Кто греки по религии?

Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» — воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия — скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

10 неожиданных фактов о Греческой Православной Церкви

Как известно, русские и греки – единоверные народы. Греция по праву считает себя наследницей Византии, от которой Русь приняла не только веру, но и книжность и культуру.

Казалось бы, православные традиции в Греции и в России должно практически совпадать. Но есть ряд особенностей, которые отличают греческое благочестие от русского.

О наиболее интересных, примечательных и необычных греческих достопримечательностях мы уже писали. А теперь для читателей «Фомы» приводим 10 самых распространенных отличий церковной практики в Греции. Знание их позволит вам не попасть в курьезную ситуацию, когда вы посетите эту благословенную страну.

Тем более, что число россиян, которые выбирают Грецию для семейного отдыха или посещают ее с паломническими целями, неуклонно растет.

Итак.

1. Если вы встречаете человека в рясе – неважно, священник он или простой монах, скажите «Эвлогитэ» (Благословите) и поцелуйте руку. То же касается и монахинь в монастырях. В Греции священники кресты надевают только во время архиерейских служб. Также и настоятельницы крестов не носят. Поэтому лучше благословиться у послушницы, чем обидеть игуменью (внешне они неотличимы).

Православный священник. Калабака, Греция. Фото Nagarjun

2. Если вы оказались в Греции в августе, имейте в виду, что Успение Пресвятой Богородицы (Кимисис тис Феотоку или просто Декапендавгусто) – самый почитаемый здесь праздник. Недаром его еще называют «летняя Пасха». Он отмечается 15 августа (греки празднуют по Новому Календарю). Это праздник сугубо семейный – большие города пустеют – все стремятся вырваться к морю, на острова. Ваше путешествие на этот период лучше планировать заранее (трансферы, отели, паромы).

Никаких деловых мероприятий с 8 по 20 августа лучше не планировать.

Остров Родос. Фото Milos Golubovic

3. На Успение празднуются все чудотворные и местночтимые иконы Богородицы. Да. В один день! Если вам повезет, вы попадете на крестный ход, который бывает 14 августа вечером (когда спадает жара). В Греции крестные ходы отчасти напоминают наши парады, поскольку сопровождаются одним или несколькими духовыми оркестрами, которые исполняют бравурные марши. При этом верующие ложатся на землю.

Икона Пресвятой Богородицы. Фото roberic

4. На Успение именины празднуют чуть ли не половина греков. Такие имена, как Мария, Мара, Мариос, а также Панайот или Панайота (от греч. «Панагия» — Пресвятая, т.е. Богородица) здесь очень популярны. Так что у вас нет шансов не встретить именинника. При встрече надо пожелать ему «Хроня полля!», то есть «Многая лета!».

5. Утреня в церкви служится отдельно от вечерни, что для нас, привыкших ко всенощным, непривычно.

Монастырь Агиа Лавра, город Калаврит. Фото Ava Babili

6. Греки причащаются, по возможности, в каждый воскресный день, но исповедуются несколько раз в году. Принимать исповедь может не каждый приходской священник. А только имеющий посвящение в сан духовника. Обычно это опытный клирик, который «гастролирует» по приходам епархии. Его расписание известно заранее и вывешено при входе в храм. К исповеди греки относятся очень серьезно.

Крит, Греция. Spyros Papaspyropoulos

7. Греки очень трепетно относятся к своей истории. Право, им есть чем гордиться! Поэтому не удивляйтесь, что батюшка может украсить вход в приходской дом статуей Аполлона или Афродиты.

Фото Μanu

8. К этому же «культу» истории можно отнести и огромную популярность древнегреческих имен. Не удивляйтесь, встретив на улице Аполлона, Эврипида, Ликурга или Артемиду. Этих имен нет в святцах, но греки нашли выход – все отмечают именины в день Всех Святых.

Крит, Греция. Фото Spyros Papaspyropoulos

9. Церкви в Греции открыты с утра до позднего вечера. Как правило, перед иконами подсвечников нет, как нет и свечных лавок. Свечи ставят в притворе, где есть вытяжка (особенно это актуально для древних церквей с фресками). Сколько монет вы опустите в свечной ящик, взяв свечи, – дело вашей совести. Нормальное пожертвование — 3-5 евро.

Часовня на острове Антипарос, Греция. Фото A_Peach

10. Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – обеденный отдых. С 13.00 и до 17.00, особенно в летнее время все умирает. Это важно знать, планируя посещение действующих монастырей. Не только колотить в двери, но даже звонить в это время неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, и вам всегда будут рады.

Афины ночью. Фото faungg’s photos

Религия древней Греции

Особенности религии древней Греции

Что касается собственно религии древней Греции, то (если не брать во внимание удивительно яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например, в Египте.

Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями ритуалов, произносителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому многие религиозные представления были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами — прежде всего Гомером и Гесиодом.

Гомер был первым, кто изложил в своей книге основу веры древней Греции

Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности. Можно таким образом говорить о своеобразном феномене – «гомеровской религии», для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги.

Олимпийские боги в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера

Действительно, в «Илиаде» и «Одиссее» содержится очень много сцен, рисующих жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями — владыкой моря Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли жена-сестра Зевса Гера, его дети:

  • Аполлон
  • Гермес
  • Гефест
  • Арес
  • Афродита
  • Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия Деметра)

Рисуя богов, Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе большую опасность — угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него все многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей.

По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами, так как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм.

Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов.

Единственное, чем отличались боги Олимпа от людей, так это своим бессмертием

С первобытной древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и насмешки у самих греков.

У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире — оно было мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в «Одиссее». Поэт наделяет сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это — обиталище полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в которые окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и казнятся преступные титаны.

Мифология древней греции

Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в «Теогонии» Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного мифографа — в нем нет никаких особенных религиозных откровений.

Как и многие восточные народы, греки не знали единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения. Поэтому Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной Матери-Земли.

Дальше огромную роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент — боги вступают друг с другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга — блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса — предвечного начала любви животворящей и плодящей.

Потом идет рассказ о смене поколений богов — как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами. С тех пор миром начал править Зевс.

Древний культ Дионисия

Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами. Религия древней Греции зачастую строилась на приданиях и художественных произведениях.

Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой являлись дионисии — разнузданные женские оргии.

Дионис – бог вина и удовольствий греческого пантеона богов

В определенные дни почтенные матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они всецело принадлежали божеству производительной силы природы — Дионису или Вакху.

Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в семью олимпийцев — его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы.

В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения.

Орфическая доктрина

Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя Орфея — легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию божественного духа.

По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа.

Игра и пение Орфея были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой.

Самый знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен Орфеем.

Орфей и Эвридика. Фредерик Лейтон, 1864 год

Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну- на этот раз навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя покоя Однажды во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в припадке исступления растерзали его.

Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже.

Главным источником для знакомства с ним служат так называемые «Орфические гимны». Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился тайной мудрости в Египте.

Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса. Но в то же время в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся в некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно именовалось Хроносом, Временем.

Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной:

  • Богов
  • Титанов
  • Людей

Когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный — бог, объемлющий собой все природное многообразие. В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода. Но это было не главное.

Орфей учил, что Зевс, поглотив Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков — единственное мировое божество, являющееся во многих ликах. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим история богов не заканчивается.

Громовержец вступает в союз с Преисподней и от ее царицы Персефоны родит сына — Диониса-Загрея. Появление этого божества не означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для Орфея был как бы ипостасью Зевса – его мощью, его силой. Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс — не кто иной, как Первородный.

Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием, Ноэль Куапель

Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце — носитель Дионисовой сущности.

Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что человек имеет двойственную природу — божественную и титаническую. Последняя приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела.

Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование.

Образ жизни орфиков

Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил, что после смерти душа — эта дионисова искра — под гнетом низменной природы вновь возвращается на землю и вселяется в другое тело.

Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы освободить душу из плена материального мира — выйти из бесконечной цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству.

Для этого человек должен развивать в себе божественную сторону бытия — Дионисово начало. Этому служили особые мистерии орфиков и весь их образ жизни.

Дельфы, Греция. С VI века до н.э. здесь был религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона

Прежде всего от вступающего на путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь орфиков проходила в сложных магических обрядах.

Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI-V вв. до Р.Х. это вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным оно так и не стало.

Общины орфиков — маленькие замкнутые кружки — существовали вплоть до начала нашей эры. Целостная религия древней Греции так и не сформировалась в плоть до прихода Христианства.

Религия древней Греции

Геродот сообщает в своей истории, что поэты Гомер и Гезиод первые установили точно греческий пантеон, назвали богов по именам, определили значение и функции каждого и установили культ. Разумеется, это было не так. Мы видели, что греческая религия развивалась постепенно; сравнительно позднее вторжение Дионисана Олимп и его инонародный характер устаноовлен вполне твердо; кроме того, раскопки дают нам указание, что верованья и культ были у греков прочно установлены уже в то время, к которому относятся гомеровские поэмы. Все же это утверждение Геродота имеет свою правду. Поэтические создания, приписанные Гомеру и Гезиоду, не даром считались священными среди народов Греции. Они связали, систематизировали и закрепили те бесчисленные религиозные представления, которые бродили разрозненно среди различных племен Греции и сделали их бессмертными, недоступными изменению или забвению; они, по выражению С. Трубецкого, «были органами мифологического сознания греков». Поэтому поэмы Гомера и Гезиода – первоклассный источник для изучения греческой религии. Но, кроме этих поэм, до нас дошли отрывки многих других мифологических систем (теогоний), которые иногда значительно разнятся от теогоний Гомера и Гезиода. Имея это в виду, мы все же положим в основание теогоническую систему Гезиода, как наиболее полную, дополняя ее вариантами из других источников.

«Прежде всего был Хаос». Из него возникла Земля (Гея) и Любовь – Эрос. За ними явился Уран – Небо, Горы, Море, Океан и, наконец, циклопы с одним глазом по средине лба и гиганты, из которых каждый имел по сто рук и пятьдесят голов, и много других богов, родившихся частью прямо из Земли, частью от ее брака с Ураном. В этих представлениях не все так произвольно, как это может показаться с первого взгляда. Идея о рождении всего из Хаоса обща всем космогониям. Этот Хаос, нечто безвидное и бездонное, мы встречаем и у индусов, и у евреев, и у древних германцев. Первичное появление над Хаосом Эроса, как некоторого духа, формирующего Хаос, знает также индусская космогония. Появление из Хаоса Эфира, Земли, небесной тверди, гор и вод опять-таки имеет многочисленные аналогии у других народов.

Уран боялся своих детей, как соперников, и поэтому погружал их обратно в лоно их матери Земли, но та подучила одного из сыновей, Кроноса оскопить отца. Из крови Урана родились Эриннии, Гиганты и нимфы, а из отрезанных частей и пены, образовавшейся при падении их в море, родилась Афродита:

Пена явилась вокруг божественных членов, и дева

Вышла из пены, свой путь направляя к Киееpе прекрасной,

К Кипру оттуда приплыла и вышла на берег богивя.

Травы под нужной ножкой ее зацветали тотчас же

И Афродитою пеннорожденной, прекрасновенчанной

Назвали боги ее бессмертные, также и люди.

Кронос и его супруга Рея родили Гестию, богиню домашнего очага, Деметру, богиню плодородия, Геру, Зевса, Поссейдона и Аидонея. Кронос, боясь за себя, истреблял своих детей, глотая их, когда они родились. Но Рея спасла младшего сына Зевса, утаив его в пещере на острове Крит. Выросши, Зевс свергнул отца, освободив предварительно своих братьев и сестер. После ожесточенной борьбы с титанами Зевс восторжествовал с помощью Циклопов и Сторуких; титаны были заключены в преисподнюю, и наступило царство нового поколения богов – олимпийцев. Иначе говоря, светлые, человечные, прекрасные боги взяли верх в греческом сознании над темными стихийными богами древности, богами «крови и семени», над необузданными, бесформенными титанами и варварскими богами, отчасти пеласгическими, существовавшими до прихода греков на полуостров, отчасти чужестранными, принесенными с Востока.

Дети Реи начали с того, что поделили между собой мир по жребию. Вот как говорит об этом Поссейдон у Гомера (Ил. XV, 186):

Трое нас братьев Кронидов родились от Реи богини:

Я и Зевс, и Аид, кто царит над тенями умерших.

Ha-трое все поделив, получили мы каждый удел свой,

Жребий бросив. И мне для обители вечной досталось

Море седое, Аиду – жилище кромешного мрака,

Зевсу – пространное небо средн облаков и эфира.

Первенствующее место на Олимпе занял отец богов и людей Зевс, бог неба, света, разума. «От Зевса исходит день и свет. Он – всевидящий наблюдатель. Злодей сквернит святое око Зевса». Он – покровитель городской общины; его попечению вверяет себя странник, и во имя его он требует гостеприимства. Он – наблюдатель правосудия, спаситель и очиститель, он посылает счастье и богатство, его волей царствуют цари. Почти все аристократические царские роды вели свое происхождение от Зевса через какого-либо полубога, сына Зевса и смертной. Многие боги, принятые впоследствии в греческий пантеон, узаконяются тем, что начинают считаться детьми Зевса.

Официальной супругой Зевса, вытеснившей его старинных супрут Гею и Диону, является Гера. Брак их является идеальным браком для людей и чтится особыми празднествами. В то же время сама Гера является подательницей супружеского счастья и радостей материнства. Больше всего почитали ее в Аргосе, на о. Самосе и в Коринфе. Она изображалась иногда с коровьей головой, указывая этим на свою связь с древними восточными богами матерями и кормилицами, а гранатовое яблоко в ее руке символизует ее, как богиню плодородия.

Но эти последние черты не суть специально принадлежащие Гере. Преимущественными носительницами этих черт являются две древние богини Деметра и Персефона, из которых первая – богиня земледелия по преимуществу, подарившая людям семена злаков, а Персефона – богиня, производящая вообще всякую растительность.

Мы остановимся на этих богинях, когда будем говорить об элевзинских мистериях, тем более, что эти богини стоят в стороне от сонма олимпийских богов.

Старший брат Зевса Посейдон – бог моря по преимуществу. В пресных водах он не имеет силы. Кроме того он создатель коня, и поэтому другая его функция – покровительство коням, конским ристаниям и т. д. Его характерная черта разум, как у Зевса, и гнев и ярость. Онъ имеет власть и в подземном царстве и в качестве подземного, «хтонического бога», он принимает в жертву черных быков. Надо отметить, что он не играл значительной роли в религиозном развитии греков.

Его брат, владыка подземного мира – Гадес (Аид Аидоней) фигура еще менее ясная. С одной стороны он сливается с Кроносом, свергнутым в Тартар, с другой с древними богами смерти Фанатосом и Мелеагром. Насколько он был мало популярен, указывает тот факт, что Павзаний мог отыскать следы его самостоятельного культа только в Элиде.

Афина-Паллада, рожденная из головы Зевса, более, чем какие-либо другие боги, сбросила с себя свойства природного порядка и является богиней с чертами нравственного и общественного характера. Впрочем, есть возможность установить ее природное происхождение из богини оливкового дерева, которое она подарила афинянам, сохранив за собой эпитет этого дерева – неистощимая. Прежде всего, она является защитницей города и его кремля. В качестве таковой она изображается в шлеме со щитом и копьем. Обычная эмблема ее – сова и голова Медузы. Защищая город извне, она руководит его внутренней жизнью, подавая мудрые советы управителям города и, вообще, людям, обращающимся к ней за советами; в этом смысле она – покровительница всех мудрых, рассудительных людей (Одиссея), наук и искусств, в том числе и женских рукоделий, в особенности тканья.

Аполлон является одним из наиболее значительных греческих божеств по разносторонности своих функций и по распространенности его культа. Эсхил в трагедии «Эвмениды» называет Аполлона новым богом. Нам невозможно точно установить его генезис. Известно только, что первоначально он был богом стад и пастбищ и постепенно приобрел свои позднейшие свойства, сделавшие его совершенно особым явлением на Олимпе. Аполлон так же, как Афина, по-видимому, свободен от слабостей других богов. Его чистота и высокое положение ярко выступают у Гомера. Мы не видим, чтобы он принимал пищу, спал, уставал или подвергался какому-нибудь насилию, или участвовал в ссорах богов, которые так любят описывать Илиада. Когда Лето собирается родить Аполлона, Делос боится дать ей убежище, «потому что говорят, что Феб Аполлон будет силен и будет царствовать над богами и людьми».

Таким образом, в культе Аполлона мы видим как бы неудовлетворенность Зевсом и слишком слабыми богами Олимпа, и нельзя сказать, что не имеют никаких оснований те, кто, как Гладстон, видят в образе Аполлона отблеск месианских пророчеств, проникших в Грецию путем знакомства с священными книгами евреев.

Перейдем к описанию функций этого бога. Самое древнее его значение – это покровительство пастушескому быту. В качестве такового, он называется Карнеем (рогатым) и изображается с козьей головой в руках. Кроме того, он является изобретателем пчеловодства, маслоделия, а как Аполлон – Мелеат, является богом яблоневых садов. Затем, он является изобретателем лиры и покровителем поэзии и музыки. Мантика, священное гадание, также связывается с именем Аполлона. В позднее время Аполлон сближается с Затросом, Пакеоном и Асклепием и становится богом, очищающим и исцеляющим. Кроме этих черт положительного и благодетельного характера, Аполлон сохранил древние черты бога-солнца с характером иссушающего, губительного зноя, мечущего беспощадные солнечные стрелы в людей и животных. Он же рисуется иногда посылающим в наказание людям губительные болезни. В таких случаях он является гневным, страшным богом, и звон его стрел повергает в ужас все живущее:

Сердцем разгневанный, быстро сошел он с вершины Олимпа,

Лук за плечами неся и колчан отовсюду закрытый,

И на ходу за спиною у гневного бога звенели

Стрелы в колчане. Вперед подвигался он, ночи подобный.

Сел он потом в стороне от судов и стрелу издалека

Бросил, и страшен был звон, серебряным луком рожденный.

Ил. I, 44–49.

Сестра Аполлона Артемида, подобно Аполлону и другим богам, соединяет в себе несколько личностей, аспектов. С одной стороны (и это, кажется, ее крупное значение) она является богиней лесов и диких зверей, дикой охотницей, покровительницей животной плодовитости. Ее не боится лань, а в Аттике девушки пляшут в честь ее, нарядившись в медвежьи шкуры. С другой стороны, она лунная богиня и строгая девственница, и в этом отношении она соединяется с древней богиней луны – Селеной. Она, как это ни странно для девственницы, называется Эйлейтией, помощницей при родах, и приближается к восточным богиням Матерям. Артемида Эфесская изображалась с множеством грудей и фигурами животных, знаменуя этим свое слияние с Астартой и Кибелой. Есть у нее и еще одно опять-таки совершенно особенное значение: она часто смешивается с Гекатой, подземной богиней колдовства, охранительницей ворот и дорог, излюбленной богиней ведьм, которую призывают при лунном свете для совершения магических обрядов. Смысл и историю этих смешений установить сейчас невозможно. Только в виде гипотезы можно предположить здесь, как и в других подобных случаях, поглощение старых богов новым, путем присвоения себе их функций, причем имеет значение не только внутреннее сходство нового пришлого бога со старым, но и какие-нибудь внешние совпадения в культе и представлениях.

О богине Афродите большинство утверждает, что образ ее создан при сильном участии восточных влияний. Ее пафосский и саламинсий образы тождественны с финикийской Астартой, равно как и Афродита Киферейская, на юге Пелопонесса, куда она легко могла быть занесена финикийскими купцами. Статуэтки нагой богини, которые встречаются на Кипре и изображают Афродиту, сильно разнятся от обычных греческих изображений богов. Но, констатируя факт смешения Астарты и Афродиты, мы должны установить и то, что эти богини во многом разнятся. Восточная Астарта, порождение знойной Азии, обозначала любовь преимущественно в смысле голого сладострастия, освобожденного от всех своих обычных спутников – идеи красоты, плодородия, размножения, супружества и т. д. Как носительница идеи чистого сладострастия, Астарта –беспощадная, злая богиня, которая убивает тех, кого любит. Знаменитая ассирийская эпопея в 12-ти скрижалях говорит о ней, что она своей любовью погубила мужа своего Таммуза, о котором плачут все страны, что она любила дикого орла и сломала ему крылья, она любила льва и вырвала ему когти, она любила коня, славного в битвах, и через несколько дней бросила его, она любила царя и разбила его оружие, обратила его в леопарда, и его растерзали его собственные собаки. «Зачем ты приходишь ко мне?» восклицает в этой эпопее Патлану, «ведь ты не хочешь быть матерью!». В ее образе присутствуют, правда, и другие моменты, но не они характерны для образа Астарты.

Без сомнения, образ греческой Афродиты не имеет такого грубого, кровожадного характера; Астарта, принятая греками, смягчила свои черты, сохранив свое существенное свойство – покровительство чувственной любви. Теогоническое сознание греков узаконило ее тем, что сделало ее дочерью Зевса и Дионы, сохранив рядом сказание о ее рождении из пены около Крита и Киферы, а вместе с этим узаконением Афродита приобрела «то несравненное изящество и достоинство, которым мы удивляемся в лучших поэтических и художественных изображениях Афродиты» (Шантепи де ла Соссей). Итак, греческая богиня является покровительницей любви и плодородия. «Весною, – поется о ней в гимне, – она идет через лес к любимому ее человеку, и где она является, там, ласкаясь, следуют за ней дикие звери и изъявляют свою покорность сладкому влечению». Сообразно с этим, культ ее был освящением телесного соединения, жрицами ее были гетеры-перодулы, продававшие свою любовь желающим.

Существует множество мифов о многочисленных связях богинь с богами и смертными; особенно глубоким и интересным является миф о любви Афродиты к Адонису, но офпциальным ее мужем был Арес, бог войны. Упоминание о Гефесте, как муже Афродиты, встречается только однажды у Гомера в Одиссее. Большого самостоятельного интереса Арес не имеет, и образ его не получил почти никакого развития в мифах греков.

Ни один бог не носит таких явных следов чужестранного происхождения, как Дионис. Согласно изложениям мифологов, история Диониса представляется нам в следующем виде: культ Диониса проник в Грецию из Фракии. У фракийцев, северных соседей греков, «совершались в честь его празднества на высоких горах, поздно ночью. Раздавалась шумная музыка: дребежащий звук медных бубнов, глухой гром и среди них приводящие в безумие звуки низкотонных флейт. Возбужденная этой музыкой, толпа пляшет с шумным ликованием. По большей части это женщины, которые доходят до истощения в этой дикой пляске. Волосы их развеваются, в руках они держат змей; они размахивают священными жезлами, в которых под плющом скрыты острые копии. Так неистовствуют о не до крайнего возбуждения всех чувств, затем в священном экстазе они бросаются на животных, избранных для принесения в жертву, хватают и растерзывают добычу, отрывают зубами кровавое мясо и пожирают его сырым» (Шантепи де ла Соссей). По рассказу Аполлодора, во Фракии Дионис встретил противодействие со стороны местного царя Ликурга, но Дионис наводит на него ослепление, и Ликург, думая, что срубает виноградную лозу, убивает своего сына. Затем Дионис победоносно проходит всю Фракию, повсюду увлекая за собой женщин, и приходит в Беотию (в Грецию). В бивах царствовал в это время Пентей, который, как Ликург во Фракии, воспретил у себя культ Вакха. Но оргии продолжались. Тогда Пентей, желая проверить рассказ о развратном характере оргий, переодевается женщиной и проникает к вакханкам, где его в припадке вакхического безумия растерзывает собственная мать.

Так же, как это было с Афродитой, греческое творчество узаконило Диониса, дав ему в отцы Зевса (мать Семела); несмотря на то, что культ Диониса был по своему характеру чем-то совершенно новым в Греции, он быстро завоевал себе поклонников, как бог вина и веселья, и стал рядом с Аполлоном, включив в свою свиту Пана и фавнов и получив в супруги Ариадну, которая является одним из аспектов Афродиты.

Чтобы покончить обзор сонма олимпийцев, нам надо познакомиться еще с двумя богами – Гефестом и Гермесом.

У Гомера Гефест описывается, как хромоногий подземный бог, искусный кузнец, построивший Зевсу, своему отцу, золотой чертог и снабжающий героев искусно сработанным оружием. Он бог огня, как благодетельной культурной силы, покровитель всевозможных, но, главным образом, металлургических, искусств. В образе Гермеса греки почитали преимущественно духовную и телесную ловкость. Он – покровитель гимназий и сам представлялся грекам идеально сложенным, ловким эфебом. Его духовная ловкость выражается прежде всего в хитрости, не гнушающейся обманом и воровством, но с другой стороны он – податель ведения, мудрости и магических знаний, и его жезл, обвитый змеями, всегда считался символом волшебства и мудрости.

Эта сторона образа Гермеса получила специальное развитие у гностиков, перейдя затем к массонам (Гермес – Трисмегистос) и удержавшись до наших дней. С другой стороны – он бог быстрого передвижения, он посланник богов и покровитель дорог и в качестве последнего (в соединении с плутоватостью) покровитель торговли, промышленности и торгового класса. В связи с этими свойствами стоит его покровительство красноречию и дипломатии. «Как бог дорог и передвижения, Гермес заведует дорогами и в подземном царстве и имеет специальную функцию психопомпа, проводника душ в царство мертвых. Поэтому в местах погребения и на перекрестках дорог и улиц ставились в честь Гермеса четырехугольные столбы, гермы, впоследствии с изображением головы наверху. Особняком стоят два наиболее древних свойства Гермеса. В наиболее древних мифах он изображается, как бог пастухов и покровитель стад. С другой стороны его итифаллические изображения, по Геродоту, пеласгического происхождения, представляют его богом плодородия, каковым его и почитали в мистериях Самофракии.

Этим богом мы и закончим круг греческих богов. Приступая к их общей характеристике, мы естественно задаем вопрос, какие свойства сделали олимпийцев божественными в сознании греков; что было для них признаком бога? И, отвечая на этот вопрос, мы констатируем, что резкой границы между богом и людьми греки не делали. Богатый культ героев и полубогов вполне утверждает нас в этой мысли. Боги охотно и легко спускались к смертным, жили с ними, веселились, ели и вступали в брак с дочерьми человеческими. Со своей стороны людям не было запрета на небесное, и они всходили на Олимп так же, как боги нисходили к ним. Не только древние герои – Менелай, Агамемнон, Одиссей стали божествами и имели свои культы. Целый ряд исторических личностей, полководцев, философов удостоился обожествления. Ликург чтился в Лаконии, Мильтаад в Херсонесе, Лизандр на Самосе. Культ Пифагора был очень распространен около Р. Хр.; Платон был признан сыном Аполлона и вместе с Сократом и Аристотелем был предметом посмертного поклоненья, а Эмпедокл еще при жизни считался богом. К лику богов причислялись также поэты, победители на олимшйских играх и множество иных людей, получивших божественное достоинство за свои таланты, красоту, силу или иные добродетели.

Таким образом, богом делалось данное лицо за человеческие свойства, но только усиленные, достигшие божественных размеров. Поэтому боги характеризуются красотой, силой, ведением, и одно только свойство качественно отделяет их от людей – их бессмертие. Боги Греции – человекобоги, и религия греков – чистейший антропоморфизм.

С людьми они разделяют и людские слабости. Они нуждаются в пище и питье, амврозии и нектаре; в мифах они часто обнаруживают ограниченность своего ведения, их можно обманывать; они подвержены насилиям, ранам и даже увечьям, как Гефест, которого Зевс, охватив его за ноги, сбросил с Олимпа. Люди, по Гомеру,

… «похожи на слабые листья:

Ныне цветут они силой, питаясь плодами земными,

завтра лежат бездыханны».

Но не таковы ли и олимпийские боги? Ведь поколение их – третье поколение богов. Прежние боги – Уран, Кронос – были побеждены и свергнуты, и олимпийцы тем более должны бояться за свою власть, так как они–младшие боги, не изначальные, не вечные в прошлом и следовательно ограниченные в будущем. И олимпийцы чувствуют свою ограниченность, в клятвах они призывают чуждые им древние силы: «Небо, Землю, Стикс». Все они признают над собой власть судьбы, против которой не решается идти даже сам Зевс.

Боги могут только констатировать, благодаря своему ведению, судьбу того или иного героя, но переменить эту судьбу они не в силах

«Тотчас весы золотые Зевес натянул Олимпииец

И, положивши два жребья смерти, смиряющей члены, –

Гектора, резвых копей укротителя, и Ахилеса, –

Поднял в средине. И Гектора день роковой преклонился,

Пал до Аида; и Фэб Дальновержец покинул героя».

Даже тогда, когда дело идет о смерти сына, Сарпедона, Зевс не смеет идти против судьбы:

Подчинялся отец и людей, и бессмертных.

Капли кровавой росы той порою он пролил на землю,

Сына почтив дорогого, которого должен был скоро

В Tpoе убить плодоносной Патрокл, вдали от отчизны.

Ил. XVI, 468.

Светлой, блаженной сфере богов-олимпийцев греческое сознание противополагало мрачный Эреб, Аид, Тартар, которого боятся сами боги. Это – туманное, печальное место, где медленно струят свои воды страшные подземные реки и с плачем скитаются бледные тени умерших. Когда умирает человек, то вместе с телом умирает и все существенное в нем, и в Аид отходит только призрак, слабая тень жившего на земле человека. Жизнь этих теней подобна сну; они лишены даже разумного сознания и приходят в память, только напившись крови (ведь кровь, по воззрениям многих народов – есть жизненная субстанция и даже сама живая душа: отсюда такая важная роль крови в обрядах всех народов, в мистериях и таинствах).

В греческой литературе есть прямые данные, что Аид был и местом суда над умершими.

Вы, о Земля и Потоки, а также подземные боги,

Вы, что караете мертвых за их вероломные клятвы,

восклицает Агамемнон в своей молитве (Ил. III, 278). В одиннадцатой песне Одиссеи этот суд над умершими (Минос) и муки наказанных титанов описываются вполне недвусмысленными чертами.

Но рядом с мрачным представлением о загробной жизни у греков была идея блаженных, елисейских полей, где наслаждаются избранные богами герои; эллинское сознание все-таки оставило себе выход из полного отчаяния перед лицом неизбежной смерти. Правда, этот выход, – для очень и очень немногих, но все же это утешениe – знать, что из жизни выход не только в мрачный, безысходный тупик Аида, но и другой – к светлым островам блаженных, к самим богам. Этот путь мистерии расширили еще больше, дав возможность радостного загробного существования каждому посвященному.

  • Иоаннов Родник
    • Слово духовника
    • Наш небесный покровитель
    • Памяти отца Василия Ермакова
    • Храм св. Николая Чудотворца в Лебеде
    • Источник св. Иоанна Богослова
  • Информация для паломников
    • Правила поведения для паломников
    • Что нужно знать при посещении источников?
    • Как одеться в паломничество?
    • Что взять с собой в паломничество?
    • Зачем и как ставить свечи в храме?
    • Словарь церковных терминов
    • Устав о посте в Православной Церкви
  • О паломничестве
    • Православное паломничество
  • Афон
    • Монастыри Афона
      • Великая лавра св. Афанасия
      • Ватопед
      • Ивирон
      • Хиландар
      • Дионисиат
      • Кутлумуш
      • Пантократор
      • Ксиропотам
      • Зограф
      • Дохиар
      • Каракал
      • Филофей
      • Симонопетра
      • Агиа Павла
      • Ставроникита
      • Ксенофонт
      • Григориат
      • Эсфигмен
      • Русский Пантелеимонов монастырь
      • Констамонит
    • Тайны Афона
    • Старцы Афона
    • Скиты
    • Карта Афона
    • Документы для оформления визы в Грецию
    • Чудотворные иконы Афон
  • Беларусь
    • История православия в Беларуси
    • Белорусский экзархат
    • Святые Беларуси
    • Чудотворные иконы
    • Монастыри
    • Источники
    • Храмы
  • Россия
    • Святые России
    • Святыни России
  • Сербия и Черногория
    • Монастыри
    • Достопримечательности
    • Святыни
    • Святые
  • Румыния
    • Монастыри
    • Святые
  • Польша
    • Монастыри
    • Святыни
  • Литва
    • Монастыри
    • Святыни
  • Грузия
    • Святыни
    • Монастыри
  • Кипр
    • Монастыри Кипра
    • Храмы Кипра
    • Святые Кипра
  • Греция
    • Монастыри Греции
    • Святые Греции
  • Европа
    • Святые Европы
    • Святыни Европы
  • Эстония
  • Святая Земля
    • Израиль
      • Иерусалим
        • Монастырь Святого Креста
      • Вифлеем
      • Галилея
      • Иудейская пустыня
      • Назарет
      • Иордан
      • Фавор
      • Тель-Авив
      • Лидда
      • Хеврон. Мамврийский дуб
      • Иерихон
      • Хайфа и гора Кармил
    • Иордания
    • Синай — Египет
    • Ливан
    • Палестина
      • Бейт-Джала
      • Сихем
  • Святыни Урала
    • Екатеринбург
      • Храм-на-Крови
      • Иоанно-Предтеченский собор
      • Ново-Тихвинский женский монастырь
      • Храм в честь Всемилостивого Спаса
      • Верхотурский женский монастырь
      • Свято-Троицкий мужской монастырь с. Тарасково
    • Ганина Яма
    • Алапаевск
      • Монастырь во имя Новомучеников Российских
    • Невьянск
      • Спасо-Преображенский собор
    • Верхотурье
      • Верхотурский Свято-Никольский мужской монастырь
        • Святой праведный Симеон Верхотурский
      • Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь
      • Верхотурский кремль
    • Меркушино
      • Михаило-Архангельский собор
  • Рассказывают паломники
    • Сходи со мной на Афон
  • Богомольцу в назидание
  • К святыням через объектив
  • Книги, которые стоит прочесть
    • Библиотека
  • Молитвослов паломника
    • Акафисты Богородице
    • Акафисты святым
    • Акафисты Господу
    • Псалмы
  • Контактная информация

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *