Кто такой тарковский?

Андрей Тарковский: его погубила женщина

4 апреля режиссеру Андрею Тарковскому исполнилось бы 80 лет. Он рано ушел из жизни, оставив рубец в сердце родных и друзей. Особенно в сердце сестры — Марины.

Она — уставшая милая женщина. За плечами — трудная жизнь. Война, голод, развод родителей, творческие метания брата, его отъезд из страны и смерть на чужбине… «Самое страшное, что ничего невозможно уже изменить, — с горечью говорит Марина Арсеньевна. — Остается перебирать вот бумажки и снова и снова прокручивать все назад». Марина Арсеньевна Тарковская бережно хранит семейный архив и по кусочку восстанавливает страницы жизни отца и брата. Она и книгу написала — «Осколки зеркала». Написала прежде всего для себя, чтобы понять, разобраться, как и когда на этом счастливом семейном зеркале наметились первые трещинки…

— Марина Арсеньевна, в вашем дворянско-разночинском роду есть революционеры, литераторы, юристы. Как вы считаете, вы с братом унаследовали какие-то черты от предков?

— Наш дед по отцовской линии был народовольцем. Кровью, слава Богу, он не запятнан, непосредственного участия в террористических актах не принимал, распространял листовки, вел пропаганду среди рабочих. А его старший сын Валя, когда случилась революция, убежал из дома, и больше его родные не видели. Сегодня я уже понимаю, что в стремлении Андрея вырваться из обыденности, совершить необычное, в стремлении к чему-то запретному было много наследственного. Но Андрей рос в суровое, страшное время, где любой протест карался жестоко. Брат был человеком разумным, поэтому все, что он себе позволял в юности, — это увлечение американским джазом и трофейными фильмами.

— А как же знаменитое стиляжничество? Говорят, что Андрей Тарковский, одетый в узкие брюки и белоснежный шарф, любил фланировать по Тверской…

— Никакого белого шарфа у него не было. Был скромный бумажный белый свитер. Позднее появились яркие пиджаки. Конечно, своим стиляжничеством Андрей бросал вызов серому комсомольскому сообществу. И вместе с тем в этом стремлении выделиться было и много актерского. Помню, как он купил в комиссионном магазине желтый пиджак, а я ему сшила галстук. Мачеха отдала мне американское трофейное платье, оно уже было сильно поношенное, и я себе скроила кофту, а ему — галстук.

Я не разделяла увлечения брата стиляжничеством, росла замкнутой, очень тихой. У мамы со мной проблем не было. А вот Андрей за свои прогулки по Тверской «поплатился». Мама, встревоженная его поведением, отправила его на «перевоспитание» в геологическую экспедицию на Енисей — «на поиски золота». Там Андрей быстро переоделся в телогрейку и перестал изображать избалованное столичное дитя. По свидетельствам очевидцев, там он проявил себя храбрым, выносливым, преданным в дружбе человеком.

— А правда, что ваш брат стригся исключительно в «Метрополе»?

— Просто там был хороший парикмахер. Но Андрей действительно придавал большое значение внешности. В детстве он часто вглядывался в зеркало и спрашивал меня: «Я красивый?» Андрей был аристократом по духу. И всегда выглядел элегантно, даже при той бедности, в которой он жил.

— Это, наверное, у него от отца — поэта Арсения Тарковского?

—Да, от папы. Папа любил красиво одеваться, возможностей было немного, но он всегда выглядел очень импозантно. Андрей подражал отцу во всем. Папа вообще был для Андрея образцом и мужчины, и человека, и творческой личности.

— Тем острее он пережил разрыв отцом?

— Родители развелись, когда мы были совсем маленькими: мне — 2,5 года, Андрею — 4. Дети в этом возрасте уже многое понимают, чувствуют. Но виделись мы с отцом постоянно.

— Как маме удалось сохранить отношения с вашим отцом?

— Мамины взгляды формировались в эпоху Серебряного века. В ту пору люди из литературной, музыкальной среды были лишены мещанских предрассудков. Они умели держать себя в руках, умели быть корректными и не бегали в партком с жалобами.

Мама хотела, чтобы у детей был отец. Она понимала, что сама в какой-то степени виновата в том, что семья разрушилась: она не была гибким, дипломатичным человеком. И мама сделала все, для того чтобы отец смог приходить в наш дом и не испытывать при этом дискомфорта. Мама знала отцу цену как поэту и гордилась им даже после развода.

— Ваша мама больше не вышла замуж. Она так любила вашего отца или это была смертельная разочарованность в мужчинах?

— Конечно, это была любовь. А во-вторых, у мамы после развода наступила каторжная жизнь, где не было места ничему, кроме работы, дома, быта и редких походов в консерваторию. На ее пути так и не встретился человек, который сумел бы ее завоевать. Папа ушел в 37-м, маме было тогда тридцать лет, через четыре года началась война. Тут было совсем не до романов.А после войны половина мужчин вообще была выбита. В общем, не сложилось.

— Фильм «Зеркало», который Андрей Тарковский снимет много лет спустя, выглядит в итоге как некий упрек матери, которая не смогла удержать отца. Это так?

— Нет, тут все намного сложнее. В «Зеркале» много автобиографичного, но это не есть история нашей семьи. В фильме речь идет о какой-то ссоре с матерью. Никаких ссор вообще в нашей семье никогда не происходило! Просто на момент создания картины Андрей оставил свою первую семью, шестилетнего сына. Он понимал, что совершает нечто недозволенное. Потому что сам пережил эту драму — уход отца из семьи. И он пытался разобраться — прежде всего в самом себе. Ему было неловко перед мамой, папой. Мы долго не знали, где и с кем он живет, а он целых пять лет не женился официально на новой своей избраннице, потому что понимал, что делает что-то не так. Это было очень тяжелое время и для него, и для нас. И «Зеркало» — это фильм о том, как ему плохо. Он ведь говорит в финале фильма: я почему-то чувствую себя виноватым, а ведь я просто хотел быть счастливым… Картина — это попытка оправдаться.

— Маму легко было уговорить сняться в этом фильме?

— Ее и не уговаривали. Брат просто попросил ее сняться. И она не смогла ему отказать — это же Андрей, ее любимый сын.

— Ей-то каково было выслушивать с экрана приговор, вынесенный героиней Демидовой: «Ты — типичная Марья Тимофеевна Лебядкина, персонаж Достоевского. Вся твоя жизнь — принеси да подай… Ты пальцем шевелить не умеешь. Твой муженек спасся от тебя вовремя, но детей ты определенно сделаешь несчастными!»…

— Конечно, мама была обижена. И зря. В образе героини «Зеркала» есть какие-то черты нашей мамы, но, в общем, это другая женщина, которую создали Андрей и актриса Терехова. Поэтому смешно сравнивать ее и с героиней Достоевского, которая приказывала, распоряжалась. Мама-то не была барыней. Она работала корректором в типографии, нагружала себя самой сложной работой — иностранными сводками, потому что ее напарнице было трудно читать латинские буквы. Она теряла на этом деньги, здоровье, но это было абсолютно естественным для нее поступком. Она вообще была необыкновенным человеком.

— Говорят, когда заболел раком любимый актер Тарковского Анатолий Солоницын, тот всего два раза навестил его. И во время болезни матери он не проявлял особой активности…

— Да, Андрей не был добрым самаритянином. Он жил только творческой жизнью. Плюс характер, плюс влияние окружения. Понимаете, в жизни мужчины многое зависит от жены. Я на своем примере знаю, что мужчинам надо напоминать: позвони маме, купи ей фруктов… Жены Андрея не отягощали себя такими занятиями. А сам Андрей… Насколько он мог, настолько и любил всех нас. В своем дневнике он признался, что любит всех, но какой-то странной, недейственной любовью. Нельзя его за это осуждать. Все мы разные.

— А вы в детстве чувствовали плечо старшего брата?

— До определенных пор, пока он не женился. В школьные годы он частенько дрался, защищая меня, а я таскала ему любовные записочки от своих подруг, мы ведь учились в раздельных школах — мужской и женской. В Андрея многие влюблялись. В десятом классе брат вздумал жениться. Папа написал тогда ему очень нежное и мудрое письмо, в котором предостерег: «Не будь, как листок на ветру, не бросайся в любовь, как в глубокий колодец». И Андрей внял совету!

— Эту чрезвычайную любвеобильность Андрей Тарковский тоже унаследовал от отца?

— Папа не был ловеласом. Просто, как и всякий творчески одаренный человек, он умел ценить красоту. В юности папа был влюблен в Марию Фальц. Чувство к ней пронес через всю жизнь. Может быть, потому, что она рано умерла, и они не жили вместе — быт ведь разрушает отношения, особенно такой страшный, советский быт. Потом отец полюбил мою маму, но они рано поженились. А такие браки хрупкие. Затем в жизни отца появилась Антонина Александровна — чудесная женщина. Папа победил ее своей страстью. Ей было непросто разрушить свою семью и уйти к поэту. Она была милым, добрым, глубоко порядочным человеком. Но и ее постигла участь моей мамы. Кстати, в последние годы они сдружились. А папа ушел к Татьяне Озерской. Знаю, отец страдал от того, что причиняет боль окружающим, но ничего с собой поделать не мог.

— В детстве вы голодали, брат болел туберкулезом, а отец в один из самых трудных годов купил своей жене шубу…

— Мне смешно выступать адвокатом Арсения Тарковского.И не хочется этого делать. Для себя я папину «забывчивость» объясняю особенностями его воспитания. Папа был поздним ребенком. После того как в Гражданскую войну погиб его старший брат, он и вовсе стал единственным. Он рос заласканным. Родители осознавали, что он одаренный мальчик, и всячески его баловали. И вот появился такой характер. Может быть, эгоистичный.

Знаете, сегодня я думаю так: если бы он был замечательным отцом, или если бы Андрей каждый день звонил маме и справлялся о ее здоровье, тогда, наверное, они не создали бы того, что создали. И Андрей, и Арсений Тарковские были особые люди. Их надо было не осуждать, а беречь.

— И все-таки и отец, и сын Тарковские были роковыми мужчинами. Из-за любви к вашему брату актриса Наталья Бондарчук резала себе вены. А для поэтессы Марины Цветаевой чувство к вашему отцу стало последним в ее жизни.

— Это не совсем так, дело не в роке. Что касается Андрея, то статус режиссера, несомненно, приподнимал его над обыденностью. У него была романтическая, необыкновенная профессия, и каждая актриса, наверное, видела себя Галатеей, а Андрея — Пигмалионом.

Что до отношений Арсения Тарковского и Цветаевой… Марина Ивановна на протяжении всей своей жизни нуждалась в присутствии рядом с собой друга, человека, который бы ее понимал. Это давало ей какую-то поддержку, подпитывало ее как поэта, оживляло чувства. Порой она стремилась целиком захватить человека в свой плен. И вот таким человеком на время и стал мой папа. Я не перестаю поражаться этой удивительной женщине: в тюрьме муж, дочь, на руках сын, бездомовье, безработица, она «белогвардейка», «эмигрантка», все от нее шарахаются, а она ищет общения с молодым поэтом Тарковским!

Папа был увлечен Цветаевой прежде всего как поэтом, она для него была мэтром. Он не мог ответить на ее горячую дружбу. Потому что был семейным человеком. Однажды, когда Цветаева и Тарковский с женой оказались на книжной ярмарке, он не подошел к Марине Ивановне. Ее это обидело. Так и закончились эти отношения.

— Как вы считаете, в какой степени самая горькая страница вашей семейной биографии — отъезд Андрея Тарковского из страны — связана с женщиной?

— Это сложный вопрос.

— Конечно, жена Андрея Лариса Павловна очень хотела жить на Западе, и она имела на моего брата сильное влияние. Но здесь все как-то разом совпало. И лежание фильмов на полке, и то, что Андрея не выпускали поработать в составе жюри на международных фестивалях, и отношение коллег.

Ведь кинематографическая среда не особенно поддерживала Андрея. Помню, когда была премьера «Зеркала», Андрей стоял у дверей кинозала — такой одинокий и растерянный, а мимо него проходили коллеги. Мало кто подходил и благодарил за картину. Понимаете, у Андрея уже было мировое признание, он на равных общался с Феллини, Тонино Гуэррой, Антониони, а на родине его по-прежнему не замечали. Это оскорбляло.

И все же Андрей не собирался уезжать из страны, более того, он говорил: я им (тут он показывал пальцем наверх) этого удовольствия не доставлю! А потом все-таки остался на Западе. Наверное, он просто устал.

— Вы все фильмы брата одинаково любите?

— «Жертвоприношение» и «Ностальгию» я люблю меньше. Мне кажется, в эти картины Андрей привнес свое состояние тревоги, холода, в котором он тогда оказался. Его положение за границей было довольно нестабильным. Хотя ему и предоставили квартиру во Флоренции, но тревога за будущее, за возможность работать ощущалась.

— Ваш брат считал себя великим режиссером?

— Он знал себе цену. Он знал, что обладает большим внутренним потенциалом. Ему было что сказать людям. У него было очень много планов. Он собирался снять фильм «Святой Антоний», планировал поставить «Идиота» и сам сыграть роль своего любимого героя — князя Мышкина. Осознавая собственную значимость, Андрей, конечно, страдал от непонимания коллег… На него сильное впечатление произвело и то, что на Каннском фестивале Сергей Бондарчук якобы проголосовал против того, чтобы дать картине «Ностальгия» Гран-при. Андрей поверил в этот слух, и это стало последней каплей: он решил не возвращаться на Родину и выступил с официальным заявлением, что остается за границей.

— Могу себе представить, как в эти годы относились к вам — родственникам опального режиссера.

— Знаете, было терпимо. Этот надутый шар Системы уже испускал дух. Дело было перед самой перестройкой. Я, конечно, побаивалась: думала, ах, меня уволят с работы… Но пронесло. Правда, сын Андрея вынужден был перейти с отделения космической медицины на лечебную — он понимал, что ему не дадут работать с «закрытыми проектами». Отца тоже никто не тронул. Самым гадким было людское злорадство. «А, ваш сын остался», — говорили папе, больному уже человеку.

— Смерть ваших отца и брата во многом оказалась схожей: оба доживали последние дни не в родных стенах — отец в доме ветеранов, сын — в Париже, на чужбине. В этом была какая-то жизненная логика?

— К сожалению, такой финал был закономерен. Последние годы жизни папа провел в доме ветеранов. Его жена Татьяна Алексеевна, человек творческий, много работала. Быт ее абсолютно не занимал. И папа очень часто жил вместе с ней в домах творчества, ее это устраивало — полный пансион. Для папы же пребывание в этих домах было мучительным. После смерти Андрея папе предложили насовсем переехать в дом ветеранов. Папа был категорически против, я готова его была поселить у себя. Но нашлись друзья, которые посчитали возможным вмешаться в семейные дела, и мое мнение во внимание не было принято. Так папа и умер. Ужасно. Но скажу жестокие слова: каждому из нас надо было сопротивляться в свое время.

— Меня поразила описанная в вашей книге процедура похорон Андрея Тарковского. Неужели никто в этот день так и не сел с бутылкой водки и не вспомнил Андрея Арсеньевича по-русски?

— Водки как раз было много — на поминках. Я не пошла туда, на квартиру, в которой жил Андрей, я лежала в гостиничном номере, мне было плохо физически. Помимо обрушившегося горя сильное впечатление произвела процедура похорон. Все происходило как-то холодно, по-европейски. В Париже после всех чумных эпидемий есть традиция не оставлять гроб открытым, и я Андрея так и не увидела. Потом эта процедура зачерпывания земли ложечкой… А в довершение всего распорядитель похорон сказал, что время работы могильщиков истекло и что они засыпят могилу завтра. Все ушли. Остались несколько человек, и мы эту могилу закопали сами, украсив венками, цветами. Я не смогла уйти от разверстой могилы. Это было бы чудовищно по отношению к Андрею…

— …И это был бы уж совсем жуткий символ жизни и смерти великого режиссера. Кстати, о символах. Марина Арсеньевна, через все творчество Андрея Тарковского проходит метафора — зеркало. Что так пытался ваш брат разглядеть в нем?

— Мне кажется, он пытался понять, что он собой представляет, для чего человек в этом мире. Ведь мы не просто так являемся на свет — мы кем-то задуманы. И на нас возлагается Творцом какая-то миссия. Разгадать ее не каждому дано. И Андрею, и Арсению Тарковским удалось разгадать свое божественное призвание. В этом и было их счастье. И их трагедия.

Беседовала Илона Егиазарова

Последние обновления на сайте

Режиссёр Фильмы Слово Фото Музыка Актёры

Добро пожаловать. www.tarkovsky.su – проект посвящённый жизни, личности и творчеству гениального отечественного режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского. Он также является попыткой создать общими силами интернет–сообщества полноценный ресурс, всесторонне освещающий эту легендарную личность.
Если у вас есть желание чем-то помочь, направляйте свои письма по адресу: tarkovsky@yandex.ru, проекту всегда нужны новые материалы, идеи, отзывы и предложения.

Дата: 31.10.2008• Обновился раздел «фото». Добавлены рубрики:

  1. Георгий Пинхассов: фотографии со съёмок «Сталкера» и другие фото А.Т. (Благодарим Колесникова Кирилла за этот материал!).
  2. «Солярис»: фотографии со съёмок фильма
  3. «Сталкер»: фотографии со съёмкок фильма

Дата: 16.04.2008

В разделе «фото» в рубрику «Актёры Андрея Тарковского» выложены фотографии Анатолия Солоницина. Также в раздел были добавлены «Иконы, картины, мотивы из фильмов Андрея Тарковского»

Дата: 13.04.2008

В раздел «музыка» были выложены оригинальные sound-tracks (1972 г.) к фильму «Солярис» Тарковского.

Дата: 01.04.2008

Полный список обновлений при переезде:

  1. Раздел «Биография» переименован в раздел «Режиссёр» и стал многоуровневым. Теперь вы можете ознакомиться в нём не только с «биографией» но и с «фильмами о Тарковском», «книгами о Тарковском», «сайтами о Тарковском»
  2. Для каждого фильма в одноимённом разделе прикреплена фотогалерея скриншотов. Также в раздел были добавлены ранние, короткометражные работы Тарковского: «Сегодня увольнения не будет», «Убийцы»
  3. В радел «Фото» выложены все фотографии из книги Тарковского «Мартиролог», добавлены категории «Ностальгия»: места съемок, «Могила Андрея Тарковского».
  4. В раздел «музыка» выложен альбом Эдуарда Артемьева «Солярис, Зеркало, Сталкер».
  5. У сайта появился полнофункциональный раздел «Новости» с возможностью оставлять комментарии.
  6. В новом разделе «Помочь» рассказано как помочь проекту
  7. На каждой странице в самом низу появилась ссылка «Сообщить об ошибке». Пользуйтесь ей если возникнет такая необходимость.
  8. В разделе «Карта сайта» можно наглядно увидеть всю структуру разделов.
  9. И наконец, последнее. Сверху сайта, там где написано «Текущая тема» можно изменить вариант отображения дизайна наведя на ссылку «ещё». Всего доступно пять вариантов:
    Андрей Тарковский (по умолчанию, который вы сейчас видите)
    «Сталкер»
    «Андрей Рублёв»
    «Иваново детство»
    Легкая версия сайта
    Там же нажав на ссылку «запомнить» сайт учтёт ваш последний выбор и в следующий раз, когда вы посетите наш сайт, он будет иметь тот вариант отображения, который вам понравился.

все обновления

Невозможно себе представить советский кинематограф без фильмов Андрея Тарковского. Его работы: «Андрей Рублёв», «Сталкер», «Солярис», «Зеркало» и другие – это мир людей. Пересматривая фильмы Тарковского, каждый раз смысл картины открывается с новой пронзительной стороны. Этим талантом ему удалось завоевать любовь советских и зарубежных телезрителей. Сумел предсказать 2 трагедии, одна из которых носит личный характер. Режиссёр многое ещё мог сотворить, но ушёл из жизни достаточно рано. Какова причина смерти Андрея Тарковского, где он похоронен и почему покинул СССР? Об этом далее.

Дата и причины смерти

В ночь с 28 на 29 декабря 1986 года, в онкологической клинике Хартман, коммуны Нёйи-сюр-Сен (западная окраина Парижа), скончался Андрей Арсеньевич Тарковский. Ему было 54 года. Причина смерти Тарковского – рак легкого. Последние шесть месяцев он не вставал с больничной кровати.

Предполагается, что онкология развилась после работы над фильмом «Сталкер». В месте съёмок на реке, у одной из электростанций в Эстонии, текла вода с белой пеной. Предположительно, это были химические отходы. Также, в 1982 году от рака лёгкого скончался один из главных актёров картины Анатолий Солоницын (роль писателя). А в 1998 году в 59-летнем возрасте от онкологии умерла Лариса, жена Тарковского.

Андрей Арсеньевич много курил и плохо следил за своим здоровьем. Поэтому рак был обнаружен на последней стадии. Предпосылки патологии беспокоили режиссера задолго до смерти. Он часто жаловался на боль в груди, о чём свидетельствуют записи из его дневника. Они собраны в книге «Мартиролог». Вот одна из записей от 18.11.1985, за год до кончины:

Рис. 1 На съёмочной площадке «Сталкера»: Лариса Тарковская, Александр Кайдановский, Андрей Тарковский, Анатолий Солоницын

Почему режиссёр умер во Франции? Потому что в 50-летнем возрасте он прислушался к жене Ларисе и решился стать иммигрантом (невозвращенцем). Режиссер не вернулся в СССР из зарубежной командировки, в которой находился в 1980-1983 гг.

В эти годы Тарковский снимал по контракту фильм в Италии «Ностальгия». А заодно ухитрился выпустить внеплановую документальную картину «Время путешествия». После решения остаться на Западе мэрия Флоренции присвоила ему статус почётного гражданина города и подарила квартиру. Впоследствии семья перебралась во Францию.

Где похоронен

Андрей Тарковский похоронен во Франции, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в предместье Парижа. Отпевание прошло 3 января 1987 года в Соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже. Присутствовали родственники, друзья, почитатели творчества и представители правительства Франции.

Мстислав Ростропович исполнил на виолончели прощальную сюиту Баха прямо на церковных ступенях. 5 января гроб с телом покойного доставили на русское кладбище. На призывы Москвы похоронить режиссёра на родине семья ответила отказом. Этого не хотел сам Тарковский. Родина обидела его. Находясь во Франции, семья не получила ни копейки авторских от прокатов фильмов, а КГБ не пускал 12-летнего сына к родителям.

На кладбище произошёл казус, о котором рассказала Марина, сестра Андрея Арсеньевича. Во-первых, под погребение выделили заброшенную могилу, так как новое место стоит очень дорого. Во-вторых, распорядитель отпустил могильщиков с похорон, посетовав, что время их работы истекло, и могилу они закопают завтра. Скорбящие разошлись. Родственникам ничего не осознавалось, как закопать гроб самостоятельно.

Впоследствии российская интеллигенция добилась перезахоронения режиссёра в отдельной могиле. Место Тарковскому нашлось рядом с белогвардейским есаулом Владимиром Григорьевым (1895–1973). В 1994 году на могиле режиссёра появился памятник, который сотворил Эрнст Неизвестный. Открытие мемориала прошло в торжественной обстановке.

Рис.2 Могила Андрея Тарковского

Здесь опять произошёл казус. На церемонию чартером прилетела элита из Москвы: политики и деятели культуры. Но никто не удосужился пригласить на мероприятие сыновей Арсения (от 1 брака) и Андрея, а также сестру Марину. Жена Лариса состояла в плохих отношениях с родственниками и руководителями Фонда Тарковского, которые оплатили памятник. Поэтому она тоже отсутствовала.

Краткая биография Андрея Тарковского

Гений кинематографии родился 4 апреля 1932 года. Родиной режиссёра стало село Завражье Ивановской области. Семья мальчика была творческой и знаменитой. Отец, Арсений Тарковский, слыл известным поэтом. Мать происходила из дворянского рода Дубасовых. Имела высшее образование литератора. В 1934 году семья переехала в Москву, где осенью у Андрея появилась сестра Марина. В 41-м отец ушёл на фронт, а мать с двумя детьми вернулась в Завражье, где они пробыли до 1943 года.

До 1949 года Андрей учился в общеобразовательной школе. Серьёзно увлекался музыкальным и художественным искусствами. В 1951 году поступил в Институт востоковедения РАН на арабский факультет. Однако в 1952 году покинул ВУЗ и устроился коллектором в экспедицию по Красноярскому краю, где в течение года бродил по тайге. После возвращения в Москву, в 1954-м, принял решение поступить во ВГИК на режиссёрский факультет. Обучался в группе Михаила Ромма.

Работа в СССР

Дебютной работой Тарковского стал фильм «Убийцы» (1956). Во ВГИКе познакомился с Андреем Кончаловским и вместе с ним написал сценарии к фильмам:

  • «Антарктида — далёкая страна»;
  • «Каток и скрипка».

В 1962 году снял картину «Иваново детство», за которую получил приз Венецианского фестиваля. В следующие 17 лет снял ещё 4 культовых фильма:

  • «Андрей Рублёв»;
  • «Зеркало»;
  • «Солярис»;
  • «Сталкер».

За эти годы Тарковский испытал на себе всю мощь советской цензуры. Его притесняли, а фильмы критиковали. Во Франции на фильм «Зеркало» люди 2 недели стояли в очередях за билетами. А в СССР картину прятали «на полке». Всё это он болезненно переносил.

Цитата: «Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру» (Андрей Тарковский. «Запечатлённое время»)

Рис.3 Тарковский на съёмочной площадке

Жизнь в эмиграции

В 1980 году Тарковскому поступило предложение снять картину «Ностальгия». Заказчиком выступил итальянский кинематограф. Андрей согласился и вместе с супругой уехал в командировку в Италию. Работа над фильмом продолжалась 3 года. За это время накопился материал для документальной ленты «Время путешествий», которая была выпущена в 1982 году.

После длительного пребывания за рубежом супруги приняли решение не возвращаться в СССР. В 1986 году Андрей Тарковский представил новую картину «Жертвоприношение», отснятую в Швеции. Фильм посвящён ядерной войне. На следующий день после премьеры в Чернобыле взорвался 4-й энергоблок. Общество оценило картину, как предсказание.

Немногим ранее, 6 лет назад, в фильме «Сталкер» Тарковский также предсказал ядерный постапокалипсис. А ещё к одной из декораций «Сталкера» он добавил календарь с отметкой 28 декабря, который станет последним днём его жизни. Такими пророческими свойствами он обладал.

Рис. 4 Работа над фильмом «Жертовприношение»

Друзья, знакомые

Тарковский со студенческих лет дружил с Андреем Кончаловским. Но постепенно их взгляды и пути расходились. В доме Мосфильма, где поселилась семья Тарковских, жили все работники киностудии, что очень раздражало Андрея. Он старался уединяться в частном доме в п. Мясном.

После смерти режиссёра многие заявили о бывалой дружбе с ним. Но Кончаловский утверждает, что Андрей старался избегать знакомых. Он был гением, и ему требовалось от людей лишь одно – постоянное восхищение. Конечно у Андрея были сторонники и приятели, такие как: Вячеслав Шмыров, Марлен Хуциев, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Евгений Ташков, Андрей Эшпай и другие.

Личная жизнь

Тарковский был дважды женат. Первая супруга Ирма Рауш, сокурсница Андрея Арсеньевича. В браке родился сын Арсений, названный в честь деда. Он закончил медицинский университет и трудится врачом. Второй брак состоялся с Ларисой Кизиловой, ассистенткой съёмочной группы в фильме «Андрей Рублёв». В браке родился сын Андрей. В данный период он живёт во Франции и возглавляет «Фонд Тарковского».

Вместе с этим режиссёр был влюбчив и романы сопровождали его всю жизнь. Среди фавориток: Валентина Малявина, Маргарита Терехова, Наталья Бондарчук, Донателла Бальиво и другие. Последней музой стала Ингер Перссон, художник по костюмам на съёмках фильма «Жертвоприношение». В результате романа родился мальчик Александр. Сейчас он живёт в Норвегии. Андрей Тарковский ни разу его не видел.

Видео. Фильм об Андрее Тарковском из серии «Как уходили кумиры» вышедший на телеканале «ДТВ» в 2018 году.

Андрей Тарковский

Краткая биография

Будущий мастер родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (Костромская область) в семье литератора Марии Вишняковой и известного поэта Арсения Тарковского. Андрею всегда не хватало отца. Он бросил сына, когда мальчику было всего три года, возложив воспитание двоих малышей на плечи бывшей жены. Великая Отечественная война застала маленького Андрея во втором классе столичной школы. Семье пришлось вернуться на Волгу, в Юрьевец, к родным матери. Впоследствии именно дом в Юрьевце станет для художника образом его отчего дома в фильме «Зеркало» (там же потом откроют дом-музей Тарковского). В 1943-м Тарковские возвращаются в столицу. Андрей учится в средней школе (весьма посредственно), занимается рисованием и играет на фортепиано. В 1951-м 19-летний Тарковский поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения. Но уже через два года бросает учебу. «Я пережил трудный момент… попал в дурную компанию… Мать меня спасла очень странным образом — устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни», — вспоминал Тарковский. По возвращении в Москву 22-летний Тарковский поступает во ВГИК в мастерскую режиссера Михаила Ромма (по его словам, «выбор был скорее случайным, чем осознанным»). В 24 года ставит первый курсовой короткометражный фильм «Убийцы». Его совместная с Андроном Кончаловским дипломная работа «Каток и скрипка», созданная под влиянием работы французского классика Альбера Ламориса «Красный шар», получает первую награду на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. «Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное: камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки», — вспоминает Кончаловский представления о кино, с которыми они выпустились из ВГИКа.

Уже первая полнометражная работа «Иваново детство» приносит 30-летнему начинающему советскому режиссеру Тарковскому мировую известность. В 1962-м картина получает «Золотого Льва» на Венецианском фестивале. В 1966-м году режиссер ставит историческую драму «Андрей Рублев», которая становится классикой мирового кинематографа. Последующие ленты Андрея Тарковского также являются одними из лучших фильмов за всю историю российского кинематографа – «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Но в Советском Союзе на него обрушивается град критики и ненависти. Творческая свобода Тарковского раздражает Госкино – режиссеру практически не дают снимать. А за рубежом Тарковским восхищаются легенды кино, такие как Федерико Феллини, Ингмар Бергман. Ленты советского режиссера удостаиваются престижных кинематографических премий: «Солярис» получает спецприз Каннского кинофестиваля, «Ностальгия», снятая режиссером в Италии, также награждается в Каннах.

В 1984-м 52-летний мастер, будучи в Италии, решает не возвращаться в СССР. Через год ему ставят страшный диагноз: рак легких. Тяжело больной, он снимает в Швеции свой последний фильм – притчу «Жертвоприношение». Лента получает гран-при Каннского кинофестиваля, премию Британской академии кино и телевизионных искусств. На пике профессионального триумфа, 29 декабря 1986 года 54-летний Андрей Тарковский умирает в Париже. Он похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *