Кронштадт православный

Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери

Для строительства новой церкви в 1874 г. был куплен и присоединен к церковному участок купца Ильина. 8 мая 1875 г. началось строительство. К началу 1877 г. здание было вчерне готово.

Это пятинефный храм вытянутой прямоугольной формы на высоком гранитном подклете. На восточном фасаде расположены три апсиды, центральная из которых, выше боковых. Верхняя часть центральной апсиды украшена поясом колонок. Три луковичные главки венчают восточный фасад.

50-метровая колокольня, традиционно решенная в виде «восьмерик на четверике» покрыта высоким восьмигранным шатром с двумя ярусами слухов. Завершена колокольня луковичной главкой на высоком барабане с поясом кокошников у основания. Основание шатра также украшено кокошниками. Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами.Иконы на фасаде помещены в картуши повторяющие рисунок наличников окон первого этажа.

Внешний вид храма в основном соответствовал первоначальному чертежу, в процессе строительства были внесены лишь незначительные изменения: с запада к церкви пристроен портик.

Иконы для фасадов были заказаны Обществу русских художников, имевшему опыт таких работ. Семь медных крестов для храма по рисунку Х. Грейфана были изготовлены на фабрике бронзовых изделий Ф. Перро. Кресты были одинакового рисунка, но разных размеров, медные, вызолоченные через огонь.

Внутреннюю отделку храма поручили художнику А. Фишеру. Внутренняя стенная роспись была выполнена Обществом русских художников. Мраморные работы исполнены крестьянином, мастером И. Михайловым. Он же изготовил по рисунку Грейфана на амвоне балюстраду из серого мрамора. В зимних рамах были вставлены цветные стекла по рисунку того же Грейфана.

На заводе Никольса и Плинке в октябре 1878 г. были заказаны три паникадила и два подсвечника. Грейфан выбрал рисунки академика архитектуры Д. Гримма, по которым на этом заводе уже изготавливались такие же предметы. В мае 1879 г. на том же заводе был заказан семисвечник и четыре бронзовых подсвечника.

Внутреннее пространство храма разделено на пять нефом четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах. На западной стене расположены три арки хоров. Для отделки использовался византийский орнамент. Обществом русских художников был написан запрестольный образ «Моление о Чаше». Трехъярусный иконостас из черного американского орехового дерева по чертежу Х. Грейфана был заказан на фабрике Г. Шрадера. Там же были изготовлены два резных ореховых киота для старых икон, которые предполагалось разместить на пилястрах, отделяющих Царские врата главного придела от северного и южного, и два ореховых аналоя. Старинная Владимирская икона Божией Матери была помещена в специальный бронзовый киот, по правую сторону от Царских врат.Церковь вмещала 2000 человек.

Чин освящения совершил 24 февраля 1880 г. Главный священник армии и флотов протоиерей П. Е. Покровский.

Внутренняя и внешняя отделка церкви была завершена в 1882 г. В 1894-1900 гг. при ремонте были оборудованы калориферные печи и вентиляция.

В 1888 г. в подвальном этаже устроили северный престол во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освященный 25 октября. До постройки кладбищенской , он использовался для отпевания нижних чинов гарнизона.

9 ноября 1908 г. епископ Гдовский Кирилл освятил южный правый придел во имя св. Николая Качанова, Новгородского чудотворца, небесного покровителя великого князя Николая Николаевича (младшего), являвшегося с 1905 г. командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа.

Так как Владимирская церковь была главным храмом сухопутного гарнизона крепости, здесь хранились знамена воинских частей и подразделений и другие реликвии, связанные с жизнью гарнизона.

В 1871 г. по проекту военного инженера Сысоева на казенные средства был построен каменный , в нем находились квартиры для настоятеля и двух священников. В 1886 г. к дому пристроен каменный двухэтажный флигель.

В 1902 г. приказом по военному ведомству гарнизонная церковь Владимирской иконы Божией Матери наименована собором.

К собору были приписаны и церкви на фортах.

В 1918 г. собор стал приходским. В 1922 г. были изъяты церковные ценности. Храм был закрыт в 1931 г. В 1930-е гг. в здании находился продуктовый склад. Во время Великой Отечественной войны в него попало несколько снарядов. После войны появилась идея устроить в здании спортивный комплекс. Для этого пытались снести бульдозером колокольню. В 1960-х гг. трижды пытались взрывать храм по краям, чтобы убрать «вычурные силуэты», но взрывы были проведены неудачно, в их результате пошли трещины по близлежащим домам. Изуродованный собор был заброшен, изразцы, плитки и мозаику пола постепенно растаскивали на дачи.

В 1990 г. руины были возвращены епархии. С марта 1991 г. начали расчищать руины. В Центральном военно-историческом архиве были найдены чертежи, в начале 1990-х было создано НПО «Владимирский собор», которое приступило к его консервации и восстановлению.

(Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта.- СПб.: «Паритет», 2005 С. 198-217, 326-331)

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Ставропигиальный женский монастырь

Отец Иоанн освятил его 17 декабря 1901 года. Со дня освящения малого храма в нем ежедневно совершалось богослужение.

Небывалая любовь народа за добро и помощь, его огненная вера и забота о духовном облике Обители привлекли мощную поддержку и пожертвования, и всего год спустя был освящен главный престол собора во имя Собора Двенадцати Апостолов с двумя приделами. Правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, а левый – во имя святителя Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, освященные в 1903 году при участии отца Иоанна.

Иоанновский монастырь 1900-е гг.

Храм венчали пять мозаичных куполов с золочеными крестами, а на его западной стороне возвышалась колокольня. Пламенной молитвой благословил Батюшка монастырь: «Благодарю Господа за радость освящения своего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России – Петербурге. Как бы чудом каким явился он на берегу реки Карповки – притоке царственной и великолепной Невы-реки.

Да прославляется здесь Имя Господне до скончания века, — и да процветает в Обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестер монахинь, да соберет новый храм в стенах своих множество благочестивого народа для молитвы и прославления Господа и для утверждения в благочестивой вере».

Насельницы Иоанновского монастыря 1910 гг.

В январе 1903 года определением Святейшего Синода Иоанновский монастырь получил статус первоклассного. Еще при жизни Батюшки его святыми молитвами и трудами монастырь стал вполне благоустроенным и находился на полном самообеспечении. В обители проживало более 350 насельниц. В монастыре были золотошвейная, белошвейная мастерские, лазарет на 10 коек, просфорная с двумя печами; в одной большой печи выпекалось за раз тысяча просфор. Перед монастырем с восточной стороны, был разбит сад, а с западной находился образцовый огород, с которого сестры ежегодно снимали большой урожай, несмотря на то, что им был занят лишь небольшой клочок земли.

В 1903 году был устроен Вауловский Успенский скит в Борисово-Глебском уезде Ярославской губернии. Сам Батюшка любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря».

Много трудов, тревог и забот принял Батюшка, стараясь устроить возможно лучше как самую Обитель, так и возвысить духовную жизнь ее насельниц. Господь помог ему насадить и вырастить могучее, многоветвистое, плодоносное древо, под сенью которого будут укрываться и спасаться от житейских бурь и непогоды многие и многие благочестивые души во все века, пока будет стоять Святая Обитель. Немало видел Батюшка утешения и радостей от преданных ему всей душой сестер Обители, начиная от настоятельницы, а также в службе Божией, во время совершения Божественной Литургии. Он часто говаривал, что чувствует себя здесь как у себя дома. Приезжал в монастырь иногда усталый, измученный и говорил, что он приехал отдохнуть.

Эту поистине свою Обитель Праведник выбрал местом своего успокоения, и после его блаженной кончины паломничество в монастырь стало еще более многолюдным. В усыпальнице с раннего утра до позднего вечера непрерывно служились панихиды. Один из современников писал:

«Тысячи богомольцев идут ко гробику Батюшки, как бы к живому своему утешителю, целителю и наставнику. Идут не только, чтобы вознести молитвы о упокоении его чистой души в месте светлее, месте покойнее, но и себе чают получить здесь утешение Христово и избавиться от всякой скорби, гнева и нужды».

В 1923 году Обитель была закрыта. Но пройдя через десятилетия страданий, забвения и запустения монастырь возродился в 1989 году.

Молитвенным предстательством святого праведного о. Иоанна Кронштадтского, трудами и авторитетом Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бытность его митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским была вновь открыта эта Обитель. Монастырь был передан как подворье Пюхтицкому монастырю.

Восстановление храма усыпальницы 1989-1990 гг.

Батюшка о. Иоанн Кронштадтский при жизни духовно окормлял эту Обитель, поэтому участие пюхтицких сестер в возрождении Иоанновского монастыря было знаменательным.

Видя вновь благолепную Обитель, трудно представить, что десять лет назад стояла мерзость запустения на Святом месте. Монастырь представлял собой печальное зрелище. В здании размещалось более 20 разных организаций. Вся структура помещений была нарушена. Необходимо было произвести огромные ремонтно-восстановительные работы, ликвидировать перегородки, стены, двери, чуждые изначальной планировке и искажавшие внутренний вид Обители.

Но постепенно, с Божией помощью, Обитель стала возрождаться. По молитвам святого Праведника Господь послал добрых людей, с помощью которых восстанавливается монастырь.

С первых дней восстановления Обитель находится под постоянным попечительством и заботой Первосвятителя Русской Православной Церкви. Вступление Алексия II на Патриарший Престол совпало с церковным прославлением святого Иоанна Кронштадтского. Святейший Владыка возглавлял празднования, посвященные канонизации Батюшки.

Святейший Патриарх совершил освящение главного храма во имя Собора Двенадцати Апостолов.

Обитель на Карповке воистину является Петербургским домом Святейшего Владыки. Его покои располагаются в бывших покоях о. Иоанна Кронштадтского. Без участия Святейшего не проходит в монастыре ни одно значительное событие и его приезд в Обитель – всегда радость для насельниц и прихожан монастыря.
Воистину сбывается пророчество о. Иоанна Кронштадтского: «Просветится место это и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного — многоизвестным».

Обитель имеет подворье с храмом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенное на территории бывшей усадьбы графа Шувалова в пос. Вартемяки.

К празднованию 100-летнего юбилея монастыря воссоздан храм-часовня Покрова Божией Матери в ограде обители.

Воистину духовным центром всего монастыря можно назвать усыпальницу дорого Батюшки, где почивают его святые мощи.

Сестры всегда во всех трудных обстоятельствах обращаются к нему с молитвою, свято чтут слова проиерея Иоанна Орнатского, сказанные сестрам у гроба святого Пастыря: «Не плачьте, теперь он ближе к Вам и уже никогда не уйдет от Вас. В нем Вы приобрели себе игумена, с Вами будут его честные останки, над которыми будет витать его бессмертный дух. Ходите на его могилу, водите к ней паломников, которые пойдут непрерывной чередой».
И теперь, как и прежде, тысячи паломников стекаются со всего мира, чтобы помолиться угоднику Божию и попросить его помощи, избавления от душевных и телесных скорбей, недугов и болезней. Молитвами Батюшки уже в наше время совершаются многие дивные чудеса. Очень часто в усыпальницу приходят и приезжают люди из разных мест с тем, чтобы рассказать сестрам о полученном исцелении по молитвам Батюшки о. Иоанна и отслужить благодарственный молебен на его могиле. Многие случаи благодатных исцелений записаны и хранятся сестрами. Часть из них опубликованы в книге «Светильник веры и благочестия».

Все сестры постоянно чувствуют помощь и незримое покровительство святого Праведного о. Иоанна Кронштадтского. Как при жизни Батюшка все время заботился о своей Обители, так и теперь не оставляет своей помощью и заступлением.

В Санкт-Петербурге отмечают День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, жившего в XIX веке. И впервые в северной столице провели автомобильный крестный ход. Сначала отслужили утреннюю божественную литургию, а потом более 100 машин и шесть больших автобусов с паломниками проехали из Санкт-Петербурга в Кронштадт.

Затем люди прошли от Никольского морского собора до Владимирского. В Крестном ходе участвовали около трех тысяч верующих. И все они вспоминали человека, который свою жизнь положил служению людям, праведника и чудотворца.

«В Кронштадт ссылали все асоциальные элементы, и вот образовались кронштадтские трущобы, самые страшные в Петербурге. Соответственно, отец Иоанн он взялся окормлять эти трущобы, он не презирал этих людей, а приходил к ним, к этим людям, раздавал им все, что у него было, порой приходил босой домой, отдавая даже сапоги и последнюю рубашку, и в итоге он стал настоящим чудотворцем», — рассказал председатель Совета благотворительного фонда «Иоанновская семья» Андрей Смирнов.

«Вот ту жизнь, которую он прожил, как он нес добро и свет людям, вне сословия, наверное, и есть наш ориентир земной», — отметила участница крестного хода.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *