Кондак рождества

Разъяснение основных песнопений Рождества Христова

Рождество Христово

Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии:

С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!
(Ис. 8, 9—10. 12—14. 17—18; 9, 2. 6).

Частое повторение в этой песни: с нами Бог! свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Еммануила.

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Перевод: Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастырями славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог.

Стихира

Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Прокимен

Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается
(Пс. 109, 3—4).

Денницы — зари.

Стихира

Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится: волсви Владыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Прокимен на литургии

Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний
(Пс. 65, 4).

Торжество этого праздника усугубляется для Русской Православной Церкви воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов (французов) и с ними двадцати языков (народов) в 1812 году. После литургии совершается благодарственное молебствие.

Тропарь Рождества Христова

Рождество Христово — великий праздник, который ждут люди во всем мире. Ведь в мир приходит Спаситель, чтобы принять на себя Крестную смерть за наши грехи. Тот, Кто пришел помочь человечеству избежать вечной гибели. Православные верующие радуются приходу Христа, Его земному рождению. Рождественская служба всегда торжественна, а в храмах много тех, кто пришел в этот день помолиться и благодарить Господа.

Богослужение Православной Церкви состоит из служб суточного круга:

  • утрени,
  • вечерни,
  • повечерия,
  • полунощницы,
  • часов
  • Литургии.

Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяются во всенощное бдение (молитва действительно продолжается всю ночь). На самые главные праздники для христиан — Рождество и Пасху всегда проводится именно всенощное бдение.

Богослужебное последование начинает с молитвы к Святому Духу «Царю Небесный». На Патриаршей службе Предстоятель Церкви совершает каждение престола и алтаря. Это древняя форма богопочитания, существовавшая еще в Ветхом Завете, до Рождества Христова. Духовный смысл каждения описан в Псалтири: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» — пусть молитва моя, подобно кадильному дыму, будет возноситься к небесам, а молитвенное воздеяние рук будет подобно жертве вечерней.

После возгласа следует ектенья и знаменитый гимн «С нами Бог». Это песнопение напоминает нам про пророчество Исайи. Именно этот библейский пророк предсказал рождение Спасителя от Девы за 700 лет до Рождества. Пророчествовал он и о событиях земной жизни Христа, о грядущих страданиях, которые Сын Божий взял на себя ради спасения человечества. Пророчество Исайи сделало пророка «ветхозаветным Евангелистом», именно так его называют в Церкви.

В конце повечерия поются тропарь и кондак Рождества. Тропари и кондаки главных православных праздников писали лучшие гимнографы Цереви. Тропари обычно отличаются лаконичностью. Их специально писали краткими, чтобы все, кто присутствует на службе, могли с легкостью запомнить текст.

Традиции Рождества. Богослужение Рождества Христова

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/Tropar-i-kondak-prazdnika-Rozhdestva-Hristova.mp3

Кондак Рождества Христова

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог!

Кресту Господню, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Воскресению Христову, глас 5
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

В Неделю Антипасхи, глас 7
Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех воскресение: дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго.

В среду Преполовения Пятидесятницы, глас 8
Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, Яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Индикту (церковное новолетие), глас 4
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак, глас тойже:

В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Обновлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4
Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея Господи, утверди сие во век века, и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею, всех Животе и Воскресение.

Кондак, глас 4:

Небо многосветлоеЦерковь показася, вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: сей дом утверди, Господи.

Ин кондак, глас 2:

Обновления духа в сердцахи просвещение внутренним даруй, верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, емуже благоволил еси создатися в Твое Божественное Имя, Едине во святых прославляемый.

Обрезанию Господню, глас 1.
На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.

Кондак, глас 3:

Всех Господь обрезание терпити человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру, радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Явлению на небеКреста Господня в Иерусалиме, глас 8

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия, егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси. сим укрепляя нас и спасай выну в мире молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак, глас 4:

Отверзый небеса заключенная, на небеси пресветлыя лучи, на земли возсия пречистый Крест;Темже сияний Его действа приемше, к незаходимому наставляемся светуи во бранех имамы Его оружие мира непобедимую победу.

Положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, в Москве, глас 4

Днесь притецем, вернии, к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще. вопием Ему : спаси отечество наше, и архиереев, и град, и вся люди, честною Твоею ризою защити и спаси души наша, яко Человеколюбец.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вей Божественныя ризы Твоея честное положение.

Кондак, глас 4
Одеяние нетления, спасительнаго целениявсем человеком, Владыко, даровал есиТвое Божественное сокровище, честную Ризу, яже есть хитон, еюже живоносную и Святую Плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси.Сию желанием приемлюще светло празднуем, страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти, Христе:сохрани в мире отечество наше, и вся люди, по велицей Твоей милости.

Всемилостивому Спасу, глас 8
С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:

Всякия скверны, всемилостивый Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров падся, но стеню от сердца, и вопию к Тебе, Слове, ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2

Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное воображение.

Кондак, глас тойже:

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и Образ неписанный и Богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем Того лобызающе.

Ипостасной Премудрости Божией, Спасителю нашему Иисусу Христу, глас 1
На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси явитися на земли, яко человек, исполняя предвечный о нас Совет Святыя Троицы, Христе Иисусе; сего ради и пострадал еси плотию, да спасеши мир и вознесеши избранныя Твоя, идеже присно, яко Бог, во славе царствуеши. Слава всеблагому Твоему Совету, слава премудрому смотрению Твоему, слава неизреченному снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Величание
Величаем Тя, Единородный Сыне Божий, Иисусе Христе, вся премудростию Твоею в начале сотворшаго и человеческий падший род от вечныя смерти всемилостивно искупившаго.

Иконе Софии, Премудрости Божией, глас 1

Превечная Премудросте, Христе Боже наш! Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, средостение вражды разрушив, освятил еси естество наше и Царствие Твое нам отверзл еси; сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, и рождшую Тя, спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Крещению Руси, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, Землю Российскую Крещением просветивый, людем ея низпослав Духа Святаго, ихже и ко спасению приведый, Человеколюбче, слава Тебе.

Перед началом всякого доброго дела, глас 2

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец.

Кондак, глас 6:

Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея нынеи, благословив, укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи;вся бо, елика хощеши, яко Всесильный Бог, творити можеши.

На освящение воды, глас 6

С небесе поели благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти, и всем сквернам яви ю быти очищение.

На освящение храма, глас 3
Иже на камени веры создавый, церковь Твою, Блаже, к той исправи моления наша, и приими люди в вере вопиющих Тебе: спаси ны Боже наш, спаси ны.

О болящих, глас 4
Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим, и избави от недуг и горьких болезней, и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2:

На одре болезни лежащих и смертною раною уязвленных, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу, и расслабленнаго на одре носимаго, сице и ныне, Милосерде, страждущих посети и исцели:Ты бо Един еси недуги и болезни рода нашего понесый, и вся могий, яко Многомилостив.

О усопших, глас 2
Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша прости, никтоже бо без греха, токмо Ты един, /могий и преставленным дати покой.

Ин. тропарь, глас 8:

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих;на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.

Слава: кондак, глас 8
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

И ныне: Богородичен, глас 8:

Тебе и стену и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.

О ненавидящих и обидящих нас, глас 4
О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякого зла и лукавства к добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим, да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5:

Якоже первомученик Твой Стефан, о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим:ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

О путешествующих, гляс 2
Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, поели сохраняюща, и невредимых к славе Твоей, от всякого зла во всяком благополучии соблюдающа, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2:

Луце и Клеопе в Еммаус спутешествовавый Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши, хотяй.

О умножении любви, глас 4
Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас. Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 5:

Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою разжизаеми, сердцем, мыслию же и душею и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе, и повеления Твоя храняще, славим Тя, всех благ Дателя.

При нападении врагов, глас 4
Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом, хулящим Тя и претящим нам, Христе Боже наш, погуби Крестом Твоим борющия нас, да разумеют, како может православных вера, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 8:

Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю!Яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой, но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Во время бездождия, глас 2
Воздуха благорастворение повелением Твоим содеваяй, Господи, вольный дождь даруй земли, еже приносити людем Твоим плоды изобильны, и насыщати всякое животно Твоим благоволением, молитвами Богородицы и всех святых Твоих.

Кондак, глас 6:

Всех Творца и Зиждителя, и благих Дателя Тя сведуще, Господи, к Тебе припадаем, и прилежно молим:пощади, Милосерде, и прости яко Благ беззакония наша, и настоящаго праведнаго гнева избави рабы Своя, подая, яко Благ, жаждущей земли благоплодныя дожди, яко Един Многомилостив.

Во время безведрия, глас 2
Призри милостивно. Боже, на люди согрешшия, и не презри в покаянии к Тебе припадающих, но яко Благ, помилуй, и вскоре праведнаго Твоего избави прещения, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2:

Не отрини до конца согрешшия люди Твоя, Владыко, ниже отстави милости и щедроты Твоя от нас, но яко бездна сый щедрот, и милосердия пучина, приими мольбы наша, и избави нас от належащия беды и нужды, Един бо еси Благоуветлив.

В прещение труса (об избавлении от землетрясения), глас 2
Призираяй на землю, и творяй ю трястися, избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш, и низпослй нам богатыя милости Твоя, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак, глас 6:

Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя, грех ради наших.Пощади, Господи, люди Твоя, яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко, и град не предаждь в погибель трусом страшным, иного бо разве Тебе Бога не вемы, и воззови поющим: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Благодарственный Спасителю, глас 4
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Прещедрый.

Православное богослужение четко структурировано и состоит из определенной последовательности разного вида молитвословий.

Некоторые из них являются постоянными, другие – изменяемыми. К последним относятся в том числе тропари и кондаки. Это короткие молитвы, раскрывающие богословский смысл праздника. Тропарь выступает основой, а кондак – его дополнением или раскрытием.

Таким образом, если мы хотим понять, что именно Церковь в этот день празднует, то можем ознакомиться с содержанием тропаря и кондака дня памяти события Cвященной истории или святого. Тексты тропарей и кондаков на каждый день можно найти в любом православном онлайн-календаре (например, на сайте days.pravoslavie.ru).

Во время богослужения тропарь и кондак праздника читаются и поются неоднократно. Например, во время вечерни – перед благословением хлебов; на утрени – после пения «Бог Господь и явися нам» (тропарь и кондак), после 3-й и 6-й песен канона (кондак); на часах – после псалмов (тропари) и перед молитвой «Иже на всякое время» (кондак); на Литургии – после Малого входа и пения заповедей блаженства. Во время Рождественской службы поются не «Блаженны», а тропарь Рождества со строками из псалмов (избранные псалмы).

Тропарь Рождества датируют IV в., кондак – VI в., поэтому язык их довольно архаичен и при понятности отдельных слов общий смысл может быть не столь очевиден.

Попробуем разобрать кратко эти тексты.

Тропарь Рождества Христова, глас 4:

Косая дробь в текстах молитв означает смысловые паузы, которые делаются при пении. Глас – это, грубо говоря, мелодия, на которую поется данная молитва. Всего существует восемь гласов.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. Тут все довольно просто: в Рождестве Христовом для всего мира воссиял или открылся свет разума (т. е. знания, понимания, смысла).

В нем бо звездам служащии. Речь идет о волхвах, персидских мудрецах, которые, по преданию, были астрологами и, изучая звезды, увидели на востоке одну особенную – Вифлеемскую. Им было открыто, что она свидетельствует о рождении Царя Иудейского. Волхвы пришли поклониться Ему (звездою учахуся Тебе кланятися и Тебе ведети с высоты Востока – были научены звездой, Кому следует поклоняться).

Солнцу Правды. Данная фраза отсылает нас к Книге пророка Малахии: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Это место всегда однозначно толковалось как пророчество о Мессии. Иисус Христос Сам говорит о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

Также существует мнение, что данная фраза в свое время стала использоваться в том числе и как противопоставление культу Митры – непобедимого солнца. Известно, что с III в. в Римской империи 25 декабря был установлен как день его памяти. Полагают, что с принятием Византией христианства празднование Рождества Христова было приурочено к этой дате, чтобы заменить языческое торжество и наполнить символику Солнца христианским смыслом.

Здесь сто́ит напомнить, что по старому стилю Рождество празднуется 25 декабря, поэтому и в православных источниках обосновывается именно эта дата. Привычное нам 7 января является следствием перехода гражданского летоисчисления на григорианский календарь, тогда как Православная Церковь уже в течение двух тысяч лет неизменно придерживается юлианского.

В православной традиции 25 декабря как дата Рождества Христова выводится из евангельских событий. По одному из древних мнений Христос был убит в тот же день, что и зачат. В год Крестной смерти Спасителя еврейская Пасха пришлась на 25 марта, от которой отсчитали девять месяцев вперед. Этого суждения придерживались в частности св. Ипполит (III в.), свт. Иоанн Златоуст (IV в.) и Блаженный Августин (IV–V вв.). Другой расчет отталкивается от Рождества Иоанна Предтечи. Из Евангелия мы знаем, что разница в возрасте у Спасителя и Его Пророка была ровно шесть месяцев, из чего путем несложных арифметических исчислений опять получается день в районе 25 декабря.

Как бы то ни было, точность даты мало влияет на значимость и реальность праздника, поэтому разница во мнениях носит скорее информативный характер.

Таким образом, в тропаре Рождества Христова посредством переплетения ветхозаветных пророчеств, новозаветных событий и поэтических образов света и небесных светил говорится о том, Кто есть истинный Смысл, Истина и Господь, достойный поклонения.

Кондак Рождества Христова, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит, / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют, / нас бо ради родися // Отроча Младо, Превечный Бог.

В кондаке сжато изложено, что Рожденный от Девы не просто младенец, но воплощенный Бог. К Нему прилагаются Божественные свойства: Он именуется Пресущественным (т. е. существовавшим всегда и прежде всего), Неприступным (т. е. недоступным, недосягаемым) и Превечным (т. е. вечным, бесконечным).

Именно как Богу вся природа приносит Новорожденному поклонение: Ангелы и пастухи славословят, волхвы с дарами спешат за путеводной звездой и даже неодушевленная земля приносит Ему пещеру (вертеп).

Важным акцентом является упоминание, что ребенок (Отроча Младо) рожден для конкретной цели – «нас бо ради». В других молитвословиях праздника данный смысл раскрывается шире. Так, в одной из стихир поется: «да ликовству́ет у́бо вся тварь и да игра́ет, обнови́ти бо ю прии́де Христо́с и спасти́ ду́ши на́ша» (Стихира на стиховне. Рождество Христово). Все творение Божие призывается к ликованию и торжеству. Играть переводится как прыгать, плясать, радоваться, ликовать. Так что радость ожидается от нас довольно бурная, подобающая масштабу повода. Ведь Христос пришел на землю обновить Свое создание и спасти нас от тления и смерти.

Поздравляем всех с Рождеством Христовым и желаем радости о родившемся Господе. Будем и мы ликовать и – в рамках разумного – играть. И «славосло́вяще, возопии́м Eму́: / Сла́ва в Вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, / дарова́ бо прише́ствие Твое́, // Спа́се наш, сла́ва Тебе́» (Стихира Праздника. Рождество Христово).

Христос рождается! Славим Его!

Екатерина Выхованец

Рождество Твое, Христе Боже наш…

Тропарь Рождества

Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Рождественские стихиры

В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?

Русский перевод:

Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *