Содержание
НОСЫРЕВ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ
Русский художник, мультипликатор, режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств России (2003).
Мать – швея-мотористка на трикотажной фабрике в Ивантеевке. Носырев носит ее фамилию. Отец – Виктор Платонович Филичкин, повар на трикотажной фабрике. В 1942 году ушел на фронт и не вернулся.
Жена – Вера Кудрявцева-Енгалычева (с 1973 года). Закончила художественный факультет ВГИКа в 1972 году. Работает с мужем.
Носырев учился в Москве в детской художественной школе в Чудовом переулке. В 1952 году поступил в Федоскинскую школу миниатюрной живописи. Окончил ее в 1956 году. После этого три года работал в артели живописцев, расписывал шкатулки. За образцы для росписи здесь брали живописные полотна, литографии, но художники также делали и свои композиции. Так, например, Леонид Викторович сделал лаковую миниатюру по «Песне про купца Калашникова», композицию по своим впечатлением от поездки на целину в 1957 году.
В 1959 -1961 годах Носырев обучался на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Его однокашниками были Юрий Норштейн, Юрий Кузюрин, Анатолий Солин, Анатолий Абаренов. По окончании курсов он был зачислен в штат студии и начал работать под руководством Федора Савельевича Хитрука. Участвовал в создании мультфильмов Хитрука «История одного преступления» (1962), «Топтыжка» (1964), «Каникулы Бонифация» (1965), «Человек в рамке» (1966).
В начале 1960-х годов Носырев прочитал книгу Б.В. Шергина «Океан – море русское». Благодаря этому началось его знакомство с Русским Севером. В 1963 году Леонид Викторович посетил Ферапонтов монастырь и написал копию фрески Рождества Богородицы. Сам режиссер называет время своего пребывания в Ферапонтово одним из важнейших этапов своего развития. После него он продолжил путешествовать по Русскому Северу. Все это оставило на Носыреве неизгладимый след и способствовало выработке его собственного творческого почерка.
В 1969 году он снял свой первый фильм (по мотивам песенки Владимира Шаинского на стихи Юрия Энтина) – знаменитого «Антошку» для киножурнала «Веселая карусель». Затем режиссер снял еще три фильма для нее – «Два веселых гуся» (1970), «Рыжий, рыжий, конопатый» (1971), «Хомяк-молчун» (1972).
В 1974 году по заказу итальянского телевидения для цикла «Сказки народов Европы» Леонид Носырев создал мультфильм «Вершки и корешки» (озвучил его Валерий Золотухин). В 1975 году увидел свет «Комаров» по рассказу Ю.М. Нагибина. Тогда же Носырев окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности теории и истории искусств.
Во второй половине 1970-х режиссер приступил к своему северному циклу – мультфильмам по сказкам С.Г. Писахова и Б.В. Шергина. В 1977 году появился мультфильм «Не любо – не слушай» по Писахову, в 1978 году – «Дождь» по рассказу Шергина (в соавторстве с Юрием Ковалем), в 1979-м – «Волшебное кольцо» по скоморошьей сказке Шергина. В 1981 году вышел фильм «Тигренок на подсолнухе» по сказке Юрия Коваля. В 1986 году соавторы выпустили «Архангельские новеллы», куда вошли мультфильмы по Писахову — «Апельсин» и «Перепелиха», в 1987 году вышла «Поморская быль» по Борису Шергину, «Морожены песни» по Степану Писахову. В том же году все фильмы северного цикла были объединены в полнометражный фильм «Смех и горе у Бела моря (его озвучивал Евгений Леонов). Для него Носырев специально ездил в Архангельск и записывал там колокольные звоны.
В 1991 году Носырев и Коваль сняли свой последний совместный фильм «Mister Пронька» по сказке Шергина «Пронька Грезной». В 1994 году режиссер выпустил современную сказку с народными героями «Фантазеры из деревни Угоры». В конце 1990-х Леонид Викторович принял участие в создании «Пушкинского проекта» в честь 200-летия со дня рождения великого поэта. В 1998 году он приступил к работе над мультфильмом «Пинежский Пушкин» по рассказу Шергина, но закончил его только в 2003 году.
С 1996 года Леонид Викторович Носырев преподает во ВГИКе.
Мультфильмы
«Антошка» («Веселая карусель» № 1), 1969
«Два веселых гуся» («Веселая карусель № 2), 1970
«Рыжий, рыжий, конопатый» («Веселая карусель» № 3), 1971
«Хомяк-молчун» («Веселая карусель» № 4), 1972
«Вершки и корешки», 1974
«Комаров», 1975
«Чуридило», 1976
«Не любо – не слушай», 1977
«Дождь», 1978
«Волшебное кольцо», 1979
«Тигренок на подсолнухе», 1981
«Жил у бабушки козел», 1983
«Архангельские новеллы», 1986
«Поморская быль», 1987
«Морожены песни», 1987
«Вечные льды», 1987
«Смех и горе у Бела моря», 1987
Антошка
Антошка
рисованный
Леонид Носырев
Эдуард Успенский
Леонид Носырев
Владимир Шаинский
Союзмультфильм
СССР СССР
2 мин. 26 сек.
ID 1075301
«Антошка» — советский короткометражный рисованный мультфильм, снятый по детской песенке Владимира Шаинского и Юрия Энтина режиссёром Леонидом Носыревым.
Второй из четырёх сюжетов мультипликационного альманаха «Весёлая карусель» № 1.
Сюжет
Мультфильм про ленивого мальчишку по имени Антошка, который не хотел идти копать картошку.
Отрывок из песни:
музыка: Владимир Шаинский, слова: Юрий Энтин. Песню исполняет детская хоровая студия «Спутник».
Съёмочная группа
Режиссёр | Леонид Носырев |
Сценарист | Эдуард Успенский |
Композитор | Владимир Шаинский |
Художник-постановщик | Леонид Носырев |
Художники-мультипликаторы |
Создание
- Антошка — главный герой данного мультфильма, является визитной карточкой режиссёра Леонида Носырева. Также он использовал его образ в мультфильмах: «Рыжий, рыжий, конопатый», «Два весёлых гуся» и «Фантазёры из деревни Угоры».
Мне понравилась песенка про Антошку. Весёлая мелодия, озорные словечки. Сразу представился образ мальчишки. Первые ощущения очень важны. Уже потом начинает работать мысль художника и режиссёра. Энтин принёс и сценарий. Но мне он не очень понравился.
Я решил, что Антошка должен быть обязательно рыжим, солнечным, свободным человечком. Который сидит где-то на природе под подсолнухом. У меня с самого детства любовь к этим растениям. Помню, рядом с нашим четырёхэтажным домом, где мы жили в коммунальной квартире, были огороды. Там рос огромный подсолнух. Как-то вечером я подполз к нему и решил отвернуть ему голову. Долго мучился. Отломить подсолнух, да ещё детскими руками, тяжело — он очень волокнистый и плотный. Тот подсолнух запечатлелся в моей памяти.
— Леонид Носырев
Напишите отзыв о статье «Антошка»
- Антошка. — Умка, 2012. — (Поющие мультяшки). — ISBN 978-5-91941-022-5.
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Антошка
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.
Анатоль и Долохов тоже любили Балагу за его мастерство езды и за то, что он любил то же, что и они. С другими Балага рядился, брал по двадцати пяти рублей за двухчасовое катанье и с другими только изредка ездил сам, а больше посылал своих молодцов. Но с своими господами, как он называл их, он всегда ехал сам и никогда ничего не требовал за свою работу. Только узнав через камердинеров время, когда были деньги, он раз в несколько месяцев приходил поутру, трезвый и, низко кланяясь, просил выручить его. Его всегда сажали господа.
– Уж вы меня вызвольте, батюшка Федор Иваныч или ваше сиятельство, – говорил он. – Обезлошадничал вовсе, на ярманку ехать уж ссудите, что можете.
И Анатоль и Долохов, когда бывали в деньгах, давали ему по тысяче и по две рублей.
Балага был русый, с красным лицом и в особенности красной, толстой шеей, приземистый, курносый мужик, лет двадцати семи, с блестящими маленькими глазами и маленькой бородкой. Он был одет в тонком синем кафтане на шелковой подкладке, надетом на полушубке.
Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая черную, небольшую руку.
– Федору Ивановичу! – сказал он, кланяясь.
– Здорово, брат. – Ну вот и он.
– Здравствуй, ваше сиятельство, – сказал он входившему Анатолю и тоже протянул руку.
– Я тебе говорю, Балага, – сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи, – любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи… На каких приехал? А?
– Как посол приказал, на ваших на зверьях, – сказал Балага.
– Ну, слышишь, Балага! Зарежь всю тройку, а чтобы в три часа приехать. А?
– Как зарежешь, на чем поедем? – сказал Балага, подмигивая.
– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
История одной песенки: На весёлой карусели
Один из самых весёлых мультиков – это мультсериал «Весёлая карусель». Ну а самая известная песенка, которая звучит в нём, – с детства всем знакомый и любимый всеми хит «Антошка».
Песенка «Антошка» родилась в 1968 году, и её автором был самый «детский» композитор Владимир Шаинский. Стихи для песни написал Юрий Энтин. Лёгкая и незатейливая песенка сразу же полюбилась всем слушателям, от мала до велика. Но не все знают, что авторам «Антошки» стоило немалого труда донести своё произведение до слушателей!
О том, как шла работа над песенкой, вспоминает поэт Юрий Энтин. «Я попросил Шаинского подождать в садике до конца рабочего дня, чтобы потом сесть за рояль в директорском кабинете. Он сказал: «Мне рояль не нужен, я сочиняю на столе». Стал стучать по столу и петь: «Тили-тили, трали-вали…» Там всего шесть строчек. Песня получилась прямо в этот день».
В детской редакции телевидения, куда Юрий Энтин принес «Антошку», лёгкую юмористическую песенку про хитрого забавного мальчишку не оценили. Однако авторы не отчаивались, и вот наконец в редакции передачи «С добрым утром» им улыбнулась удача, и «Антошку» пустили в эфир!
Песенка получила своё признание, а годом спустя в мультипликационном журнале «Весёлая карусель» все увидели наяву её героя. В его создании участвовал замечательный художник, аниматор и режиссёр Леонид Носырев. Вот что он вспоминал о «рождении» Антошки. «Мне понравилась песенка про Антошку. Весёлая мелодия, озорные словечки. Сразу представился образ мальчишки. Первые ощущения очень важны. Уже потом начинает работать мысль художника и режиссёра. Энтин принёс и сценарий. Но мне он не очень понравился. Я решил, что Антошка должен быть обязательно рыжим, солнечным, свободным человечком, который сидит где-то на природе под подсолнухом. «Антошка» до сих пор является моей визитной карточкой. Ему уже 45 лет, а он так же задорно поёт «Тили-тили, трали-вали».
Антошка
Слова – Ю. Энтин
Музыка – В. Шаинский
Антошка, Антошка,
Пойдём копать картошку.
Антошка, Антошка,
Пойдём копать картошку.
Припев:
Тили-тили,
Трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали!
Парам, пам, пам,
Парам, пам, пам.