Лаврентий калужский

Блаженный Лавре́нтий Калужский, Христа ради юродивый

Кондак 1

Избранный от Царя сил, Господа Иисуса, предивный в житии и чудесах, угодниче Христов Лаврентие! Восхваляем тя с любовию, милостиваго предстателя нашего; ты же, блаженне, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед и скорбей свобождай, да зовем ти:

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, блаженне Лаврентие, от юности твоей юродство Христа ради себе усвоивый, да в жизни временней от всех оскорбляем и поругаем будеши, во блаженней вечности мзду небесную да обрящеши. Темже яко истинный угодник Божий от верных слышиши благохваления таковая:

Радуйся, от благочестивых родителей рожденный;

Радуйся, от юности на служение Богу предъизбранный.

Радуйся, миру и всем прелестем его поругавыйся;

Радуйся, страстем греховным неповинувыйся.

Радуйся, мудрый странниче, единаго Христа любовию усердно взыскавый;

Радуйся, истинный нищелюбче, во единей раздранней ризе ходивый.

Радуйся, яко поругания и биения сладце Христа ради претерпевый;

Радуйся, яко буйством о Христе совершенство духовное стяжал еси.

Радуйся, алкавый и жаждавый на земли;

Радуйся, достойно насытивыйся брашна нетленного на небеси.

Радуйся, праведниче, сияяй яко солнце во Царствии Небеснем;

Радуйся, угодниче Божий, прославленный многими дарами благодатными.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 2

Видев непостоянство мира сего, Лаврентие блаженне, юродственное Христа ради житие возлюбил еси, и среди мира пребывая, чужд мирских страстей явился еси, и яко добрый воин Христов победоносно противу врагов спасения человеческаго ратовал еси, немолчно воспевая Подвигоположнику Господу Иисусу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумел еси добре, Лаврентие блаженне, вся козни врага диавола, имиже от злых человек поруганьми и биеньми доброе твое произволение сокрушити хотяще. Темже тому крепце противустал еси и за досадителя твоя молился еси, и нас вопити тебе научил еси:

Радуйся, терпения столпе непоколебимый;

Радуйся, незлобия образе предивный.

Радуйся, истинный Христов последователю;

Радуйся, биения благодушно претерпевый.

Радуйся, о укорениях и осмеяниях небрегий;

Радуйся, любовию святою злобу человеческую победивый.

Радуйся, в мире премирно поживый;

Радуйся, во плоти ангелам подражателю.

Радуйся, буйством о Христе премудрости небесныя стяжателю;

Радуйся, смирением высокая приявший.

Радуйся, яко подвиги твоими миру светильник явился еси;

Радуйся, яко страннообразным твоим житием Бога прославил еси.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия осени тя, святе Лаврентие, и ратоборца крепкаго христианам противу полчищ агарянских яви тебе, егда благовернаго князя Симеона от погибели смертныя явлением твоим избавил еси, секирою супостаты поражающа и в бегство неверныя обращающа, верныя же побуждающа победную песнь Христу Богу возносити: Аллилуиа.

Икос 3

Имел еси огнь любве Божественныя в сердце твоем, Лаврентие богоблаженне, и яко некий пламеннообразный Серафим, непрестанно в молитве умной пребывал еси, сердцем и душею твоею выну ко Господу Иисусу Христу возношаяся. Темже и Господь дивными дарами духовными тя обогати, да вси тебе вопиют радостно:

Радуйся, воине Христов, необязываяйся куплями житейскими;

Радуйся, прозорливче дивный, будущее, яко настоящее, созерцавый.

Радуйся, яко любимаго ти князя Симеона от посечения смертнаго избавил еси;

Радуйся, яко от псов словесных того защитил еси.

Радуйся, яко явлением твоим агарян неверных устрашивый и в бегство обративый;

Радуйся, силою Господа сил победу верным даровавый.

Радуйся, отечества твоего земнаго Богом данный заступниче;

Радуйся, православному воинству добрый соратаю.

Радуйся, воеводо победоносный людем христоименитым;

Радуйся, врагов Церкве Христовы грозный карателю.

Радуйся, смиренным и благочестивым тихое пристанище;

Радуйся, подвизающимся добрый помощниче.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 4

Буря агарянскаго нашествия на град Калугу тобою, святе Лаврентие, умирися, и нечестивые полцы агарян зловерных от стада Христова тобою со студом отгнани быша; тако бо дарова тя Господь заступника изряднаго отечествию твоему, в нем же до ныне славится имя твое, и подвиги твои благодарственным чествуются пением Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим многая и чудная исправления твоя, о праведниче, како уединенное о Бозе житие твое при храме Рождества Христова проходил еси, пещерную стезю от келлии твоея к тому ископав, да незримый человеки Богу молитвы твои совершаеши. Сему убо смиренномудрию и нас научи, преподобне, да зовем тебе хвалебно:

Радуйся, уединения любителю;

Радуйся, многослезный молитвенниче.

Радуйся, всякую гордыню от сердца своего отгнавый;

Радуйся, христоподражательное смирение искренно возлюбивый.

Радуйся, подвиги твоя молитвенные от человек утаивый;

Радуйся, юродством Христа ради сия благоискусно сокрывый.

Радуйся, таинниче Пресвятыя Троицы;

Радуйся, созерцателю Ангельских сил.

Радуйся, пещерною стезею во храм Божий ходивый;

Радуйся, путем тесным пространство Царствия Христова стяжавый.

Радуйся, яко дни в юродстве, а нощи в молитве препровождал еси;

Радуйся, яко постом и бдением душу свою просветил еси.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 5

Боготечное светило быв, согражданы твоя благочестию христианскому поучал еси, Лаврентие всеблаженне, образ равноангельного жития тем показуя. Кто убо, о твоем великом терпении слыша, не умилится и совершенное смирение твое воспоминая, како обидящим, по заповеди Христа Бога, вся прощал еси и Тому во умилении глубоцем воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видим был еси от человек, яко юрод и безумен, по стогнам града в раздранней одежде ходяй, от всех поругаем, Лаврентие праведне, обаче мудр о Христе пребыл еси и сие чудесы многими проявил еси. Темже от людей благочестивых, яко истинный угодник Божий почитаем, слышал еси похвалы таковые:

Радуйся, словес Апостола Павла, еже о Христе юродства, добрый последователю;

Радуйся, евангельских Христовых заповедей верный исполнителю;

Радуйся, хлад и зной любве ради Божия претерпевый;

Радуйся, всякое упокоение плотское возненавидевый, да покой вечный наследиши.

Радуйся, в мире страннообразно поживый, да отечествие горнее приобрящеши;

Радуйся, биения телу твоему радостно приявый, да безсмертныя славы сподобишися.

Радуйся, мужу желаний духовных;

Радуйся, делателю благий винограда небеснаго.

Радуйся, плоды сладкие делания твоего Христу принесый;

Радуйся, временными лишеньми богатство небесное стяжавый.

Радуйся, изрядный праведнаго жития рачителю;

Радуйся, преподобия и чистоты ревнителю.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник был еси покаяния грешником и обличитель прозорливый беззаконий человеческих, Лаврентие преблаженне; слово бо твое многих ко спасению приведе и на путь исправления настави, их же с любовию обличал еси и к покаянию истинному призывал еси, Богу же учил еси воспевати: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко звезда пресветлая, во граде Калуге, угодниче Божий, и чудес благодатию согражданы твоя просветил еси и многия болящия преславно молитвами твоими исцелил еси, и вся верныя подвизал еси звати тебе:

Радуйся, верующим врачу безмездный;

Радуйся, молитвенниче всесильный ко Господу Богу.

Радуйся, руце твои святыя цельбоподательно на недужныя полагавый;

Радуйся, единым прикосновением к одежде твоей больным здравие подававый.

Радуйся, яко чудотворения твоя юродством сокрыти тщался еси;

Радуйся, яко тем искушения демонския победоносно отгнал еси.

Радуйся, сострадательный и милостивый страждущим помощниче;

Радуйся, любвеобильный и благосердный скорбящих утешителю.

Радуйся, Богу всей душею твоею прилепивыйся;

Радуйся, ближняя твоя зело возлюбивый.

Радуйся, присно о обидящих тя молитвы возносивый;

Радуйся, кротость совершенную себе усвоивый.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 7

Хотение присное имел еси, святе Лаврентие, да богоугодное и праведное житие твое от человек утаится. Темже всяко тщался еси от людей юродством сие сокрыти и радовался еси безчестиям и биениям, тебе наносимым, яко даром великим, присно зовый во смирении духа песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя Андрея Цареградскаго познаем, Лаврентие блаженне, град Калугу дивным юродственным житием твоим просветившаго: дадеся бо тебе благодать от Бога помыслы человеческие познавати и согрешения тайные обличати, согражданом же твоим духовно светити и на стези покаяния и спасения тех приводити. О сем тебе восхваляюще, поем:

Радуйся, яко правда твоя в мире возсия немерцаемым Божия благодати светом;

Радуйся, яко тайнии подвизи твои от Бога явно чудесы прославишася.

Радуйся, древним пророкам подражавый;

Радуйся, прозорливец воистину неложный явивыйся.

Радуйся, приявый власть на духи нечистыя;

Радуйся, смирением твоим вся козни их разрушивый.

Радуйся, постом и молитвою сильно на диавола вооруживыйся;

Радуйся, нищетою и уничижением всю гордыню его поправый.

Радуйся, на земли небесный гражданине;

Радуйся, среди молвы народныя безмолвия добрый хранителю.

Радуйся, землю одром упокоения имевый;

Радуйся, безчестие в честь вменивый.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 8

Страннообразное юродственное житие твое, Лаврентие праведне, святою кончиною завершил еси, яко истинный угодник Божий, о Господе почив, душею же твоею в небесныя скинии Царствия Христова восшел еси, и тамо со святыми Пресвятой Троице сподобился еси воспевати приснохвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь град Калуга благоухания духовнаго в час скончания твоего исполнился, Лаврентие блаженне, и келия твоя, идеже о Господе почил еси, мироположница благоухания Христова явися, емуже благовернии людие радующеся, тебе похвальныя сия словеса воспевати научишася:

Радуйся, величием чудес в житии и по смерти просиявый;

Радуйся, праведно и свято житие твое совершивый.

Радуйся, яко кончину твою благоуханием чудным ознаменовал еси;

Радуйся, яко ароматы райскими святость души твоея показал еси.

Радуйся, в сладкую воню Христову радостно востекий;

Радуйся, нетленное тело твое, аки масть духовную, верным оставивый.

Радуйся, град Калугу святыми мощами твоими освятивый;

Радуйся, радости многим подателю.

Радуйся, недугов душевных и телесных целителю;

Радуйся, ближним и дальним дары целебныя подаваяй.

Радуйся, чтущих тя прошения исполняяй;

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 9

Всем людем во утешение и освящение явися святое место уединения твоего, идеже во храме Рождества Христова гроб твой честный чудеса многа и предивна силою Христовою совершает и вся верныя научает твоя богоугодныя подвиги чествовати. Богу же, прославльшему тя, пети: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство мирское недовлеет к прославлению чудес, по молитве блаженнаго Лаврентия совершаемых и разумение человеческое превосходящих, о нихже мы, смиреннии, благохвалити угодника по достоянию недоумеем, но от усердия нашего приносим ему малыя нехитростныя похвалы сия:

Радуйся, угодниче Божий, со святыми почиваяй;

Радуйся, избранниче Христов, земнородным милосердие твое являяй.

Радуйся, расслабленныя телом здравы возставляяй;

Радуйся, бесныя от насилия диавольскаго свобождаяй.

Радуйся, глухим слухи отверзаяй;

Радуйся, немым уста разрешаяй.

Радуйся, хромым право ходити устрояяй;

Радуйся, бедствующих скоропредстательный помощниче.

Радуйся, скорбящих благодатный утешителю;

Радуйся, града Калуги небесный покровителю.

Радуйся, святыя обители твоея неустанный хранителю;

Радуйся, всея земли нашея заступниче.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 10

Спасительную Божию благодать подаеши всем, святе Лаврентие, с недугами человеческими и с верою крепкою молитвенно притекающим к цельбоносному твоему образу. Темже и мы, припадающе, молим тя недуги наша исцелити, грехом же нашим отпущение испросити, да зовем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа Бога истинный раб и угодник был еси, Лаврентие блаженне, и от Него чудесы прославленный, отечествию твоему земному благотворения многая являеши, больныя исцеляя, расслабленныя укрепляя, слепыя просвещая. О немже радующеся, приносим ти сия радостныя пения:

Радуйся, звездо немерцающая, чудес зарею верныя озаряющая;

Радуйся, правды солнца Христа луче пресветлая.

Радуйся, милосердия Спасова подражателю;

Радуйся, милость твою болящим человеком являяй.

Радуйся, верныя души благодатью посещаяй;

Радуйся, в сониих и видениих земнородныя зраком лица твоего просвещаяй.

Радуйся, от горних высот к ищущим заступления твоего милостивно приникаяй;

Радуйся, от очес страждущих слезы отираяй.

Радуйся, области Калужския духовная красото;

Радуйся, Церкви Христовы светлая похвало.

Радуйся, на небеси со ангелы и святыми славою нетленною украшенный;

Радуйся, на земли от правоверных по долгу ублажаемый.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 11

Пение молебное у гроба твоего с верою некий разслабленный приношаше, руце и нозе недвижими и язык немый имеяй, но егда к целебней раце мощей твоих прикоснулся, абие здрав соделася, руце свои простре и ногами ходити нача и языком своим ясно проглагола; темже велию твою к нему милость прославляше и благодарственно взываше ко Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлостью чудес твоих, угодниче Божий Лаврентие праведне, помраченныя грехми души наша озаряеши и вся ны от сна лености возбуждаеши, да плоды покаяния принесем Христу, тебе в подвизех богоугождения подражающе, яко да возможем неосужденно благохвалити тя, предстателя нашего, сими песненными глаголы:

Радуйся, лампадо, светом Христовым всех просвещающая;

Радуйся, елеем милости твоего сердца болезненная умащаяй.

Радуйся, руце согбенная и недвижимая целы и действенны устроивый;

Радуйся, нозе неходящия к скорому и правому течению претворивый.

Радуйся, язык, немотою связанный, благодатно разрешивый;

Радуйся, разслабленнаго всеми уды крепка и здрава возставивый.

Радуйся, алавастре целебный, на всякия недуги врачевство содержаяй;

Радуйся, болящим милость сострадания твоего являяй.

Радуйся, по Бозе и Пресвятей Богородице упование на тя возлагающих не посрамляяй;

Радуйся, любящим тя и чествующим память твою предстательством небесным воздаваяй.

Радуйся, молитвенно призывающим святое имя твое на помощь ускоряяй;

Радуйся, поклоняющимся с верою честным мощем твоим дары целебные независтно подаваяй.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 12

Благодать Божию многоцелебную, от гроба твоего источаемую, некий муж уведев, сына своего, ногами болезновавша и отнюдь ходити не могуща, на плещах своих к целебной раце твоей, святе Лаврентие, принесе и со слезами о его исцелении к тебе моляшеся; и се молитве еще сущей во устех его, больной на нозе свои ста и ходити нача, скача и благодаря Бога, в тебе славно прославльшагося, благодарными усты взывая к Нему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоя предивныя и чудеса твоя преславная, Лаврентие праведне, молим тя, заступника нашего: приклонися милостивно к нашим молитвам смиренным и вознеси о нас ко Господу твоя благоприятныя молитвы, прося нам от благости Его дары благопотребныя душевному спасению нашему, да возможем и мы грешнии не токмо подвиги твоя прославляти, но и добродетелем твоим подражати, зовуще и глаголюще:

Радуйся, светлый образе богоугождения в мире жительствующим;

Радуйся, предивный наставниче в иночестве подвизающимся.

Радуйся, девствующим подражания образе;

Радуйся, нищелюбцем преуспеяния правило.

Радуйся, мудрости суетныя мирския посрамителю;

Радуйся, буйства о Христе благодатнаго проявителю.

Радуйся, евангельских обетований наследниче;

Радуйся, апостольских целебных даров преемниче.

Радуйся, ангельских воинств собеседниче;

Радуйся, всех святых сожителю.

Радуйся, телеса наша безмездно врачуяй;

Радуйся, о душах наших Господа умоляяй.

Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 13

О, предивный чудотворче и заступниче всем нам премилостивый, святе блаженне Лаврентие! Приими с любовию сие малое, в похвалу тебе приносимое моление наше и помолися ко Господу Богу о еже избавится нам геенны огненныя и мучений вечных, Царствие же Небесное вкупе с тобою унаследовати, да в радости святых воспоем и мы, грешнии, Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Митрополит Климент о святых, в земле Калужской просиявших

Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие «Собор калужских святых» практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему?

Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти «Собора калужских святых» в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле.

Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября).

В наши дни все больше людей узнаёт о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местуам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей.

Мы должны не забывать, что значимость и сила праздника в молитве. Почитание святых угодников Божиих это почитание их аскетического молитвенного подвига, подвига веры. Дни памяти святых – не формальное памятование о каких-то героях, живших когда-то и прославленных Церковью. Это мистическое сопереживание их духовного подвига. Наше празднование должно быть в первую очередь молитвенное, ибо почитаем мы тех, кто ныне предстоит Престолу Всевышнего. Это наши небесные друзья, ходатайствующие о наших нуждах, и в первую очередь, о нашем спасении. Святые находятся в ближайшей связи с каждым, кто к ним обращается. Поэтому память Собора калужских святых должна войти в жизнь народа действенно, а не формально стать строчкой в календаре.

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Среди мест поклонения наиболее известны Пафнутьев-Боровский монастырь и Оптина пустынь, куда ежедневно стекаются сотни паломников. Но в епархии есть и много других сугубо почитаемых святынь, какие из них Вы бы выделили в первую очередь?

Святых мест много, каждый храм это святое место, каждая икона это святыня. И здесь важно человеку, приходящему в храм и приступающему к иконе или святым мощам, иметь должный духовный настрой. И благодать Божия в равной мере может проявиться в любом месте. Бог всесилен, и свою помощь являет везде, только мы должны иметь сердце, готовое принять эту помощь.

Что касается святых мест, почитаемых народом, то, кроме названных, назову следующие.

Главной святыней Калужской земли является икона Божией Матери именуемая Калужская. Образ этот был обретен 1748 г. и прославился множеством чудотворений. По этой причине празднование в честь этой иконы совершается 4 раза в год: 18 /31 июля — в память избавления от холеры в 1898 г., 2 /15 сентября — в память избавления Калуги от чумы в 1771 г., 2 /25 октября — в память избавления Калужской земли от французов во время Отечественной войны 1812 г. и в первое воскресенье Петрова поста.

В настоящее время чудотворный образ пребывает в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги. Каждый год с крестным ходом икона Калужской Божией Матери приноситься в разные города Калужской епархии, где её встречают и приходят поклониться тысячи верующих.

Особое место для паломников занимает Калужская Свято-Тихонова пустынь, основанная в XV в. преподобным Тихоном Калужским . Этот святой, по преданию, был родом из «матери городов русских» — Киева. Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, он удалился в глухие Калужские леса, где поселился в дупле векового дуба. Позже им был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией у раки преподобного Тихона и от источника.

Широкую известность имеет Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя «Спас Нерукотворный», окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов.

В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея Христа ради юродивого и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на святой горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления.

В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери «Ломовская» (25 июня). Название иконы происходит от слова «разломанная». По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Её части, ничем не скреплённые, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворная икона находилась в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней.

Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью.

Многие храмы имеют свои святыни, которые почитаются калужанами. Свято-Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери «Утоли моя печали» и Иерусалимская, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).

Главной святыней Свято-Никольского храма Калуги является житийная икона святителя Николая. В середине 30-х годов прошлого века в этом храме служил настоятелем священномученик Иоанникий (Дмитриев). Он был ближайшим помощником архиепископа Августина, и они вместе в 1937 г. были расстреляны.

В селе Карижа, что под Малоярославцем, в храме Покрова Пресвятой Богородицы имеется чудотворный образ Божией Матери именуемый Боголюбский. Много людей приезжает сюда, чтобы перед ним вознести молитвы Царице Небесной.

Старообрядческая часовня памяти боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Город Боровск

Сегодня Русская Православная Церковь ведет плодотворный диалог со старообрядчеством, при этом многие наболевшие исторические вопросы снимаются. Может ли это привести к тому, что место гибели и погребения одной из самых почитаемых в старообрядчестве святых – боярыни Морозовой, упокоившейся в калужском Боровске, когда-нибудь станет нашей общей святыней?

В настоящее время между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной старообрядческой Церковью ведется диалог, в результате которого проясняются некоторые исторические вопросы и меняются привычные стереотипы. Происходит осознание в полной мере той великой трагедии нашего народа, происшедшей во второй половине XVII века.

Я не думаю, что в ближайшее время могила боярыни Морозовой станет всеобщей святыней для православных христиан, так как есть еще много не решенных и спорных вещей, которые предстоит изучить. Данный вопрос еще подлежит глубокому историческому и богословскому анализу.

Оптина пустынь

Сегодня в Русской Церкви очень часто спорят об отношении к современному старчеству. Оптина пустынь стала символом его возрождения. Насколько образ святых Оптинских старцев может помочь православным отделить подлинных духовников от младостарцев? Каковы, на Ваш взгляд, главные критерии этого различения?

Старчество – это особый дар Божий водительства и врачевания человеческих душ. В Русской Церкви духоносные старцы были всегда. Примером тому могут быть преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Александр Свирский, Серафим Саровский, Амфилохий Почаевский и многие другие. Одновременно с Оптиной старчество было в Киeвo-Печерской и Троице-Сергиевой лаврах, Глинской пустыни, Саровском и Валаамском монастырях.

Духовный опыт Оптинских старцев уникален и не повторим. В каждую историческую эпоху Господь воздвигает своих столпов веры для этого особого служения.

Для духоносных старцев всегда свойственным была духовная трезвость и любовь к приходящим. Они не воспринимали посетителя «по одежке». Во первых, они видели в нем того, за кого пострадал Христос, и второе, старец всегда сознавал, что его к нему послал Господь, чтобы исцелить его. Поэтому, когда кто-то к ним придет, старец поприветствует его и молча слушает, а точнее, он, пока посетитель говорит, пребывает в молитве, он хочет увидеть состояние души человека, ему важно почувствовать степень раскаянности в грехах, а не оправдания и воздыхания, что все происходит от трудности жизни. Поэтому все внешнее, возраст, состоятельность, положение, в глазах старца теряет значение. Он видит человека, желающего спасения.

Подлинный старец любит каждого, независимо кто передним стоит, и желает одного, привести его к Христу. Он не подавляет его свободы, но способствует очищению сердца, научению человека «зреть» свои грехи, возрастать в любви к Богу и ближним. Старец не ищет своего, а передает то, что вразумляет ему Господь. Советует, сообразуясь с пользой для вопрошающего, а не из логики соображений мирских.

И все наоборот бывает у младостарцев. Он злоупотребляет духовной властью, стремиться полностью подчинить себе волю и сознание своего чада. У него нет духовной трезвости, и средства он ставит выше цели. Он не видит перспективу спасения человека, а использует духовные средства, чтобы держать человека возле себя.

На примере жизни прославленных Церковью подвижников и их отношении с духовными чадами, мы может отличать настоящих старцев от псевдостарцев или младостарцев.

Говоря о почитании святых той или иной земли, нельзя не упомянуть новомучеников. Но, к сожалению, мы до сих пор не так много знаем об их подвиге. Не могли бы Вы рассказать о наиболее почитаемых калужских святых из числа тех, кто погиб за Христа и православную веру в годы безбожных гонений?

Мученичество за Христа – это особый вид святости. Как для мучеников древней Церкви, так и для новомучеников принять смерть за Христа это то высшее, что они могут иметь на земле. Не все способны на такой подвиг, даже среди священнослужителей. О чем свидетельствуют события после революции. Мы имеем десятки тысяч священнослужителей и монашествующих замученных или репрессированных в советские годы, но были и такие, которые во время гонений не смогли нести Крест мученичества. Они не отрекались от Христа, не вступали в партию, а, сохраняя религиозную жизнь у себя дома и не нарушая данных ими обетов, жили простой жизнью.

Подвиг мученичества требует особой веры, которая ставит Христа выше всего на земле, даже своей жизни. Когда человек осознанно готов перенести любые испытания и даже смерть, но не откажется от Бога, от проповеди Евангелия. В подвиге мучеников мы видим пример верности Христу, пример постоянной устремленности к Нему, и, даже, «жажды» постоянно быть с Ним. Есть такое понимание, что христианин должен ставить Бога на первое место в своей жизни. Но этого не достаточно, потому что Бог должен занимать в жизни человека не какое-то место среди прочих его обязанностей, а человек должен отдать всего себя полностью, целиком и без остатка Богу. У человека должна быть постоянная направленность ко Христу, постоянная связь с Ним. Каждый христианин должен жить так, чтобы свет Евангелия через его жизнь светил пред людьми, и они видели «добрые дела и прославляли Отца Небесного» (Мф. 5, 16). Новомученики своим подвигом явили постоянность любви и устремленности к Богу. Их пример важен для нас и тем, что они являются нашими современниками, жили в близкое для нас время, и мы, глядя на их жизнь и кончину, можем подражать им в вере, верности Богу и постоянной жизненной направленности к Богу.

В Калужской епархии в годы гонений пострадало много священнослужителей, церковнослужителей и мирян. Часть из них уже прославлено в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Калужанами особенно почитаются священномученики Августин (Беляев), Павлина (Крошечкин), священномученик Иоанн пресвитер (Сперанский), преподобномученики Исаакий (Бобраков), Иоанникий Дмитриев, Серафим (Гущин), мученики Алексий Горбачев, Аполлон Бабичев и Михаил Арефьев, исповедники Рафаил (Шейченко) и Георгий (Лавров).

Священномученики Августин (Беляев) и Павлина (Крошечкин) были Калужскими архипастырями и ревностно служили Богу. Ни аресты, ни тюремные заключения не смогли их заставить оставить служение Церкви. Оба они были расстреляны в 1937 г.

Преподобномученик Исаакий (Бобриков) — являлся последним настоятелем Оптиной Пустыни перед ее закрытием. Ему пришлось возглавлять монастырь в тяжелейшее в истории Оптиной время: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., открытые гонения на Церковь и закрытие прославленной обители. Он мужественно переносил все скорби с твердой верой в Бога. Власти многократно предлагали ему уехать из окрестностей Козельска, на что Оптинский старец говорил: «От креста своего не побегу». После нескольких арестов он был расстрелян в Тульской области в декабре 1937 г.

Преподобноисповедник Георгий (Лавров) принял монашество в Оптиной пустыни. С 1915 по 1918 годы был наместником Георгиевского монастыря в городе Мещовске. В декабре 1918 г. его арестовали, и он был приговорен к расстрелу, но затем был амнистирован. После освобождения, получив от митрополита Кирилла (Смирнова) благословение на старчество, проживал в Даниловском монастыре в Москве. В 1928 г. был снова арестован и сослан на три года в Казахстан. Последние годы своей жизни провел в Нижнем Новгороде.

Священномученики Иоанникий (Дмитриев) и Иоанн Сперанский были священниками Калужских храмов. Мученики Алексий Горбачев и Аполлон Бабичев служили псаломщиками в храмах Калужской епархии. Мученик Михаил Арефьев являлся членом церковного совета храма иконы Божией Матери Одигитрия в г. Калуге. Все они были арестованы вместе с архиепископом Калужским Августином (Беляевым) по сфабрикованному делу и расстреляны в 1937 г.

В настоящее время мы продолжаем работу по изучению того периода церковной истории, и уже набран богатый материал по пострадавшим монашествующим, клирика и мирянам на территории Калужской области.

Благословенная Калужская Земля

Владыка, в завершение нашей беседы просим обратиться к нашим читателям, в том числе тем, кто впервые планирует совершить паломничество к калужским святыням, с небольшим архипастырским наставлением.

Пожелаю всем, кто направляется в паломничество по святым местам, всем читателям сайта, в первую очередь обрести веру. Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11:6).

Мы должны помнить, что паломничество это не развлечение, а подвиг веры, и оно должна совершаться для укрепления веры, а не с целью посмотреть места. Сейчас, когда приезжаем в святые места, принято фотографироваться. Это хорошо, фотография продлевает память о месте, где человек был, но важнее в сердце запечатлеть свое пребывание молитвой.

Человек, совершающий паломничество, соприкасается со святынями, которые являются источником благодати Христовой, а для этого требуется духовная подготовка. Желательно, еще до поездки, познакомиться с историей монастыря или храма, куда человек собирается поехать. Узнать о имеющихся там святынях, чем прославился монастырь, кто из подвижников в нем был, какие особенности жизни в обители. Сейчас есть интернет, и через интернет можно получить необходимую информацию, которая будет полезна в поездке. Но главное, что необходимо, это подготовиться духовно, обрести дух молитвы. Необходимо еще до поездки начать молится тому святому, который почитается в этом монастыре или храме, выучить тропарь ему, а если имеется чтимая икона Божией Матери, то ей и прочитать описание ее явления.

Если паломничество совершается вместе с детьми, то они тоже должны к этому подготовиться. У ребенка есть любимые игрушки, с которыми он обычно не расстается, но направляясь в поездку по святым местам лучше ничего лишнего не брать. Ребенок должен понимать, что он идет в монастырь или храм, где пребывают святыни, и его сердце также должно наполниться любовью к ним. Странно видеть, когда ребенок прикладывается к иконе или мощам, а к сердцу прижимает куклу или машинку. Получается, игрушка ему дороже Бога. Надо с юных лет приучать ребенка к пониманию, что Бог для него превыше всего, и что когда он стоит в храме или дома на молитве, то он предстоит Богу. И очень важно, чтобы они в этом видели пример в своих родителях.

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, жил в начале ХVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы.

Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал Богослужение. Бывал он и в доме калужского князя Симеона Иоанновича. Предполагают, что блаженный Лаврентий происходил от боярского рода Хитровых, потому что его именем начинался их родовой помянник в Перемышльском Лютиковом монастыре, находившемся в Калужской епархии. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями.

Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, блаженный Лаврентий, бывший в доме князя, внезапно закричал громким голосом: «Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!» Сказав это, он схватил топор и ушел. Внезапно оказавшись на насаде (корабле) рядом с князем, праведный Лаврентий укрепил и ободрил воинов, и они в тот же час победили врага. С топором в левой руке, насаженном на длинном топорище, он изображается на иконах. Вероятно, что князь Симеон († 1518), обязанный праведнику своим спасением, устроил в его память иноческую обитель на месте подвигов святого.

Скончался блаженный Лаврентий 10 августа 1515 г., очевидно, в день своего тезоименитства. Известно, что память святого чтилась, кроме того, и 8 июля.

Прославлен блаженный Лаврентий, по-видимому, во второй половине ХVI века. Так, царь Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю (1565 г.) писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». В житии первое посмертное чудо записано под 1621 годом – исцеление параличного боярина Кологривова, который выздоровел после совершения молебна святому.

Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец

День памяти: 10 августа
Лаврентий юродивый Калужский

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505) как удел своему сыну Симеону(1505-1518).

В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: «В лето 6995 (1487) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон». А через 25 лет он, уже Калужский правитель, «въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил».

Через два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: «1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (…) да и Смоленск взя».

То, что братья помирились окончательно, подтверждает следующая запись летописца: «1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху».

Но это было последнее известие о Калужском князе. Скончался он 26 июня 1518 года.

В более поздних свидетельствах князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне — городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день». На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: «Царевна Татиана Михайловна пожаловала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца». Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Патриарха Никона (+ 1681). В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; ( 1722). Иеромонах Карион Истомин был усердным помощником Патриарха Адриана.

Первое из чудес относится к 1621 году. Это — исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил и стал совершенно здоров, как прежде.

1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Стефану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Христова, к своему гробу. Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окончании молебна возвратился в дом свой здоровым.

В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Богослужением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского совершались исцеления глазных болезней.

Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15000 человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну. И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме 10 августа, дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1721 году.

Из жития блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский, жил в начале XVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем на верху горы. Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал богослужение.

Предполагают, что блаженный Лаврентий происходил от боярского рода Хитровых. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что ещё при жизни прославился благодатными дарованиями. В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III как удел своему сыну Симеону. В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, против них вышел князь с гражданами, праведный Лаврентий, бывший в доме князя Симеона, внезапно закричал громким голосом: «Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!». Сказав это, он схватил топор и ушёл. Внезапно оказавшись на корабле рядом с князем, праведный Лаврентий укрепил и ободрил воинов, и они в тот же час победили врага. С топором в левой руке, насаженном на длинном топорище, он изображается на иконах. Вероятно, что князь Симеон, обязанный праведнику своим спасением, устроил в его память иноческую обитель на месте подвигов святого. Скончался блаженный Лаврентий в день своего тезоименитства.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского совершались исцеления глазных болезней. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка. Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Святый праведный Лаврентие, моли Бога о нас!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *