Мавританская Испания

История Андалусии

Об Испании

Андалузия особо привлекала к себе ещё во времена первобытных племён. Считается, что поселенцы неолитического периода пришли в Европу из Северной Африки через андалузские земли. Цивилизация тартессов населяла этот район с бронзового века. Потом здесь поселились иберы. В 1100 г. до н.э. финикийцы основали Гадес, нынешний Кадис, считающийся самым древним городом Европы.

Ключевую роль в многовековой истории Андалусии сыграли ее географическое расположение, запасы природных ископаемых и плодородные земли. Занимая южную оконечность Иберийского полуострова, Андалусия располагается между Средиземным морем и Атлантическим океаном и, наряду с Марокко, лежит на пути из Европы в Африку. История этого края неразрывно связана с историей европейской цивилизации и Средиземноморского региона. По мнению ряда исследователей, по территории сегодняшней Андалусии, пролег путь первых людей, пересекших Гибралтарский пролив и ступивших на европейский континент. Со времен неолита на землях Андалусии сохранилось несколько мегалитов, в том числе исполинский дольмен Менга, расположенный вблизи города Антекера. Среди находок археологов – следы городов Лос-Мильярес и Эль-Аргар, существовавших в бронзовом веке.

Легенда также гласит, что в Башне Комарес Христофор Колумб убедил Фердинанда II дать разрешение на поиски пути в Индию, а Королева Изабелла Кастильская предложила свои драгоценности для финансирования экспедиции.

Как рассказывает легенда, греко-латинский бог Геркулес отделил Европу от Африки Гибралтарским проливом, создав Средиземное море. Таким образом Геркулес, сын Зевса, превратился в символ до такой степени, что сегодня его изображение вместе с двумя мифическими колоннами имеется на гербе зелено-белого андалузского флага.

Греки и карфагеняне пришли позднее. В III веке до н.э. Рим присоединил эти земли Бетики к своей империи. В течение семи веков эта провинция поставляла металлы, растительное масло, пшеницу и вино.

Взамен она получила язык и надёжную инфраструктуру. Кроме того, в Андалузии родились Траян и Адриан, двое из просвещённых императоров, властивших империей.

Закат Римской империи привёл к тому, что в 411 году н.э. вандалы с другого берега Рейна поселились в долине Гвадалквивира. Но их присутствие продолжалось недолго.

Андалусия от арабского Аль-Андалус (так с 711 по 1492 год мусульманами назывался весь Иберийский полуостров, за исключением Астурии).

В ходе Реконкисты христиане использовали это название по отношению к югу полуострова, позже название закрепилось за последней захваченной территорией. Хотя большинством учёных отстаивается версия происхождения названия от слова «вандал» (Вандалусия), топоним «Аль-Андалус» впервые появился в мусульманской нумизматике после захвата полуострова.

Аль-Андалус отождествлялся с Испанией (Hispania), на многочисленных найденных в Андалусии монетах использовались оба термина как равнозначные.

В 711 году начинается вторжение ислама, и новый этап расцвета наступает на этих землях. В течение восьми веков арабская цивилизация превращает Аль-Андалуа в самую процветающую, развитую и изысканную область Запада. Кордовский Халифат источает богатство и знания. Всё это наследие всё ещё сохраняется в восьми андалузских провинциях.

Политическое разложение этой культуры вдохновило христианских королей на завершение Реконкисты. В 1212 году христианские войска одержали победу под Навас-де-Толоса к северу от Хаэна.

В 1236 г. происходит падение Кордовы, а в 1248 г. — Севильи. Но Кастилии придётся подождать более двух веков, прежде чем мусульманскому присутствию на Иберийском полуострове наступит окончательный конец.

В 1492 году Католические короли вступили в Гранаду, изгнав Боабдиля, последнего мусульманского монарха. В этом же году из порта Палос-де-ла-Фронтера в районе Онуба (старое название Уэльвы) вышли три каравеллы, ведомые Христофором Колумбом. Начинается открытие Америки.

XVI век станет самым благоприятным для Севильи. За 150 лет андалузская столица превращается в мировой экономический центр. В её порт прибывают корабли, гружёные золотом и серебром.

Это богатство отражается в дошедших до наших дней величественных зданиях, церквях и памятниках. Последующие века наполнили Андалузию светотенями неопределённости. Романтический путешественник начала прошлого века отметит все эти противоречия в своих записках

.

XIX век начался войной за независимость. Андалузцы остановили нашествие наполеоновских войск в Кадисе, где воспеваются героические подвиги.

В 1808 году испанские войска одержали победу над французами в битве при Байлене. При всех этих потрясениях в 1812 году появляется первая испанская конституция.

Сегодня Андалузия — процветающий регион, экономика которого зиждется на промышленности, сельском хозяйстве и туризме. В 1981 году был принят статус автономии.

Парламент Андалузии является выразителем воли народа, а Совет Андалузии — органом автономного управления.

Королева Изабелла Кастильская отличалась фанатизмом. При ней была учреждена инквизиция, изгнаны евреи. И в тоже время были снаряжены экспедиции Колумба

История и культура региона

С 20000 до 15000 гг. до н.э. На юго-востоке Иберийского полуострова находятся пещеры, населяемые племенами эпохи палеолита. С севера на территории расположились иберы.

В 1100 г. до н.э. финикийцами был основан город Гадир (Кадис в современности) и многочисленные поселения. Финикийцы принесли на полуостров деньги и письменность.

В 1000 — 500 гг. до н.э. греки строят свои поселения на побережье, сажая виноград, оливковые деревья и другие культуры.

500 гг. до н.э. – греков вытесняют с полуострова карфагеняне.

В 264-201 гг. до н.э. заканчивается кровопролитная война между Римом и Карфагеном за господство на Иберийском полуострове. В этой войне побеждает Рим.

В 1-ом веке нашей эры на территории Андалусии начинает строиться и процветать римская провинция Бетика со столицей Кордуба (Кордова в современном мире).

Очень быстро происходит строительство акведуков, театров, храмов, превращая Бетику в один из самых процветающих регионов, а Кордубу в самый богатый город Иберийского полуострова. Христианская религия в этот момент времени становится государственной.

В 400-475 гг. н.э. германские племена изгоняют с земель Андалусии вестготов, являющихся союзниками Римской империи, которая постепенно приходит в упадок.

Вестготы не повлияли на развитие местной культуры, оставив после себя только арку в виде замка, проект которой в дальнейшем использовали в своих сооружениях мавры, вытеснившие вестготов на север.

В 711 году идет раскол среди аристократов, который спровоцировал появление мусульманских войск, выступавших в поддержку одной из партий. В армии преобладали берберы, но верхушку занимали мавры, поэтому их язык был доминирующим.

Очень скоро мавры получают власть почти над всем Иберийским полуостровом, кроме Страны Басков и некоторых северо-западных частей. Всю завоёванную территорию мавры называют Аль-Андалусом.

Габсбургов погубил инцест, проще говоря, кровосмешение. Многочисленные браки между родственниками, в конце концов, привели к вырождению самой могучей фамилии в Европе.

Последним стал Карл II Одержимый, отличавшийся благодаря генетическим изменениям редким уродством и болезненностью. С уходом Габсбургов закончился Золотой век испанской культуры.

В 756 году н.э. Кордову делает своей столицей наследник Омейской династии, взошедший на престол под именем Абдерраман 1. Новый правитель всячески поддерживает развитие культуры и ведет политику религиозной терпимости.

929 год – провозглашается независимый халифат Аль-Андалус. В этот период государством правит Аберраман III. На данном временном отрезке Кордова представляет собой самый развитый город во всей Западной Европе в сферах культуры, образования и религии.

В 1031 году властный правитель халифата Альмансор погибает. А ему на смену приходит слабый Ишама II, который не смог воспрепятствовать разделению халифата на несколько княжеств под названием таифас.

В 1085 году происходит религиозный раскол, потому что некоторые княжества добровольно принимают христианства, остальные же, напротив, обращаются за помощью к одной из религиозных сект берберов.

После прихода к власти альморавидов, христианам становится невыносимо жить на этой территории.

С 1091 по 1147 годы альморавидов изгоняют с Иберийского полуострова более терпимые к различным религиям, но такие же воинственные альмоады. Альмоады пытаются объединить все берберские государства в один халифат.

В 1236 году происходит захват Кордовы христианами, а в последующие 12 лет мусульмане теряют свои владения в Севилье, Марбелье и Малаге. Большая часть городов всего средиземноморского побережья входит в состав государства Гранада, являющегося еще очень долгое время оплотом мавров.

Наполеон запретил Франции покупать хлопок у англичан. В планах Наполеона было использовать Андалусию для выращивания хлопка, необходимого французским текстильщикам.

В 1469 году официальным браком сочетаются два сильнейших правителя: Фернандо – правитель Арагона и Исабель, являющаяся королевой Кастилии.

Объединенные земли становятся королевством под названием Испания, а супружеская чет продолжает вести войну, захватывая мусульманские города для присоединения к новому государству.

В 1492 году происходит падение Гранады. Христофор Колумб параллельно этим событиям со своей экспедицией открывает Америку.

В этот же момент с территории Андалусии изгоняются иудея, что ведет к упадку экономики, потому что многие специалисты в сельском хозяйстве и экономике покидают страну.

В период с 1500 по 1600 годы испанские короли Карлос 1 и Филипп II вкладывают большие средства, полученные от колоний, на завоевание новых территорий и продолжают гонения мусульман.

На юном побережье Коста дель Соль строятся новые христианские храмы в стиле той эпохи. Это был период золотого века государства Испания, но процветала в этот момент только Севилья, получившая возможность торговать с Новым Светом.

В 1600-м году закат испанского государства, который произошел по причине растраты средств, приобретенных благодаря захвату американских колоний.

В 1609 году идет изгнание мавров, не желающих принимать христианство. Андалусии медленно превращается в аграрный придаток Испании, жители которой стараются выжить за счет ремесел, портовые города ведут торговлю рыбой, а остальные живут в полной нищете.

В 1700 году умирает последний король из династии Габсбургов, после чего начинает борьба за престол, в которой побеждает Филипп V Бурбон. Испания ведет две войны, одна из которых с Великобританией за господство на море, а жители Коста дель Соль невольно участвуют в ней.

Зять Хуана Карлоса I, профессиональным гандболистом, был двукратным обладателем бронзовых олимпийских медалей. Шурин (будущий король Греции) – олимпийским чемпионом 1960 года по парусному спорту.

1808-14 годы – в Андалусию приходят войска Наполеона Бонапарта, поэтому побережье, в том числе и Коста дель Соль, подвергается разрушению и разграблению.

С 1820 по 1899 Андалусию посещают художники, музыканты, поэты и писатель из других стран. Так появляются произведения, ставшие классикой мировой культуры: сказки и легенды об Альамбре, написанные Вашингтоном Ирвином, картины Эдуарда Мане, новеллы Просперо Мериме.

Андалусия становится популярной, и ее начинают посещать аристократы из многих стран мира, вдохновленные прекрасной природой и культурой этого края.

1900 год, когда Испания лишается всех своих заокеанских колоний, а в Андалусии начинает действовать реформистское движение, которое направлено на изменение политической ситуации в живописной провинции.

В 1929 году в Севилье была проведена Иберо-Американская Выставка, которая привлекла внимание к этому региону, оживив его экономику.

С 1936 по 1939 идет гражданская война в Испании. Кордова, Гранада и Севилья – под властью националистов, которые выступают в поддержку Франсиско Франко. Восточная часть на стороне Республики. Франко приходит к власти, отблагодарив самых верных приспешников, а в западной части продолжают идти кровопролитные войны.

1945 — 1953 годы – один знатный маркиз по имени Рикардо Сориано приглашает на отдых в свои имения родственников, которые остались восхищены местными красотами, и решили начать скупать земли вокруг.

В 1953 году правительство Франко подписывает контракт на въезд американских подданных в Марбелью, в которой чуть позже начинается строительство гостиниц, и клубов для избранных аристократов.

В 1975 году Франсиско Франко умирает. На престол всходит король Хуан Карлос I, который способствует развитию экономики и культуры в государстве.

В 1978 году Андалусия приобретает статус автономной области со своим парламентом.

В 1992 году в Севилье приводится Выставка ЕХРО’92, а во всей стране проходит празднование со дня 500-летия открытия Америки, что привлекает внимание общественности. Иностранные инвесторы делают свои вложения в туристический бизнес.

В 1996 году правительства Андалусии и Испании всячески содействуют развитию культуры, экономики и туризма, а Коста дель Соль превращается в один из самых крупнейших туристических центров.

Оглавление ] >

Рейнхарт Дози

Мавританская Испания

Эпоха правления халифов

VI–XI века

© Перевод, «Центрполиграф», 2018

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2018

* * *

Предисловие

Историей Испании, особенно мавританской Испании, я интересовался в течение двадцати лет и еще до начала работы над этой книгой уделял много времени сбору материалов по всем библиотекам Европы, их изучению, сопоставлению, а в ряде случаев и редактированию.

Тем не менее я не испытывал уверенности в себе, представляя эту книгу миру. В ней я пошел по непроторенной дороге, поскольку существующие трактаты на эту тему совершенно бесполезны. Практически все они основаны на трудах Конде, то есть на трудах автора, имевшего в своем распоряжении лишь ограниченную информацию, который не сумел, ввиду своей недостаточной лингвистической квалификации, правильно понять доступные ему материалы и который не обладал способностью осмысливать и отображать исторические процессы. Поэтому передо мной встала задача не только изложить в более правильном свете факты, искаженные моими предшественниками, или сообщить о новейших открытиях. Наоборот, я счел необходимым тщательно рассмотреть вопрос, начиная с его корней. И если новизна предмета исследования была одним из привлекательных моментов, она же оказалась источником многочисленных трудностей.

Думаю, я могу по праву заявить, что проанализировал практически все манускрипты, сохранившиеся в Европе, которые имеют отношение к истории мавров, и сознательно не пренебрегал ни одним из аспектов проблемы. Но поскольку в мои намерения не входило создание сухого и высоконаучного трактата, предназначенного для узкого круга читателей, я воздержался от перегрузки текста избытком мелких деталей. Насколько это было возможно, я старался придерживаться литературных канонов, которые предписывают, чтобы в историческом сочинении выделялись отдельные конкретные факты, а все остальные являлись для них вспомогательными. Поэтому мне пришлось не только сжимать до нескольких строчек текста труды многих недель, но также обходить молчанием многие проблемы, не лишенные интереса для специалистов, но не вписывающиеся в общий замысел.

Более того, хотя я не жалел усилий, чтобы придать этой истории точность и актуальность, уверен, что чрезмерное проявление эрудиции не добавляет живости и яркости тексту. Поэтому я старался воздерживаться от частого использования ссылок и цитат. Но хотя я считаю, что в подобных книгах может найти место только результат, в отрыве от научного аппарата, с помощью которого он достигнут, я старался указывать авторов, на трудах которых основаны мои утверждения.

Мне остается только поблагодарить моих друзей, которые оказали мне бесценную помощь в подготовке этой книги.

Книга первая

Гражданские войны

Глава 1

Бедуины

Пока Европа век за веком шла по пути прогресса и развития, основной характерной чертой бесчисленных племен, кочевавших со своими палатками и стадами по огромным и засушливым пустыням Аравии, была неизменность. Сегодня они такие же, какими были вчера и какими будут завтра. Они не знали ни движения вперед, ни изменений. Бедуин сохранял во всей своей чистоте дух, вдохновлявший его предков в дни Мухаммеда, и лучшие комментарии по истории и поэзии арабов-язычников – это описание привычек, обычаев и образа жизни бедуинов, данные путешественниками того времени. Историк Э.Г. Палмер писал: «Я верю, что не только в обычаях и образе жизни, но даже в костюме и речи сыновья Исмаила сегодня такие же, какими были в дни патриархов».

Но у представителей этих кочевых народов хватает и интеллекта, и энергии, необходимых для расширения границ района обитания и улучшения условий жизни, если бы они этого хотели. Если араб-бедуин не двигается вперед, если он остается в стороне от самой идеи прогресса, то лишь потому, что ему безразличны материальные удовольствия, которые дает цивилизация. Он не хочет менять свою судьбу. Бедуин с гордостью считает, что является совершенным образцом живых существ. Он презирает другие нации только потому, что они не арабы, и верит, что бесконечно счастливее, чем цивилизованный человек. Любые условия жизни имеют преимущества и неудобства, однако надменность бедуина вполне понятна. Ведомый на самом деле не философскими принципами, а своего рода инстинктом, он легко претворяет в жизнь, причем с незапамятных времен, вдохновляющий лозунг французской революции: «Свобода. Равенство. Братство».

Что касается свободы, ни один человек на земле не унаследовал ее больше, чем бедуин. «Я не признаю никакого хозяина, – утверждает он, – кроме Владыки мироздания». А свобода, которой он пользуется, имеет так мало ограничений, что по сравнению с ней доктрины наших самых продвинутых радикалов становятся максимами деспотизма. В цивилизованных государствах то или иное правительство является необходимым и неизбежным злом – злом, которое есть непременное условие добра. А бедуин легко обходится без него. Да, у каждого племени есть выбранный вождь; но этот вождь – просто влиятельная личность. Его уважают, к его советам прислушиваются, особенно если он хороший оратор и умеет говорить экспромтом. Но он не имеет права отдавать приказы. Он не только не получает жалованья: от него ждут, а иногда даже он вынужден, подчиняясь общественному мнению, помогать бедным, делить с друзьями бакшиш, который получает, и предлагать путникам более щедрое гостеприимство, чем могут себе позволить другие члены племени. Он обязан постоянно консультироваться с советом племени, который состоит из глав семейств, входящих в клан. Без согласия этого собрания нельзя объявить войну, заключить мир и даже разбить лагерь.

Титул шейх, даваемый племенем одному из своих членов, зачастую немногим больше, чем пустой комплимент. Это публичное признание заслуг, уважения, которым пользуется этот человек, формальное свидетельство того, что его получатель – способнейший, храбрейший и самый щедрый из них, больше всех заботящийся о благополучии племени. Мубаррад приводит цитату: «Мы не даем этот титул человеку, – говорит араб древности, – если он не отдал нам все, что имеет, если он не позволил нам растоптать ногами все, что ему дорого, и не оказал нам услуги, которых мы ждем от рабов».

Довольно часто власть вождя настолько ограничена, что почти незаметна. По утверждению Мубаррада, Арабу, современника Мухаммеда, однажды спросили, как он стал вождем племени. Сначала он отрицал, что занимал этот пост, но потом ответил: «Когда на долю моих соплеменников выпали невзгоды, я дал им денег; когда один из них совершил проступок, я заплатил за него штраф; я укрепил свой авторитет, благодаря доверию самых отзывчивых членов племени. Тех моих товарищей, которые не могут сделать столько же, уважают меньше; те, кто может сделать столько же, – моя ровня; тех, кто может сделать больше, ценят больше». Тогда, как и сейчас, вождя можно было сместить, если он не способен занимать этот пост или среди соплеменников найдется другой человек, более храбрый и щедрый.

Хотя абсолютного равенства нет даже в пустыне, там к нему подошли ближе, чем в других местах. Бедуины не признают неравенства в социальных отношениях – они ведут одинаковую жизнь, носят одни и те же одежды, едят одинаковую пищу – и плутократии среди них, предположительно, нет. В их глазах богатство не достойно уважения. Презирать богатство, жить сегодняшним днем, пользуясь добычей, полученной им, благодаря собственным боевым качествам, растратив свое наследственное имущество на пышное гостеприимство, – таков идеал арабского рыцаря. Презрение к богатству, безусловно, свидетельство великодушия и философского спокойствия. Однако следует помнить, что богатство не столь важно для бедуина, как для другого человека, поскольку его владение собственностью является в высшей степени ненадежным и она в любой момент может улетучиться. «Богатство приходит утром и уже вечером уходит», – пишет арабский поэт, и в пустыне это утверждение можно понимать буквально.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *