Крест у священника

КРЕСТЫ НАПЕРСНЫЕ. Выбираем подарок для священнослужителя правильно.

Подарки, в большинстве случаев, тема очень деликатная. Особенно, когда хочешь поздравлять священнослужителя, тема подарка становится не только деликатной, но и весьма сложной. Есть масса праздников, на которые принято поздравлять священнослужителей. И их необходимо знать, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Итак, в какие праздничные дни можно дарить подарки священнослужителю?

  • День рождения, именины (или день Ангела, в православии называется – день тезоименитства). Это день, в который Церковью почитается память святого, в честь которого крещен священник. Если священник монах (иеромонах, игумен, архимандрит), то это день памяти святого, в честь которого он принял постриг.

  • День рукоположения. Дата, когда семинарист (или монах) становиться служителем Церкви Господа Нашего.

  • Престольный день храма или монастыря — день, когда Церковью чтиться память события, связанные с Господом, Богородицей или святыми. Таких дней может быть несколько. Если это монастырь, то в нем может быть несколько храмов. Дат тоже может быть несколько, если храм назван в честь одной из почитаемых икон Богородицы.

  • Основные праздники года: Пасха и Рождество.

Наперсный крест всегда желанный и дорогой сердцу подарок для священнослужителя, независимо от того, в каком сане он служит. Но для того, чтобы точно понимать можно или нельзя дарить священнику тот или иной крест, необходимо знать, что есть крест наперсный?

Нательные или наперсные, носимые поверх одежды кресты – енколпии, изготовленные из меди, латуни, серебра или золота, с использованием драгоценных камней или эмали.

Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни.

Наперсные кресты для священников в Русской Православной Церкви появились сравнительно недавно. До XVIII века наперсные кресты имели право носить только епископы. Поскольку одежда священников практически не отличается от одежд диаконов и монахов, отличием священников от других духовных лиц становится крест. Кресты священники носят поверх риз за богослужением, но могут носить и в повседневной обстановке поверх рясы.

Отличительным нагрудным знаком епископа является панагия. Панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями. В повседневной обстановке епископы носят только панагию, а за богослужением панагию и крест наперсный. Это знаки высшей власти в церкви.

Православное духовенство имеет свои знаки отличия, по которым их можно различать по чинам и званиям.

Крест Иерейский

Крест иерейский серебряный

Этот крест, возлагаемый при иерейской хиротонии.

Крест иерейский восьмиконечный, может быть изготовлен из серебра или латуни, без позолоты, белого цвета или покрытый чернением с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»); в концах широкой перекладины «IС, ХC» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной – «Ника» (греч. – победа). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня». Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части.

Кресты наперсные без украшений носят священнослужители двух санов — Иереи и Протоиереи.

Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Иерей получает благодать совершать все таинства (т.е. без них совершение таинств Церковью невозможно), кроме таинства рукоположения ,так как рукоположение во иереи может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время Литургии.

Таинство священства, как и другие таинства, установлено Христом. Апостол Павел свидетельствует, что Спаситель «поставил …иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», то есть Церкви (Еф.4.11-12). Апостолы рукоположили первых епископов, пресвитеров и диаконов.

Крест Протоиерейский

Крест протоиерейский с цепью для священника

С в ХIХ века протоиереям стали воздаваться, как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам. Наперсный четырехконечный крест с цепью. Такие кресты могут быть украшены позолотой, либо быть полностью позолоченными, но без драгоценных камней, без короны (оглавия) и подвески (капли).

Протоиерей (греч., священник, первосвященник) – правительственная степень, даруемая пресвитеру (священнику, иерею) белого духовенства в качестве награды за особые заслуги. Посвящение в протоиерея производится через рукоположение, или хиротесию. В таинстве священства иерею, через возложение на него рук епископом, подается особая благодать – на священнослужение. Как правило, протоиерей является настоятелем храма (старшим священником).

Кресты с украшениями

Крест наперсный латунный в позолоте c цепью для священнослужителей

Крест с украшениями отличает, главным образом наличием оглавия и подвески, а также использование в декоре разнообразных камней, позолоты и эмали. Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи – перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину.

Кресты наперсные украшают камнями или эмалью разных цветов. Это зависит от того, в честь какого праздника или события идет Литургия. Каждый цвет несет в себе определенную символику, о которой необходимо знать при выборе наперсного креста в подарок священнослужителю.

Голубой цвет — цвет неба, цвет Божией Матери в знак того, что Она носила в Себе Небожителя Иисуса Христа. На все праздники, связанные с Ее святым именем, а также праздники, когда чтится та или иная икона Богородицы, нужен крест с небесно-голубым цветом.

Фиолетовый цвет — в таком цвете служат в дни памяти Креста Господня и некоторые Великопостные службы.

Красный цвет — символ любви Божией к человеческому роду. Поэтому в красном служат Пасхальную Литургию и всю Светлую Седмицу. Красный – это еще и цвет крови, в таком облачении служат в дни памяти мучеников, всех, кто пострадал за веру в Христа.

Зеленый цвет — символ животворящего соединения человека с Христом через богоугодную жизнь. Такой цвет облачения и крестов принят на Троицу, в Вербное воскресение, в день Святого Духа и во все дни памяти преподобных святых.

Оранжевый, желтый цвета — символизирует Царскую Славу Христа, величие и достоинство. В желтом облачении служат Литургию в воскресные дни, в дни памяти святых Апостолов и Святителей.

Черный и белый цвета. Черный — символ отречения от пышности, мирской суеты, цвет покаяния и плача о грехах, поэтому в черном служат в дни Великого поста. Белый — символ Божественного Света. Священники облачаются в белое на Преображение Господне, Рождество Христово, Крещение Господне, Вознесение Господне, в начале Пасхальной утренней, а также на все праздники, связанные с Небесными силами (Архангелами). В белом служат также при Таинствах Крещения и на погребении.

Наперсные кресты-мощевики

Крест-мощевик наперсный с украшениями

Наперсный крест – мощевик (энколпион) нужен для хранения мощей и других святынь, внутри он полый. Современные мастера изготавливают его из серебра, золота, украшают драгоценными камнями. Мощи, находящиеся внутри, передают свою огромную энергию и поддерживают человека в каждую секунду его жизни.

Кресты наперсные кабинетные

Крест кабинетный с цепью

В начале ХIХ века священников стали награждать, в особых случаях, крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда, они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.

Кабинетный наперсный крест, в отличие от обычного, удобен в ношении, так как высота его не превышает 10 сантиметров. Такой крест может быть украшен как позолотой, так и камнями с эмалью. Носить кабинетный наперсный крест могут священники, находящие в сане, от протоиерея и выше.

Священник – посредник между Богом и человеком, восстанавливающий прерванный союз людей с Богом. Он имеет «благодать и силу всемогущего ходатайства единственного Ходатая Бога и человеков – Иисуса Христа, то есть Сам Христос через него ходатайствует».

Служение для священника – это не просто значительная часть его жизнь, это образ и смысл жизни. Это не просто работа, а нечто гораздо большее.

Подобно тому, как священник свершает Таинство, то есть свершает по всем правилам, так и подарок для него следует выбирать по правилам, со смыслом и любовью.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО КРЕСТА

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО КРЕСТА 19.06.2018 15:58
Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. После того как в употребление вошли измененные греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличить священника от прочих духовных лиц.
Таким отличием стал наперсный крест, который до 1896 года имел статус церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. Этот крест четвероконечный, с удлиненным нижним концом. С лицевой стороны он имеет рельефное изображение Распятия, с внутренней стороны надпись «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование великого государя императора Павла I 1797 года, декабря 18».
Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи – перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-позолоченными.
В начале ХIХ века священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.
Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»); в концах широкой перекладины «IС, ХC» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной – «Ника» (греч. – победа). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня». Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части.
Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников. Кроме того, в ХIХ века протоиереям стали воздаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.

Как правильно выбрать наперсный крест, чтобы не нарушить Положение о наградах Русской Православной Церкви

Часто на обращаются благодарные прихожане, которые хотели бы сделать памятный подарок для своего пастыря. Таким подарком обычно становится наперсный крест. Не всегда желающие одарить знают, что при выборе креста большое значение имеет и цвет, и форма, и наличие украшений.

Дело в том, что священники имеют право носить только такой крест, который положен им согласно их статусу, и если ошибиться в выборе,креста, батюшка просто не сможет его носить.

Как правильно выбрать крест, чтобы подарок был «не в бровь, а в глаз»? Какими правилами надо руководствоваться при выборе самого главного христианского символа, который несет на себе священнослужитель? Кто устанавливает эти правила, и как они изменились к настоящему времени?

Одним из важнейших событий церковной жизни в 2017 году стал Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Не самым заметным итогом его деятельности, но важным для освещения поставленных вопросов стала новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви.

Изменилась последовательность присвоения наград, были уточнены некоторые моменты. появились новые награды.

Коснулись изменения и правил ношения наперсного креста.

1. Восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета

Ранее Положение о наградах гласило, что «Награждение наперсным крестом производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет».

Между тем, на практике, священник начинал носить крест – более простой – сразу по рукоположении.

Теперь эта двусмысленность удалена: «восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении».

2. Наперсный крест золотого цвета

Появляется новая награда: «Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника)».

Интересно, что ранее в качестве наградного обычно использовали так называемый Павловский крест, изготовленный из серебра (или его имитации) и позолоченный.

Сейчас иереям, обладающим старинными крестами, с которых сошла позолота, видимо, придется обратиться к услугам реставраторов.

3. Крест с украшениями

Крест с украшениями ранее возлагался на протоиерея – старое положение гласило: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей» (палицу же возлагали на протоиерея, через пять лет после возведения в этот сан).

Теперь «Награждение крестом с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет».

Возведение в сан протоиерея отныне «производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются)».

Ранее в сан протоиерея возводили до награждения крестом с украшениями и всего через десять лет служения в священном сане.

4. Второй наперсный крест

В Положении появилась такая награда, как право ношения второго наперсного креста – ранее она не была предусмотрена, хотя на практике маститые протоиереи с двумя крестами встречались и прежде.

Теперь «Награждение правом ношения второго наперсного креста с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет».

5. Женское монашество

Изменения коснулись не только носителей священного сана.

Теперь «За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно».

Ранее наперсный крест могла носить только игумения, но цвет его не регламентировался. Теперь же игумения носит только золотистый крест – либо крест с украшениями (как более высокую награду).

Ранее игумения по оставлении ею должности лишалась права ношения наперсного креста – теперь же оно сохраняется за нею пожизненно.

Мы постарались коротко осветить основные изменения, коснувшиеся правил ношения наперсного креста.

Вопрос этот – очень важный, и подходить к его решению необходимо крайне ответственно.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *