Корин Александр Невский

Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

Грановский Антонин

Грановский Александр Андреевич Грановский Антонин

Сан: епископ

Сан в обновленчестве: епископ

Год раскола: 1922

Окончил: Полтавская духовная семинария

Преподавал в: Холмская духовная семинария, Благовещенская духовная семинария

Повлиял: Смирнов Константин Александрович, Желудков Сергий Алексеевич

Направление: литургического обновления движение

Александр Андреевич Грановский (1865 — 1927) – крупный деятель обновленческого раскола, движения литургического обновления. Представитель первого поколения модернистов.

образование

Окончил Полтавскую духовную семинарию, в 1891 – КДА со степенью кандидата богословия. Помощник инспектора академии. В 1892 назначен смотрителем московского Донского духовного училища, в 1893 – Киево-Подольского духовного училища, в 1895 – инспектором Тульской духовной семинарии, в 1897 переведен преподавателем в Холмскую духовную семинарию.

В 1898 назначен ректором Благовещенской духовной семинарии.

В 1902 Антонин Грановский – магистр богословия (за сочинение «Книга пророка Варуха»).

иерархия

В 1890 принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха. В 1898 возведен в сан архимандрита.

В 1903 Антонин Грановский хиротонисан во епископа Нарвского, 3-го викария Санкт-Петербургской епархии, с 1904 2-й, с 1905 г. 1-й викарий Санкт-Петербургской епархии.

В 1908 уволен на покой, жил в Троице-Сергиевой пустыни.

В 1913 назначен на Владикавказскую и Моздокскую кафедру. По настоянию митр. Питирима Петроградского 16 января 1917 Антонин Грановский был уволен на покой «по болезни» с определением пребывания в Богоявленском монастыре в Москве.

В 1921 был запрещен в священнослужении св. Патриархом Тихоном.

15 апреля 1924 Патриарх Тихон повторно издал указ о запрещении в священнослужении и предании церковному суду Антонина Грановского.

церковные должности

В 1899 младший, затем старший цензор в столичном духовно-цензурном комитете. Перевод в Санкт-Петербург связан с покровительством митр. Антония (Вадковского).

В 1905 г. «в разработке закона о цензуре, порученной комиссии под председательством члена Госуд. Сов. Кобеко, участвовали и представители духовного ведомства в лице проф. спб. дух. ак. свящ. А. П. Рождественскаго и Антонина еп. Нарвскаго. Они высказались против института предварительной духовной цензуры».

организации

Участник Санкт-Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг., где сблизился с Василием Розановым.

Революция 1905 — 1907 годов

В 1905 был членом комиссии по выработке правил о свободе печати, где высказался за полную, ничем не ограниченную свободу печати с совершенным уничтожением всякой цензуры. После 17 октября 1905 прекратил произносить при поминовении Императора титул «самодержавнейший». Опубликовал в газете «Новое время» статью о сочетании законодательной, исполнительной и судебной власти, как о земном подобии Божественной Троицы.

литургические реформы

В 1917 в Богоявленском монастыре Антонин Грановский впервые стал вводить литургические новшества.

Весна 1922 г.

Богослужение с новыми реформационными элементами в нем он совершал в Заиконоспасском монастыре, на Никольской улице. Я был там вскоре после Пасхи. Присутствовали преимущественно мужчины. Служба шла на русском языке в переводе еп. Антонина. К служению он выходил из алтаря, уже в архиерейских ризах, отменив длинную церемонию облачения архиерея, что давало повод некоторым называть архиерейскую службу не Богослужением, а архиерееслужением. Видно было, с каким интересом прислушивались молящиеся к понятным русским словам, во многих из них как бы впервые открывая новые истины, которые оказывались очень близкими и важными (такие открытия особенно относились к кафизмам, стихирам, канонам, в которых и хорошо знающий церковнославянский язык не легко разберется).

Евангелие он читал тоже по-русски, медленно, истово, с большим чувством; в это время он стоял на архиерейском возвышении, посреди церкви, лицом к народу. Вдруг раздается истерический визг: «Господи! Какое кощунство!.. Спиной к алтарю Евангелие читает!»… Какая-то женщина не выносит подобного новшества; ее успокаивают, но она продолжает шуметь, нарушая благочиние — и прихожане выводят ее из церкви. Антонин продолжает читать, лишь раз обернувшись на крик, с огорчением на лице:272.

— Владимир Марцинковский

обновленчество

изъятие церковных ценностей

23 марта 1922 Антонин Грановский дал интервью газете «Известия», в котором заявил о поддержке насильственного изъятия церковных ценностей.

28 марта 1922 по инициативе Льва Троцкого Антонин Грановский получил приглашение принять участие в работе Центральной комиссии помощи голодающим (Помгол) в качестве «лояльного епископа» с целью спровоцировать «раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей». 13 апреля постановлением Политбюро ЦК РКП(б) Антонин Грановский был утвержден членом ЦК Помгола как представитель «советского» духовенства для «работы по реализации церковных ценностей». 29 апреля 1922 в качестве эксперта принял участие в Московском процессе против духовенства и мирян, обвиненных в сопротивлении изъятию ценностей. Выступление Антонина Грановского, требовавшего безусловной передачи всех ценностей, в том числе евхаристических сосудов, дало властям основания для вынесения смертного приговора 11 обвиняемым. Тогда же Антонин Грановский обратился во ВЦИК с ходатайством об их помиловании. В рассматриваемое время, как и позднее, Антонин Грановский предпринимал свои действия, согласовывая их с Е. А. Тучковым, начальником 6-го отделения СО ГПУ – ОГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР.

«Высшее церковное управление»

13 мая 1922 Антонин примкнул к группе «прогрессивного духовенства», которое возглавили Александр Введенский и Владимир Красницкий, подписав вместе с ними воззвание, обвинявшее св. Патриарха Тихона в руководстве контрреволюцией. Антонин Грановский и другие обновленцы требовали «немедленного созыва поместного Собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между нею и Советской властью».

19 мая 1922 Антонин Грановский, поддерживаемый Е. А. Тучковым, встал во главе самочинного «Высшего церковного управления» (ВЦУ), тем самым придав обновленческому расколу окончательное оформление. При этом Антонин Грановский находился в оппозиции к Владимиру Красницкому и возглавляемой им группе белого духовенства «Живая церковь», игравшей в июне 1922 – апреле 1923 ведущую роль в обновленческом расколе. 6 августа 1922 Антонин Грановский был назначен ВЦУ на Московскую кафедру с титулом «архиепископ Крутицкий», 20 августа Антонин Грановский принял титул «митрополит Московский и всея России».

6 — 17 августа 1922 в Москве состоялся Всероссийский съезд «Живой церкви», на котором произошел разрыв между сторонниками Владимира Красницкого и группой Антонина Грановского. 24 августа 1922 Антонин Грановский встал во главе «Союза церковного возрождения». В Положении «Союза» так определялась его задача: «Союз отвергает кастовое крепостничество и кастовое утверждение интересов «белого попа». Союз стремится к улучшению церковных порядков по девизу: все для народа и ничего для сословия, все для Церкви и ничего для касты».

22 сентября 1922 Антонин заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сентября 1922 постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей. Владимир Красницкий обратился в ГПУ с просьбой выслать Антонина Грановского из Москвы, так как «он становится знаменем контрреволюции». В ответном письме Владимиру Красницкому указывалось, что «органы власти… не имеют ничего против Антонина Грановского и нисколько не возражают против организации нового, второго ВЦУ». В результате временного компромисса в октября 1922 Антонин Грановский вернулся на пост председателя ВЦУ, после того как оно было реорганизовано и включило в себя представителей «Живой церкви», «Союза церковного возрождения» и новообразованной группировки «Союз общин древлеапостольской церкви», который возглавил Александр Введенский.

На обновленческом соборе 1923 года Антонин Грановский был избран почетным председателем, однако фактическое руководство «собором» осуществляли Александр Введенский и Владимир Красницкий. 8 мая 1923 Антонин Грановский вошел в состав избранного «собором» Высшего церковного совета в качестве председателя. 24 июня 1923 освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой. Этому предшествовала публикация в «Известиях» 17 мая 1923 статьи Антонина Грановского «Азбука церковной реформы», ставшей программным документом «Союза церковного возрождения». В ней говорится: «Союз принимает советский строй внутренне, считая, что нерелигиозная власть есть лучшее условие подлинной свободы церкви… Союз принимает цель революции – создать не одно платоническое, но бытовое братство в человеческом общежитии и рассматривает социализм как подход к этому укладу с внешней технической стороны».

Об освобождении из ГПУ св. Патриарха Тихона Антонин Грановский отозвался так: «Тихон клейменый или Тихон прощеный – он нам одинаково не нужен».

Центром «Союза» стал собор Заиконоспасского монастыря в Москве, сторонники имелись также в Петрограде, Харьковской и Владимирской епархиях. Особенностью данной группы было проведение радикальной литургической реформы. Помимо того что, как и другие обновленцы, Антонин Грановский в богослужебной жизни перешел на русский язык и новый стиль, он перенес престол из алтаря на середину храма, литургию стал совершать по им составленному и изданному чину, «рецензированному по чинам древних литургий», вводил в состав богослужебных последований стихи современных поэтов.

«Союз церковного возрождения» устраивал в отнятых у Церкви храмах открытые алтари, например, в Заиконоспасском монастыре, храме свв. апп. Петра и Павла на Большой Якиманке.

В храме свв. апп. Петра и Павла «возрожденцами произведены пока следующие переделки в храме: в главном алтаре сняты с петель царские врата и отставлены по сторонам. Для закрытия образовавшейся амбразуры передвинута запрестольная икона и установлена в нише бывших царских врат… (Престол и жертвенник из ближайшей ликвидированной домовой церкви) перенесли целиком на солею перед главным иконостасом… Наконец, было снято ограждение левого клироса и отодвинуто в сторону немного». В дальнейшем разрушение храма продолжилось.

В марте 1923 года участник Всероссийского съезда СОДАЦ.

С 26 октября 1923 Антонин Грановский вновь стал именовать себя епископом, отказавшись от титула «митрополит». Последнее было связано с отказом «Союза» от любых званий, кроме 3 иерархических степеней – епископа, пресвитера и диакона.

30 июня – 4 июля 1924 в Москве прошел «Первый съезд, или собор» «Союза церковного возрождения», оказавшийся также последним. В нем приняло участие 120 чел., то есть практически весь актив. Порвав с другими вождями обновленчества, Антонин Грановский продолжал занимать непримиримо враждебную позицию по отношению к св. Патриарху Тихону, что отразилось в выступлениях Антонина на страницах советской печати в 1923 — 1925, а также в материалах «съезда». В июне 1925 Антонин Грановский обратился в печати к Местоблюстителю Патриаршего Престола сщмч. Петру (Полянскому) с призывом признать советскую власть. В течение 1925 Антонин Грановский выступал с лекциями и публичными диспутами во многих городах России.

Незадолго до смерти поручил своим последователям отдать храм Петра и Павла, в котором служил в Москве, местным баптистам. Руководитель сектантов И. С. Проханов утверждал, что в 1927 — 1928 «часто ездил из Ленинграда в Москву и проповедовал в этом храме, вместо обычных Богослужений, которые раньше были только православными».

события

организатор

  • Религиозно-философские собрания 1901-1903 годов (29 ноября 1901)

участник

  • Религиозно-философские собрания 1901-1903 годов (29 ноября 1901)
  • Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году (1922)
  • Всероссийский съезд «Живой церкви» (6 августа 1922)
  • Всероссийский съезд СОДАЦ (15 марта 1923)
  • Обновленческий собор 1923 года (29 апреля 1923)
  • 1-й Всероссийский съезд Союза церковного возрождения (30 июня 1924)

влияние

Среди соратников Антонина Грановского наиболее известны Лебедев Василий Петрович, «рукоположенный» Антонином в 1923 во епископа, а также обновленческий «протоиерей» и «епископ» Константин Смирнов.

Деятельность Антонина Грановского оказала сильное влияние на модернистов второго поколения: о. Сергия Желудкова и др.

патологическая речь

Человек он своенравный и суровый, доходящий даже в проповеди до грубых выражений, но, по-моему, честный, искренний и прямой:271.

— Владимир Марцинковский

штампы

солидарность Единение церковных общин (Первых веков. — Ред.) скреплялось их солидарностью и магнетизмом таланта и подвига, а не держалось централистической опекой и полицейским злостным охранничеством. открытый Вся христианская древность, вся пламенность, присущая молитвам великих святителей-литургистов, велась в обстановке открытых алтарей. Алтарь — это возвышенное место, недоступное для мирян, но открытое для взоров всех.

цитаты

Благодарение Христу, что Он пресек каноническую преемственность обновленной церкви от Тихона, спас церковь от разъедавшей ее, как ржавчина, архиерейской вражды против революции. Что передал Тихон митр. Агафангелу? Озлобленность и непримиримость по отношению к революции. В том и спасение наше, что мы не почерпнули ни одной ложки отравы из злобной бочки тихоновской контрреволюции, не унаследовали староцерковнического тихоновского демонизма по отношению к революции, но возгрели в собственных тайниках сердца осенившее нас Христово чувство и подошли к революции с благожелательством.

– Какая церковь или религиозная организация по Вашему мнению наиболее близко отражает учение Христа?

– Я знаю одну группу христиан, их называют евангельские христиане (баптисты.- ред.). Они восстанавливают перво-христианство Христа и Апостолов.

воззрения

Анонимное христианство.

сочинения

  • Грановский Антонин, о. Киево-Подольская Успенская соборная церковь (1891)
  • Грановский Антонин, о. Книга пророка Варуха: Репродукция: Восстановление текста книги по первоисточникам (1902)
  • Грановский Антонин, о. Над пролитой кровью (о событиях 9 янв. 1905 г.) // Русский паломник. 1905. № 6. С. 74-75
  • Грановский Антонин, о. Речь к рабочим Путиловского завода // Русский паломник. 1905. № 6. С. 74
  • Грановский Антонин, о. Гнев Божий: Из слова преосв. Антонина еп. Нарвского после панихиды по воинам, павшим при защите Порт-Артура // Русский паломник. 1905. № 3/4. С. 34
  • Грановский Антонин, о. День радования: Из слова, произнесенного при благодарственном молебствии 7 авг. в Александро-Невской лавре // Русский паломник. 1905. № 34. С. 526
  • Грановский Антонин, о. «Я есмь Альфа» // Русский паломник. 1905. № 44. С. 692
  • Грановский Антонин, о. Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий (1923)
  • Грановский Антонин, о. Союз Церковное Возрождение о Тихоне (Единомышленникам и всем ревнителям Правды церковной. Разъяснение тихоновского обращения) // Известия. 1923, 7 июля, № 156. С. 4
  • Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. — М.: ПСТБИ, 1994.
  • Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
  • Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. В 2-х т. — Новосибирск – М.: «Сибирский хронограф», РОССПЭН, 1998.
  • Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2001. — Т. II. — С. 646-652.
  • Проханов И. С. В котле России, 1869-1933. — М.: Протестант, 1993.
  • Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
  • Тихон Патриарх св. Послание о каноническом осуждении главных деятелей обновленчества // Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. — М.: ПСТБИ, 1994. — С. 315-316.

Сноски

  1. Карташев А. В. Русская Церковь в 1905 г. — СПб.: тип. М. Меркушева, 1906.
  2. 2,0 2,1 Марцинковский В. Ф. Записки верующего. — Новосибирск: Посох, 2006. — 272 с. — ISBN 5-93958-029-7.
  3. Доброго корене добрый плод // Махаев Сергий сщмч. Подвижницы милосердия. О подвиге русских сестер милосердия. — М.: ПСТГУ, 2007. — С. 33-34.
  4. Антонин Грановский. Отношение СЦВ к другим Религиозным объединениям православного культа старой тихоновской организации и квазиобновленческой — синодальной.
  5. 1924

КОРИН Павел Дмитриевич — Галерея произведений (70 изображений).

Открыть доступ

(1892 – 1967)

Павел Дмитриевич Корин был художником не только по призванию, но и по самому месту своего рождения — один из самых крупных, сложных и трагических по сути своего творчества мастеров отечественного искусства 20 века появился на свет 25 июня (7 июля) 1892 года в знаменитом Палехе, в семье потомственных иконописцев.

Сложившись поначалу именно как мастер-иконописец, Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности. Огромное влияние на формирование творческого стиля и, прежде всего, мировоззрения молодого художника оказал один из выдающихся мастеров нашего искусства Михаил Васильевич Нестеров. В общении с ним, в совместной работе, беседах Павел Корин обрел свои темы, монументальность и страстность своего художественного метода.

Влияние Михаила Нестерова, понимавшего искусство как духовный подвиг, преклонение перед творчеством Александра Иванова, служили источниками подвижничества художника на протяжении всей его жизни. 12 лет Павел Дмитриевич работал над эпопеей «Реквием. Русь уходящая» — исполинской по форме и внутреннему духу серией эскизов к, увы, неосуществленной картине, в окончательной версии ставшей свидетельством торжества духа и веры в дни бедствий и разрушения умов.

Среди наиболее известных работ Павла Корина — триптихи «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сполохи», великолепные портреты и пейзажи, грандиозные мозаичные панно для Московского Метрополитена.

1. Корин Павел «Реквием. Русь уходящая. Эскиз» 1935-1959 Бумага, темпера 64х107 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи2. Корин Павел «Митрополит Трифон» 1929 Холст, масло 130х68 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи3. Корин Павел «Схимница мать Серафима из Ивпновского монастыря в Москве» 1930 Холст, масло 145х85 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи4. Корин Павел «Отец Сергий Успенский-Старший» 1929 Холст, масло 142х75 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи5. Корин Павел «Отец Иван, священник из Палеха» 1931 Холст, масло 142х89 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи6. Корин Павел «Отец Алексий из Палеха» 1931 Холст, масло 192х92 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи7. Корин Павел «Отец и сын (С.М. и Ст.С.Чураковы)» 1931 Холст, масло 204х142 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи8. Корин Павел «Схимница из Вознесенского Кремлевского монастыря в Москве» 1933 Холст, масло 178х95 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 9. Корин Павел «Молодой иеромонах, отец Федор» 1932 Холст, масло 200х72 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 10. Корин Павел «Молодая монахиня» 1935 Холст, масло 203х100 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 11. Корин Павел «Трое» 1933-1935 Холст, масло 190х110 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 12. Корин Павел «»Нищий» 1933 Холст, масло 130х115 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 13. Корин Павел «Портрет М.К.Холмогорова» 1929 Холст, масло 71,1х67,2 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 14. Корин Павел «Схиигумен Митрофан и иеромонах Гермоген» 1933 Холст, масло 215х136 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 15. Корин Павел «Схиигуменья мать Фамарь» 1935 Холст, масло 145х75 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 16. Корин Павел «Протодиакон М.К.Холмогоров» 1933 Холст, масло 217х196 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 17. Корин Павел «Архимандрит отец Никита» 1936 Холст, масло 270х110 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 18. Корин Павел «Иеромонах Пимен и епископ Антоний» 1935 Холст, масло 244х137 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 19. Корин Павел «Митрополит Сергий» 1937 Холст, масло 244х137 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи 20. Корин Павел «Моя Родина» 1928 Бумага на картоне, масло, темпера 45х150 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи Страницы: 1 2 3 4

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *