Кто помог Иисусу нести крест?

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

События Страстной Пятницы относятся к Страстям Христовым, произошедшим после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Проследим хронологию Евангельских событий, которые начинаются поздним вечером четверга.

Путь в Гефсиманский сад и предсказание о грядущем отречении учеников

После Тайной вечери Христос с учениками направляются за город, в Гефсиманский сад.

Моление о чаше

У входа в сад Иисус оставил учеников. Взяв с собой лишь троих избранных: Иакова, Иоанна и Петра, он пошёл на Елеонскую гору. Наказав им не спать, он отдалился для молитвы. Предчувствие гибели переполняло душу Иисуса, сомнения овладели им. Он, поддавшись своей человеческой природе, просил Бога-Отца пронести мимо чашу Страстей, однако покорно принял Его волю.

Спустившись с горы, Иисус будит апостолов и говорит им, что предавший его уже приближается.

Поцелуй Иуды и арест Иисуса

С отрядом воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, с фонарями и светильниками и оружием появляется Иуда и поцелуем выдает Христа.

Стражники хватают Иисуса, при попытке апостолов помешать им, Петр отсекает ухо рабу первосвященника Малху, но Иисус его исцеляет. Воины берут Христа под стражу, ученики разбегаются, лишь Петр и Иоанн тайком следуют за стражей, уводящей их учителя.

Иисус перед Синедрионом (первосвященниками)

В ночь Страстного четверга Иисуса Христа к первосвященнику Анне, тестю Каиафе, который был в тот год первосвященником. Петр скрытно следует за Иисусом. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Иисус отказался отвечать, он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Анна не имел власти вынести приговор и посылает связанного Иисуса Христа к Каиафе.

У Каиафы собираются книжники и старейшины. Первосвященники и старейшины и весь синедрион ищут лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти.

Иисуса Христа обвиняют в богохульстве. Его избивают, хулят и требуют: «Прореки, кто ударил Тебя?». Иисус хранил молчание. Синедрион, собравшийся у Каиафы, приговаривает Христа к смерти.

Отречение апостола Петра

Петра, следовавшего за Иисусом до синедриона, не впустили в дом. В прихожей он подошёл к очагу, чтобы согреться. Одна из служанок первосвященника, всмотревшись в греющегося у костра во дворе Петра, узнает его.

Петр трижды отрекается и слышит, как поет петух. Исполняется слова Господа: «Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк 22:34). Петр в слезах уходит. Наступает рассвет.

Иисус перед Понтием Пилатом

Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в преторию, которая помещалась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Необходимо было получить от Понтия Пилата утверждение смертного приговора.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело, но допрашивает Спасителя, не находит в нем никакой вины и отсылает к Ироду Антипе.

Ирод радуется встрече с Иисусом Христом, потому что давно надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, но Спаситель не отвечает. Первосвященники и книжники стоят рядом и продолжают обвинения. Насмеявшись над Христом, Ирод одевает Его в светлую одежду и отсылает обратно к Пилату.

Между Пилатом и Иродом устанавливается дружба.

Пилат созывает первосвященников и народ. Он предлагает, по обычаю праздника отпустить одного из узников: разбойника Варавву или Иисуса. Однако толпа, подстрекаемая первосвященииками, требует отпустить не Иисуса Христа, а Варавву.

Пилат колеблется, но в итоге приговаривает Христа, однако, при этом использует не формулировку первосвященников. Умывание рук Пилатом — знак того, что он не хочет вмешиваться в происходящее.

Бичевание Христа


Бичевание

Пилат приказал бичевать Иисуса (обыкновенно бичевание предшествовало распятию).

Поругание и увенчание терновым венцом

Поздним утром Страстной пятницы воины отводят Христа в преторию, собирают весь полк, одевают Его в багряницу и возлагают на голову терновый венец. Его бьют по голове тростью, плюют и насмехаются, становясь на колени и кланяясь Ему как Царю. Чтобы осмеять Иисуса, «Царя Иудейского», на него надевают красную власяницу, венец из терновника и дают в руки жезл.

Пилат выводит Христа в венце и багрянице к народу, надеясь, что вид Его страданий смягчит людей. Народ требует казнить Христа и отпустить Варавву. Пилат умывает руки и предает Христа на распятие.

С Него снимают багряницу, одевают в Его собственные одежды ведут на смерть.

Крестный путь (Несение креста)

Иисус приговорён к позорной казни через распятие вместе с двумя разбойниками. Местом казни была Голгофа, расположенная за городом. Время — около полудня Страстной пятницы. Место действия — подъем на Голгофу. Приговорённый должен был сам нести крест до места казни. За Христом следовали плачущие женщины.

По дороге на Голгофу воины встречают Симона Киринеянина, шедшего с поля. Так как Христос падал под тяжестью креста, солдаты заставляют Симона помогать нести крест за Иисусом.

Распятие

В час третий по иудейскому исчислению, что соответствует 9 утра, Спасителя распинают на Кресте. Над головой Иисуса к кресту прикрепляют табличку с надписью на надписью еврейском, греческом и латинском языках: «Царь Иудейский».

Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости

Распявшие Христа воины стерегут его и делят Его одежды. Каждому воину достается по части, но тканый сверху хитон они поделить не могут и бросают о нем жребий.

На кресте

По обеим сторонам от Христа были распяты два разбойника. Один из них хулит Христа, Второй просит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» и получает обещание «ныне же будешь со Мною в раю».

Через некоторое время Христос, мучимый жаждой попросил пить. Один из солдат, стерегущих Христа, обмакнул в губку в смесь воды с уксусом и на трости поднёс к его губам.

Иисус, увидев у подножия Креста Свою Матерь, поручает ее заботе стоящего рядом ученика – по преданию Иоанну Богослову, автору Евангелия, в котором упоминается это событие.


Распятие Христово

С шестого часа по девятый (т.е. с полудня до 3 часов по современному исчислению) по всей земле царит тьма.

В час девятый Иисус громко восклицает «Или́, Или́! ламá савахфани́?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Ему подносят губку с уксусом.

Спаситель произносит последние слова: «Свершилось. Отче! в руки Твои предаю дух Мой» и испускает дух.

Меркнет солнце. Храмовая завеса раздирается надвое. Происходит землетрясение.

Снятие с креста

Чтобы ускорить смерть распятых (был канун пасхальной субботы, которая не должна была омрачаться казнями), первосвященники приказывают перебить им голени. Однако Иисус был уже мёртв. Один из солдат (в некоторых источниках — Лонгин) ударяет Иисуса копьём в рёбра — из раны потекла кровь, смешанная с водой.

Тайный ученик Христа – Иосиф из Аримафеи, член Совета старейшин, просит у Пилата позволения снять тело Иисуса и получает разрешение.

Другой почитатель Иисуса, Никодим, помог снять тело с креста.

Положение во гроб

Никодим и Иосиф берут около ста литров состава из смирны и алоя и обвивают тело Христа пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

Христа погребают в саду на том месте, где Он распят, в новом гробу, высеченном в скале.

За тем, как тело полагают во гроб, смотрят женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи. Они возвращаются по домам, готовят благовония и масти и остаются в покое, поскольку наступает суббота.

Симон Киринеянин

Симон несёт Крест на Голгофу. Фреска Феофана Стрелидзаса.

Симон Киринеянин (Симон Киринейский, ивр. שמעון, греч. Σίμων ο Κυρηναίος) — персонаж Евангелия.

Сведение

Как передают евангелист Матфей, евангелист Марк и евангелист Лука, Симон, по приказу римлян, помогал Иисусу Христу нести крест во время крёстного пути к Голгофе. Августин Блаженный считает: «до восхождения на Голгофу Иисус Сам нёс крест Свой; Симон же, как вспоминают предыдущие три (евангелиста), был принужден к этому уже в пути, при поднятии (креста) на (лобное) место».

Евангелие сообщают о Симоне, что он был он имел двух сыновей Александра и Руфа (имена указывают на эллинизацию и романизацию семьи Симона). Очевидно, что он был ливийским евреем, родом из Кирены из области Киренаика в Ливии.

По всей видимости, Симон прибыл в Иерусалим на праздник Пайсах, подобно другим евреям, жившие в диаспоре.

Некоторые авторы считают, что Симон был последователем Иисуса Христа.

Евангелие говорит, что Симон «шёл с поля», что может трактоваться как то, что он не на праздник прибыл в Иудею, а поселился в ней, обзаведясь собственным хозяйством.

Согласно Священному Преданию, Симон со своим семейством впоследствии переселился в Рим где пользовался у римских христиан особенным уважением.

В некоторых православных календарей под 28 февраля помещается память «апостолов от 70 Симона Киринейского, Еввула и Нимфана (I в.)», однако эти имена не включены в известный список Собора семидесяти апостолов, и в официальных календарях Московской Патриархии эти имена не упоминаются. В Католической церкви Симону посвящено пятое стояния богослужения Крестного пути — «Симон Кириниянин помогает Христу нести крест». Изображение данной сцены помещаются в числе 14-ти композиций Крестного пути на стенах католических церквей.

Дети

Имел двоих сыновей:

  • Руф — апостол от семидесяти.
  • Александр — священномученик, пострадал в Карфагене.

Примечания

  1. Мф.27:32
  2. Мк.15:21
  3. Лк.23:26
  4. Августин Блаженный. О согласовании евангелистов. — Творения. СПб., 1998, т. 2, с. 261—262

История

Мармарика • Итальянская Ливия • Королевство Ливия • Ливийская Арабская Республика • Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия • Государство Ливия

История и политика

Гарамантида • Ливийская война • Исламский Эмират Бенгази • Одиссея Рассвет • План перемирия в Ливии • Столкновения в Ливии (война с 23 октября) • Участие Израиля в войне в Ливии • Этнические чистки в Ливии • Бригада Тигров Мисурата • Распад Ливии • Битва за Мисурату • Проект еврейской страны • Резолюция СБ ООН № 1973

Каддафи

Встречи Брежнева и Каддафи • Встреча Горбачёва и Каддафи • Заявления • Ликвидация Муаммара Каддафи (демонстрация тела) • Ордер на арест Муаммара Каддафи • Охрана Каддафи • Шахматная партия между Илюмжиновым и Каддафи

Города

Авбари • Адждабия • Адири • Аль-Байда • Аль-Джаф • Аль-Хумс • Бен-Джавад • Бенгази • Бени-Валид • Борион • Брега • Ваддан • Вазин • Гадамес • Гарабули • Гарьян • Гат • Дерна • Джаду • Джерма • Завила • Зинтан • Злитен • Зуара • Иегуд-Аббас • Каср Абу-Хади • Каср-Бен-Гашир • Кирена • Лептис Магна • Мадиррат-Хун • Мизда • Мисурата • Мурзук • Налут • Рас-Лануф • Сабрата • Себха • Сирт • Сурман • Сцина • Таджура • Тархуна • Тобрук • Токра • Толмейта • Триполи • Шаххат • Эз-Завия • Эль-Азизия • Эль-Джауф • Эль-Мардж • Яфран

Племена и провинции

Берберы • Гараманты • Евреи • Киренаика • Ливофиникийцы • Нафуса • Триполитания • Феццан

Крестный путь

Так называется дорога от претории, где Пилат судил Христа, до Голгофы, где Он принял крестную смерть. Название это стало нарицательным, означающим скорби, трудности жизненного пути верующих.

Как это происходило

Евангельская история повествует о том, что Христа после взятия под стражу мучили и били. Потом он предстал перед церковным судом, где Ему представили ложные обвинения. Первосвященники осудили Его на смертную казнь, якобы за богохульство, что Он посмел назвать Себя Сыном Божиим.

Затем Его заковали в темницу на всю ночь. На рассвете Христа повели на суд к Пилату. В те времена Иерусалим был под властью Рима. Жители его не имели права никого отдавать на смертную казнь без разрешения римского правителя.

В те года судьей был Пилат. К нему и привели Христа, чтобы он подтвердил приговор. Но Пилат долго сопротивлялся, не мог понять, за что Ему присуждено такое суровое наказание. Кроме того, жена Пилата просила его ничего не делать Христу, потому что ей приснился про Него чудесный сон.

Пилат решил предать Христа бичеванию, думая, что иудеи увидят Его израненным и раздумают убивать Его, пожалев. Но даже после такого сурового наказания, увидев окровавленного и еле живого Христа, не изменили своего намерения. Они кричали и требовали привести смертный приговор в действие.

Распятие считалось самой суровой казнью в то время. Так убивали серьезных преступников, убийц и т.д. Бичевание тоже было нелегким испытанием. Били железными прутьями, а затем бичами (палками с веревками, имеющими на конце железные когти). Они впивались в тело человека, а когда их отрывали, плоть отрывалась кусками. Христу дали число ударов бичами намного выше положенного. Он был почти без сознания, лежал в луже крови. Но и тогда воины не поразились кровавым зрелищем, не пожалели израненного, еле живого Христа, а издевались над Ним, надевая на Него багряницу и терновый венец на голову. Это были прутья терновника с множеством колючек, сплетенные в виде шапочки. Ее надевали Ему на голову с помощью палок, чтоб не уколоться.

Затем Его подняли и потащили обратно к Пилату. Судья испугался вида Христа и сказал Ему: «скажи мне что-нибудь, я имею власть отпустить Тебя или распять». Но Христос ответил: «если б свыше не было дано тебе такой власти, ты бы не смог ничего сделать, но тот, кто предал Меня, больше согрешил». Пилат с тех пор стал уговаривать иудеев отпустить Христа любыми способами.

«Царя ли вашего распну?!» – это было последний шанс уговорить их. Но они кричали, наученные фарисеями, ненавидевшими Христа: «нет у нас царя, кроме Кесаря». Пилат испугался, услышав это. Он знал, что за это он может сам быть наказан Кесарем. Он проявил малодушие, издав смертный приговор. Тем более он видел, что в народе возникла уже давка. «Крики их превозмогли», – написано в Евангелии.

Пилат, умыв при всех свои руки, сказал, что он не виновен в крови Сего Праведника. Это был такой обычай. Пилат, таким образом, хотел снять с себя вину. Народ же был настолько озлоблен, что отвечал: «кровь Его на нас и на детях наших», – подписав себе этим проклятье.

Пилат отдал Христа под стражу, чтобы вести Его на место казни – гору Голгофа. С этого момента начинается крестный путь Спасителя.

Дорога на Голгофу

Приговоренных к распятию заставляли нести поперечную перекладину от своего креста. Вертикальный же столб уже был вкопан в землю на месте казни. В некоторых художественных произведениях, а их немало, изображающих крестный путь, Христос несет весь крест. Но это физически невозможно, потому что он был слишком тяжел.

Разбойникам привязывали перекладину к спине, от одной руки к другой. Человек шел с распростертыми руками, сгибаясь под тяжестью перекладины. Избитый, еле живой Христос, не мог нести такой груз всю дорогу. Предание повествует, что Он трижды упал на всем протяжении этого пути. Его били воины, заставляя вставать и идти дальше.

Когда Он не мог больше нести перекладину, воины схватили первого попавшегося человека и заставили его нести ношу Христа. Согласно Евангелию, это был – простой крестьянин по имени Симон, возвращавшийся в тот момент с поля. Он нес перекладину Христа до самой Голгофы. При этом по преданию, он утешал и подбадривал Христа, увещевая воинов перестать бить Его и издеваться.

Три падения на крестном пути Христа

По преданию Спаситель трижды упал на этом скорбном пути. Во время первого падения к Нему подошла Мать Его, плача и утешая. Во время второго падения Его лицо вытерла святая Вероника платом, на котором отобразился лик Христа. Когда Он упал в третий раз, женщины иерусалимские плакали о Нем, но Он утешил их пророчеством.

Современный вид крестного пути

«Виа Долороза» – так переводится крестный путь, дословно «путь страданий». Он пролегает через Львиные ворота, которые ведут из города на Голгофу. Название свое они получили от львов, изображенных на барельефе. Ворота велел построить султан Сулейман Великолепный. Другое их название – ворота святого Стефана. По преданию мученик был побит камнями около этого места.

Крестный путь содержит четырнадцать стояний. Это – остановки, на которых верующие молятся.

Вот эти стояния:

  1. Первое – Христа осудили на смерть у Пилата.
  2. Второе. Возложение креста.
  3. Первое падение Христа под тяжестью перекладины.
  4. Встреча Спасителя с Богородицей.
  5. Симон Кириниянин помогает нести перекладину.
  6. Святая Вероника отирает Его лицо платом.
  7. Второе падение Спасителя.
  8. Обращение к плачущим женщинам.
  9. Третье падение Христа.
  10. Срывание одежд со Христа воинами.
  11. Пригвождение ко кресту.
  12. Смерть на кресте Христа.
  13. Снятие со креста.
  14. Погребение тела Христа.

Шествие по крестному пути обычно совершается в Страстную пятницу.

Первая остановка – где Пилат осудил на смерть Христа. Это находилось в крепости Антония. Крытый путь с арками вел от Иерусалимского храма в преторию. На одной из арок есть надпись – «Се Человек». Лифостротон – каменный помост, где осудили Христа.

На третьей и четвертой остановке находятся армянские храмы, они католические. На пятой остановке находится Францисканская капелла. На шестой остановке, на месте дома святой Вероники был выстроен монастырь в шестом веке. Сейчас там – часовня в честь младших сестер Спасителя. Алтарь ее находится как раз на месте дома Вероники.

На седьмой остановке находится коптская церковь. На следующей остановке – круглый камень с надписью «Ника». Последняя остановка в городе – Судные врата. Через них Христос вышел на Голгофу. Их нашли во время раскопок в девятнадцатом веке, руководил которыми о. Антонин Капустин, а финансово поддерживал их князь Сергей Александрович. На воротах находится калитка, называемая «Игольными ушками», про которую говорит Христос в Евангелии. Это настолько низкая калитка, что человек может войти в нее только в согнутом положении. Последние пять остановок находятся уже в храме Гроба Господня.

Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу

Великая пятница: Почему христиане поклоняются орудию пытки Христа

В Великую пятницу не служится Божественная литургия, так как в этот день Сам Господь принес себя в жертву. Вчера, в Великий четверг, мы переживали события Гефсимании — когда Иисус, удалившись от учеников, в Гефсиманском саду трижды молился — молился до кровавого пота: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, — молит Иисус Бога Отца, но тут же, следом произносит, — впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Душа Иисуса скорбела и тосковала, он просит Петра и двух других учеников «бодрствовать с ним», но ученики, не выдерживая напряжения, засыпают.

«Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его». Конечно, по Своей Божественной силе Иисус мог бы и остановить стражников — ведь Он повелевал буре прекратиться, Его Божеству подвластны все стихии природы, что там люди? Вон, Петр, желая остановить стражников, помешать аресту Иисуса, отсек одному из архиерейских слуг ухо. И Христос совершает чудо: плоть подвластна Ему — Он берет это ухо и заживляет его. Но при этом послушно, смиренно идет вместе с арестовавшими его на суд. Как это понять, в чем дело?

По Своей Божественной сути Иисус мог тысячью способов избежать ареста. Но нет, этого не происходит. Важно уяснить, почему? Потому что Иисус добровольно, из любви к людям, умаляет Свою Божественную природу, то есть делает ее меньше, фактически ничтожной. Он принимает арест — потому что «так должно быть», потому что в этом воля Божья, потому что это предсказывалось пророчествами. Но главное, он принимает это из любви к людям. Зная, что за арестом последует неправедный суд, осуждение Его, невиновного, на Крестную казнь, дорога на место Распятия — Голгофу, Крестные страдания и вот, сама, Крестная смерть. Все это ведомо Иисусу. И Он принимает их.

Крест — символ Великой пятницы. Он высится в центре каждого храма, и верующие приходят поклониться ему. Почему? Почему мы поклоняемся тому, что послужило средством мучительной смерти?

Когда-то крест (здесь еще со строчной буквы) был самым страшным орудием казни, до которого смогли додуматься люди. Позорным и чрезвычайно жестоким. Местами казни обычно становились возвышенности невдалеке от городов, вдоль дорог — для устрашения. Ведь смерть на кресте была не просто мучительной, но и долгой, часто казненный висел несколько дней, так, что ему, еще живому, птицы выклевывали глаза.

Преступника, приговоренного к распятию, сначала раздевали, оставляя только узкое препоясание вокруг чресл, потом он, беззащитный и униженный, под взглядами толпы, понукаемый стражниками, нес свой крест или только поперечную перекладину креста долгим скорбным путем — к месту казни. У Иисуса это был путь на Голгофу, Лобное место в переводе с греческого. Затем несчастного привязывали к крестному древу, веревками поднимали наверх (крест высился над землей на 3, а то и на все 4,5 м) и пригвождали его руки и ноги, распиная бедного.

Острие кованых граненых, с зазубринами, железных гвоздей вбивали между локтевой и лучевой костьми, ближе к запястью (а не в ладони, как принято считать, пробитая ладонь легко разорвется под тяжестью висящего, не имеющего опоры тела) и между плюснами ног. Физические муки казненного усиливались, если дело происходило в жару, под лучами палящего солнца. Единственное смягчение не поддающейся разумению жестокости: перед пригвождением распинаемому было принято давать вино со смирной — напиток, по-видимому, помогающий забыться. Евангелие свидетельствует: Иисус от этого питья отказался. Богословы считают, что Спаситель желал пройти весь путь крестных страданий в полном сознании.

Если добавить, что в народе казненный на кресте воспринимался как проклятый Господом, можно понять, что распятие было не только мучительнейшей смертью, в физическом смысле, но и означало крайнюю форму отвержения человека — от других людей, от Создателя. Крестной смерти подвергали только рабов, римским гражданам, совершившим даже самые страшные преступления, попросту отсекали головы, а Цицерон — философ и оратор — считал, что римскому гражданину и свободному человеку оскорбительно даже просто упоминать о такой вещи, как казнь на кресте. И именно такую казнь — самую мучительную, самую недостойную, самую позорную — принимает Сын Божий. Причем страданиям на Кресте предшествуют предательство, неправедный суд, унижение, поношение, оплевывание, насмешки и осмеяние, злословие, издевательства. А еще бичевание. Историки уточняют, что стоит за этим Евангельским словом — тридцать девять (сорок — это уже смертельная норма!) ударов длинным пятихвостым бичом, к каждому хвосту которого прикреплены свинцовые шарики. Удары таким бичом рассекали тело до кости…

И вот все эти Крестные страдания, простое перечисление которых уже приводит в дрожь, принимает Спаситель. Добровольно. По Своему человеческому, а не Божественному естеству. Умаляясь, самоуничижаясь, не просто до человека, а до самого презренного — раба. Самого грешного. Будучи Сам безгрешным. Добровольно. Из любви. К нам, людям. Искупая не Свои, наши грехи. Принимает Крестные страдания и Крестную смерть. Бессмертный по своему Божественному естеству, Он до конца, смертного конца, проходит путь человека.

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого, — сообщает Евангелие, — а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»» — этот пик богооставленности Иисуса очень важен, потому что это предельная точка страдания Спасителя. После этого наступает конец. Смерть. На Кресте.

Евангелист Иоанн, свидетель Распятия, стоявший при Кресте, так описывает последние минуты Иисуса: «сказал: совершилось! И преклонив главу, предал дух». Бесспорно, что слово «совершилось» здесь не просто констатирует смерть. И даже не только фиксирует то, что наконец-то во всей полноте и последовательности свершились, исполнились пророчества, за многие века до произошедшего точно предсказавшие приход в наш мир Спасителя. Нет, дело не только в этом. Греческое слово «совершилось», которое Иоанн Богослов выбрал для описания момента смерти Иисуса в своем Евангелии (а оно было написано на греческом), одного корня со словом, обозначающим предел совершенства. А это значит, что последний миг земной жизни Иисуса, миг Его смерти, был уже заревом Его победы. Победы над смертью. Принявший по Своему человеческому естеству всю полноту страданий и даже смерть, по Своей Божественной природе Он эту смерть победил.

Только не надо воспринимать таинство Крестной смерти и последующее Воскресение из мертвых упрощенно, механистически. Одна деталь. Евангелие сообщает, что страдания Христа на Кресте длились около 6 часов. Кстати, это удивило Пилата: обычно мучения несчастных тянулись несколько дней, пока не наступала смерть — чаще от асфиксии (удушья), хотя стражники, стремясь поскорее освободиться, иногда ускоряли казнь, перебивая распятому голени. Казненный терял точку опоры и задыхался — уже мгновенно. В этот раз, когда римский сотник перебивал мечом голени двум еще живым разбойникам, распятым рядом с Христом, Спаситель уже был мертв. Чтобы убедиться в этом, сотник ударом копья пронзил Иисусу ребра, и оттуда тотчас истекла кровь и вода. Некоторые богословы, исходя из этого свидетельствования евангелиста Иоанна и опираясь на опыт медиков, делают вывод: у Спасителя не выдержало сердце. Не выдержало страданий? «Отче! — молился Распятый на Кресте за тех, кто Его распинал, — прости им, ибо не ведают, что творят!»

Так почему же христиане поклоняются орудию мучительнейшей пытки? «Распятие Христово, — писал митрополит Антоний Сурожский, — это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить — жить вечной жизнью, жить с Богом. И этому всему знаком является Крест, потому что в конечном итоге любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой».

«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас», — учил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на Кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов в Великую пятницу по нашему времени). Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос плащаницы — шитого изображения снятого с Креста распятого Тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и возлагают на специально приготовленный стол в центре храма — гробницу, а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе. В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

А 27 апреля — Великая суббота, день, когда «да молчит всякая плоть», день пребывания тела Иисуса Христа во гробе, день внутреннего сосредоточения, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова.

В синоптических Евангелиях говорится о том, что на пути к Голгофе римские воины заставили помочь нести Крест Господа некоего Симона Киринеянина – еврея из рассеяния (родом из города Киринеи – города в Ливии), который прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи.

Этот человек возвращался с поля. И его путь пересекся с путем Спасителя-Страдальца. И на него римские воины возложили Честное Животворящее Древо Креста Господня. Он буквально исполнил слова Христовы «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Этот призыв Господа звучит и к нам сейчас сквозь толщу веков! Почему Спаситель позволил нести Свой Крест Симону? Простому человеку? Ведь Искупительный Подвиг – это дело Бога. Думается, потому что Христос хотел, чтобы и мы вошли в Его страдания и в Его Воскресение.

Симон Киринеянин – это каждый из нас. Вроде бы случайная хаотичная встреча. Человек идет с поля, то ли он работал в нем, то ли ночевал в близлежащей деревне (может, паломнику не нашлось места в иерусалимских гостиницах по случаю праздника). Симон, возможно, даже и не знал, что Христа ведут на казнь. Словно бы случайная встреча. Но все ведомо Божьему Промыслу. Бог призывает каждого человека разделить с Ним Свои страдания, помочь Ему донести Свой Крест, войти в Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Ведь Бог говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами…» (Ин. 15:14, 15). Мы Его друзья, сыновья и дочери, сотрудники и соратники. Мы его помощники. Он не желает нас спасать без наших участия и произволения. И Он призывает нас разделить с Ним Его Святой Крест. Он призывает нас испить горькое лекарство Голгофы, чтобы исцелиться в Воскресении Христовом и личном воскресении каждого из нас.

Страстная седмица для этого подходит как нельзя лучше. Мать-Церковь Своими богослужениями берет нас за руки и вводит нас сквозь двери храмов в Иерусалим, наполненный страданиями Бога. И мы следуем за Ним и очищаемся от своих грехов Его страданиями, Его Пречистой Кровию. В союзе Бога и человека происходит великая тайна нашего спасения.

Согнем же с Божьей помощью, дорогие братья и сестры, свои выи, обрежем свои сердца и подклоним свои головы под Честный и Животворящий Крест Господень, оказавшись лицом к лицу со Своим Господом. И тайна сия велика есть!

Иерей Андрей Чиженко

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *