Мария радонежская

1)Как звали родителей варфоломея? 2)Какое обещание дал родителям варфоламея? 3)Кто такой инок? 4)С каким диким животным подружился инок Сергий? 5)Что такое монастырский устав? ответьте на вопросы дам 20 баллов первому кто ответит ОДНКНР 5 класс

Тут всё есть даже более, читай)
Согласно житию (написанному учеником Сергия и его первым биографом Епифанием Премудрым) , младенца окрестили на сороковой день после рождения и нарекли Варфоломеем. По традиции он получил имя того святого, память которого праздновалась Церковью в день крещения. Поскольку день памяти апостола Варфоломея выпадает на 11 июня, то днем рождения будущего подвижника можно считать 3 мая 1314 года.
Имя «Варфоломей» было довольно редким среди бояр и вообще не встречалось среди княжеских имен. Так звали одного из 12 апостолов — ближайших учеников Христа. По преданию, Варфоломей был распят язычниками в Армении.
Родители преподобного с семейством переселились в Городище, или Городок, Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни Кирилл и Мария приняли ангельский образ в Покровском Хотьковском монастыре и в 1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое раздал нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году жизни оставил мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в пустыню. Братья поселились в дремучем лесу, на горе Маковице, построили церковь и основали обитель. Кругом был густой лес, которого не касалась еще рука человеческая. Поставили крест, построили церковь и келлию.
По благословению митрополита Всероссийского Феогноста церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы в 1340 году. Брат преподобного Стефан ушел в Богоявленский монастырь в Москве, а преподобный один начал подвизаться в пустыне.
Рано навык преподобный равноангельному житию, и в 23-летнем возрасте игумен Митрофан постриг его с именем Сергий в его убогой церкви в пустыне и семь раз причастил его, каждый день совершая Божественную литургию.

Кирилл и Мария Радонежские: средний сын — святой

Как обычно разворачивается сюжет во многих русских сказках? «Жил-был Берендей и было у него три сына». Разумеется, самым «воспитанным и неупитанным» всегда оказывался младший сын. В семье Кирилла и Марии тоже было три сына. Но самым известным из них стал средний – Сергий, основоположник русского монашества.

Имя в монашестве: Кирилл и Мария
Время жизни: конец 13 – 1-я половина 14 века
Место жизни: Ростов, потом – Радонеж
Ремесло: бояре, потом – схимонахи
Подвиг: благочестивая жизнь и воспитание троих сыновей, двое из которых впоследствии стали монахами, в том числе Сергий, игумен Радонежский

Кирилл был знатным боярином, состоял на службе у князя Ростовского Константина, а потом у его младшего сына Василия. По долгу службы сопровождал князей в поездках в Золотую Орду. Однако жил боярин вместе с супругой не в городе, а рядом — в селе Варницы: их имение находилось на берегу реки Ишни, в нескольких километрах от столицы княжества.

Происхождение его жены, Марии, неизвестно. Летопись сохранила только сведения о том, что она очень трепетно относилась к Церкви, как многие люди того времени: вместе с супругом они всегда посещали храм, соблюдали посты и другие церковные установления, принимали странников и не жалели денег на благотворительность.

Пост Мария соблюдала даже во время беременности, не давая себе поблажек. У супругов родилось три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Варфоломей (это имя означает «сын радости») в будущем станет основоположником русского монашества, преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Но пока, в юности, он не всегда радовал своих родителей…

В отличие от братьев, он был совершенно не способен к обучению грамоте и в церковной школе отставал от всех. Он со слезами молился, чтобы, наконец, овладеть этой неподатливой наукой, но все оставалось по-прежнему. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Однако по-боярски семейству жить оставалось недолго: обычные для того времени княжеские междоусобицы принесли Кириллу и Марии разорение. Около 1328 года семейство вынуждено было покинуть Ростов и поселиться в маленьком городе Радонеже в московских землях (50-60 км от Москвы). На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь.

Кирилл был уже стар, поэтому вместо него на службу князю поступил старший сын Стефан. И он, и младший Петр, были уже женаты. Но Варфоломей не спешил с женитьбой. Он еще юношей упал к родительским ногам, прося благословения на монашество. Кирилл и Мария не противились решению сыну, но просили его прожить с ними до их смерти. Варфоломей покорился и, как мог, помогал родителям в старости.

Преподобный Сергий перед гробами родителей

В конце жизни они приняли постриг в Хотьковском Покровском монастыре (до 16 века он был смешанным, мужским и женским), расположенном в 3 километрах от Радонежа. И скончались в 1337 году схимниками. Могила Кирилла и Марии Радонежских – одна из главных святынь монастыря и по сей день.

Почти в то же время, в 1330-е годы, в этот же монастырь пришел старший сын Кирилла и Марии, Стефан. После смерти жены Анны он решил оставить мир, а двоих сыновей передал на поруки брату Петру и его супруге Екатерине. Впоследствии Стефан избрал пустынножительство и удалился из монастыря.

После смерти родителей постриг принял и с детства мечтавший об этом Варфоломей.

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь.

В 19 веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о чудесах исцеления, происходивших по обращении к преподобным, были и раньше: особенно при страшной моровой язве в 1770-771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах.

Мощи прпп.Кирилла и Марии в Хотьковском монастыре.

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. И ведь неспроста человек, ставший одним из самых почитаемых русских святых, родился именно у Марии и Кирилла, явивших высоту и святость как семейной жизни, так и монашества.

Преподобная Мария Радонежская, схимонахиня

Краткое житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

«…Раб Бо­жий Ки­рилл преж­де об­ла­дал боль­шим име­ни­ем в Ро­стов­ской об­ла­сти, был он бо­яри­ном, од­ним из слав­ных и из­вест­ных бо­яр, вла­дел боль­шим бо­гат­ством, но к кон­цу жиз­ни в ста­ро­сти об­ни­щал и впал в бед­ность. Ска­жем и о том, как и по­че­му он об­ни­щал: из-за ча­стых хож­де­ний с кня­зем в Ор­ду, из-за ча­стых на­бе­гов та­тар­ских на Русь, из-за ча­стых по­сольств та­тар­ских, из-за мно­гих да­ней тяж­ких и сбо­ров ор­дын­ских, из-за ча­сто­го недо­стат­ка в хле­бе… Из-за это­го несча­стья раб Бо­жий Ки­рилл вы­ехал из той де­рев­ни ро­стов­ской, о ко­то­рой уже го­во­ри­лось; со­брал­ся он со всем до­мом сво­им, и со все­ми род­ны­ми сво­и­ми по­ехал, и пе­ре­се­лил­ся из Ро­сто­ва в Ра­до­неж. И, при­шед­ши ту­да, по­се­лил­ся око­ло церк­ви, на­зван­ной в честь свя­то­го Рож­де­ства Хри­сто­ва…

Сы­но­вья Ки­рил­ла, Сте­фан и Петр, же­ни­лись; тре­тий же сын, бла­жен­ный юно­ша Вар­фо­ло­мей, не за­хо­тел же­нить­ся, а весь­ма стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. Об этом он мно­го­крат­но про­сил от­ца, го­во­ря: «Те­перь дай мне, вла­ды­ка, свое со­гла­сие, чтобы с бла­го­сло­ве­ни­ем тво­им я на­чал ино­че­скую жизнь». Но ро­ди­те­ли его от­ве­ти­ли ему: «Ча­до! По­до­жди немно­го и по­тер­пи для нас: мы ста­ры, бед­ны, боль­ны сей­час, и неко­му уха­жи­вать за на­ми. Вот ведь бра­тья твои Сте­фан и Петр же­ни­лись и ду­ма­ют, как уго­дить же­нам; ты же, неже­на­тый, ду­ма­ешь, как уго­дить Бо­гу, — бо­лее пре­крас­ную сте­зю из­брал ты, ко­то­рая не от­ни­мет­ся у те­бя. Толь­ко по­уха­жи­вай за на­ми немно­го, и ко­гда нас, ро­ди­те­лей тво­их, про­во­дишь до гро­ба, то­гда смо­жешь и свой за­мы­сел осу­ще­ствить. Ко­гда нас в гроб по­ло­жишь и зем­лею за­сы­пешь, то­гда и свое же­ла­ние ис­пол­нишь».

Чу­дес­ный же юно­ша с ра­до­стью обе­щал уха­жи­вать за ни­ми до кон­ца их жиз­ни и с то­го дня ста­рал­ся каж­дый день вся­че­ски уго­дить ро­ди­те­лям сво­им, чтобы они мо­ли­лись за него и да­ли ему бла­го­сло­ве­ние. Так жил он неко­то­рое вре­мя, при­слу­жи­вая и уго­ждая ро­ди­те­лям сво­им всей ду­шой и от чи­сто­го серд­ца, по­ка ро­ди­те­ли его не по­стриг­лись в мо­на­хи и каж­дый из них в раз­лич­ное вре­мя не уда­лил­ся в свой мо­на­стырь. Немно­го лет про­жив в мо­на­хах, ушли они из жиз­ни этой, ото­шли к Бо­гу, а сы­на сво­е­го, бла­жен­но­го юно­шу Вар­фо­ло­мея, каж­дый день они мно­го раз бла­го­слов­ля­ли до по­след­не­го вздо­ха. Бла­жен­ный же юно­ша про­во­дил до гро­ба ро­ди­те­лей сво­их, и пел над ни­ми над­гроб­ные пес­но­пе­ния, и за­вер­нул те­ла их, и по­це­ло­вал их, и с боль­ши­ми по­че­стя­ми по­ло­жил их в гроб, и за­сы­пал зем­лей со сле­за­ми как некое бес­цен­ное со­кро­ви­ще. И со сле­за­ми он по­чтил умер­ших от­ца и мать па­ни­хи­да­ми и свя­ты­ми ли­тур­ги­я­ми, от­ме­тил па­мять ро­ди­те­лей сво­их и мо­лит­ва­ми, и раз­да­чей ми­ло­сты­ни убо­гим, и корм­ле­ни­ем ни­щих. Так до со­ро­ко­во­го дня он от­ме­чал па­мять ро­ди­те­лей сво­их».

По­сле это­го вер­нул­ся бу­ду­щий пре­по­доб­ный Сер­гий в свой дом и на­чал рас­ста­вать­ся с жи­тей­ски­ми за­бо­та­ми это­го ми­ра, чтобы ско­рее на­чать мо­на­ше­скую жизнь.

На­до до­ба­вить, что мо­на­ше­ский об­раз свя­тые Ки­рилл и Ма­рия при­ня­ли в Хоть­ко́вском По­кров­ском мо­на­сты­ре, ко­то­рый рас­по­ла­гал­ся в трех вер­стах от Ра­до­не­жа и был в то вре­мя од­новре­мен­но муж­ским и жен­ским.

Ле­то­пись Хоть­ко́вско­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря при­во­дит сви­де­тель­ства о том, как мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к пре­по­доб­но­му Сер­гию и его ро­ди­те­лям спа­са­ло лю­дей от тяж­ких неду­гов. Мо­щи схи­мо­на­ха Ки­рил­ла и схи­мо­на­хи­ни Ма­рии неиз­мен­но по­ко­и­лись в По­кров­ском со­бо­ре, да­же по­сле его мно­го­чис­лен­ных пе­ре­стро­ек. Уже в XIV ве­ке в ли­це­вом жи­тии пре­по­доб­но­го Сер­гия ро­ди­те­ли его изо­бра­же­ны с ним­ба­ми. По пре­да­нию пре­по­доб­ный Сер­гий за­ве­щал — «преж­де чем ид­ти к нему, по­мо­лить­ся об упо­ко­е­нии его ро­ди­те­лей над их гро­бом». Так и по­ве­лось — па­лом­ни­ки, еду­щие на бо­го­мо­лье в Тро­иц­кую Лав­ру, по­се­ща­ли сна­ча­ла Хоть­ков­скую оби­тель. В XIX ве­ке по­чи­та­ние пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Ма­рии рас­про­стра­ни­лось по всей Рос­сии, об этом сви­де­тель­ству­ют ме­ся­це­сло­вы то­го вре­ме­ни. К со­жа­ле­нию, по­сле 1917 го­да Хоть­ко́вский мо­на­стырь был лик­ви­ди­ро­ван. Но, на­ко­нец, в июле 1981 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых в ко­то­ром бы­ли про­слав­ле­ны схи­мо­на­хи Ки­рилл и Ма­рия. В 1989 го­ду в По­кров­ском хра­ме мо­на­сты­ря, воз­вра­щен­но­го Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, вновь на­ча­лись служ­бы и в него бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи пра­вед­ных ро­ди­те­лей пре­по­доб­но­го Сер­гия.

Полное житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

В че­ты­рех вер­стах от Ро­сто­ва Ве­ли­ко­го, на бе­ре­гу ре­ки Иш­ни, на­хо­ди­лось по­ме­стье знат­ных ро­стов­ских бо­яр Ки­рил­ла и Ма­рии. Ки­рилл со­сто­ял на служ­бе у Ро­стов­ских кня­зей. Су­пру­ги име­ли уже сы­на Сте­фа­на, ко­гда Бог да­ро­вал им дру­го­го сы­на – бу­ду­ще­го ос­но­ва­те­ля Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры, пре­по­доб­но­го Сер­гия. Рас­ска­зы­вая о ро­ди­те­лях его, Епи­фа­ний Пре­муд­рый пи­шет: «Не до­пу­стил Бог, чтобы та­кой мла­де­нец, ко­то­рый дол­жен был вос­си­ять, ро­дил­ся от непра­вед­ных ро­ди­те­лей …». За­дол­го до рож­де­ния Про­мысл Бо­жий дал о нем зна­ме­ние как о ве­ли­ком из­бран­ни­ке Бо­жи­ем. Од­на­жды, ко­гда его мать, бе­ре­мен­ная им, бы­ла в церк­ви, ре­бе­нок, к ве­ли­ко­му изум­ле­нию всех при­сут­ство­вав­ших, три­жды вос­клик­нул гром­ким го­ло­сом в ма­те­рин­ском чре­ве: в на­ча­ле чте­ния Еван­ге­лия, пе­ред пе­ни­ем Хе­ру­вим­ской и в мо­мент, ко­гда свя­щен­ник воз­гла­сил: «Вон­мем, Свя­тая свя­тым!».

По­сле это­го мать ста­ла осо­бен­но сле­дить за сво­им ду­хов­ным со­сто­я­ни­ем, пом­ня, что но­сит во чре­ве мла­ден­ца, ко­то­ро­му пред­на­зна­че­но быть из­бран­ным со­су­дом Ду­ха Свя­то­го. «Мать же его, – пи­шет ав­тор жи­тия, – с то­го дня, ко­гда бы­ло это зна­ме­ние … но­си­ла мла­ден­ца в утро­бе как некое бес­цен­ное со­кро­ви­ще … и как со­суд из­бран­ный. И ко­гда в се­бе ре­бен­ка но­си­ла и бы­ла им бе­ре­мен­на, то­гда она се­бя блю­ла от вся­кой сквер­ны и от вся­кой нечи­сто­ты, по­стом ограж­да­ла се­бя, и вся­кой ско­ром­ной пи­щи из­бе­га­ла, и мя­са, и мо­ло­ка, и ры­бы не ела, лишь хле­бом и ово­ща­ми, и во­дой пи­та­лась. От ви­на со­вер­шен­но воз­дер­жи­ва­лась, а вме­сто раз­лич­ных на­пит­ков толь­ко од­ну во­ду, и ту по­не­мно­гу пи­ла. Ча­сто же втайне на­едине воз­ды­хая со сле­за­ми мо­ли­лась Бо­гу, так го­во­ря: «Гос­по­ди! Спа­си ме­ня, со­блю­ди ме­ня, убо­гую ра­бу Твою, и мла­ден­ца это­го, ко­то­ро­го но­шу я во утро­бе мо­ей спа­си и со­хра­ни! Ты, Гос­по­ди, охра­ня­ю­щий мла­ден­ца, да бу­дет во­ля Твоя, Гос­по­ди! И да бу­дет Имя Твое бла­го­сло­вен­но во ве­ки ве­ков. Аминь!»

Пра­вед­ная Ма­рия вме­сте с му­жем да­ют обет: ес­ли ро­дит­ся у них маль­чик, при­не­сти его в цер­ковь и от­дать Бо­гу.

3 мая 1314 го­да пра­вед­ных ро­ди­те­лей по­се­ти­ла ве­ли­кая ра­дость: ро­дил­ся маль­чик. В со­ро­ко­вой день по рож­де­нии мла­ден­ца при­нес­ли в цер­ковь, чтобы со­вер­шить над ним Та­ин­ство Кре­ще­ния. Свя­щен­ник Ми­ха­ил на­звал мла­ден­ца Вар­фо­ло­ме­ем, ибо в этот день (11 июня) празд­но­ва­лась па­мять свя­то­го апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея. Это имя по сво­е­му зна­че­нию – «Сын ра­до­сти (уте­ше­ния)» бы­ло осо­бен­но уте­ши­тель­но для ро­ди­те­лей. Свя­щен­ник по­чув­ство­вал, что это осо­бый мла­де­нец и, осе­нен­ный Ду­хом Бо­же­ствен­ным, пред­рек: «ра­дуй­тесь и ве­се­ли­тесь, ибо бу­дет ре­бе­нок сей со­суд из­бран­ный Бо­га, оби­тель и слу­га Свя­той Тро­и­цы».

Ро­ди­те­ли ста­ли за­ме­чать осо­бен­ное в по­ве­де­нии мла­ден­ца: ес­ли мать вку­ша­ла мяс­ную пи­щу, мла­де­нец не пил ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. По сре­дам и пят­ни­цам он во­все оста­вал­ся без пи­щи. Воз­дер­жан­ный по­стом во чре­ве, мла­де­нец и по рож­де­нии как буд­то тре­бо­вал от ма­те­ри по­ста. И она ста­ла стро­же со­блю­дать пост: со­всем оста­ви­ла мяс­ную пи­щу, и мла­де­нец, кро­ме сре­ды и пят­ни­цы, все­гда по­сле это­го пи­тал­ся ее мо­ло­ком.

Ко­гда Ма­рия по­пы­та­лась от­дать мла­ден­ца кор­ми­ли­це, он не за­хо­тел взять сос­цов. Под­рас­тая, Вар­фо­ло­мей, как и в пер­вые дни сво­ей жиз­ни, по сре­дам и пят­ни­ца не вку­шал ни­ка­кой пи­щи, а в осталь­ные хра­нил воз­дер­жа­ние. Мать опа­са­лась, что су­ро­вый об­раз жиз­ни мо­жет по­вре­дить его здо­ро­вью и убеж­да­ла сы­на умень­шить стро­гость по­ста. Од­на­ко сын про­сил не от­кло­нять его от воз­дер­жа­ния, и мать бо­лее не пре­пят­ство­ва­ла.

Ко­гда Вар­фо­ло­мею ис­пол­ни­лось 15 лет, Ро­стов­ское кня­же­ство по­па­ло под власть Мос­ков­ско­го ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на Ка­ли­ты. В Ро­стов был на­зна­чен на­мест­ни­ком один из мос­ков­ских бо­яр, ко­то­рый при­тес­нял и гра­бил жи­те­лей. Мно­гие из ро­стов­цев ста­ли по­ки­дать го­род. В чис­ле их был и бо­ярин Ки­рилл. Кро­ме при­тес­не­ний мос­ков­ских во­е­вод, он еще и ра­зо­рил­ся и не же­лал оста­вать­ся там, где неко­гда жил в бо­гат­стве и по­че­те. Для жи­тель­ства он вы­брал ма­лень­кий го­ро­док Ра­до­неж в Мос­ков­ских зем­лях.

По обы­чаю то­го вре­ме­ни Ки­рилл дол­жен был по­лу­чить по­ме­стье, но по ста­ро­сти уже не мог слу­жить Мос­ков­ско­му кня­зю, и эту обя­зан­ность при­нял на се­бя его стар­ший сын Сте­фан, к то­му вре­ме­ни уже же­на­тый. Млад­ший из сы­но­вей Ки­рил­ла и Ма­рии – Петр, так­же же­нил­ся, но Вар­фо­ло­мей и в Ра­до­не­же про­дол­жал свои по­дви­ги. Ко­гда ему бы­ло око­ло два­дца­ти лет, он по­про­сил у ро­ди­те­лей бла­го­сло­ве­ния на мо­на­ше­ство. Ро­ди­те­ли не воз­ра­жа­ли, но про­си­ли по­до­ждать толь­ко до их смер­ти: с ухо­дом они по­те­ря­ли бы по­след­нюю под­держ­ку, так как два стар­ших бра­та бы­ли уже же­на­ты и жи­ли от­дель­но. Бла­го­дат­ный сын по­ви­но­вал­ся и де­лал все, чтобы успо­ко­ить ста­рость сво­их ро­ди­те­лей, ко­то­рые не при­нуж­да­ли его всту­пить в брак.

Дух ино­че­ства пе­ре­дал­ся от сы­на к ро­ди­те­лям, и ко­нец сво­ей жиз­ни они при­ня­ли по­стриг в Хоть­ков­ском мо­на­сты­ре близ Ра­до­не­жа. По­чти в то же вре­мя про­изо­шла пе­чаль­ная пе­ре­ме­на и в жиз­ни их стар­ше­го сы­на Сте­фа­на: же­на его умер­ла, оста­вив двух сы­но­вей. По­хо­ро­нив су­пру­гу в Хоть­ков­ском мо­на­сты­ре, Сте­фан не по­же­лал уже воз­вра­щать­ся в мир. По­ру­чив сво­их де­тей млад­ше­му бра­ту Пет­ру, он здесь же, в Хоть­ко­ве, при­нял мо­на­ше­ство. В 1337 го­ду схи­мо­нах Ки­рилл и схи­мо­на­хи­ня Ма­рия ото­шли ко Гос­по­ду. Де­ти по­греб­ли их под се­нью По­кров­ской оби­те­ли, ко­то­рая с это­го вре­ме­ни ста­ла по­след­ним при­ютом и усы­паль­ни­цей Сер­ги­е­ва ро­да.

Ле­то­пись Хоть­ков­ско­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря при­во­дит сви­де­тель­ства о том, как мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к пре­по­доб­но­му Сер­гию и его ро­ди­те­лям спа­са­ло лю­дей от тяж­ких неду­гов. Осо­бен­но про­яви­лось их за­ступ­ни­че­ство во вре­мя на­род­ных бед­ствий – страш­ной мо­ро­вой яз­вы 1770–1771 го­дов, эпи­де­мий хо­ле­ры в 1848 го­ду и 1871 го­ду. Ты­ся­чи лю­дей сте­ка­лись в Хоть­ко­во. У гроб­ни­цы ро­ди­те­лей пре­по­доб­но­го чи­та­лась неусып­но Псал­тирь и мо­лит­ва свя­тым схи­мо­на­ху Ки­рил­лу и схи­мо­на­хине Ма­рии. В то же вре­мя они уже мест­но по­чи­та­лись в мо­на­сты­ре. И вся­кий раз мно­же­ство лю­дей со­хра­ня­лись от гу­би­тель­ных бо­лез­ней.

Мо­щи схи­мо­на­ха Ки­рил­ла и схи­мо­на­хи­ни Ма­рии неиз­мен­но по­ко­и­лись в По­кров­ском со­бо­ре, да­же по­сле его мно­го­чис­лен­ных пе­ре­стро­ек. Над гроб­ни­цей свя­тых на­хо­ди­лась ста­рин­ная ико­на, во­пло­тив­шая идею Небес­но­го По­кро­ва над оби­те­лью. На этой иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь в рост, с воз­де­ты­ми мо­лит­вен­но ру­ка­ми; под ее сто­па­ми – гроб­ни­ца Ки­рил­ла и Ма­рии; по од­ну сто­ро­ну от нее – их де­ти: пре­по­доб­ный Сер­гий, Петр и Сте­фан, а по дру­гую – су­пру­га Сте­фа­на Ан­на и су­пру­га Пет­ра Ека­те­ри­на.

Ужо в XIV ве­ке в ли­це­вом жи­тии пре­по­доб­но­го Сер­гия ро­ди­те­ли его изо­бра­же­ны с ним­ба­ми. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, по ко­то­ро­му пре­по­доб­ный Сер­гий за­ве­щал «преж­де чем ид­ти к нему, по­мо­лить­ся об упо­ко­е­нии его ро­ди­те­лей над их гро­бом». Так и по­ве­лось – па­лом­ни­ки, еду­щие на бо­го­мо­лье в Тро­иц­кую Лав­ру, по­се­ща­ли сна­ча­ла Хоть­ков­скую оби­тель, же­лая «по­кло­нить­ся на мо­гил­ке его пра­вед­ных ро­ди­те­лей, чтобы явить­ся бла­го­дат­но­му сы­ну от до­ро­гой ему мо­ги­лы как бы с на­пут­стви­ем от са­мих пра­вед­ных ро­ди­те­лей». По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Сер­гий неред­ко хо­дил на мо­ги­лу ро­ди­те­лей из сво­ей Лав­ры.

В XIX ве­ке по­чи­та­ние пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Ма­рии рас­про­стра­ни­лось по всей Рос­сии, об этом сви­де­тель­ству­ют ме­ся­це­сло­вы то­го вре­ме­ни.

По­сле 1917 го­да Хоть­ков­ский мо­на­стырь был лик­ви­ди­ро­ван, од­на­ко до за­кры­тия по­след­не­го хра­ма неко­то­рые сест­ры жи­ли на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря, со­став­ляя ру­ко­дель­ную ар­тель. В 30-е го­ды хра­мы сде­ла­ли ма­стер­ски­ми и скла­да­ми. Ра­бо­чие, ко­то­рые за­ни­ма­лись пе­ре­строй­кой мо­на­стыр­ских зда­ний, са­ми пред­ло­жи­ли ве­ру­ю­щим взять из хра­ма остан­ки пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Ма­рии, т.к. им гро­зи­ло осквер­не­ние или уни­что­же­ние. Они по­мог­ли вскрыть по­лы хра­ма и вы­не­сти остан­ки пре­по­доб­ных, ко­то­рые бы­ли по­ло­же­ны в скле­пе непо­да­ле­ку от По­кров­ско­го хра­ма, на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря. Ни­ка­ких внеш­них зна­ков над скле­пом не бы­ло по­став­ле­но, но те, кто участ­во­вал в этом со­бы­тии, за­пом­ни­ли ме­сто по­гре­бе­ния.

В июле 1981 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых 6 (19) июля, на сле­ду­ю­щий день по­сле празд­ни­ка в честь об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Схи­мо­на­хи Ки­рилл и Ма­рия бы­ли про­слав­ле­ны в со­бо­ре Ра­до­неж­ских свя­тых.

В 1987 го­ду, во вре­мя под­го­тов­ки к празд­но­ва­нию 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, склеп с мо­ща­ми пре­по­доб­ных был рас­крыт. Все ожи­да­ли на­ча­ла бо­го­слу­же­ний в По­кров­ском хра­ме, чтобы пе­ре­не­сти в него вновь об­ре­тен­ные мо­щи.

В 1989 го­ду в По­кров­ском хра­ме быв­ше­го Хоть­ков­ско­го мо­на­сты­ря, воз­вра­щен­но­го Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, вновь воз­го­ре­лась све­ча цер­ков­ной мо­лит­вы пре­по­доб­но­му Сер­гию и его ро­ди­те­лям. В том же го­ду в день празд­но­ва­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия мо­щи его пра­вед­ных ро­ди­те­лей пе­ре­нес­ли в храм По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Воз­об­но­ви­лось празд­но­ва­ние па­мя­ти пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Ма­рии 28 сен­тяб­ря (11 ок­тяб­ря) и 18 (31) ян­ва­ря. Ве­ра в за­ступ­ни­че­ство свя­тых укре­пи­лась по­сле мно­го­чис­лен­ных ис­це­ле­ний, со­вер­шен­ных у гроб­ни­цы.

В 1992 го­ду от­крыл­ся Хоть­ков­ский жен­ский мо­на­стырь в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В том же го­ду, ко­гда празд­но­ва­лось 600-ле­тие со дня кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Сер­гия, со­вер­ши­лось об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Ма­рии, увен­чав­шее ше­сти­ве­ко­вое по­чи­та­ние ро­ди­те­лей ве­ли­ко­го све­тиль­ни­ка Рус­ской зем­ли, дав­ших ми­ру об­ра­зец свя­то­сти и хри­сти­ан­ско­го устро­е­ния се­мьи.

Се­го­дня во всех хра­мах Рос­сии по­ми­на­ют ро­ди­те­лей пре­по­доб­но­го Сер­гия – пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Ма­рию, и ро­ди­те­лей пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма – Ис­и­до­ра и Ага­фию – вос­пи­та­те­лей юно­сти пре­по­доб­ных.

При­ме­ча­ния

Источник: Православный телеканал «СОЮЗ»

Текст из жи­тия пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, на­пи­сан­но­го свя­тым Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия. Κ со­жа­ле­нию, «Жи­тие Сер­гия» не до­шло до нас в пер­во­на­чаль­ном ви­де. В се­ре­дине 15 ве­ка жи­тие, вы­шед­шее из-под пе­ра Епи­фа­ния, бы­ло пе­ре­ра­бо­та­но офи­ци­аль­ным агио­гра­фом Па­хо­ми­ем Ло­го­фе­том. Па­хо­мий пи­сал уже по­сле об­ре­те­ния мо­щей свя­то­го Сер­гия в 1422 го­ду. Удо­вле­тво­ряя тре­бо­ва­ни­ям за­каз­чи­ков, Па­хо­мий при­дал «Жи­тию Сер­гия» па­рад­ную фор­му.

31 января и 11 октября — память прп. Кирилла и Марии Радонежских, родителей прп. Сергия, игумена Радонежского

ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ

В четырех верстах от Ростова Великого, на берегу речки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Кирилл состоял на службе у Ростовских князей. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия.

Рассказывая о родителях его, Епифаний Премудрый пишет: «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей…» Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. Однажды, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Еванглия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!»

ИКОНА ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ ИЗ ИКОНОСТАСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА ХОТЬКОВА МОНАСТЫРЯ

После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. «Мать же его,– пишет автор жития, – с того дня, когда было это знамение … носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище … и как сосуд избранный. И когда в себе ребенка носила и была им беременна, тогда она себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, постом ограждала себя, и всякой скоромной пищи избегала, и мяса, и молока, и рыбы не ела, лишь хлебом и овощами, и водой питалась. От вина совершенно воздерживалась, а вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу пила. Часто же втайне наедине воздыхая со слезами молилась Богу, так говоря: «Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу Твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе моей спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенца, да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое благословенно во веки веков. Аминь!»»

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

ИКОНА СЕРГИЕВА РОДА ИЗ ПОКРОВСКОГО ХОТЬКОВА МОНАСТЫРЯ

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении, младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению – «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек; «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Родители стали замечать особенное поведение младенца еще в материнской утробе: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи.

Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком. Когда Мария попыталась отдать младенца кормилице, он не захотел взять сосцов. Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные дни хранил воздержание. Мать опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

ОТРОК ВАРФОЛОМЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ — ПРЕП. КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ. ФРЕСКА ПОКРОВСКОГО ХРАМА

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из Московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях.

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии – Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с его уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших сына были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

ОКРЕСТНОСТИ СЕЛА РАДОНЕЖ

Дух иночества передался от сына к родителям, и под конец своей жизни они приняли постриг в Хотьковском монастыре близ Радонежа. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество. В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Отдавая долг сыновней любви, Варфоломей сорок дней провел в Хотьковском монастыре, поминая новопреставленных родителей и раздавая милостыню нищим, а после этого ушел с братом Стефаном в дремучий лес, в место, называемое Маковец. Здесь он поставил церковь во имя Пресвятой Троицы, а через три года принял постриг с именем Сергий.

ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ МОНАСТЫРЬ. ГРАВЮРА 1843 г.

Духовные узы, навеки соединившие Сергия и его родителей, проявлялись во многих чудесных событиях, происходивших у гробницы схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий – страшной моровой язвы 1770–1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читались неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз по затупничеству святых множество людей сохранялось от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Над гробницей святых находилась старинная икона, воплотившая идею Небесного Покрова над обителью. На этой иконе изображена Божия Матерь в рост, с воздетыми молитвенно руками; под Ее стопами – гробница Кирилла и Марии; по одну сторону откоторой – их дети: преподобный Сергий, Петр и Стефан, а по другую – супруга Стефана Анна и супруга Петра Екатерина.

ПРП. СЕРГИЙ МОЛЯЩИЙСЯ ОБ УПОКОЕНИИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ. ИКОНА XIX в.

Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. Существует предание, по которому преподобный Сергий завещал – «прежде, чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». (Поселянин Е. «Святыни земли Русской. С описанием жизни и подвигов святых и знамений, бывших от чудотворных икон» Спб, 1899, с. 72.). Так и повелось – паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». (Смирнов С. К. «Покровский Хотьков девичий монастырь» М., 1875, с. 47). По преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей обители. И сегодня могут богомольцы получить в благословение образок, на котором преподобный Сергий изображен с кадилом в руке, молящимся у гроба своих родителей.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.

ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ МОНАСТЫРЬ В ГОДЫ РАЗРУХИ И ЗАПУСТЕНИЯ

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован, однако до закрытия последнего храма некоторые сестры жили на территории монастыря, составляя рукодельную артель. В 1930-е годы храмы сделали мастерскими и складами. Рабочие, которые занимались перестройкой монастырских зданий, сами предложили верующим взять из храма останки преподобных Кирилла и Марии, которым грозило осквернение или уничтожение. Рабочие помогли вскрыть полы храма и вынести останкисвятых, которые были положены в склепе неподалеку от Покровского храма, на территории монастыря. Никаких внешних знаков над склепом не было поставлено, но те, кто участвовали в этом событии, запомнили место погребения.

В июле 1981 года было установлено праздновать Собор Радонежских святых 6/19 июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых.

В 1987 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, склеп с мощами преподобных был раскрыт. Все ожидали начала богослужений в Покровском храме, чтобы перенести в него вновь обретенные мощи.

ПЕРВАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ В ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ. ФОТО 1989 г.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября / 11 октября) и 18/31 января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ МОНАСТЫРЬ ЗИМОЙ

Семья на Руси – и, прежде всего, мать,– создавала ту среду благочестия и чистоты, которая взрастила великих святых и подвижников Русской земли. Светлые образы матерей святых земли Русской проходят через всю нашу церковную историю; во многих житиях святых вспоминаются их благочестивые матери.
В акафисте преподобному Сергию воспевается: «Радуйся, благих родителей добрый и избранный плод! Радуйся, от чрева матерня на службу Небеснаго Царя, яко воин, хотящий верен Ему быти, призванный! Радуйся, трикратным твоим во чреве возглашением родителей и всех слышащих удививый! Радуйся, от сосца матерня воздержание чудное явивый!» А в акафисте преподобному Серафиму Саровскому сказано: «Радуйся, наследовый добродетели матери твоея!»

Сегодня во всех храмах России поминают родителей преподобного Сергия – преподобных Кирилла и Марию, и родителей преподобного Серафима – Исидора и Агафию – воспитателей юности великих святых нашей земли.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ ВАРНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. ОСНОВАН В 1427 г. НА МЕСТЕ ДОМА ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ ЧАСОВНЯ НА МЕСТЕ ДОМА ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ В РОСТОВЕ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ ВАРНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО КОНЦА XIX в. БОГОМОЛЬЦЫ В ПОКРОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ГРАВЮРА КОНЦА XIX в. ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ МОНАСТЫРЬ. ФОТО КОНЦА XIX ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ МОНАСТЫРЬ. НИКОЛЬСКИЙ СОБОР. ФОТО НАЧАЛА XX в. БОГОМОЛЬЦЫ В ПОКРОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ФОТО КОНЦА XIX в. БОГОМОЛЬЦЫ У ГРОБНИЦЫ ПРПП. КИРИЛЛА И МАРИИ. ГРАВЮРА КОНЦА XIX в. ПАМЯТНЫЙ КРЕСТ НА МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ КЛЕЙМО ИКОНЫ ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ. ОРДЫНСКИХ ВЕЛЬМОЖ ПОДАРКАМИ УМИЛОСТИВЛЯША КЛЕЙМО ИКОНЫ ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ. СВЯТЫЙ МЛАДЕНЕЦ ВО ЧРЕВЕ ТРОЕКРАТНО ВОЗГЛАСИ КЛЕЙМО ИКОНЫ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ЖИТИИ. XX в. КЛЕЙМО ИКОНЫ ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ. СВЯТВЕ КИРИЛЛ И МАРИЯ СО ЧАДЫ ИЗ ВАРНИЦ ВО ГРАД РАДОНЕЖ ПРЕСЕЛИШАСЯ ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ МОНАСТЫРЬ. ВИД С ЮГО-ВОСТОКА ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ РАКА С МОЩАМИ ПРП. КИРИЛЛА И МАРИИ ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

***

ПРП. МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ. ПРОРИСЬ

Преподобная схимонахиня Мария продолжает подвиг земного материнства, завещанный преподобной Анной Новгородской. Как большинство благоверных княгинь и боярынь Древней Руси, преподобная Мария, исполнив долг жены и матери, заканчивает жизненный путь в монашеском подвиге. В ее образе Святая Русская Церковь прославляет всех матерей Русской земли. И поэтому не случайно носит она то же имя, что и Преблагословенная Матерь Господа.

Мария в переводе с древнееврейского означает «Госпожа». Мы и называем Божию Матерь Госпожой с большой буквы. Архангел Гавриил назвал Ее «Благословенной между женами», приветствием этим включая в ряд святых жен человечества. Преподобная Мария становится госпожой (с маленькой буквы), подражая своей жизнью Великой Госпоже.

МОЛИТВА У МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ, ТАЙНО ПЕРЕЗАХОРОНЕННЫХ В 1930-е гг. У ПОКРОВСКОГО СОБОРА. 1985 г.

Общецерковное прославление преподобной Марии в наши дни, после 600-летного народного почитания – напоминание женщинам России о том, Кому должны они подражать в своей жизни, к Кому обращался за помощью и благословением. В Покровском храме Хотьковского монастыря был освящен придел в честь преподобных Кирилла и Марии – первый на Русской земле.

Тропарь, глас 3:

Блаженств Христовых причастинцы, честнаго супружества и попечения о чадах добрый образе, праведнии Кирилле и Марке, плод благочестия Сергия преподобнаго нам явивши, с ним же усердно молите Господа» низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Тропарь, глас 1:

Радуйся, преподобная мати Марие, вкупе с супругом твоим преподобным Кириллом, яко родила еси избранный сосуд Христа Бога нашего, Сергия преподобнаго, служителя Живоначальныя Троицы, предстательствует бо к Ней о мире всего мира и спасении душ наших.

Кондак, глас 4:

Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим преподобным Сергием ко дивному во Святей Троице Богу отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Кондак, глас 5:

Воспоим днесь преподобных Кирилла и Марию, прославльшихся в Российстей земли новых чудотворцев, тем же неоскудно потоцы людей православных притекают к раце ваших святых мощей, с верою и любовию взывая: молитеся о нас ко Пресвятей Троице с богоносным аввою Сергием мир стране нашей даровати и душам нашим велия милости.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Марие, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице ангелом.

Молитва

О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, навредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва

О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете жительствовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Пречистей Его Матери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии в обитель сию с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудут, славяше Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

Кондак 1

Избраннии чудотворцы и велицыи угодницы Господни, обители нашея заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно:

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся преподобнии Кирилле и Марие, от юности вашея чистую совесть имущии к Богу, и добре во благочестии и чистоте вкупе пожившии, нам же оставльшии в пример подражания житие ваше богоугодное, емуже чудящеся и чудесы вашими озаряеми, зовем вам гласы хвалебными сице:

Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии;

Радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители.

Радуйтеся, души ваши и телеса на земли в обиталище Духа Святаго уготовившии;

Радуйтеся, исполненнии премудрости и разума Божественного.

Радуйтеся, яко от земли на небо преидосте и тамо со Ангелы Троице предстоите;

Радуйтеся, яко со безплотными лики трисвятую песнь Ей воспеваете.

Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии;

Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 2

Видя всевидящее око Отца светов вельми благоугодное Богу ваше житие, благоволи избрати вас, блаженнии, да явите мирови светильник пресветлый Сергия преподобнаго, да о нем и ваши имена прославятся и вси вернии воспоют прославльшему вас Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественнаго преисполненнии, Кирилле и Марие, неустанно работасте Господеви, наставляя чада своя в послушании и кротости. Умудрите убо и нас, преподобнии, непрестанно оправданием Господним следовати неложно, да обрящем вкупе с вами спасение вечное и принесем вам благохваления таковыя:

Радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии и благоверие сохраншии;

Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.

Радуйтеся, милостынею и молитвами Небесное Царствие стяжавшии;

Радуйтеся, смирением и пощением вечное блаженство улучившии.

Радуйтеся, яко мзда ваша многа на Небесех есть;

Радуйтеся, яко молитвами вашими и мы надежды Царствия Христова не лишаемся.

Радуйтеся, яко радость ваша вечна во светлостех святых;

Радуйтеся, яко тояжде светлости вас ради и мы наследниками являемся.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 3

Силою Божиею ограждаем преподобный Кирилл князю Ростовскому со всяким усердием служаше и вкупе с ним во орду Агарянскую, мира ради, хождаше, да люди русские ослабу от ига их имут и Богу непрестанно поют: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи помышление преподобнии Кирилл и Мария и людие о трикратном во чреве Мариином в церкве плода глашении и удивльшеся, разумеша нечто преславное и чудное быти; и по сих уведевше радостное сына рождение, радовахуся и радостная вам приношаху глаголюще:

Радуйтеся, двоице пресветлая, Богом совокупленная;

Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь супружескаго жития богоугоднаго верно указующии.

Радуйтеся, родители благии добраго и избранного плода;

Радуйтеся, всякия благодати Божия его исполнившии.

Радуйтеся, супругов христиан ко благочестию наставницы;

Радуйтеся, доброму богобоязненному чад воспитанию их научающии.

Радуйтеся, целомудрия и воздержания супружескаго образи преизящнии;

Радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии учителие.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 4

Буря скорбей и напастей, воздвизаемая наместником Великаго Князя, не ослаби крепкия любве вашея яже к Богу, Кирилле и Марие блаженнии, но паче научи вы изряднее отражати разженныя стрелы лукаваго. Научите убо и нас вся скорби мира сего с кротостию преносити, в веселии вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, блаженнии, Варфоломея, дивное чадо ваше, некогда грамоте неискусна, чтуща богодухновенныя писмены, удивишася зело, и старца-схимника, премудрость ему даровавшаго, в дом свой прияша, заповедь Апостола Павла храняше: страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы. Таковую добродетель вашу воспевающе, вопием вам сице:

Радуйтеся, заповедей Христовых вернии исполнители;

Радуйтеся, учения Евангельского истиннии последователи.

Радуйтеся, угодницы Божии, житию великих святых сопричастницы;

Радуйтеся, странноприимства древняго праотца Авраама подражатели.

Радуйтеся, светом благочестнаго жития вашего, яко светила богосветлая, пресиявшии;

Радуйтеся, любовь и милосердие к бедным и сирым явившии.

Радуйтеся, безпомощным скории помощницы;

Радуйтеся, яко и нам присно помогаете и к Небесному Отечеству руководствуете.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 5

Боготечным звездам подобны бысте, преблаженнии Кирилле и Марие, егда пришедше от страны Ростовския в пределы княжества Московскаго и во граде Радонеже поселистеся, тамо сущих бо людей благочестием своим удивисте, подвизая пети: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, святии, тщание сына своего, преподобнаго Сергия, к иноческому житию, моляху его, да пребудет с вами до кончины вашея. Он же, яко сын послушания, издетска наученный вами заповеди Господни исполняти, покорися воле вашей, Кирилле и Марие, якоже Божией, научая всех вопити вам тако:

Радуйтеся, блаженств Христовых причастницы;

Радуйтеся, честнаго супружества и попечения о чадех добрии образи.

Радуйтеся, ангелонравнии человецы;

Радуйтеся, преподобных и праведных сопричастницы.

Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии угодницы;

Радуйтеся, яко и чад ваших угождати Ей научившии.

Радуйтеся, того ради сын ваш Триипостасному Божеству обитель дивную устроивый;

Радуйтеся, сего ради и ваша святыя имена прославлены есть по всей Руси.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 6

Проповедницы веры православныя и ревнители благочестия не словом токмо, но и житием вашим, бысте во граде Радонеже, прехвальнии Кирилле и Марие: темже и святая Церковь достойно почитает вас, немолчно воспевая Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во граде Радонеже свет добродетельнаго вашего жития, преблаженнии Кирилле и Марие; егда же достигше возраста преклонна, во обитель Хотьковскую устремишася под покров Божией Матери притекше, тамо велий образ Ангельский на ся восприяли есте, темже образ вышшаго нам смирения показуя, емуже поучаяся, с любовию вопием вам таковая:

Радуйтеся, яко любве ради Господа мира сего славу остависте;

Радуйтеся, яко иноческое равноангельное житие усердно восприясте.

Радуйтеся, во обитель древнюю пришедшии и тамо покой себе обретшии;

Радуйтеся, Пречистей Деве Богородице души свои вручившии.

Радуйтеся, образ ангельский восприимшии и непорочно его сохраншии;

Радуйтеся, всем иноком и инокиням добрии образи.

Радуйтеся, прежде кончины вашея вся страсти умертвившии воздержанием;

Радуйтеся, святую схиму в броню спасения восприявшии.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в житии вашем, преподобнии Кирилле и Марие, образ назидания, не токмо людем мирским, но и иноческому лику, внуши вам в старости маститей оставите славу земную и восприяти образ иноческий, в немже постом, бдением и молитвою добре подвизастеся, неустанно воспевая Триединому Богу Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать показа всех Творец и Владыка чрез вас, преподобнии, егда прешли есте от временныя сея юдоли плачевныя во обители вечныя. Святыя мощи ваша, аще и под спудом сокровенны, многая чудеса источаху, многим болящим исцеления подаваху; паче же приносимыя к вам младенцы исцеляху. Сего ради приимите, врачеве наши блаженнии, от нас похвалы сицевыя:

Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней;

Радуйтеся, от Господа нетлением и чудесы прославленнии.

Радуйтеся, яко память ваша с похвалами и успение со святыми;

Радуйтеся, яко имена ваша честны суть и благословенны во Отечестве вашем.

Радуйтеся, болящим младенцем исцеление подающии;

Радуйтеся, тяжко болящую девицу, с любовию к вам притекшую, от недуга избавившии.

Радуйтеся, о любящих и чтущих вас небеснии предстатели;

Радуйтеся, приснопросящии нам у Господа дары благости Его.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 8

Страшное и ужасное бедствие прииде на землю Московскую, егда язвою моровою уязвлены быша людие мнози во градех и весех, и множество их умроша. Тогда собор освященный со инокини молебныя пения вам приношаху и предстательствы вашими избавление от беды получиша, вопиюще благодеющему чрез вас Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша. Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми:

Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя;

Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни.

Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое;

Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы.

Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии;

Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии.

Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения;

Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 9

Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас. Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам:

Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии;

Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи.

Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии;

Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии.

Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы;

Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи.

Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии;

Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 10

Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии. Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса:

Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие;

Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу.

Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним;

Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати.

Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери;

Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы.

Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы;

Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 11

Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете. Сего ради, прославляюще вас, глаголем:

Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас;

Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии.

Радуйтеся, бисери сияющии и благодатно просвещающии человеков;

Радуйтеся, свети умнии, зарею Святаго Духа облистающии.

Радуйтеся, известнии умилостивители Царя Небеснаго;

Радуйтеся, призывающих молитвенно честная имена ваши скории услышатели.

Радуйтеся, упование на вас по Бозе возлагающих дивнии помощницы;

Радуйтеся, всем правоверным всякое прошение во их пользу исполняющии.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 12

Благодать от Бога данную вам ведяще, прилежно молим вы ныне, прехвальнии схимонаси: пролейте теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит обитель нашу неврежденну от напастей и нестроений, и нас да помилует и спасет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще ваше Богоугодное житие, преподобнии, и на небеси от Бога прославление, ублажаем праведное преставление ваше, величаем безчисленныя чудеса от святых мощей ваших истекающия, и на неусыпныя молитвы ваша уповающе, взываем вам сицевая:

Радуйтеся, житие ваше земное благочестне скончавшии;

Радуйтеся, от Царя Небеснаго венцы славы приемшии.

Радуйтеся, обличеннии в ризу благодатнаго нетления;

Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии.

Радуйтеся, препоясаннии силою многих чудес;

Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугом человеческим.

Радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет;

Радуйтеся, яко обитель наша мощей ради ваших по всей земле Российстей прославляется.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 13

О, преславнии чудотворцы и угодницы Господни Кирилле и Марие! Приимите сия моления наша от всея души вам ныне возносимыя и сподобите нас предстательствы вашими в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице, Богу нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, а затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским

О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *