Кто такой иподьякон?

«Самым утешительным было наблюдать, как Святейший молился»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: С. Власов

Диакон Илия Кокин – клирик храма-часовни в честь Казанской иконы Божией Матери при МВД, религиовед и культуролог, преподаватель курса «Основы религиозной культуры», автор учебного пособия «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», соразработчик других мультимедийных пособий.

Более пяти лет – в годы учебы в Московской духовной семинарии, а потом в академии – он нес служение иподиакона Святейшего Патриарха Алексия II. О том, чему научило его это послушание, об уроках Святейшего – беседа с ним.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Чиновник держит иподиакон Илья Кокин

– Отец Илия, более пяти лет вы были иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия II. Как вы им стали? Как вообще проходил отбор в патриаршие иподиаконы?

– Я учился в Московской духовной семинарии, и вот, в самом начале третьего класса, когда семинаристу кажется, что он уже во всех подробностях знает, как сложится его дальнейшая судьба, жизнь кардинально изменилась. Мне дали новое ответственное послушание – быть иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия II. В тот год иподиаконский состав покинуло сразу несколько ребят, и руководству семинарии было поручено найти им замену.

Каковы были критерии? Могу лишь предположить. Человек должен неплохо учиться – это имеет практическое значение. Во-первых, иподиакону приходится часто пропускать учебу – фактически мы становились заочниками, и нужно было как-то умудряться наверстывать пропущенное. Во-вторых, и это, наверное, самое, важное: иподиакон не должен «тормозить» на Патриаршей службе, особенно на Пасху и Рождество, когда богослужение транслируется на всю страну. Еще один важный навык: нужно уметь петь, потому что в некоторые моменты на Патриаршей службе песнопения должно петь духовенство. Бывали даже случаи, когда иподиаконы вместо хора пели всю службу.

– С каким чувством вы восприняли известие о своем новом послушании?

– Наверное, нечто подобное почувствовал Юрий Гагарин, когда ему сказали, что он полетит в космос. Хотя это неудачный пример: Гагарин к полету в космос долго готовился, а я к иподиаконству у Патриарха – нет.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru – Иподиаконы есть у каждого архиерея, а в чем специфика несения иподиаконского служения при Предстоятеле Церкви?

– Каждый архиерей, продолжая дело святых апостолов, много путешествует. Епархиальный архиерей – в границах епархии, а Первосвятитель – по всей стране и даже по всему миру. Мне посчастливилось сопровождать Святейшего в такие страны, в которые я бы вряд ли когда-нибудь выбрался сам, например в Японию. Это одно из положительных отличий. Но есть и вполне очевидные отрицательные моменты: если ты допускаешь ошибку на Патриаршей службе, ее увидит намного больше глаз, чем на службе у епархиального архиерея.

– Что было для вас самым трудным и самым легким в вашем служении?

– Так уж вышло, что я по натуре не самый дисциплинированный человек, но при Патриархе разгильдяйство недопустимо, он и сам был человеком железной самодисциплины. Постоянное чувство ответственности заставляло держать себя в тонусе. Это была достойная школа, сопоставимая, наверное, с армией. А самым легким, или, лучше сказать, самым утешительным было наблюдать, как Святейший молился. Три года из пяти я был книгодержцем: моей обязанностью было держать Чиновник – книгу, по которой Святейший читал молитвы за богослужением, то есть каждую службу я на расстоянии одного шага мог наблюдать, как Первосвятитель молился, – это тоже потрясающая школа, но уже не дисциплины, а молитвы.

– Насколько Святейший Патриарх участвовал в вашей жизни и в жизни ваших сослужителей? Знал ли он о ваших трудностях и радостях?

Патриарх стал молиться за девушку. И когда та пришла на обследование перед операцией, признаков болезни у нее не обнаружили

– Кстати, вот пример того, какой была молитва Святейшего. У одного иподиакона тяжело заболела сестра, она прошла обследование, и ей предстояла серьезная операция. Иподиакон рассказал об этом Патриарху, и он стал молиться за девушку. А когда та пришла на последнее обследование перед операцией, врачи, к своему великому удивлению, ничего не обнаружили. Когда подобные вещи рассказывают о каких-нибудь «знакомых знакомых», верится с трудом, но героев этой истории я знаю лично.

А вот пример уже из моей жизни. По прошествии нескольких лет после диаконской хиротонии я столкнулся с очень непростой жизненной проблемой. Есть немало мудрых и опытных священников, но тут дело касалось канонов, поэтому я подумал, что самым правильным будет взять благословение у Первосвятителя, ведь он, кроме всего прочего, еще и Московский епископ. Он принял меня, по-отечески выслушал и дал весьма ценный совет, которым я затем воспользовался. А было это буквально за три недели до кончины Святейшего. Я благодарен Богу за то, что мне была дана возможность повидаться с Патриархом на прощание.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С водосвятной чашей в руках иподиакон Илья Кокин

– Вы можете вспомнить какую-нибудь необычную или поучительную историю, связанную с вашим служением?

Меня поразило удивительное смирение: он, Предстоятель Церкви, спрашивает разрешение у послушника

– Таких историй было немало, но некоторые из них мне особенно дороги. Как-то мне довелось сопровождать Патриарха во время его визита на Валаам. В какой-то момент наместник монастыря привел Патриарха к себе в покои, а сам ненадолго отлучился, чтобы дать необходимые распоряжения. В его кабинете остался только Святейший, я и келейник наместника – молодой послушник. В кабинете стоял большой аквариум, а надо сказать, что Патриарх очень любил животных, при его резиденции в Переделкине даже был небольшой скотный двор, и Святейший любил проводить там свободное время, общаясь со своими питомцами. Так вот, Патриарх увидел рыбок и стал внимательно их разглядывать, потом начал расспрашивать послушника о том, как он за ними ухаживает. И когда выяснилось, что в этот день послушник еще не кормил рыбок, Святейший изменился в лице и как-то совершенно по-детски спросил: «А можно я их покормлю?» Меня тогда поразила не столько эта детская непосредственность Патриарха, сколько удивительное смирение: он, Предстоятель Церкви (!), спрашивает разрешение у послушника.

– Как часто менялись иподиаконы у Патриарха? Знаете ли вы, где служат сейчас ваши сослужители, поддерживаете ли с ними связь?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: В.Корнюшин / Expo.Pravoslavie.Ru – По-разному бывало, но в среднем иподиаконское послушание продолжалось лет 5–7, пока шла учеба в семинарии и академии. Сейчас ребята служат в разных местах, кто-то, как я, остался в Москве, кто-то отправился проходить свое служение на родине – не все иподиаконы были москвичами; а некоторые сейчас служат далеко от дома, например в Германии или даже в ЮАР. Конечно же, не все ребята, теперь уже – отцы, до сих пор тесно общаются, но лично у меня самые близкие друзья – бывшие иподиаконы Святейшего. Мы с ними регулярно видимся и еще чаще созваниваемся. А с остальными мы тоже регулярно видимся, когда собираемся в Богоявленском соборе на панихиде по Святейшему Патриарху. Такие панихиды совершаются несколько раз в году – на именины (25 февраля), в день интронизации (10 июня) и в день кончины (5 декабря) Первосвятителя.

Святейший часто говорил на проповеди о том, что молитва не знает расстояния, искренняя молитва моментально способна соединить человека с Богом, а если мы молимся за другого человека, то и с этим человеком. Это всегда чувствуется, когда мы молитвенно поминаем почившего Патриарха.

Иподиакон

  • Руководство для иподиакона (СПб и Московская школы)
  • Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении

Иподиа́кон (от греч. ὑποδιάκονος (иподиаконос) (от греч. ὑπό – под, внизу и διάκονος – служитель — поддиакон, субдиакон) – помощник диакона, высшая степень церковнослужителя, (низший клирик наиболее высокой степени).

«Установление иподиаконского чина относится к первым временам Церкви, – говорит Епископ Никодим (Милаш). – Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам».

Иподиакон прислуживает при епископе во время его богослужения и священнодействий, готовит его облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата.

Облачение иподьякона составляет стихарь и крестообразно надеваемый орарь. Канонический возраст для иподиаконской степени – не ниже 20-тилетнего.

Посвящение в иподиакона осуществляется через хиротесию. В отличие от чтеца и певца, иподиакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения.

***

«1. История возникновения чина
В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостольских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостольских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях святителя Киприана. В III веке Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило 90 иподиаконов.
По древнему уставу в обязанности иподиакона входило приготовление умовения для рук священнодействующего и изведения из храма оглашенных после возгласа диакона: «Оглашенные, Изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.
В Апостольских Постановлениях дается такое предписание епископу о посвящении иподиакона: «Поставляя иподиакона, возложи на него руку и произнеси: «Господи Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избравший для скинии свидения хранителей святых Твоих сосудов, Сам и ныне призри на раба Твоего, рукополагаемого во иподиакона, и даруй ему Духа Святаго для достойного хранения служебных Твоих сосудов и всегдашнего исполнения воли Твоей во Христе Твоем».
В соответствии с древними правилами и обычаями поставление в иподиакона, как и поставление на должность чтеца и певца, совершается «молитвою, благословением, рукоположением» святителя и облачением в сообразную чину священную одежду.

2. Схема чина посвящения в иподиакона
Благословение ораря
Крестообразное опоясывание орарем посвящаемого
Архиерейское благословение
Возложение руки на главу посвящаемого
Чтение молитвы
Первое омовение рук архиерея
Второе омовение рук архиерея
Архиерейское благословение

3. Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона
Должность иподиакона – помощника диакона – есть высшая степень церковнослужения. Чин посвящения в иподиакона, как и чин посвящения в чтеца и певца, совершается не в алтаре, а, как сказано в чинопоследовании, «посреде церкве». Это, по объяснению святого Симеона Солунского, означает, что посвящаемый назначается «не к участию в молитвах святого алтаря, но к служению вне его и к другим делам по нуждам Церкви».
Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется ставленник, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря. В молитве об иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней». Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунского, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается».
Умывальный сосуд и полотенце служат видимым выражением заботливости и любви посвящаемого к «благолепию дома» Божия, а участие в обряде омовения рук архиерея знаменует начало иподиаконского служения.
После возгласа Литургии «И да будут милости» новопосвященный отводится иподиаконами в алтарь, и, приняв благословение от архиерея, «станет во иподиакона» (Чиновник).
Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению».

протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.

Для чего нужны иподиаконы?

Иподиаконы – это помощники, помогающие епископу в некоторых моментах богослужения. Иподиаконы не имеют священного сана, но относятся к притчу церковнослужителей. По своему статусу иподиаконы бывают временные и рукоположенные. Для временного иподиаконского служения достаточно архиерейского благословения. В случаи рукоположения, иподиакон имеет право касаться престола. То есть именно он уже приравнивается к церковнослужителям.

В Православии существуют три степени священства:

  • Епископ
  • Пресвитер
  • Диакон

Такая священническая иерархия существовала с древних апостольских времен. Именно по такой вертикали идет подчинении в духовном священническом служении. Возникает вопрос: «На какой ступени находиться иподиакон?». Иподиакон стоит по званию ниже дьякона. Перед тем как принять первую ступень священства каждый кандидат должен пройти иподиаконское рукоположение и служение. Хотя до 13 века иподиаконы относились до низшей ступени диаконата. Птриарх Мануил внес изменения в церковную традицию относительно иподиаконсокго служения. Дело в том, что большинство иподиаконов в то время тянулись делать то, что предназначено дьякону. Чтобы более четко разграничить функции служения патриарх лишил иподиаконов дьяконского сана. В древние времена рукоположение иподьякона мало чем отличалось от дьяконского. Теперь иподиаконов рукополагают по средине храма, а дьяконов в алтаре.

Какие обязанности иподиакона?

В первую очередь иподиакон приставлен для служения епископу. Главная задача помогать епископу совршать церковные богослужения. Например, в определенные богослужебные моменты иподиаконы держат в руках дикирий и трикирий (специальные подсвечники). Во время совершения Евхаристии в алтаре они должны репидами накрывать сверху Святые Дары. Кстати именно с этого момента началось древнее служение иподиаконов. В первые века христианства христианам приходилось совершать богослужение в различных местах. В том числе под открытым небом. Для того чтобы насекомые не садились на Дары было принято приставлять помощников, которые бы защищали Хлеб и Вино специальными ветвями.

Для удобного чтения молитв иподиаконы держат перед архиереем Чиновник.

Также перед богослужением помогают епископу облачаться в церковные одежды.

Облачение иподиакона

Одежда иподиакона и облачение священника отличаются. Чтобы приступить к церковному служению, каждый иподиакон одевает стихарь. За высокие заслуги и послушание епископ может благословить ношение ораря. Орарь символизирует собой ангельские крылья и одевается через плечи крестообразно.

Что может делать иподиакон?

Иподиакон — в Православной Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей.

В Древней Церкви

В древности Иподиакона несли различные служения в храмах, выступая в качестве помощников диакона. По мнению современных исследователей, обязанности иподиакона определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии (Faivre. 1977). Поскольку в некоторых древних Церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть более 7 диаконов, их помощники (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11) в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень (Const. Ap. VIII 28. 7−8; 31. 2). На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на латинском Западе (особенно в Риме), где правило не более чем о 7 диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, иподиаконы фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии.

В древности на христианском Востоке в обязанности иподиакона входили охрана дверей храма, через которые входят мужчины (Const. Ap. VIII 11. 11), возлияние воды на руки епископа во время совершения литургии (Ibid. VIII 11. 12) и проч. При этом иподиакону было запрещено касаться священных сосудов (Лаодик. 21) и совершать каких-либо священнодействия (в частности, крестить — Const. Ap. III 11. 1).

В последующую эпоху эти обязанности были несколько скорректированы: иподиакон должен был охранять вход в алтарь от недостойных, расставлять и убирать священные сосуды (только если в них нет Св. Даров — Алф. Синт. Буква V, гл. 4; Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 3. Гл. 2. § 4), выводить оглашенных из храма в положенный момент, нести крест впереди процессии клириков, приготовлять трикирий и дикирий для архиерея (Sym. Thessal. Dial. 132 (194)) и т. д. В штат константинопольского храма Святой Софии (который в древнюю эпоху скорее всего совершал богослужение во всех немонастырских церквах города) входили несколько десятков иподиаконов (Novell. Just. 3. 1: 90 И.; Novell. Heracl. 22: 70 И.).

В современной практике

В современной практике Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, ориентирующихся на русскую практику иподиакон в первую очередь является прислужником архиерея. У каждого архиерея, как правило, имеется свой штат из нескольких иподиаконов (большинство из них, впрочем, обычно не посвящены во иподиаконы, оставаясь мирянами). Это объясняется тем, что в русской традиции архиерейского богослужения уставное совершение службы архиереем без участия иподиаконов крайне затруднено. Кроме того, иподиакона иногда исполняют при архиерее функции секретарей.

В грекоязычных Церквах иподиаконские обязанности обычно распределены между священнослужителями (напр., архиерея облачают к литургии священники), поэтому служение иподиакона не столь распространено.

Канонические правила об иподиаконах

Трул. 15 определяет, что 20 лет — минимальный возраст поставляемого во иподиаконы (ср.: Sym. Thessal. Dial. 129 (191)).

Иподиакону запрещается вступать в брак после принятия сана (Ап. 26; Трул. 6; ср.: CJ. 1. 3. 44 (45) 1; Novell. Just. 123. 14).

В современной русской традиции лицам, имеющим поставление во иподиаконский чин, дозволяется прикасаться к святому престолу и священным сосудам. Каноническое требование до хиротесии вступить в брак или же избрать путь девства приводит к тому, что большинство иподиаконов в Русской Церкви не имеют поставления и являются фактически алтарниками, поскольку после обустройства семейной жизни эти непосвященные иподиакона в большинстве случаев рукополагаются сразу во диаконы и священники и направляются на приходы.

Известна практика служения иподиаконами молодых клириков, уже рукоположенных во диаконы (т. н. иподиакон в сане диакона).

Ткаченко А. А.,
член Синодальной Библейско-Богословской комиссии, заведующий редакцией Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия», преподаватель кафедры Литургического богословия Свято-Тихоновсокго Университета и кафедры Библеистики Московской Духовной Акакдемии.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *