Манипуляция СМИ

Тяжёлые шаги всадников апокалипсиса становятся громче: невидимый убийца погрузит мир в ядерный хаос

Система ядерного сдерживания, разработанная во времена Холодной войны, больше не способна функционировать во времена, когда армии вооружаются цифровыми технологиями, а меньшие игроки добиваются статуса в «ядерном клубе».

Коронавирус — агрессор, который атакует незаметно и повсеместно — дает странам и лидерам возможность почувствовать, что будет после того, как долговременный ядерный мир закончится. Тяжелые шаги всадников апокалипсиса становятся все более громкими.

Об этом пишет Die Welt, напоминая о событиях в Рейкьявике летом 1986 года.

В своей публикации Михаэль Штюрмер напоминает, как президент США Рональд Рейган и Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев встретились на полпути из своих столиц на острове в Атлантическом океане. Они еще раз попытались установить в мире архитектуру безопасности через баланс ядерных супердержав.

С одной стороны, в интересах обоих лидеров было не позволить новым аспирантам присоединиться к «ядерному клубу». С другой же, они стремились развивать систему ядерного баланса вместе и друг против друга, чтобы сократить цену и всегда знать, что на уме у оппонента. Это была странная игра с судьбой планеты, в которой мир зависел от возможности взаимного ядерного уничтожения.

В перерывах переговоров помощники слышали, как двое самых могущественных на то время лидеров в мире делились анекдотами о вторжении инопланетян. И это было одним из первых признаков, что конфликт между Востоком и Западом может закончиться.

Пришельцы до сих пор не приземлились на Земле. Но кое-что все же произошло. После трех месяцев глобального кризиса, вызванного коронавирусом, у мира появился опыт контакта с невиданным доселе убийцей, против которого весь предыдущий опыт не защищает.

Невидимый, неслышимый, безжалостный, изменчивый вирус держит мир в напряжении. Очевидно, что ВОЗ перегружена мероприятиями обороны, особенно после того, как организация в поисках источника угрозы встала на сторону Китая против США.

Появление агрессора, который нападает отовсюду и ниоткуда, может дать миру и его лидерам ощущение, что будет после того, как долговременный ядерный мир, образованный Холодной войной, не будет больше определять стратегическую архитектуру.

Однако, это не будет «глобальным обнулением» ядерного оружия, а мировым смятением.

Летом 1989 года сигналом из Америки было объявление о «конце истории», который звучал из Госдепартамента и RAND Corp. Но этот сигнал был слишком хорош, чтобы быть правдой. Демократия и рыночная экономика победили раз и навсегда. Европейцы не могли поверить своему счастью. Они наконец получили желанный мир. И около 300 тысяч американских солдат, которые образовывали «силы сдерживания» в равновесии «Холодной войны» в Европе, готовились проститься с необходимостью выполнять эту роль.

Никто не вспоминал о том, что после Первой мировой войны горем Европы стало то, что США, одержав победу на поле битвы, развернули свои корабли и оставили континент на растерзание его старым демонам.

Но 1989 год казался счастливым моментом. Новая эра мировой истории только началась. И много людей были счастливы. Фрэнсис Фукуяма на страницах National Interest хотел объявить начало нового мира «made in USA». Но скоро стало понятно, что он лишь заигрывал с духом времени. СССР развалился из-за старой болезни, которая присуща большим державам. Она называется «имперское перенапряжение».

Европейцы решили, что выдача желаемого за действительное может быть надежной и жизнеспособной основой для будущего.

Эта мечта просуществовала 30 лет. Но затем координаты мира стали неорганизованными. США устали быть лидером и приносить в жертву все свои силы ради этого лидерства. «Америка прежде всего!» — это главный принцип старого изоляционизма, на который у европейцев нет ответа. Расширенное сдерживание с помощью НАТО снова стало нужным. Но не достаточно только трубить во все трубы.

Китай неуклонно становится мировой силой. Тот, кто называет себя «Поднебесной», хочет не только экономического благополучия, но и широкую власть, добытую через «Шелковый путь».

Россия под руководством Владимира Путина до сих пор разбирает руины империи, но пытается вернуться в мировую политику. Но не только мировые силы меняют стратегическое уравнение. Новейшие технологии ставят ядерную архитектуру под сомнение.

Оцифровка всех сфер жизни не избегает военной сферы. Возникает вопрос, чем будет ядерное сдерживание в условиях оцифровка всех измерений жизни, включительно с ракетной обороной на фоне милитаризации космоса вокруг Земли и миниатюризации ядерного оружия.

Не только извращенная оцифровка всего на свете, которая дает потенциальному агрессору прикрытие, стала фундаментальным изменением нынешней эры. Изменилась сама логика контроля вооружений, которую определили, подтвердили и практиковали только два игрока. Китай не принимал участие в разработке сдерживания и контроля вооружений в десятилетия Холодной войны. На то время ему не хватало веса.

Но в будущем контроль вооружений с планами и мониторингом будет работой минимум трех лидеров. Такого опыта в мире нет. В придачу вакансия на «современного Сизифа» остается открытой.

Но главное то, что меньшие силы пытаются попасть в ядерный клуб: сначала Индия и Пакистан, а теперь КНДР и Иран.

Ядерная анархия, о которой предупреждал президент США Джон Кеннеди, стала угрозой.

Режим ядерного нераспространения с 1960-х годов, в котором США и СССР играли главную роль, Британия и Франция — сопутствующие роли, а Китай был вообще вне системы, теперь не может описать динамику власти, не то чтобы регулировать ее.

Надежная безопасность между мировыми силами? Этот вопрос стал главным очень давно, заключает Штюрмер.

Читайте также: Таких гигантов мир ещё не видел: поймано самое большое жалящее насекомое (ФОТО)

Медиа-манипулирование общественным сознанием

(г. Саратов)

Медиа-манипулирование общественным сознанием

В настоящее время, в век правления информационных технологий и средств массовой коммуникации, СМИ играют все большую роль в жизни людей. Существует большое количество всевозможных СМИ – телевидение, радио, печатные и интернет-издания. Причем к последним сейчас обращаются все чаще и чаще. При обсуждении и анализе какого-либо события каждый источник информации преподносит свой взгляд на него. Это связано с тем, что за каждым СМИ стоят определенные люди, которым выгодно донести информацию тем или иным способом. Поэтому и создается многообразие различных точек зрения.

Именно так и начинается процесс медиа-манипулирования — та реальность, которую предлагают СМИ, безусловно опосредствована и обработана чьим-то мнением, она упрощена и не предполагает размышления, анализа, умственной проработки. Во многих случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь над правдивостью содержания, и ему можно внушить многое из того, что изменит его мировоззрение. На сегодняшний день СМИ – средство манипулирования сознанием людей, которые не преподносят информацию как незаинтересованный источник, а непосредственно создают ее. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию.

В настоящий момент на человека ежедневно обрушивается сильнейший поток информации – сводки новостей, радиопередачи, новости в социальных сетях, статьи в новостной интернет-ленте. Мы принимаем всю информацию, зачастую не успевая понять, каково наше личное отношение к какой-то поднятой проблеме – мы неосознанно принимаем ту точку зрения, которая продиктована СМИ. Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социальную или психологическую установку, т. е. неосознанную внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики эффективно используют манипуляторы при управлении мнением общественности. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще склонны без вопросов воспринимать информацию, не пытаясь её проанализировать.

Манипулирование общественным сознанием (1) – очень сложный и многогранный процесс. Он состоит из большого количества мелких элементов. Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука ( manipulus – пригоршня, горсть, от manusи ple – наполнять). Это подтверждает мои слова о том, что за каждым СМИ кто-то стоит и преподносит информацию, исходя из своей собственной выгоды.

Процесс медиа-манипулирования предназначен для извлечения выгоды определенными людьми. Сами люди в этом случае превращаются в объекты манипуляции и обесцениваются. Действия, совершаемые над манипулируемым, неизвестны и незаметны для него. Смысл манипуляций состоит в том, чтобы программировать и контролировать поведение людей, получать над ними власти или преимущества за счет ограничения их свободы, выбора, создавать такие ситуации, в которых объект будет вести себя выгодным для манипулятора образом. Цель любой манипуляции – скрывая свои настоящие намерения, подтолкнуть человека к совершению ряда определенных действий, изменению ценностных ориентиров, мнений, представлений и взглядов. Необходимое условие – сохранить у объекта манипуляции иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости.

Очень важную роль играет и способ подачи информации – часто факты преподносятся в переносном смысле, подталкивая людей двояко воспринимать информацию. Также очень популярно утаивание невыгодной информации – гораздо удобнее частично освещать проблему, наводя человека на нужные мысли. Еще используется и такой прием, как компановка тем – их выстраивают в том порядке, который необходим СМИ, и это воздействует на аудиторию, заставляя ее принимать информацию именно в той последовательности, которая лучше всего повлияет на ее мнение. -Мурза(Советский и российский учёный, автор работ по истории СССР, теоретик науки, социолог, политолог и публицист) по этому поводу замечает(4): «Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели – и начинает действовать по новой программе – манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция – это не насилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Значит, он нагружен ответственностью – устоять, не впасть в соблазн»

Теперь нужно сказать непосредственно о манипулировании общественным мнением(3). Под общественным мнением понимают состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных организаций или личностей, выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений.

Именно общественное мнение и является главным объектом манипуляции, ведь влиять на массы куда эффективнее, чем на отдельных личностей. Поэтому система медиа-источников информации сейчас так широка и развита. Вся работа медиа-СМИ построена на том, что отвлечь объект манипуляции от основной темы, цели, и побудить его к действию, которое он изначально совершать не собирался. Очень часто бывает, что человек, зайдя на просторы интернета в поисках определенной информации, подвергается мгновенному воздействию различных вирусных источников информирования, и неосознанно воспринимает ту искаженную информацию, которую ему навязывают. Сделать это не так то просто, поэтому в сфере СМИ работают профессионалы, которые приобретают знания из различных литературных источников и инструкций. Возникают профессиональные работники, владеющие данными техниками, ведется специальная подготовка кадров в сфере медиа-манипулирования.

Для успешной реализации всех задачи манипуляции существует ряд определенных технологий и приемов(2). Таких методов очень много, и я бы хотела рассмотреть некоторые основные. Существует обобщенный перечень всех уловок и манипулятивных приемов, один из первых таких перечней был сформулирован еще в тридцатых годах прошлого столетия в США Институтом анализа пропаганды. Он известен как «азбука пропаганды», и включает в себя следующие приемы: приклеивание ярлыков, сияющие обобщения, перенос, ссылка на авторитеты, свидетельства людей, свои ребята (игра в простонародность), общий вагон (или фургон с оркестром). Как можно видеть, эти приемы активно используются СМИ до сих пор, и приносят результат.

Говоря о медиа-манипулировании, важно привести примеры, демонстрирующие значимость этого процесса. Телевидение является наиболее удобным способом манипулирования людьми. Сейчас люди зависимы от телевизоров, что в какой-то степени даже лишает их свободы. Человек не может рационально оценивать влияние телевидения на свою жизнь. В качестве примера такого вида манипулирования я бы хотела рассмотреть два популярных телеканала – Первый и Россию 1, которые обладают самой широкой зоной вещания, и пользуются, пожалуй, наибольшей популярностью у аудитории.

Эти каналы всегда конкурировали между собой за бомльшую зрительскую аудиторию. Несмотря на их соперничество, содержание всех программ фактически совпадает по форме и наполнению. Оба канала являются государственными, федеральными и национальными. Зона их вещания охватывает практически всю Россию. Возможность смотреть Первый канал и Россию 1 имеют соответственно 98.8% и 98.5% населения РФ.

Первый канал позиционирует себя как главный телеканал страны. Телеканал создавался с целью дать населению России новое телевидение, которое станет отражением множества различных мнений, взглядов, а также будет открыто и ясно отражать политическую обстановку в стране. Этот канал имеет два слогана: Смотри Первый и Первый канал для Тебя. В первом слогане содержится призыв телезрителей смотреть именно этот телеканал, а во втором подчеркнуто то, что канал учитывает индивидуальные предпочтения каждого зрителя.

Целевой аудиторией канала являются люди в возрасте от 25 лет, со средним и высоким уровнем доходов, социально-зрелые. Но программы, которые показывает Первый, рассчитаны на все социальные группы, в том числе на пенсионеров и домохозяек. Молодежь больше предпочитает смотреть телеканалы, где большинство передач имеют развлекательный характер. На Первом канале таких не много. Передачи Первого канала абсолютно разнонаправленные: информационные и развлекательные шоу, ток-шоу, публицистические, познавательные, музыкальные, спортивные. На интеллектуальные передачи отводится минимальное количество эфирного времени, меньше 20%. Информационная программа – «Время».

Россия 1 — общероссийский государственный телеканал. Слоган канала: Главный телеканал страны. В эфирной сетке данного телеканала, также как и на Первом канале, имеются передачи разных жанров, поэтому любой зритель сможет выбрать для себя подходящую телепередачу. Основной упор на канале делается на информационно-аналитическую передачу Вести. Также в эфире телеканала очень много художественных и документальных фильмов, которым совсем немного уступают сериалы. Остальной эфир занимают ток-щоу и развлекательные телепередачи.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что программа этих каналов построена так, чтобы как можно меньше показывать различные интеллектуальные программы, а это, как прием медиа-манипуляции, ведет к медленной деградации населения, снижению умственной работы и упрощению процесса манипулирования общественным сознанием. Развлекательные передачи лишают человека мыслить рационально, он все больше привыкает получать легкую информацию в игровой форме и лишается способности к критическому мышлению. Это является главное целью подобного медиа-манипулирования в СМИ.

В качестве примера манипуляции на телевиденииможно выделить способы подачи информации в самих выпусках программ Время и Вести. Это прием — эффект очередности информации.

Выпуски новостей носят информационно-аналитический характер и должны информировать людей, о событиях, происходящих в стране и в мире. Программы Время и Вести являются примерами классической подачи новостей.

Каждый новостной выпуск разбивается на тематические блоки, которые показывают зрителям в порядке важности. Первым выходит пятиминутный блок внутренних новостей страны, а уже с пятой минуты эфира зрителям рассказывают, например, о новых санкциях против России, описываются события военного конфликта на Украине, обстрелы, гибель мирного населения и прочие беды. Такой информационный поток создает атмосферу агрессии и напряженности. Освещение событий подобного рода оказывают влияние на моральные установки и мировоззрение людей. Существует и связь новостных выпусков с передачами, стоящими рядом с ними в сетке вещания телеканалов.

Восприятие новостей зависит от того, какого рода передачи размещены рядом с ними в эфирной сетке. Предположим, непосредственно перед новостным выпуском в эфире был телесериал, либо развлекательная передача. При условии, что зритель смотрел ее, проникался судьбой героев, сопереживал, он просто не сможет сразу перестроиться на серьезную телепередачу. Следовательно, новости будут восприниматься просто как фон. Более того, после новостей в эфире, скорее всего, сразу же будет следующая развлекательная телепередача. Таким образом, зритель не успеет осмыслить информацию из выпуска новостей.

На телеканале Россия 1 эфир построен похожим образом(7). Ток-шоу, сериалы, концерты и другие развлекательные передачи включают в эфир из разного рода соображений, однако очевидным остается одно: они способны сыграть серьезную роль в восприятии новостей. Защититься от таких манипуляций можно, даже без особых усилий: не стоит смотреть все подряд. Внимания заслуживают только те передачи, которые действительно содержат полезную информацию. Конечно, эта схема работает в качестве манипулятивной только при условии, что зритель посмотрит новости сразу после развлекательной передачи. Ведь мало кто включает телевизор ради того, чтобы посмотреть новости, а потом сразу выключает его. Таким образом, вышеописанное условие успешной манипуляции выполняется практически всегда.

Для того, чтобы сохранить свое собственное мнение от воздействия медиа-манипулирования, нужно защищать свое сознание от него. Существует ряд методов защиты от действий манипуляторов(6) .

1) Сокращение контактов. Следует меньше бывать в зоне контакта с манипулятором. Информация везде дается одинаковая, освещенная с одних и тех же сторон, поэтому нет смысла посещать много интернет-порталов или смотреть разные телеканалы. Получив информацию, нужно самостоятельно ее проанализировать, а затем уже погружать в то, что преподносит СМИ, на основе своей слоившейся позиции.

2) Отсеивание шума. В процессе манипуляции на человека обрушивается потокмелких сообщений, которые сбивают его с толку. Мы поддаемся этому, и теряем возможность сосредотачиваться на основной, важной проблеме. Поэтому следует научиться выделять нужную информацию.

3) Отключение эмоций. Большинство стереотипов, которые используют манипуляторы, эмоционально окрашены. Увидев, что манипуляторы давят на какое-то чувство, следует на время сознательно контролироватьего. Воспринять сообщения бесстрастно, а потом на холодную голову обдумать их наедине с собой.

4) Создание альтернатив. Манипулятор, пресекая попытку диалога на корню, представляет выгодное ему решение как не имеющее возможной альтернативы. В противном случае у людей возникнут вопросы и сомнения. Определив для себя реальные альтернативы, можно остановить и манипуляцию.

5)Здравый смысл. На все эмоциональные призывы СМИ нужно реагировать здраво, прежде всего слушая разум и его доводы. Это поможет избежать воздействия.

6) Смена языка. Один из основных принципов защиты от манипуляции — отказ от языка, на котором излагает проблему манипулятор. Нельзя принимать его язык, терминологию и понятия. Нужно пересказать то же самое, но своими словам. Это переведет вас с территории манипулятора на вашу, безопасную почву.

Каждый человек осознает, что подвергается информационному воздействию. Но не каждый умеет правильно с этим бороться. Медиа-манипулирование приобретает сейчас чудовищные размеры, и если дело будет двигаться так и дальше, большая часть людей превратится в управляемых кем-то роботов. То, что мы получаем из СМИ, нельзя принимать на веру. Важно уметь мыслить критически. Нужно перестать мыслить стереотипами и начать думать самостоятельно.

Сейчас СМИ занимают важнейшее место в жизни людей. Телевидение, радио, печатные издания, интернет, стали основными источниками информации, определяющими развитие человека и его внутренний мир. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения и опыта, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми – стоит лишь нажать кнопку на вашем ноутбуке и смартфоне, и огромный поток информации обо всем в мире обрушится на вас.

Но, несмотря на такое негативное положение вещей, есть способы защиты от медиа-манипуляций. Сейчас важно осознанно подходить к восприятию любой информации. Если мы будем воспринимать ёе более осознанно, если будем отдавать себе отчёт в том, что слышим, видим или читаем, то и манипулировать нашим сознанием будет сложнее, а следовательно общественное мнение будет создаваться непосредственно с нашим личным участием, а не только с помощью средств массовой информации.

Список литературы:

анипуляторы сознанием. М.,1980. С.27-28 Техника дезинформации и обмана. Под общ. ред. . М.,1978 . Психология манипуляции – М., 1996 Кара- Манипуляция сознанием. М., 2000. нтернет – новое СМИ // Советник. 1998. №1. http://pandia. ru/text/78/018/16878.php Государственный интернет-канал Россия .-URL: http://russia. tv/article/show/article_id/7481 (дата обращения: 26.04.2015).

В последние годы традиционным СМИ приходится несладко. Согласно недавнему опросу, больше американцев относятся к новостным средствам информации отрицательно (43%), чем положительно (33%). И, должно быть, такое отношение не только в Штатах. Людям всё сложнее быть в курсе событий, поскольку всё труднее определить, какие новости правдивы, пишет Bored Panda.

Проблема в предвзятости. В идеале средства массовой информации должны быть объективными. Но на деле мы знаем, что большинство из них служат интересам разных политических сил. А заставить «массы» смотреть на мир с определённой точки зрения – это огромная власть.

Почему же доверие к СМИ так низко? Согласно всё тому же опросу, 8 из 10 американцев считают, что средства массовой информации критически важны для их демократии. Разрыв между высокими ожиданиями честности и производительностью СМИ огромен. Поэтому люди находятся в состоянии замешательства, недоверия и разобщённости.

Пользователи Сети публикуют примеры того, как СМИ могут использовать различные методы, чтобы заставить нас видеть то, что они хотели, чтобы мы увидели.

Фотография, сделанная, когда Кейт Миддлтон и принц Уильям представили миру третьего ребёнка. Важно, с какой стороны посмотреть.


Фото: Reuters/Ханна Маккей.

Новости. Студия

Американские морпехи из 15-го экспедиционного отряда морской пехоты дают воду иракскому солдату. Юг Ирака, 21 марта 2003 года.


Фото: АР.

Инаугурация президента Дональда Трампа.


Фото: Indi_Comments.

Встреча с Хиллари в Омахе. «Огромная толпа собралась, чтобы встретиться с Хиллари Клинтон и Уорреном Баффеттом». «Вы про этих 50 человек, что появились сегодня с Хиллари?».


Фото: abbydphillip.

Солдаты играют с детьми. Что показывают СМИ и что на самом деле.

Лидер консерваторов Тереза Мэй запускает предвыборный автобус партии в Нортумберленде.


Фото: Stefan Rousseau/PA Archive/PA Images.

Фотограф Рубен Сальвадори освещал конфликт между израильскими солдатами и палестинской молодёжью. Для этого постановочного снимка позировал молодой палестинец.


Фото: Рубен Сальвадори.

«Сторонники Трампа, это действительно нормально?». Протесты с критикой иммиграционной политики.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *