассмотрение Военной Коллегии Верховного суда СССР, и определением Военной Коллегии от 14 июня 1946 года приговор был оставлен без изменения. Как опасный государственный преступник и организатор направлен в Челябинский лагерь особого назначения, а 25 апреля 1948 года переведён в Карлаг, где находился по 1954 год, в Песчаном отделении и в отделении Актас.

В 1954 году был освобожден.

С 12 ноября 1956 года — епископ Петропавловский, викарий Алма-Атинской епархии.

С 14 марта 1957 года — правящий епископ Петропавловский и Кустанайский, так как прежнее его викариатство стало самостоятельной епархией.

25 февраля 1958 года возведен в достоинство архиепископа.

С 15 сентября 1960 года — архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский.

25 февраля 1968 возведен в сан митрополита.

Митр. Иосиф (Чернов)

Митрополит Иосиф был кандидатом на Патриарший престол на Поместном Соборе 1971 г. Примерно 2000 священников просили его выставить свою кандидатуру. Эту просьбу поддержал совет по делам религии Казахстана. Но владыка взял самоотвод, мотивируя это своим преклонным возрастом и недостатком образования.

Последняя служба Владыки состоялась 28 августа 1975 г. на Успение Божией Матери. Пронося Плащаницу мимо алтаря, он сказал: «Смотрите, также скоро будет и мое успение.»

Скончался 4 сентября 1975 г. в Алма-Ате, совершая молитву. Погребен 7 сентября 1975 г.

14 мая 1992 года решением зам. прокурора Ростовской обл. был реабилитирован по делу 1946 года.

Имел любовь к церковным службам и усердие к проповеданию. Проповеди его отличаются образностью, поэтичностью и живостью. Составил акафисты: преп. Пелагии, Свят. Павлу Исповеднику, архиеп. Константинопольскому (Азов, 1942 г.), вмч. Иакову Персиянину (Азов, 1942 г.).

Всего владыка Иосиф был 4 раза арестован и провел в общей сложности 20 лет в лагерях и тюрьмах.

  • наперсный крест (от епископа Арсения (Смоленца), после непрерывного совершения тысячи служб, 1922)
  • право ношения креста на клобуке (25 февраля 1963)
  • орден св. князя Владимира II степени (11 мая 1963)
  • право ношения двух панагий (9 сентября 1972, к 40-летию епископства)

Труды

  • Слово в день Рождества Христова, ЖМП 1975, 12, 39-41.
  • С заботой о мире, ЖМП 1971, 2, 46-47.

Литература

  • Павленко, И. П., «Епископ Таганрогский Иосиф,» страница сайта Таганрогского благочиния:

Так по статье Павленко. Согласно базе данных ПСТБИ — поворот произошел когда он в 7 лет увидел крестный ход около монастыря.

Так по статье базы данных ПСТБИ. По статье Павленко — в 1918 году.

У Павленко — по обвинению в «измышлении и распространении контрреволюционных слухов» (ст. 73 УК РСФСР).

У Павленко — к двум.

ТФ ГАРО, ф.165, оп.5, д.3, л.1.

Начав с меня, и других, активных сельских священников, епископ Иосиф, со своим Уткиным, ведут войну «по всем фронту» епархии проводя нападения и приводя к разрушению всего доброго и социального, что в епархии существует. Все настоятели монастырей, все настоятели храмов, без исключения, уже получили от него и грубость и нападки и многих он уже «удалил» Очередной скандал, теперь с самым известным и достойным монастырем, с самым трудолюбивым настоятелем, это всего лишь продолжение политики ненависти и разрушения, которая идет несколько лет в епархии. От этого, в прямом смысле, гибнут люди (умерло два известных пожилых священника после его «разносов» их в алтаре), уходит из храмов народ, падает вера. Доколе? Новая статья, это новый крик о помощи к Патриарху, молчание которого, глядя на эти безобразия, уже вызывает недоумение.
Оригинал взят у borman784 в Ивановский архиерей и вл. Арсений (Епифанов) vs о. Амвросий (Юрасов)Оригинал взят у expertmus в Ивановский архиерей и вл. Арсений (Епифанов) vs о. Амвросий (Юрасов)
Красная (Введенская) церковь Свято-Введенского женского монастыря

«ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» НА РОДИНЕ ПЕРВЫХ СОВЕТОВ

Начало

«Русский Вестник» несколько раз обращался к вопросу об архиерейском служении епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа, деятельность которого вносит немалое смущение в души православных людей Ивановской области. Вот и на этот раз мы вынуждены высказать суждение о его очередных деяниях.
В г. Иванове, печально прославившемся как родина большевистских «первых советов», на более чем полумиллионный город к 1990 году оставался всего один небольшой Введенский храм. Несмотря на яростное сопротивление власти храм передаётся Церкви, его настоятелем и строителем управляющим тогда Ивановской епархией епископом Амвросием (Щуровым) назначается игумен Амвросий (Юрасов).
Очень быстро во Введенском соборе вокруг о. Амвросия собирается община, и уже в 1991 г. она получает статус женского монастыря, который стал самым крупным по числу насельниц монастырь в России, только чуть позже по численности с ним сравняется знаменитый Дивеевский женский монастырь. Сейчас монастырь, помимо разстроившейся городской территории, имеет ещё 4 подворья (до 50 насельниц) в сельских местностях Ивановской области, возстановив в них совершенно разрушенные храмы.
В те же годы о. Амвросием из его чад собирается братство «Радонеж», которое создаёт в Москве одноимённые православные радиостанцию и газету, сеть православных гимназий, книгоиздательство, паломническую службу и ведёт деятельную миссионерскую работу. Игумен Амвросий, ставший очень известным пастырем и миссионером, в те же годы возводится в сан архимандрита, и в виде исключения, как основатель Введенского женского монастыря (здесь не было монастыря до революции), возводится Синодом не только на должность духовника монастыря, но и на должность настоятеля (по традиции – настоятельницами женских монастырей являются игуменьи).

Фонд «Вознесение»

В Иванове не хватало храмов, сам главный собор города – Вознесенский, по которому некогда город получил название Иваново-Вознесенск, был взорван большевиками в 1930 г. В 2006 году архимандрит Амвросий получил благословение на создание Вознесенского храма, место для него было выделено властями в центре города у вокзала (недалеко от Введенского монастыря). Благословение дал епархиальный совет под председательством архиепископа Амвросия (Щурова).
Для сбора средств на строительство храма Вознесения Господня духовными чадами архим. Амвросия был создан Межрегиональный Общественный Фонд содействия духовному и нравственному просвещению «Вознесение», который также занимался широкой просветительской деятельностью (в частности – подготовку учителей школ к преподаванию школьникам элементов православных дисциплин). Фонд «Вознесение» и городские власти просили присвоить будущему храму статус «Покаянного храма-памятника в месте начала русской смуты», где в 1905 г. появились первые «Советы».
Президентом Фонда был избран архимандрит Амвросий (Юрасов). Фонд имел благословение Патриарха Алексия II, затем Патриарха Кирилла и митрополита Кубанского Исидора, действовал в 4-х регионах РФ, устраивал учебные летние лагеря для подготовки учителей воскресных школ на черноморском побережье, издавал литературу, помогал детским приютам и т.д. Но главным делом Фонда – было строительство храма Вознесения. Сама Ивановская епархия не потратила на строящийся храм ни одной копейки.

Новый архиерей

Проблемы начались с появления на Ивановской кафедре епископа Иосифа (Македонова). Само вступление его в должность показательно: в день его приезда в 24.00 (!) здание епархии была захвачено и опечатано, а вещи 76-летнего архиепископа Амвросия уже с раннего утра стали выбрасывать на улицу.
Епископ Иосиф (Македонов) считается племянником архимандрита Авеля (Македонова), друга детства митрополита Никодима (Ротова). Если его предшественник архиеп. Амвросий (Щуров) храмы открывал (около 170 за 17 лет), то еп. Иосиф их начал закрывать (уже около 20) за неуплату священниками «налога» в епархию (следует учесть, что по храмам епархия была одной из самых разорённых, а по экономическому рейтингу среди регионов РФ находится на предпоследнем месте).
Запрещены и изгнаны из епархии десятки священников (по некоторым сведениям – до сотни). Так, некто о.N, строивший храм в деревне, был вызван еп. Иосифом и обвинён в краже 2,5 млн. руб., при этом ему не было показано ни одного подтверждающего документа. Епископ обещал его посадить в тюрьму, если он не отдаст ему деньги. Напуганный батюшка продаёт квартиру в Подмосковье, купленную когда-то ему родителями, машину, и приносит деньги епископу наличными. Тот забирает деньги, пишет ему отпускную грамоту из епархии и велит убираться прочь, грозя ему тюрьмой, если тот опять появится в епархии. Это только один случай постоянного вымогательства денег с приходов. Еп. Иосиф заявляет так: «Если не могут платить – значит храм им там не нужен. Тогда – закроем».
Неугодное священство подвергается постоянной травле по нелепейшим поводам. Основатель монастыря архим. Амвросий (Юрасов) был снят с настоятельства Введенским женским монастырём («по уставу не положено»), и когда он, как духовник и старший священник большого клира монастыря, подписал расписание месячных служб духовенства монастыря и тогда ещё пяти подворий, висящее в алтаре монастырского собора – он был вызван еп. Иосифом на «дисциплинарную комиссию» епархии. С его точки зрения – составить список служащих должна была игуменья (!).
Отдельная тема – это помощник еп. Иосифа, его секретарь игумен Виталий (Уткин), начавший свою карьеру вместе с Иосифом в рязанском Иоанно-Богословском монастыре. Не касаясь его весьма своеобразных взглядов, обильно разсыпаемых им в интернете (такие как ярый антимонархизм, призывы «войскам подавлять народные волнения и стрелять в народ»), интересна его деятельность вполне материального характера. Иг. Виталий (Уткин), явно с покровительства своего патрона, ездит по епархии и изымает, якобы на «ответственное хранение в епархии» или «на реставрацию», старинные иконы, заставляя настоятелей на их место заказывать копии, но иконы исчезают и их нет в епархии. Распоряжения даются устно, в категорической форме – но не давая расписок в получении икон, чтобы не оставлять следов. Уткин хорошо известен профессионалам чёрного рынка икон. Так, изъяты старинные иконы из древнего храма села Холуй, из храма села Красного под Палехом, из ещё целого ряда храмов. Ряд священников был снят с настоятельства храмами и – кто переведён на другие приходы, а кто и изгнан – именно за то, что отказались своими руками разорять свои храмы и передавать иконы Уткину. Формулировка снятия – «за непослушание правящему архиерею».

Фонд «Вознесение» и новый храм

Как сообщают, оказавшись на Ивановской кафедре, еп. Иосиф заявил окружению, что ему надо избавиться от нескольких священнослужителей, назвав в частности архим. Амвросия (Юрасова), архимандрита Никона (Фомина), схиигумена Митрофана (Лаврентьева) и некоторых иных. С тех пор и началась их постоянная травля.
В 2008 г., когда все проектные работы были завершены, Совет попечителей строящегося храма Вознесения (который возглавляет бывший мэр города Иваново, а теперь замгубернатора А.Г. Фомин) обратились к новому архиерею Иосифу (Македонову) с просьбой освятить место строительства – епископ отказался. Фонд «Вознесение» и городские власти опять обратились с просьбой к епископу Иосифу ходатайствовать перед Патриархом присвоить будущему храму статус «Покаянного храма-памятника в месте начала русской смуты», где в 1905 г. появились первые «советы», но епископ жёстко отказал.
Виталий Уткин от лица Ивановской епархии официально заявил, что епархия к новому строящемуся храму Вознесения не имеет никакого отношения, вызвав у горожан удивление («Ивановская газета»). Но дальше было интереснее.
Губернатор М. Мень и еп. Иосиф приехали в Москву уже к патриарху Кириллу и просили патриаршего благословения на… строительство нового соборного храма Вознесения. Фактически Патриарха ввели в заблуждение, это если очень мягко сказать. Ему преподнесли всё так, как будто такого храма не существует, его строительства не ведётся, зато они – берутся его построить. Патриарх Кирилл дал еп. Иосифу и губернатору Меню благословение на строительство нового Вознесенского храма, добавив, сколько о той встрече известно, что надеется, что не будет в России недостроенных храмов. По имеющимся сведениям – такой храмовый комплекс строить в нищей Ивановской области не на что.
Весной 2008 года еп. Иосиф встречался с теми предпринимателями, которые помогают в Иванове Фонду «Вознесение» в строительстве храма Вознесения (настоятелем которого с самого начала поставлен архим. Амвросий), и спросил: сколько денег надо для достройки храма? Они отвечали, что ещё больше 25 млн., и на его вопрос: найдут ли они такие деньги – те ответили утвердительно. Но начался кризис и строительство затянулось.
В начале лета 2011, на собрании духовенства епархии, еп. Иосиф обвинил руководство Фонда «Вознесение» в том, что они украли более 26 млн. руб. и пригрозил Фонду уголовным преследованием, если он не получит этих денег. При этом Фонд «Вознесение» – общественная организация, среди его учредителей нет Ивановской епархии, он ни епархии, ни областной власти никак не подотчётен (он межрегиональный, и осуществляет свою деятельность в разных регионах РФ), аккуратно ежегодно сдаёт свою финансовую отчётность и никак не может быть что-то «должен» Ивановской епархии.
После этого начались доносы (сейчас их именуют «рапорты») еп. Иосифа в Московскую Патриархию и местную полицию.
Донос в Патриархию еп. Иосифа от 12.10.2011 не известен по тексту, но по ответу из Москвы видно, что Патриархия была обманута еп. Иосифом, т.к. в нём прямо указано, что это ответ на его рапорт «…по итогам проведённой Епархиальным управлением проверки деятельности Межрегионального общественного фонда «Вознесение»» – тогда как такой проверки не было, ибо общественные организации в принципе не подотчётны епархиям РПЦ (за тем исключением, когда они ими учреждены или соучреждены). Тем не менее, из канцелярии Патриарха 24.11.2011 в Ивановскую епархию на имя еп. Иосифа поступает резолюция (№ ПК-01/2279): «»Патриаршее благословение на деятельность … фонда «Вознесение» отзывается до полного выяснения обстоятельств его деятельности. Прошу проинформировать об этом руководство Фонда». Архиеп. Истринский Арсений».
В тот же день (а возможно – и час) еп. Иосиф направляет архим. Амвросию «Указ № 306», в котором сказано: «В соответствии с резолюцией… (следуют повторения текста из канцелярии патриарха) …настоящим указом у архимандрита Амвросия (Юрасова) с 25.11.2011 г. отзывается благословение на занятие поста президента вышеупомянутого фонда вплоть до полного выяснения обстоятельств деятельности этого фонда… еп. Иосиф.»
Но этого мало. Началась компания по оклеветанию руководства Фонда. Так, в прямом телефонном разговоре с прот. Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, еп. Иосиф заявил, что на Фонд заведено более «20 уголовных дел» (!!). При этом сделанный из Фонда запрос о подобных «делах» – вызвал в Ивановской прокуратуре и поначалу даже в полиции лишь недоумение (от 08.12.2011, № 15-529-2001). Но затем местные полицейские чины во главе с замом начальника УМВД по Ивановской области А.Л. Римским стали пытаться нарыть на Фонд и его основателя компромат, опрашивая местных жителей и прихожан монастыря, «известно ли им, как много денег разворовал монастырь и Фонд?» Такие вопросы вызывали изумление местных жителей.
Также Фонд «Вознесение» был оклеветан еп. Иосифом перед митрополитом Кубанским Исидором, в епархии которого действовали отделения Фонда по подготовке православных учителей. Митрополит Исидор 8 декабря также отозвал своё благословение и распорядился: «С данного числа отделения прекращают свою деятельность».
Но этим, понятно, не кончилось. Последовал новый «Указ № 332 от 12.12.2011 г.», в котором «на основании решений Епархиального Совета и Духовного Собора (??) Введенского женского монастыря г. Иваново (п.2 Протокола № 14 от 10.12.2011 г.) БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ:
1. Запретить проживание лиц мужского пола в ограде Введенского женского монастыря города Иваново.
2. Игумении Марии (Перепеча), настоятельнице Введенского женского монастыря г.Иваново, в срок до 10 Января 2012 г. обеспечить создание мужской монашеской общины на подворье Свято-Введенского женского монастыря «Сергиева Пустынь» в д. Стоянцево Лежневского р-на.
3. В состав данной общины включить всех лиц мужского пола (священнослужителей, монашествующих, послушников и трудников), ныне проживающих на территории Введенского женского монастыря…
4. …
5. Старшим священнослужителем мужской монашеской общины «Сергиева Пустынь» в д. Стоянцево Лежневского р-на назначить духовника Введенского женского монастыря г. Иваново архим. Амвросия (Юрасова).
6. Для размещения священнослужителей на период несения ими в Введенском монастыре седмичной череды настоятельнице … игумении Марии подготовить место проживания за пределами монастырской ограды.
…Еп. Иосиф» (везде сохранена орфография указа)
Если перевести весь этот «Указ» на человеческий язык, то это всё значит, что один из самых уважаемых духовников в России, которого многие почитают за старца, 73-летний архимандрит выкидывается среди зимы из основанного и отстроенного им более чем за 20 лет монастыря на улицу. Причем это решение подаётся так, как сам «Духовный Собор» священнослужителей – сам выставил себя из монастыря, который они окормляют, в самое подходящее, для жизни в чистом поле, время года. Поистине «шедевр» в данном указе – это повеление игуменье женского монастыря (!!) «обеспечить создание мужской монашеской общины», да ещё в срок меньше месяца – уникальный «духовный рывок», не имеющий в современности аналогов.
Примечательно указание игуменье Марии «подготовить место проживания за пределами монастырской ограды» для служащих отцов. Во-первых, для священнослужителей был выстроен отдельный корпус, совершенно отделённый от сестринских келий. Во-вторых, монастырь едва сводит концы с концами, ибо сам строит Вознесенский храм (монастырь – заказчик, а Фонд «Вознесение» является подрядчиком работ по строительству и изыскивает на него деньги), несёт большую социальную нагрузку по помощи бедным и больным, школам и колониям, и не имеет возможности купить в городе жильё для своих священников. И в третьих, но главное: жить монахам на съёмных квартирах, среди мирян – есть для монаха соблазн и нарушение «уставной монашеской жизни» много большее, чем на монастырской территории в отдельном корпусе, чего епископ, обязанный хотя бы формально поддерживать в епархии «монашеские правила» – не может не знать.
Но еп. Иосиф идёт дальше. Он уже отнял у монастыря гостиницу на 50 мест, построенную архим. Амвросием для паломников (приезжавших отовсюду во множестве в Введенский монастырь), чтобы поселить в ней… 5 учениц «иконописного класса» своего микроскопического духовного училища. О духовных училищах – речь отдельная: хоть они формально и есть, но на практике в течении многих лет он очень мало кого рукополагает, и все выпускники Ивановских «духовных школ» (если их можно так громко назвать) – уезжают рукополагаться в другие епархии, хотя, это возможно и оттого, что и они понимают – с каким владыкой придётся имеет дело…

Итоги

Духовенство и насельники Свято-Введенского женского монастыря в г. Иваново решили молить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о даровании монастырю ставропигиального статуса (по возможности – со всеми отстроенными подворьями) и, по возможности, обращение строящегося Вознесенского храма в Патриаршее подворье. Иначе в результате разжигающегося еп. Иосифом и коррумпированной полицией скандала вокруг строительства храма и монастыря могут быть уничтожены и то, и другое. Совет попечителей Фонда «Вознесение» готов просить об этом Святейшего Патриарха Кирилла.
Недавно в в монастыре прошел обыск, при котором были изъяты все документы деятельности Фонда на основании того, что «по их данным», как заявила следователь Осмачко О.Н., у них «есть доказательства» в растрате из Фонда 19 тыс. руб. в начале 2010 г. (!). Документы изъяты без описания и даже без расписки об их изъятии. Были также обысканы помещения монастыря, к Фонду «Вознесения» не имеющие никакого отношения. Нужно ли говорить, что обыском и изъятием этих документов командовал иг. Виталий (Уткин) с группой полиции, причём монахиням и священникам Свято-Введенского монастыря было искренне непонятно: кто из них обыском и друг другом командует?
Были даны два репортажа по Ивановскому телевидению (телекомпания «Барс»), в которых опорочено как руководство Фонда «Вознесение», так и само строительство храма. В первом репортаже 31.12.2011 (http://rutube.ru/tracks/5191770.html) было вполне серьёзно, но абсолютно бездоказательно поведано о «жутких преступлениях» в Фонде.
Самое пикантное здесь то, что если сам Фонд – есть юридическое лицо, пострадавшее от чьей-то растраты, – то именно это «пострадавшее лицо» и подвергается атаке и расправе самым ошеломляющим образом.
Второй репортаж – должен был, видимо, исправить идиотизм предыдущего. Что из этого вышло – судить зрителю. Теперь уже А.Л. Римский, выступив по местной телесети, поведал о том, что разоблачена «преступная группа» в лице руководства Фонда «Вознесение», которая расхитила несметные сокровища, увела деньги зарубеж и скупила там недвижимость. Обалдевшие жители Ивановской области теперь, похоже, с помощью тов. Римского, скоро начнут понимать, в чём подлинная причина разрухи в их несчастном отечестве: все их беды – а главное: безысходная нищета и разорение родных предприятий и ферм – именно от того, что появился несколько лет назад в их городе Фонд «Вознесение», который и привёл область к полному разорению…

Сергей ПИСЕМСКИЙ

«Русский Вестник», 3 (839) 2012

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *