Мари кондо до и после

Уборка дома по методу Конмари: подробный гид, после которого у вас не останется вопросов

Различные системы по организации пространства существовали и раньше (например, «Флай леди», разработанная Марлой Силли из США). Но подход японского специалиста, описанный в книге «Магическая уборка», во многом оказался революционным.

Фото: Instagram mariekondo Главная идея: оставить у себя только те вещи, которые приносят радость. И тогда дом окажется самым любимым местом, куда хочется стремиться.

Порядок «пропишется» в такой квартире надолго, жизнь станет гармоничнее, а свободного времени — главного дефицитного ресурса — в ней добавится.

Звучит все это красиво, и система на первый взгляд кажется простой.

Фото: Instagram mariekondo На самом деле, чтобы она заработала, нужно выполнить определенные шаги в нужной последовательности и потрудиться над формированием новых привычек.

Уборка дома по Конмари

Это понятие встречается во многих источниках. Но все же к уборке в ее классическом понимании данный метод не относится.

Уборка — процесс избавления от хлама и грязи. Причем он регулярный, ежедневно требующий внимания.

Фото: Instagram aline.designburo Конмари не рассказывает про вытирание пыли и мытье посуды. Она предлагает новую философию жизни. И даже анонсирует, что, реорганизуя свой быт, можно кардинально изменить мышление, род занятий, отношение к прошлому и настрой на будущее.

Мари убеждена: все, что мы делаем, нам нужно для счастья. Поездки за границу, покупка вкусной еды, вечерний киносеанс перед телевизором. И когда мы занимаемся уборкой, наша конечная цель — тоже приблизиться к состоянию счастья.

Цепочку можно выстроить такую: я убираю, чтобы в доме было красиво (чтобы быстро находились нужные вещи/чтобы не было стыдно перед гостями/чтобы мама не ругала), а значит, повышаю уровень собственного внутреннего комфорта. Фото: Instagram lena__giesbrecht Обеспечивая себе максимально комфортные условия, человек становится счастливее.

Суть метода Конмари

Его можно свести к двум пунктам:

  1. избавление от лишних вещей,
  2. организация хранения.

Госпожа Кондо любит повторять: генеральную уборку в доме нужно провести только один раз! Потом она просто не понадобится. Под уборкой она понимает тотальное расхламление.

Кондо Мари «Магическая уборка. Японский метод навести порядок один раз и навсегда»

Как и в знаменитой системе «Флай леди», хлам по Конмари — это вовсе не обычный мусор, который мы ежедневно выносим из дома на свалку. Автор предлагает расставаться с вещами, которые:

  • мешают,
  • раздражают,
  • дублируют друг друга,
  • не нравятся,
  • долго пылятся на полке без надежды на применение,
  • не идут по фасону, стилю, цвету,
  • ассоциируются с неприятными периодами в жизни.

Фото: Instagram scandi_scandi Избавившись от лишнего, вы удивитесь, насколько уютным стал ваш дом.

Вещи на выброс

Не все могут сходу определить, от чего действительно нужно избавляться. Особенно это касается «плюшкиных» со стажем, любимая фраза которых «на всякий случай».

Мари предлагает подсказку:

  • газеты, брошюры и другая рекламная «полиграфия» для разового прочтения,
  • просроченная косметика,
  • неприглядная одежда и обувь (поношенная, с дырками, выцветшая),
  • пустая тара (банки, бутылки, коробки),
  • сломанные вещи.

Вспомните, как вы обычно перебираете свои «закрома». Какие мысли вас посещают? «Неплохое платье. Не сказать, что прямо «ах», но дома носить можно».

То есть, найдя несимпатичную вещь, хозяева ищут повод ее оставить: для дачи, вылазок на природу, черновой работы или просто про запас. И некрасивое платье возвращается на вешалку. А повод под кодовым словом «когда-нибудь» для него может не наступить никогда.

Фото: Instagram mariekondo Конмари предлагает делать наоборот. Слушать себя: «А оно мне реально нравится? Кажется, нет?». Если есть сомнения — прощайтесь без раздумий.

Еще один хороший критерий для определения «кандидатов» на выброс — фокусироваться не на тех вещах, которые хотите отдать или утилизировать, а на тех, которые хотите оставить.

В этом случае разговор с собой будет выглядеть так: «Нет, с этой сумкой я ни за что не расстанусь! И вот этот кулон мой навеки, я же его каждый день ношу!».

Перебирая вещи, оценивайте их именно таким образом, и все, что однозначно приходится по сердцу, оставляйте.

Instagram poryadok_v_zhizni А все, что не вызывает теплоты, радости, желания носить и других приятных эмоций, раздайте или выбросьте.

Сортировка вещей

Предлагаемый алгоритм относится не только к одежде, а ко всем «обитателям» дома. Но рассмотрим его пока на примере одежды.

Важно работать именно с категориями вещей, а не с местами их хранения.

К примеру, детские вещи, особенно те, из которой ребенок вырос, но выбросить жалко, могут лежать по коробкам в разных углах дома, на разных антресолях. Решив размусориться, вам нужно собрать их в кучу и перебрать за один присест. Конечно же, с учетом внутренних ощущений: нравится — не нравится, красиво — некрасиво.

Во-первых, могут найтись давно утерянные, но любимые предметы гардероба первенца, которые окажутся впору младшим детям. Во-вторых, когда вы воочию увидите, что у вас аж десять вполне приличных футболок, выбросить одиннадцатую будет гораздо проще.

Фото: Instagram mariekondo Обычно мы храним вещи, когда не уверены, что им есть достойная замена.

Если членов семьи много, старайтесь за день разобрать гардероб хотя бы одного человека. Начните утром, чтобы к вечеру все закончить и не переносить задачу на завтра.

Для более четкого представления об «ассортименте» вещей разложите их по кучкам:

Фото: Instagram mariekondo Каждый может продолжить этот список, адаптировать его под себя.

Расхламление по Конмари

Когда вы достали все вещи определенной категории, разложили их по группам, автор системы предлагает брать каждую вещь в руки и «тестировать» ее на то, какие эмоции она у вас вызывает. Даже если вещь качественная и по определению «должна быть» в гардеробе как базовая, но вы не готовы ее носить, — избавляйтесь.

Фото: Instagram mariekondo Хорошую одежду не обязательно выбрасывать. Ее можно подарить, но этот момент также требует большой осознанности.

Любую вещь, которая больше не нужна, Мари Кондо советует «поблагодарить» за службу. Писательница не без оснований считает: если вы купили некрасивый жакет, то у него в вашей жизни была своя миссия. Возможно, она сводилась к тому, чтобы научить вас более грамотному подбору гардероба.

Фото: Instagram mariekondo Фото: Instagram mariekondo

Начинать работу Мари советует с сезонной одежды. И в этом тоже есть смысл: освежив в памяти, что именно у вас есть в наличии, вы не купите лишнего в преддверии зимы или лета. Вообще, по ее мнению, не стоит убирать далеко ни теплые, ни легкие вещи.

Фото: Instagram mariekondo Летом может понадобиться свитер, а зимой под теплое пальто при не очень морозной погоде вполне можно надеть легкое платье.

Хотя жителям тех регионов, где перепад температур слишком большой, такой совет вряд ли подойдет. Ведь шуба жарким летом даже при прохладных вечерах уж точно не понадобится.

Расхламляясь, мы очень часто переводим в разряд домашних вещи, которые не годятся для выхода «в люди». Мари считает такой подход неверным. То, как человек выглядит дома, влияет на его настроение и восприятие его членами семьи ничуть не меньше, чем нарядный образ.

Фото: Instagram mariekondo Гора домашних вещей, часть из которых не будет носиться, — это тоже хлам. И его нужно регулярно размусоривать.

Как грамотно раздавать вещи

Все, что не подошло или разонравилось именно вам, всегда есть куда пристроить. Сложите одежду или другие вещи в отдельную коробку. Опросите родственников, друзей, знакомых — возможно, кому-то они пригодятся. Ни в коем случае не навязывайте. Люди могут взять у вас вещи из вежливости. И они осядут в виде хлама уже у ваших близких.

Если видите, что мать или подруга отказываются, отнесите содержимое коробки в церковь — для нуждающихся. А что-то можно и продать через доски объявлений в интернете.

Фото: Instagram filosofiya.poryadka Фото: Instagram organized.space

При таком разборе уходит, как правило, до 30% гардероба. Возможно, вам захочется пополнить запасы тем, что действительно нравится. И не исключено, что это будут вещи не только новые, но и стилистически непривычные для вас.

Вертикальное хранение вещей в шкафу по методу Конмари

Итак, вы закончили с расхламлением. Теперь нужно сложить вещи компактно. «Жемчужина» системы Мари Кондо — в предлагаемом ею хранении. Она советует держать вещи в ящиках, сложенными вертикально. Почему?

Фото: Instagram mariekondo Бывает и такое — перемены в доме приводят к перезагрузке мыслей и видения себя.

Первое — ящики имеют ограниченный размер. Когда они заполняются, вам поневоле приходится расхламляться или ограничивать себя в покупках. Второе — такой способ хранения экономит место.

Фото: Instagram mariekondo Фото: Instagram mariekondo

Конмари наглядно показывает, как складывать одежду, чтобы каждая стопочка имела идеальный вид, а именно — рулонами либо маленькими гладкими прямоугольниками. Тогда вертикально «поставленные» футболки, колготки, шорты не падают, а выглядят аккуратно, подобно корешкам книг или файлам в папке. К тому же они мнутся не так сильно, как если их просто бросить, не расправляя.

HAUSMANN Органайзер для хранения белья

Сложив одежду, распределите ее по категориям и каждой отведите собственный ящик. Футболки отправятся к футболкам, белье — к белью, джинсы — к джинсам и так далее.

Фото: Instagram mariekondo Следите, чтобы вещи не «выглядывали» из ящика. Совсем маленькие изделия можно свернуть в трубочку.

А чтобы ежедневно не тратить время на подбор комплекта одежды, учитывайте ее расцветку при сортировке.

Instagram mariekondo Расположив рядом вещи из одной цветовой палитры, вы второпях можете одеться чуть ли не на автомате.

Для организации компактного хранения Конмари советует использовать разделители, коробки, корзинки. Не обязательно все это покупать — мы ведь стремимся к минимализму. Можно применить фантазию и использовать имеющиеся дома материалы. Например, коробки для обуви : их можно красиво декорировать.

Фото: Instagram mariekondo Фото: Instagram hobbydomic

Как развесить вещи

Не все можно компактно уложить на полку или в ящик. Мари дает советы и по хранению одежды на плечиках.

Чтобы всегда видеть, сколько у вас блузок, костюмов, платьев, развешивайте их по группам. Иначе нужная рубашка может затеряться среди тренчей, кофт или брюк.

Фото: Instagram mariekondo Фото: Instagram mariekondo

Можно также развесить все по длине — самые длинные вещи разместить слева и по мере их укорачивания двигаться вправо.

Фото: Instagram mariekondo По версии Конмари, такая организация гардероба привносит положительную энергию. Возможно, это и правда так. Но что верно точно — она очень удобна.

Хранение сумок

Да, они тоже удостоились внимания автора системы. Сумки хороши своей вместимостью, поэтому их можно складывать друг в друга, но не больше чем по три штуки.

Фото: Instagram mariekondo Сумочки лучше рассортировать по назначению — для покупок, прогулок, работы, вещей ребенка, походов в театр.

Нюансы уборки

Коробки

Когда приступаете к расхламлению, запаситесь несколькими коробками. У каждой будет индивидуальное назначение. Одна — для вещей, которые вы захотите отдать. Другая — для тех, которые пойдут на мусорку. Третья — для тех, которые вернутся в гардеробную.

Фото: Instagram pureandsimple_org Коробок можно использовать и больше, чем три. Главное — не оставлять рассортированные вещи в них надолго, а скорее отнести по назначению.

Время на уборку

Конмари не советует затягивать с этим процессом. Маленькие шаги, когда можно каждый день расхламляться по чуть-чуть, — не ее философия. Автор считает, что намного проще за раз перебрать одну категорию вещей. Например, за один день одежду, за второй — кухонные принадлежности, потом — книги и так далее.

Генеральная уборка примечательна тем, что дает моментальные результаты и вдохновляет. Разгребаясь по чуть-чуть, вы можете опустить руки, так как конца и края вашим стараниям не будет видно.

Фото: Instagram mariekondo Фото: Instagram idealniy_remont

Направление уборки

Автор системы советует выбрать вектор вашего движения по комнате, чтобы оно не было хаотичным. В частности, можно разбирать вещи, направляясь от входа и по часовой стрелке. При системном подходе ни один закоулок не избежит расхламления.

Сделать уборку приятной

Включите любимую музыку — это даст вам больше драйва и позитива. Можете поставить таймер, добавив таким образом соревновательный момент.

Фото: Instagram mariekondo Фото: Instagram mariekondo

Работать в одиночестве

Лучше размусориваться в одиночестве, ведь у каждого человека свои критерии, что считать бесполезным, и советы близких людей могут «сбить прицел». И даже если на вашу уверенность их мнение не повлияет, могут разгореться лишние споры.

Часто люди старшего поколения болезненно переносят, когда их дети выбрасывают целые мешки с вещами. Даже если родители не попытаются их спасти и отнести к себе в комнату, они могут быть расстроены самим процессом.

Фото: Instagram mariekondo Фото: Instagram mariekondo

Особенности метода для разных предметов

Как сложить постельное белье по методу Конмари

Обходиться с простынями, пододеяльником и наволочками нужно точно так же, как с одеждой. Все старое, рваное, застиранное, потерявшее цвет — в утиль. Туда же — разнокалиберное белье, представляющее собой остатки от имевшихся ранее комплектов.

Фото: Instagram mariekondo Сначала приводим в порядок одну категорию, потом другую. Например, простыни, следом — пододеяльники, затем — наволочки.

После сортировки складываем постельные принадлежности прямоугольниками. Тоже вертикально, как и одежду (да, Конмари — фанат вертикального хранения, по ее признанию, даже морковка в холодильнике у нее стоит столбиком).

Постельное белье тяжелое и объемное, поэтому оно может и не стоять ровными рядами, как стопки с маечками. На обычной полке в шкафу оно точно развалится, так что комод, ящики, коробки и здесь придут на выручку.

Фото: Instagram mariekondo Чтобы вещи стояли ровными рядами красиво, нужно потренироваться в их складывании. Но результат того стоит.

Как разбирать содержимое сумок по Конмари

Одно из правил: по возвращении с улицы выкладывать из сумки абсолютно все и раскладывать по местам (а место должно быть у каждого предмета в доме!). Госпожа Кондо считает, что сумке надо за ночь отдохнуть.

Впрочем, у такой идеи есть прозаичная основа: перетряхивая ридикюль, вы заодно расхламляете его.

Фото: Instagram mariekondo Фото: Instagram mariekondo

Как хранить вещи в ванной по Конмари

Писательница не советует держать на бортиках ванны средства по уходу за собой. Влага и перепад температур могут сильно сократить срок их хранения, да и визуальный шум никак не способствует умиротворению и расслабляющим процедурам.

Фото: Instagram mariekondo Убирайте все принадлежности в шкафчики или корзиночки подальше от мокрой зоны.

Как навести порядок в документах по системе Конмари

Одна из самых капризных категорий — бумаги. Накапливаются чуть ли не ежедневно и практически все жизненно важны. В их лавине можно утонуть. Надо расхламлять, но как? По схеме, приведенной выше.

Формируем две стопки.

Первая: документы, важность которых вопросов у нас не вызывает.

Среди них:

  • паспорта,
  • свидетельства о рождении, браке, разводе,
  • страховки,
  • медицинские полисы,
  • трудовые договоры,
  • документы на квартиру, дом, машину,
  • гарантийные талоны на технику.

Феникс+ Папка для документов Documents А4

Вторая: документы, которые предстоит разобрать.

Что из этого желательно выбросить:

  • старые чеки, билеты, флаеры,
  • неактуальные квитанции,
  • письма из банков с предложениями оформить кредитки.

Инструкции к технике тоже можно выбросить — вся информация есть в интернете. Но если собираетесь эту технику продавать, либо ее еще можно сдать по гарантии — оставляйте.

В целях вашей безопасности бумаги лучше не выбрасывать целиком, а избавиться от них более мудреным способом — пропустить через шредер, сжечь, в крайнем случае — порвать на мелкие кусочки. Так, чтобы информация не подлежала восстановлению.

Фото: Instagram orglady Оставшиеся документы стоит разложить по папкам. Идеально подойдут жесткие: да, Мари Кондо и тут выступает за вертикальность.

Как перебрать книги и «почистить» гаджеты по Конмари

Источников информации сейчас столько, что их тоже нужно упорядочивать. Бумажные книги автор советует перебрать согласно неизменному принципу: эмоции на первом месте! Если вы понимаете, что при всем уважении к классике не сможете заставить себя перечитать «Братьев Карамазовых», отдайте роман в библиотеку.

Гаджеты, несмотря на их компактность, переполнены закладками страниц в интернете и электронными документами. Все это тоже нужно разобрать.

Мари Кондо — об авторе

Долго отмазывалась от написания этого отзыва и даже использовала нечестный приём, утверждая, что сделала уборку по методу КонМари и выкинула всё, что не приносит мне радость, включая компьютер, но бесконечно разыгрывать эту читерскую карту было невозможно. По традиции с хаутурными книгами я вам оставлю краткую выжимку советов и методики из книги, очищенную от воды, а вы сами решайте, нужно ли вам всё это.

Перво-наперво не обманывайтесь названием книги. «Магическая уборка» имеет отношение вовсе не к уборке. Точнее, к очень ограниченной её части. Если у вас дома грязюка, плесень на стенах, немытая посуда и затоптанные полы, разбросанные детьми игрушки, то эта книга вам ничем не поможет. Она поможет только в одном-единственном случае: если вы Плюшкин и тащите в дом всякий хлам, который обычно хранится на балконе, в чулане и на антресолях. Вот если весь ваш дом — одна большая антресоль или гараж, то с методикой можно иметь дело. Мне, честно, советы вообще не пришлись в жилу, потому что я живу на чемоданах и владею минимумом вещей, которые можно с собой легко увезти в случае необходимости. У меня несколько пустых шкафов и нет хлама, который куда бы то ни было не влезал, но при этом у меня всё равно бардак и шалман, и я хотела какую-нибудь «магическую» технику, чтобы после уборки всё не разваливалось так быстро. Увы, техника КонМари сродни знаменитому мемасику: «Твои вещи не смогут лежать в бардаке, если у тебя не будет вещей».

Вообще, удивительно, как она описывает собственную жизнь. То, что у неё немножко кукушечка и мания величия, понятно с первых страниц (ну какой нормальный человек будет пробираться в комнаты своих родных и выкидывать втихушку их вещи?), но в психике явно есть ещё один разлад, который сродни пищевому расстройству. Вот есть булимички, они обжираются от пуза, потом в ужасе бегут в туалет и извергают всё из себя. Мари Кондо — точно такая же булимичка в отношении вещей. Если её послушать, то она выкидывает вещи, но они стремительно нарастают в объёмах обратно, так что её плюшкианство только растёт и растёт. И она выкидывает ещё больше. Накупает до пупа и выкидывает. Накупает и… Но зачем, Мари, может быть, волшебная таблетка в том, чтобы не покупать лишнее изначально? Нет, это не наш метод, потому что обратите внимание на подбор слов — это не автор книги в припадке шопоголефрении с пеной на губах скупает всякий хлам, а вещи сами нарастают. Вышел с утра в зал, а там лишняя полка с книгами отпочковалась и тумбочка с трусами наросла. Мне бы так.

Я понимаю, почему в целом этот метод хорошо приживается в России. У нас вот совсем недавно было время, когда нужно было «доставать», так что любой хлам сохранялся максимально долго, а вдруг пригодится — и тогда уже будет не достать. Отойти от этого голодного принципа существования достаточно сложно, он въедается в подкорку, и метод «Выкини всё лишнее» безусловно помогает. Но в том виде, в каком его подаёт автор книги, он более чем смехотворен.

Итак, обещанный «конспект».

Методика КонМари проста: одним громадным махом выкиньте из дома всё ненужное. Советы по тому, как определить нужное и ненужное, она даёт на протяжении всей книги, их прослойка тоненько размазана между обсыканием других технологий уборок и рассказами о собственной вещевой несостоятельности и лажах её клиенток. При этом довольно адекватные советы тут же замусориваются какой-то хренью из раздела фэн-шуй/энергетика/визуализация и прочего нью-вейв мракобесия.

Например, хороший совет оставить только те вещи, которые приносят радость. Это действительно толково, потому что всякие подаренные пылесборники, надоевшие шмотки и прочие «а вдруг пригодится» нужно уносить из дома прочь. Только я не понимаю, почему так категорично — в мусорку? Можно ведь отдать тем, кому нужно, по крайней мере одежду и книги. Не маме-папе-сестрёнке, а через благотворительные организации, обмен или какой-нибудь сайт типа «Отдам даром». Казалось бы, японский менталитет вообще должен способствовать тому, чтобы ничего лишнее не выкидывалось просто так, если возможно сделать это с пользой. Ну да ладно, зажрались они там — и фиг с ними. Вернёмся к тому, как определить вещи, приносящие вам радость: нужно каждую потрогать, с каждой поговорить (!) и прощупать её энергетику. Вообще, говорить по КонМари надо со всем на всякий случай, иначе коварные вещи будут вам мстить плохой энергетикой. Случалось ли вам биться мизинчиком о кровать или прищемлять палец в двери? Это потому что вы недостаточно делали им комплиментов.

Самый страшный и коварный предмет одежды — это носок. Уважай носки, баба! Если ты придёшь надевать носок, но придёшь надевать носок без уважения, то он обидится и пропердит тебе всю комнату плохой энергетикой, а потом со злодейской усмешкой притаится где-нибудь в пыли, наблюдая за тем, как ты в этом нефэншуе заживо гниёшь. Теперь я знаю, куда пропадают вторые носки из пары — они уходят на улицы грабить, убивать и есть детей.

Ну да ладно, поболтал с торшером, пококетничал с тумбочкой, поругался с брелоком для ключей — идём дальше. Второй полезный совет: держите все вещи одного назначения в одном месте. Плевелы с плевелами, зёрна с зёрнами и вовремя отделяйте агнцев от козлищ, а мух от котлет (всё, я выбросила из арсенала все неиспользуемые обороты и могу теперь наслаждаться приятной пустотой и гармонией в голове). Не то чтобы откровение, но некоторым и такая мелочь в мотивации будет полезна.

Третий полезный совет — не позволяйте родным вмешиваться в процесс, иначе они затащат весь хлам обратно. Это очень хороший совет, но почему-то он больше не раскрыт. Надо делать уборку втайне? Отправить всех родственников на Гоа, то-то они обрадуются, когда вернутся, а в квартире только лампочка и кусок обоев два на два, ну а что поделать, всё остальное не приносило мне радости. Трогать их вещи тоже нельзя — и это вообще шмерц, потому что чужие вещи и являются чаще всего причиной замусоривания хаты. Не, если ты живёшь в квартире с винишком и четырьмя десятками котов, то способ прокатит, во всех остальных случаях ничего не изменится.

Замечательное примечание КонМари, что вы обязательно выкинете во время этой уборки что-то полезное и нужное, чего вы потом хватитесь, но не нужно этого бояться. Даже если вы выкинули важный документ, то вы просто его потом восстановите. Вот спасибо, сходила бы ты в наши бюрократические учреждения, Мари, и потом бы так не говорила.

План разбора вещей — сначала выкинуть всё лишнее в одежде, организовать её строго по комодам. Вообще, у КонМари все-все-все вещи лежат в комодах, больше почти ничего в комнатах нет, как я понимаю. Наверное, с ними лучше всего болтается по душам. Впрочем, я такая дурочка, что всё равно мало что поняла в этой главе на практике — не выходит у меня каменный цветок. В смысле, не получается вещи из многих тканей сложить так, чтобы они вертикально в комоде торчали. Разве что набивать их неистово, как москвичей в шесть часов вечера в вагон метро. Особенно будьте осторожны с носками, мы уже выяснили, что это головорезы, которых нужно почитать едва ли не как отца и мать своих.

После одежды выкидывается большая часть книг, потом документы (храните их в папочке в одном месте, вот и вся инновационная методика) и разнообразный мелкий хлам (его рассортируйте по обувным коробкам, выкиньте дубли, не держите запасы и радуйтесь каждой пуговичке, иначе на выброс).

На книгах я остановлюсь отдельно, потому что от метода борьбы с лишними книгами все книголюбы точно взвоют, правда, не от восторга.

Первое золотое правило: выкиньте все книги, которые вы купили впрок, но ещё не прочитали и не собираетесь читать вотпрямщас. Если верить наивной КонМари, то вы их никогда не прочитаете и сможете достать их в любое время дня и ночи, купив заново. Может быть, для читателей, которые пользуют 10 книг в год, из которых все они бестселлеры и ширпотреб, это действительно вариант. Тем же, кто читает много, «охотится» на книги и не обладает денежными запасами размером с ВВП Японии, это золотое правило хочется засунуть в какую-нибудь тёмную неприятную щель, где даже КонМари его не найдёт. Кстати, уже прочитанные книги по Мари Кондо тоже хранить не стоит, вы ведь их уже прочитали!

Второе золотое правило: запихните книги в комод корешками наверх. Не знаю, как она вообще это себе представляет, и пробовала ли она передвинуть ящик комода, забитый книгами. Может быть, у неё там пара журналов и пять выпусков манги в мягкой обложки, но для манипуляции с ящиком комода, в котором стоят книги корешком вверх, надо быть по меньшей мере Халком. Не говоря уже о том, что хлипкий комод от этого может сломаться, упасть и страшно подумать, что будет с вашими пальцами ног, если такой ящик вдруг вывалится из паза.

Третье золотое правило: незачем тратить время впустую и перечитывать уже прочитанные книги, вырежьте из книг ножницами лучшие цитаты и наклейте их в альбомчик. Экономия времени! Тайм-менеджмент! Ведь набирать их, выписывать — так долго и сложно! То ли дело испоганить хорошую любимую книжку, возиться с клеем, собирать альбом… В который, как призналась Мари, она всё равно не заглядывает.

Если вы всё сделаете правильно и хорошенько поговорите со всеми вещами, то у вас (если верить КонМари) заодно пойдёт вверх карьера, пройдёт депрессия, коты расцветут, дети будут радостно улыбаться, птички петь, вы потеряете вес (наверное, за счёт того, что пропадут примерно три килограмма мозга), кожа и волосы улучшатся и вообще завсегда будет вам везде ништяк. Пусть в вашей хате по-прежнему будет плесень, грязь и пауки, зато они будут теперь в окружении вещей, которые делают хорошую энергетику, а что ещё для счастья надо?

Спасибо, КонМари, выкидывать всё-всё-всё уже бегу и падаю (примечание: падаю не потому, что у меня слишком много хлама, а потому что у меня грация и ловкость мешка с чебуреками).

«Магия уборки» Мари Кондо: инструкция по применению

Бестселлер «Магия уборки» ввёл Мари Кондо в список The 100 Most Influential People 100 самых влиятельных людей планеты по версии Time. По словам самой девушки, он помог тысячам людей по всему миру очистить жилища от хлама и изменить привычки. Но далеко не все советы японки Мари подходят для нашей страны и менталитета.

Мы пройдёмся по основным советам Кондо, разберём их на примерах и адаптируем так, что они действительно подойдут каждому.

Важно: уборка в понимании автора книги — это не протирание полок и мытьё полов или окон. Это расхламление, освобождение от ненужных и лишних вещей, которые только и делают, что собирают пыль и плесень. От необходимости поддерживать чистоту эта книга вас не спасёт.

6 советов для избавления от ненужных вещей

1. Визуализируйте желаемое

Это отличный и максимально непротиворечивый совет. Прежде чем начинать какое‑то дело, будь то новое хобби или формирование полезной привычки, представьте, что произойдёт, если у вас получится. Мари Кондо советует в деталях вообразить жизнь, которую вы хотите.

Она также рекомендует посмотреть в интернете или журналах фотографии интерьеров. Они вдохновят вас действовать и подскажут красивые и функциональные решения для вашего пространства. Источником таких фотографий может стать Pinterest, We Heart It или Tumblr.

2. Берите вещи в руки и раскладывайте на полу

В японской культуре очень большое значение имеет энергия предметов. Мари много говорит о том, что стоит брать вещи, с которыми вы расстаётесь, в руки и благодарить их за подаренный вам опыт. Конечно, разговаривать с носками и блузками не обязательно. Но совет трогать вещь всё же очень важен и полезен.

Недавно во время поиска свитера в шкафу я нашла целый пакет футболок и маек, которые привезла из дома на съёмную квартиру. Я просто закинула эти вещи на полку и совершенно о них забыла. Перебирая все эти майки, я чувствовала, что отношусь к ним совершенно по‑разному: «Это я с радостью буду носить, мне нравится фасон и цвет. А вот это точно не надену, тут такая неприятная ткань и рисунок глупый!»

Мы не так чувствительны к энергии вещей, нашей культуре это не свойственно. Но прикосновение к ним и раскладывание их на полу действительно даёт понять, сколько всего у вас есть и что из этого вам точно не нужно.

3. Разбирайте и храните вещи по категориям

Мари советует начать уборку с одежды и плавно идти к тому, что выбросить сложнее всего, — памятным вещицам и подаркам. Гораздо проще расхламлять не отдельную комнату, а весь дом, но по категориям предметов. Сначала перебрать всю одежду (и сразу же организовать хранение того, что осталось), потом заняться всеми книгами, бумагами, аксессуарами и так далее. Каждая вещь найдёт своё место, и поддерживать порядок и красоту в доме станет проще.

Но не ждите, что будет легко. Мари Кондо говорит о том, что стоит вам один раз избавиться от хлама — и вы больше никогда не захотите загромождать помещение. Но в действительности всё не так радужно.

Привычки, стресс и бессознательные действия гораздо сильнее, чем одномоментный порыв всё прибрать и никогда больше не мусорить.

Профессор факультета психологии МГУ Вячеслав Андреевич Иванников описывает Иванников В. А. — «Основы психологии» бессознательное так: «В автоматизированных навыках не только регуляция, но и ориентировка и способы исполнения часто не осознаются. Например, если выключатель в комнате долгое время был справа от двери, а после ремонта его перенесли на левую сторону, человек ещё долгое время автоматически будет шарить рукой в его поисках по правой стороне».

Если вы после работы или учёбы бессознательно оставляете одежду на стуле, а кружки с чаем бросаете немытыми там, где его пили, над этим придётся тщательно работать.

4. Не спешите выбрасывать вещи

Мари советует выкинуть всё, что не приносит вам радости. Но, к сожалению, многим из нас невозможно так просто выбросить то, на что мы потратили деньги. Нас пугает, что вещь, которая служила верой и правдой и была именно вещью, в один момент превратится в мусор. При этом Кондо советует отказаться от идеи передать вещи родственникам или разжаловать в разряд «домашних». В первом случае вы захламляете пространство других людей, а во втором — не решаете проблему слишком большого количества предметов.

В нашей же стране вариант с передачей чего‑то родственникам или знакомым имеет право на жизнь. Если же у вас нет знакомых, которым могли бы понадобиться ваши вещи, можно продать их онлайн, отдать в секонд‑хенды или центры помощи людям в сложной жизненной ситуации. Так вы разгрузите свой дом и при этом сделаете доброе дело.

5. Разберитесь с книгами и ненужными бумагами

Здесь Мари тоже рекомендует безжалостно избавиться от всего лишнего, но совет выбрасывать чеки, платёжки и другие бюрократические бумажки не очень оптимален. К сожалению, случаются ситуации, когда нас просят предоставить квитанции на оплату коммунальных услуг за несколько лет, так что всё это приходится грустно хранить. Значит, будем следовать другому совету Кондо: если что‑то понадобится вам раз в год, не стоит тратить силы на изобретательное хранение. Сложите все эти бумаги в простой прозрачный файл и уберите в шкаф.

Совет выбросить все учебные записи у меня, как у старательного студента, который трепетно пишет от руки конспекты и хранит их, тоже вызывает непринятие. Если вы так же относитесь к знаниям, избавиться от этих бумаг можно просто и полезно: передайте их младшим товарищам за символическую плату в виде шоколадки! Ваши усилия не канут в мусорную Лету и помогут следующим поколениям студентов.

Также лично для меня неприемлема идея Кондо выбрасывать книги. Конечно, они занимают довольно много места, и, если ваше пространство сильно ограничено, оптимальным решением будет перейти на электронную книгу или скачать на телефон приложение для чтения.

Если вы всё же решили избавиться от домашней библиотеки, можно передать книги в школы, общественные библиотеки, букинистические магазины или на ярмарки. Ещё вариант: присоединиться к движению буккроссинга и заодно найти друзей.

Узнайте 📚

  • 10 способов красиво расстаться со старыми книгами

6. Храните одежду правильно

Esther Westerveld / flickr.com

Мари советует не развешивать вещи, а складывать и хранить вертикально. Так содержимое ящиков лучше видно, вещи меньше трутся и служат в итоге дольше, а ещё занимают меньше места. То же самое и с носками: если складывать их пополам, а не сворачивать в комок, храниться они будут компактнее и вам будет легче найти нужную пару в ящике.

Одежду, которую обязательно вешать на плечики (пальто, пуховики, длинные платья), Мари Кондо советует размещать от тяжёлой и тёмной к лёгкой и светлой: сначала пальто, потом куртки и пиджаки полегче, затем уже платья. Если вы верите в энергию вещей, этот совет поможет наладить энергетический баланс. Если нет — так вы просто рассортируете одежду по сезонности, и искать что‑то будет проще.

В заключение

  1. Фантазируйте о конечном результате и вдохновляйте себя на изменения.
  2. Не смотрите на вещи на полках, а трогайте и раскладывайте, это поможет оценить их количество и качество.
  3. Храните всё не по местам, а по категориям: один тип предметов — одно определённое место.
  4. Не рубите сплеча и не стремитесь отправить всё на помойку. Вместо этого поищите другие варианты, куда можно передать вещи. Так вы поможете другим людям и даже, вероятно, найдёте новых друзей.
  5. Организуйте хранение важных бумаг: так, чтобы их легко можно было найти в экстренной ситуации.
  6. Измените способ хранения одежды: вместо магазинной выкладки стопкой храните футболки и бельё вертикально, развешивайте вещи от «тяжёлых» к «лёгким», чтобы в них было легче ориентироваться.

Конечно, ни один совет не может подходить всем без исключения — люди слишком разные. Но в «Магии уборки» есть интересные и полезные идеи, которые помогут решить многие проблемы с организацией пространства. А вы читали книгу Мари Кондо? Подошёл ли вам её метод?

Мари Кондо 35 лет, и она гуру в наведении порядка. Четыре книги японской писательницы разлетелись по магазинам всего мира многомиллионным тиражом. В 2015 году она вошла в сотню самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, а в 2019-м номинировалась на Emmy Award за собственное реалити-шоу.

Мы предлагаем использовать карантинные будни, чтобы разобраться с гардеробом: безжалостно выбросить вещи, которые уже не приносят радости, и удобно организовать хранение любимых нарядов. А правила из книги Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» помогут получить от этого удовольствие и организовать вещи так, чтобы уборку не приходилось повторять.

Трейлер шоу «Убираемся с Мари Кондо» на Netflix

Как навести порядок раз и навсегда

Эффективная уборка включает два действия: избавиться от всего ненужного и найти правильные места для хранения нужного. Делать это стоит решительно, не боясь пересматривать свои привычки. Суть подхода в том, чтобы убраться один раз, но качественно, и затем на долгие годы забыть о бардаке. «Убирайте понемногу каждый день — и будете убирать вечно», — пишет Кондо.

Мари Кондо рекомендует наводить порядок не по комнатам, а по категориям вещей. Привычка хранить предметы одного типа в разных местах приводит к тому, что мы не понимаем, сколько реально у нас одежды (косметики, книг, запасных лампочек и так далее), пока не вывалим на диван и не посмотрим на всё сразу.

Как решить, что выбросить, а что оставить

Для начала достаньте всю одежду из шкафов, комодов, антресолей — отовсюду, где она лежит. И приготовьтесь к тому, что сортировка превратится в психоанализ. Суть восточного метода уборки такова: чтобы понять, выбросить вещь или оставить, вам придётся взять её в руки и прочувствовать энергетику каждого предмета одежды. Не стоит принимать решение, только исходя из функциональности вещи. Она должна приносить радость, положительные эмоции. Если есть сомнения, смело выбрасывайте.

«Наилучший критерий для выбора, что сохранить, а что выбросить, — это дать ответ на вопрос, сделает ли сохранение данного предмета тебя счастливым».

Такой подход может показаться странным людям, воспитанным при советском дефиците и вечной экономии. Многие привыкли беречь даже ту одежду, которую уже не собираются носить: для дома, дачи или на всякий случай. Но Мари Кондо утверждает, что нам следует выбирать лишь то, что мы хотим сохранить, а не то, от чего собираемся избавиться. Не стоит ориентироваться и на стоимость одежды — в приоритете только её энергетика.

«Вам может показаться, что вы выбрасываете ужасно много одежды, но если вы выбираете те вещи, которые доставляют удовольствие, у вас останется ровно то количество, которое вам нужно».

Разбирать вещи лучше всего по категориям. Последовательность Кондо рекомендует следующую:

Как найти место для каждой вещи

Предположим, вы всё разобрали и у вас осталась только нужная и любимая одежда. Теперь нужно придумать, как вы будете её хранить. Секрет в том, что вещи, которые находятся не на виду, — это спящие вещи. Мы их не замечаем, а значит не используем. Не надо так. Мари Кондо сторонница вертикального способа хранения. То есть никаких стопочек маек, брюк и подобного, только вертикали. Так, когда вы откроете полку, вам не придётся копошиться в поиске какого-то предмета, переворачивая всё вверх дном.

View this post on Instagram

A post shared by Marie Kondo (@mariekondo) on Feb 27, 2020 at 1:15pm PST

Начнём с одежды на вешалках. Основное правило — расположить вещи так, чтобы они как бы поднимались вправо. «Линии, которые направлены по восходящей вправо, порождают ощущение большего комфорта. Используя этот принцип при организации своего гардероба, вы сможете придать его содержимому гораздо более воодушевляющий вид», — пишет Мари.

С левой стороны вешайте более тяжёлые наряды — длинные, сделанные из плотных материалов, а также сшитые из тёмной ткани. По мере продвижения вправо длина одежды уменьшается, материал становится тоньше, а цвет светлее. Если говорить о категориях, то сперва вешаем верхнюю одежду, за ней платья, пиджаки, брюки, юбки и блузы. Это основной порядок. И ещё маленький лайфхак для пальто и курток: запасные пуговицы пришивайте к подкладке сразу после покупки.

View this post on Instagram

A post shared by Marie Kondo (@mariekondo) on Apr 10, 2020 at 1:41pm PDT

Переходим к полкам и ящикам для хранения. Разделите вещи на две условные категории: «типа хлопка» и «типа шерсти». Складывайте одежду так, чтобы её можно было разместить вертикально. Это один из главных принципов Кондо.

Храните носки, ставя их набок, так же, как и одежду. Теперь колготки: положите их носочки друг на друга, сложите пополам в длину, а затем ещё трижды. Наконец, скатайте их в цилиндр по направлению к пояску. Если поясок останется снаружи — значит, вы сделали всё правильно.

Размещая предметы гардероба в полке, также придерживайтесь правила цвета. Положите одежду светлых тонов в передней части ящика, тёмных — в задней.

View this post on Instagram

A post shared by Marie Kondo (@mariekondo) on Nov 22, 2019 at 11:17am PST

Лучший способ хранения сумок — складывать их одна в одну, как матрёшку. Но все ремни и ручки должны оставаться на виду. Так вы о них не забудете.

Ещё одно важное правило: раз у каждой вещи есть своё место, после использования она должна возвращаться именно на него. Храните предмет там, куда его удобно класть, а не там, откуда его удобно доставать.

Что делать с ненужной одеждой

Если вы следовали советам Мари, после разбора гардероба у вас должна остаться куча одежды. Ту, что в хорошем состоянии и носилась нечасто, выбрасывать не обязательно. Есть варианты получше. Например:

  • продать через «Авито», «Юлу» или похожие сервисы;
  • отдать в благотворительные организации, волонтёрам, в детские дома, приюты временного пребывания, дома престарелых;
  • оставить в специальных боксах (например, в точках проекта «Добрый ящик»);
  • передать приютам для животных — они принимают постельные принадлежности, полотенца, пледы и используют их в качестве подстилки.

Как продолжить уборку

Закончив сортировать одежду, можете переходить к другим категориям вещей — книгам, документам, категории «разное» и, наконец, предметам, имеющим сентиментальную ценность. Мари Кондо рекомендует именно такую последовательность, так как труднее всего выбрасывать памятные вещи, подарки и сувениры. Пройдя путь сортировки всех вещей в доме, вы легче перенесёте расставание с мелким, но вызывающим эмоции хламом.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *