Крещение

25. О Таинстве Крещения

25.1. Что такое таинство?

– Таинством называется от Бога установленное церковное священнодействие, которое зримым и осязаемым образом сообщает верующему человеку невидимую, но реальную благодать Святого Духа. Все таинства – это дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а по любви Божией.

25.2. Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

– Крещение – это священное действие (таинство), в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения. В Крещении человек получает возможность стать причастником спасения, которое совершил для всех людей Христос. Как после присяги в армии человек становится членом воинского коллектива, берет на себя обязательства по исполнению воинского долга, так и после Крещения человек становится членом Церкви Христовой, берет на себя обязательства стараться жить в соответствии с Евангелием, получает возможность участвовать в остальных церковных таинствах, через которые подается благодать, то есть помощь Божия для следования по пути спасения.

25.3. Что необходимо для Крещения?

– Для принятия Крещения от взрослого человека требуется вера, добровольное и сознательное желание сообразовывать свою жизнь с Евангелием и искреннее покаяние в делах, совершенных не в соответствии с Божиим законом, содержащимся в Евангелии.

25.4. Как подготовиться к Крещению?

– Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние (исправление греховной жизни) – это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их в покаянно-исповедальной беседе со священником, в намерении изгонять грех из своей жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо прочесть одно из Евангелий, познакомиться с основами Православной веры. Нужно знать, по возможности, наизусть «Символ веры», Заповеди Божии, молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Желательно ознакомиться с книгой «Закон Божий».

При подготовке к столь важному таинству помогут огласительные беседы, которые проводятся во многих храмах и которые обязательно надо посетить. Самым минимальным уровнем подготовки к совершению таинства Крещения в Русской Православной Церкви считается проведение двух предварительных бесед. Во время таких бесед разъясняются основные понятия православного вероучения, христианской нравственности и церковной жизни. Такие беседы призваны способствовать укреплению веры и решимости изменить жизнь в соответствии с Евангелием. «Перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви» («О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»).

25.5. Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

– Определенного времени для совершения таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни.

Для того чтобы крестить ребенка, следует пройти огласительные беседы (проводятся с родителями и восприемниками ребенка), а далее узнать расписание совершения Крещения в храме и придти к назначенному времени. Принести с собой крестик, желательно на ленточке, крестильную рубашку и полотенце. Для младенцев обязательны крестные.

25.6. Можно ли креститься беременной?

– Беременность не является препятствием для участия в таинстве Крещения.

25.7. Можно ли креститься в 50–60 лет?

– Креститься можно в любом возрасте.

25.8. Сколько раз можно креститься?

– Один раз. Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться.

25.9. В какие дни Крещение не совершается?

– Для совершения таинства Крещения нет никаких внешних ограничений – ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

25.10. Надо ли предварительно записываться на Крещение?

– В тех храмах, где ведется предварительная запись желающих принять Крещение, следует записываться.

Перед Крещением человек, желающий креститься или стать восприемником ребенка, должен пройти предварительную подготовку: курс огласительных бесед со священником или катехизатором и исповедальную беседу со священником.

Количество огласительных бесед в каждом храме может определяться его настоятелем при соблюдении установленного общецерковными документами минимума. С 2011 г. – это две огласительные беседы с катехизатором (возможно, мирянином), проводимые в разные дни и покаянно-исповедальная беседа со священником.

25.11. Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

– Для таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется.

25.12. Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

– Кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет детскую душу доступной воздействию греховного мира. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеного ребенка можно причащать. Если Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению.

Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

25.13. Только ли священник может совершать Крещение?

– В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин – то есть любой верующий православный христианин, понимающий важность Крещения. Однако после этого уже священник должен прочесть над крещенным все полагаемые молитвы и совершить таинство Миропомазания.

25.14. Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

– Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу таинства Крещения – тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь».

Если смертельная опасность проходит и человек остается жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями. В случае смерти человека будет молиться Церковь во время отпевания, совершения панихиды и поминать за богослужением (после подачи родными записок об упокоении).

25.15. Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен и не у кого об этом спросить?

– Если взрослый человек точно не знает, был ли он крещен, и узнать об этом не у кого, то в таком случае следует обратиться к священнику. Существует древняя церковная практика в подобных случаях в момент крещения произносить тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (имя), аще (если) не крещен».

25.16. Обязательны ли крестные?

– Для детей крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за их дальнейшее воспитание в православной вере. Крестные родители несут ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие своих крестников.

Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемника не обязательно.

25.17. Откуда идет обычай иметь крестных?

– Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, невозможно было креститься без свидетельства поручителя. Человек, который желал принять христианскую веру, должен был найти поручителя, который привел бы его в собрание христиан и свидетельствовал перед епископом о его желании стать христианином и о возможности зачисления в число оглашаемых. Во время огласительного периода, который продолжался 2–3 года, поручитель принимал участие в научении, постоянно находясь в общении с будущим членом церкви. Когда оглашение завершалось, то к Крещению человек допускался на основании свидетельства поручителя (крестного, восприемника) как лица ответственного перед Богом и церковью за того, кого он некогда привел в церковное собрание. Поручитель участвовал в Крещении и был восприемником, то есть принимал нового члена церкви от купели. После Крещения поручитель продолжал помогать новокрещенному осваиваться в новой для него церковной жизни, способствовал его духовному росту.

25.18. Кто может быть крестным?

– Крестными могут быть бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, знакомые, родные братья и сестры. Но они сами должны быть крещеными и церковными людьми.

Назначение крестных заключается в следующем: они являются свидетелями Крещения ими воспринятых, поручителями за них перед Церковью (особенно при крещении младенцев), дают за крещаемых обеты Богу, исповедуют Символ веры. Крестные обязаны наставлять своих крестников в православной вере и благочестивой христианской жизни. Чтобы соответствовать такому высокому назначению и быть в силах выполнить столь важные налагаемые Церковью обязанности, крестным самим необходимы опыт церковной жизни, знание Основ православной веры, понимание сущности таинства Крещения и произносимых при нем обетов.

Поэтому неправильно смотреть на крестных как на простых участников в обрядовой стороне таинства Крещения и предоставлять это высокое звание всякому желающему. Вопрос о выборе крестных следует согласовать со священником.

25.19. Кто не может быть крестным?

– Крестными не могут быть:

1) некрещеные;

2) неправославные (члены Римо-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);

3) люди, ведущие безнравственный образ жизни;

4) душевнобольные;

5) малолетние дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница – не моложе 13 лет);

6) монахи и монахини;

7) по благочестивой традиции Русской Православной Церкви – супруги – крестными отцом и матерью одного и того же ребенка;

8) родители крещаемого младенца.

25.20. Стоит ли брать на себя обязанности крестного, если родители крестника не воцерковлены?

– В такой ситуации необходимость в крестном возрастает. Невоцерковленные родители очень часто воспринимают Крещение не как таинство, освобождающее ребенка от первородного греха и делающее его членом Церкви, а как обряд, подтверждающий национальную принадлежность ребенка, или магическое действо, защищающее младенца от темных сил. Если крестный – человек церковный, он постарается объяснить родителям ребенка смысл и силу таинства Крещения.

Исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Иоанн Креститель говорил, что Господь из камней, разбросанных в пустыне, может сделать подвижников благочестия (Мф. 3:9). Терпение, снисходительность, любовь верующего крестного, непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей, а молитва способна оживить окаменевшие сердца равнодушных к вере близких.

Прежде чем дать согласие стать крестным, следует посоветоваться со священником.

25.21. Кто из крестных должен держать ребенка при Крещении?

– В объяснении Требника перед последованием о Крещении сказано, что при совершении таинства Крещения необходим лишь один из восприемников (крестных), а именно: при Крещении лица мужского пола – восприемник, при Крещении лица женского пола – восприемница. Однако наряду с действием этого церковного правила постепенно вошло в обычай совершать Крещение при двух восприемниках (крестных) – мужчине и женщине – в параллель плотским родителям крещаемого. Обычай этот признан и законами церковными, но признание это не идет далее простого допущения двух лиц к обрядовому действию при Крещении. В духовное же родство через восприемничество входит лишь один восприемник – если крещаемый ребенок мужского пола, восприемница – если крещаемый ребенок женского пола. Поэтому, если крестных двое, то когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка держит крестная мать, а крестный отец воспринимает от купели. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Если ребенок сильно капризничает, то на время его можно передать родителям или другим родственникам.

25.22. Может ли христианин стать восприемником заочно, т.е. не присутствуя при совершении Крещения?

Так называемое заочное восприемничество не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому в крещении ребенку. При заочном восприемничестве восприемник в таинстве Крещения не принимает участия и никого не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещеным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника.

25.23. Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

– Да, могут. Единственное требование – родители не должны участвовать в таинстве Крещения, то есть они не воспринимают его от купели – это делают крестные.

Мнение о том, что матери непозволительно присутствовать при Крещении своего ребенка, по-видимому, родилось из запрещения женщине входить в храм в течение 40 дней после родов. А 59-е правило VI Вселенского Собора предписывает крестить только в храме. Следовательно, если ребенка крестили до 40-го дня, то в храме во время этого таинства матери присутствовать не разрешалось.

25.24. Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама до истечения 40 дней после родов?

– Да, может присутствовать. Но по истечении этого сорокадневного срока ей надо прийти в храм и попросить священника прочитать над ней «Молитвы (т.н. очистительные) жене-родильнице, по четыредесяти днех», после чего она вновь вводится в церковное собрание. Над младенцем в этом случае обряд воцерковления может быть совершен сразу после Крещения или по истечении сорокадневного периода очищения матери вместе с нею.

Обряд воцерковления заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца мужского пола в алтарь к престолу или младенцев женского пола – к царским вратам, как бы перед лицом Самого Господа.

25.25. От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

– В европейских языках это слово означает «погружение в воду», «омовение в воде».

Когда в Евангелии говорится о крещении Иоанна, то имеется в виду погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов.

Славянский язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Созвучие названия таинства Крещения со словом «крест» – филологическая особенность славянского языка.

25.26. Какие таинства есть в Православной Церкви кроме Крещения?

О кармическом перерождении души в течении одного жизненного цикла.
Что-то мне подсказывает, что данная тема, будет несколько тяжелой для обычного восприятия. Однако я пишу её в первую очередь для тех, кто обладает похожим опытом, а следовательно способен разобраться в тонкостях кармической природы человеческой души.
Дело в том, что наша душа имеет свойство к постоянному развитию и эволюции. Человек, который достигает нового уровня собственного сознания, в некоторых религиях, обозначается как «дважды рожденный». Суть этого странного на первый взгляд определения состоит в том, что душа, достигнув определенного предела своего развития, символически умирает, оставляя в пустоте все лишние накопления, и рождается вновь, но с уже более широкими возможностями, достаточными для того чтобы усвоить более сложный и серьезный духовный опыт, сосредоточившись уже на целях иного и более высокого порядка.
О том что душа имеет свойство переходить из одного тела в другое, имеется некоторое количество доказательств, которые были получены в ходе экспериментов с гипнозом. Погруженные в глубокий гипнотический транс, люди рассказывали о своих прошлых перевоплощениях, подробно описывая те места в которых жили, и общаясь на родном для этих мест языке. Последующие проверки, подтвердили 100% точность данных сведений. Мало того, у некоторых людей происходили случаи открытия памяти о прошлом, и они даже находили собственные могилы, а точнее могилы тех тел в которых они пребывали прежде, что в свою очередь укрепляло в них уверенность о том, что душа имеет бессмертную природу. Во всяком случае она не поддается тому разрушительному влиянию, которому поддается любая материя в пределах солнечной системы.
Понятие кармы, имеет религиозное происхождение, и берет свое начало от истоков индуизма, символизируя собой некий опыт который душа накапливает в течении всех своих жизней, и влияние которого проявляется в каждой последующей жизни человека. К сожалению, разность условий, в которых рождается новый человек, с точки зрения Индуистской философии, описана несколько туманно, и в целом опирается на кастовую систему общества. Однако многочисленные примеры отдельных жизней как богатых, так и бедных, часто опровергают эту сомнительную закономерность. Так как в противном случае, рожденная в богатстве душа, должна была не только заслужить свое новое место с помощью предыдущих добродетелей в прошлых жизнях, но и продолжить свое развитие, сосредоточившись исключительно на духовном росте. Тогда как в жизни, духовный рост в целом обусловлен не условиями рождения и проживания, а свойствами и стремлениями самой души. Тем более что для духовного роста, не нужны особые условия для проживания, и иногда бедность и существенное материальное ограничение, лишь способствуют духовной эволюции человека, благодаря его внутренней интуиции и стремлениям познать возможности своего духа.
Влияние кармы на жизнь отдельного человека весьма огромно, как и влияние природных условий для жизни физического тела. Однако, мы часто принимаем желаемое за действительное, приписывая карме те свойства, которыми она не обладает в силу их специфичности и сложности. Конечно приятно думать что некий высший Разум, уже позаботился о нас и каждому воздал по заслугам, начертав каждому его собственную и индивидуальную судьбу, от влияния которой мы никуда не денемся. Но при таких условиях, мы забываем о том, что пропадает весь смысл кармического воздействия на человека. Всемогущий, мог бы сразу подвести итоги всем судьбам разом, приводя нас к их конечной стадии и тем самым подогнав под единое совершенство, что соответствует идеи религиозного апокалипсиса, с обязательной раздачей всем благ и наказаний. Но такой подход нарушает одно из главных правил вселенной — право личного выбора. А это значит, что главная работа Бога, заключается не в отслеживании каждой отдельной судьбы с целью составить на неё свое расписание событий, а в создании единого духовного механизма, влияние которого распространяется на всех, как распространяется влияние природы на все живые существа. А это значит, что механизм кармы до конца не изучен, как не изучена и природа самой души.
В этом смысле, религия хоть и является неоспоримым наследником многолетней духовной культуры человека, но тем не менее содержит в себе ряд существенных недостатков, главным из которых является догматичность, и запрет на любое исследование кармических законом или свойств человеческого духа. В последнее время, эту функцию все чаще берет на себя наука, пытаясь таким образом наглядно доказать не только наличие духа, но и его физические свойства. Если предположить, что религия в своем виде, является ничем иным как наследием важнейшей информации прошлого, которая была передана нашим далеким предкам от существ более развитых, то она представляет собой в первую очередь зерна истины, которые могут прорасти, если посадить их в надлежащую почву исследований. Но вместо этого, священники и прочие духовные лица, предпочитают функцию хранителей духовных артефактов, не позволяя при этом, воспользоватся ими чтобы докопаться до основной сути. Слишком многие факты и примеры независимых исследований, говорят о том что источником той или иной религиозной истины, служит информация, которая была передана существами с других солнечных систем. В качестве наиболее яркого примера, приводится религия маленького африканского племени, которое оставшись на уровне первобытного развития, обладает знаниями о звездах, космосе и отдельных звездных системах. Кроме того, если учесть примеры тех кто добился состояния просветления, при котором открывается прямая связь с высшим разумом, то безусловно можно утверждать о том, что часть религиозных текстов представляет собой откровения таких людей. Но опять таки, мы должны учитывать то обстоятельство, и то время при котором были написаны эти тексты. Возможно что для того времени и того уровня развития, данные тексты представляли собой понятное изложение, даже при условии что тема повествования была трансцендентной. Однако, современный человек, добившись состояния просветления, при должном уровне интеллекта, способен описать свои ведения в гораздо более информативной форме. Но, вернемся к основной теме обсуждения.
Как известно, каждое тело содержит в себе код ДНК, в котором содержится память обо всех генетических изменениях в прошлом. Если код ДНК оказывается дефективным, то данная родовая ветка прерывается, уступая свое место другим, более совершенным. Мы часто не в состоянии отследить всех перемен, которые происходят в ДНК, так как эволюция отдельных составляющих тела, может происходить на микро-уровне, не говоря уже о постоянной динамике приспособляемости к новым условиям. Мы в общем-то и в своей более или мене известной истории, порой не в силах разобраться из-за разности мнений и записей, что же тогда говорит о ДНК? Ведь фактичнески изучая код ДНК, мы видим уже готовую картину, и можем только догадываться о том, что способствовало её построению. И тем не менее, вселенная сама по себе, имеет в своей сущности закон повторяющихся подобий. Всегда в жизни находится то, что может служить уменьшенной или увеличенной копией чего-то другого, имея в своей совокупности общий принцип либо создания, либо функционирования.
Следовательно, принцип постоянного изменения кода ДНК, и его последующая передача из рода в род, может иметь место и в эволюции каждой отдельной души. Просто то что мы называем ДНК, в душе, можем иметь свойство кармы — этакого своеобразного духовного наследия жизненного опыта на протяжении всех жизненных циклов. Причем, этот опыт, отбросив за ненадобностью, огромное количество лишней информации, содержит в себе основные принципы формирования духа, некий духовный информационный архив, благодаря которому каждая последующая жизнь, позволяет человеку гораздо быстрее ориентироваться в жизненном пространстве, и сформировавшись как личность, преступить к преодолению новых духовных вершин и меняя собственную судьбу в режиме реального времени, тем самым меняя и свое будущее, а если быть еще точнее подстраивая свое будущее под удобные для своего развития условия.
Таким образом, мы можем предположить что духовная эволюция, зачастую может происходить в одном человеке, в совершенно иных временных интервалах, отличных от привычных земных циклов. И пока мы проживаем жизнь своего физического тела, ограниченного по времени определенным интервалом, наша душа способна несколько раз пережить свое перерождение, благодаря стремлению к духовному росту и соответствующим практикам. Время в этом случае, играет совершенно различную роль как для тела, так и для души, так как душа в отличи от тела, способна путешествовать по своей линии жизни, как в сторону прошлого, так и в сторону возможного будущего, раз за разом корректируя свой маршрут. Мы и сами способны мысленно путешествовать по событиям прошлого, изучая исторические сведения в том или ином временном отрезке. Тело в этом случае более ограничено, и это ограничение обусловлено свойствами генетического кода человека, для которого невозможны резкие скачки, не говоря уже о законах физики, которые ограничивают скорость перемещения наших тел в пространстве а значит и во времени. Давайте на секунду представим себе что тело, представляет себе ничто иное как механический скелет робота, со всей защитой и системой жизнеобеспечения. А ДНК в свою очередь играет роль программы, которая поддерживает функцию такого скелета в работоспособном режиме. А теперь представьте себе, что в вас закачали программу ДНК, новой версии, которая была разработана для скелетов выпуска на 100 лет веред? Можем ли мы гарантировать полную совместимость устаревшего «железа» с новым программным обеспечением? Думаю что нет.
А вот в случае с душой, такая возможность существует, иначе как объяснить то, что мысли некоторых мудрецов и философов многовековой давности, оказываются не только современными с нашими, но и актуальными для того будущего, которое уже наступило? Понимаете к чему я клоню? Это значит, что душа, способна опередить в своей эволюции то время, которым ограничено наше тело. И все это работает не вопреки, а напротив благодаря закону кармы и закону права выбора.
Вы наверно замечали среди своих близких признаки кардинальных перемен личности? Лично я их замечал, и не только в знакомых но и в самом себе. Обычно мои внутренние перемены имели и внешнее отражение. Стоило появится новому увлечению, как в процессе его развития, я получал новую информацию и нередко полностью менял систему личного мировоззрения. В среднем, это происходило раз в три года. Конечно, иногда к таким переменам меня вынуждали некоторые внешние обстоятельства, но я заметил, что при личном желании что-то изменить в своей жизни, качество перемен было более значительным чем вынужденные, которые продиктованы необходимостью внешних обстоятельств. Но именно в тот момент, когда мои перемены в результате духовных практик, приняли осознанный характер, частота различных духовных перерождений возросла до нескольких случаев в год. Все это привело меня к мысли о том, что душа, имеет свойство меняться под воздействием осознанного стремления к духовному росту, но механизм самих перемен, имеет непосредственное отношение к нашему кармическому прошлому, будущему и настоящему.
Но, прежде чем продолжить свое повествование на эту тему, я хотел бы предложить вашему вниманию размышление несколько иного характера.
Меня весьма умиляют некоторые утверждения о том что Бог никогда не ошибается. Сразу видно, что человек говорит не о Боге конкретно, а о своем личном представлении Бога, в котором он выглядит «идеальным». Если бы Бог не ошибался, то вероятно что человека в том виде в котором он существует сейчас, просто не существовало. Слишком большой контраст наблюдается между идеальным совершенством человеческого тела, и полным различных недостатков человеческого разума. К тому же, опыт нашего вселенского подобия, во многом свидетельствует о значительной степени ошибочности наших идей и их частом несовершенстве. В итоге, мы получаемся в некотором смысле незавершенными с точки зрения духовного и разумного развития, обладая при этом наиболее из возможных совершенных инструментов для воплощения наших идей и замыслов в жизнь — телом.
Давайте на секунду, предположим, что Бог, имеет свойство размножать свои копии, для того чтобы выполнять многозадачные замыслы. Копия Бога в этом случае, должна иметь общую с ним основу или природу, но при этом специализироваться на том ряде вопросов, которые определяют круг выполнения какой-то одной задачи. Представьте себе ученого, который обладая огромным запасом знаний, просто не справляется с тем объемом задач, которые он поставил перед собой, а время в этой ситуации работает против него. Пусть даже у Бога, времени достаточно, но ведь я привожу пример ученого только для наилучшего восприятия моей идеи. Так вот, этот ученый, постарается найти для себя наиболее способных учеников, так как он в отличии от Бога не располагает возможностью само копирования. И эти самые ученики, основываясь на общем материале и наработках своего учителя, тем не менее продолжат его дело, каждый по своему, и каждый по своему изобретут новые направления. Причем одни получат больший результат, а другие наоборот, в силу не только знаний но и личных качеств, отличных от их учителя. Только представьте себе, что вы сделали себе несколько копий самого себя, и эти копии обладая вашим опытом и знаниями, тем не менее начнут вести самостоятельную жизнь, и у каждой из них будут свои достижения, исследования и духовный рост, независимый от ваших результатов.
Ошибаясь раз за разом, такая копия, начинает совершенствовать свою область, доводя её до наиболее значимого результата. Но, так как разность опыта копий, не позволяет добиться единого совершенства по всем областям, Бог решает наделить их индивидуальностью сознания, и отправляет так сказать на практику в те области жизни, которые просто созданы чтобы учится в них на собственных ошибках. И чем например земля, не является такой средой для индивидуального саморазвития отдельной души, облаченной в идеальный инструмент для личных исследований? Механизм жизни и смерти, позволяет душе, закреплять главный результат своего совершенства в единой информационной базе, в то время как все временное и тленное, обновляется вместе с памятью, и в очередной попытке совершенства, душа совершает новые ошибки и заново пополняет свои пробелы, что-бы закончив свой курс, вновь вернутся к своему первоисточнику, либо переходя на новый уровень развития на другой планете, где условия позволяют совершать гораздо меньшее количество ошибок, и сосредоточится на боле высоких задачах. В этом случае механизм кармы, представляет собой идеальный закон духовного развития отдельной частицы Бога.
Каждый раз сталкиваясь с понятием кармы, мы нередко интерпретируем его в том свете, который нам наиболее близок к пониманию. Конечно, гораздо проще думать о том что закон кармы автоматически распределяет нас по новым точкам жизни на планете, в которых уже включены все наши поощрения и наказания за ошибки и добродетели прошлого. Но такой принцип напрочь противоречит теории эволюции души, а также смыслу духовного развития. Ведь какой смысл развиваться, да и вообще к чему-либо стремится, если твоя участь уже решена свыше? И все что ты можешь в этом случае этот отдать накопивший кармический долг, либо наделать новых долгов для жизни будущей.
Считается что каждый кармический долг, который достается нам в наследство от предыдущей жизни, и путешествует вместе с нами в другой, накапливаясь таким образом в общую сумму долгов, которые называются общим словом карма. Но как мне кажется, эти долги имеют совершенно иной характер, и именно он, в конечном счете и формирует нас как личность.
Давайте подумаем вот над чем. Предположим что душа после смерти физического тела, переходит в параллельную плоскость реальности, словно перешагивая в иную сторону зеркального отражения, ровно для того чтобы иметь возможность там существовать без ежедневной энергетической подпитки, которая осуществляется через наше тело и органы чувств. Возникает вопрос, а что именно мы будем вынуждены перенести в иную реальность, если большая часть наших знаний, пригодны только в этой жизни, в то время как в иной реальности они бесполезны?
Однако давайте не будем забывать, что во многом, способность нашего мышления, а также действий, которые являются естественным продолжением наших мыслей, зависят от нашего характера, а если быть точнее от его черт которые и оказывают наибольшее влияние. Любая эмоциональная несдержанность, проявление агрессии, привычка лгать, подверженность страстям и зависимость от разнообразных чувственных удовольствий, делает нас не только неразборчивыми в собственных решениях, но и часто приводят к необдуманным поступкам, которые нередко обходятся нам очень дорого. И напротив, оптимистичный человек, с большой силой воли и максимальным жизнелюбием, способен в любых новых условиях, сформировать свою жизнь в максимальной форме самодостаточности. Нам может показаться что такие качества не являются столь значимыми как знания которыми мы обладаем. Однако, если на двух необитаемых островах окажутся два совершенно разных по характеру человека, которые не имеют опыта выживания в данной местности, как вы считаете кто из них более способен к выживанию?
А теперь давайте предположим, что наше божественное начало от которого берет свой исток наша душа, было совершенным изначально, но на стадии изначально высоких уровней сознания, которые в этом мире, пригодны лишь в форме духовного развития. Наша адаптация к местным условиям, могла сформировать тот тип характера, который постепенно стал далеким от духовного совершенства. Поэтому главной задачей души, является не только адаптация к условиям проживания, но и возвращение к своему Божественному началу, путем долгих духовных трансформаций, совершаемых в течении многих жизненных циклов. Фактически, любая недоработка в характере, достается нам в наследство в нашей новой жизни. Следовательно, в новой жизни несмотря на чистую память от прошлой, мы начинаем вести себя точно также, и начинаем страдать ровно от тех желаний, от которых страдали уже ранее. Вот и получается, что вместо кармического наказания, нас преследует то наследие, причиной возникновения которого были мы сами. Другими словами от себя нам никуда не убежать, ни во времени, ни в пространстве, а следовательно изменить данную ситуацию можно лишь изменив самого себя, что и является той самой эволюцией души, которая не подчиняется законам времени.
Вместе с негативными факторами, доставшимися нам в наследство от прошлых жизней, в результате осознанных перемен, вместе с ними исчезает и наше прошлое, которое мы вынуждены влачить за собой, в качестве дополнительного груза, тем самым отодвигая наше лучшее будущее ещё дальше.
Кармические долги и их разновидность можно определить по тем пристрастиям, которые характеризуют именно нас, и которые доставляют нам наибольшее количество страданий. Тот кто к примеру подвержен узам блуда, будет волочится за юбками всю свою жизнь, и страдать от этого ровно до того времени когда старческая немощь не укажет нам на бесполезно потраченное в этом отношении время. Тот кто всю жизнь стремился к деньгам, будет постоянно изнывать от собственной жадности, раз за разом портя жизнь и себе и другим. Тот кто ленился в прошлых жизнях, и не сумел победить в себе эту лень, вынужден и в этой жизни страдать от собственного наследия. Тот кто не умел полюбить, также остается без любви и в настоящем, пока не научится любить. И такая концепция не только является нейтральной к понятиям добра и зла, но и представляет собой естественную закономерность частного выбора, при котором получаешь ровно то к чему ты стремился, а не то что ты заслужил.
Вы наверняка обратили внимание на то, что влияние времени на развитие человеческой цивилизации, во многом напоминает частую смену декораций, в то время как основные пороки и добродетели человечества остались в неизменном виде, и даже не подверглись эволюции за исключением редких отдельных личностей, которых мы называем привычным для нас термином — гений или святой, но даже не пытаясь повторить их результат на собственном примере. Конечно в таком случае проще уповать на диктат судьбы, не понимая что главным диктатором в своей судьбе являемся мы сами. Религия в этом вопросе является наиболее демонстративным примером. На протяжении целых веков, верующие иногда изо дня в день твердили те истины, к которым сами ничуть не приблизились в жизни, хотя данные истины выполнимы.
Карма во многом представляет собой иерархическую структуру, и состоит из текущей кармы наших действий в настоящем, наследственной кармы прошлых жизней, территориальной кармы определяющей поле деятельность и т.д. Помимо совершенного тела, Бог снабдил нас всеми необходимыми инструментами для духовного развития, включая право выбора и возможность ошибаться. И во многом, именно от нашего личного представления о Боге, зависит наше развитие. Тот кто представляет себе своего Бога в качестве всеобщего и всемогущего тирана, ревнителя который готов наказывать каждого кто его ослушается и того кто готов испытывать свою паству бесчеловечными провокациями, сам будет стараться походить на него. Об этом прекрасно свидетельствуют биографии множества царей-тиранов, которые несмотря на свою кровавую деятельность, были весьма набожными людьми и считали свой выбор верным. Стоит ли говорить, что от таких привычек характера не так легко избавится?
Часто принимая Бога таким каким его изображает та или иная религия, мы тем самым добровольно отказываемся от того Бога, каким мы его можем увидеть с помощью собственного духовного зрения, обратившись к своему внутреннему я. Ведь именно наше я, в его первоначальном свете, есть ничто иное как отражение целого в отдельной части, как структура атома отражает в себе всю вселенную. Да и как можно увидеть Бога по другому, если наше собственное происхождение, наше внутренне я очищенное от влияния времени, имеет Божественное начало?
У того, чье представление о Боге, складывается из личного несовершенного взгляда, Бог всегда будет иметь существенные недостатки, на которые сложно закрыть глаза даже при наличии слепой веры. Поэтому отказываясь от религиозной веры в Бога, человек нередко обретает веру истинную, без рамок и ограничений в собственном совершенствовании и понимании Божественной сущности.
Мы идеализируем Бога, только в рамках личного представления о нём, и это представление становится для нас путеводной звездой в мир самосовершенствования. Тот кто нашел в себе силы, переступить через множество собственных пороков, увидел Бога в своей истинной красе, и изменил свою жизнь кардинально. Мы можем увидеть множество примеров подобных перемен в истории человечества, в лице наиболее выдающихся людей различных эпох и времен.
Следовательно, цепь наших духовных перерождений, а точнее их возможность, есть самый прямой путь к Богу. И даже при условии, что эта планета далеко не единственная, где душа должна пройти свою само очистку, тем не менее цель оправдывает вложенные в неё средства.
Будущее отдельного человека напоминает различные ветки метро, где он сам выбирает свое направление поездки. Причем ты волен выбирать любую сторону. Духовная эволюция, как и эволюция ДНК, наделяет нас соответствующими возможностями, позволяющими более четко разглядеть свою наивысшую цель. В то время как духовная деградация, наоборот закрывает возможные опции развития, делая нас любителями низких и грубых наслаждений, схожих с потребностями животных. И нет ничего более справедливого, чем дать нам свободу выбора поступать так, как нам хочется.
У души всегда есть возможность вернутся в общий свет Божественной сущности. Но тогда, она потеряет тут индивидуальность, которой дорожит, и все её достижения просто обнулятся. Это все равно, если бы яблоко вместо того чтобы стать яблоней, решило вернуться обратно на ветку и жить там в максимальном комфорте.
Самое интересное в том, что такое обнуление в рамках одной религии может рассматриваться как достижение нирваны и полное стирание личности, так и адская кара, огонь которой стирает наши личности и возвращает наши души к началу, как металлолом переплавляется в новую заготовку стали. Неизбежная потеря индивидуализации в силу духовной бесполезности, для некоторых может расцениваться как наказание Бога за прегрешения. И это не удивительно, так как даже будучи в предсмертном состоянии человек пытается удержать все то что связывает его с его индивидуальностью, и забывая о том что все материальное имеет природу тлена.
Но для родителя, нет большей отрады если его ребенок, не только окажется достойным своих родителей, но и проявит себя как сильная и созидательная личность. И все это в наших силах.
В заключении своего повествования, я должен отметить влияние наследственности в теме духовной эволюции как одной из особенностей кармического влияния, о котором мы пока мало что знаем, опираясь лишь на физические данные ДНК, и не рассматривая ту вероятность, благодаря которой душа, способна путешествовать от одного тела к другому, на протяжении всей родовой ветки, воплощаясь в своих внуках и правнуках, зная о том какая наследственность имеется в их телах. Только представьте себе что забота о своих будущих предках, не только со стороны физического здоровья, но и со стороны здоровья духовного, делает нас более привязанными к своей ветке, чем тех кто не задается похожими вопросами, и находится в состоянии описанном как «без рода и племени».
И тем не менее, каждый из нас обладает возможностями духовного перерождения, приобретая в каждом таком перерождении, те качества души, которые позволяют получить новые знания, способствующие духовному росту.
мистер вихлюн

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески — «катехумены») — это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой — институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле — перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви — и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед — теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы — живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (Деян. 10); Лидии — «крестилась она и домашние ее» (Деян. 16: 15); темничного стража «и всех бывших в доме его» (Деян. 16: 31, 33); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18: 8); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (1 Кор. 1: 16). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние… не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. …Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, …пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Журнал «Нескучный сад»

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого — к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

Таинство Крещения

Таинство Крещения – это одно из наиболее древних Таинств, и одно из трех, символизирующих духовное перерождение человека. Подробности в статье!

Таинство Крещения – что это такое?

Таинство Крещения является одним из 7 Таинств Православной Церкви. Это одно из наиболее древних Таинств, и одно из 3 (помимо Евхаристии и Брака), символизирующих духовное перерождение человека, рождение его в новую жизнь и начинающихся возгласом священника «Благословенно Царство…».

Крещение – первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей . Вступление в Церковь, спасение своей души и приобщение к Жизни Вечной возможно через Таинства, «пропуском» для участия в которых является первое Таинство в духовной жизни человека – Крещение. Крещение принимают не для того, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но для того, чтобы иметь Жизнь Вечную в Боге.

Крещение до Христа

Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.

Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву». Кроме того, когда язычники , уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной Церкви, над ними не было принято совершать обрезание ; для них существовал иной, особый способ присоединения к Церкви. Ветхозаветная Церковь исповедовала национальную исключительность, богоизбранность евреев, и потому в полноте не дозволяла присоединиться к себе никому, кроме сынов богоизбранного народа. Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь . Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще – «боящимися Бога».

Крещение Иоанново и крещение Христово

Совершенно новое развитие и наполнение Крещению в Новом Завете дал святой пророк Иоанн Предтеча. Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана, крещение Иоанново и Крещение христианское – это два разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов – греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека.

Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию чаемого евреями Мессии. Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния». Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться. Итак, через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом. Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением, как Иоанново, было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа.

Только после Пятидесятницы новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5).

Установление Крещения

Об установлении Крещения известно из Евангелия от Матфея: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (28, 18—20). О новозаветном понимании духовного смысла Крещения сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (3, 5). Богословское значение Таинства христианского Крещения всегда понималось Церковь ю одинаково: как Крещение во Имя Пресвятой Троицы и Крещение во образ смерти и Воскресения Христа, совершающееся ради освобождения от первородного греха и для прощения личных грехов. Крещение – это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Кроме того, Крещение становится новым рождением водою и Святым Духом для Царства Божьего. Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным – духовным – бытием (ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни), хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели.

Для принятия Крещения всякому принимающему это Таинство человеку необходимы два важнейших качества, чувства, состояния души: вера и покаяние.

Крещение в церковном понимании отнюдь не есть частная треба, как зачастую это воспринимается сегодня. В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники : Крещение и само по себе было тогда для верующих людей их важнейшим и всеобщим церковным праздником . Новокрещеные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный собор, где впервые приступали к Евхаристической чаше; при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма.

Проблема Крещения младенцев

Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.

Но не является ли Крещение младенцев , еще не способных к осмысленным поступкам, к свободному выбору, к логическим решениям, нарушением свободы выбора, дарованной человеку Самим Творцом? Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь , и при этом, с точки зрения протестантов, получается, что родители, крестные ему все это насильно навязывают помимо его воли – ведь он еще совсем неразумен. Протестанты возмущаются таким подходом; они считают, что Крещение должно быть осознанным.

Православный взгляд отличается от баптистского прежде всего тем, что, младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети. Протестанты возражают на этот новозаветный аргумент, говоря, что дети в этих домах могли быть, а могли и не быть: ведь в древнее понятие «дома» входили даже и рабы.

Также можно сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание , которое как раз и совершалось над младенцами.

Строго говоря, возражения протестантов против Крещения младенцев сводятся к двум утверждениям: Бог спасает человека только по свободной воле и устремлению самого человека, а младенец не может принять самостоятельного решения; человек может приобщиться к Божественной благодати лишь сделав осознанный, разумный выбор жизни во Христе, а младенец еще мал и потому лишен разума.

Протестанты не допускают мысли о том, что Бог может простить грехи человека по молитве его братьев во Христе, спасти его по вере других: исцелить – да, оказать благодатную поддержку – да, но – не спасти, не простить ему грехи. Здесь вопрос, строго говоря, заключается даже не в том, можно ли крестить младенцев. Он формулируется протестантами гораздо шире: а могут ли вообще грехи одного человека проститься по вере другого? И если действительно могут проститься, как утверждают православные, то это и будет означать, что совершаемое по вере родителей Крещение младенцев может быть допущено в Церкви, и что в этом Крещении младенец, так же, как и любой другой взрослый человек, освобождается от первородного греха.

Эпизод с исцелением расслабленного, которого близкие ему люди, разобрав кровлю дома, где в то время находился Спаситель, спустили к Господу на веревках, вот Христос, видя их веру, не только исцеляет расслабленного от его физического недуга, но и прощает ему совершенные им в прошлом грехи, ясно нам показывает, что именно по вере других людей, а не только по вере одного расслабленного, Господь простил ему грехи. Значит, Господь может освободить от грехов по вере близких не только этого евангельского расслабленного, но и многих других людей, в том числе – очистить от первородного греха по вере родителей и крещаемых младенцев.

Как уже упоминалось, протестанты также говорят и о том, что человек должен принять Христа свободно и осознанно, сделав свой последовательный и разумный выбор. И здесь возникает еще один вопрос: а может ли ребенок почувствовать благодать Божью и каким-либо образом ее воспринять, будучи из-за своего возраста еще лишенным способности логических суждений, соединиться со Христом, не делая при этом разумно-осознанного выбора пути христианской жизни? В связи с этой проблемой есть в Священном Писании еще один очень важный эпизод: посещение Божией Матерью Своей родственницы Елизаветы. Именно тогда еще не рожденный младенец Иоанн – будущий Иоанн Предтеча, ощутив присутствие пребывавшего в утробе Марии Господа, взыграл во чреве своей матери. Этот младенец еще не был способен разумно осмыслить, осознать происходящее, но он уже воспринял, ощутил присутствие и действие Божественной благодати. То же самое мы можем сказать и о любом крещаемом младенце: пусть он еще не может понять Христа, усвоить Его учение, но он в силах с радостной простотой принять Его благодатные дары; ведь душа всякого человека уже с самого его рождения по своей природе – христианка.

История и чинопоследование Таинства Крещения

В Церкви сложилось так, что два ее Таинства – Крещение и Миропомазание, как единый и неразрывный путь христианина к жизни в Святом Духе, представляют собой общее чинопоследование. Здесь православная практика совершения двух этих Таинств принципиальнейшим образом отличается от практики католической ( Миропомазание там называется конфирмацией), где эти Таинства отделены друг от друга для принимающего их человека многими годами.

В православном Требник е чинопоследование Крещения предваряется рядом других кратких чинопоследований. Во-первых, это «молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча»; то есть церковная молитва о Спасении человека уже начинает совершаться с самого момента рождения ребенка. Здесь читаются молитвы и о матери, и о младенце.

Затем в Требник е следует молитва «во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». В ветхозаветной Церкви младенец на восьмой день обрезывался, а на сороковой день приносился матерью в храм. В Новозаветной Церкви в подобие этому на восьмой день после рождения младенцу нарекают имя. Первая молитва в последовании – это молитва наречения христианского имени, которое уже дается ребенку, хотя он еще и не крещен; здесь же читается тропарь Сретения, потому что это чинопоследование соотносится с событием Сретения Господня.

Далее в Требник е находятся «молитвы жене родильнице по четыредесятих днех». На сороковой день читаются молитвы на очищение матери и на воцерковление ребенка. Момент совершения самого Крещения в разные времена и в разных поместных церквах менялся. Сейчас в Русской Церкви, в соответствии со сложившейся традицией, младенцев крестят чаще всего на сороковой день. В старину было не так: тогда крестили на восьмой день, именно отсюда и возник обычай для матери не присутствовать на крестинах своего ребенка, так как мать до сорокового дня, до прочтения над ней очистительных молитв, не имеет права входить в храм. Никаких канонов, которые бы вообще запрещали матери находиться во время Крещения в храме, строго говоря, нет. И если уже настал сороковой день после рождения ребенка, если священник прочитал над ней очистительную молитву, она, безусловно, имеет право присутствовать при Крещении своего младенца.

В Требник е есть и еще одна особая » молитва жене егда извержет младенца». Это молитва относится только к тем обстоятельствам, когда с женщиной и с ее еще не рожденным ребенком произошел какой-то несчастный случай, не зависящий от ее сознательных действий, направленных на то, чтобы от этого ребенка тем или иным способом избавиться. Понятно, что эта молитва не имеет никакого отношения к случаям абортов. Прежде чем читать эту молитву, священник должен исповедовать мать и выяснить: не было ли с ее стороны какого-то легкомысленного и безответственного отношения к своему плоду, приведшего ее к выкидышу, и есть ли здесь ее вина. И если оказывается, что она в чем-то виновата, священник эту молитву уже не читает, так как эта женщина совершила грех, который может быть преодолен только через Исповедь.

Далее в Требник е присутствует » молитва во еже сотворити оглашеннаго», а за ней следует и весь чин оглашения. Оглашение – это чинопоследование, которое непосредственно предшествует Крещению; это отдельное чинопоследование, имеющее своей целью приготовить человека к Крещению: освободить его от власти сатаны и принять его в достояние Церкви, в достояние Христово.

Последование, которое есть сегодня в Требник е, сформировались в целом к X веку в Византии и оттуда перешло на Русь.

Для принимавшего Крещение человека, по существовавшему в древности обычаю, был необходим всего один восприемник (крестный): для мужчины – мужчина, для женщины – женщина (в соответствии с 22-м правилом I Вселенского собора). Таковой восприемник назывался по-гречески «анадехоменос» т.е. «поручитель за должника». Это юридический термин: всякий человек как бы «должник» Бога, и восприемник за него поручается. А вот обычай иметь двух крестных – русская традиция, распространившаяся лишь с XIV века.

Следует помнить, что Таинство Крещения – это единственное Таинство Церкви, которое может совершить не только священник, но и любой мирянин при каких-то крайних житейских обстоятельствах (например, при угрозе смерти находящегося рядом человека, желающего воспринять это Таинство , или над умирающим некрещеным младенцем). Для его совершения мирянину потребуется вода, а также будет необходимо произнести (при троекратном погружении в нее крещаемого, или при троекратном его кроплении) все те же крещальные слова. Затем, если этот умирающий человек все же останется жив, совершенное над ним Таинство Крещения будет необходимо восполнить Таинство Миропомазания, что должен будет осуществить уже священник…

Существует древняя традиция (со II—III веков) облачать новокрещеного в белые одежды. В литургических богослужебных текстах и святоотеческих писаниях эти одежды называются блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления. Они символизируют духовную чистоту и праведность, приобщенность «новорожденного» христианина Божественной благодати.

На новокрещеного христианина также возлагается крест. Исшедшему из купели и одетому в белые ризы человеку вручается свеча, свидетельствующая о возжженном свете веры, который пребывает теперь в его душе, и о славе будущей жизни, к которой он призван.

Вы прочитали статью Таинство Крещения. Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Крещение Господне (Богоявление) в 2017 году

Календарь постов и трапез на 2016 год

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *