Кто такой царь Давид?

Что означает имя Давид для мальчика

Будущие родители очень тщательно относятся к выбору имени для своего ребёнка, считая, что именно оно влияет на характер и дальнейшую судьбу мальчиков и девочек.

В настоящее время часто встречается мужское имя Давид, о значении и толковании которого речь пойдёт в данной статье.

Происхождение и значение имени

Данное имя очень популярно и уважаемо во всём мире. С ним связаны такие религии, как христианство и ислам.

Рассмотрим, какой национальности имя Давид. Оно еврейского происхождения. Покровителем считают Давида Солунского — греческого святого, почитаемого в лике преподобных. Во II половине V столетия он поселился в шалаше в г. Салоники, в котором прожил более 70 лет.

Он был отшельником и полностью предавался монашеским упражнениям. О Солунском говорили, что он мог держать в руках горящие камни.

В исламе имя Давид известно как Дауд, Давуд, что в переводе с иврита означает «любимый», «любимец». Так звали царя, правившего много столетий назад.

Наиболее популярными мужскими именами считают Сергей, Николай, Владимир, Анатолий, Никита, Денис, Артур, Михаил, Петр. Он убеждённо верил в Бога и старался исполнять Его волю. В своих неудачах он полностью надеялся на Бога, и он помогал ему, избавляя от врагов.

Многих интересует, что означает имя Давид у славян. На Руси оно появилось только после принятия христианства, и долго использовалась форма Давыд, от которой пошла фамилия Давыдов.

Значение этого имени играло очень важную роль, ведь оно определяло характер и судьбу человека. В Древней Руси считали, что мальчики с таким именем вырастают крепкими и сильными мужчинами, поэтому часто называли так своих детей при рождении.

Знаете ли вы? В мире до сих пор есть люди, которых зовут Урюрвкос, — «Ура, Юра в космосе», и Кукуцаполь — «Кукуруза — царица полей».

Формы имени и отчества

Полное имя — Давид.

Производные — Додик, Дайви, Давидок, Видя.

Ласкательные формы — Давидик, Давидушка, Давидка, Доденька.

Сокращённые варианты — Дава, Дави, Дауд, Додя, Дейв.

Церковное имя — Давид.

Склоняется как Давида, Давиду, Давидом, Давиде.

Дети, чьи отцы обладают рассматриваемым именем, получают такие отчества: Давидович или Давидовна.

День ангела, именины

Для православных самым почитаемым покровителем имени Давид является пророк Давид Псалмопевец, царь Израильский. По церковному календарю, 10 января день его памяти — это означает, что мальчики, имеющие это имя, могут праздновать именины или день ангела.

Важно! Именины празднуются один раз — это день, выпавший на день рождения или следующая дата после него.

Имя на разных языках

Рассматриваемым именем часто называют мальчиков и у нас, и за рубежом. Для обладателей имя Давид имеет большое значение в жизни и влияет на дальнейшую судьбу.

Оно переводится на множество языков:

Более редкими считаются такие имена, как Георгий, Арсений, Эдуард, Макар, Родион, Игнат, Арслан, Лев, Савелий, Мирон.

Характер и судьба людей с таким именем в истории

Прежде чем называть мальчика Дэвид, необходимо ознакомиться со значением имени.

Для множества людей, которых именуют именно так, оно помогло им подняться вверх и оставить свой след в истории.

Рассмотрим несколько знаменитых людей и их черты характера:

  • Ойстрах — скрипач, народный артист СССР: неукротимая энергия, работоспособность, острый критический ум, умеющий подметить все характерное;
  • Валлийский — покровитель Уэльса: жизнестойкий и неизменный;
  • Тухманов — российский композитор: постоянное продвижение, поиск своего и себя;
  • Вилья — испанский футболист «Атлетико Мадрид»: целеустремлённость, достижение целей;
  • Фридрих Штраус — немецкий теолог: безусловный и горячий сторонник свободы слова, мысли и совести во всех её видах;
  • Франк-Каменецкий — советский физик: самокритичность, исполнительность, трудолюбие;
  • Яновский — журналист, шахматист: высокомерие, упрямство; говорил всё, что думает.

Главные черты характера людей с таким именем

Рассмотрим значение данного имени и характер людей, которых зовут Давид. Мужчина, которого так именуют, в основном спокоен и сдержан. Он уверен в своих силах, настойчив, важен и слегка осторожен. У него развита сила воли, доброта, сочувствие. Он может убеждать и сдерживать своё слово.

Он любит путешествовать. Обладает физической силой, поэтому везде стремится быть лидером. В характере такого человека присутствует немного эгоизма, он любит, когда его хвалят. Он не знает, что такое зависть, мстительность, скупость и обидчивость.

Мужчина с таким именем не любит людей, которые врут. Он может вспылить, но быстро отходит. Всю жизнь Давид самосовершенствуется, и это у него хорошо получается. Он ценит окружающих, которые имеют чувство юмора.

В портфолио для школьников часто есть такой раздел, как значение своего имени. Мальчики, которых зовут Давид, могут смело писать, что оно означает «любимый», а характеризуется уравновешенностью, общительностью, романтизмом и добротой — это является очень положительными чертами для ребёнка.

Важно! Перед тем как дать ребёнку имя, необходимо тщательно изучить его значение и черты характера, которые ему присущи. Оно должно помогать ребёнку на жизненном пути и восприниматься на слух.

Астрология имени

Астрология имени:

  • планета — Меркурий и Марс;
  • знак Зодиака — Весы и Козерог;
  • цвет — коричневый, синий, красный;
  • камень — аметист, турмалин;
  • дерево — лавр;
  • растение — мак;
  • животное — тур;
  • металл — железо;
  • время года — зима;
  • благоприятный день — суббота;
  • стихия — огонь;
  • тип характера — холерик.

Интерпретация значения букв имени

Рассмотрим значение и характеристику каждой буквы имени Давид:

  • Д — упорство, гордыня, скрытность, размышление, готовность помочь, редко — капризность;
  • А — обозначает начало и готовность что-то совершить, желание физического и духовного равновесия;
  • В — общительность, коммуникабельность, любовь к окружающему миру и искусству;
  • И — тонкая душа, романтичность, чувствительность, честность, добродушие.

Знаете ли вы? Самое длинное имя в мире состоит из 1478 букв. Для его прочтения необходимо не меньше 10 минут. Оно состоит из слитых вместе названий исторических мест, фамилий известных учёных и прочего.

Нумерология: число имени — 6. Люди, которые родились под этим числом, бескорыстны, самоотверженны, стараются помогать окружающим и поддерживать дружеские связи. Они вырастают хорошими родителями. Работают чаще всего в образовании, здравоохранении. Внимательность, хлопотливость, опровержение резких изменений обеспечивают «шестёрочкам» постоянство, уверенность, но в то же время делают их чувствительными и пассивными.

Имя Давид очень красивое и популярное. Зная его значение в православии, происхождение и характеристику, можно сказать, что мужчины, которых так зовут, имеют много положительных качеств. Поэтому при рождении мальчика называйте его Давидом, и он вырастит крепким, любящим мужчиной и хорошим семьянином.

давид

второй царь Израиля

Альтернативные описания

• (в миру Димитрий) Сербский (XIII в.) князь, преподобный, основатель монастыря в Бродарове, на реке Лиме, племянник Стефана Сербского

• III (Куропалат) (умер в 1001) царь Тао-Кларджетского княжества в юго-западной Грузии во 2-й половине X в.

• IV Строитель (около 1073—1125) грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони

• Гареджийский — Иверский (VI в.), христианский монах, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства, один из основателей грузинского монашества

• Герард (между 1460 и 1470—1523) нидерландский живописец, «Суд Камбиза»

• Ермопольский (VI в.) преподобный, бывший разбойник

• Жак Луи (1748—1825) французский живописец, «Клятва Горациев», «Врач А. Леруа», «Смерть Марата», «Сабинянки»

• Рене (1906—90) французский ученый, специалист в области сравнительного правоведения

• Фелисьен (1810—76) французский композитор, ода-симфония «Пустыня», опера «Лалла-Рук»

• Ярославский (умер в 1321) благоверный князь, сын святого Феодора Смоленского, чудотворец

• библейский персонаж из царей Израилевых

• какой библейский царь живет и почитается в исламе под именем Дауд

• мраморная статуя работы Микеланджело — символ эпохи Возрождения

• мужское имя: (древнееврейское) возлюбленный, друг, любимый

• победитель Голиафа

• самый уважаемый библейский царь

• царь Израильско-Иудейского государства в конце XI в. — около 950 до н. э.

• город в Панаме

• фильм Алексея Федорченко

• имя политика Бен-Гуриона

• имя композитора Тухманова

• картина Рембрандта «… и Урия»

• сценическая оратория французского композитора Артюра Онеггера «Царь …»

• в Библии — царь Израильский, младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи, отец Соломона

• создатель еврейского государства, царь Иудеи и Израиля

• опера французского композитора Дариюса Мийо

• придворный художник Наполеона, изготовитель роскошных костюмов для императорского двора

• имя скрипача Ойстраха

• французский живописец XVIII-XIX вв., основоположник революционного классицизма, «первый художник» Наполеона I

• французский художник, автор картин «Смерть Марата», «Клятва Горациев», «Коронование Жозефины»

• кто из иудейских царей родился в Вифлееме?

• кто был отцом библейского царя Соломона?

• имя исследователя Африки Ливингстона

• деятель Великой французской революции, монтаньяр

• мужское имя

• царь Израиля (Библия)

• расправился с Голиафом

• победитель Голиафа (библ.)

• победитель Голиафа (миф.)

• самый уважаемый царь в Библии

• скульптура Микеланджело

• отец Соломона из Библии

• композитор … Тухманов

• победил Голиафа

• одержал победу над Голиафом

• мифологический герой, победивший Голиафа

• Тухманов

• имя Тухманова

• кипиани и Тухманов (имя)

• ойстрах и Тухманов (имя)

• имя футболиста Кипиани

• футболист Кипиани

• оппонент Голиафа

• хорошее имя для еврейского юноши

• известное мужское имя

• воин, победивший Голиафа

• теннисист Феррер

• футболист Вилья

• … Тухманов или царь Иудеи

• имя футболиста Сильвы

• Мужское имя (др. евр. любимый)

• Библейский царь, отец Соломона

• Царь Иудеи

• Нидерландский живописец (15-16 вв.)

• Французский художник (1748-1825)

СОЛОМОН

Царь Соломон. Фреска, Новгородский Софийский собор, XII в.

Соломон (др.-евр.: שְׁלֹמֹה‎, Шломо́ от др.-евр. שלום — «процветание», «благоденствие», «мир»; греч.: (в Септуагинте) Σολωμών; лат.: (в Вульгате) Solomon; араб.: (в Коране) سليمان‎‎, Сулейман), Иедидиа (др.евр. ידידיה — «Возлюбленный Богом»; ц.-слав.: Иеддеди) (ок. нач. X в. до н.э. — 928-933 г. до н.э. ), сын и преемник царя Давида, третий царь Израильский, строитель Ветхозаветного храма, Премудрый, пророк

Память 17 июня и в Неделю святых праотец

Предназначение и воцарение

Десятый сын святого царя и пророка Давида от Вирсавии. Ещё до рождения Бог назначил его наследником Израильского престола и строителем храма для Себя, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9-10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).

Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32-40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6-16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1-9).

Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии. Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу — девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, — надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар — сослан в Анафоф; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12-35).

В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник — Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер — исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.

Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, «народ ещё приносил жертвы на высотах» (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон, где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: «Проси, что дать тебе» (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя «отроком малым» перед величием народа Божия, и попросил себе «сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что — добро и что — зло» (3 Цар. 3, 7-9). Также просил он «премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить» (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:

«сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои» (3 Цар. 3, 11-14).

Мудрость Соломона

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая — подлинная мать — взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди «стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (3 Цар. 3, 16-28).

Мудрость Соломона была «выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян и имя его было в славе у всех окрестных народов» (3 Цар 4, 30-31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24-25). Ярким примером указывается царица Савская — т. е. правительница отдалённого Сабейского царства, которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1-3; 2 Пар 9, 1-12).

Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания.

Царь Соломон. Мозаика, собор в Монреале, XII в.

Расцвет царства Соломонова

Соломон унаследовал Израильское царство, когда оно достигло своих наибольших размеров. Царь властвовал над землями от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта (3 Цар. 4, 21). Дружба с царём Хирамом и тесное торговое взаимодействие царств способствовали заключению союза с Тиром (3 Цар. 5, 1-12). В целом Соломон преуспевал в сохранении целостности царства и в предотвращении войн. Разветвлённые международные политические связи были закреплены многочисленными браками царя. Выделяются лишь два внешних врага, отложившиеся от Соломона на границах его царства — Адер Идумеянин и Разон, царь Дамаска.

Господство над сирийскими царствами и над Заиорданьем обеспечивало контроль над торговыми путями между Египтом, Месопотамией и Анатолией; караванными путями, связывавшими оазис Тадмор (ныне Пальмира) с Аравией, и, возможно, над путём в Южную Аравию; сухопутными путями между Средиземным и Красным морями. Соломон принимал активное участие в товарообмене между северными и южными странами — в частности, в перепродаже коней и колесниц (3 Цар 10, 28-29). Развилась собственная израильская морская торговля, базой для которой стал порт Ецион-Гавер.

Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1-7). Всё государство, за исключением удела Иуды, было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7-19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14; 9, 25).

Израильтяне при Соломоне, «многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились» (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры — к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.

Св. пророк и царь Соломон. Икона из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста, XVIII в.

Царь-строитель

Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме. Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта, на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54-55, 62). Господь принял и освятил новый храм.

По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки — дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17-19; 2 Пар 8, 2-6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота — части этой градостроительной программы налицо в Гацоре, Мегиддо, Бефсамисе, Тель-Бет-Мирсиме, Газере. Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.

Свв. цари Давид (?) и Соломон (?). Фреска, Иерусалимский монастырь Святого Креста, XII-XVII вв.

Закат Соломонова царства

Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1-9; 2 Пар 7, 11-22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц — кроме царевны-египтянки, среди них были моавитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки и хеттеянки, — и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам — Астарте, Милхому, Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1-10).

Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11-13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29-39).

Против Соломона поднялись не только внешние враги — Адер и Разон, но и внутренний — Иеровоам. Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет. Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли «жестокой работой» и «тяжким игом» (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена. Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского, «не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона» . Тема суетности мирской жизни и сознание «единого на потребу» выступают эпитафией мудрого царя:

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа! (Еккл 1, 14) Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)

С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий, хотя и величает Соломона «премудрым», говорит что царь «умер в грехах» .

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42-43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму, но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное), которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между 933 и приблизительно 928 годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования — 40 лет, воцарение соответственно датируют 973-968 годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение 986 годом, воцарение — 969 годом, а кончину и раздел царства — 930 годом до н.э. . Дубнов считает что Соломон прожил 64 года . Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского . Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий, утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил .

Царь Соломон. Миниатюра, Библия из Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, ок. 870 г.

Память

Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём «мира», является прообразом Христа — великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия. Его прославленная мудрость — главный дар, испрошенный Соломоном у Бога — открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:

Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16-19)

Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне — в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон, гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи, Премудрость, Екклесиаст и Песнь Песней. Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) — таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона. Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он «больше Соломона» (Мф. 12, 42; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из» полевых лилий (Мф. 6, 29).

Новозаветная Церковь, по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:

«Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога» (вторник, песнь 7).

Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон — всего единожды: «Адама восхвалим, Авеля, Сифа Давида и Соломона» (светилен).

Образование иконографической традиции первоначально прослеживается в книжной миниатюре, а приблизительно с XI века — во многочисленных иконах, фресках и мозаиках. Как правило, Соломон предстаёт молодым и безбородым, со стройной фигурой; на нем царские одежды, а на голове венец. Атрибутом в руках Соломона обыкновенно является свиток с пророческой или учительной надписью — часто: «Слыши, сыне, наказание отца твоего» (Притч 1, 8); «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч 9, 1). Реже в руку царя помещается также небольшой «макет» построенного им храма. Самые распространённые типы изображения царя Соломона — в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад. Часто он изображается близ своего отца, святого Давида Псалмопевца — так, на иконах Сошествия во ад взор Соломона традиционно обращён к Давиду; в миниатюре распространено изображение юного музицирующего Соломона по правую руку от Давида, составляющего Псалтирь, в окружении оркестра музыкантов. В XIV веке появились первые живописные изображения, иллюстрирующие акафист Богоматери, где Соломон с Давидом показаны в одном из клейм. Целый ряд икон новой, ранее неизвестной иконографии с изображением царя Соломона появился в середине XVI века — это сюжеты «Премудрость созда Себе дом», «О Тебе радуется», «Отрыгну сердце мое слово благо». В более поздней иконографии появляются также иллюстрации Третьей книги Царств и Песни песней.

Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат Новгородского Софийского собора (ныне — в Успенском соборе Александровской слободы), 1335-1336 гг.

Соломон обрёл место в разных проявлениях народной культуры обращающихся в Христианство народов. В первую очередь воспевается его мудрость — в русском употреблении за Соломоном закрепилось прозвание Премудрого, а выражение «Соломонов суд» по сей день остаётся крылатым во всём мире. Память о Соломоновом храме связала имя царя с монументальным храмоздательством. Например, известно восклицание святого императора Юстиниана Великого по окончании возведения им Константинопольского Софийского собора: «Я победил тебя, о Соломон!» Святитель Иларион Русин в «Слове о законе и благодати» сравнивает с Соломоном благоверного великого князя Ярослава Мудрого как продолжателя дела равноапостольного Владимира и строителя Киевского Софийского собора. У многих народов Соломон стал героем разнообразных литературных произведений, легенд и пословиц. Одно из древнейших сохранившихся сочинений о Соломоне — англосаксонская поэтическая легенда «Диалог Соломона и Сатурна». Нередко эти творения были составлены под влиянием позднейших еврейских традиций. Так, русские повествования о Соломоне и Китоврасе XIV-XV веков были навеяны мидрашистским рассказом о строительстве Ветхозаветного храма. «Кольцо Соломона» и пятиконечная «звезда Соломона» фигурируют в массовой культуре поныне.

Традицию почитания Соломона унаследовал и римо-католицизм, благодаря чему Соломон широко представлен в изобразительном и литературном наследии Запада. Память о Соломоне ярко прослеживается среди иудеев: в Аггаде он выступает как мудрейший из людей, понимавший язык зверей, которые подчинялись ему; Мидраш содержит многочисленные рассказы о мудрости суда Соломона, о его связях с ангелами и демонами; намечается мотив Соломона-гордеца. Для мусульман Соломон (Сулейман) выступает в Коране не только как наследник Давида, но и как верный слуга Божий, наделённый величайшей мудростью, понимающий язык птиц и повелевающий ветрами и духами.

Литература

Использованные материалы

Подробнее о датировке см. обсуждение даты кончины.

Свт. Филарет Черниговский, Жития святых, 17 июня.

Прп. Иосиф Волоцкий, Просветитель, сл. 1,

Так, например, в ст. «Соломон», Энциклопедия Кругосвет,

Так согласно ст. «Соломон», Электронная еврейская энциклопедия,

Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, 3,

Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 8, гл. 7, ст. 8,

Великан побежденный Давидом

Примеры употребления слова голиаф в литературе.

Теперь — получилось, хоть в салончике и запахло подгоревшим асбестом выжимного диска, — и вот: связанные тросом машины поехали потихоньку по вечернему городу: Давид тащил Голиафа.

И первым был Шальброт, Шальброт родил Сараброта, Сараброт родил Фариброта, Фариброт родил Хуртали, великого охотника до супов, царствовавшего во времена потопа, Хуртали родил Немврода, Немврод родил Атласа, подпиравшего плечами небо, чтобы оно не упало, Атлас родил Голиафа, Голиаф родил Эрикса, первого фокусника, Эрикс родил Тита, Тит родил Эриона, Эрион родил Полифема, Полифем родил Кака, Как родил Этиона, первого подхватившего дурную болезнь, оттого что не пил летом холодного вина, о чем у нас есть свидетельство Бертакино, Этион родил Энкелада, Энкелад родил Кея, Кей родил Тифона, Тифон родил Алоея, Алоей родил Ота, От родил Эгеона, Эгеон родил сторукого Бриарея, Бриарей родил Порфириона, Порфирион родил Адамастора, Адамастор родил Антея, Антей родил Агафона, Агафон родил Пора, с которым воевал Александр Великий, Пор родил Аранфа, Аранф родил Габбару, установившего обычай выпивать за чье-либо здоровье, Габбара родил Голиафа Секундильского, Голиаф родил Оффота, которому благодаря его длинному носу было очень

Взяв с собою Тариэла, все к царевне поскакали, И ланиты голиафов, словно солнце, просияли: Всех побед достигли братья, получили, что искали, И мечи не понапрасну бедра их отягощали.

Давида, что поверг Голиафа, она видела в красном, изящно скроенном фраке, в котором отец приезжал в последний раз, и поднятая с пращой рука откидывала аккуратно наплоенные манжеты.

Окривел Голиаф прекрасный, и даже нашего обхождения не надобно, одной просфоркой утешен.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Почему Павел I упразднил царство в Грузии

30 января 1801 года Павел I издал указ о присоединении Картли-Кахетинского царства в Восточной Грузии к Российской империи. Сделано это было «для обеспечения спокойствия и безопасности грузинского народа». Однако уже успевший провозгласить себя царем Давид XII из династии Багратионов был очень удивлен. Для него указ императора стал сюрпризом.

Но начать следует с напоминания о том, что в 1783 году заключили соглашение, согласно которому царство Картли-Кахети переходило под протекторат Российской империи. Это соглашение было заключено в крепости Георгиевск и получило название Георгиевского трактата.

По сути, Россия брала на себя обязательство защищать владения грузинского царя (тогда Ираклия II) от постоянных набегов горцев и вторжений войск персидских шахов. Противостоять им в одиночку Восточная Грузия не могла, население страны в результате практически непрерывных боевых действий сильно сократилось.

Стоит заметить, что само по себе соглашение не способствовало прекращению набегов. И русским, и грузинским войскам в течение последующих лет неоднократно приходилось отражать вторжения персов и кавказских горцев. И не всегда удачно — в 1795 году персидский шах разбил грузинскую армию и разорил Тбилиси. И только приближение русской армии заставило его отступить. В следующем году русские войска совершили удачный поход в закавказские владения персов.

Цари Картли-Кахетинского царства

Ираклий II 1762-1798
Георгий XII 1798-1800
Давид XII 1800-1801

По Георгиевскому трактату, каждый новый царь Картли-Кахети должен был подавать прошение российскому императору об утверждении его на престоле. Царь Георгий XII в 1798 году так и сделал. А заодно попросил утвердить наследником своего старшего сына Давида. Вообще говоря, пункта об утверждении наследника в трактате не было, но Павел I на это внимания не обратил и просьбу царя Картли-Кахетинского царства удовлетворил.

Георгий XII правил совсем недолго. В конце 1800 года он умер — и Давид тут же объявил себя царем. Что очень не понравилось его братьям.

Сюрприз для грузинского царя Давида XII

Но куда большим сюрпризом для Давида стал указ Павла I о присоединении царства к Российской империи. Он-то полагал, что уже заручился поддержкой российского императора — ведь одобрил его Павел I просьбу его отца.

Спустя несколько месяцев в Тбилиси прибыл генерал-лейтенант Карл Кнорринг, который окончательно отстранил Давида от власти. До этого, в апреле, грузинским дворянам было объявлено о ликвидации Картли-Кахетинского царства.

Очевидно, в Петербурге знали, что многие в Грузии будут недовольны таким решением Павла I. В первую очередь, как раз знать и дворяне. Однако император пошел на такой шаг. И причина была в том, что российское правительство не видело необходимости поддерживать царскую власть в Картли-Кахети, которая держится только благодаря поддержке русской армии. Кроме того, Павел I учитывал распри в правящей династии. Уже были прецеденты, когда какой-нибудь князь горцев или персидский шах поддерживали очередного грузинского царевича, обещая ему престол.

В связи с эти в Петербурге сочли возможным присоединить Картли-Кахетинское царство к Российской империи. Недовольство грузинской знати было куда меньшей проблемой, чем постоянная угроза междоусобных распрей, самоуправства местных феодалов или претенденты на трон в обозах иноземных войск.

В сентябре того же года уже новый император, Александр I, издал указ, по которому Восточная Грузия стала одной из российских губерний.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *