Крест с мощами

О сокровищах Храма Христа Спасителя

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

— Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

— Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

Частица Ризы Господней

Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господ

Частица Ризы Божией Матери

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.

Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора

Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни.

Гвоздь Креста Господня

— Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

— Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того — гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

— Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

-Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля — по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

— В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…

— У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Икона Божией Матери Смоленская

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику — реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя — достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Икона Божией Матери Смоленская из города Устюжна

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

— Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

— Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно — 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона – образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине — Карачаево – Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

— Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

— Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

— Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

— Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

— В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

— Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

— А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

— От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

— Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

— Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

— Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

— Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты – я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, — постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров – прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

— А разве эти помещения не относятся к храму?

— Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

— То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

— Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

— Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий – например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее — эти залы также приходится арендовать?

— Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

— А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

— Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Православные святыни в Москве

ГЛАВНОЕ

  • Все православные святыни и реликвии Москвы не счесть. Их сотни в самых разных храмах и монастырях города.
  • Главное место среди православных святынь — чудотворные образы Богоматери.
  • Главный православный храм России — Успенский собор Московского Кремля. Здесь находятся мощи святителя митрополита Петра Московского.
  • В Архангельском соборе Московского кремля находятся мощи святых Михаила и Феодора Черниговских и мощи святого князя Димитрия Донского.
  • Почитаемые святыни вы найдете в Богоявленском соборе в Елохове, Даниловском и Донском монастырях и многих других, упомянутых в этой статье храмах.
  • В московских монастырях и храмах нет информации на английском языке.

После завоевания турками Константинополя в середине XV века возникло представление о том, что Русь – это последний оплот православия, «третий Рим». Известно высказывание монаха Филофея: «два Рима пали, а четвертому не бывать». Такое понимание предназначения православной Руси стало основой русской политики в эпоху средневековья. С XVI века Москва стала резиденцией патриарха Московского и всея Руси и остается ею поныне. Поэтому именно здесь возводились самые величественные соборы и монастыри, в которых собирались самые ценные православные реликвии. Среди них одно из главных мест занимают чудотворные и почитаемые образы Богоматери, которая считается покровительницей православной России.

Построй маршрут по Москве

Святыни кремлевских соборов и Храма Василия Блаженного

Главной и самой почитаемой святыней Москвы является Успенский собор Московского Кремля. Это – главный православный храм России, он посвящен Богоматери. На протяжении веков собор был усыпальницей митрополитов и патриархов Московских и всея Руси. Здесь почивают мощи святителя митрополита Петра Московского, который перенес некогда православную митрополичью кафедру из Киева. В Успенском соборе почивают и мощи последовавших за ним святителей митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Макария Московского и Филиппа, а также мощи святителя патриарха Иова (первого русского патриарха) и священномученика патриарха Гермогена. От их святых мощей происходило множество чудес и исцелений.

В Успенском соборе Московского Кремля находится посох св. митрополита Петра, древние иконы XIV-XV вв (Спас «Ярое око», икона св. Троицы, икона Успения Богородицы). Доступ ко всем святыням возможен во время нечастых богослужений, которые проводятся по благословению Патриарха. В обычное время в соборе работает музей.

В расположенном на той же Соборной площади Кремля Архангельском соборе находятся в раке мощи святых Михаила и Феодора Черниговских, а также мощи святого благоверного князя Димитрия Донского. В этом соборе традиционно упокаивались представители великокняжеского и царского дома. Среди захоронений выделяется рака с мощами святого благоверного царевича Димитрия Угличского. Трагически погибший в 1591 году сын царя Ивана Грозного был канонизирован в начале XVII века. В православной традиции он считается святым покровителем детей. В Архангельском соборе богослужения совершаются по престольным праздникам и по благословению Патриарха; в остальное время собор работает как музей.

Наверное, самым известным в мире московским храмом считается Покровский собор или храм Василия Блаженного (Красная площадь, д.2). Изначально собор был построен в знак благодарности после взятия Казани войсками Ивана Грозного в XVI веке. Второе свое название храм получил по имени святого Василия, Христа ради юродивого. Мощи его почивают в приделе Покровского собора.

Св. Василий рано принял подвиг юродства – особого пути к Богу, известного в христианстве. Скитаясь, он не имел ни крова, ни одежды. Так прожил он 72 года, пророчествуя, наставляя и исправляя людей, которые безмерно почитали его. Сам царь Иван Грозный нес его гроб к месту погребения. От мощей Василия Блаженного известно множество исцелений.

Святыни древних монастырей Москвы

Святитель Алексий также основал в Москве неподалеку от Кремля первый женский монастырь – Зачатьевский (2-й Зачатьевский пер, д. 2). Разрушенный в годы советской власти, Зачатьевский монастырь был восстановлен в XXI веке. В нем можно найти захоронения свв. Иулиании и Евпраксии – основательниц обители и сестер свт. Алексия.

Главной его святыней является икона Божией матери «Милостивая», которая считается чудотворной. К ней прибегают с молитвой в скорбях и болезнях. Эту икону можно найти в главном соборе монастыря – соборе Рождества Пресвятой Богородицы.До восстановления монастыря икона пребывала в соседнем храме Ильи Обыденного (2-й Обыденский пер., д. 6). Известно, что советское время кремлевские соборы и монастыри были закрыты и превращены в музеи, а многие и вовсе разрушены. Храм Ильи Обыденного — это ближайший к Кремлю православный собор, который продолжал работать в годы советской власти. В нем в эти годы негласно собирались святыни из разрушенных соседних монастырей и церквей. В этом храме особая, «намоленная» атмосфера. Храмовыми святынями являются икона Божией Матери «Нечаянная радость», а также частица пояса Богородицы, частицы мощей святых, в том числе св. Стефана.

В числе наиболее известных действующих московских монастырей – Покровский (ул. Таганская, д. 58). В нем находятся мощи св. Матроны Московской. С юности Матрона обладала даром пророчества, к ней прибегали за советом люди со всей округи, а позже — со всей страны. Ее земную жизнь ставят в пример большого подвига духа, сострадания, самоотречения, любви и терпения. Матрона скончалась в 1952 году, а в 1998 году были обретены ее мощи, которые ныне находятся в раке в Покровском храме монастыря. Св. Матроне молятся об удачном браке и сохранении семьи.

Самым древним московским монастырем является ставропигиальный Даниловский монастырь (Даниловский вал, д. 22). Он был основан более семи веков тому назад первым московским князем – св. князем Даниилом Московским. Именно с него началось возрождение православной Москвы на закате советского периода: в 1983 году разоренный монастырь был передан православной церкви и стал резиденцией Патриарха московского и всея Руси. В монастыре сейчас расположены отдел внешних церковных связей и Синодальная резиденция.

В этой древней обители открыты несколько храмов, старейший из которых – храм свв. Отцов семи Вселенских соборов, в котором в раке находится часть мощей самого св. князя Даниила Московского. Они были обретены в середине XVII века нетленными. В Троицком соборе находится ковчег с частицами мощей св. князя Даниила, а в Покровском храме — иконы св. князя Даниила с частицами мощей. Среди прочих святынь монастыря – частица мощей св. Николая Чудотворца, мощи приисп. Георгия, чтимая икона Божией Матери «Троеручица» и другие.

Паломникам стоит также обязательно увидеть Даниловские колокола. Эти колокола были спасены от переплавки в 1930 году американским промышленником Чарльзом Крейном, который выкупил их по цене бронзового лома и передал Гарвардскому университету. Много лет они были установлены на башне студенческого общежития Лоуэлл-хаус. В 2008 году оригинальные колокола были возвращены в Россию, а в Гарварде теперь находятся точные их копии. В монастыре проводятся экскурсионные туры с посещением колокольни и осмотром знаменитых колоколов. Также при монастыре работают паломнический центр, магазин православной литературы и гостиница «Даниловская».

Одной из прославленных православных обителей столицы является Донской монастырь (Донская пл., д.1-3). В нем в 1925 году был похоронен святой патриарх Тихон, который возглавил православную церковь в годы испытаний, терпел притеснения со стороны советских правителей и непоколебимо защищал православие. Его мощи были чудесно обретены в 1992 году и пребывают ныне в Большом соборе монастыря.

Святыней Донского монастыря является одна из самых почитаемых на Руси святынь – Донская икона Божией матери, которая считалась заступницей русских воинов. Она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, дом 10, в зале древнерусского искусства. Каждый год, в день празднования дня иконы, этот древний образ доставляется в Донской монастырь и принимает участие в торжественной службе.

Известные иконы Божией Матери в Москве

В Москве есть иконы, к которым традиционно прибегают в определенные моменты жизни. Так, например, Иверская икона Божией Матери (Воскресенский проезд, 1) считается заступницей града Москвы. Перед ней молятся, когда начинают важное трудное дело либо долгое путешествие. Ее образ можно увидеть в восстановленной в 1990-е годы часовне у Иверских (Воскресенских) ворот Красной площади.

На улице Ордынке расположен прекрасный классицистический храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, построенный архитектором О. Бове (ул. Б. Ордынка, д. 20). Главной его святыней является храмовый образ Богоматери «Всех скорбящих радость». Возле этой иконы молятся о здравии и исцелении болящих. Неподалеку, в храме Григория Неокесарийского (ул. Б. Полянка, д.29). находится ковчег с частицей мощей свт. Григория, епископа Неокесарийского. Он прославился как борец с язычеством и, по легенде, именно он записал Символ веры — основы православного учения. Известно, что в этом храме венчались родители царя Петра I царь Алексей Михайлович и царица Наталья Кирилловна. Храм украшен замечательными изразцами и считается одним из самых красивых в городе.

Икона Божией Матери «Державная» находится в Казанской церкви на территории музея-заповедника «Коломенское» (Андропова пр-т, 39). Эта икона была чудесно обретена в этой бывшей загородной царской резиденции в 1917 году. По преданию, это произошло в день, когда император Николай II отрекся от трона. На иконе Богоматерь восседает на троне в образе Царицы небесной с атрибутами царской власти – скипетром и державой. Своим обликом она словно указывает, что после отречения божьего помазанника она становится главной заступницей и покровительницей России.

;В отделе Третьяковской галереи — церкви св. Николая в Толмачах (М. Толмачевский пер, д.9) находится один из самых почитаемых образов России – икона Владимирской Божией Матери. По преданию, этот образ был написан самим св. евангелистом Лукой. В XII веке эта византийская икона была перенесена из-под Киева во Владимир св. князем Андреем Боголюбским, сыном основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. В XIV веке икона была торжественно перенесена в Москву. Долгое время с этой иконой связывали победы русского оружия над захватчиками. В Третьяковской галерее также хранится целый ряд других древних икон, в том числе знаменитая «Троица» XV века кисти Андрея Рублева.

В храме св. Троицы в Никитниках (Никитников пер, д.3) находится почитаемая икона Божией Матери «Грузинская». Она была привезена в Россию в XVII веке из Персии, и после молебна у этой иконы в Москве прекратилась ужасная эпидемия чумы. 22 августа каждый год празднуется день этой чудотворной иконы.

В храме Иконы Божией Матери Знамение (2-й Крестовский пер., д.17) хранится почитаемый список иконы, с которой на Руси с древних времен связывали многочисленные чудеса. Это образ Богоматери «Знамение». Его заступничество спасло Великий Новгород во время осады в 1170 году. Списки иконы «Знамение» широко распространены в русских храмах. В храме в Крестовском переулке находится список, датированный XVI веком. Также в храме есть чудотворный образ св. Трифона с частью мощей. Этот храм также никогда не закрывался и славится своей «намоленностью».

Одним из известнейших московских храмов является Богоявленский собор в Елохове (ул. Спартаковская, д.15), который в течение почти всего советского периода (с 1930-х гг.) был кафедральным собором русской православной церкви.

В соборе находятся чудотворная икона св. Николая и чудотворная Казанская икона Божией матери. Самой почитаемой реликвией собора являются мощи святителя митрополита Алексия. Он был московским митрополитом в переломный момент русской истории, накануне освобождения Руси от власти Золотой Орды. Алексий боролся за единство православной церкви и фактически был правителем Московской Руси в годы малолетства князя Дмитрия Донского. Его мощи открыто почивают в раке. Интересно, что перенесены они в собор были в 1947 году по личному разрешению Иосифа Сталина.

В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов пер, д.15/2) находится чудотворная икона «Взыскание погибших». Эта икона датирована 1802 годом. Она прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, к ней обращались те, кто был подвержен пьянству, впал в нищету, оказался в трудной жизненной ситуации. Ее почитают родители, которые молятся перед этим образом о счастье и направлении на истинный путь своих детей.

И, конечно же, при посещении Москвы невозможно обойти вниманием восстановленные храмы православной церкви. Казанский собор на Красной площади (ул. Никольская, д.3) был основан еще в XVII веке. Полностью разрушенный в 1930-е годы, он был восстановлен в своем изначальном виде в 1993 году. На его примере можно приставить себе типичное убранство и вид храма Московской Руси XVII века. В нем хранится список Казанской иконы Божией матери.

Святыни Храма Христа Спасителя и других храмов

Кафедральным храмом русской православной церкви является Храм Христа Спасителя (ул. Волхонка, д.15). Он также был восстановлен в конце XX века. Стоявший на этом месте храм, выстроенный архитектором К. Тоном в память об Отечественной войне 1812 года, был варварски взорван большевиками в 1931 году. Нынешний храм Христа Спасителя – один из крупнейших храмов в мире, он вмещает почти 10 тысяч человек. Как и изначальный храм, он обильно украшен ценными отделочными материалами и росписями. По храму можно пройти с экскурсией или подняться на смотровую площадку верхнего яруса, с которой открывается замечательный вид на центр Москвы. В Храме Христа Спасителя находятся важнейшие реликвии: мощи св. Филарета Московского и других святых, частицы Ризы Господней и Ризы Богоматери, Гвоздь Креста Господня, Смоленская икона Божией Матери, икона Рождества Христова и другие.

Храм Воскресения в Сокольниках (Сокольническая пл., д.6) стал местом на востоке столицы, куда переносили святыни из разрушавшихся в советское время церквей. Это — Иверская, Страстная, Боголюбская, Грузинская иконы Богоматери, образ св. Пантелеймона, ковчег с частицами мощей Сорока мучеников Севастийских и другие почитаемые святыни.

Святому Иоанну Воину посвящен один из красивейших храмов Москвы, (ул. Большая Якиманка, д. 46). К его заступничеству прибегают в житейских невзгодах. По легенде, храм выстроен по проекту самого императора Петра I в память о победе над шведами при Полтаве. Этот храм также не закрывался во все время существования советской власти. Его красивое убранство – пример московского барокко начала XVIII в. В алтаре храма хранится часть перста с перстнем св. великомученицы Варвары.

В Москве представлены «церковные посольства». Это подворья других православных церквей: например, Сербской (ц. Петра и Павла, Петропавловский пер., д. 4-6), подворье Православной Церкви в Америке в Москве (ц. св. Екатерины на Ордынке, ул. Большая Ордынка, д. 60/2), патриаршие подворья: Антиохийское (Архангельский пер, д. 15а,) и Александрийское (Славянская пл., д. 2) и др. В Иерусалимском патриаршем подворье (храм Воскресения Словущего, Филипповский пер, д.20) хранится десница св. Евстафия Плакиды, мученика I в. н.э., а также редкие Иерусалимская и Ахтырская иконы Богоматери.

Среди «посольств» особое место занимает Афонское подворье (ул. Гончарная, д. 6), которое расположено в храме св. Никиты за Яузой. Выстроенный в XVI-XVII веках на высоком месте над Москвой-рекой, этот храм является одним ярких из примеров московского средневекового зодчества. В храме находятся чтимые иконы св. Силуана Афонского и св. великомученика Пантелеймона с частицами мощей. К помощи св. Пантелеймона прибегают во время болезней.

5 святынь Храма Христа Спасителя, о которых мало кто знает

Перед Храмом Христа Спасителя выстраиваются длинные очереди паломников, когда в Москву привозят значимые святыни — Пояс Пресвятой Богородицы, Дары Волхвов, мощи святителя Спиридона Тримифунтского и другие. Между тем, в кафедральном соборе Москвы постоянно пребывают настоящие церковные сокровища, которые такого интереса не вызывают. Наш материал — о святынях Храма Христа Спасителя.

1. Частица Ризы Господней

«Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии, другой — что это верхняя одежда, плащ (гимантий), — комментирует ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. – Дело в том, что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным».

Долгое время Риза Господня хранилась в Патриаршем соборе Светицховели в древней столице Грузии – Мцхете. В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Солдаты разорили собор, а Ризу Господню отдали шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу Романову. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события установили ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля — по новому). Только в этот день частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим и носили по домам, чтобы к ней могли прикоснуться немощные и болящие. На праздник в Москву съезжалось множество народа.

После революции частицу Ризы Господней перенесли в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфисковали и вернули в Кремль, теперь уже в поместив в фонды Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешения дирекции музеев святыню обнесли вокруг храма, и весь день она пребывала в Храме Христа Спасителя, после чего была возвращена в Кремль.

В 2008 году частица Ризы Господней была окончательно передана в Храм Христа Спасителя.

Главный алтарь Храма

Частица Ризы Господней хранится в алтаре и выносится в храм во время Всенощного Бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца (Расписание богослужений на сайте Храма Христа Спасителя).

2. Гвоздь от Креста Господня

Гвоздь от Креста Господня также был передан в Храм Христа Спасителя в 2008 году.

Ковчежец

Он хранится в алтаре в отдельном ковчежце и вместе с Ризой Господней выносится на богослужения только в дни Великого поста.

3. Частица Ризы Божией Матери

Частицу Ризы Божией Матери привез на Русь Дионисий Суздальский в XIV веке из Константинополя. Вместе с другими святынями она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей.

После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В 2008 году, по просьбе покойного Патриарха Алексия II, была передана Русской Православной Церкви вместе с другими святынями, которые также хранились в кремлевских музеях.

Частица Ризы Пресвятой Богородицы некоторое время находилась в Храме Христа Спасителя и была доступна для поклонения. Но, поскольку верующие не проявляли к ней большого интереса, было принято решение на время убрать святыню в алтарь и выносить ее в некоторые богородичные праздники, например, в Праздник Ризоположения во Влахернах, на Покров Пресвятой Богородицы, в Субботу акафиста Великим постом и в другие праздники.

Паломнические группы, которые желают отслужить молебен перед частицей Ризы Господней, Гвоздем от Креста Господня и частицей Ризы Божией Матери и приложиться к этим святыням, могут заранее, не позднее, чем за неделю, написать письмо на имя ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева на адрес hram@xxc.ru, чтобы святыню приготовили и вынесли в определенный час (в теме письма указать «Молебен перед Ризой»).

4. Глава святителя Иоанна Златоуста

Главу святителя привезли на Русь из афонского монастыря Ватопед при царе Алексии Михайловиче. На Святую Гору вернуть святыню царь не захотел и взамен нее выслал в Ватопед приличную сумму денег. Афониты неоднократно пытались вернуть главу, но каждый раз им вместо этого жаловали большую сумму денег.

Глава святителя Иоанна Златоуста находится вместе с некоторыми другими святынями в большом общем мощевике слева от главного алтаря Храма Христа Спасителя.

Доступ к мощевику открыт ежедневно и прекращается только во время богослужений (даже на субботней всенощной его открывают практически сразу после чтения Евангелия).

5. Мощи святителя Филарета Московского

Митрополит Филарет (Дроздов) был канонизирован Церковью в 1994 году. Его мощи находились под спудом в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры, а в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II их передали в Храм Христа Спасителя, поскольку святитель участвовал в разработке проекта будущего кафедрального собора Москвы.

Рака с мощами святителя Филарета Московского стоит справа от алтаря верхнего храма. Приложиться к ней можно ежедневно, доступ прекращается только во время богослужений, как и к Главе святителя Иоанна Златоуста. В праздник святителя, 2 декабря, стеклянную крышку раки открывают, и у верующих есть возможность приложиться непосредственно к мощам.

Фото Владимира Ештокина

В старославянском и русском языках слово крещение происходит непосредственно от слова крест (во всех других языках — баптизма, что значит ‘погружение’), а само слово крест — от имени Христос. Для русского православного человека Христос и Крест неотделимы и неразличимы.
«С удивлением узнал, что в Успенском соборе Московского Кремля хранится ценнейшая реликвия христианства — один из тех самых гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту», — написал в редакцию житель Воронежа.
Известно, что Кремль — центр российской власти, резиденция президента, там встречают других глав государств, проходят официальные мероприятия, но при этом мы ничего не знаем о православных Святынях кремлевских соборов.
Петр I вернул Святыню
По преданию, Гвозди были обретены в Иерусалиме вместе с Крестом. Затем их привезли в Константинополь. Существует множество легенд, связанных с реликвиями. Точно даже не известно, сколько их было: 3 или 4. Католики изображали Распятие, на котором обе ноги Иисуса Христа были прибиты одним Гвоздем, православные — по одному на каждую ногу. Правда, католический священник Евгений Генрикс утверждает, что спор этот относится только к искусству. Сколько все-таки было Гвоздей и где они сегодня, отцу Евгению не известно, и, по его мнению, это значения не имеет: «Христиане верят в Господа Иисуса Христа, в то, что Он был распят и воскрес».
Считается, что один из Гвоздей хранится в соборе Парижской Богоматери, а другой — в соборе Милана. Там он находится высоко под сводом, и спускают его для поклонения только раз в году.
Что же касается Гвоздя из Успенского собора Кремля, то там он оказался в XVII веке. По преданию, император Константин послал его грузинскому царю Мириаму, принявшему христианство. Гвоздь хранился у грузинских царей. В 1688 году один из них — Арчил Вахтангович — переехал в Москву и взял Святыню с собой. Но когда в Грузии вспыхнула эпидемия, его попросили вернуть реликвию. Однако под Казанью гонца, который вез Гвоздь, задержал губернатор. По указу Петра I Святыню отправили назад и вместе с золотым ковчегом передали в Успенский собор. 10 июля (по старому стилю), в день Положения Ризы Господней, в Москве Гвоздь на аналое украшали живыми цветами. Но специального праздника обретения Гвоздя установлено не было.
Сегодня Гвоздь — музейный экспонат. Так что приложиться к нему нельзя. «Живьем» его за последние 8 лет показывали дважды: в 2000 году на выставке «Христианские реликвии Московского Кремля» и в 2004-м в Николо-Угрешском монастыре — по случаю 625-летия обители.
Постоянно Гвоздь находится в алтаре Успенского собора.
фрагмент статьи Б. КЛИН «Известия» 17 июня 2008 г. (http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=21124)

Серия сообщений «святыни»:
Часть 1 — Святыни Храма Христа Спасителя

Часть 2 — 10 вопросов о Крещенской святой воде
Часть 3 — Долгая дорога к Богу: Великорецкий крестный ход 2012
Часть 4 — Гвоздь Господень из Успенского собора Московского Кремля
Часть 5 — ОБРАЗ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО) В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ ИЗ ЧАСОВНИ В ДОМИКЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Часть 6 — Турманина В.И. Легенды и историческая справка о Белом Христе на Введенском кладбище

Часть 8 — 27 июля (9 августа н.ст.) – память св. вмч. и целителя Пантелеимона († 305)
Часть 9 — Посох Пересвета
Часть 10 — Поклонные кресты в России. История и традиции
Серия сообщений «святыни дома Романовых»:
Часть 1 — Гвоздь Господень из Успенского собора Московского Кремля
Часть 2 — ОБРАЗ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО) В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ ИЗ ЧАСОВНИ В ДОМИКЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Храм Воскресения Словущего на Арбате в Москве (подворье Иерусалимской Православной Церкви)

Дата создания: 1688 г. Описание:

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Известно, что на том месте, где сейчас находится храм Воскресения Словущего на Арбате, во второй половине XVI в. стояла деревянная церковь святого апостола Филиппа. Нынешний каменный храм был освящен Патриархом Московским Иоакимом в 1688 г.

Церковь сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года, сильно обветшавший храм предполагалось упразднить, однако в 1817 г. принимается решение об открытии при церкви св. ап. Филиппа представительства Иерусалимской Православной Церкви. Это событие было связано с обращением Патриарха Иерусалимского Поликарпа к императору Александру I с просьбой о даровании Иерусалимскому Патриархату московского подворья, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего в 1808 г. храма Воскресения Господня.

После открытия подворья главный престол церкви был переосвящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения в Иерусалиме), также устроены два придела — в честь св. ап. Филиппа и в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская». Капитальный ремонт, реставрация и восстановление иконостаса были закончены к 1851 г. В 1852 г. храм был торжественно освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским.

В 1918 г. подворье было упразднено; сам храм в советское время не закрывался. Деятельность подворья была возобновлена в 1989 г.

Престолы

Главный престол освящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения в Иерусалиме), приделы — в честь св. ап. Филиппа и иконы Божией Матери «Иерусалимская», приставной престол в честь свт. Николая Чудотворца.

Святыни

Чтимые иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Ахтырская».

Богослужение

Божественная литургия совершается ежедневно в 9.00, в дни великих праздников накануне совершается всенощное бдение в 18.00.

По будням Литургию предваряет утреня в 8.00.

***

Настоятель храма — архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 121019, Москва, Филипповский пер., д. 20 Телефон: +7 (495) 690-57-01 Web-сайт: www.podvorie.orthodoxy.ru Родительская организация: Иерусалимская Православная Церковь Настоятель: Стефан, архимандрит (Диспиракис)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *