Космонавтика СССР

10 самых известных космонавтов и их рекорды

1. Самый первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин отправился покорять космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Его полет продлился 108 минут. Гагарин был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме того, его наградили «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ — это дата совершенного полета и инициалы первого космонавта.

2. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила полет в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». Кроме того, Терешкова — единственная женщина, совершившая одиночный полет, все остальные летали только в составе экипажей.

КСТАТИ

Первыми в космосе, вопреки расхожему мнению, были не Белка и Стрелка, а собака по имени Лайка. Она отправилась на околоземную орбиту на советском корабле «Спутник-2» в ноябре 1957 года, однако через 7 часов после старта погибла.

3. Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос 18 марта 1965 года. Продолжительность первого выхода составила 23 минуты, из которых вне корабля космонавт пробыл 12 минут. Во время пребывания в открытом космосе его скафандр разбух и препятствовал возвращению обратно в корабль. Войти космонавту удалось только после того, как Леонов стравил из скафандра лишнее давление, при этом залез он внутрь корабля вперед головой, а не ногами, как полагалось по инструкции.

4. Первым на лунную поверхность ступил американский астронавт Нил Армстронг 21 июля 1969 года в 2 часа 56 минут по Гринвичу. Спустя 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин. Всего на Луне космонавты провели два с половиной часа.

5. По числу выходов в открытый космос мировой рекорд принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву. Он совершил 16 выходов общей продолжительностью более 78 часов. Суммарный налет Соловьева в космосе составил 651 сутки.

6. Самым молодым космонавтом является Герман Титов, на момент полета ему было 25 лет. Кроме того, Титов также является вторым советским астронавтом в космосе и первым человеком, совершившим длительный (более суток) космический полет. Полет длительностью 1 день 1 час космонавт совершил с 6 на 7 августа 1961 года.

7. Самым пожилым космонавтом, совершившим космический полет, считается американец Джон Гленн. Ему было 77 лет, когда он участвовал в полете на корабле «Дискавери STS-95» в октябре 1998 года. Кроме того, Гленн установил своего рода уникальный рекорд – перерыв между полетами в космос у него составил 36 лет (первый раз он был в космосе в 1962 году).

8. Дольше всех на Луне пробыли американские астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмит в составе экипажа «Apollo 17» в 1972 году. Всего космонавты находились на поверхности земного спутника 75 часов. За это время они совершили три выхода на лунную поверхность общей продолжительностью 22 часа. Они были последними, кто побывал на Луне, и, по некоторым данным, оставили на Луне небольшой диск с надписью «Здесь человек завершил первый этап освоения Луны, декабрь 1972 года».

9. Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, который отправился в космос 28 апреля 2001 года. При этом де-факто первым туристом считается японский журналист Тоёхиро Акияма, за полет которого в декабре 1990 года заплатила Токийская телевизионная компания. Вообще, космическим туристом не может считаться человек, полет которого оплачивала какая-либо организация.

ИНТЕРЕСНО

Первая свадьба в космосе состоялась 10 августа 2003 года между российским космонавтом Юрием Маленченко и американкой российского происхождения Екатериной Дмитриевой. Свадьба была заочной, так как жених находился на борту МКС, а невеста в ЦУПе НАСА. Будущие супруги видели друг друга на мониторах, а обручальные кольца надели себе самостоятельно.

10. Первым космонавтом Великобритании стала женщина – Хелена Шармен (Helen Sharman), которая отправилась в полет 18 мая 1991 года в составе экипажа «Союз ТМ-12». Она считается единственным космонавтом, летавшим в космос в качестве официального представителя Великобритании, все остальные имели помимо британского гражданство другой страны. Интересно, что до того как стать космонавтом, Шармен работала химиком-технологом на кондитерской фабрике и откликнулась на обращение о конкурсном отборе участников космического полета в 1989 году. Из 13 000 участников выбрали именно её, после чего она приступила к тренировкам в подмосковном Звездном городке.

Первый в космосе. Изобретения и идеи Циолковского, опередившие свое время

Представитель древнего польского дворянского рода, Константин Циолковский родился в маленьком рязанском селе, работал простым школьным учителем и всю жизнь прожил в самых скромных условиях. При этом он создал великие труды по философии, социологии, аэродинамике и космонавтике, стал основоположником различных научных теорий, писал научно-фантастические произведения, переработал «Евангелие» и активно оспаривал теории Альберта Эйнштейна. В день рождения Циолковского RZN.AIF.RU рассказывает о самых невероятных изобретениях, мыслях и гипотезах ученого.

Дирижабль Циолковского

«В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат», — запишет Константин Эдуардович в своей автобиографии. Слова «дирижабль» в то время и вовсе не существовало, а аэростаты имели небольшие объемы, купол их изготавливали из прорезиненной ткани, которая быстро изнашивалась и выпускала взрывоопасный водород.

Циолковский первым предложил совершенно новую и оригинальную идею аэростата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными боковинами, которая позволила бы сохранять постоянную подъёмную силу при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха. Кроме того, такая оболочка была крайне прочной. Вместо водорода ученый предложил использовать нагретый воздух. Аэростат Циолковского должен был быть огромным даже по современным меркам: объёмом до 500 000 кубических метров, что более чем в два раза превышало объём знаменитых немецких дирижаблей конца 1920-х годов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II».

Циолковский и модели его дирижабля. Фото: Commons.wikimedia.org

Прогрессивный для своего времени проект Циолковского не нашел поддержки, в субсидии на постройку модели отказали. Константин Эдуардович даже общался за помощью в Генеральный штаб русской армии, но и там сочли его изобретение фантастическим. В целом труды Циолковского по дирижаблю не получили признания и у официальных представителей русской науки.

Первая попытка воплотить проект была предпринята только в 1931 году, когда построить дирижабль по проекту Циолковского попытались на комбинате «Дирижаблестрой». Аэростат так и не был построен «из-за низкого технологического уровня предприятия». Но впоследствии инженеры убедились в том, что теоретические предположения ученого были верны.

Моноплан

Немецкий моноплан времен Первой мировой войны. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1894 году в своей статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина» Циолковский предвосхитил конструкцию монопланов – самолетов, которые начали строить в передовых странах только через два десятилетия. Константин Эдуардович впервые дал описание, расчёты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, а также обосновал положение о необходимости улучшения обтекаемости фюзеляжа аэроплана в целях получения больших скоростей. Перед Первой мировой немецкие монопланы поражали воображение современников, а ведь еще незадолго до этого проект Циолковского российская наука снова не восприняла всерьез.

Лунный пейзаж

В 1887 году Циолковский пишет научно-фантастическую повесть «На Луне». Казалось, тот самый «маленький шажок для человека и огромный скачок для человечества» простой учитель совершил более чем за 80 лет до его воплощения – высадки «Аполлона».

В честь Циолковского, так подробно описавшего лунный пейзаж, назвали кратер на обратной стороне Луны. Фото: Commons.wikimedia.org

В конце XIX века автор удивительно точно описывает поверхность Луны.

«Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них легкой вуали — прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдалённые предметы воздух… Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера. Даже Сахара — и та показалась бы раем в сравнении с тем, что мы видели тут», — пишет Циолковский от имени рассказчика.

Кроме того, автор подробно и поразительно точно описывает вид Солнца и Земли с поверхности Луны. Проанализировав следствия малой силы тяжести, отсутствия атмосферы, писатель предвосхищает поведение жидкостей и газов, испарения, кипения, и других физических процессов.

Прототип аэродинамической трубы и шасси

Современная аэродинамическая труба NASA. Фото: Commons.wikimedia.org

Циолковский не только создал в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию, но и 1897 году самостоятельно построил прототип первой аэродинамической трубы собственной оригинальной конструкции — техническое устройство, предназначенное для моделирования воздействия среды на движущиеся в ней тела. По этому прототипу под руководством великого русского инженера Николая Жуковского и была создана в 1902 году аэродинамическая труба в при механическом кабинете Московского университета.

В последствии Жуковский признавался, что именно работы по аэродинамике Циолковского стали источником его идей. Также в этой сфере Циолковскому принадлежит изобретение собственной схемы газотурбинного двигателя, а еще ученый первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси самолета.

Поезд на воздушной подушке

В 1927 году в небольшой брошюре «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

«Трение поезда почти уничтожается избытком воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Необходима работа для накачивания воздуха, который непрерывно утекает по краям щели между вагоном и путем. Она велика, между тем как подъемная сила поезда может быть громадна. Так, если сверхдавление в одну десятую атмосферы, то на каждый квадратный метр основания вагона придется подъемная сила в одну тонну. Это в 5 раз больше, чем необходимо для легких вагонов.

Не нужно, конечно, колес и смазки. Тяга поддерживается задним движением вырывающегося из отверстия вагона воздуха. Работа накачивания тут также довольно умеренна (если вагон имеет хорошую, легко обтекаемую форму птицы или рыбы), является возможность получать огромные скорости», — писал Циолковский.

Эта теория легла в основу создания транспорта на воздушной подушке спустя многие годы: первые морские плоскодонные суда на воздушной подушке поступили в эксплуатацию в Англии лишь в 1958 году.

Многоступенчатая ракета

Современные ракеты летают по принципу, разработанному Циолковским. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

В 1929 году Циолковский издает новую книгу — «Космические ракетные поезда». «Ракетные поезда» Циолковского – это комплексы ракет, которые по мере отработки топлива сбрасываются на землю. Ученый предположил, что благодаря такому принципу к моменту отсоединения последней ракеты скорость поезда будет позволять ему унестись в космос. В 1935 году в своей работе «Наибольшая скорость ракеты» Константин Эдуардович доказал, что что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение остается верным до сих пор, но проверить на практике теорию Циолковского смогли только в 1944 году, когда немцы запустили «Фау-2» — в первый в истории предмет, совершившим суборбитальный космический полёт.

Космический лифт

Лифт, способный доставить человека в космос, придуманный Циолковским, сейчас разрабатывает NASA. Фото: www.globallookpress.com

Лифт, с помощью которого можно попасть в космос, тоже идея Циолковского. Описание и проект такого устройства Константин Эдуардович изложил в своем труде 1895 года. По задумке ученого, космический лифт напоминал башню (к слову, Эйфелеву башню, которую построили в Париже уже после публикации проекта Циолковского). Башня должна была быть в 100 тысяч раз выше обычной – 35 тысяч километров, а ее верхушка бы двигалась со скоростью 11 километров в секунду. Позже такую скорость назвали второй космической, и теперь именно с ней летают межпланетные аппараты. И только в 2005 году NASA объявило конкурс на создание современного проекта космического лифта.

Теоритические исследования космоса и возможности его освоения, проведенные Циолковским, не могут не поразить: полагаясь лишь на расчёты, ученый описал невесомость, необходимость скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю, предсказывал создания искусственных спутников Земли и орбитальных станций.

Многое из описанного Циолковским – от заселения Вселенной до разума атома и бессмертия — так далеко уходит за пределы современной науки, что трудно предположить, насколько реальны эти гипотезы. Однако и опровергнуть их наука не может.

Константин Циолковский в 1910 году. © Commons.wikimedia.orgОбложка работы Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1914 год. © Commons.wikimedia.org Циолковский за работой. © Commons.wikimedia.org Чертеж первого космического корабля К. Э. Циолковского (из рукописи «Свободное пространство», 1883). © Commons.wikimedia.org Записи и рисунки Циолковского. На рисунке космонавты смотрят в стеклянное окно — в иллюминатор. © Commons.wikimedia.org Записи и рисунки Циолковского: выход ракеты без потери воздуха. Возможно, первое изображение скафандра. © Commons.wikimedia.org Циолковский на изготовлении модели дирижабля. © Commons.wikimedia.org Чертеж аэростата Циолковского. © Commons.wikimedia.org Циолковский с моделью дирижабля. © Commons.wikimedia.org Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929 г. © Commons.wikimedia.org Модель оболочки аэростата Циолковского из гофрированного металла. © Commons.wikimedia.org Один из поздних снимков Циолковского. © Commons.wikimedia.org Циолковский в палате Калужской больницы за день до смерти. 18 сентября 1935 года. © Commons.wikimedia.org Одна из почтовых марок с изображением Циолковского, 1986 год. © Commons.wikimedia.org Памятная монета в 1 рубль с изображением Циолковского, 1987 год. © Commons.wikimedia.org Лунный кратер Циолковский на обратной стороне Луны, снятый экипажем «Аполлона-15». © Commons.wikimedia.org

Космическая одиссея Циолковского: жизнь и работа великого ученого | Фотогалерея

Константин Циолковский в 1910 году. © Commons.wikimedia.org Обложка работы Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1914 год. © Commons.wikimedia.org Циолковский за работой. © Commons.wikimedia.org Чертеж первого космического корабля К. Э. Циолковского (из рукописи «Свободное пространство», 1883). © Commons.wikimedia.org Записи и рисунки Циолковского. На рисунке космонавты смотрят в стеклянное окно — в иллюминатор. © Commons.wikimedia.org Записи и рисунки Циолковского: выход ракеты без потери воздуха. Возможно, первое изображение скафандра. © Commons.wikimedia.org Циолковский на изготовлении модели дирижабля. © Commons.wikimedia.org Чертеж аэростата Циолковского. © Commons.wikimedia.org Циолковский с моделью дирижабля. © Commons.wikimedia.org Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929 г. © Commons.wikimedia.org Модель оболочки аэростата Циолковского из гофрированного металла. © Commons.wikimedia.org Один из поздних снимков Циолковского. © Commons.wikimedia.org Циолковский в палате Калужской больницы за день до смерти. 18 сентября 1935 года. © Commons.wikimedia.org Одна из почтовых марок с изображением Циолковского, 1986 год. © Commons.wikimedia.org Памятная монета в 1 рубль с изображением Циолковского, 1987 год. © Commons.wikimedia.org Лунный кратер Циолковский на обратной стороне Луны, снятый экипажем «Аполлона-15». © Commons.wikimedia.org

Герман Титов. Каково это – остаться навечно вторым?

6 августа 1961 года на космодроме Байконур состоялся запуск космического корабля «Восток-2», пилотируемого Германом Титовым

В 25 лет он стал кумиром всей планеты. Встречи с ним искали президенты, самые известные певцы и актеры гонялись за его автографом. Его задачей было доказать то, что в космосе можно жить. Он доказал, но жизнь на Земле стала для амбициозного космонавта тяжелым испытанием.

Трагедия до полета

Центрифуга для тренировки космонавтов, Звездный городок. Фото: wikipedia.org. Автор Liamhowlett

Титов родился в семье сельского учителя на Алтае. Отец назвал его Германом, а дочь Земфирой в честь своих любимых пушкинских персонажей. И если девочку особо это не затронуло, то для Германа это обстоятельство впоследствии сыграло роковую роль.

Он окончил авиашколу в Волгограде и Новосибирское военное авиаучилище – «Сталинградку». Сразу после окончания учебы, в марте 1960 года, приехала высокая комиссия и Германа после серии показательных полетов отозвали в Москву. Ничего не объяснили, просто дали приказ. Все, что ему сообщили – он вошел в команду летчиков, которые будут испытывать новейшую технику.

Но в Центре подготовки оказалось, что никаких полетов нет. Зато есть еще пять товарищей. Эту «шестерку» ждали бесконечные жесточайшие физнагрузки. Тогда сошли с дистанции двое: у Карташова не выдержали сосуды, и на спине образовалась масса мелких кровоподтеков, а у Варламова был поврежден шейный позвонок.

До последнего летчики не знали, что их готовят к полету в космос. Но к январю 1961 года Титов уже был полностью подготовлен как по физической, так и по технической части. Он с отличием сдал экзамен по устройству корабля «Восток» и прошел все врачебные комиссии.

Тогда его постигла первая в его жизни трагедия: когда Герман приехал домой на кратковременную побывку, от порока сердца умер его годовалый сын. Герман сумел справиться с горем и продолжил тренировки.

«Нерусское» имя

К апрелю из шести кандидатов остались двое: он и Юрий Гагарин. Все шло к тому, что первым в космос полетит все же Титов. Об этом есть записи в дневнике Николая Каманина, руководителя подготовки советских космонавтов. По всем показателям Титов был чуточку, но лучше Гагарина.

Но, якобы когда представление кандидатов на первый полет легло на стол Хрущеву, тот забраковал Титова только из-за имени. Мол, нерусское имя какое-то, народ нас не поймет.

Королев решил послать в космос Гагарина, которому искренне симпатизировал, а Титова считать его дублером.

По словам Лилии Григорьевой, жены титовского друга Льва, когда Герман узнал, что не он будет первым, он «люто переживал», никого не хотел видеть.

Дублирующая копия ракеты Восток-1 (не макет), экспонируется в Музее космонавтики в Калуге. Фото:wikimedia.org. Автор Андрей Бабуров

Стремление к лидерству было основной чертой характера Титова. В любой компании он был в центре внимания, никогда не оставался в тени, в учебе был лучшим, а тут оказался вторым.

Титов, Хрущев и Гагарин в ноябре 1961 года. Фото:wikimedia.org

Он не скрывал того, что недоволен своим положением «второго». Когда корреспондент ТАСС Александр Романов на пресс-конференции сказал, что хочет задать вопрос «космонавту номер 2», Титов прервал его: он предпочел бы, чтобы его не называли так. На недоумение журналиста он сказал: «Не хочу быть вторым. Пишите так: первый космонавт планеты, проживший в космосе 25 часов».

Нарушал протоколы

Сохранились свидетельства людей, по которым можно составить некоторое представление о свободолюбивом и независимом характере Германа Степановича. Например, во время визита в Румынию он захотел ехать не в машине кортежа, а на мотоцикле охраны. И улетел далеко вперед.

В поездке в родную часть в Сиверской сбежал с фуршета в дом друга Льва Григорьева, нарушив все протоколы и проигнорировав все авторитеты: он тогда заставил стоять на лестнице полковников и генералов, попытавшихся последовать за Титовым. А замполита части вовсе выгнал, припомнив тому старую обиду.

Революционный проект «Спираль»

В середине шестидесятых было объявлено о двух грандиозных проектах: первый полет на Луну и разработка авиакосмической системы «Спираль» — первого в мире космического челнока. Титов без колебаний выбрал второе.

Сначала в отряде космонавтов, готовящихся к первому полету на «Спирали», было всего 4 человека, и возглавлял список Титов. Знаменитый летчик-испытатель Степан Микоян говорил, что в четверке избранных Герман все-таки был лучшим. Но позже в отряд набрали еще 9 молодых летчиков, прошедших предполетную подготовку.

Даже при наличии множества конкурентов Титов продолжал оставаться сильнейшим в отряде, и уже не оставалось сомнений, что первым на новейшем аппарате полетит в космос именно он, но и тут все обернулось иначе.

МИГ-105-11, прототип космоплана, на котором Титов должен был совершить полет. Фото:wikimedia.org. Автор Bernhard Grohl

И снова косвенным виновником неудачи стал первый космонавт… 27 марта 1968 года погиб Юрий Гагарин. Страна не могла позволить себе потерять двух космических героев одновременно, и Титова сняли с опасного проекта. Тем более что аппараты были несовершенны, и уже состоялось множество неудачных запусков. И на аэродромах Герману стало нечего делать: официально Титову никто не запрещал летать, но и к полетам его уже не допускали.

Памятник на могиле космонавта Германа Титова открылся сегодня на Новодевичьем кладбище. Фото Валентина Кузьмина (ИТАР-ТАСС)

Жизнь без неба

С тех пор что-то надломилось в честолюбивом летчике. Всю жизнь стремившийся быть на виду, Герман по своей воле ушел в тень. Он выбрал службу в военном ведомстве, где имена и достижения сотрудников известны только малому кругу.

До того как в 1991 году Титов вышел в запас, он сделал еще немало для развития военной отрасли. Потом возглавлял организации, занимающиеся аэрокосмическими технологиями, был президентом Федерации космонавтики России и даже депутатом Государственной Думы.

В сентябре 2000 года Титов отпраздновал свой 65-летний юбилей. Внезапно у него прихватило сердце, и вскоре герой космоса скончался.

СфераКосмическая программа многоспутниковых систем

«Сфера» является развитием идеологии многоспутниковых систем, уже реализованной в системе ГЛОНАСС, для решения задач глобальной навигации. Система «Сфера» позволит обеспечить потребителей услугами подвижной связи и наблюдения в любой точке Земли, что будет способствовать дальнейшей информатизации общества.

2019

Создание первых спутников для проекта «Сфера» потребует 15 млрд рублей

26 сентября 2019 года стало известно о том, что создание первых спутников для проекта «Сфера», который улучшит ГЛОНАСС, потребует 15 млрд рублей. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг., который опубликовало Министерство финансов РФ на портале regulation.gov.ru.

14,871 млрд рублей пойдут на создание пяти спутников «Экспресс-РВ». Средства выделены до 2022 года.

В рамках системы «Сфера» планируется объединить спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, системы дистанционного зондирования Земли, системы связи «Экспресс-РВ» и «Гонец», а также систему ретрансляции «Луч», глобальную систему интернета вещей «Марафон» и систему широкополосного доступа в интернет «Скиф».

Создание первых спутников для проекта «Сфера», который улучшит ГЛОНАСС, потребует 15 млрд рублей

Проект «Эфир» в программе не упоминался, рассказывал замгендиректора «Роскосмоса» Юрий Урличич. «Эфир» должен показать свою рентабельность. Как только проект, который заявлен как внебюджетный, покажет привлеченные не из бюджета средства, он будет включен в ФЦП «Сфера», сообщил он.

В госкорпорации «Роскосмос» сообщили, что космические аппараты системы «Сфера» смогут «общаться» друг с другом и с Землей посредством лазерной связи. В рамках группировки космических объектов должна быть реализована система лазерной связи, позволяющая передавать информацию в цифровом виде в пучке лазерного излучения. Ожидается, что система обеспечит покрытие связью всей территории России, а также районов Арктики.

Вице-премьер Юрий Борисов заявил ранее, что в проект бюджета на 2020-2022 гг. заложено финансирование «Сферы» в размере 10 млрд рублей. При этом он говорил, что для программы предусмотрено очень серьезное внебюджетное финансирование. Инвесторы проекта еще не определены, но от участия уже отказался ВЭБ.

Россия и Китай создадут спутниковую группировку по раздаче высокоскоростного интернета

17 сентября 2019 года стало известно о совместном проекте России и Китая по созданию низкоорбитальной спутниковой группировки по раздаче высокоскоростного интернета. О разработке конкурента OneWeb рассказал вице-премьер Максим Акимов на полях встречи в Петербурге глав правительств двух стран Дмитрия Медведева и Ли Кэцяна. Подробнее .

Роскосмос согласовал создание «Сферы»

26 августа 2019 года стало известно о том, что проект создания российской орбитальной спутниковой группировки «Сфера» прошел согласование в Военно-промышленной комиссии.

Пройден этап комиссии Юрия Ивановича Борисова, Военно-промышленной комиссии. Ждем следующий этап, — цитирует ТАСС первого заместителя главы Роскосмоса Юрия Урличича.

Проект «Сферы» затем пройдет процедуру юридической проверки на предмет пересечения с другими Федеральными целевыми программами.

Роскосмос согласовал создание спутниковой группировки «Сфера»

По словам Юрия Урличича, к концу августа 2019 года рассматривается вопрос финансирования проекта на 2020 год.

В систему «Сфера» войдут более 600 спутников связи, навигации и дистанционного зондирования Земли. Она предусматривает дальнейшее развитие системы навигации ГЛОНАСС, систем связи и вещания, а также дистанционного зондирования Земли.

В новую единую систему должны войти спутники серии «Экспресс», включая спутники «Экспресс-РВ» на высокоэллиптических орбитах для Арктического региона, системы персональной спутниковой связи, ретрансляции и дистанционного зондирования Земли, перспективная среднеорбитальная система спутникового интернета и низкоорбитальные системы передачи данных и интернета вещей.

При создании системы «Сфера» будут использоваться суперкомпьютерные многопроцессорные системы, цифровые геоинформационные технологии и самообучающиеся нейросети. Спутники для «Сферы» планируется запускать кластерами на тяжелой ракете-носителе «Ангара-A5».

Председатель Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил ТАСС, что проекты по созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса, проект «Сфера» и российские лунные миссии будут объединены в одну госпрограмму «Космическая деятельность России» на период до 2030 года.

Роскосмос планирует создать юрлицо для привлечения инвестиций в проект «Сфера»

28 мая 2019 года стало известно, что «Роскосмос» планирует вывести в отдельную структуру проект по созданию глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (ГМИСС), которая будет входить в программу «Сфера».

«Роскосмос» зарегистрирует юридическое лицо для привлечения инвестиций в проект ГМИСС, не уточнив, когда именно будет оно будет создано.

На заседании рабочей группы «Цифровой экономики» представитель Минтранса высказал озабоченность «в связи с необходимостью синхронизации расходов на создание всех систем связи в рамках нацпрограммы». Представитель структуры «Роскосмоса» в числе потенциальных рисков для ГМИСС назвал сложности с финансированием и выделением частот. Представитель «МегаФона» заявил, что проектные параметры ГМИСС превосходят действующие спутниковые группировки, но «существенно отстают от действующих наземных сетей связи, а тем более от сетей 5G».

ГМИСС входит в проект «Сфера», предполагающий развертывание орбитальной группировки из более 600 спутников в 2023-2028 годах. «Роскосмос» в апреле 2019 года сообщал, что системообразующими проектами «Сферы» станут спутниковая навигационная система ГЛОНАСС, системы дистанционного зондирования Земли, спутниковая система связи «Экспресс-РВ» и «Гонец», а также система ретрансляции «Луч», глобальная система Интернета вещей «Марафон» и система ШПД «Скиф».

При этом финансирование создания ГМИСС оценивается в 299 млрд руб. из внебюджетных источников, что делает ее наиболее затратным проектом «Цифровой экономики».

В сентябре 2018 года от участия в проектировании и финансировании ГМИСС решил отказаться национальный банк развития ВЭБ. Отраслевые эксперты говорили тогда, что привлечь в проект коммерческое финансирование будет сложно и его должны обеспечить другие госструктуры.

По мнению гендиректора стартапа Momentus Михаила Кокорича, привлечь западные инвестиции в создание ГМИСС будет сложно, скорее, финансирование поступит от стран, которые «традиционно сотрудничают с Россией, например, по оборонным вопросам».

Зарубежным проектам, предполагающим разворачивание спутниковых группировок для глобального ШПД, удается привлекать инвестиции от банковских структур и инвестфондов, а также на фондовом рынке.

Анонс даты запуска первых спутников по программе «Сфера»

24 апреля 2019 года стало известно, что запуск космических аппаратов, которые войдут в спутниковую систему «Сфера», состоятся в 2023 году, о чем заявил первый заместитель генерального директора госкорпорации «Роскосмос» Юрий Урличич.

Следующее, чем мы будем прирастать в орбитальной группировке, это высокоорбитальный космический сегмент. Предполагается, что шесть космических аппаратов будут развернуты к 2025 году, в 2023 году полетит первый аппарат. Юрий Урличич, заместитель генерального директора госкорпорации «Роскосмос»

Программа «Сфера» будет включать навигацию, спутниковую связь и дистанционное зондирование Земли и, как ожидается, позволит качественно улучшить услуги спутниковой связи и на 25% повысить точность навигации в нашем полушарии.

Пресс-служба Роскосмоса сообщила, что разработка концепции Федеральной целевой программы «Сфера», в которую войдут спутники связи, навигации и дистанционного зондирования Земли, завершена.

Проектирование облика спутников «Экспресс-РВ», которые должны стать частью группировки аппаратов «Сфера», завершено, о чем заявил Михаил Глинка, директор департамента продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь» (ГПКС, разработчик спутниковой системы «Экспресс-РВ»).

По словам Глинки, система связи «Экспресс-РВ» будет иметь широкие возможности коммерческого использования, в частности, в сфере предоставления услуг связи и вещания на передвижных объектах коллективного пользования. Предполагается, что ежегодно ее услугами будут пользоваться 1 млн человек на морских объектах, 12 млн человек — при авиаперевозках, 13 млн человек — на поездах дальнего следования, а в междугородних автобусах — 25 млн человек. Кроме того, системой смогут каждый года пользоваться до 2,5 млн водителей легковых автомобилей и до 1 млн водителей грузовиков.

План запуска свыше 600 спутников в рамках проекта «Сфера»

К 2028 году на орбиту в рамках проекта «Сфера» планируется запустить более 600 спутников. Об этом сообщил руководитель Россвязи Олег Духовницкий, о чем стало известно 11 апреля 2019 года.

Духовницкий отметил, что в российскую гражданскую орбитальную группировку связи входит 11 спутников, которые обеспечивают более 60% телерадиовещания в стране. В частности, через них транслируются около 700 телерадиоканалов. Также он назвал спутниковую связь одним из приоритетных видов связи в России на ближайшие десятилетия.

«Сфера» — это доработанная версия представленного «Роскосмосом» в мае 2018 года проекта глобальной системы спутниковой связи «Эфир». По первоначальным планам, а нее должны были войти 288 спутников на орбите высотой 879 км, обеспечивающие покрытие сигналом всей поверхности планеты. Стоимость проекта оценивалась в 299 млрд рублей до 2020 года, которые планировалось изыскать из внебюджетных источников.

Спутники будут предоставлять услуги телефонной связи и доступа в интернет, в том числе для технологий интернета вещей, мониторинга транспорта, беспилотных аппаратов. Запуск системы изначально планировалось осуществить к 2025 году, для чего РКС должна была объединиться в консорциум с РКК «Энергия» и представителями телеком-отрасли.

«Роскосмос» включит в программу «Сфера» ГЛОНАСС, «Экспресс-РВ» и спутниковый IoT/M2M

11 апреля 2019 года стало известно, что Федеральная целевая программа (ФЦП) развития космических информационных технологий «Сфера» вберет в себя практически все российские космические проекты на период до 2030 г. «Роскосмос» планирует включить в проект систему ГЛОНАСС, «Экспресс-РВ», спутниковый IoT/M2M и системы дистанционного зондирования Земли.

Первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам госкорпорации «Роскосмос» Юрий Урличич представил концептуальные основы федеральной целевой программы (ФЦП) «Сфера».

«Роскосмос» предложил программу «Сфера» для решения задач цифровизации экономики страны и достижения национальных целей развития в соответствии с майским указом президента РФ. Из доклада Юрия Урличича следует, что президент РФ поддержал формирование и реализацию ФЦП «Сфера».

Заместитель руководителя Федерального агентства связи (Россвязи) Игорь Чурсин выразил надежду на то, что в 2019 году ФЦП «Сфера» уже будет принята. По его предварительным оценкам, она рассчитана на период до 2030 г.

Директор департамента перспективных программ и проекта «Сфера» госкорпорации «Роскосмос» Сергей Прохоров рассказал о том, что уже сформирован проектный офис ФЦП «Сфера» на базе ФГУП «ЦНИИмаш» во главе с генеральным директором Сергеем Кобловым. По его словам, проект концепции ФЦП «Сфера» разработан и представлен на рассмотрение в заинтересованные ФОИВ. На апрель 2019 года проектный офис собирает и консолидирует предложения ФОИВ для последующего включения в проект концепции ФЦП «Сфера». Программа «Сфера» станет основой научно-технического и инновационного развития ракетно-космической промышленности РФ. Она будет включать в себя три составляющих — связь, навигацию и дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ).

Системообразующими проектами «Сферы» станут система ГЛОНАСС, системы спутниковой связи «Экспресс» и «Экспресс-РВ» (высокоэллиптическая орбитальная группировка), «Ямал», глобальная система передачи данных «Марафон IoT/M2M» (спутниковый интернет вещей), система ретрансляции «Луч», система персональной спутниковой связи «Гонец», среднеорбитальная система ШПД «Скиф», системы дистанционного зондирования Земли (в частности, система ДЗЗ «Смотр», реализуемая ГКС).

Кроме того, программа «Сфера» предусматривает взаимную увязку мероприятий, предлагаемых в рамках концепции ФЦП «Развитие орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на высокоэллиптических орбитах, для решения задач обеспечения безопасности, государственного управления и развития экономики РФ на 2017-2025 гг.», подготовленной Россвязью.

Что касается анонсированного ранее проекта «Эфир» (запуск спутников на низкую орбиту), его не исключили из «Сферы». По словам Юрия Урличича, все проекты, которые покажут свою экономическую эффективность и техническую реализуемость, будут включены в состав программы «Сфера», в том числе и «Эфир».

«Эфир», как и любой другой проект, должен показать свою экономическую рентабельность. Как только он покажет привлеченную внебюджетную составляющую, мы его включим в «Сферу», — сказал Юрий Урличич.

Бюджет по «Сфере» пока не утвержден. Тем не менее Юрий Урличич упомянул, что программа будет реализована при смешанном государственном и частном финансировании.

Важно отметить, что программа «Сфера» должна способствовать ускорению технологического развития РФ, внедрению цифровых технологий и созданию экспортно ориентированного сектора в базовых отраслях экономики.

Программа «Сфера» будет экпортно ориентирована и будет работать не только на российском рынке, — сказал Юрий Урличич. — Секрет продаж на зарубежном рынке заключается в объединении с сильнейшими. Мы уже договорились объединиться с Федеральным агентством связи и ФГУП «Космическая связь», а также с ПАО «Газпром» в лице АО «Газпром космические системы» и всеми теми, кто готов сотрудничать.

2018

Президент РФ Владимир Путин 7 июня в ходе «Прямой линии» сообщил об уникальной российской космической программе «Сфера», для которой в ближайшие годы планируется запустить 600 спутников. Глава государства отметил, что «Сфера» сможет заменить кабельную связь, а по качеству и охвату территорий будет не хуже, но при этом дешевле и доступнее.

При создании системы «Сфера» будут использованы передовые разработки в области цифровых технологий, включая суперкомпьютерные многопроцессорные системы, цифровые геоинформационные технологии и самообучающиеся нейросети (способность нейросетей самообучаться является одним из примеров искусственного интеллекта — Прим. ТАСС).

Роскосмос развивает глобальные спутниковые группировки. В настоящее время функционирует и развивается навигационная система ГЛОНАСС, которая активно используется для решения навигационных задач. Следующий шаг — это создание глобальной группировки спутников «Сфера», которая будет обеспечивать подвижную связь и оптическое наблюдение в масштабе реального времени в любой точке Земли. Чтобы эффективно решать эти задачи, должно использоваться большее количество малых спутников на низких орбитах.

Важно, что для создания системы «Сфера» будет внедряться технология массового производства малых спутников, основанных на принципах серийного производства, сокращающих удельные издержки. Технология многоспутниковости позволит повысить надежность системы «Сфера» в целом.

Спутники планируется запускать кластерами на тяжелой ракете «Ангара-5», которая уже разработана. Для ракеты-носителя «Ангара-5» уже построен стартовый комплекс на космодроме Плесецк, успешно прошел первый запуск. В этом году начинается строительство второго стартового комплекса тяжелой ракеты «Ангара-5» на космодроме Восточный. Ракета «Ангара-5» идет на замену тяжелой ракеты «Протон-М» и обеспечит России гарантированный доступ в космос с российской территории любых существующих в настоящее время полезных нагрузок на разные орбиты, в интересах как государственных, так и частных заказчиков.

Первый стартовый комплекс для ракет-носителей «Ангара- А5» построен на космодроме Плесецк, запуск с него был успешно выполнен 23 декабря 2014 года. Второй старт под тяжелую «Ангару», как сообщали ранее в Роскосмосе, должны начать строить на Восточном в июне 2018 года.

Еще в далекой античности, наши предки мечтали парить в воздухе, как птицы. Первопроходцами в этом деле были жители Китая еще в 599 году, запустив в небо воздушного змея. Греки и испанцы пытались достигнуть своей мечты, соорудив при этом механизированную птицу.

Описание профессии авиаконструктор. Сам термин «Авиация» пришел в русский язык с латыни, и дословно переводится как «Птица». Авиация включает в свой состав теоретические и практические знания летных техник и кроме того все типы работы летной инфраструктуры. Контр-адмирал Российской федерации Можайский А. Ф. , изобрел свой первый самолет, который был в натуральную величину, в 1882 году. Но, летательный аппарат так и не смог подняться в воздух, так как инженерный опыт на то время у конструктора отсутствовал. С целью высококлассного конструирования потребовался грамотный кадровый состав. Подобные эксперты позже начали называться авиационными инженерами.

Чем же занимается авиационный инженер? Авиационный конструктор конструирует и проектирует авиатехнику. Знает устройство и функции летательных агрегатов и всех их образующих: от мотора до бортовых приборов. Авиаконструктор способен понимать и в работе самолета, и в работе вертолета, смотря какая у него квалификация. Он приводит всю технику перед взлетом в положение готовности, проводит технические осмотры, проводит настройку аппаратуры, оборудования и спецоборудования. Летный конструктор способен работать только лишь в радиоэлектронном оснащении авиатехники.

Личные качества, которыми должен обладать авиационный конструктор:

Специальность авиаинженера относится к одной из самых ответственных, так как стоимость его погрешности не только потери фирмы, а потери человеческих жизней. Непосредственно по этой причине к его экспертным познаниям, предъявляются весьма строгие условия.

С подобного сотрудника требуют:

-Знать аппарат и эксплуатацию авиационной техники;
-Уметь пользоваться автоматизированным комплексом нынешнего самолета и его вычислительной техникой;
-Достоверная точность математических расчетов;
-Уметь концентрировать внимание;
-Иметь способность переносить напряженные ситуации;
-Осознавать собственную ответственность.
-Зарплата авиаконструктора в среднем по Российской федерации в месяц 40000 рублей, а по ее столице в среднем 50000 рублей.

Чтобы в стать профессиональным авиационным инженером необходимо получить образование в высшем учебном заведении в одном из направлений по специальности:

-Аэронавигация
-Авиастроение
-Баллистика и гидроаэродинамика
-Интегрированные концепции летательных аппаратов
-Вертолето- и самолетостроение
-Системы управления летательными аппаратами
-Трудовые обязанности авиационного инженера.

В прямые обязанности летного инженера входят технические работы по обслуживанию авиационной техники. Он занимается проектированием новейших систем самолета и доработками его системы. Проводит подготовительные мероприятия в самолете или вертолете перед взлетом и настраивает все его системные функции. Устраняет неполадки при их обнаружении. Занимается ведением и оформлением технических документов, выполняет окончательную сертификацию техобслуживания. Летный конструктор способен управлять бригадой авиа-механиков, если он имеет необходимые полномочия для этого.

Специальность авиаконструктора имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы:

-В связи с формированием авиационно-космической индустрии, авиационные инженеры пользуются большой популярностью, профессия достаточно востребована;
-Стабильная заработная плата и достаточно высокая;
-Угрозы отсутствия работы практически нет;
-Незначительная внутренняя конкуренция.

Так же советуем ознакомиться с профессиями пилота, web-прогмаммиста и стоматолога.

Минусы:

-Учебный процесс достаточно не легкий и продолжительный, большие препятствия на пути к должности;
-Стрессовые ситуации очень частое явление;
-Невозможность допущения профессиональных погрешностей;
-Необходимо иметь огромный запас специализированных познаний и соответствующий нрав.

Авиационные конструкторы занимают должности в различных авиационных компаниях, авиаконструкторских конторах, фирмах, занятых созданием летного оснащения и иных фирмах авиационно-космической индустрии.

Также данная профессия дает возможность трудоустроится в линии сфер, никак не сопряженных с авиастроением. Конструктор-проектировщик может понадобиться на промышленных заводах, выполнять легкосплавные конструкции, выполнять работу на фирмах, которые производят холодильные установки, системы кондиционирования или радиотехнику. Возможна работа в сфере видео-наблюдения и системы безопасности, разрабатывая к ним конструкторские программы.

Авиационные инженеры, имеющие не один год опыта за спиной, необходимы в местах летных лабораторных ревизий и ремонтных работ летного и радиоэлектронного оснащения, летных полигонах. Подобные профессионалы, знающие иностранный язык, будут пользоваться спросом не только лишь в Российской федерации, но и в иностранных профильных фирмах. В ближайшем будущем квалифицированный эксперт имеет все возможности занять руководящий пост.

Во время проведения состязаний по вертолетному или авиационному спорту, услуги авиационных инженеров пользуются большой популярностью.

Работа летного инженера потребует огромной ответственности, точности и сосредоточенности внимания, так как малейшие погрешности тут попросту никак не возможны, так как они имеют шанс послужить причиной к печальным результатам – вплоть до смерти людей. Он должен обладать сильным нравом и крепкими нервами.

Узнать о профессии больше вы можете, посмотрев данное видео:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *