Кожозеро монастырь

Кожеозерский Богоявленский женский монастырь

Россия Архангельская область посёлок Кожпосёлок

Идёт загрузка карты…

Кожеезерский Богоявленский женский монастырь — православная женская обитель в Архангельской области, основанная в 1560 году. Монастырь закрыт в 1918 году, возобновлен в 1999 г.

История

  • Прп. Серапион Кожеозерский, основатель обители
  • Прп. Авраамий, первый игумен Кожеозерского монастыря

Монастырь основан преподобным Нифонтом и Серапионом Кожеезерскими в 1560 году. 30 сентября 1585 года Иван Грозный специальной грамотой пожаловал обители Лопский остров на Кожеозере, а вокруг него «матерой земли о четырех верст». Кроме того, Серапион Кожеезерский приобрёл за двести рублей земли в деревнях Керешка, Клещево, Канзапелда и Пияла на реке Онеге, а также «доли» в солеварнях на берегу Белого моря.

В начале XVII века Борис Годунов сослал в монастырь своего политического противника Ивана Сицкого; здесь его насильно постригли в монахи.

В конце XVI века в монастыре постригся и прожил около трёх лет блаженный Леонид Устьнедумский (после он перешёл в Соловецкий монастырь). На рубеже XVI-XVII веков в монастыре жил св. Никодим Хозьюгский. После него в монастыре осталась икона Богоматери «Неопалимая Купина», которую Никодиму в 1605 году пожаловал Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский.

В 1630-х годах в обитель из Анзерского скита перешёл Никон, и в 1643 году по просьбе братии он был поставлен игуменом. Никон наладил здесь бойкую торговлю солью и красной рыбой. Именно в это время Никон познакомился с будущим царём — семнадцатилетним Алексеем Михайловичем. В 1646 году, вскоре после восшествия на престол (1645), царь попросил патриарха Иосифа возвести Никона в сан архимандрита и назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря.

В 1642 году княгиня Елена Куракина пожаловала монастырю серебряный крест с мощами разных святых и частями Животворящего Древа и ризы Господней.

В 1764 году монастырь был упразднён; в 1853 — возобновлён.

В 1885 году из часовни над гробницей св. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи.

К концу XIX века в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. К этому времени в обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеческая) и одна деревянная церкви. В деревянном храме хранились мощи преподобного Никодима Хозьюгского.

Обитель уничтожена в 1918 году: настоятель, монахи, по одному из послушников, трудников и паломников убиты, монастырь разграблен. Выжившие монахи и миряне разбежались.

В 1997 году был воздвигнут Поклонный Крест. На следующий год появился первый насельник.

В 1999 году монастырь был официально возобновлён.

Настоятель — иеромонах Михей (Разиньков).

Воссоздаётся надвратная церковь обители.

В 2009 году настоятель получил благословение епископа (ныне митрополита) Архангельского и Холмогорского Даниила на создание женского монастыря.

На сегодня считается самым труднодоступным из действующих монастырей России.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Святыни

  • Преп. Серапион (XVI в.) и Авраамий (XVII в.) Кожеезерские (мощи под алтарем)
  • Храмовые иконы

Престольные праздники

Богоявление (Крещение Господне) — 19 января

  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери — 9 июля

Фото

  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

  • Паломническая гостиница

  • Северная хозпостройка

Видео

Как добраться

Адрес: Россия, Архангельская обл., Онежский р-н, Кожеезерский (Кожозерский) монастырь

  • Из Москвы до г. Вологда, а оттуда в 14 часов поездом «Вологда – Мурманск» до станции Нименьга. Или на поезде «Москва – Архангельск» до станции Обозёрская, далее поездами местного сообщения до станции Нименьга (расписание часто меняется).
  • От станции Нименьга на попутном лесовозе 80 км до лесной тропы, ведущей в монастырь. Обычно лесовозы начинают ходить с 6 утра (кроме воскресений и праздничных дней).
  • Путь по тропе до монастыря составляет 30 км. Сёстрам добираться по тропе до обители самостоятельно не благословляется!

Паломнику

Кожеезерский Богоявленский женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Настоятель

  • Краткая биография
  • Статьи
  • Аудио
  • Видео

Иеромонах Михей (Разиньков)

Дата рождения: 22.11.1965

Дата диаконской хиротонии: 12.07.1999

Дата иерейской хиротонии: 19.01.2001

Награды: 07.01.2006 – набедренник; 07.01.2006 – наперсный крест; 24.03.2012 — палица.

Родился в семье священнослужителей 22 ноября 1965 года в городе Загорске (Московская область). Таинство Крещения принял в детстве.

В 1983 году поступил в Московское Государственное Хоровое училище, которое окончил в 1984 году. С 1984 -1986 поступил в издательский отдел Московской Патриархии солистом знаменного хора «Древнерусский распев».

В начале 1988 поступил на послушание в Свято-Введенскую Оптину пустынь, в которой пробыл до 1994 года, неся послушание регента монастыря и Предтеченского скита при монастыре. В 1995 году перешел в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, где нес послушание регента братского хора. В 1996 году по благословению монастырского начальства вышел из братии Лавры и поселился в пустынном месте Котово на берегу Онежского полуострова Архангельской области. В июле 1998 переехал на место Свято-Богоявленского Кожеезерского монастыря.

8 апреля 1999 года игуменом Трифоном (Плотниковым) в Благовещенском храме Свято-Троице Антониево-Сийского монастыря был совершен постриг в мантию.

Рукоположен в иеродиаконы епископом Архангельским и Холмогорским за Божественной литургией в Петро-Павловском храме деревни Петровка (Шенкурский район, Архангельская область) в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля 1999 года).

В сан иеромонаха рукоположен епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном за Божественной литургией в Свято-Ильинском кафедральном соборе Архангельска в праздник Богоявления Господня (19 января 2001 годя).

С 21 января по 5 февраля 2001 года определяется в Свято-Ильинский кафедральный собор для прохождения практики.

С 1 февраля 2001 года назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Богоявленского Кожеезерского мужского монастыря.

С 9 февраля 2019 года освобожден от исполнения обязанности настоятеля Свято-Богоявленского Кожеезерского мужского монастыря.

С 10 февраля 2019 назначен благочинным Архиерейского подворья Свято-Александро-Ошевенского монастыря.

Кожозеро

Информация Wiki Catcher Дата: 15 Май, 2017 Рубрика: СЗФО Просмотров: 1045нет рейтинга Поделиться: Характеристики Длина: 24 км Федеральный округ: СЗФО Регион: Архангельская область Тип водоёма: озёра Рыба: лещ, окунь, плотва, хариус, щука, язь Виды ловли: поплавочная ловля, донная ловля, спиннинг, нахлыст, ловля на живца, зимние виды ловли, другие виды ловли Ширина: 6,3 км Максимальная глубина: 24 м Площадь: 97,4 км² ГИМС: МЧС по Архангельской области Статус: бесплатный

Кожозеро — крупное озеро в Онежском районе Архангельской области (бассейн реки Онега). Относится к Двинско-Печорскому бассейновому округу.

Географические сведения

Площадь водного зеркала составляет 97,4 км², длина озера 24 км, ширина – 6,3 км. Средние глубины водоёма 1,0−6,8 м, местами 20 м и более (центральная и северная части озера), максимальные − 24 м. На озере несколько островов, самые крупные – Бабий и Чаячий. Несколько мелких островов расположено в устье р. Подломки. Кожозеро – 3-е озеро Архангельской области и 116-е озеро России по площади водного зеркала.

Основной приток – р. Подломка (Подложка), а также реки Никодимка, Тура, Калманка, Унежма и Шайтан; кроме того, по небольшой протоке Кожозеро получает воду из расположенного выше Вингозера (Верхнее Ингозеро). Из озера вытекает р. Кожа (левый приток реки Онеги).

Котловина озера представляет собой тектоническую впадину.

Озеро подковообразной формы, вытянуто с севера – северо-запада на юг. Берега преимущественно возвышенные, местами песчаные или заболоченные, есть выходы коренных пород. Покрыты хвойным лесом. На восточном и южном берегах и полуострове Лопском четко прослеживаются три террасы высотой 1–2 м. На пойме развиты береговые валы. Рельеф окружающей местности – холмистый, отдельные холмы имеют относительную высоту 10–40 м. Вершины холмов плоские или куполообразные. Понижения заняты болотами, небольшими озёрами и долинами рек и ручьёв.

В донных отложениях преобладает ил: на глубоких участках – песчаный, на максимальных глубинах переходящий в коричневый. На глубинах до 3 м встречаются участки с песчаным дном. В грунте Кожозера в виде «бляшек» присутствует озёрная руда.

Прибрежная часть озера характеризуется протяжёнными мелководьями с сильно развитой подводной растительностью.

На Лопском полуострове находится посёлок Кожпоселок.

Рыбы

В озере водятся карась, хариус, щука, лещ, язь, плотва, окунь. В 1970-х гг. происходило зарыбление Кожозера сиговыми рыбами, в основном пелядью, которая с 1981 г. стала промысловым объектом.

Фото

Читайте мнения экспертов

Об особенностях ловли рыб, описанных в статье

лещ

окунь

плотва

хариус

щука

язь

vyatich_79

ОБИТЕЛЬ В СЕВЕРНЫХ ЛЕСАХ

Богоявленский Кожеезерский монастырь ждёт насельников и паломников


Несколько лет назад в Архангельске у одного из наших сотрудников был такой диалог:

– Батюшка, а как в ваш монастырь добраться-то?

– Да очень просто, – ответил иеромонах Михей. – Не доезжая по Северной железной дороге одну станцию до Малошуйки, сходишь в Нименге. Прямо с крылечка вокзала видна дорога, идущая в лес. Иди к ней и жди лесовоза. Водителю скажешь, что едешь до монастырской тропы, они там все знают её. Потом пойдёшь по тропе, встретится избушка – заночуешь в ней. Наутро ещё по тропе пройдёшь, увидишь озеро. Это, значит, всё – пришёл. Скидывай рюкзачок и разжигай костёр.

– А зачем костёр-то?

– Чтобы сигнал подать – дым на другой стороне озера увидят и приплывут за тобой на лодке.

Прошло время, так и не удалось нам посетить лесной монастырь, и разговор этот почти забылся. А на днях батюшка сам позвонил. Рассказал, что в обители много добрых перемен. Обустроили жильё, купили спутниковый телефон (правда, дорого звонить, 50 руб. за минуту). «А ещё с бензопилой мы часть тропы прошли, расширили и укрепили – теперь как по асфальту. В смысле, посуху теперь можно идти, сняв резиновые сапоги». Но работы ещё много. Пользуясь случаем (не так часто удаётся на «большую землю» выбраться), батюшка по факсу послал нам заметку о том, что обитель нуждается в молитвенниках и рабочих руках. Ниже публикуем её.

Во все времена монашествующие люди стремились приобретать плоды духовной жизни в уединении, подальше от мирской суеты. Они шли в безлюдные, глухие места северных пустынных земель, не боясь дальности пути. Подвизаясь на этих землях и истинно возлюбив Господа, пустынники сохраняли в своих сердцах неугасимую любовь ко Христу до конца жизни, пребывая в подвижническом уединении и молитве. Так возникали многие северные обители, в том числе и Соловецкий монастырь – оплот русского духовного северного монашества.

Обитель на перемычке меж двух лесных озёр год от года обустраивается

Это рвение к подвижнической жизни сохранилось и по сей день. После 80 лет гонений на Русскую Православную Церковь затеплилась лампада молитвы ко Господу в одном из самых глухих и труднодоступных монастырей Русского Севера. Само местоположение Кожеезерского монастыря, его удалённость от городов и мирских селений даёт необходимую основу для построения монашеской общины, где строгое воздержание и богослужение являются главенствующими во внутреннем устроении монастыря.

Это место духовной подвижнической жизни явили нам благочестивые насельники и преподобные, которые подвизались на Кожозере с XVI века. По неисповедимому промыслу Божию в этом пустынном месте, удалённом от ближайших селений, не имеющем дорог, Богу угодно было основать в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного святую обитель. Устроителями этой обители были пустынножители: отшельник священноинок Нифонт и преподобные Серапион, Никодим и Авраамий, которые угождали Христу добродетельной жизнью, соревнуя своими иноческими подвигами древним преподобным отцам первых веков.

Насельники Кожеезерского монастыря

В 1998 г. по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона началось возрождение Кожеезерской обители. В первый раз оптинская братия приехала в монастырь 29 апреля, а ровно через год, по Божьему смотрению, состоялось заседание Св. Синода, где было дано благословение на открытие обители. Строителем монастыря был поставлен иеромонах Михей, бывший насельник Оптиной пустыни. Неся послушание регента, отец Михей провёл свою последнюю службу 3/16 июля 1994 г. в Оптиной, в день памяти св. Филиппа Московского и преподобного Никодима Кожеезерского. Духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл благословил братию на подвижнический труд образом преподобного Амвросия Оптинского, обретение мощей которого состоялось через некоторое время, также в день памяти Кожеезерского подвижника – преподобного Серапиона.

В столь труднодоступное место иноки отправились не случайно. Им хотелось сохранить то устроение обители, которое было создано при первом игумене монастыря архимандрите Евлогии. Иноки стремились создать монастырский уклад по примеру последнего уставного монастыря Русской Православной Церкви – Глинской пустыни, в которой было неопустительно каждодневное посещение братией всех богослужений суточного круга. В Кожеезерском монастыре главным является стремление к благоустроенному пению и чтению на службе, что и должно определять монашескую настроенность. Все находящиеся в обители посещают богослужения, которые являются основным утешением и помощью в монашеской жизни и иноческом подвиге, коему неизменно сопутствуют тяготы и скорби. И где, как не на службе, молитвенное чтение и пение успокаивают и умиротворяют душу, и она получает духовное подкрепление. С первых дней открытия обители жизнь в монастыре устроена таким образом, что её насельники стараются придерживаться простого образа жизни. Жизнь без излишеств, в умеренности содействует насельникам создавать монашеское устроение Кожеезерской пустыни.

«Насельники стараются придерживаться простого образа жизни»

В настоящее время в монастыре придерживаются богослужебного устава, который был определён святыми отцами и всегда исполнялся в православных монастырях, скитах и храмах. Вечерня и повечерие, а утром – полунощница, утреня, часы, литургия или обедница. По окончании утреннего богослужения –трапеза и небольшой отдых, после которого насельники несут послушания до вечерней службы. А в воскресные и праздничные дни работ и послушаний нет. У Кожеезерского монастыря есть некоторые особенности, отличающие его от других обителей. Он поддерживает благочестивую традицию русских и афонских монастырей в неиспользовании электричества. Такая же духовная и благоговейная обстановка была и в старинном Красногорском монастыре в г. Золотоноша Черкасской области, где и в наше время все сёстры трудились вручную и электрической лампочки не было даже на кухне. Ещё св. Патриарх Алексий I (Симанский) и другие благочестивые архипастыри были против использования электрического света в церкви. Патриарх говорил, чтобы освещение в храмах было церковное, с настоящим церковным маслом, а не яркими электрическими лампочками, которых так много на витринах театров и клубов. «И менее всего, – говорил Патриарх, – мы желаем видеть их в наших храмах. Освещение в храмах должно быть скромным, мягким, даже чуть затемнённым, потому что для молитвы яркий свет не нужен, а вреден. Он рассеивает молитву и развлекает ум». Наверно, каждый христианин и сейчас душой и сердцем чувствует те благодатные моменты богослужения, когда во время чтения шестопсалмия в храме гасится электрическое освещение.

Другая особенность этого монастыря в том, что его насельники всю работу делают своими руками. С помощью Божьей они восстанавливают обитель; трудятся на огородном хозяйстве, где хорошо растёт картофель, морковь, свёкла, огурцы, помидоры и другие культуры; разработаны сенокосы. Хорошим подспорьем для монастыря является рыба, которая водится в озере. В своём распоряжении монастырь имеет молочарню с сохранившимся подвалом, погреб и ледник для хранения продуктов в жаркое летнее время, два амбара, деревянную баню с парной и овин для сушки снопов. Насельники этой обители, вверившие Богу попечение о себе, своим трудом и молитвой подвизаются непрестанно угождать Господу, стремясь взращивать в своём сердце любовь и бесстрастие.

Господь благословил эту обитель, и преподобные Никодим, Серапион и Авраамий незримо помогают насельникам в их каждодневных трудах и подвигах, а также тем, кто хочет приехать и потрудиться во славу Божию в этой обители. Монастырские насельники с радушием и любовью стараются принимать всех, как монашествующих, так и паломников, прошедших долгий трудный путь пешком по лесной тропе и болотистым местам до Богоявленского монастыря, приветствуя благочестивых паломников, которые приносят в обитель молитву и помощь.

В последнее время появляются желающие среди монашествующих сестёр посетить Кожеезерскую обитель, имеющие или сохранившие первоначальный порыв и ревность служить Христу в иноческом чине, придерживаясь простого образа жизни. На сегодняшний день при монастыре начинает складываться женская община. Сёстры живут по тому же церковному уставу и порядку, что и в обители. Думается, что легко будет тем сёстрам, которые желают воспринять порядок, где главное – не внешнее устроение обители, излишнее строительство и физические труды, а богослужение и монашеская жизнь в послушании. Они неизменно находятся на всех службах, и даже трапеза готовится заблаговременно, а не во время службы. Тем монашествующим сёстрам и паломницам, которые желают приехать в монастырь и будут рады жить по изложенному уставу, лучше позвонить по телефонам, указанным ниже, для того чтобы их встретил заранее отец Михей или кто-то из насельников по его благословению.

* * *

Избушка на пути в пустынь

Как добраться до обители? Кожеезерский монастырь находится в архангельских лесах, и добраться до него можно разными способами. Можно дойти пешком по лесной тропе из Нименги. Из Москвы удобнее всего добираться поездом до станции Вологда, далее пересесть на поезд Вологда – Мурманск и ехать до ст. Нименга. От станции Нименга дойти до автобазы посёлка Нименга (2 км). Оттуда рано утром лесовозом или вахтовкой (около 80 км) вас довезут до тропы, ведущей в монастырь. Идти около 30 км. В начале пути дорога будет проходить по болотистой местности, поэтому обязательно нужно иметь сапоги (до колен). Идти надо в светлое время суток. Вся тропа помечена затесками, выкрашенными красной или жёлтой краской, чтоб не сбиться с пути. Через 8 км есть оборудованная изба, в которой можно переночевать. В избушке есть печка. Ещё через 9 километров дорога выходит к большому Вингозеру, на котором тоже есть изба. Если созвониться заблаговременно, то вас встретят на лодке у второй избы и по озёрам через протоку довезут до монастыря. Дорога до Винга – 17 км.

В крайнем случае нужно будет пройти ещё 9 км по красивой сухой тропе вдоль озёр: 6 км дорога идёт по бугру вдоль Вингозера и приводит к Кожозеру, на котором есть ещё две избы. А через 3 км – песчаный пляж, с которого виден монастырский корпус. Добравшись до песчаного пляжа в пределах прямой видимости монастыря, следует развести дымный костёр и стучать в металлическую трубу, для того чтобы обитатели монастыря заметили вас и перевезли на лодке. Следует учитывать, что летом, начиная со второй половины мая и до середины августа, светло круглые сутки, в конце сентября темнеет в семь часов вечера, а в конце ноября – в пятом часу дня.

Другие варианты: поезд Москва – Архангельск, через станцию Обозерская. От Обозерской – с пересадкой до Нименги. Из Санкт-Петербурга лучше добираться через Вологду или станцию Беломорск Мурманского направления. От Беломорска – до Нименги. От Архангельска нужно ехать на мурманском поезде.

В заключение хотелось бы сказать вот о чём. Напрасные страхи развиваются у сестёр, что Север страшен, малопригоден для жизни. Всё это не так, это пугает враг. И в старые времена, и в наши дни действуют женские монастыри и в более тяжёлых условиях: намного севернее, и даже в Сибири, где гораздо суровее. Главное – не климатические условия, а то духовное направление обители, которое стараются возродить. А то, что немало людей говорят, что сейчас другие времена, что люди слабее – это даже не вражье расслабление и собственное нерадение, а лень. В итоге монастырь может превратиться в некое комфортно устроенное место с современными условиями, почти и не отличающимися от условий богатых людей. Надо помнить слова преподобного Антония Великого, жившего ещё в IV веке, что настанет время, когда монастырские жилища будут препираться пышностью с дворцами вельмож. Поэтому надо стараться жить в простоте, благочестии и чистоте, чтобы всё было просто, но чисто, и подальше от мирской суеты.

А что дорога до монастыря длинная и далёкая – это тоже пугает малодушие и враг. По сути, надо пройти по лесной дороге за день всего 8 км (на что уходит 2-4 часа) и переночевать в избушке. С утра на следующий день пройти ещё 9 км до следующей избушки (на что уходит 3-5 часов, в зависимости от возраста и физического состояния человека и груза, который несёт он в рюкзаке. В идеале вес рюкзака должен составлять 8-10 кг). В некоторых местах тропа проходит по болотам, но они не топкие, даже не колышутся под ногами; просто по ним тяжелее идти, чем по твёрдому грунту, а самая большая неприятность – можно набрать воды в сапоги. Замечено, что дальность дороги отпугивает только в городе, в тёплом месте. А на самом деле ничего страшного и сложного. Прийти нужно всего один раз, так как уходить из монастыря монахам вообще ни к чему, да и незачем. Всё необходимое завозится зимой на снегоходах и лошадях, а остальное выращивается на огородах.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *