Митрополит амфилохий радович

митрополит Амфилохий (Радович)

Родился в день Рождества Христова, 7 января 1938 года, в селе Баре Радовича, в Нижней Мораче; при крещении получил имя Ристо («Христос»).

При монастыре Морача окончил начальную школу. В 1962 году окончил Духовную академию Святого Саввы в Белграде; учился на философском факультете Белградского университета по специальности классическая филология, затем в Берне (Швейцария) и в Риме.

В Греции, где провёл 7 лет, принял монашество и был рукоположён в священника Элладской церкви; защитил докторскую диссертацию, посвящённую святителю Григорию Паламе (на греческом языке).

Год провёл на Святой Горе, откуда был направлен преподавать в Париж в Свято-Сергиевский институт.

С 1976 года преподаватель на кафедре православной педагогики в Белградской Духовной академии Иоанна Богослова.

В мае 1985 года, по избрании епископом Банатской епархии, в город Вршац. Архиерейская хиротония последовала 16 июня того же года.

30 декабря 1991 года был возведён в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского и Экзарха Священного трона Печского.

Ввиду госпитализации Патриарха Павла с 13 ноября 2007 года, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский собор Сербской церкви постановил временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием.

В день кончины патриарха Павла, 15 ноября 2009 года, на экстренном заседании Священного Синода Сербской Церкви избран местоблюстителем Сербского патриаршего престола.

С 21 мая по 18 ноября 2010 года являлся временным администратором Рашско-Призренской епархии.

В связи с проведением в Белграде 10 октября 2010 года гей-парада, назвал шествие секс-меньшинств «ядом, который разливается по улицам Белграда», добавив, что он «страшнее урана». Митрополит также заявил, что Содом заразил «современную цивилизацию» и «поднялся на пьедестал божества» в связи с чем призвал бойкотировать шествие. Представители ЛГБТ немедленно обвинили митрополита Амфилохия в гомофобии, в связи с чем член комитета по защите прав секс меньшинств Сербии Невена Петрушич потребовала от митрополита извинений в противном случае пригрозив судебным разбирательством.

26 мая 2011 года была образована Буэнос-Айресская епархия, включающая в себя приходы в Южной и Центральной Америке. Администратором новосозданной епархии был назначен архиепископ митрополит Амфилохий.

Был обвинён в попытке разжигания ненависти и проклятия правительства Черногории за фразу «кто уничтожит церковь, да уничтожит Бог его самого и его потомство», в связи с чем 23 июня 2011 года был вызван в суд, который по требованию митрополита перенесён на более позднее время. В случае положительного решения суда, митрополиту грозит штраф.

11 февраля 2015 года в академическом актовом зале ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий торжественно вручил митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию (Радовичу) докторский крест и диплом о присвоении степени почётного доктора Санкт-Петербургской православной духовной академии.

Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Член Союза писателей Сербии и Черногории.

Про славян

Петр II Петрович Негош был сторонником единства и братства славянских народов. Это правитель, отдавший все свои силы и поэтический талант во имя блага родной Черногории.

3 ноября 1813 года в небольшом черногорском селении Негуши в семье Томо Маркова родился мальчик, который при крещении получил имя Радивое (сокращенное – Раде) – будущий правитель Черногории и крупнейший черногорский поэт Петр Петрович Негош. Однако он не сразу стал наследником черногорского престола, поскольку его дядя – митрополит (владыка) Петр I Петрович избрал своим преемником племянника Георгия Петровича. Но тот после окончания образования в России предпочел поступить на русскую военную службу. Митрополит Петр I обратил внимание на Раде.

Негуши

Будущий черногорский правитель провел раннее детство в родном селении. Как каждый крестьянский мальчик он пас скот. С вершины горы Ловчей он мог видеть границы небольшой Черногории. Под звон гуслей Раде впервые услышал черногорские народные песни и предания, которые горячо полюбил. В них воспевалось героическое прошлое черногорцев, что находило восторженный отклик у впечатлительного мальчика. Многие песни он знал наизусть и сам пел.

В 1825 году митрополит Петр I пригласил Раде к себе в Цетинский монастырь для обучения грамоте. Обнаружив его одаренность, он направил его для продолжения учебы к монаху Йосифу Троповичу в монастырь Савина, возле Херцег-Нови в Боке Которской (Австрийская империя). Наряду с учебой юноша знакомился с городской жизнью, что способствовало расширению его кругозора. Однако он пробыл там недолго и уже через два года вернулся в Цетинье.

Цетинье

Митрополит поручил воспитание наследника своему секретарю, известному сербскому поэту Симе Милутиновичу Сарайлии (уроженцу Боснии). Милутинович собирал материалы для написания черногорской истории, народные песни и сочинял исторические драмы. Но наибольшей популярностью пользовались его патриотические стихи. Хотя Милутинович не мог дать своему ученику фундаментального образования, общение с сербским поэтом пробудило у юноши жажду знаний, любовь к литературе и стремление к поэтическому творчеству. Раде сам стал сочинять стихи. Он посвятит своему учителю поэму «Луч микрокосма» (1845 год), которую начнет словами: «Да, всегда мне милый, наставник мой, сербский певчий». И затем в стихотворении на смерть Симы Милутиновича, высоко ценя его роль в пробуждении вольнолюбивых стремлений славянских народов, Негош заключит: «Дорогое воспоминание останется о тебе среди славянства».

Сима Милутинович Сарайлия

Понимая, что полученных знаний недостаточно, Негош всю жизнь занимался самообразованием. Он собрал большую библиотеку, изучал иностранные языки и в подлиннике читал русские, французские и итальянские книги. Поэт проявлял интерес не только к литературе, истории и философии, но также к политике и точным наукам. Благодаря знанию русского языка он получил возможность познакомиться с переводами шедевров мировой литературы. Сам перевел на сербский язык несколько отрывков из «Слова о полку Игореве». Свободное владение русским языком облегчило ему в дальнейшем переписку с государственными деятелями России.

После смерти митрополита Петра I 17-летний Раде становится правителем Черногории. На его плечи легли тяжелые и ответственные обязанности. В 1830 году скупщина, подтвердив завещание Петра I, признала его законным наследником престола. После этого предстояло принять монашеский обряд, поскольку в Черногории правителем было духовное лицо. При пострижении в монахи Раде принял имя Петр в знак уважения к своему заслуженному предшественнику и был посвящен в сан архимандрита.

В историю он вошел как Петр II Петрович Негош – мудрый правитель, талантливый поэт, мыслитель.

Петр II Петрович Негош

В это время Турция не прекращала попыток утвердить свою власть над Черногорией. Постоянно существовала угроза ее внезапного нападения, поэтому черногорцы всегда были на страже. Зажатая в горах между Австрийской и Османской империями, Черногория была почти изолирована от внешнего мира. Население с трудом могло прокормиться на небольшой замкнутой территории с крохотными участками, раскинувшимися в долинах гор. Чтобы вернуть плодородные земли, находившиеся под османской властью, Петром II были предприняты две безуспешные попытки овладеть Подгорицей. Неурегулированный государственный статус (Черногория отказывалась признавать турецкую власть) и отсутствие зафиксированных границ приводило к тому, что на границах с Османской империей не прекращались кровопролитные столкновения.

Молодому правителю предстояло продолжить реформаторскую деятельность своего предшественника. Впоследствии он скажет: «Черногория представляла жалостное зрелище междоусобий и всякого рода несогласий; сильный грабил бессильного, племя с племенем сражалось и не было и не существовало спокойствия, право сильного торжествовало». Необходимо было укрепить центральную власть и навести в стране порядок: искоренить племенные междоусобицы и кровную месть, уносившие многие человеческие жизни. Положение осложнялось противостоянием оппозиции народных старейшин, которую в основном составляли влиятельные воеводы, стремившиеся ограничить власть митрополита духовными делами. Среди оппозиции наибольшие опасения вызывал губернатор Вуко Радонич, намеревавшийся при поддержке Австрии сосредоточить в своих руках всю полноту светской власти.

Вуко Радонич

Петр II Петрович Негош решил начать с ликвидации должности губернатора – соперника в борьбе за власть в Черногории. Поводом для этого послужили обнаружившиеся связи его с австрийскими властями. Решением скупщины Вуко Радонич был объявлен изменником и лишен своего звания. Однако Вуко Радонич не оставлял своих попыток вернуть власть. Чтобы обеспечить себе поддержку Петр II решил отозвать из России Ивана Вукотича и его племянника Матея Вучичевича, которым покойный митрополит поручил представлять там интересы Черногории. Российские власти переслали с ними в Черногорию 17 тысяч дукатов. Благодаря этим денежным средствам черногорский правитель смог приступить к созданию государственного аппарата.

  • В 1831 году был учрежден высший административно-судебный орган – Сенат в составе 16 человек.
  • Созданы гвардия и «перяники» (так назывались первые судебно-полицейские органы).
  • Для управления племенами были назначены капитаны.

Первым президентом Сената стал Иван Вукотич, который сначала оказывал поддержку Петру II. Через год Сенат принял решение об аресте Вука Радонича, продолжавшего плести интриги, а затем об изгнании его вместе с семьей из Черногории. Но вскоре Иван Вукотич, воспылав политическими амбициями, попытался использовать свое положение президента Сената для узурпации всей светской власти. Для проведения в жизнь своего плана он надеялся заручиться поддержкой сторонников Вука Радонича. Но его честолюбивые замыслы потерпели крах, и он, а затем и его племянник, затаив злобу, покинули Черногорию. После их отъезда Петр II становится единственным правителем страны.

В 1833 году в Черногории было введено трехстепенное налогообложение. Но местные доходы не могли покрыть расходы на содержание государственного аппарата. Продолжение реформаторской деятельности требовало денежных средств. Черногорский правитель решил отправиться за поддержкой в Россию, которая с начала XVIII века оказывала покровительство Черногории, а также денежную помощь и дипломатическое посредничество. Предстояло и посвящение в духовный сан. При этом он надеялся, что русская поддержка укрепит его положение в стране, поскольку у разгромленных им политических соперников оставались сторонники.

В Вене он получил у российского посла Д.П. Татищева паспорт и рекомендательное письмо, в котором указывалось, что «твердое и справедливое» правление молодого архиерея обеспечило ему доверие народа, что является достаточным для царского решения о посвящении его в сан владыки, что даст ему возможность вершить власть с еще большим успехом.

Петр II прибыл в Петербург, где в официальных кругах ожидали его приезда. Николай I и Синод согласились на посвящение его в епископы, несмотря на двадцатилетний возраст архимандрита.

В Преображенском соборе в торжественной обстановке состоялось посвящение черногорского правителя в епископы. На церемонии присутствовали царь, его свита и высшее духовенство. Петр II Петрович стал первым черногорским митрополитом, получившим посвящение в России. В дальнейшем в знак уважения русской церкви к «древности сей епархии» и в доказательство любви к «принявшему от нее поставление свое архипастырю» по предложению Николая I Синод возвел молодого епископа в сан архиепископа.

Пётр II Петрович Негош

Негош пробыл в столице несколько месяцев. Город на Неве с ее гранитными берегами, величественными храмами и дворцами восхитил поэта. В своем письме Вуку Караджичу, с которым Негош познакомился проездом в Вене, он поделился своим впечатлением от Петербурга: «Наслаждаюсь дивным видом и прекрасными зданиями… одной из красивейших европейских столиц». Впоследствии свое восхищение городом он выразил в стихотворении «Река Нева, зеркало души человеческой», в котором упоминает о раскинувшихся на ее берегах храмах и красивых зданиях.

Основное время в Петербурге Негош находился в кругу сановных лиц. Его наставником был князь А.Н. Голицын, а в его отсутствие – директор Азиатского департамента К.К. Родофиникин, обер-прокурор Синода С.Д. Нечаев. Молодой красивый правитель пользовался огромным успехом в светском обществе.

«Прекрасной наружности, роста очень высокого даже между черногорцами, с выражением умным, глазами более задумчивыми, чем блестящими, он имел манеры чрезвычайно приятные; ничего неровного, резкого, угловатого в общении. Владыка привязывал к себе с первого знакомства; но кто знал его ближе, тот не мог не привязаться к нему всею душою».

В частных домах, где удалось побывать Негошу, он знакомил русскую публику с сербскими народными песнями. В результате этого черногорский поэт завел много новых знакомств. Пребывание в Петербурге Негош использовал также для углубления своих знаний по литературе и русскому языку.

Результатом его поездки явилось расширение связей с Россией. В переписке он стал теперь сам обращаться ко многим официальным лицам, с которыми познакомился в Петербурге. Русская поддержка во многом способствовала укреплению его позиций в стране, где был высок престиж России. В Черногорию было направлено 5 тысяч дукатов «на устройство и благосостояние» страны.

В России Негош увидел, насколько храбрость черногорского народа превосходит его образование. Горячо любя свою родину, он надеялся видеть ее процветающей на поприще просвещения и науки, чтобы ее верные сыны «могли бы обороняться не только оружием, но и пером разумным». По возвращении в Черногорию Негош прилагает все свои усилия для развития просвещения. Некоторым подспорьем было то, что из России он вывез не только иконы, но и книги. Российское правительство предоставило Черногории 3 тысяч рублей на развитие культуры и 300 рублей на пополнение библиотеки. В Цетинье была открыта первая светская школа. Петр II Негош возобновил также издательскую деятельность, основав типографию в Цетинье. В этой типографии вышли его первые поэтические произведения – «Лик ярости турецкой» и «Отшельник цетинский».

В Петербурге во время аудиенции у Николая I и в Министерстве иностранных дел владыке внушали мысль о необходимости поддерживать добрососедские отношения с Австрией и Турцией. Россия находилась в союзнических отношениях с этими государствами. Однако, несмотря на мирные намерения Петра II, на границах с Османской империей происходили кровопролитные столкновения из-за спорного статуса пограничного округа Грахова, так как его население не желало признавать османскую власть. В 1836 году положение в стране осложнилось в связи с неурожайным годом. Полученные из России деньги кончились. Отсутствие денежных средств грозило крахом всех реформ.

Черногорский владыка решил снова отправиться в Россию. Но на этот раз российское правительство не хотело принимать его, так как опасалось обострения отношений с Турцией, болезненно воспринимавшей контакты России с черногорским митрополитом. Кроме того, до него дошли клеветнические слухи, которые распространял в Министерстве иностранных дел Иван Вукотич. Он утверждал, что владыка якобы заложил у австрийских банкиров монастырь Маини и церковные драгоценности. Вукотич возлагал также ответственность на него за нестабильность в стране и возникновение пограничных и межплеменных конфликтов. Под влиянием этих слухов возникло недоверие к Петру II. Российскому вице-консулу Еремию Гагичу, который ведал отношениями с Черногорией, было дано распоряжение воспрепятствовать его поездке в Петербург. Несмотря на это, владыка выехал из Черногории, но в Вене в российском посольстве ему было предложено вернуться домой.

Пробыв некоторые время в Вене и потеряв надежду на поддержку России, черногорский правитель решил отправиться во Францию, чтобы там добиваться помощи. Российское правительство отнюдь не желало потерять Черногорию в качестве своего союзника. Тогда владыке была предоставлена возможность посетить Россию. Большое влияние на положительное решение вопроса было оказано полковником Я.Н. Озерецковским, состоявшим на службе при российском посольстве в Вене. Там произошла его встреча с Петром II. Умный русский дипломат отнесся с пониманием к проблемам Черногории. В своем донесении, направленном в Петербург (после служебной поездки в Черногорию), он объяснил, почему черногорскому правителю было крайне необходимо приехать в Россию. Он указал, что ежегодно высылаемая русская субсидия в 1 тысячу червонцев является недостаточной для претворения в жизнь планов по наведению порядка в стране.

Согласившись на прием Петра II, Николай I выдвинул условие, чтобы по пути в столицу он сделал остановку в Пскове, «пока не просветлится истина». Для его встречи был назначен капитан Корпуса жандармерии Федор Ракеев. Петр II прибыл в Псков и псковский губернатор А.Н. Пещуров сам пришел встретить владыку в подготовленной для него квартире Псковского подворья, чем Петр II остался доволен. Затем его поселили в специально снятом частном доме, поскольку в подворье оказалось сыро.

Не исключено, что Негош посетил Святогорский монастырь и могилу Пушкина. После похорон русского поэта прошло совсем немного времени. Возможно, Негошу удалось узнать подробности трагической гибели великого поэта. Впоследствии он посвятит ему стихотворение «Тени Пушкина», в заключительных строках которого есть упоминание «о земном священном прахе певца великого народа».

В Пскове владыка пробыл 12 недель. К этому времени в Министерстве иностранных дел было получено известие от Е. Гагича. Гагич, не всегда лестно отзывавшийся о Петре II Петровиче, на этот раз сообщил, что «народ действительно претерпевает большую нужду, но имеет доверие к владыке». Кроме того, директор Азиатского департамента К.К. Родофиникин доложил о «ложности предоставленных обвинений».

Петр II прибыл в Петербург и пробыл там 35 дней. Спустя несколько дней после его приезда состоялась аудиенция у царя. Николай I назначил Черногории новую субсидию в 80 тысяч рублей. Вместе с тем правительство решило направить в Черногорию представителя, хорошо знающего черногорские условия. Выбор пал на Я.Н. Озерецковского. Он должен был доставить денежную субсидию и проследить, чтобы она была употреблена на нужды народа и благоустройство страны.

Поездка Петра II в Петербург имела большое значение для развития русско-черногорских отношений. Увеличивается роль Черногории в балканской политике России, несмотря на ее небольшие размеры и экономическую неразвитость. Российское правительство учитывало военно-стратегическое значение этой дружественной славянской страны в борьбе против Турции.

Финансовая помощь России дала возможность черногорскому правителю продолжить усилия по созданию государственного аппарата. По возвращении в Черногорию он образовал новый Сенат в составе 12 человек, полностью подчинявшихся ему. Было увеличено число «перяников» до 30 человек и расширена гвардия до 420 человек.

Проведение административной реформы на местах проходило в упорной борьбе с племенным сепаратизмом. Племенные старейшины отчаянно сопротивлялись лишению их привилегий. Но владыке пришлось вооруженным путем подавлять сопротивление оппозиции, хотя это не способствовало его популярности. На эту жертву он был вынужден пойти во имя укрепления государственной организации.

В результате проведенных преобразований в руках Петра II фактически сосредоточилась абсолютная власть в стране, что заложило основу монархического режима во главе с династией Петровичей Негошей.

Значение реформаторской деятельности Петра II Петровича состояло в том, что путем радикальной ломки старых общественных отношений ему удалось заставить всех граждан соблюдать законность. А это сделало возможным принять решительные меры по ликвидации кровной мести, которая к концу его правления перестала быть массовым явлением. Таким образом, был открыт путь развитию в стране новых общественных отношений. Сам владыка с гордостью говорил: «Я уничтожил это варварство, водворил мир и тишину, обеспечил жизнь и достояние каждого». Реформы Петра II подготовили почву для перехода к светскому государству, которое оформилось в виде монархии.

Внешняя политика митрополита Петра II была направлена на укрепление независимого положения черногорского государства. Поскольку Черногория была вынуждена вести мирную политику, ее правитель лишался возможности активизировать действия по реализации важного внешнеполитического требования – присоединения плодородных земель за счет освобождения находящейся под властью Турции славянской территории.

После переговоров в 1838 году было заключено соглашение с боснийским и герцеговинским везирами, регулирующее положение Грахова, из-за которого возникали частые пограничные столкновения. Соглашение определяло управление Граховом (права на него были поделены между обеими сторонами) и порядок уплаты налогов Турции.

Затем мирный договор в 1842 году с герцеговинским везиром Али-пашой Ризванбеговичем определил границы Черногории с Герцеговиной. В договоре Черногория впервые называлась «независимой областью». Следующим шагом, способствующим упрочению ее внешнеполитического положения явилось разграничение с Австрийской империей. В 1839-1841 годах благодаря посредничеству России была определена черногорско-австрийская граница. Разграничение, проведенное к тому же без участия турецкого представителя, способствовало увеличению значения и престижа Черногории в глазах европейских правительств.

В 1843 году обострились отношения на черногорской границе в связи с нападением албанцев, Шкодерский везир захватил два острова – Лессендру и Вранину. Черногорцы были не в силах прогнать албанцев. Поездка Петра II в Вену в надежде на поддержку России и Австрии оказалась безрезультатной, поэтому решить вопрос дипломатическим путем не удалось.

Все эти годы государственные дела поглощали почти все его силы, но, будучи талантливым поэтом, Петр II Негош находил время и для поэтического творчества. Он опубликовал первый сборник «Отшельник цетиньский» и закончил поэму «Свободиада» (напечатана после его смерти в 1854 году). Расцвет его поэтического таланта приходится на 1844-1846 годы. Тогда помимо небольших стихотворений Негош создал свои самые крупные произведения: «Луч микрокосма», «Горный венец» и «Лжецарь Степан Малый». В своем поэтическом творчестве, начиная с первых юношеских стихов, черногорский поэт прошел сложную эволюцию.

Сборник «Отшельник цетиньский» написан под впечатлением поездки в Россию. Восторженные чувства у него вызвали могущество России и успехи в ней просвещения. Негош включил в сборник оды в честь царя Николая I, цесаревича Александра Николаевича и русских вельмож. Несколько стихотворений посвящено дружественным лицам. В сборник включены также стихи, приуроченные к определенному случаю и сатирическое стихотворение о турецком султане.

В оде в честь Николая I, представляя царя как защитника и опору славян, молодой черногорский правитель не замечает за внешним блеском николаевского режима его отрицательной изнанки – сохранения крепостного права с его тяжелой участью крестьянства. Но восхищаясь мощью Российской империи, тем самым он как бы отдает должное России за ее помощь Черногории. Из-за пристрастия к греческой мифологии и способа поэтического выражения в его одах наблюдается влияние поэзии Державина. Влияние классицистического стиля заметно в некоторых стихотворениях поэм «Свободиада» и «Луч микрокосма». Но как поэт, Негош не ограничивался подражанием. Это был человек с широким кругозором, хорошо знающий произведения русской и западной классики, что дало ему возможность подняться над узостью классицизма и достигнуть новых художественных высот.

В 30-е годы XIX века Негош предстает как выразитель идей югославянского национального Возрождения, как просветитель и поборник братства и единства славянских народов в борьбе за свободу.

Патриотическая тематика стала занимать значительное место в поэзии Негоша. Первостепенное внимание он уделяет воспеванию освободительной борьбы черногорцев, их мужеству и отваге, проявленных в сражениях с османскими поработителями. Основными источниками для поэта были героический черногорский и сербский эпос. В «Свободиаде» девять песен посвящены освободительной борьбе черногорского народа. Хронологически эти песни охватывают период с начала XVIII века (когда была одержана победа при Царев лазе в 1712 году) и до времени правления митрополита Петра I Петровича, под предводительством которого черногорцы нанесли поражение войскам Махмуда-паши Бушати в 1796 году, что положило начало фактической независимости Черногории.

Воспев в своих стихах героическую борьбу черногорцев и их жертвы во имя достижения свободы, Негош тем самым отразил чаяния всех порабощенных турками славян. Поэтому его творчество имело огромное значение в культурном развитии южнославянских народов. Значение и оригинальность поэзии Негоша состоит в неразрывном единстве правды жизни с общечеловеческими ценностями. В своих стихах и поэмах он часто называет славян братьями. Негош глубоко сочувствует угнетенному положению балканских славян.

В 1846 году Негош завершает свое лучшее и самое известное произведение – народную эпопею «Горный венец». Эту поэму он посвятил вождю сербского народа Карагеоргию. В основу сюжета положено историческое событие конца XVII – начала XVIII веков – истребление потурченцев-предателей (черногорцев, принявших ислам). В действительности, время истребления и изгнания потурченцев – спорный вопрос. К сожалению, об этом событии сохранилось не много достоверных сведений.

Поэма Негоша – художника и мыслителя – отличается самобытностью. В «Горном венце» он выступает как противник «темного царства» – Османской империи, как сторонник беспощадной борьбы за свободу черногорского народа. Борьба против предателей своего народа проходит через поэму красной нитью, но здесь не развертывается кровавых боев; события развиваются постепенно.

Поэма «Горный венец» глубоко народное произведение, как по языку, так и по форме и содержанию. В поэме широко представлена жизнь народа – его обычаи, образ мышления и характер. Это явилось результатом его внимательного отношения к фольклору. Он собирал народные изречения, предания, пословицы, поговорки и сказания о подвигах героев, поэтому фольклорные мотивы и образы органически вошли в поэму.

«Горный венец» по праву являлся «величественной национальной песней», гимном борьбы и надежд славянских народов на освобождение от ненавистного им чужеземного гнета.

Негоша занимали такие вопросы, как космическое божественное происхождение человека и бессмертие человеческой души, а также мироздание и космос. Свои первые попытки в этом направлении он предпринял, опубликовав в сборнике «Отшельник цетиньский» стихотворение «Черногорец ко всемогущему богу». В представлении поэта человеческая душа – «искра космического света» тяготеет к своему источнику – космосу.

В 40-е годы XIX века среди порабощенных народов Юго-Восточной Европы наблюдалось оживление национального движения, происходит усиление межславянских связей с целью претворения в жизнь национально-политических программ освобождения от чужеземного гнета. Негош оказался вовлеченным в водоворот политических событий. Он активно поддерживает в это время связи с Сербией. Негош стал горячим сторонником создания объединенного великосербского государства. Во время пребывания в Вене Петр II установил контакты с национальными деятелями, выступавшими за освобождение и объединение южных славян. Он взял на себя ответственность по привлечению к борьбе населения Герцеговины и других соседних земель.

Будучи дальновидным политиком, митрополит Петр II стремился пробудить в славянах Боснии и Герцеговины, принявших ислам, чувство славянской солидарности, считая этническое родство, единый язык важным связующим моментом. Он рассматривал славян-мусульман как единокровных братьев. Это было вызвано стремлением не только обеспечить безопасность черногорских границ, но и приобрести союзников. В переписке с везирами Герцеговины, Боснии и Северной Албании он напоминал об общих славянских корнях. Подобные действия черногорского правителя способствовали до некоторой степени установлению мирных отношений на границах с Османской империей.

Начавшееся в 1848 году революционное движение в Австрийской империи пробудило у Петра II надежду, что освободительная борьба охватит и южнославянские земли. Он решил начать боевые действия с овладения Бокой-Которской, население которой издавна тяготело к Черногории. Тогда было совершено нападение на Доброту (австрийское Приморье). В Боке-Которской усилились антиавстрийские настроения.

В Сербии был разработан план по объединению с ней Боснии и Герцеговины, Черногории и Северной Албании. Петр II сразу же без всяких колебаний дал согласие на сотрудничество. Он был согласен отречься от своих династических прав и удовлетвориться признанием его главой церкви в объединенном государстве. Впоследствии один из участников национального движения следующим образом характеризовал его позицию в этом вопросе:

«Владыка Петр II был человеком восторженной приверженности идее освобождения. Он не был ни эгоистичным, ни честолюбивым. Он действовал чистосердечно, с ним легко было договориться. Он был готов в любое время приступить к осуществлению сербской миссии».

Надежды Петра II на объединительную деятельность Сербии не оправдались. В отличие от него сербское правительство проводило умеренную политику. Будучи сторонником славянского единства, он мечтал об образовании более широкого государственного объединения, чем это предусматривалось.

Бока-Которская была охвачена антиавстрийским волнением. Население отказывалось платить подати. В связи с вторжением на ее территорию черногорцев, которые оказывали поддержку восставшим, австрийский министр внутренних дел просил Петра II прекратить вмешательство и отозвать черногорцев. Владыка в ответ на это потребовал уменьшения налоговых тягот, которые не в состоянии было уплачивать население из-за своей бедности. В случае выполнения этого требования «одного его слова» было достаточно для возвращения спокойствия в крае.

Поражение революции в Австрии привело к крушению планов создания объединенного славянского государства на Балканах. В то время эти планы не могли быть реализованы. Митрополит не встретил поддержки ни в России, правительство которой придерживалось осторожной политики, ни в Австрии, не намеревавшейся потворствовать осуществлению национальных программ своих подданных. Не рискнули прибегнуть к черногорской военной помощи и национальные деятели Хорватии и Воеводины.

Неудачные попытки, предпринятые владыкой во время революционных событий в Австрии, вызвали у него разочарование. К тому же у него обнаружилось серьезное заболевание туберкулезом легких. Для лечения он два раза ездил в Италию и в Вену. В Италии Негош посетил Венецию, Рим, Флоренцию и Неаполь. Находясь в Италии, он написал стихотворения «Рим», «Посещение Помпеи». Так же как в России, черногорский правитель пользовался большим успехом в обществе. Но в зрелые годы он не только любовался красотами Италии, но отмечал контрасты между роскошью богатых и вопиющей бедностью простого народа. С русскими и австрийскими аристократами Негош держался официально.

Мавзолей Петра II Петровича Негоша на вершине Ловчена

Негош умер рано в расцвете своего таланта, в возрасте 38 лет. Это случилось в тот же самый день, когда 21 год тому назад он стал правителем Черногории. В своем завещании он передал «своему несчастному, но геройскому народу» все наличные средства в сумме 50 тысяч рублей, хранящиеся в банке в Петербурге. Согласно его завещанию, он был похоронен на вершине Ловчена.

Хитрова Н.И. Исторические портреты. Народы Юго-Восточной Европы. Конец XVIII – середина XIX в. СПб.: Алетейя, 2012 г.

Поделиться в социальных сетях:

Митрополит Амфилохий: власть разжигает гражданскую войну в Черногории

Епископ Иоанникий: Кто думает унизить нашу веру, того унизит Бог Епископ Иоанникий: Кто думает унизить нашу веру, того унизит Бог
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Вечером 17 мая освобожденный из заключения епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий прибыл в свою резиденцию в монастырь вмч. Георгия в Беране. Митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал ситуацию с арестом в Черногории епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и семерых клириков Митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал ситуацию с арестом сербского духовенства в Черногории
В комментарии РИА «Новости» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион изложил позицию Русской Православной Церкви в связи с арестом в Черногории управляющего Будимлянско-Никшичской епархией епископа Иоанникия и семерых священнослужителей кафедрального собора города Нишича. Митрополит Порфирий призвал черногорские власти не уподобляться Энверу Ходже Митрополит Порфирий призвал черногорские власти не уподобляться Энверу Ходже
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий призвал власти Черногории не усугублять своими действиями и без того сложную ситуацию в связи с задержанием епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и священников епархии. Митрополит одним из первых выразил поддержку своему собрату архиерею, и напомнил черногорским политикам, что существуют и другие пути выхода из ситуации, в которую они завели общество и сами себя недавним принятием несправедливого закона о свободе вероисповедания. Сербская Церковь требует от властей Черногории освободить своего епископа Сербская Церковь требует от властей Черногории освободить своего епископа
Священный Синод Сербской Православной Церкви выпустил специальное обращение в связи с последними трагическими событиями в Черногории. Вечером 12 мая на праздник свт. Василия Острожского в г. Никшич был задержан и доставлен в полицию епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович). В Черногории почтили память невинных жертв агрессии НАТО В Черногории почтили память невинных жертв агрессии НАТО
По случаю годовщины преступной бомбардировки НАТО населенного пункта Мурино в Черногории результате которой было убито шестеро его жителей священник Боян Радунович совершил 30 апреля 2020 года Божественную литургию в местном храме Св. Параскевы. Протест верных Богу Протест верных Богу
В Черногории продолжает полыхать костёр протестов — десятки тысяч верующих уже не первый месяц выходят на крестные ходы и протестные акции, чтобы защитить каноническую Церковь от действий раскольников. Патриарх Ириней: За властями Черногории стоит великая адская сила Патриарх Ириней: За властями Черногории стоит великая адская сила
Святейший Патриарх Ириней считает, что за властями Черногории, стремящимися расколоть и уничтожить Сербскую Церковь, стоят очень влиятельные силы. Об этом он сказал в своей речи после литургии, общаясь к верующим, собравшимся на молитву и крестный ход в поддержку епархий Сербской Церкви в Черногрии. Очеред ной крестный ход в поддержку Церкви прошел в воскресенье 26 января в Земуне и Новом Белграде.

Митрополит Черногорско–Приморский

АМФИЛОХИЙ (РАДОВИЧ)

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ

ВЕТХОГО

ЗАВЕТА

Перевод с сербского Н. В. Ивкиной

под общей и научной редакцией

А. Г. Дунаева

Москва

Издательский Совет

Русской Православной Церкви

По благословению

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Алексия II

Заметка об авторе

Митрополит Амфилохий (по рождению Ристо) (Радович) родился на Рождество 7 января 1938 года в Баре Радовича на Нижней Мораче, от отца Чира и матери Милевы (урожденной Бакич). Среднюю школу он закончил в родном городе, а богословскую во имя святого Саввы в Раковице — в Белграде. Диплом на богословском факультете в г. Белград получил в 1962 году. На философском факультете в Белграде изучал классическую филологию. Большое влияние на митрополита Амфилохия оказали преподобный Иустин (Попович), великий богослов и духовник, и святогорский старец Паисий. Впоследствии он продолжил образование в Берне и Риме, откуда переехал в православную Грецию, где прожил семь лет, принял монашеский постриг и служил священником. В этот период в Афинах он защитил докторскую диссертацию (на греческом языке) о святителе Григории Паламе. После года, проведенного на Святой Горе, он уезжает в качестве профессора в Институт святого Сергия в Париж, а с 1976 года становится профессором на Богословском факультете святого Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в Белграде на кафедре катехетики с методикой религиозного наставления. Владеет греческим, русским, итальянским, немецким, английским и французским языками. В 1985 году избран епископом Банатским. Из Вршаца переехал в Цетинь, где в Сочельник Рождества 1991 года был хиротонисан митрополитом Черногорско—Приморским, Зетско—Бродским и Скендерийским и экзархом Печского престола. Член Союза писателей Сербии и Черногории.

Митрополит Амфилохий опубликовал следующие работы: «Тайна Святой Троицы по учению свт. Григория Паламы», 1973 (докторская диссертация на греч., издана в 1991 г.) ; «Смысл Литургии», 1974 (на греч.); «Синаиты и их значение в Сербии XIV века», 1981; «Филокалийное движение XVIII и начала XIX века», 1982 (на греч.); «Духовный смысл храма Святого Саввы на Врачаре». Вршац, 1989; «Возвращение душе чистоты». Подгорица, 1992; «Основы православного воспитания». Врнячка Баня, 1993; «Святосаввское просветительское предание и просвещенность Досифея Обрадовича». Врнячка Баня, 1994. Его перу принадлежат также переводы с сербского на греческий: Епископ Николай. «Кассиана» (роман), 1973; о. Иустин Попович. «Житие святого Симеона и Саввы», 1974, — и с греческого на сербский: «Старец Арсений Каппадокийский»; Митрополит Иоанн Зизиулас. «От маски к личности», 1993; «Премудрость Соломона», 1995; «Азбучный Отечник» (опубликован частями в журналах «Евангельский Зодчий», «Святая Гора»); избранные творения свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Григория Паламы. Некоторые проповеди опубликованы в журнале «Банатский вестник». На русском языке появились переводы ряда статей митр. Амфилохия, а также вышла книга «Основы православного воспитания» (Пермь, 2000; М., 2005 под заглавием «Человек — носитель вечной жизни», измененным издателями по согласованию с автором).

Кроме богословия, философии, переводов митрополит Амфилохий занимается поэзией, эссеистикой, составлением проповедей. Он является одним из самых переводимых и известных современных сербских богословов нашего времени. Решением Ученого совета Московской духовной академии, утвержденным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, митрополиту Амфилохию присуждена степень доктора богословия honoris causa (диплом вручен 2 января 2006 года в Большом актовом зале МДА).

Предисловие

Ветхий Завет, написанный рукой боговдохновенных людей Божиих, содержит и открывает нам тайну возникновения мира и человека, корни человеческой исторической драмы и историю (???????) событий и личности (?????????) в избранном народе Божием, всю до пришествия Христа. В нем отражается борьба евреев, борьба Иакова с Богом. А в ней и через нее — борьба каждого человека и каждого народа земли. Хотя Ветхий Завет — прежде всего книга еврейского народа, он содержит в себе универсальные послания, действительные для всех людей. Это особенно касается Авраама и других патриархов, Моисея и его закона, прозорливых пророков и их умения проникать в прошлое, в современные им события и в то, что происходило после них, вплоть до эсхатона (???????). Присутствие живого Бога и Его вечной Славы (шехинах) в судьбах народа, людей и в исторических событиях, дает смысл (?????) существованию и все озаряет внутренним светом. Триумф Добра над злом (?? ???????), Закона над беззаконием (??????), добродетели над грехом, святого Семени (Женского) над семенем змеиным — все это темы и ощутимая реальность, засвидетельствованная в общности избранного народа. Золотая мессианская нить как предсказания пришествия Спасителя (Мессии) проходит через все события и послания Ветхого Завета и подготавливает пришествие полноты во Христе Иисусе и Новом Завете.

Огромно историческое расстояние ветхозаветных документов. Написанные в разные времена, разными людьми, они содержат в себе отблеск Божией мудрости, как и течение человеческой жизни (???). Поэтому проникнуть в их глубину, охватить множество личностей и событий, исторических связей и влияний, внутренних и внешних, не легко и не просто. Все это проблемы и темы, которыми занималась и занимается как библейская и компаративная история, так и библейская археология. К этому необходимо добавить и библейскую герменевтику (???????????) (науку о толковании) и экзегезу (только толкование) ветхозаветных документов. Немаловажна и тема изучения ветхозаветных документов как литературных произведений своего времени, связанных с культурой, языком, обычаями, современными им идеями (????) и представлениями, литературными направлениями и т. д.

Это исследование первоначально было предназначено студентам богословского факультета и представляло собой ряд лекций в академических курсах 1977/8 и 1978/9 годов.

Учитывая повышенный интерес к Библии и истине (???????) библейского Откровения, и не только Нового, но и Ветхого Завета, имея также в виду огромный дефицит у нас основной литературы, занимающейся такими важными библейскими вопросами, которые помогали бы пониманию библейских посланий, мы приняли предложение студента Слободана Станишича и других напечатать это исследование вторым изданием. При этом первоначальное название «Толкование Ветхого Завета на протяжении веков. Краткая история ветхозаветной экзегезы» (Белград, 1979 год) для ясности было заменено названием «Исторический обзор толкования Ветхого Завета» .

К этому изданию также добавлены наш перевод ветхозаветной Книги Премудрости Соломона и издательский указатель паримий, т. е. текстов из Ветхого Завета, которые читаются на богослужении, особенно в великие праздники, и в которых чаще всего содержатся пророчества (?????????), соответствующие тому празднику, событию или личности, которые в этот день прославляются . Для облегчения пользования книгой издатель добавил сербско–греческий словарь основных понятий и словарь значимых имен .

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *