Коронные фразы

На карантине мне труднее сосредоточиться. Почему — объясняет нейробиолог

Во время пандемии я часто слышу: «Я больше не могу читать». Для людей, которые привыкли находить утешение в любимой повести, неспособность читать — потеря. Небольшая потеря, учитывая масштабы трагедии, с которой мы все сейчас столкнулись, но тем не менее. Поэтому я захотела выяснить, почему состояние постоянной тревоги, в котором сейчас пребывает так много людей, отняло у нас способность читать.

Я обратилась к Оливеру Дж. Робинсону, нейробиологу и психологу, сотруднику Института когнитивных нейронаук в Университетском колледже Лондона. Робинсон изучает тревогу и депрессию в контексте нейронауки. Мы поговорили о том, в чем разница между тревогой и страхом, почему нам так неприятна неопределенность и почему пандемия коронавируса стала самым неопределенным явлением, которое только можно представить.

— Итак, многие люди говорят мне, что им тяжело читать или заниматься каким-то другим хобби, которое требует концентрации. Кажется, что эта невозможность сконцентрироваться связана с тем, что люди пребывают в состоянии тревоги из-за пандемии. Как же влияет тревога на нашу способность надолго на чем-то сосредоточиться?

Оливер Дж. Робинсон

— Честно говоря, я точно не знаю, да и никто не знает. Если кто-то вам говорит, что обладает достоверной информацией об этих процессах, он не совсем честен. Но кое-что определенное о тревоге мы сказать все-таки можем.

Во-первых, тревога — нормальное чувство, которое временами испытываем мы все. Тревога помогает нам приспосабливаться. Другими словами, в большинстве случаев она помогает вам избежать вреда и уйти от неприятностей.

Классический пример — когда вы возвращаетесь домой в темноте. Вы тревожитесь, вы настороже. Значит, велика вероятность, что вы заметите движущуюся в углу тень, о которой можно подумать, что это преступник, а на самом деле это дерево. Это полезно, потому что если бы там и правда был преступник, вы были бы готовы убежать и спастись. Каждый время от времени чувствует тревогу, и очень многие испытывают ее сейчас, потому что это нормальное ощущение, которое дает нам возможность адаптироваться.

Бывает, конечно, и патологическая тревога. Если задаваться вопросом о том, что такое патология, то мы углубимся в сложные аспекты проблемы, но если говорить широко, это состояние, при котором вы не способны делать свои обычные дела, и это состояние настигает вас чаще, чем вы бы хотели.

Лучше всего, наверное, описать это таким образом: человек чувствует, что из-за тревоги он не способен концентрироваться, ухудшается сон и так далее. В такой ситуации тревога теряет свою «адаптирующую» функцию, перестает быть нормальной и приобретает патологические черты.

Конечно, все не так однозначно — во всем и всегда есть свои нюансы. Если вы возвращаетесь домой в темноте и чувствуете тревогу, она должна исчезнуть. А если вы чувствуете тревогу, приходите домой и она вас преследует и на следующий день, и на следующую неделю, это вряд ли полезно. В такой ситуации можно задуматься о патологической природе этой тревоги. В целом же тревога – нормальное явление, которое помогает адаптироваться.

— Есть ли какое-то общепринятое определение тревоги, которое можно здесь использовать?

— Исследователи, которые работают с животными, дают очень хорошие рабочие определения, потому что могут хорошо контролировать среду. Они дали определение тревоги, которое мне кажется вполне полезным. Различают тревогу и страх — два вида реакции на негативные явления.

Страх — это явление предсказуемое, то, что легко понять. Вы знаете, что это такое, вы знаете, когда он начинается, вы знаете, когда он заканчивается. Он ограничен. Если я боюсь пауков и передо мной появляется паук, я его вижу, мне это не нравится, я боюсь. А потом кто-то накрывает паука стаканом, выносит его из комнаты. Я знаю, что паука больше нет, и у меня больше нет этой реакции — страха. Это то, что касается страха.

Тревога связана с неопределенностью. У нее нет начала или конца.

Вы не видите объект тревоги. У нее нет пространственных или временных ограничителей. Если я боюсь пауков и мне кто-то говорит: в этой комнате паук, то моей реакцией будет именно тревога. Я не вижу паука, но я знаю, что он где-то здесь.

Основываясь на этих определениях, которые получили коллеги, которые ставили опыты на животных, мы можем утверждать, что в основе тревоги — неопределенность. Если вы чего-то не видите, вы не знаете, когда это нечто закончится, вам не хватает знаний об этом явлении, вы можете только длительное время реагировать.

С точки зрения нейробиологии, страх и тревога обрабатываются разными нейронами мозга. С этим связана передача разнообразных нервных импульсов, и вы селективно можете замещать один другим. И если вы сможете изменить у животного ответ в виде страха, это не значит, что вы способны заместить тревожную реакцию и наоборот. Конечно, тут есть свои тонкости.

Что же происходит с тревогой? Она не заканчивается, значит, длится. Если мы говорим о страхе — он приходит и уходит. У тревоги нет этого временного ограничения. Поэтому восстановление от чувства тревоги и избегание тревоги связано с попыткой разрешить неопределенность.

— И тут возникает вопрос неопределенности во время пандемии, да?

— Пандемия, которую мы переживаем — самое неопределенное явление, какое только можно представить. Вы не знаете, когда все это закончится, не знаете, заболеете ли вы. Вы даже не знаете, что это такое на самом деле. И внезапно все, что вас окружает, стало опасным. Дверные ручки опасны. Другие люди опасны. Это самая большая неопределенность.

Кроме того, это явление неконтролируемо. Я не могу контролировать пробежку другого человека — вдруг он перебежит на мою сторону улицы?

Но я могу искать информацию! Я могу пойти в твиттер, я могу пойти в интернет, я могу искать без перерыва, чтобы справиться с неопределенностью.

Проблема, однако, в том, что вы никогда не справитесь с неопределенностью. Вряд ли завтра кто-то скажет: «Вот решение проблемы коронавируса. Вот вакцина». На ее разработку нужно время. То есть мы пытаемся разрешить неопределенность, у которой нет решения.

Ну и кроме того, вы подпитываете тревогу. Вы пытаетесь найти ответ, но не можете, вы слышите эту или ту конспирологическую теорию. Ситуация лишь усугубляется, усугубляется, усугубляется.

Почему же люди не могут сконцентрироваться? Вот частичное объяснение: они пытаются справиться с неопределенностью, у которой нет решения.

— Возможно, на этот вопрос нет ответа, но есть ли какая-то определенная часть когнитивной функции, которая чаще всего страдает от тревоги?

— Если рассматривать классические диагностические критерии, то мы увидим там такие явления, как нарушение краткосрочной памяти. Концентрация в широком понимании включает в себя все: и когнитивный контроль, и способность к целенаправленной деятельности, и так далее. Проблема с психиатрическими нарушениями в том, что мы имеем дело не с одним явлением. Сколько людей, столько и диагнозов.

У одного будет проблема с запоминанием или сосредоточенным выполнением задания. Ему будет трудно не концентрироваться на негативе. А у другого будет совсем иное состояние. Поэтому трудно сказать, что есть «функция, которая чаще всего страдает от тревоги».

Есть некие общие явления. Например, память. Один из моих аспирантов изучает время восприятия, то есть насколько быстро, по-вашему, двигаются предметы. В его исследовании и во множестве других показано, что тревога ускоряет время.

Мы сейчас говорим буквально о квадратиках на экране. О разнице между двумя объектами и пятью секундами. Действительно ли это масштабирование можно обрисовать как «я попал в аварию, и кажется, что все очень быстро движется» — это умозрительное заключение. Психологи любят делать такие заключения, но честным психологам не стоит так поступать.

То же можно говорить и обо всех остальных когнитивных функциях. Если я говорю о рабочей памяти, я не говорю о ситуации «куда подевались мои ключи». Я имею в виду исследования, в которых вы просите людей запомнить шесть разных чисел, семь разных чисел, восемь разных чисел. Но это искусственная ситуация.

Дополнительно осложняет ситуацию следующее: в целом психиатрические расстройства, будь то психоз, биполярное расстройство, или тревога, — состояния абсолютно разные, но на когнитивном уровне они могут проявляться очень похоже. Они все «приглушают» нормальные процессы.

То есть такого рода состояние может быть связано с психиатрическими нарушениями, а может и не быть связано. Это может быть связано с другими значимыми факторами.

Поэтому трудно выделить один фактор, обусловленный тревогой, осложняющий выполнение какого-то одного действия. У разных людей и тревога абсолютно разная. Но в целом затруднительно оказывается делать самые разные дела.

С другой стороны, многое и улучшается. Возвращаясь к мысли о том, что тревога помогает адаптироваться — она развивает навык замечать важную информацию. Если вы испытываете тревогу, вы скорее заметите движение в углу. И это не нарушение, это помощь.

Тревога – это то состояние, которое помогает вам избегать опасных ситуаций.

Убежать или сориентироваться можно быстрее, поэтому у людей лучше в такой ситуации работает пространственное мышление, а вот отдел, отвечающий за речь, может затормозить. Не знаю, почему. Одним из возможных объяснений может быть то, что это своего рода качели: вы лучше запоминаете расположение объектов в пространстве, но хуже будете помнить последовательность чисел. Но я совру, если я скажу, что вот это и есть тревога и поэтому людям тяжело концентрироваться. Простите!

— Все очень логично, спасибо. Хотя мы и не вписались в 500 слов.

— Эта идея определенности и неопределенности очень общая. Вкратце: справиться с чувством неопределенности во время неопределенности невозможно. И это само по себе провоцирует тревогу.

Осмысленность, или что такое осознанность в жизни

На тренингах, сеансах психотерапии консультант всегда говорит о том, что в жизни клиента важна осознанность (осмысленность). На это направлена основная работа. До тех пор пока субъект живет бессознательными установками, он не будет счастливым, его будут мучить психологические, соматические проблемы. Осознанность – это путь к свободе, счастью. Но не только об этом идет речь, когда мы говорим об осмысленности.

Значение слова «осмысленность»

Осмысленность – это антоним бессмысленности. Синонимы: рациональность, осознанность, сознательность, разумность. Это наличие смысла в словах, поступках, действиях, поведении. Слова или действия без смысла мы обычно называем глупостью, бредом. И если в некоторых сферах, например, в русском языке, литературе очень просто заметить бессмысленность («Мама есть завтра»), то отличить бессмысленность или осмысленность в жизни не так просто.

Осмысленность в психологии

В психологии под осмысленностью понимают осмысленность восприятия и осознанность жизни. Рассмотрим оба компонента подробнее.

Осмысленность восприятия

Это свойство восприятия приписывать объекту, явлению, предмету конкретный смысл и выражать его через понятия, определения. Восприятие, осмысленность отличается от человека к человеку, поэтому одну и ту же историю люди описывают по-разному. Каждый наделяет ее своим смыслом.

Осмысленность восприятия тесно связана с мышлением. Предполагается, что человек мысленно называет то, что видит, относит к какой-либо группе, классифицирует. Даже если мы видим незнакомый предмет, мы стараемся сравнить его с похожими, известными.

Пример: на следующей картинке можно увидеть вазу и черный фон или два лица и белый фон. Все зависит от специфики восприятия, личного опыта смотрящего.

Смысл, который видит человек, зависит от его личного опыта, актуальных желаний, потребностей. А также многое зависит от эмоционального отношения к предмету. Чем симпатичнее, ближе, эмоциональнее для нас воспринимаемое явление, субъект или объект, тем меньше недостатков мы замечаем. Индивид склонен видеть то, что хочет видеть, и не замечать то, что ему не нравится. Мы в принципе замечаем и воспринимаем то, что важно для нас, то, что имеет смысл именно для нас. Это актуально для зрительного, слухового и иного восприятия. Именно поэтому мы всегда услышим в толпе свое имя или заметил близкого, приятного нам человека.

Как правило, у психически здоровых людей не возникает проблем с осмыслением объектов, предметов, явлений. Осмысленное восприятие и мышление – это единство логики и чувств. Всего же различают 5 видов мышления: бред (бессвязное), связное, логическое, разумное, мудрое. У большей части людей присутствует связное мышление, разумное встречается редко, мудрое – у единиц.

Осмысленность жизни

Осмысленность жизни – это наполнение смыслом настоящего и прошлого, сказанного и сделанного. Вместе со смыслом во всем должна быть логика и главная цель, нечто ценное. Говоря простыми словами, речь идет о поиске смысла жизни и его поддержании. Осмысленность отражает во всем: поведение, мысли, речь, деятельность, мышление.

Объясним значение каждого элемента:

  1. Под осмысленным поведением подразумевается осмысленность реакций (действия в ответ на раздражитель) и акций (действие, которое запускает сам человек).
  2. Осмысленная деятельность – это целесообразные занятия, помогающие в развитии личности и достижении смысла жизни.
  3. Осмысленное мышление – это количество и качество смыслов.
  4. Осмысленная речь – это монологи и диалоги с пользой, содержанием, а не пустая болтовня. Это четкое объяснение фактов, контекста, цели общения, ожиданий от собеседника и т.д. При осмысленном общении другим всегда понятно, что человек хотел сказать.

Мы постоянно узнаем что-то новое и пропускаем это через себя, осмысливаем. При осознанном подходе к жизни человек критически анализирует каждую информацию, уважительно относится к ней, но в то же время пытается понять, насколько она важна и актуальна для него. Осознанный подход предполагает, что индивид берет только полезное, нужное, но в любом случае он старается понять новое знание, другого человека и прочее, найти смысл. Понять – это не то же самое, что принять. Важно разбираться в сути явлений, обращать внимание на качество, а не на количество.

Как достичь осознанности

Осмысленность жизни предполагает, что у человека есть своя система ценностей, свои взгляды, убеждения. Это помогает ему противостоять влиянию других людей. Осознанность тесно связана с самопринятием, самопознанием. У тех, кто принимает, любит себя, видит смысл в жизни выше способность к адаптации, они реже болеют, отличаются более устойчивой нервной системой.

Человек тогда становится счастливым, когда он сам выбирает хобби и работу, а все его цели реалистичны, взаимосвязаны, соответствуют интересам. Смысл жизни отражается в долгосрочных планах, целях. Цель и смысл жизни должны отвечать внутреннему миру личности, соответствовать только его интересам, потребностям. А не поддаваться желаниям других людей.

Чтобы жизнь была осмысленной, нужно найти гармонию между мыслями и телом, научиться чувствовать, понимать себя. То есть на каждом жизненном этапе, каждую минуту человек должен понимать, что он делает, для чего ему это нужно. Если вы не чувствуете себя счастливым, ненавидите работу, устали от отношений, то вы живете неосознанно.

Что же делать:

  1. Научитесь понимать свои реальные ощущения, мысли по принципу «здесь и сейчас». Прямо сейчас спросите себя, о чем вы думаете, что чувствуете. Почему вы ощущаете именно это?
  2. Вспомните, о чем вы мечтали в детстве. А почему отказались от этого? От каких навязанных убеждений вам нужно избавиться, чтобы начать жить по-другому, счастливо?
  3. Что вы не принимаете в себе, почему? Очень важно принимать все свои качества, все эмоции. Плохие эмоции тоже помогают нам, стимулируют к работе над собой, жизнью. Нужно только научиться рационально выпускать их.
  4. Научитесь ответственности. Ошибаться, признавать ошибки нормально, полезно. Очень важно учиться на них, расти, двигаться дальше.
  5. Научитесь саморегуляции, контролю эмоций. Осмысленное решение нельзя принять с горячим сердцем.

А вот что обычно мешает жить осознанно:

  • многозадачность, отсутствие приоритетов;
  • рефлексия на грани самокопания;
  • пассивность, лень;
  • зацикленность на прошлом, автоматическое повторение старых реакций, привычек;
  • фантазирование;
  • негативизм;
  • раздражительность;
  • неспособность принимать критику;
  • зависимости;
  • страхи, неуверенность.

Если человек живет осмысленно, то у него даже не возникнет мысли о том, что работа надоела, а партнер по отношениям достал. Он не устает и не болеет, всегда активен, отлично ладит с людьми. Он четко понимает, куда идет, для чего живет. Он сам выбирает свой жизненный путь. Он умеет смотреть на привычные вещи свежим взглядом, может отказаться от старых шаблонов, усмирить эмоции.

Попробуйте прямо сейчас такое упражнение: найдите рядом с вами по одной вещи на каждую букву алфавита. А когда в следующий раз пойдете на работу, постарайтесь найти три новые детали в привычном маршруте. Это будут первые шаги на пути к осознанности.

Синонимы «это говорит о том»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найдено 3 синонима. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
,

Синоним, количество Частота
1 из этого следует (22) 223.062
2 означает (25)
3 сигнализирует (19)

С тем же началом: это говорит

С таким же концом: при этом, с учетом, потом, дело в том, симптом, заключается в том

Слова по отдельности: это, говорит, о, том

Другие слова на букву э

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Поиск занял 0.009 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: сказывающий, еле ощутимо, лишенный гармонии

Предложите свой вариант синонима к «это говорит о том»

Музыка без авторских прав для ваших видео

Слова, изменившие свое значение

Несколько древнерусских слов
Бумажникъ. Слово это не раз встречается в древнерусских источниках
и означает «хлопчатобумажный войлок» или «тюфяк на вате». По-видимому, бумага — заимствование из позднелатинского bombacium, «хлопок». Бумага, на которой пишут, появилась на Руси только в XV веке и быстро вытеснила бересту и пергамен. А бумага в смысле «документ» и бумажник как место хранения документов (а также «бумажек», денег) — явление еще гораздо более позднее.
Жиръ. Это слово связано со словом жить (так же, как пир с пить) и означало «нажитое, богатство, изобилие, избыток, роскошь». Жировой слой организма тогда назывался тукъ (ср.: тучный). Слово жиръ носило положительную окраску и считалось хорошим предзнаменованием для ребенка — многие древнерусские имена содержат этот корень: Жирослав, Жировит, Домажир, Нажир, Жирочка… В «Слове о полку Игореве» Игорь «погружает» жиръ, то есть русское богатство, на дно половецкой реки Каялы. Следы этого значения остались в поговорке «Не до жиру (т. е. не до роскоши), быть бы живу». Сейчас слово «жир» окрашено скорее отрицательно. Показательно, как Мандельштам обыграл взятое им из «Слова» сочетание печаль жирна (где это значит просто «обильна»): «О боже, как жирны и синеглазы // Стрекозы смерти, как лазурь черна…», потом «жирными, как черви», станут у него пальцы Сталина.
Задница. У слов передьнии и задьнии в древнерусском языке были метафорические значения, связанные с временем. Обычно передним считалось «предстоящее», а задним оставшееся «позади», но бывало, что и наоборот (например, слово «прежний» тоже связано с «передний»). Задницей называлось то, что осталось после человека на будущее, — наследство. Это характерней­ший славянский социальный термин, много раз упоминающийся в Русской Правде. Там есть и такой заголовок: «А се о задницѣ». «Аже братья ростяжються передъ княземь о задницю» — «если братья будут вести тяжбу перед князем о наследстве». А земля, не доставшаяся никому по наследству (выморочная), называлась «беззадщина». Историки иногда стыдливо ставят ударение задни́ца, хотя акцентология однозначно свидетельствует, что и тысячу лет назад ударение было на первом слоге.
Здоровый (сдоровъ, сторовъ). В древности это слово, означающее этимологически «из хорошего дерева», означало «благополучный», «успешный», входило в состав устойчивого сочетания здоровъ добръ (ср.: подобру-поздорову). Например, в Новгородской четвертой летописи (в статье 1292 года) есть такой поразительный пример: и приидоша вси здорови, но ранени, а Иванъ Клекачевичь привезенъ преставися с тои раны. Даже смертельно раненный воин может быть «здоровым» — ведь он выиграл битву!
Принимать (приимати). У этого слова в древнерусском было много значений, причем оно, как и упомянутые выше слова «передний» и «задний», могло значить противоположные вещи: как собственно «принимать» (гостеприимно), так и, наоборот, «арестовывать». Впрочем, в последнее время такое жаргонное значение появилось опять: «ребят приняли» можно услышать и в современном бандитском фильме. В «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия, переведенной, возможно, на Руси, утверждается, что один персонаж «лучших» людей «принимал», а «злых» тоже «принимал». В греческом тексте этой фразы нет. Если текст не испорчен, то это свидетельство того, как русские люди могли легко понимать слово в разных значениях в одинаковом контексте (и, вероятно, каламбурить).
Присягнуть (присягнути). Голландский исследователь Де-Влаам видел в берестяной грамоте № 724 XII века (где начальник отряда жалуется, что «осмь», то есть восьмерка воинов, «высягла») антоним к присягнути, то есть «воины сложили присягу». Версия красивая и идеально подходящая к контексту, но неверная. В древнерусском языке слово присягнути могло значить только «прикоснуться», «дотронуться» (ср.: осязание, досягать). Новое значение «поклясться (в верности)» появилось у него только в XVI веке под влиянием польского przysięgać.
Убить (убити). Раньше это слово могло значить не только «убить до смерти», но и «поколотить». Одно из самых жутких дошедших до нас берестяных писем — послание «с плачем» от женщины к влиятельному родственнику: «Избил (убиле) меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита (убита есьмъ)».
Хотеть (хотѣти). Раньше это слово было, в частности, вспомогательным глаголом, обозначающим будущее время (конструкции «буду делать» еще не было) или что-то неотвратимое. «Хотеть» можно было довольно необычных вещей. В «Повести временных лет» (статья 997 года) осажденные горожане жалуются: се уже хочемъ померети отъ глада, а отъ князя помочи нѣту. Умереть от голода они, конечно же, не хотят, просто говорят, что это вот-вот произоидет, если ничего не поменяется.
Целовать (цѣловати). Наши далекие предки не обязательно имели в виду лобзание (прикосновения губ) — слово это означало «приветствовать» (буквально «желать быть целым») и носило, вероятно, даже несколько литературный оттенок. В найденной в прошлом году грамоте купец обсуждает с компаньоном возможные убытки: «А если испортишь товар, пусть будет ни тебе, ни мне. И целую тебя», то есть, конечно же, просто «приветствую». Было слово «целовь» (цѣлъвь), «приветствие», которое тоже один раз встретилось в начале письма. Были определенные контексты, в которых этот глагол подразумевал физический контакт, — это те, где речь идет о приложении к кресту и иконам, особенно в знак клятвы (на страницах летописей князья постоянно «целуют» крест или Богородицу, клянясь соблюдать договор, а потом нередко «целование» нарушают). Но и здесь это производная от основного значения — «поклоняться, чтить».
http://mi3ch.livejou…om/3022191.html

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *