Либеральные ценности: что это?

Содержание

Либерализм

  • Секулярный гуманизм глазами христианина С. Худиев
  • Либерализм – современный враг христианства архим. Рафаил (Карелин)
  • Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — идеология, провозглашающая права и свободы каждого человека высшей ценностью.

Следует различать либеральные ценности (индивидуализм, личная свобода, свобода слова, равенство перед законом, мир между людьми, неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательства, религиозный плюрализм и др.) и идеологию либерализма.
Не сложно заметить, что разные либеральные ценности по-разному соотносятся с нормами христианской морали и этики. Положим, либерализм декларирует свободу личности — христианство учит, что свобода, как естественная способность человека, дарована ему Богом, является чертой образа Божия в нём. Между тем, согласно христианству, под верным распоряжением личной свободой подразумевается лишь такое, какое согласно с Божественной волей; использование же дара свободы вопреки Божьей воле артикулируется как злоупотребление этим даром, как грех. В свою очередь либерализм может поддерживать, как норму, и тот вектор человеческой свободы, который направлен на богоборчество. По-разному интерпретируются христианством и либерализмом такие, к примеру, понятия как индивидуализм, религиозный плюрализм (в том числе в форме экуменизма).

С середины 20-го века в экономически развитых странах классический либерализм, подразумевавший опору на нравственность, стал вытесняться идеологией неолиберализма, во многом эгоистической, основанной на секулярных ценностях. Соответственно этой идеологии, либерал поставляется на место Создателя, объявляется творцом образцовой морали и этики, а в качестве ряда нравственных ориентиров, человеку, вместо Божественных заповедей, предлагаются нормы, прямо противоречащие закону Божию, — нормы, основанные на извращенном понимании личной и общественной свободы, на ложном осмыслении высшего призвания и предназначения человека. Понятия добра и зла, установленные Творцом, размываются. Кто от этого выигрывает? Производители желаний – продавцы товаров и услуг.

Следует отметить, что свобода является качеством, дарованным человеку Богом, это часть Его образа. Ошибка либерализма состоит не в том, что он провозглашает свободу важнейшей ценностью, а в том, что он:

  • лишает человеческую свободу высшей цели и смысла, провозглашает самодостаточной ценностью;
  • не различает истинную свободу, ведущую к совершенству и свободу грешного человека в проявлении своих страстей.

Философия либерализма – утилитари́зм (от лат. utilis — полезный). В рамках этого направления моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Главный лозунг либерализма – можно всё, что не мешает другим. Но это очень шаткое и небезопасное правило. Допустим, сейчас то-то и то-то лично мне не мешает. А как это скажется на других, а как это скажется на мне в будущем? К слову, большинство из тех, чьи дети стали ЛГБТКИАП, ранее были равнодушны к этой проблеме, их лично она не касалась… И вот результат!

Либерализм ставит приемлемые для либералов законы критериями правильности поступков человека и социальных явлений, при этом подразумевается, что законы могут меняться в угоду либерализму. Проявление религиозности может запрещаться, а пропаганда порока, наоборот, защищаться законом. Ребёнка отправляют на химическую кастрацию по прихоти матери в полном соответствии с законом. Разве это не нарушает свободы ребенка? Нормы морали шире правовых норм, это знает любой юрист.

Плоды либеральной идеологии:

  • для государства – отказ от суверенитета, культурного разнообразия, семейных связей ради глобального общества потребления;
  • разрушение традиционного института семьи; он мешает процветанию либерализма, ведь традиционная семья является базой и школой нравственных, культурных и духовных ценностей, имеет основу не в эгоизме, а в жертвенной любви ради ближнего;
  • изменение системы ценностей человека; либерализм видит идеалом: человека-потребителя, эгоиста, без пола и возраста, с запросами на уровне инстинктов (полового и потребления), без семьи, находящегося под тотальным контролем государства. Происходит антропологический кризис, когда человек все больше теряет определенность – мировоззренческую, религиозную, половую, национальную, и т.д.
    Обо всём этом пророчествует Апокалипсис: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16-17).
    Людям без семьи, государства, без культурной идентичности, с примитивной шкалой ценностей, проще продавать товары и услуги, наконец, ими проще управлять.

Как либерализм отвлекает от высшего? Цель жизни человека – подготовка к вечности. Либерализм же ставит высшим идеалом: комфорт и удовольствия здесь и сейчас. Если либералам комфортно жить во грехе, то грех уже и не считается грехом, а то и признаётся общественной нормой (даже с запретом именовать пороки своими именами).

Либерализм — это идеология со своими принципами, которая готова их не просто провозглашать, а отстаивать; и не только убеждением, но и насилием над несогласными посредством законодательного ограничения их прав.

***

Либерализм – это политическая и экономическая идеология, воплощающие в себе:
— антропологический индивидуализм: понимание человеческого индивидуума как меры вещей;
— вера в прогресс (мир движется к лучшему будущему, и прошлое всегда хуже настоящего);
— убежденность в священном характере частной собственности;
— демократия – это власть меньшинства (защищающего себя от большинства, которое всегда склонно перерождаться в духе тоталитаризма или «популизма»);
— утверждение равенства возможностей как морального закона общества;
— уверенность в «договорной» («контрактной») основе всех социально-политических институтов, включая государство;
— упразднение любых государственных, религиозных и сословных авторитетов, которые претендуют на «общеобязательную истину»;
— разделение властей и создание общественных систем контроля над любыми властными инстанциями;
— создание «гражданского общества» без сословий, наций и религий вместо традиционных государств;
— однополюсный глобализм (человеческие существа признаются одинаковыми в своей сущности, с одним лишь отличием, а именно – особенностями их индивидуального характера – мир должен быть объединен, интегрирован на основе индивидуума и космополитизма, иными словами, на основе мирового гражданства).
— главенство рыночных отношений над всеми остальными формами политики (тезис «экономика – это судьба»: свободная рыночная экономика является единственной нормативной экономической системой – все остальные типы экономик должны быть либо реформирована, либо уничтожены);
— убежденность в том, что исторически путь западных народов и стран (европоцентризм) есть универсальная модель развития и прогресса всего мира, которая должна быть в императивном порядке взята за эталон и образец. Евро-американские общества принимаются в качестве критерия стандарта для остального человечества.

В течение двадцатого века либерализм победил своих соперников, а с 1991 стал единственной доминирующей идеологией в мире.

Либерализм борется против всех форм коллективной идентичности, против всех видов ценностей, проектов, стратегий, целей, методов, так или иначе являющихся коллективистскими, или по крайней мере не-индивидуалистическими. Любая цель, любое значение, любой смысл в либеральном или в открытом обществе, должны базироваться на индивидууме. Поэтому враги открытого общества, которое является синонимом западного общества после 1991 года и стало нормой для всего остального мира, очень конкретны.

Либерализм глубоко нигилистичен по своей сути. Множество ценностей, защищаемых либерализмом, в своем основании связано с его главным тезисом: приматом свободы. Но свобода в либеральном понимании является существенно отрицательной категорией: либерализм требует «свободы от», но не «свободы для» (чего-то), предлагая даже использовать два разных английских слова – liberty и freedom. Liberty – от чего и происходит название «либерализм» – это исключительно «свобода от». За нее-то и бьются либералы, на ней-то они и настаивают. А что касается «свободы для», т. е. ее смысла и ее цели, то тут либералы замолкают, считая, что каждый конкретный индивидуум сам может найти применение свободы – или вообще не искать для нее никакого применения. Это вопрос частного выбора, который не обсуждается и не является политической или идеологической ценностью.

Напротив, «свобода от» описана подробно и имеет догматический характер. Освободиться либералы предлагают от:
— государства и его контроля над экономикой, политикой, гражданским обществом;
— церкви с ее догмами;
— сословных систем;
— любых форм общинного ведения хозяйства;
— любых попыток перераспределять теми или иными государственными или общественными инстанциями результаты материального или нематериального труда;
— этнической принадлежности;
— какой бы то ни было коллективной идентичности.

Либералы идут довольно далеко, отрицая практически все традиционные социально-политические институты – вплоть до семьи или половой принадлежности. В предельных случаях либералы выступают не только за свободу абортов, но и за свободу от половой принадлежности (поддерживая права гомосексуалистов, транссексуалов и т.д.). Семья и иные формы социальности считаются ими чисто договорными явлениями, которые, как и иные «предприятия», обуславливаются юридическими соглашениями.

***

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:31-36).

***

«Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнёт вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает, — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил не то, что хотел». Эрнст Хэмингуэй

***

«Слабость института прав человека, — говорится в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», — в том, что он, защищая свободу выбора (αὐτεξουσίον), все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха (ἐλευθερία). Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу».

***

Разумеется, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать ценности свобод и прав. И в самом деле, права и свободы — это не только не плохо, а очень хорошо. Сама по себе эта идея невероятно важна. Прежде всего, потому что она коррелирует с некоторыми фундаментальными особенностями природы человека. Ведь Бог нас создал свободными по Своему образу, вложив частицу Своей свободы в человеческую природу. Но есть одно очень существенное обстоятельство, которое нужно знать и о котором следует помнить. Это то, что говорит апостол Павел о свободе: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5:13). Таков нравственный ориентир христианина в рамках любой системы ценностей. Свободно совершая свой жизненный выбор, мы призваны избрать путь, ведущий ко спасению, преодолевая нашу помраченную первородным грехом природу.

В чем состоит разница между либеральным и православным подходами к этой проблеме. Мы говорим: истинная свобода есть свобода от греха. А либеральный подход чужд этой позиции, ибо понятия греха в либерализме не существует — там есть плюрализм мнений. Если, с православной точки зрения, пропаганда гомосексуальных связей является грехом, то в рамках либеральных ценностей речь может идти лишь о частном мнении, абсолютно самодостаточном, правомерном и равном в своей ценности противоположному мнению, и потому имеющем точно такое же право на существование. Но если понятие пагубности греха отсутствует, то получается, что все права и свободы, которыми располагает человек, могут и будут поставлены на службу греху. В итоге формируется стагнирующая цивилизация, в которой грех становится практикой общественных отношений, законодательно утверждается в жизни общества.
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, mospat.ru.

***

В каком-то смысле либерализм вполне правомерно считать очередным искаженным изводом из христианства и христианских ценностей (как и коммунизм, например), когда во главу угла берется лишь одна сторона христианского учения – свобода – в ущерб многим остальным.

Однако сегодня либерализм и либеральные страны – это не только и не столько царство свободы, ограниченное лишь рамками возможного: «живи сам, и жить давай другим». В либерализме как идеологии есть ряд четких постулатов относительно того, как должно быть устроено общество. Эти идеи или требования сегодня абсолютизированы и возведены в догмат. И, вопреки некоторым своим изначальным намерениям, либерализм, напротив, превратился в очень жесткое учение, которое, как это ни парадоксально, ущемляет свободу человека. Например, в борьбе с призраком тоталитаризма и авторитаризма оно само становится путем к Большому Брату. Сегодняшний агрессивный либерализм признает свободу, лишь пока люди соглашаются устроиться по либеральным идеологическим меркам. Но свобода, право и желание некоторых народов устроиться политически иначе им не признается и атакуется, что мы видим в сегодняшней агрессивной политике западных стран и их очередном (и весьма, к сожалению, успешном) Drang nach Osten («натиске на Восток»).

Но, пожалуй, главное, – это то, что либерализм (как и другие идеологии) категорически отказался от христианского представления о первородном грехе, о связанной с этим коренной испорченности человека и, соответственно, человеческого общества. В этом главный изъян не только его антропологии (учение о человеке), но и онтологии (учение о мире и бытии). Для либерала человек и его разум в основе своей пусть ограничены, но здоровы и неиспорченны. Учением о неотъемлемых правах личности либерализм словно пытается провести вокруг человека некую непереходимую для иных, в том числе и высших трансцендентных сил, границу или линию. Внутри этих границ, говорит либерализм, каждый сам себе хозяин: как он решит, так и будет – лишь бы его решения не приносили вреда окружающим.

Но тем самым человек по большому счету остается один на один со своей испорченной природой. И тогда его же собственный грех, многократно усиленный слишком «свободными» общественными порядками, в конечном счете и разъест его изнутри. Однако человек, проникнутый таким мировоззрением, напротив, будет воспринимать процесс своей духовной гибели как торжество свободы и правды.
Пущаев Юрий, журнал «Фома»

Кто такие либералы. Либерализм как политическая идеология

Либерализм — это политическая идеология, признающая главными ценностями свободу и права человека. Главные из этих прав — свободно распоряжаться собой и своей собственностью. Говоря кратко, либерализм — это «идеология свободы». Само слово происходит от латинского liber — «свободный».

Либералы — это сторонники либеральной идеологии. В политике либералы выступают за демократию, политическое равенство. В экономике поддерживают свободный рынок и частную собственность. В сфере культуры и идеологии выступают за плюрализм — признание права на разные взгляды, вкусы и мнения.

Свобода личности не противоположна интересам общества, а наоборот является главной движущей силой общественного развития, полагают либералы.

Наряду с консерватизмом и радикализмом, либерализм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от консерваторов, либералы выступают за преобразование общества путем реформ, за снижение роли государства в обществе. В отличие от радикалов, не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.

Суть либеральной идеологии

  • Главные ценности либерализма — демократизм и индивидуализм, права человека. Человеческая жизнь признается абсолютной ценностью.

  • Либералы выступают за частную собственность и экономические свободы — рыночную экономику, конкуренцию, минимальное государственное вмешательство в дела бизнеса.

  • Либералы выступают за демократию, политическое равенство всех людей, равенство перед законом и судом.

  • Либералы призвают ограничить объем и сферы деятельности государства, снизить вмешательство государства в жизнь граждан.

  • Либералы поддерживают курс на изменение общества путем реформ, постепенных ненасильственных преобразований.

Либералы и консерваторы. Либерализм и консерватизм: общее и отличия

Отличия между либерализмом и консерватизмом очевидны на уровне ценностей. Для консерваторов главными ценностями являются традиционные общественные институты — семья, государство, религия. Для либералов — индивидуализм и личная свобода.

При этом на практике либералы и консерваторы зачастую выступают за одни и те же вещи. Ведь и либералы, и консерваторы относятся к «правым»:

  • И либералы, и консерваторы считают частную собственность основой общества, поддерживают рыночную экономику.

  • И либералы, и консерваторы выступают против революций, радикальных перемен.

Таким образом, либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма. В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».

В демократических странах избиратели могут голосовать то за либералов, то за консерваторов. Так, в двухпартийной системе США Демократическая партия считается более либеральной, Республиканская — более консервативной. Партии периодически сменяют друг друга у власти в результате выборов, отчего политический курс становится то более либеральным, то более консервативным.

Дональд и Мелания Трамп голосуют на выборах президента США. 2016 год. Фото: Reuters

Что такое экономический либерализм

Экономический либерализм — это часть либеральной идеологии, касающаяся рынка и частной собственности. По мнению либералов, политическая свобода и социальная справедливость неотделимы от экономической свободы и частной собственности. Либералы выступают за рыночную экономику, поддерживают максимальную свободу торговли и конкуренции, свободу предпринимательства.

Либералы выступают за минимальное вмешательство государства в дела бизнеса, за снижение налогов и законодательных ограничений для предпринимателей. По мнению либералов, наилучшим образом экономику регулирует «невидимая рука рынка» — закон спроса и предложения.

Противоположность экономическому либерализму — централизованная плановая экономика. Также либералы расходятся во взглядах с представителями меркантилизма, кейнсианства и других направлений экономической мысли.

Либерализм в России: самая краткая история. Западники, славянофилы и «либерасты»

В Россию слово «либерализм» попало в XVIII веке из Франции. В дальнейшем слово «либерал» стали использовать как антоним слову «государственник» — сторонник сильной центральной власти.

Екатерина II (1762-1796) сама разделяла многие либеральные идеи просветителей, однако не смогла или не захотела в полной мере воплотить их в жизнь.

При Александре I (1801-1825) в стране действовали тайные общества декабристов. Многие из заговорщиков придерживались либеральных идей, мечтали об установлении ограниченной монархии или республики.

При Николае I (1825-1855) основными представителями либерализма в России были славянофилы и западники. Западники выступали за развитие России по европейскому образцу, славянофилы — за особый русский путь. Однако и те, и другие считали необходимой отмену крепостного права и ограничение самодержавной власти царя.

При Александре II (1855-1881) появилась так называемая «либеральная бюрократия» — чиновники, которые по поручению царя проводили Великие реформы. Было отменено крепостное право, созданы независимые состязательные суды, земстав и городские думы, армия перешла к всеобщей вониской повинности вместо 25-летней рекрутчины.

При Александре III (1881-1894) главной опорой либеральной интеллигенции стали земства — органы местного самоуправления. При Николае II (1894-1917) деятели земского движения создали первую либеральную политическую организацию — нелегальный «Союз земцев-конституционалистов».

С 1905 года, когда были разрешены партии и объявлены выборы в Госдуму, либералы создали Партию конституционалистов-демократов (кадетов). Она играла заметную роль в парламенте вплоть до революции 1917 года. После Февральской революции либералы-кадеты входили во Временное правительство, однако их вместе с правительством смела Октябрьская революция.

С приходом к власти большевиков и установлением однопартийной системы либерализм в России прекратил существование: уцелевшие российские политики-либералы продолжали свою деятельность уже в эмиграции.

«17 октября 1905 года». Картина Ильи Репина. 17 октября 1905 года царь Николай II подписал манифест, даровавший населению демократические права и свободы, провозгласивший выборы в Думу

В современной России ведутся споры о том, можно ли говорить о либералах и консерваторах в традиционном смысле. Сейчас, например, в стране существует Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Однако действия и заявления руководства партии далеко не всегда отражают либеральные идеи.

В России слово «либерализм» с самого начала многими воспринималось как синоним вольнодумства, излишней терпимости, низкопоклонства перед Западом. Так, герой романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Иван Шатов заявляет: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».

В современном интернет-сленге есть насмешливое слово «либераст», которым называют всех подряд: и авторов рыночных реформ 1990-х годов, и сегодняшних министров, и радикально настроенных оппозиционеров.

Карикатура с подписью, высмеивающей либералов

Кто сказал «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»?

Один из столпов либерализма — свобода слова. Иногда суть либерализма передают следующей цитатой: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». В другом переводе: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».

Это высказывание приписывают французскому просветителю XVIII века Вольтеру, однако на самом деле она впервые появилась в 1906 году в биографии Вольтера, написанной англичанкой Эвелин Холл. Оригинал звучит так: «I disapprove of what you say, but I will defend to the death your right to say it».

Фраза стала крылатой еще при жизни Эвелин Холл, и ей приходилось объяснять, что в действительности Вольтер не писал этих слов: «Я не хотела создать впечатление, что это подлинные слова Вольтера… Это всего лишь парафраз его слов из «Очерков о терпимости» — «Думайте и позволяйте другим думать тоже»».

Бюст Вольтера. Жан-Антуан Гудон. 1778

Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм.

Либерализм – идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности. Принцип либеральной идеологии – свобода человека как условие реализации им своих жизненных прав.либерализм во всех его проявлениях отстаивает требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов человек – независимое существо, которое само знает, что ему – хорошо, а что – плохо. Борьба за свободу означает для либералов борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, которые накладываются на экономику, политику, физическую свободу человека. Именно на базе этих установок были сформированы основные постулаты либерализма.

Общие ценности либерализма:

1. Свобода, которая является:

а) негативной («свободой от» – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. означающей, что человек не должен принуждаться к совершению поступков, противоречащих его собственной воле, а также встречать преград на пути к реализации своих замыслов;

б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его расовых, социальных и др. особенностей;

2. Права человека, в первую очередь, право на жизнь, свободу и собственность.

3. Индивидуализм. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

4. Номократия – власть законов, а не людей.

5. Рационализм во взглядах на природу человека и общество, связанный с верой в неограниченные возможности разума.

6. Эгалитаризм, т.е. равенство. Данное требование предполагает отсутствие привилегий, т.е. равноправие.

7. Плюрализм – признание существования в обществе различного рода профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

8. Прогрессизм, основанныйна вере в возможность рационального постижения и переустройства мира.

В экономической сфере либерализм предполагает: идеал рыночного обмена, личную предпринимательскую инициативу, «частную» конкуренцию, невмешательство государства в экономику.

Для классического либерализма характерно отрицание принципа патернализма, в соответствии с которым государство должно заботиться о своих подданных так же, как отец заботится о своих детях. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». В качестве альтернативы в либеральной теории существует концепция А. Смита, предлагающая ограничить сферу ведения государства выполнением трех обязанностей:

1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты сообщества от угроз извне и преступлений.

2. Обеспечение правосудия. Государство обязано, во-первых, устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению; во-вторых, ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.

3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.

В теории неолиберализма центральное место занимают проблемы выработки гибкой социальной политики государства, направленной на достижение оптимального баланса спроса и предложения на рынке, обеспечение полной занятости и всеобщего благосостояния. Во времена Нового курса (1933-1939) президента Ф. Рузвельта была опробована неолиберальная экономическая модель «государства всеобщего благоденствия», состоявшая в гибком сочетании государственных и негосударственных рычагов регулирования экономических отношений при сохранении политического плюрализма. Новый этап развития неолиберализма начался с конца 30-х годов ХХ в. благодаря группе экономистов Англии, Австрии, США и Германии по поводу степени вмешательство государства в общественную и экономическую сферы. Развитию неолиберальной политической мысли способствовала критика государства всеобщего благоденствия за порожденные им проблемы:

— бюрократизацию общества;

— революцию растущих притязаний;

— несправедливое перераспределение с точки зрения среднего класса;

— несоответствие потребностям новой стадии экономического развития, наметившейся в 70-е годы ХХ в.

Отличительные черты неолиберализма:

1. Отказ от невмешательства государства в экономику.

2. Умеренный демократизм, недоверие к воле большинства, обусловленное тем, что демократия, апеллируя к воле большинства, зачастую выходит за рамки закона.

3. Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма дополнена тезисом о необходимости его периодической коррекции.

4. Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).

Таким образом, проблема хорошего правления решается в неолиберализме не путем его ограничения государства, а путем наделения его дополнительными функциями, связанными с защитой индивидуальных свобод граждан.

22. Доктрины консерватизма и неоконсерватизма в современном мире.

Консерватизм возник как ответная мощная реакция нас самую кровавую в мире Великую Буржуазную Французскую революцию. Консерватизм – идеологические концепции, отражающие приверженность к сохранению сложившихся общественных отношений, абсолютизировании старые общественные порядки и нравы и отрицает необходимость их коренной ломки. Консерваторы исходят из того, что человек животное общественное, но не совершенное. Человек становится всё хуже и хуже и доходит до того, что объявляет себя богочеловеком.

Общие установки консерватизма:

Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.

Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.

Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.

Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.

Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.

Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.

Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.

Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму.

Установки неоконсерватизма:

Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.

Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.

Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.

Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.

Среди современных модификаций консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во 2-й пол. XIX в., когда консерватизм начал ориентироваться на защиту интересов буржуазии, и рыночный консерватизм, отстаивающий некогда либеральные ценности – свободу частного предпринимательства и невмешательства государства в экономику.

В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.

Либерализм — кратко и понятно об основных понятиях

Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.

Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:

  1. Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.

  2. Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.

  3. Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.

  4. Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.

На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.

Главные принципы либеральной идеологии

Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.

К основным идеям относятся:

  • права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;

  • разделение властей;

  • гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;

  • саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;

  • равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.

На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.

Первым принципы и основы теории сформулировал английский педагог и философ Джон Локк в своём труде «Два трактата о правлении». Он считал, что любому свободному человеку необходимо владеть собственностью — как материальной, так и интеллектуальной.

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Изначальная теория либерализма

В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.

Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.

Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

  • классический либерализм;

  • неолиберализм;

  • социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

  • либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.

Идея основана на запрете вмешательства в экономику органами власти. Всеми субъектами должна руководить «невидимая рука рынка», которая и сбалансирует вопросы спроса и предложения.

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

  • недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

  • защита прав и свобод граждан;

  • поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.

Либералы в России и их взгляды на развитие общества

У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.

Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:

  1. Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.

  2. Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.

  3. Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.

Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.

Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.

Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.

Либерал — кто это такой и что такое либерализм простыми словами

11 ноября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие либерализм нередко всплывает, когда речь заходит о политических вопросах. Вот только не все до конца осознают, что скрывается за этим словом.

Часто человек ругает либерализм, попутно защищая его ценности. Не хотите, чтобы подобный казус приключился с вами? Тогда читайте дальше.

Что такое либерализм

Философский словарь гласит, что либерализм – это идейное течение, в основе которого заложено убеждение в необходимости реформирования общества для наиболее полной реализации индивидуальных ценностей (прав и свобод).

Термин происходит от лат. liberalis – свободный.

Ключевым для либерализма является принцип свободы личности. Его сторонники считают, что человек должен располагать свободой для определения своей судьбы. Основной метод данного течения – устранение всего, что грозит или мешает развитию индивидуальной свободы.

Говоря кратко, либерализм – это культ самодостаточности свободы во всех сферах жизни человека.

Формы либерализма

С течением времени трактовка этого понятия существенно расширилась. Так возникли 4 формы либеральных идей, обладающие своими специфическими чертами. Рассмотрим их подробнее.

Политический либерализм. Это концепция ограниченного вмешательства государства в общественные отношения. Согласно ей, обеспечение безопасности, законности и общественного порядка находятся в государственном ведении, но в виде тесного сотрудничества с обществом.

Основой этой платформы является убеждение в том, что общественные институты существуют для того, чтобы оказывать помощь в наделении индивидуумов властью, без заискивания перед элитой.

Экономический. Данная идеология выступает против жесткого государственного регулирования свободного рынка. В экономическом либерализме ключевую роль играют свобода торговли и конкуренция (что это?). Главный девиз – свободное частное предпринимательство.

Сторонники данного течения считают, что рынок способен функционировать самостоятельно. При этом не исключается возможность правительственного надзора за монополиями.

Глобализация — это как раз проводник этой идеи. Стирание границ между государствами, свободная торговля, общий рынок труда и сосредоточение власти у надгосударственных структур (корпораций и олигархата). Сейчас мы наблюдаем бесславную кончину этой идеи.

Культурный либерализм. Главным принципом данной формы является защита личной жизни и быта человека от вмешательства государства. То есть, каждый волен придерживаться собственных культурных норм.

Культурный либерализм выступает против государственного контроля в таких сферах, как азартные игры, проституция, аборты, эвтаназия, употребление алкоголя и наркотиков.

Социальный. Либеральный образ мыслей весьма противоречив. Свидетельством чего служит социальный либерализм, поддерживающий вмешательство государства в экономику.

Сторонники данного направления считают, что государство должно перераспределять общественный продукт в пользу социально слабых представителей общества (это уже ближе к социализму времен СССР).

Либерал: кто это

Понимание того, кто такой либерал, с течением времени заметно менялось:

  1. В романе «Дон Кихот», написанном вначале XVII века, либерал – это терпимый, хорошо воспитанный и общительный человек.
  2. В конце XVIII века слово приобретает значение, связанное с идеалами свободы.
  3. В XIX веке либерал – это человек, который проповедует свободу и просвещение, выступает в защиту гражданских прав и за освобождение общества от религиозного мракобесия.
  4. В XX веке идеалом либерала становится самодостаточный индивидуалист с развитым чувством ответственности.
  5. Сейчас всё труднее сказать кто такие либералы простыми словами. Определение часто зависит от культуры и страны.

К примеру, в России превалирует негативное восприятие либералов. Принято считать, что это люди, которые во всем ориентируются на Европу и США.

Достоевский называл таких людей (в свое время) «западники» и жестко критиковал (как же актуально звучат его слова спустя сотню лет!).

В этом плане все довольно прозаично. Хорошим, правильным словом «неправильные люди» прикрывают свою неприглядную сущность (волк в овечьей шкуре).

Точно так же затаскали и опоганили слово «демократия». Борьбой за демократию западные страны прикрывают откровенный грабеж, вмешательства в дела других стран и геноцид целых народов.

Так и наши «лже-либералы». Они не имеют никакого отношения к изначальному смыслу слова «либерализм» . Это лишь удобная ширма, за которой прячется «пятая колонна», ненавидящая страну и весь народ. Они якобы за свободу личности ратуют, но на самом деле несут бесславное знамя коллаборационистов.

Это озлобленные, самовлюбленные и ни на что в этой жизни неспособные люди. Как-то по другому возвыситься над толпой у них не получается, поэтому всех остальных им нужно втоптаться в грязь (раздавить, навесить ярлыки, заставить каяться), а самим таким образом возвыситься (ведь они прозрели, а остальные слепы).

Отделив себя от народа, они становятся некими «представителями на местах» западного мира. При этом продолжают говорить от имени народа (как мем с Ахиджаковой). Западники они и есть западники. Они нашли свое призвание и получают как материальное, так и моральное удовлетворения от своего предательства (мальчиши-плохиши). И нет предела их моральному падению, ибо люди пустые.

А западные лже-либералы?

В либерализме ведь главная ценность — это права и свободы человека. Очень возвышено и правильно. А значит прикрывшись этой идеей можно бороться за права людей в любой стране (с поддержки местных «якобы либералов»).

О, у вас же права человека нарушаются (и местные либеральные защитники прав подтверждают)! Тогда мы идем к вам (с самолетами, ракетами и прочими демократизаторами и либерализаторами).

Под этим лозунгами бомбили Югославию, разорвали на части Ливию, почти разорвали Сирию. И все это под знаменами либерализма и демократии! Прикрываясь борьбой за благо жителей этих стран. Лицемерие (что это такое?).

Как тут не привести цитату Махатмы Ганди:

«Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения – во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?»

Краткая история либерализма

Либерализм сформировался в конце 17-18 вв. на базе идей эпохи Просвещения. Первые либеральные концепции появились в работах Монтескье, Локка, Вольтера, Руссо. В XIX веке ключевую роль сыграли учения Токвиля, Милля и Гумбольдта.

Перечисленные мыслители выдвигали идеи веротерпимости, защищённости человека от политического произвола, правления с согласия народа и права на частную собственность.

Всё это стало основой классического либерализма, утверждающего, что человек является суверенной личностью, которой нельзя навязать привнесенные «сверху» правила. Либералы стремились ограничить права наследственных монархов, установить институты парламентского правления и обеспечить гражданские свободы.

До Французской революции XVIII века, либерализму противостоял лишь традиционализм. Широкое распространение он получил в XIX веке. Тогда в Западной Европе возникли либеральные партии, ставящие целью преобразование общества на идеях равенства, социальной справедливости и гуманизма. В последней четверти XIX века его потеснили социалистические идеи.

В 30-х годах XX века формируется идеология неолиберализма. Её практическим воплощением стал «Новый курс» американского президента Ф. Рузвельта. Неолиберализм признавал важность участия государства в регулировании экономики и необходимость социальной политики.

На практике это воплотилось в ограничении власти монополий и государственных социальных программах. Неолиберализм остается идейной основой Демократической партии США.

В XVIII—XIX веках либералы были апостолами «свободы». Однако развитие производства, урбанизация, крайности конкуренции, последствия Великой депрессии и мировых войн заметно преобразовали либерализм. В идеологии появились концепции (что это такое?), связанные с защитой слабых и предупреждением нестабильности экономики.

Либерализм в России

Истоки либерализма в России можно проследить ещё в XVIII веке, но как идеологическое течение он предстает лишь в 1830—1840-х годах. Наибольшее распространение он получил в университетской среде.

Теоретиками либерализма в России в 1830—1890-х гг. выступали К. Кавелин, Б. Чичерин, С. Соловьёв и А. Градовский. Они считали нужным постепенное расширение гражданских свобод и установление конституционных порядков.

В XIX веке Россия, как и ряд других стран, заимствовала элементы либерализма, сохранив при этом авторитарные формы общественного устройства. Ярким примером служат либеральные реформы Александра ІІ.

В 1905 г. в России возникают политические партии либеральной направленности:

  1. Конституционно-демократическая партия;
  2. «Союз 17 октября»;
  3. Партия демократических реформ;
  4. Партия мирного обновления;
  5. Партия прогрессистов.

Именно либералы добились отречения от власти императора Николая ІІ, сформировали первый состав временного правительства в период Февральской революции.

После Октябрьской революции 1917 г. исчезает среда для распространения либеральных идей. В постсоветской России либералы настаивали на минимизации роли государства в экономической сфере и отрицали концепцию социального государства.

Краткое резюме

Либерализм не идеален и противоречив. Впрочем, как и любое другое учение. Им прикрываются как ширмой подлые люди. К нему можно относиться по-разному, но нельзя отрицать, что именно либеральные принципы лежат в основе современного гражданского общества.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *