Любимова Ольга

Ольга Любимова

Биография

Культура — стратегическое направление: от того, что люди смотрят по телевизору, на большом экране и в театре, зависит не только их досуг, но и уровень жизни в целом. С 21 января 2020 года в России ответственность за это взяла Ольга Любимова — в прошлом сотрудница Первого канала, руководитель департамента кинематографии Министерства культуры РФ, автор фильмов и передач на православную тематику. По прежним высказываниям и действиям Ольги Любимовой можно предположить, что страну ожидает серьёзный культурный переворот.

Детство и юность

Ольга Борисовна Любимова родилась 31 декабря 1980 года в Москве. Неудивительно, что биографию женщина связала с культурой: её семья — кладезь творческих людей. Борис Николаевич Любимов, ректор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина, заместитель художественного руководителя Малого театра России, театровед и театральный критик, приходится ей отцом, а мать — Мария Владимировна Шверубович, в прошлом актриса и театровед.

View this post on Instagram

A post shared by Spletnik (@spletnik_ru) on Jan 22, 2020 at 8:39am PST

Внимательное рассмотрение генеалогического дерева главы Минкультуры покажет, что её дед Николай Михайлович Любимов писал прекрасные мемуары, занимался переводом, а прадед Василий Иванович Качалов был актёром театра и мастером художественного слова.

Воспитанная верующими родителями, Ольга Любимова получила не только базовое, но и религиозное образование. Правда, проведённые в православной гимназии 3 года показали тогда ещё девушке, насколько ей чуждо лоно Русской православной церкви.

«К 7-му классу православная гимназия стала для меня лагерем Аль-Каиды», — вспоминает министр культуры РФ в интервью порталу «Правмир».

Лишь общение с «настоящими» священниками помогло Ольге Любимовой понять, что Церковь не ограничивается православной гимназией, и фактически удержало её от обращения к протестантству.

View this post on Instagram

A post shared by Театр Российской Армии (@teatr_armii) on Nov 7, 2017 at 5:24am PST

После неудачного опыта женщина поступила на факультет журналистики в Московский государственный университет, затем — на факультет театроведения в Российский институт театрального искусства (ГИТИС). Именно этим сферам искусства Ольга Любимова желала посвятить жизнь, но судьба и друг-студент вновь увлекли её к православию.

Личная жизнь

В начале 2000-х годов мужем Ольги Любимовой стал Евгений Баранов, корреспондент Первого канала.

«Женя Баранов произвёл на меня такое впечатление, что я до сих пор в себя прийти не могу. Так и живу за ним замужем уже десятый год. Двоих детей родила», — однажды пошутила в интервью 2011 года глава Минкультуры.

Супруги воспитывают Никиту и Варвару, первенец появился на свет в 2002 году. Фотографии с детьми Ольга Любимова публикует в «Инстаграме». А вообще свою личную жизнь политик скрывает: в открытых источниках почти не найти её снимков в окружении семьи.

Карьера

Карьерный путь Ольга Любимова начала с информационного агентства Русской православной церкви. Возвращаться к несколько табуированной теме женщина не хотела, но желание обогатить журналистский опыт оказалось сильнее. К тому же религия оказалась её единственной сильной стороной:

«По-английски я плохо говорила, математики не знала, по-русски писала с ошибками, но все кондаки-тропари от зубов отскакивали».

Православие ассоциировалось у Ольги Любимовой с консерватизмом, поэтому дебютный сюжет про детский приют при Свято-Алексеевской пустыни она снимала тоже по канонам: смиренные лица послушников, трогательные истории, пламя свечей в расфокусе.

View this post on Instagram

A post shared by Анна Винска’я (@vinskayaanna) on Jan 22, 2020 at 12:52am PST

Андрей Писарев, «папа в профессии», как его называет Ольга Любимова, разбил репортаж в пух и прах: слишком скучно, пресно, предсказуемо. Молодая журналистка обиделась и сказала, что работать с православием в принципе не хотела, но наставник объяснил:

«Если ты научишься делать материалы про православие интересно, ты можешь дальше работать где хочешь».

Ольга Любимова резво взялась за поставленную задачу: в 2001 году устроилась на ТВЦ корреспондентом программы «Ортодокс», затем до 2003-го трудилась на Третьем канале в передачах «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Цена вопроса», «Дольче Вита» и пр., работала шеф-редактором нескольких программ, в том числе «Русский взгляд» (2003–2005).

Опыт Ольги Любимовой заинтересовал владельцев телеканала «Спас». Первое время она помогала формировать сетку, а когда их политика начала терять вкус, ушла на «Культуру», где в 2010–2011 годах курировала программу «Контекст».

Впервые с Министерством культуры РФ Ольга Любимова столкнулась в 2015 году — её назначили советником департамента кинематографии. Правда, карьера сложилась не сразу: уже в 2016-м женщина ушла на Первый канал.

Ольга Любимова — Министр Культуры РФ.

Опубликовано Андреем Соболевым Вторник, 21 января 2020 г.

Исполняющей обязанности директора департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольгу Любимову назначили 17 января 2018 года. Первое, что она сделала на новом месте, — отчиталась перед прессой и населением, на что Минкультуры тратит деньги.

С 2015 года до прихода Ольги Любимовой государство оказало финансовую поддержку в размере 20 млрд руб. около 340 фильмам. Каждый третий не собрал в кинозале и 10 тыс. зрителей. Порядка 30 фильмов, однако, стали коммерчески успешными, то есть «отбили» бюджет в 2 и даже 3 раза. Выходу последних способствовала как раз нынешняя глава Минкультуры.

В интервью интернет-изданию «Медуза» Ольга Любимова назвала несколько причин финансового краха российских фильмов. Первое — леность режиссёров, которые вместо того, чтобы организовывать широкий прокат, выставляют свои творения на дружественных фестивалях. Второе — некомпетентность дистрибьюторов, не умеющих грамотно «продать» кино зрителям.

В качестве последнего примера Ольга Любимова назвала артхаус «Папа, сдохни!» (2018) — чёрная комедия, которая, по мнению министра культуры РФ, «могла собрать 300 млн руб., могла стать второй комедией “Горько!”». Плохой пиар сослужил режиссёру Кириллу Соколову плохую службу.

View this post on Instagram

A post shared by Истории из Жизни Мамы | СПб (@kolesnievgeniya) on Jan 21, 2020 at 10:28am PST

Министр культуры Ольга Любимова

Будучи директором департамента кинематографии, Ольга Любимова сурово следила, кого финансировать, а кого нет. Так появился «чёрный список Мединского». В него вошли не только отдельные режиссёры, но и целые кинокомпании, например, «Ленфильм».

«Если вы приносите плохие проекты, у вас низкие оценки по результатам конкурса — мы на ваши проекты денег не дадим», — доходчиво объяснила женщина «Медузе».

Известна Ольга Любимова и ещё одной чертой — справедливостью к содержанию фильмов. Ведь именно с её поддержки в своё время на большой экран вышла драма «Верность» (2019), по отзывам некоторых критиков, первая эротика в истории отечественного кинематографа.

«Верность» Ольга Любимова охарактеризовала как «художественное произведение, сложное и тонкое», но с эротической составляющей. Такую мягкую трактовку женщина и преподнесла своему начальнику Владимиру Мединскому, который «прекрасно понимает, что в России секс есть, в отличие от Советского Союза». Фильм успешно вышел в прокат и полюбился зрителю.

Не так повезло драме «Дау» (2019): некоторые серии, по мнению Минкультуры, содержали не просто эротические, но порнографические сцены.

Ольга Любимова сейчас

Главная новость 2020 года — изменение структуры и состава правительства России. Вместе с 9 вице-премьерами и 19 министрами назначена была и Ольга Любимова. Её предшественник Владимир Мединский пребывал в должности с мая 2012-го.

Стоит ли ждать от Ольги Любимовой такой же лояльности к кинематографу, планирует ли она реформировать театр, как изменится система профессионального образования в сфере искусства и что ждёт музеи, покажет лишь время.

Как известно, весь мир — театр, а люди в нем — актеры. Именно поэтому новому министру культуры Ольге Любимовой будет чуть проще понимать происходящее на территории современной российской действительности. Ведь она изучала театроведение и драматургию еще в ГИТИСе.

Так кто такая Ольга Любимова, и как она оказалась на этом посту?

Телеведущая, православный публицист, руководитель шоу «Время покажет»

Новый министр культуры РФ Ольга Любимова — потомственный чиновник от культуры, дочь театроведа и ректора Щепкинского театрального училища Бориса Любимова.

Родилась 31 декабря 1980 года в Москве. Три года училась в православной гимназии, после чего «разочаровалась в религии» (дословно: «к седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем Аль-Каиды»), однако после школы стала заниматься православной журналистикой на уровне публицистики — эту идею подсказал Ольге друг, с которым они и пришли устраиваться в Информационное агентство Русской Православной Церкви. Впоследствии Любимова создала более 80 документальных фильмов о православии в качестве сценариста, шеф-редактора или продюсера (трансляции cхождения Благодатного огня, фильмы о Святейшем Патриархе Алексии и др.).

Окончила журфак МГУ и факультет театральной журналистики ГИТИС (РАТИ).

С 2001 года работала на телевидении — сначала в качестве корреспондента программы «Ортодокс» на ТВЦ, потом корреспондентом программ «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Главная тема», «Цена вопроса», «Дольче Вита» на Третьем канале. Там же — шеф-редактором православного ток-шоу «Русский взгляд» с Иваном Демидовым. А еще вела ток-шоу «Горожанка» на «Столице».

В 2010 году перешла на телеканал «Культура», где руководила итоговой информационно-аналитической программой «Контекст», ведущий которой писатель Юрий Поляков (а затем и достоевист Игорь Волгин) обсуждал новости уходящей недели.

Ольга Любимова: культурный министр

«Не знаем пока, какой она министр, но собаке её прадеда Есенин писал стихи», — так в соцсетях комментируют назначение Ольги Любимовой на должность главы Минкульта. Кто же эта женщина?

В 2015 году Ольга Любимова стала советником Департамента кинематографии Минкультуры России, занималась проблемами документального кино.

А в 2016 года ушла на Первый канал, где стала заместителем Андрея Писарева, которого называет «папой в професии», — главы Дирекции социальных и публицистических программ, руководила выпуском полемических ток-шоу «Время покажет» и «Мужское/Женское».

В 2018 году Ольга Любимова вернулась в Минкульт России в должности и.о. Департамента кинематографии. Тогдашний министр культуры Владимир Мединский подчеркнул, что Любимова — «плоть от плоти из отрасли».

Раскрыла прибыльность и провалы российских фильмов

То, что во всем мире считается нормой, в России часто вызывает ужас. Финансы — в первую очередь. Голливудские продюсеры не скрывают затрат на кино, в определенной степени это даже козырь: мол, смотрите, как мы потратились. Старались для вас, скорее в кино! У нас же попробуйте задать вопрос создателям о гонорарах, бюджете картины, инвесторах или его окупаемости: увидите скорбную мину, указательный палец у губ и отрицательное мотание головы. Это страшная тайна. Почему? Нарушение этики? Вовсе нет. Потому что зачастую это гигантский кусок теневой экономики, который принято «пилить».

Однако с появлением Любимовой в Департаменте кинематографии возникли заметные проблески прозрачности. 21 октября 2019 года Минкульт РФ и Фонд кино вдруг опубликовали список финансируемых последние четыре года государством картин. Никогда такого не было! Там был указан и объем субсидий, и возвратная часть — то, что киноделы должны потом вернуть в казну. Данные произвели фурор. Теперь стало понятно, на что государство тратит бюджеты (5 миллиардов рублей на кино ежегодно) и, главное, кто тянет российское кино ко дну. Или, наоборот, со дна.

Так появился термин «черный список» Мединского, в который вошли неокупившиеся в прокате кинокартины («Семь пар нечистых», мультик «Баба Яга. Начало», «Рубеж», «Невидимки» и др.) и списки недобросовестных продюсерских компаний, задолжавших денег стране. Важнейшее для общества раскрытие этих данных — народ всегда хочет знать, куда уходят налоги —приписывают как раз Ольге Любимовой.

Убирала порнографию, оставляла эротику

Несмотря на огромный список докфильмов о православии и работу над религиозными телепрограммами, в кинодепартаменте Минкультуры России у Ольги Любимовой нет репутации охранителя или «глубокоскрепного» ревнителя. Наоборот, к отбору картин для проката в России она подходила аккуратно и особенно спорные моменты преподносила шефу, Владимиру Мединскому, весьма деликатно, делая акцент на художественных достоинствах кино.

Так было с картиной «Верность» Нигины Сайфуллаевой — первой, как уверяли некоторые кинокритики, эротической драмой в истории российского кино. В фильме, получившем диплом от жюри «Кинотавра» исследовалась женская сексуальность и было немало эротических сцен (сейчас картину можно посмотреть на онлайн-сервисе PREMIER). Любимова лично отсмотрела фильм с продюсером Сергеем Корнихиным, не нашла в нем ничего предосудительного или пошлого и понесла рекомендацию Владимиру Мединскому. Работу выпустили в прокат, она собрала более 1,6 миллионов долларов (около 100 миллионов рублей), при этом не имея негативного отклика даже от жестких поборников морали.

Совсем другая история была с эпопеей «Дау» — долгострой Ильи Хржановского о нобелевском лауреате, физике Льве Ландау, снимали с 2008 года, в итоге из 700 часов отснятого материала смонтировали 13 фильмов и сериалов разного хронометража — ведомство Любимовой не выдало прокатное удостоверение четырем частям проекта. Потому они включали, как посчитала чиновница, откровенно порнографические сцены.

В 2018 году прогремела другая история, тоже связанная с ведомством Ольги Любимовой. Отозвали прокатное удостоверение у британско-французского политического памфлета Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». Премьера, намеченная на начало года, не состоялась. Юристы и Общественный совет при Минкультуры сочли ленту, в которой Иосифа Сталина детально расчленяют, а Лаврентий Берия приказывает медсестре сделать всем членам Политбюро минеты, оскорбительной.

Даже фильм со свастикой разрешила

Как понятно из интервью Ольги Любимовой, новый министр культуры в курсе киноповестки, финансовых проблем Ленфильма, хорошо знает о кризисе детского кино, работе прокатчиков, рынке и механизмах взыскания штрафов с горе-продюсеров. Она участвовала в питчингах игрового кино («защита диплома» от кинопродюсеров в надежде получить деньги Минкульта на новый фильм) и не питает иллюзий по поводу состояния российского кинематографа и обоснованности иронии в отношении него.

Кроме того, Любимова, что ценно для чиновника, внимательно обращает внимание на то, что может вызвать неприятный резонанс в обществе. И делает это здраво. Так было с эротической картиной «Верность», а еще с исторической документалкой «Похищенные сокровища Европы» (2018 год) производства Италии, Германии и Франции. Выдачу прокатного удостоверения картине «подморозили», поскольку в ленте активно фигуировала свастика — сюжет связан с тем, как нацисты пытались сделать из родного Гитлеру Линца новый Лувр и свозили туда, а еще в резиденцию Геринга, сворованные из галерей шедевры Боттичелли, Матисса, Моне, Шагала, Ренуара и других (пять миллионов экземпляров). Посоветовавшись с юристами и проведя экспертизу, ведомство Любимовой картину к прокату допустило — нарушений закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», запрещающего пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской символики, в ней не нашли.

— У россиян тяжелая жизнь, они хотят ходить на «Бабушку легкого поведения», — сетовала Ольга Любимова. — Но сейчас видно, что люди исстрадались по умному продукту. Когда-нибудь он вернется на телевидение. Я надеюсь, что эта свежая кровь вздернет и федеральные каналы. Больше нельзя будет показывать это телемыло. Это обязано измениться.

В 2018 году Ольга Любимова задекларировала доход в 2,4 млн руб. В документе так же указано, что у нее двое несовершеннолетних детей.

РОДСТВЕННИКИ

Прапрадед — вологодский губернатор Михаил Николаевич Кормилицын.

Дед — Николай Михайлович Любимов, советский переводчик, в том числе «Легенды об Уленшпигеле» и собрания сочинений Марселя Пруста. Автор многотомных мемуаров.

Бабушка — Маргарита Романовна Любимова (Кессель), тоже переводчик.

Еще один прадед — великий актёр и педагог Василий Иванович Качалов, собаке которого Сергей Есенин посвящал стихи.

Прабабушка — Нина Николаевна Литовцева, русская и советская актриса, театральный режиссёр и педагог, народная артистка РСФСР.

Ещё один дед — Вадим Васильевич Шверубович — театральный деятель, педагог, мемуарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Папа — Борис Николаевич Любимов, советский и российский театровед и педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, заведующий кафедрой истории театра России ГИТИС .

Дядя — Алексей Вадимович Бартошевич, советский и российский театровед, историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира.

Аудио: Лавров, Шойгу и Голикова остались. А вот что известно о новых членах Правительства России

Муж — Евгений Баранов, корреспондент Первого канала. Дети — Никита и Варвара.

Супруг Ольги Любимовой — Евгений Баранов, корреспондент Первого канала. У них двое детей — Никита и Варвара Фото: личная страница Евгения Баранова

Кто вошёл в новое правительство

Объявлен состав нового правительства России. Обороной и энергетикой будут управлять прежние министры, а вот наукой, культурой, соцзащитой — новые

«Ненавижу длинные юбки с детства»: 10 цитат нового министра культуры Ольги Любимовой

Бывший руководитель Департамента кино Минкульта РФ Ольга Любимова 21 января 2020 года была назначена новым министром культуры вместо Владимира Мединского. «КП» представляет самые яркие цитаты чиновницы, которая в 39 лет возглавила крупное государственное учреждение (подробности)

«Начинала простым корреспондентом»: ведущий радио «КП» рассказал о знакомстве с Ольгой Любимовой

Кинокритик Давид Шнейдеров познакомился с будущим министром культуры задолго до высоких постов (подробности)

КСТАТИ

Что пишут в соцсетях о новом министре культуры Ольге Любимовой

Назначение Ольги Любимовой на пост министра культуры изрядно взволновало киношную общественность. Теперь уже бывшую главу Департамента кинематографии Минкульта в этой сфере, разумеется, хорошо знают (подробности)

Еще Есенин и Бунин писали о прадеде нового министра культуры РФ

И хотя в министерстве культуры она успешно руководила департаментом кинематографии, а прежде работала на телевидении, к театру, как оказалось, Ольга Любимова имеет родственное отношение. Можно с уверенностью сказать, что Ольга Борисовна из потомственной семьи театралов. (подробности)

В ТЕМУ

Новый министр культуры живет со своими детьми в съемной квартире

Ольга Любимова не только новый министр культуры РФ, но и представитель российской элиты. Дочка ректора театрального института им.Щепкина — Бориса Любимова. Правнучка великого русского актера Василия Качалова и внучка блистательного переводчика и литературоведа Николая Любимова (подробности)

Новый министр: Кто такая Ольга Любимова и что она сделала для кино

Образование

Ольга Любимова родилась в 1980 году в Москве в семье театроведа и педагога Бориса Любимова (с 2007 года он занимает пост ректора Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина). Училась в православной гимназии, окончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ), еще в университете начала работать в информационном агентстве Русской православной церкви.

Православные фильмы

С 2001 года Любимова работала на телевидении, была корреспондентом Третьего канала и программы «Ортодокс» на ТВЦ, ведущей на каналах «Столица» и «Культура», руководила рядом программ на Третьем канале (закрыт в 2012 году), а в 2016 году стала заместителем директора дирекции социальных и публицистических программ Первого канала.

Кроме того, Любимова была автором и шеф-редактором «Православного календаря», «Русского взгляда с Иваном Демидовым» и других телепрограмм, принимала участие в создании более 80 документальных фильмов. В частности, она написала сценарии к телефильмам «Путь патриарха», «Преподобный Сергий Радонежский» и «Никита Михалков», а также к мини-сериалу «Война и мифы», снятому по книге Владимира Мединского «Война. Мифы СССР. 1939—1945».

Департамент кинематографии

Ольга Любимова, Артем Васильев, Андрей Савельев, Константин Эрнст, Алексей Герман — младший, Елена Окопная, Антон Малышев / Фото: Владимир Гердо/ТАСС

В январе 2018 года Любимова возглавила департамент кинематографии Министерства культуры РФ, где она уже работала в 2015 году на должности советника и занималась, в частности, проектом «100 фильмов для школьников» и содействовала запуску проекта «Чапаев» (потом она ушла работать на Первый канал).

Известно, что именно Ольга Любимова защищала перед Мединским рискованные российские проекты — эротическую «Верность» Нигины Сайфуллаевой («Мы с огромной осторожностью выпускали этот релиз. Очень не хотелось скандала на ровном месте», — говорит сама Любимова) и док «Похищенные сокровища Европы», полный свастик (поскольку он рассказывает о том, как нацисты пытались создать в немецком Линце новый Лувр). Даже со скандальным «Дау» Ильи Хржановского, про которые принято говорить как о не получившем прокатное удостоверение, ведомство Любимовой поступило трезво: часть эпизодов на самом деле получили прокатку. «Оставшиеся четыре невозможно трактовать как эротические, они откровенно порнографического толка, что не позволяет нам выдавать прокатное удостоверение», — пояснила она.

«Дау»

Чем еще Любимова занималась на этом посту? Вот четыре главных пункта.

Борьба с растратчиками

Как руководитель департамента кинематографии Любимова отвечала за распределение бюджетных денег на производство кинофильмов и проведение фестивалей. Когда несколько лет назад Мединский озаботился тем, что Минкульт выделяет деньги на фильмы, которые никто не видит (по данным министерства, почти половина фильмов, снятых на бюджетные деньги, в кинотеатры не попадала), и начал инициировать возбуждение уголовных дел против продюсеров и режиссеров, которые не выполнили обязательства перед Минкультом (то есть не сдали в Госфильмофонд копию готового фильма в установленный законом срок), разбираться с должниками пришлось именно Любимовой. А среди них были не только недобросовестные продюсеры, но и режиссеры, оказавшиеся заложниками своих амбиций и чрезвычайных ситуаций (Сергей Дворцевой годами ждал подходящего снега для съемок «Айки», Сергей Соловьев не смог снять «Елизавету и Клодиль» из-за гибели сына и тяжелой болезни, режиссер и генпродюсер фильма «Rock & Road» Григор Гярдушян умер). Но платить долги и штрафы, по словам самой Любимовой, придется всем: «Мы не можем допускать до сцены должника, иначе это будет пирамида. Люди из бюджета одной картины будут выплачивать долги по другой. Это схема известная, никогда ни к чему хорошему не приводившая».

Борьба с коррупцией и установление прозрачности в расходовании госсредств

После претензий Счетной палаты к работе департамента кинематографии Минкульт запланировал изменить механизм отбора заявок и выдачи дотаций, сделав их более прозрачным (новые правила находятся в разработке и будут введены в этом году). Инициатором этих изменений считают Ольгу Любимову, которая прямо говорит: «Люди, которые хотели на господдержке в лоб заработать, должны закончить с этими фантазиями». Также департамент сделал открытой информацию о размерах господдержки кинопроектов — эти сведения доступны .

Контроль над прокатом

Любимова курировала выдачу прокатных удостоверений, без которых фильм нельзя показывать в российских кинотеатрах. Выдача прокаток — главный инструмент регулирования рынка: с его помощью можно двигать дату проката иностранного фильма, конкурирующего с российским, или разводить в прокате российские фильмы, конкурирующие между собой. «Была ситуация, когда два хоррора претендовали на одну дату премьеры — „Проводник“ „Двадцатый Век Фокс“ и „Суспирия“ „Вольги“, — рассказывала КиноПоиску Ольга Любимова. — Мы встречались , говорили, что любая подобного рода война может спровоцировать зрителя на уход от российского релиза в пользу западного. И эти доводы, прозвучавшие не только со стороны министерства культуры, но и со стороны основных игроков рынка, были услышаны».

Стимуляция копродукций

В 2018 году на Международном культурном форуме в Петербурге Ольга Любимова сделала сенсационное для индустрии заявление: Минкульт решил оказывать финансовую поддержку российским продюсерам, участвующим в международной копродукции как миноритарии (то есть подключающимся к уже запущенным на иностранной территории проектам), что делает Россию полноправным игроком на европейском кинорынке. Защита проектов, претендующих на получение господдержки, прошла в сентябре 2019. Среди кандидатов был, в частности, патриотический сериал Первого канала «Андреевский флаг» и российско-японский хоррор «Подмена».

Чего ждут от нового министра?

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Ситора Алиева, программный директор фестиваля «Кинотавр»:

— Уверена, что назначение Ольги Борисовны Любимовой — это очень позитивный момент для российского кино, так как:

1. Ольга Борисовна обладает реальным опытом работы в индустрии, прекрасно чувствует, понимает и анализирует кинопроцесс.

2. Она человек творческий, думающий, любопытный, абсолютно открытый.

3. За последние два года немало авторских и дебютных лент, снятых при поддержке министерства культуры, стали призерами и участниками ведущих мировых (Берлин, Венеция, Карловы Вары) и отечественных («Кинотавр», «Окно в Европу») смотров.

Светлана Максимченко, ответственный секретарь Московской кинокомиссии, генеральный директор «Москино»:

— Назначение Ольги Любимовой на пост министра культуры — это, безусловно, очень хорошая новость не только для киноотрасли, но и для российской культуры в целом.

Любимова два года возглавляла департамент кинематографии, она общалась со всеми кинопроизводителями, со всеми игроками индустрии, не только с лидерами, но и с молодыми кинематографистами. Она со всеми была на прямой связи, во все проекты вникала, все сценарии лично читала. Многие решения министерства культуры были приняты по рекомендации Ольги Любимовой или были ее решениями. Многие изменения в киноиндустрии, которые произошли за последние пару лет, были позитивными, многие решения по кино, которые принимались на уровне Минкультуры, были действительно правильными, и это заслуга Ольги Любимовой.

Я не думаю, что нас ожидает смена курса. Но глубокое профессиональное понимание киноиндустрии, знание нашего российского кинорынка, его игроков позволят Ольге Любимовой где-то скорректировать, а где-то спланировать будущие решения, будущие изменения, что приведет, безусловно, только к позитивным результатам.

Артем Васильев, продюсер фильмов «Юморист», «Война Анны», «Под электрическими облаками»:

— Все, связанное в моей работе с Ольгой Любимовой в качестве директора департамента кинематографии, всегда было очень конструктивно, разумно, быстро и честно. Теперь она будет министром и будет решать гораздо более масштабные задачи. Мне кажется, что у нее есть для этого силы и воля. А ее чувство юмора должно ей помочь.

Я очень надеюсь, что будет какая-то преемственность в деятельности департамента кинематографии. То, что департамент делал в последние годы, мне казалось очень конструктивным, внятным и прозрачным. Внятность и прозрачность — это очень важно для продюсеров, которым нужно понимать, с кем, почему, на каких основаниях они взаимодействуют. Я думаю, что если эти принципы распространятся на все остальные действия министерства, то точно плохо никому не будет. Хотелось бы, чтобы министерство в меньшей степени выполняло идеологические функции и в большей степени занималось разумным менеджментом культуры.

Сергей Корнихин, продюсер фильмов «Самый лучший день», «Я худею», «Как меня зовут»:

— Я думаю, что приход Ольги открывает большие перспективы для сферы культуры, потому что на посту главы департамента кинематографии она очень много сделала для поддержки киноиндустрии и продвинула несколько очень важных задач, которые до нее никто не продвигал. В частности, она запустила важную историю с международной копродукцией.

Она занимается своим делом с большим энтузиазмом, она не сторонник формального подхода. Если она за что-то берется, то доводит это до конца, и в области кинематографии она это не раз показала. Это проявлялось как в отдельных проектах (так было, например, с фильмом «Верность» Нигины Сайфуллаевой), так и в целом в институциональных вопросах. Если Ольга Любимова сможет так же активно включиться во все остальные области культуры, я думаю, что это будет очень большой удачей для всех нас.

Антон Долин, критик, главный редактор журнала «Искусство кино»:

— Лично я эгоистически радуюсь, что главой Минкультуры станет человек, пришедший из мира кинематографа: как известно, Любимова возглавляла департамент кинематографии. Мне кажется, что ряд непопулярных решений, которые не были поддержаны отраслью, были приняты Мединским по той причине, что он был человеком немножко из другой области, из области истории, литературы, если я ничего не путаю, который очень интересовался кино и хотел этим заниматься. И не каждое его решение, скажем так, было действительно разумным.

У меня нет никаких сомнений в том, что Любимова очень хорошо знает киноиндустрию. Я очень хочу рассчитывать на то, она будет рулить разумно и взвешенно. Есть ряд решений, на принятие которых я бы очень хотел надеяться, хотя не уверен, что это будет в ее руках лично. Например, я бы мечтал об отмене прокатных удостоверений или введении уведомительного порядка их получения.

Это все, конечно, быстро не делается, но в любом случае будет обсуждаться в будущем. Сейчас мне хочется связывать с именем Любимовой определенные надежды.

Константин Шавловский, кинокритик, продюсер, фестивальный куратор:

— Несмотря на повышенное внимание к кинематографу, впервые в постсоветской истории министром культуры стал человек из области кино, и для кинематографистов, конечно, уже одно это было бы достаточным поводом для оптимизма. Но Любимова в самом лучшем смысле слова не похожа на чиновника, она совсем не кабинетный человек, у нее большой опыт работы на телевидении, в том числе на съемочных площадках, а за последние два года она стала очень неплохо разбираться во всех сферах кинопроцесса — от производства и проката до ребейтов и кинообразования. Хочется верить, что с ее назначением в сфере культуры будет реализован ряд интересных и, главное, современных проектов. Поскольку на должности директора департамента по кинематографии Ольга Любимова поддержала несколько действительно важных инициатив и в целом проявила себя как человек, который умеет слышать тех, с кем разговаривает, и хорошо понимает цену тем или иным проектам, которые попадают к ней на рассмотрение.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *