Мифы

Урок 5. Современные методы обучения

Продолжая тему прошлого урока, мы хоти познакомить вас с теми методами обучения, которые появились относительно недавно и активное внедрение которых в педагогический процесс только начинает осуществляться. Если говорить о традиционной образовательной системе, то в соответствующих ей учреждениях современные методы обучения можно встретить крайне редко, но что касается частных школ, тренинг-центров и других подобных организаций, то в их деятельности новые методики появляются всё чаще. О том, почему этим методам приписывают большую эффективность, нежели традиционным методам, вы узнаете из этого урока. Но кроме преимуществ, мы упомянем и основные недостатки инновационных методов, на которые следует обратить не меньшее внимание.

Для начала отметим, что современные методы обучения, в отличие от традиционных, характеризуются несколько иными признаки, а именно:

  • Современные методы обучения уже в процессе разработки адаптируются под особый педагогический замысел. В основе разработки лежит конкретный методологический и философский взгляд автора
  • Технологическая последовательность действий, операций и взаимодействий базируется на целевых установках, представляющих собой чёткий ожидаемый результат
  • Реализация методов предполагает связанную деятельность педагогов и учащихся, которая имеет договорную основу и в которой учитываются принципы дифференциации и индивидуализации, а также оптимальное использование человеческого и технического потенциала. Обязательными составляющими должно быть общение и диалоги
  • Педагогические методы планируются поэтапно, а воплощаются последовательно. Кроме того, они должны быть выполнимы любым педагогом, но гарантировать достижение поставленной цели каждым учащимся
  • Непременной составляющей методов являются процедуры по диагностике, которые содержат в себе необходимые для измерения результатов деятельности учащихся инструменты, показатели и критерии

Современные методы обучения во многих случаях могут не обладать психолого-педагогическим обоснованием, по причине чего классифицировать их каким-то единым образом довольно сложно. Но это не мешает не только применять их в учебной деятельности, но и не оказывает никакого существенного воздействия на успешность этого применения.

Современные методы обучения

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:

  1. Лекция
  2. Семинар
  3. Тренинг
  4. Модульное обучение
  5. Дистанционное обучение
  6. Ценностная ориентировка
  7. Кейс-стади
  8. Коучинг
  9. Ролевые игры
  10. Деловая игра
  11. Действие по образцу
  12. Креативные группы
  13. Разбор «завалов»
  14. Работа в парах
  15. Метод рефлексии
  16. Метод ротаций
  17. Метод «Лидер-ведомый»
  18. Метод «Летучка»
  19. Мифологемы
  20. Обмен опытом
  21. Мозговой штурм
  22. Тематические обсуждения
  23. Консалтинг
  24. Участие в официальных мероприятиях
  25. Использование информационно-компьютерных технологий
  26. Образовательные тренажёры

1

Лекция

Лекция является устной формой передачи информации, в процессе которой применяются средства наглядности.

Преимущества лекции состоят в том, что учащиеся ориентируются в больших массивах информации, на занятиях присутствует, как правило, большое количество учащихся, а педагог может легко осуществлять контроль над содержанием и последовательностью своего изложения.

К недостаткам лекции можно отнести то, что отсутствует обратная связь от учащихся, нет возможности учесть их изначальный уровень знаний и навыков, а занятия жёстко зависят от расписаний и графиков.

2

Семинар

Семинар представляет собой совместное обсуждение педагогом и учащимися изучаемых вопросов и поиск путей решения определённых задач.

Преимущества семинара заключаются в возможности учитывать и контролировать педагогом уровень знаний и навыков учащихся, устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у учащихся опытом.

Недостатками семинара считаются небольшое количество учащихся на занятии и требование к наличию у педагога высоких коммуникативных навыков.

3

Тренинг

Тренинг – это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.

Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить учащихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.

Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании учащиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены.

4

Модульное обучение

Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.

Положительные характеристики метода модульного обучения заключаются в его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих – модулей.

Отрицательные стороны состоят в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет нецелостным. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными.

5

Дистанционное обучение

Под дистанционным обучением понимается применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии.

Положительными характеристиками метода являются возможность вовлечения большого числа учащихся, возможность обучения на дому, возможность выбора учащимися наиболее подходящего времени для занятий и возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители.

Недостатками здесь можно назвать высокие требования к технической оснащённости педагогического процесса, отсутствие визуального контакта педагога и учащегося и, как следствие, пониженную мотивацию со стороны последнего.

6

Ценностная ориентировка

Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей учащимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами. Обычно в процессе работы используются и инструменты, отражающие эти правила и традиции.

Положительные характеристики ценностной ориентировки – это её содействие адаптации учащихся к условиям реальной жизни и требованиям общества или деятельности.

Слабый момент метода выражается в том, что учащийся, если педагог приукрасил какие-либо моменты, может разочароваться в полученной информации, когда столкнётся с действительным положением вещей.

7

Кейс-стади

Метод кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой учащимися области знаний и деятельности.

С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию.

Осложняется же метод высокими требованиями к организации обсуждения (в противном случае на анализ исследуемой ситуации может потребоваться существенно больше времени); все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией.

8

Коучинг

Коучинг (в более обычной для нас форме – наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных учащихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.

Процесс коучинга полезен тем, что введение учащихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный интерес, формируются уникальные навыки и умения.

Но у метода наставничества есть один осложняющий его момент – процесс подбора педагогов (в данном случае – тренеров) требует, чтобы они обладали максимально высокими коммуникативными, личностными и профессиональными навыками и качествами.

9

Ролевые игры

Смысл ролевых игр – это выполнение учащимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или предмета.

Ролевые игры усиливают рефлексию учащихся, улучшают их понимание мотивов действий других людей, снижают количество распространённых ошибок, совершаемых в реальных ситуациях.

Однако ролевые игры не способны раскрыть глубинные мотивы, побуждающие людей принимать решения в жизни и профессиональной деятельности.

10

Деловая игра

Суть метода деловой игры состоит в моделировании всевозможных ситуаций или особенностей сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине.

Деловые игры отличаются тем, что дают возможность провести всеобъемлющее изучение проблемы, подготовить способы её решения и применить их. Благодаря деловым играм существенно сокращается количество ошибок, совершаемых в реальной жизни.

Недостатками метода можно назвать необходимость обязательно создавать сценарий игры, требование к самой высокой квалификации педагога касаемо относящихся к ситуации проблем и необходимость обладания высокими навыками коммуникации.

11

Действие по образцу

Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для поведения, выполнения заданий и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью учащиеся отрабатывают её на практике.

Действие по образцу интересно тем, что соответствует конкретным ситуациям в рамках исследуемой темы, а также учитывает индивидуальные характеристики учащихся.

Но нужно помнить о том, что в процессе применения метода на деятельность учащихся могут повлиять отрицательные установки, связанные с личностью тренера, но не связанные с содержательной частью метода.

12

Креативные группы

Креативные группы состоят, преимущественно, из педагогов – специалистов по различным дисциплинам, и занимаются разработкой методов улучшения педагогического процесса, направленного на обучение какой-либо дисциплине. Нередко и сами учащиеся формируются в креативную группу для поиска способов решения поставленных задач и проблем.

Преимущества креативных групп заключаются в предоставлении учащимся возможности работать самостоятельно и вырабатывать навыки принятия решений.

Но недостатком можно считать то, что если лидер группы принял неверное решение, это может вызвать отрицательную реакцию со стороны остальных членов группы или привести к снижению продуктивности.

13

Разбор «завалов»

Метод разбора «завалов» заключается в моделировании ситуаций, которые часто возникают в реальной жизни и отличаются большим объёмом работ, а также в выработке наиболее эффективных способов решения задач, обусловленных такими ситуациями.

С положительной стороны представленный метод отличает высокая мотивация учащихся, их активное участие в процессе решения проблем и воздействие, развивающее аналитические способности и системность мышления.

Недостатком можно назвать то, что учащиеся должны обладать хотя бы базовыми навыками и умениями, позволяющими решать поставленные задачи.

14

Работа в парах

Исходя из требований метода парной работы, один учащийся составляет пару с другим, тем самым гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения новой деятельности. Как правило, обе стороны обладают равноценными правами.

Работа в парах хороша тем, что позволяет учащемуся получить объективную оценку своей деятельности и прийти к пониманию своих недостатков. Кроме того, развиваются навыки коммуникации.

Недостаток заключается в возможности затруднений в связи с личностной несовместимостью партнёров.

15

Метод рефлексии

Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала учащимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению изучаемому материалу. Педагогический процесс производится посредством выполнения учащимися заданий с систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные решения.

Плюсы рефлексивного метода заключаются в том, что у учащихся развивается навык самостоятельного принятия решений и самостоятельной работы, оттачивается мастерство планирования и достижения целей, повышается чувство ответственности за свои действия.

Но есть и минусы: сфера деятельности учащихся, представляющая собой проблематику изучаемой ими темы или дисциплины, ограничена, а получение и оттачивание происходит исключительно опытным путём, т.е. посредством проб и ошибок.

16

Метод ротаций

Метод ротаций состоит в закреплении за учащимися в процессе занятия или урока разных ролей, благодаря чему они могут получить разносторонний опыт.

Плюсы метода заключаются в том, что он благоприятно отражается на мотивации учащихся, способствует преодолению негативных эффектов рутиной деятельности и расширению кругозора и круга общения.

Из минусов можно назвать повышенное напряжение учащихся в тех случаях, когда к ним предъявляются новые и незнакомые требования.

17

Метод «Лидер-ведомый»

Согласно этому методу, один учащийся (или группа) присоединяется к более опытному учащемуся (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками.

Преимущества метода состоят в его простоте, более быстрой адаптации учащихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка.

Сложность состоит в том, что учащийся не всегда способен осознать глубинные психологические причины принятия решений своим более опытным напарником.

18

Метод «Летучка»

Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.

19

Мифологемы

Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор, другими словами, разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим.

Положительными характеристиками метода являются формирование в учащихся установки на творческий поиск решений проблем, развитие креативного мышления, и снижение уровня тревожности учащихся при их столкновении с новыми задачами и проблемами.

К отрицательным моментам относится пониженное внимание к логике и рациональным просчитанным действиям в реальных условиях.

20

Обмен опытом

Метод обмена опытом предполагает краткосрочный перевод учащегося в другое место обучения (включая и другие страны) и последующий возврат обратно.

Представленный опыт способствует сплочённости коллектива, повышению качества коммуникации и расширению кругозора.

Недостаток метода кроется в вероятности появления стрессовых ситуаций, обусловленных затруднениями личностного и технического плана на новом месте.

21

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная.

Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию даже учащихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает в учащихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие, взращивает культуру коммуникации и развивает навык участия в дискуссиях.

Но данный метод не очень эффективен для решения сложных проблем, не позволяет определить ясные показатели эффективности решений, усложняет процесс определения автора лучшей идеи, а также отличается спонтанностью, способной увести учащихся далеко от темы.

22

Тематические обсуждения

Метод тематических обсуждений заключается в решении определённых проблем и задач в конкретной области какой-либо дисциплины. Этот метод схож с мозговым штурмом, но отличается от него тем, что процесс обсуждения ограничен конкретными рамками, а любые, изначально кажущиеся бесперспективными решения и идеи сразу же отбрасываются.

Преимуществами метода можно назвать то, что расширяется информационная база учащихся относительно обсуждаемой дисциплины и формируется навык решения конкретных задач.

Недостатком можно назвать сложность поиска решения проблемы по причине того, что эта цель может быть достигнута, только если педагог или лидер обсуждения обладает навыком точного и развёрнутого донесения информации до менее информированных участников.

23

Консалтинг

Консалтинг или, как ещё называют метод, консультирование сводится к тому, что учащийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.

Положительная черта этого метода состоит в том, что учащийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт, как в исследуемой области, так и в межличностном взаимодействии.

Отрицательная же сторона заключается в том, что метод не всегда применим, что зависит от специфики педагогической деятельности, и в ряде случаев требует для реализации материальных затрат.

24

Участие в официальных мероприятиях

Участие в официальных мероприятиях предполагает посещение учащимся выставок, конференций и т.п. Суть заключается в оценке мероприятия и составлении краткого отчёта с последующим представлением его педагогу. Подразумевается также предварительная подготовка и исследование тематических вопросов и проблем, касающихся темы мероприятия.

Положительные стороны метода – это мобилизация учащегося к поиску соответствующей тематике мероприятия информации, развитие навыков деловой коммуникации, совершенствование аналитических способностей.

К недостаткам можно отнести то, что эмоции и впечатления, полученные после посещения мероприятия, могут исказить реальную объективную оценку.

25

Использование информационно-компьютерных технологий

Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в аудитории или классе.

Недостатки же состоят в том, что в большинстве случаев отсутствует интерактивная связь, в процессе использования метода не ведётся учёт индивидуальных особенностей учащихся, а педагог не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на своих учеников.

И в отдельности, как о самостоятельно методе, следует сказать о специальных образовательных тренажёрах.

26

Образовательные тренажёры

В процессе создания тренажёров моделируются определённые педагогические задачи или относящиеся к изучаемой дисциплине ситуации. Осуществляется это посредством особого оборудования, которое находится в предназначенных для этого помещениях.

Учащиеся овладевают сложными навыками, алгоритмами решения задач, психомоторными действиями и мыслительными операциями по принятию решений, касающихся наиболее серьёзных ситуаций и вопросов в рамках какой-либо дисциплины.

Есть и ряд требований к эффективным тренажёрам:

  • Тренажёры должны разрабатываться с учётом психологических особенностей конкретной дисциплины, т.к. учебные задачи должны соответствовать задачам, которые будут встречаться в реальной жизни, по своему функциональному и предметному содержанию
  • Учебные задания, выполняющиеся на тренажёре, должны быть направлены на обеспечение учащихся оперативной обратной связью, на основе которой можно будет судить о качестве выполняемых учащимися действий
  • Тренажёр должен быть предназначен для многократного повторения заданий учащимися, т.к. необходимо достичь автоматизма правильности действий. О правильности действий, в свою очередь, могут говорить комментарии педагогов, а также ощущения учащихся, получаемые ими посредством органов чувств и переживаний.
  • Учебные задачи, которые выполняются при помощи тренажёра, необходимо подбирать так, чтобы сложность выполнения возрастала. Это позволяет учащемуся не только надлежащим образом освоить практику, но и не потерять мотивацию к познавательной деятельности

Любой метод обучения, который планируется применять в педагогическом процессе, может дать максимальный результат, если будет установлено, что он действительно пригоден к использованию. Установить же это можно только при помощи психологического анализа особенностей и учащихся и той области, в которой они получают знания, навыки и умения.

Произвести оценку эффективности того или иного метода обучения можно также при помощи анализа содержательной части учебных задач и методов, которые предлагаются учащимся, опирающегося на то, соответствуют ли они актуальным проблемам и ситуациям.

Продуктивность педагогического процесса во время освоения учащимися новых знаний и приобретения новых навыков требует от педагогов разработки системы ориентировки в каждой изучаемой дисциплине. Создание оптимального содержания образовательных программ позволяет сформировать у учащихся системное мышление, которое будет гарантом их успешного обучения, личностного роста и развития, наличия познавательного интереса, мотивации к последующему обучению и освоению каких бы то ни было знаний, навыков, предметов и дисциплин.

Но в педагогической деятельности нет и, пожалуй, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, а это значит, что отдавать предпочтение в своей работе педагоги должны не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.

В этом уроке мы поговорили о современных методах обучения и указали их основные преимущества и недостатки. Конечно же, абсолютно все их особенности мы не раскрыли (такой цели мы, собственно и не ставили перед собой), однако уже имеющейся информации должно быть достаточно, чтобы помочь вам определиться с тем, какой метод импонирует вам в большей степени, в чём вы хотели бы разобраться более предметно и что применить впоследствии в своей педагогической деятельности.

Что же касается следующего урока, то в нём мы затронем не менее серьёзную тему, касающуюся непосредственного взаимодействия педагога и учащихся – мы расскажем о методах педагогического воздействия на личность учеников.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Эдуард Асадов — известный советский поэт с очень непростой судьбой. Родившись в интеллигентной семье педагогов и закончив школу, молодой юноша 17 лет размышлял о выборе между театральным и литературным ВУЗами. Но через неделю началась Вторая Мировая Война и он добровольцем отправился на фронт.

В 21 год, в одном из боев под Севастополем, он навсегда лишился зрения. Но даже тогда, теряя сознание и превозмогая боль, Асадов выполнил боевую задачу. Оставшуюся жизнь он провел в полной темноте, нося черную повязку на глазах.

Несмотря на огромное количество бед и лишений в своей непростой жизни, Эдуард Асадов сумел сохранить в себе доброту, веру и любовь, которыми пропитаны все его стихотворения:

Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца.
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть обиженное сердце!

Как мало всё же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…

В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё-таки один:
Желание — это множество возможностей,
А нежеланье — тысяча причин!

Попробуй в человеческом сознании
Определить логическую точку:
Смеемся мы, как правило, в компании,
А вот страдаем чаще в одиночку.

А вы смиряли строгую гордыню,
Пытаясь одолеть свои пути?
А вы любили так, что даже имя
Вам больно было вслух произнести?

Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.

И пусть хоть стократно спрошенный,
Стократно скажу упрямо я:
Что женщины нету брошенной,
Есть просто ещё не найденная.

Слова… Не спешим ли мы с ними где-то?
Как просто «Люблю!», например, сказать.
Всего лишь секунда нужна на это,
Ho целая жизнь, чтоб его оправдать.

Не привыкайте к счастью никогда!
Напротив, светлым озарясь гореньем,
Смотрите на любовь свою всегда
С живым и постоянным удивленьем.

И пусть любые трудности встречаются,
И бьют порой бураны вновь и вновь,
Буквально все проблемы разрешаются,
Когда в сердцах есть главное: любовь!

«Начитать сто часов лекций»: как стать популярным лектором, если тебе 25 лет

По­ша­го­вая ин­струк­ция от Оль­ги Чу­вор­ки­ной, ди­рек­то­ра об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм куль­тур­ной плат­фор­мы «Син­хро­ни­за­ция», для тех, кто лю­бит на­у­ку и ис­кус­ство и хо­чет при­вить эту лю­бовь дру­гим.

© Ольга Чуворкина / Facebook

Мы по­сто­ян­но на­хо­дим­ся в по­ис­ке но­вых лек­то­ров и от­би­ра­ем их по несколь­ким кри­те­ри­ям. Воз­раст — да­ле­ко не пер­вый. Са­мо­му млад­ше­му на­ше­му лек­то­ру 22 года, а стар­ше­му — 58. По­ли­на Кри­вых — наш лек­тор по пси­хо­ло­гии, к 22 го­дам успе­ла прой­ти ста­жи­ров­ки в Гар­вард­ской ме­ди­цин­ской шко­ле, на фа­куль­те­те пси­хо­ло­гии Гар­вард­ско­го уни­вер­си­те­та и в уни­вер­си­те­те Хель­син­ки в Фин­лян­дии.

Ко­неч­но, нам важ­ны при­род­ные та­лан­ты или осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра: ха­риз­ма, об­щи­тель­ность и уме­ние рас­ска­зы­вать. Но это не зна­чит, что стать про­фес­си­о­наль­ным лек­то­ром — непо­силь­ная за­да­ча. Ар­се­нал на­вы­ков все­гда мож­но рас­ши­рить, было бы же­ла­ние. Вот несколь­ко со­ве­тов тем, кто хо­чет это­го до­бить­ся.

Го­во­ри­те про­сто о слож­ном

Одно из глав­ных до­сто­инств хо­ро­ше­го лек­то­ра — уме­ние го­во­рить о слож­ных ве­щах про­стым язы­ком. Преж­де все­го, для это нуж­но глу­бо­кое зна­ние темы. Про­фес­си­о­наль­ный лек­тор об­ща­ет­ся с дру­ги­ми спе­ци­а­ли­ста­ми из сво­ей сфе­ры, в кур­се но­во­стей ис­кус­ства или на­у­ки, счаст­лив за­ни­мать­ся сво­ей те­мой и рас­ска­зы­ва­ет о ней с го­ря­щи­ми гла­за­ми. Ко­гда вы вдох­нов­ле­ны тем, о чем го­во­ри­те, это за­ря­жа­ет пуб­ли­ку, она на­чи­на­ет вам до­ве­рять и за­ра­жа­ет­ся ва­шим эн­ту­зи­аз­мом.

При этом важ­но го­во­рить со слу­ша­те­ля­ми на рав­ных. «Пред­ставь­те, что вы рас­ска­зы­ва­е­те лек­цию сво­им дру­зьям», — та­кой со­вет мы даем на­чи­на­ю­щим. Это поз­во­ля­ет из­ба­вить­ся от вол­не­ния, соз­дать уют­ную ат­мо­сфе­ру и из­бе­жать сно­бист­ских ин­то­на­ций.

При­го­дят­ся ис­то­рии из жиз­ни и шут­ки. Чув­ство юмо­ра об­лег­ча­ет по­да­чу ма­те­ри­а­ла, раз­ру­ша­ет ба­рьер меж­ду лек­то­ром и ауди­то­ри­ей и по­мо­га­ет удер­жи­вать хо­ро­ший кон­такт со слу­ша­те­ля­ми.

По­ка­зы­вай­те прак­ти­че­скую сто­ро­ну

Хо­ро­ший лек­тор лю­бит сво­их слу­ша­те­лей и свое дело. Эта лю­бовь вы­ра­жа­ет­ся в том, что он ста­ра­ет­ся не про­сто про­ве­сти ака­де­ми­че­скую лек­цию, но и за­ин­те­ре­со­вать слу­ша­те­лей прак­ти­че­ской сто­ро­ной во­про­са.

Луч­ше все­го ауди­то­рия вос­при­ни­ма­ет лек­ции в фор­ма­те «про­бле­ма — ре­ше­ние». Обос­нуй­те, по­че­му ин­фор­ма­ция мо­жет быть по­лез­ной, и вы по­лу­чи­те вни­ма­ние лю­дей. Недо­ста­точ­но ска­зать, что тео­рия от­но­си­тель­но­сти — это очень важ­но. По­ка­жи­те, как она при­ме­ня­ет­ся в жиз­ни, и че­ло­век пой­мет, что это не про­сто аб­стракт­ное зна­ние.

© Кадр из сериала How to get away with murder / ABC

Да­ри­те по­ло­жи­тель­ные эмо­ции

Что­бы пуб­ли­ка за­пом­ни­ла ма­те­ри­ал, нуж­но по­да­рить ей впе­чат­ле­ния. Рас­ска­зы­вай­те эмо­ци­о­наль­но и со­про­вож­дай­те рас­сказ ил­лю­стра­ци­я­ми — так ин­фор­ма­ция за­пом­нит­ся луч­ше.

Хо­ро­ший сто­ри­тел­линг — опор­ный пункт ка­че­ствен­ной лек­ции. Рас­сказ не дол­жен быть су­хим на­бо­ром фак­тов, пре­вра­ти его в ис­то­рию с за­вяз­кой, куль­ми­на­ци­ей и раз­вяз­кой. Невоз­мож­но за два часа рас­ска­зать о Льве Тол­стом все, что о нем на­пи­са­но. Но мож­но вы­брать 4-5 идей и по­стро­ить лек­цию во­круг них.

Со­по­став­ляй­те фак­ты: мозг луч­ше за­по­ми­на­ет ин­фор­ма­цию в фор­ма­те «до и по­сле». Если рас­ска­зы­ва­е­те про вак­ци­ны, упо­мя­ни­те, ка­кой была смерт­ность до их по­яв­ле­ния и ка­кой ста­ла, ко­гда их изоб­ре­ли. Это про­из­ве­дет на че­ло­ве­ка боль­шее впе­чат­ле­ние, чем про­стое утвер­жде­ние, что вак­ци­ны — важ­ное изоб­ре­те­ние че­ло­ве­че­ства.

Ищи­те но­вый ма­те­ри­ал и рас­ска­зы­вай­те ис­то­рии, ко­то­рые неиз­вест­ны ши­ро­кой ауди­то­рии, по­ка­зы­вай­те тему с но­вых ра­кур­сов и про­во­ди­те па­рал­ле­ли меж­ду со­бы­ти­я­ми и про­из­ве­де­ни­я­ми. Все это по­мо­жет луч­ше усво­ить ма­те­ри­ал и уви­деть зна­ко­мые на пер­вый взгляд со­бы­тия и яв­ле­ния в непри­выч­ном све­те.

Де­лай­те ра­бо­ту над ошиб­ка­ми

Для лек­то­ра важ­но уметь кон­тро­ли­ро­вать себя и справ­лять­ся с ре­ак­ци­ей пуб­ли­ки. Это при­хо­дит с опы­том. Неда­ром го­во­рят: что­бы стать хо­ро­шим лек­то­ром, нуж­но на­чи­тать не ме­нее ста ча­сов. Пер­вое вы­ступ­ле­ние в жиз­ни чаще все­го ока­зы­ва­ет­ся не та­ким удач­ным, как вы ожи­да­е­те.

Сто ча­сов — это 50 лек­ций и год ра­бо­ты. Но важ­но не про­сто на­чи­ты­вать эти часы, а каж­дый раз тща­тель­но об­ду­мы­вать недо­че­ты, про­во­дить ра­бо­ту над ошиб­ка­ми и толь­ко по­том го­то­вить­ся к но­вой лек­ции. То­гда эти сто ча­сов ста­нут бес­цен­ным опы­том.

Лю­бой опыт пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ний по­ле­зен, но меж­ду ме­ро­при­я­ти­я­ми есть ка­че­ствен­ная раз­ни­ца. В бес­плат­ный лек­то­рий люди ча­сто при­хо­дят без вы­со­ких ожи­да­ний и по­ло­жи­тель­но оце­ни­ва­ют лек­ции даже сред­не­го ка­че­ства. Если же че­ло­век про­хо­дит об­ра­зо­ва­тель­ный курс или слу­ша­ет плат­ную лек­цию, он тре­бу­ет от лек­то­ра боль­ше­го и дает ему ре­аль­ный фид­бек. Слу­ша­те­лю что-то не по­нра­ви­лось — спи­кер сра­зу это пой­мет. Имен­но эти, бо­лее стрес­со­вые лек­ции, быст­рее все­го по­мо­га­ют про­ка­чать на­вы­ки.

Кро­ме того, на­чи­на­ю­ще­му лек­то­ру бу­дет по­лез­но об­за­ве­стись на­став­ни­ком в об­ла­сти ора­тор­ско­го ма­стер­ства и ме­то­ди­стом. Пер­вый на­учит ра­бо­тать с ды­ха­ни­ем и по­мо­жет улуч­шить дик­цию, а со вто­рым вы бу­де­те тре­ни­ро­вать­ся рас­ска­зы­вать ис­то­рии и ра­бо­тать с пуб­ли­кой.

© Unsplash

При­го­товь­тесь к скеп­ти­циз­му

Скеп­ти­цизм — обыч­ное яв­ле­ние на лек­ции. Так что при­го­товь­тесь к ост­рым во­про­сам и нега­тив­ным от­зы­вам: ре­ак­ция ауди­то­рии бы­ва­ет эмо­ци­о­наль­ной и про­ти­во­ре­чи­вой. В неко­то­рые фак­ты труд­но по­ве­рить, а неко­то­рые труд­но при­нять, по­это­му ча­сто лю­дям хо­чет­ся их оспо­рить.

Чаще все­го «ко­вар­ные во­про­сы» за­да­ют на лек­ци­ях о сне, мыш­ле­нии и ме­ди­цине. На­при­мер, люди до­ка­зы­ва­ют эф­фек­тив­ность био­ло­ги­че­ски ак­тив­ных до­ба­вок, ссы­ла­ясь на свой опыт или на ав­то­ри­тет­ный для них ис­точ­ник: тре­не­ра по йоге, ин­стаб­ло­ге­ра или зна­ко­мо­го вра­ча. В та­кой си­ту­а­ции нуж­но со ссыл­кой на ис­сле­до­ва­ния объ­яс­нить, по­че­му спе­ци­а­ли­сты от­но­сят­ся к БА­Дам на­сто­ро­жен­но. Опе­ри­руй­те фак­та­ми, рас­ска­зы­вай­те о ре­зуль­та­тах на­уч­ных экс­пе­ри­мен­тов, и пусть ауди­то­рия сама ре­ша­ет, кому ве­рить. Ча­сто по­сле гра­мот­но­го от­ве­та она ока­зы­ва­ет­ся на сто­роне лек­то­ра.

Бы­ва­ют слу­чаи, ко­гда во­про­сы ауди­то­рии уво­дят лек­то­ра от за­дан­ной темы. На­при­мер, че­ло­век спра­ши­ва­ет что-то, ско­рее свя­зан­ное с его жиз­нью, чем с те­мой лек­ции. В та­кой си­ту­а­ции надо пра­виль­но от­ра­бо­тать во­прос, что­бы не оби­деть слу­ша­те­ля. Обыч­но мы го­во­рим: «Ваш во­прос ва­жен, но он но­сит бо­лее част­ный ха­рак­тер. Я от­ве­чу на него по­сле лек­ции, что­бы оста­лись толь­ко те, кому ин­те­ре­сен имен­но этот ра­курс. А сей­час про­дол­жим изу­чать тему».

Ко­гда на лек­ци­ях по ме­ди­цине слу­ша­тель хо­чет по­лу­чить кон­суль­та­цию по сво­ей про­бле­ме, лек­тор объ­яс­ня­ет, что без ди­а­гно­сти­ки ни­че­го ска­зать нель­зя. По­сле это­го он либо на­прав­ля­ет слу­ша­те­ля к спе­ци­а­ли­стам, либо при­гла­ша­ет к себе в кли­ни­ку, если он сам прак­ти­ку­ю­щий врач.

Помни­те: 25 лет — от­лич­ный воз­раст для лек­то­ра.

Без­услов­но, неко­то­рые темы на­пря­мую за­ви­сят от жиз­нен­но­го опы­та — с ними нелег­ко спра­вить­ся мо­ло­дым лек­то­рам. Ко­гда за пле­ча­ми ба­ка­лаври­ат, ма­ги­стра­ту­ра и бо­га­тый бэк­гра­унд, лег­ко чер­пать при­ме­ры из соб­ствен­ной прак­ти­ки. Но не спе­ши­те рас­стра­и­вать­ся: 25 лет — это от­лич­ный воз­раст, что­бы стать лек­то­ром, и мно­гие лек­то­ры «Син­хро­ни­за­ции» на­ча­ли ора­тор­скую де­я­тель­ность при­мер­но в эти годы. Они по­сто­ян­но учат­ся: вы­сту­па­ют в раз­лич­ных лек­то­ри­ях, пи­шут на­уч­ные ра­бо­ты и кни­ги.

У та­ких мо­ло­дых лек­то­ров до­воль­но быст­ро по­яв­ля­ют­ся пре­иму­ще­ства пе­ред опыт­ны­ми рос­сий­ски­ми про­фес­со­ра­ми. Если на за­па­де ака­де­ми­ки, как пра­ви­ло, сов­ме­ща­ют на­уч­ную де­я­тель­ность с вы­ступ­ле­ни­я­ми пе­ред ши­ро­кой ауди­то­ри­ей и зна­ют за­про­сы слу­ша­те­лей, то наша на­уч­ная сфе­ра бо­лее за­мкну­та. В кни­гах рос­сий­ских уче­ных боль­ше ака­де­ми­че­ско­го со­дер­жа­ния, а лек­ции на­це­ле­ны на уз­кую ауди­то­рию про­фес­си­о­на­лов. Имен­но по­это­му спо­соб­ность мо­ло­до­го лек­то­ра обу­чать­ся и пе­ре­стра­и­вать­ся — без­услов­ный плюс.

Как стать лек­то­ром в про­ек­те «Син­хро­ни­за­ция»?

От­бор спи­ке­ров — дол­гий про­цесс. С нами оста­ет­ся один из 25—35 кан­ди­да­тов. Часть из них при­хо­дят по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве и пред­ла­га­ют свои лек­ции. Есть и те, кого мы при­гла­ша­ем сами.

На пер­вом эта­пе кан­ди­дат про­во­дит проб­ную 20-ми­нут­ную лек­цию, либо при­сы­ла­ет за­пи­сан­ное ви­део. На этой ста­дии мы от­се­и­ва­ем боль­ше по­ло­ви­ны лек­то­ров.

На вто­ром эта­пе кан­ди­да­ты про­во­дят двух­ча­со­вую лек­цию пе­ред на­шей ауди­то­ри­ей. Эту лек­цию по­мо­га­ет го­то­вить ку­ра­тор. Мы об­ра­ща­ем вни­ма­ние на ха­риз­ма­тич­ность спи­ке­ра и уме­ние «дер­жать» ауди­то­рию на про­тя­же­нии двух ча­сов. Смот­рим, как че­ло­век ра­бо­та­ет с об­рат­ной свя­зью, на­сколь­ко глу­бо­ко он по­гру­жен в ма­те­ри­ал. Этот этап тоже про­хо­дят не все. Но если проб­ная лек­ция про­шла на ура, мы бе­рем че­ло­ве­ка в ко­ман­ду и он сме­ло мо­жет вы­хо­дить на ши­ро­кую ауди­то­рию.

Даже если кан­ди­дат нам не по­до­шел, мы со­ве­ту­ем про­дол­жать прак­ти­ко­вать­ся, боль­ше вы­сту­пать, изу­чать ора­тор­ское ма­стер­ство, а кому-то — на­учить­ся справ­лять­ся со стрес­сом и пе­ре­жи­ва­ни­я­ми. Ино­гда мы рас­ста­ем­ся с лек­то­ром толь­ко на вре­мя, а поз­же он воз­вра­ща­ет­ся и ста­но­вит­ся ча­стью ко­ман­ды.

Стать хо­ро­шим лек­то­ром, на ко­то­ро­го «идут слу­ша­те­ли» — непро­стая за­да­ча. В иде­а­ле — это про­фес­си­о­нал вы­со­чай­ше­го уров­ня, ко­то­рый лю­бит свое дело и лю­бит рас­ска­зы­вать о нем. Он уме­ет най­ти под­ход к са­мым раз­ным лю­дям и, слов­но ре­жис­сер, пре­вра­ща­ет свою лек­цию в неза­бы­ва­е­мое дей­ство. Имен­но та­ких лю­дей, вдох­нов­лен­ных и спо­соб­ных вдох­но­вить дру­гих, мы ждем в на­шем про­ек­те.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *