Корабль Дмитрий донской

У берегов Южной Кореи нашли крейсер «Дмитрий Донской» времён Русско-японской войны

Активные темы

  • Чуток картинок не про вирус 17. Коты и кошки. И их рабы (96)

    Maristo Зверье 07:01

  • Власти подготовили план восстановления экономики из трех этапов (41)

    smashSR Инкубатор 07:01

  • Котельная на балконе! как вам? (138)

    Тиховлесу Инкубатор 07:01

  • Выйти на пенсию на 3 года раньше. Про трудовой стаж — ни слова: … (0)

    Ubix Инкубатор 07:01

  • Случай в автобусе (15)

    яниаткуда Инкубатор 07:01

  • Грядки головного мозга (16)

    legalas64 Инкубатор 07:01

  • Одинаковый номер (117)

    Zero17 Авто/Мото 07:00

  • Беременная девушка пострадала в ДТП с летающим такси (6)

    svetplanet77 Инкубатор 07:00

  • Можно ли получить штраф за штраф? Можно! (67)

    Психбольница Картинки 07:00

  • Я женщинам не доверяю они коварны и хитры (62)

    Dron66 Инкубатор 07:00

  • Конкурс короткого креатива №22 «Кот в Мешке» (743)

    Паласатое Креативы 07:00

  • Какие опасности таит велозамок при покатушках под ЛЭП (254)

    СлаваСибирь Тексты 07:00

  • Юрист: идиотскую атаку на «Бессмертный полк» устроили сторонники… (322)

    totktonada57 Инкубатор 06:59

  • Как в Германии двигатели фур ремонтируют (136)

    MakS321 Авто/Мото 06:59

  • Зеленский сделает два больших исламских праздника государственны… (99)

    PaParus Инкубатор 06:59

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»

«Дмитрий Донской»
Крейсер I ранга «Дмитрий Донской»
Основная информация
Тип Броненосный крейсер
Государство флага
Параметры
Технические данные
Вооружение

Дмитрий Донской — первый российский океанский броненосный крейсер (полуброненосный фрегат), головной в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах»). Спущен на воду 18 августа 1883 года, в строй вошёл осенью 1885 года.

  • 1 Замысел и проект
  • 2 Постройка и изменения в проекте
  • 3 Служба
  • 4 Цусимское сражение
  • 5 Список офицеров крейсера, взятых в плен после Цусимского сражения
  • 7 Источники

Замысел и проект

Родоначальником идеи российского океанского крейсера был вице-адмирал Андрей Александрович Попов, которому довелось командовать отрядом винтовых корветов и клиперов. Опыт, накопленный при создании первых в мире броненосных крейсеров с металлическим корпусом типа «Генерал-Адмирал», и переделке в крейсер несостоявшегося броненосца «Минин», он воплотил в двух вариантах проекта нового крейсера, запросив одновременно оценку крейсерских качеств «Минина» у адмирала Аврамия Богдановича Асланбегова, начальника отряда крейсеров. В ответ Асланбегов собрал предложения и замечания девяти главных специалистов крейсера: командира капитана 1-го ранга Назимова, старшего офицера капитан-лейтенанта Юрьева, старшего инженер-механика капитана Пестинского, старшего артиллерийского офицера поручика Павловского, старшего штурманского офицера поручика Кошелева, трюмного механика подпоручика Якобсона, минного прапорщика Черепанова, корабельного инженера прапорщика Александрова, старшего судового врача коллежского асессора Држиевича. Суть основных предложений можно суммировать следующим образом:

  • крейсер должен быть фрегатом, а не корветом, то есть иметь закрытую батарею;
  • артиллерия должна быть большего калибра и в меньшем количестве;
  • размеры необходимо увеличить:
    • в длину с 87,8 до 91,5 м;
    • в ширину с 14,9 до 17,1 м.
  • скорость следует довести до 16-17 узлов;
  • мощность машины следует довести с 900 до 1000 номинальных л.с.;
  • запас угля следует повысить до 1200 т;
  • следует отказаться от двойных марса-рей;
  • следует уменьшить число торпедных аппаратов до четырех.

Однако записка Асланбегова, по сути, осталась без последствий. Пользуясь своим высоким положением, адмирал Попов, минуя председателя Морского технического комитета, добился одобрения своих проектов генерал-адмиралом и 30 января 1880 г. представил их на рассмотрение МТК.

Проекты предусматривали установку вертикальных паровых машин двойного расширения мощностью по 3500 л.с., действовавших на одну линию вала, что при движении экономической скоростью с половинным числом котлов позволяло отключать одну машину и существенно экономить топливо. Расчетной мощности хватало для достижения скорости 15-16 узлов. Расчеты автономности показывали, что при запасе угля в 1050 т крейсер может идти 7-8 суток полным ходом и до 30 суток экономическим (9 узлов). Для увеличения автономности крейсер должен был сохранить парусную оснастку фрегата и подъемные гребные винты.

Попов считал необходимым ограничиться неполным (не доходящим до носовой и кормовой оконечностей) броневым поясом, замкнутым в носу и корме броневыми траверзами. В отношении вооружения крейсера Попов предлагал поступить прямо вопреки им же предложенному принципу «меньше, но более тяжелых орудий».

Избрав более легкий проект, составленный по образцу «Минина», МТК (журналом № 22 от 15 февраля 1880 г.), а за ним и управляющий Морским министерством одобрили его для постройки.

Постройка и изменения в проекте

10 марта 1880 года строителем полуброненосного фрегата на верфи Нового Адмиралтейства назначен подполковник Н. Л. Самойлов, в помощь которому был назначен штабс-капитан Потапов. 31 мая приступили к подготовительным работам и заказу материалов.

6 марта МТК потребовал изготовлять броневой шельф, обшивку под броню, машинные и котельные фундаменты из стали, а не железа. 10 сентября с получением первой партии стали с Невского завода, началась стапельная сборка корпуса.

К сентябрю работа застопорилась, поскольку заводы не справлялись с графиком поставки стали и железа, и пришлось заказывать стальной профиль в Англии.

В ноябре МТК предложил, ориентируясь на английские крейсеры Phaeton, Leander и Arethusa, вооружить строящийся фрегат паровым катером с минным аппаратом для стрельбы самодвижущимися минами Уайтхеда.

В декабре «заведующий минной частью на флоте» контр-адмирал Константин Павлович Пилкин передал указание генерал-адмирала установить в жилой палубе фрегата 3-4 неподвижных минных аппарата (впервые в истории российского флота), доработав проект с минными специалистами Кронштадтского порта.

С 18 декабря 1880 г. строителем фрегата стал штабс-капитан корпуса корабельных инженеров Николай Евлампиевич Кутейников.

В январе 1881 года новый управляющий Морским министерством контр-адмирал Алексей Алексеевич Пещуров предложил установить на фрегате облегченные 229-мм орудия. Это изменение привело бы к перегрузке корабля, что уменьшило бы запас топлива, либо потребовало бы сокращения числа 152-мм пушек до восьми. Однако новая 203-мм пушка, проходившая испытания на Обуховском заводе, имела такую же пробивную силу, поэтому предложение Пещурова было отвергнуто.

28 марта кораблю было присвоено имя «Дмитрий Донской».

В конце марта по инициативе главного инженер-механика флота генерал-лейтенанта Соколова решили ликвидировать подъемную конструкцию винта и сделать винт стационарным четырехлопастным. Впоследствии это решение привело к тому, что тормозящий эффект неподъемного винта лишал фрегат возможности эффективно двигаться под парусом. 7 апреля решили изменить состав артиллерии фрегата — два 203/30-мм орудия и четырнадцать 152/28-мм.

9 мая состоялась церемония официальной закладки «Дмитрия Донского» — в присутствии генерал-адмирала Константина Николаевича на 43-м шпангоуте у киля была помещена серебряная закладная доска.

В августе приняли решение целиком заменить железную броню на сталежелезную, что привело к срочному изменению заказа и конструкции корабля — предполагавшуюся обшивку брони деревом и медью отменили. Для защиты брони от коррозии между плитами и медной обшивкой корпуса установили цинковую полосу. Для крепления вант пришлось изобретать добавочные переборки позади броневого борта. Броневые плиты длиной 4,6 м и высотой 2,2 м с трапециевидным сечением (127 мм внизу и 152 мм вверху) заказали английской фирме Каммель.

Очередной новый управляющий Морским министерством вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков, осматривая работы на «Донском», предложил превратить 14-дюймовую батарею в полностью закрытую, а оба 8-дюймовых орудия поднять на образовавшуюся верхнюю палубу. В марте 1882 года это изменение в проекте было санкционировано.

«Донскому» неожиданно подошел по размерам паровой рулевой привод системы Фарко, заказанный для «Генерал-Адмирала», но не поместившийся в его копусе. Однако штурвал, по традиции парусного флота разметили на корме, тогда как машинный телеграф находился на переднем мостике. Никакие ходатайства об установке на переднем мостике второго штурвала действия не возымели — был установлен лишь второй телеграф на полуюте.

Чтобы создать винту условия работы в свободной воде, пришлось изобретать особый румпель «параллелограммного движения». Успешно решили сложнейшую технологическую задачу склепывания медного форштевня с концевым листом коробчатого горизонтального киля.

18 августа 1883 года крейсер «Дмитрий Донской» был спущен на воду. Достроечные работы в Кронштадте осложнялись бюрократическими пререканиями между двумя казенными портами и затянулись на два года.

В мае 1885 г. на корабле начались приемки и испытания технических средств, артиллерии и минного оружия. Также готовились к визиту императора и к заграничному плаванию. В итоге до августа «Донской» смог выйти в море только три раза. Крейсер показал среднюю мощность машин 5972 л.с. и среднюю скорость 16,16 узлов.

Служба

Осенью 1885 года корабль был отправлен в Средиземное море, где в течение двух лет возглавлял особый отряд Средиземного моря.

В 1887 году вошел в состав Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А. А. Корнилова.

В мае 1889 года года вернулся в Кронштадт. По возвращении тяжелый деревянный рангоут был заменен легкими стальными мачтами. Главной проблемой было усиленное обрастание корпуса, которое захватывало не только на сталь но и медную обшивку. В качестве временной меры в японском доке поверхность брони была покрыта лаком, а по возвращении в Кронштадт было решено распространить конструкцию защиты подводной части корпуса и на броневой пояс.

21 сентября 1891 года переоснащенный крейсер вышел в Средиземное море, где возглавил отряд из фрегата «Минин», клипера «Забияка» и черноморской канонерской лодки «Уралец». В марте 1892 г. отряд расформировали, а «Дмитрий Донской» прошел Мраморным морем в Константинополь и далее в Черное море. Поступив в распоряжение великого князя Георгия Александровича, «Донской» доставил его в Пирей и продолжил плавание на Дальний Восток.

С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. В августе, подняв флаг младшего флагмана, «Донской» принимал визиты иностранных кораблей.

В феврале 1893 года крейсер вышел в Порт-Саид, где его командира капитана 1-го ранга Гессена должен был сменить капитан 1-го ранга Николай Александрович Зеленой. Крейсеру предстояло возглавить русский отряд (под флагом старшего флагмана 1-й флотской дивизии вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова), шедший по приглашению правительства США на торжества по случаю 400-летия открытия Америки. В этом плавании в команде крейсера состояли великий князь Александр Михайлович (вахтенный начальник) и великий герцог Мекленбург-Шверинский.

16 марта «Донской» отправился в плавание. Из-за неудачной картины ветров и тщетных попыток идти под парусом крейсер опоздал к месту сбора международной эскадры и пришел прямо в Нью-Йорк, где принял салют пришедших вовремя 34 кораблей. «Донской» занял флагманское место в отряде из крейсеров «Генерал-Адмирал» и «Рында», превратившись в объект паломничества американцев.

В сентябре крейсер прибыл на родину. Изношенные машины и котлы требовали капитального ремонта. В 1894 г. эти работы были закончены. В 1895 г. на крейсере сменили артиллерию ГК, заменив ее на патронные орудия системы Канэ(шесть 152-мм и десять 120-мм пушек).

29 октября 1895 года, пройдя приемные испытания, «Дмитрий Донской» и новейший крейсер «Рюрик» вышли в Средиземное море, где намечался конфликт из-за черноморских проливов.

14 февраля 1896 года крейсера были отправлены на Дальний Восток, и 9 апреля прибыли в Нагасаки. Этот этап тихоокеанской службы затянулся для «Донского» на шесть лет. 7 октября 1897 года он первым вошел в новый владивостокский сухой док, а в марте 1898 года побывал в только что «арендованном» у Китая Порт-Артуре. В 1900 году крейсер участвовал в больших маневрах флота и армии под Порт-Артуром, перешедших в реальные боевые действия, связанные с «восстанием боксеров».

12 декабря 1901 года «Донской» (под командованием капитана 1-го ранга М. И. Ваедер-Шкруфа) в составе броненосного отряда под флагом контр-адмирала Г. П. Чухнина вернулся из Порт-Артура в Кронштадт, где был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры: шесть из десяти его 120-мм пушек заменили на 75-мм орудия. В 1903 году крейсеры «Донской» и «Алмаз» должны были конвоировать на Дальний Восток отряд миноносцев, но сборы затянулись, и крейсер вошел в состав отдельною отряда под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. К началу войны отряд успел преодолеть только Красное море, получив приказ вернуться. Командир «Донского» капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский без приказа приступил к перехвату военных грузов, шедшх в Японию, но получил из Главного морского штаба категорическое предписание освободить задержанные суда.

Цусимское сражение

Офицеры крейсера во время Цусимского похода

В 1904 году «Дмитрий Донской» (под командованием капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Лебедева) вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом вице-адмирала З. П. Рожественского и, проделав с эскадрой весь путь вокруг мыса Доброй Надежды, 14 мая 1905 года вступил в дневной бой в Корейском проливе в составе колонны крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста.

В один из моментов боя «Донской» и «Мономах» прикрыли своими корпусами лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. Отвечая, старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и починившаяся «Аврора», развив полную скорость, вышли из боя. Тихоходный «Донской» остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом, погасив огни, пошел во Владивосток.

Из всех кораблей 1-го ранга, входивших в эскадру, «Донской» сумел ближе всех подойти к цели плавания — Владивостоку. У о. Дажелет в Японском море он остановился, чтобы снять команду с тонущего миноносца «Буйный». Тем временем на горизонте появились 6 японских быстроходных крейсеров («Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима», «Отава» и «Ниитака») и 4 миноносца, которые взяли одинокий корабль в клещи. Отказавшись сдаться и отстреливаясь на оба борта, «Донской» сумел подбить два вражеских крейсера («Нанива» и «Отава»), но и сам получил такие повреждения, что продолжать путь не мог — насосы не справлялись с поступающей через пробоины водой. За ночь на остров перевезли экипаж и смертельно раненого командира (через несколько дней он скончался в плену), и к утру крейсер затонул, не спустив флага.

Список офицеров крейсера, взятых в плен после Цусимского сражения

  1. Скворцов, мичман
  2. Кольцов, мичман
  3. Михалевский, мичман
  4. Разумовский, мичман
  5. Мамонтов, мичман
  6. Августовский, мичман
  7. Вилькен 3-й, мичман
  8. Кнюпфер, мичман
  9. Сенявский 2-й, мичман
  10. Затурский, мичман
  11. Гернет, мичман
  12. Шутов, лейтенант
  13. Добрев, лейтенант
  14. Старк 1-й, лейтенант
  15. Мордовин, капитан 2-го ранга
  16. Блохин, капитан 2-го ранга, старший офицер
  17. Лебедев, капитан 1-го ранга, командир

Ссылки

  • КРЕЙСЕР I РАНГА «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ» (историческая справка)
  • М. Горымов Последний бой русско-японской войны
  • В Японском море найдены тонны русского золота
  • Фото
  • Фото

Страница. истории. Броненосный крейсер «Дмитрий Донской» — последний герой Цусимы…


«Дмитрий Донской» — российский океанский броненосный крейсер (полуброненосный фрегат), головной в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах»). Спущен на воду 18 августа 1883 года, в строй вошёл осенью 1885 года. В течение двадцати лет после сдачи, крейсер исправно служил России в самых разных частях света. Трижды (в 1885-1887 гг., в 1891-1892 гг. и в 1895 г.) в составе отрядов кораблей в Средиземном море по мере своих сил способствовал он наиболее благополучному разрешению конфликтных ситуаций, связанных сначала с определением афганской границы, а затем — с действиями англичан в районе Дарданелл. С 1887 по 1889 гг., в 1892 г. и с 1896 по 1901 гг. «Дмитрий Донской» находился на вахте у дальневосточных рубежей страны. За это время корабль посетил практически все значимые порты той части света, исследовал еще плохо изученное побережье русского Приморья и даже принял участие в подавлении «восстания боксеров» на территории Китая. Помимо того, в 1893 году крейсер посетил Нью-Йорк, где вместе с кораблями «Генерал-Адмирал» и «Рында» прошел в строю морского парада, посвященном 400-летию открытия Америки Колумбом. В перерывах между плаваниями «Донской» проходил модернизации и ремонты. Так, например, в 1889 году МТК согласовал демонтаж его трех тяжеловесных мачты с последующей заменой на более легкие конструкции, не предполагающие использование парусного вооружения. Благодаря этому, крейсер удалось разгрузить более чем на 100 тонн.
В
Крейсер «Дмитрий Донской» во Владивостокском доке
1894-1895 гг. корабль прошел капитальный ремонт, в ходе которого была заменена его устаревшая главная артиллерия: вместо двух восьмидюймовых и четырнадцати шестидюймовых орудий были установлены шесть шестидюймовых и десять 120-мм пушек Канэ. Тогда же была произведена замена котлов «Донского» и переборка его машин. После возвращения с Дальнего Востока в 1902 году крейсер был фактически выведен из боевого состава флота и переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, для чего, в частности, часть 120-мм пушек на нем заменили на 75-мм. Год спустя «Дмитрий Донской» был включен в состав отряда адмирала Вирениуса, направленный для пополнения Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре. Из-за частых поломок следовавших с отрядом миноносцев продвижение его было весьма неторопливым. Поэтому к началу Русско-Японской войны в январе 1904 года, отряду удалось добраться только до Красного моря, откуда он и был отозван обратно в Кронштадт. Впрочем, на Балтике крейсер задержался ненадолго и уже в октябре оставил ее вместе с остальными кораблями эскадры вице-адмирала З.П.Рожественского. В самой середине русско-японской войны крейсер направили на подкрепление, поддержать российских моряков, которые сражались на Дальнем Востоке.

В 1904 году «Дмитрий Донской» (под командованием капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Лебедева) вошёл в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом вице-адмирала З. П. Рожественскогои, проделав с эскадрой весь путь вокруг мыса Доброй Надежды, 14 мая 1905 года вступил в дневной бой в Корейском проливе в составе колонны крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста.Согласно донесению контр-адмирала О.А.Энквиста, младшего флагмана — командующего крейсерами, сигналом командующего эскадрой «утром 14-ого… «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» получили приказание в бою охранять транспорты, первый слева, а второй справа». Таким образом, Зиновий Петрович Рожественский сильно ограничил возможности по маневрированию своих крейсеров, связав их с тихоходными транспортными судами.
Почти в самом начале боя на «Донском» вышла из строя рулевая машина, в связи с чем править пришлось на ручном штурвале, расположенном на заднем мостике корабля. Управление же машиной продолжало осуществляться с переднего мостика. Данное обстоятельство дополнительно усложняло условия маневрирования, и так затрудненные близостью к ним транспортных судов, которые, не считаясь с риском столкновения, в стремлении уйти из-под огня противника неоднократно нестройной кучей прорезали линию защищающих их крейсеров.Японская эскадра во всем превосходила российские устаревшие корабли. В Цусимском проливе они попросту были обречены. Дольше всех в Цусимском сражении сопротивлялся «Дмитрий Донской» (капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев). Этот старый броненосный крейсер, 1885 года постройки, в дневном бою 14 мая вел активную перестрелку с японскими крейсерами. В один из моментов боя «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» прикрыли собой лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. Отвечая, старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и вернувшая управление «Аврора», развив полную скорость, вышли из боя. Тихоходный «Дмитрий Донской» остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом, погасив огни, пошёл во Владивосток. Из всех кораблей 1-го ранга, входивших в эскадру, «Дмитрий Донской» сумел ближе всех подойти к цели плавания — Владивостоку. Ночью с 14 на 15 мая он шел на север вместе с миноносцами «Бедовый» и «Грозный». Утром, у острова Дажелет в Японском море группу нагнал миноносец «Буйный», на котором находился раненый адмирал Рожественский и его штаб. Машины «Буйного» были в очень плохом состоянии, а сам он был перегружен спасенными с броненосца «Ослябя» людьми. Адмирал Рожественский со своим штабом перешли на «Бедовый» и, забрав с собой миноносец «Грозный», ушли по направлению к Владивостоку, оставив миноносец «Буйный» в очень тяжелом положении. Было решено пересадить всех людей с «Буйного» на крейсер, а миноносец затопить. Перегрузка длилась около 5 часов, после чего «Дмитрий Донской» сделал девять выстрелов по обречённому миноносцу.
Однако время было потеряно, и в 4 часа дня на горизонте появились 6 японских быстроходных крейсеров («Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима», «Отова», «Ниитака») и 4 миноносца, которые взяли одинокий корабль в клещи. На офицерском совете крейсера один человек высказался за сдачу, остальные молчали, тогда командир корабля капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев
Капитан первого ранга Н.И.Лебедев
распустил совет и принял бой, решив сражаться до последнего, а затем разбить крейсер о скалы. На сигнал «Ваш флагман Небогатов уже сдался» с крейсера ответили огнём. Ведя бой на два борта «Дмитрий Донской» сражался до наступления темноты с чрезвычайным упорством, нанес повреждения нескольким японским крейсерам. Примерно через час после начала боя японцам удалось попасть в передний мостик крейсера, в результате чего погибли старший артиллерийский офицер П.Н.Дурново, младший штурманский офицер Н.М.Гирс и несколько нижних чинов. Также был смертельно ранен командир Н.И.Лебедев.
Увидев старшего офицера, он успел сказать:
— Принимайте командование, Константин Платонович. Крейсер не сдавать!
Командование крейсером принял старший офицер К.П.Блохин.
Желая во что бы то ни стало уничтожить упрямый русский корабль, японцы направили против него миноносцы, которым удалось пустить три или четыре торпеды, но ни одна из них не попала в цель. «Донской» же в ходе отражения минных атак был удачлив и, если верить, показаниям наших моряков, а также автору книги “The fleet that had to die” («Флот, который должен был погибнуть»), Ричарду Хоу, даже потопил один или два вражеских миноносца. Около полуночи избитый крейсер подошел к восточной оконечности острова Дажелет.

К тому моменту имевшие значительные течи котлы и сильно поврежденные дымовые трубы не позволяли развить ход больше пяти узлов. Боезапас был практически полностью израсходован. В близкие к ватерлинии пробоины захлестывала вода и потому, несмотря на непрерывную работу водоотливных насосов, не удавалось ликвидировать существенный крен корабля на один борт. Из команды крейсера 70 человек было убито и около 130 – ранено. Приняв во внимание все вышеперечисленное, Константин Платонович Блохин отказался от мысли продолжать плавание до Владивостока. Пораженные стойкостью русского корабля японцы направили на помощь адмиралу Уриу броненосный крейсер «Асама», но последний не успел принять участие в бою. С наступлением темноты артиллерийский бой прекратился.
«Дмитрий Донской» сумел подбить два вражеских крейсера («Нанива» и «Отава»), но и сам получил такие повреждения, что продолжать путь не мог. За ночь на остров перевезли экипаж, команду «Буйного», спасенных с «Осляби» и смертельно раненого командира (через несколько дней он скончался в плену). С рассветом старший офицер корабля К. П. Блохин отвёл крейсер от берега на полторы мили, открыл кингстоны и затопил на глубине не менее двухсот метров. В 9 часов 15 минут утра 16 мая «Дмитрий Донской» затонул, не спустив флага. На этом Цусимское сражение закончилось.
«Пораженный насмерть, напрягая последние силы, старый крейсер дотянул до спасительного, хоть и не своего берега, избавив от гибели тех, кто еще был жив на его борту. Выдержав бой, исчерпав силы, не спустив флага перед врагом и сохранив жизнь своему экипажу, корабль в высшей степени выполнил свое предназначение. Судьба такого корабля по справедливости может быть названа счастливой (Р.М.Мельников, «Крейсер I ранга «Дмитрий Донской»).

15 июля 2018 года в 9:50 по местному времени, южнокорейские поисковики компании Shinil Group нашли «Дмитрия Донского» в Японском море в 1,3 километра от острова Уллындо на глубине 434 метра. Корпус сильно пострадал от снарядов, корма почти разрушена, но борта и палуба хорошо сохранились. Было заявлено о намерении поднять крейсер. Ранее компания Don-A Construction заявляла об обнаружении затонувшего крейсера, однако не смогла поднять его и в 2001 году объявила банкротство. Кроме этого, по историческим слухам крейсер вёз золото для Российского тихоокеанского флота, что могло бы значительно повысить его ценность, хотя многие исследователи сомневаются в наличии золота на борту. Shinil Group называет вес золотого груза около 200 тонн. Российские специалисты скептически отнеслись к этим новостям, шансы невелики, что крейсер действительно мог перевозить такой ценный груз. Но все же, если на «Дмитрии Донском» будут найдены сокровища, они будут распределены среди нескольких стран.
В ближайшем будущем корабль планируют поднять, и это событие сразу определит, чье предположение было верным. Но для России и ее граждан важнее всего – это память о русских моряках и их подвигах, она дороже любого золота…
Имя «Дмитрий Донской» — знаковое для истории отечественного флота. В разные эпохи его носили парусные линейные корабли, винтовой паровой фрегат и недостроенный крейсер проекта 68-бис. Вне всяких сомнений, самую интересную и славную историю службы имеет полуброненосный крейсер «Дмитрий Донской». На сегодняшний день в списках ВМФ также есть корабль, несущий на борту имя великого князя, — тяжелый атомный подводный крейсер проекта 941 «Акула».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *