Кондак что такое


Акафист — (в переводе с греч. — «неседальное пение») — молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Таким образом, акафисты состоят из 25 отдельных песнопений — 13 кондаков и 12 икосов. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием «радуйся»…, а 12 кондаков припевом «аллилуия». Происхождение слова «акафист» указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя.
Кондак — (в переводе с греч. — «домик»)- краткая песнь в похвалу святого или праздника.
Икос — (в переводе с греч. — дом) — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один. По изъяснению Марка Эфесского, икосы ( с греч. «дом») получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.
Канон — соединение многих священных песнопений (ирмосов и тропарей) в один стройный состав (нынешнюю форму приобрёл в VIII веке., благодаря Иоанну Дамаскину, составителю нескольких канонов для воскресной церковной службы). Канон обыкновенно состоит из 9 частей-песен, заключающих в себе каждая по 1 ирмосу и несколько тропарей. Представляя или прозаическую или стихотворную форму, каждый канон по содержанию своему выражает суть празднуемого события и внутреннее его значение. Каноны бывают полные (из 9 песен) и неполные — состоящие из одной, двух, трёх, четырёх песен. В таком случае канон надписывается так: двупесенец, трипесенец, четверопесенец.
Тропарь — краткая песнь, в коей прославляются дела Бога или святых Его. Это слово в обширном смысле означает всякое церковное песнопение, хотя бы оно и имело другое, отличное наименование. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника или святого.
Ирмос — ( от греч. «связываю», «соединяю») — так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самыми оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; посему ирмос полагается в начале всякой песни канона, чтобы по образцу его петь прочие тропари, составляющие песнь. В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона, во всех прочих канонах поются только ирмосы, а тропари вычитываются. Главные мысли и даже выражения ирмосов избраны большею частью из песен ветхозаветных, прославляющих события, которые были прообразами событий нового завета.

Объяснения взяты из «Полного церковно-славянского словаря» и «Полного православного богословского энциклопедического словаря»

Слово истоков

Слово состоит из 7 букв: первая и, вторая с, третья т, четвёртая о, пятая к, шестая о, последняя в,

Слово истоков английскими буквами(транслитом) — istokov

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква о встречается 2 раза. Слова с 2 буквами о

Значения слова истоков. Что такое истоков?

Диалектика: у истоков

Диалектика: у истоков В движении идеи материального первоначала внутренне уже заключена диалектика. Но должно было пройти некоторое время, чтобы она была замечена, выявлена и превращена в самостоятельный объект размышлений.

История философии Запад-Россия-Восток. Кн. 1

Исток

Исто́к — место, где водоток (напр., река или ручей) берёт своё начало. На географической карте исток обычно представляется условной точкой. Истоком обычно является начало ручья, получающего воду из родника, конец ледника, озеро, болото.

ru.wikipedia.org

Исток исто́к место, ниже которого наблюдается постоянное течение воды в реке или ручье. Истоком могут служить выходы подземных вод, ледники. На болотных реках за исток принимается открытый поток с постоянным руслом; для рек, вытекающих из озёр…

Географическая энциклопедия

ИСТОК (русск.) — начало реки — место, где появляется постоянное русло водотока. Исток может быть сток из озера или ручей, вытекающий из родника, из болота или от ледника.

Словарь по физической географии. — М., 1994

Примеры употребления слова истоков

Напомним, Рэй Манзарек вместе с Джимом Моррисоном стояли у истоков группы The Doors.

Оказывается, потому что у истоков его стояли трое мужчин, куривших именно трубки.

Она стояла у истоков возникновения тромболитической терапии инфаркта миокарда.

Последнее важно для понимания истоков, сути произошедшего, характеров людей.

У истоков ее становления стояли медработники, вернувшиеся из действующей армии.

Тропарь

Если вы лишь недавно переступили порог храма, вероятно, вам сложно разобраться в том, что происходит во время церковного богослужения. Мы постараемся раскрыть вам суть праздничной литургии и рассказать о специальных церковных песнях, прославляющих Господа и святых Его. Все церковные богослужения разные, но во многом похожи. Они состоят из определенных частей, важнейшими являются тропарь и кондак. Вы можете отметить, что текст литургии объясняет, что за праздник сегодня отмечает Церковь? В чем его суть и значение для христиан?

Тропарь — это короткая церковная песня, которая, наряду с теософическими гимнами стояла у истоков гимнографии нашей Церкви. Тропари бывают разными: в основном, конечно, они посвящены праздникам и святым, но бывают постные, бывают и «стихиры», которые дублируют тексты псалмов, и кафизмы, которые поют между главными текстами. В самом конце христианской песни поют «ирмос», ирмос поет не только хор, но и все присутствующие в храме, поэтому его легко сразу узнать на литургии. На Литургии христиане встречаются с Самим Господом, восхваляют Его с помощью церковных песен. О необходимости участвовать в церковной жизни и церковном богослужении косвенно говорит сам Христос. И, если насчет Евхаристии у нас есть прямое указание Господа «Сие творите в Мое воспоминание», то собираться вместе и молиться — необходимость «общения святых» (в данном случае, общения между нами, членами Церкви), Иисус просит, говоря «Там где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

Поэтому так важно понимать чуть церковной гимнографии, христианских песен и, может быть, даже выучить тропари и кондаки основных праздников наизусть.

Тропарь Великого Пятка

Тропарь: значение

Тропарь — это торжественный гимн, тихий и радостный, сочиненный православными гимнографами, авторами христианской песни. Обычно тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан.

У каждого праздника есть тропарь и кондак. Если тропарь — это песня, которая говорит о сути праздника, то кондак — это жанр стихотворной проповеди. Тропарь и кондак двунадесятых праздников Церкви полезно знать каждому христианину.

Пример: Тропарь Рождества, глас 4:

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Рождество Твое Христе Боже наш, — это обращение к Господу.

возсия мирови свет разума, — воссияло миру светом разума. Свет разума — это свет духовного познания Бога.

Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! — Здесь речь идет о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу с Востока. Несмотря на то, что они были язычниками прежде, положение звезд на небе и появление Вифлеемской звезды для них стало знаком свыше — пришел Спаситель.

Кстати, именно этот сюжет часто изображается на иконах Рождества Христова, а тропарь иногда называют «словесной иконой». Тропари напоминают верующим, что события, которые описаны в Библии, это — не абстрактные люди и не «предания старины глубокой», а то, что для нас, христиан, всегда звучит мощно и современно.

Тропарь у истоков христианской гимнографии

Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение. Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век. Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.

Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви. Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.

В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.

Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.

Первый тропарь

Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе. Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову. Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих. Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.

Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.

Кому или чему посвящены тропари?

Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.

В переводе с греческого языка тропарь — это «памятник». Песня — своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение», эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.

Существует версия, по которой тропарь — это «мелодия». Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом». В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.

Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь — одна из основных песней праздника.

В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе».

«Настоящими», истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари — заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь» означает стихиры на «Господи воззвах».

Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.

Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропари на каждый день недели

Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.

В 2018 году даты праздников выпадают так:

7 января 2018 года — Рождество Христово
19 января 2018 года — Святое Богоявление. Крещение Господне
15 февраля 2018 года — Сретение Господне
1 апреля 2018 года — Вербное воскресенье
7 апреля 2018 года — Благовещение Пресвятой Богородицы
8 апреля 2018 года — Пасха. Светлое Воскресение Христово
17 мая 2018 года — Вознесение Господне
27 мая 2018 года — Пятидесятница
7 июля 2018 года — Рождество Иоанна Предтечи
19 августа 2018 года — Преображение Господне
28 августа 2018 года — Успение Пресвятой Богородицы
11 сентября 2018 года — Усекновение главы Иоанна Предтечи
21 сентября 2018 года — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября 2018 года — Воздвижение Креста Господня
4 декабря 2018 года — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона». Каждый день недели имеет свой тропарь.

Понедельник — В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.

Вторник — Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.

Среда, Пятница — В среду и пятницу вспоминают Распятие и смерть Христову за наши грехи.

Четверг — четверг — это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.

Исполнять тропарь можно дома.

О тропаре на Правмире:

  • Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
  • Тропарь и кондак Покрова Пресвятой Богородицы
  • Икона Божией Матери «Живоносный источник»: тропарь и молитва
  • Профессор Кономос: Зачем нужны тропари?

Видео о тропаре:

Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть»

Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Словарь православных гимнографических терминов

Гимнография (от греч. hymno — торжественная песнь и graphein — писание) — раздел литургики, изучающий богослужебные песнопения. Основными понятиями православной гимнографии являются формы богослужебных песнопений: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; а также три типа метрических (и мелодических) форм: Самоподобен, Самогласен, Подобен.

«Богословский подход к науке о богослужении, то есть стремление построить литургическое богословие и систематизировать богословские идеи нашего богослужения, обращают внимание, главным образом, на внутреннее содержание богослужебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изучение этой последней представляет для литургиста особый интерес. Это изучение должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания».

***

Аллилуиарий (греч. άλληλουιαριον от аллилуйя») — стихи псалмов, произносимые и воспеваемые на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения «аллилуйя».

«Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности…

Антифо́ны (от греч. άντί и φονέω, звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, букв. «противо-гласник») — древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов, когда они поются попеременно постишно двумя хорами.

Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

2. Антифоны изобразительные или вседневные

3. Степенные антифоны

4. Праздничные антифоны…

Акафист — (греч. akathistos, от греческого а — отрицательная частица и kathizo — сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов («кондак» — краткая хвалебная песнь; «икос» — пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием «радуйся» а кондаки — «Аллилуйя» (на еврейском — «хвалите Бога»). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия. Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия в 626 году.

Акростих (греч. aκρος — крайний, στaχος — стих, слав. краестрочие, краегранесие) — богослужебное песнопение, начальные буквы которого складываются в слова.

«Акростих или «краегранесие», «краестрочие» представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов.

Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.

Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что «краегранесия» заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений».

Глас — мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие — систему восьми гласов.

Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Икос (в переводе с греч. – дом) — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.

Ипакои (от греч. глагола ύπακούω — прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным) — песнопение в виде припева или подпевания, которое слушают стоя, посвященное Воскресению Христову или событиям праздников.

Одно из древнейших церковных песнопений и один из древнейших гимнографических терминов в истории христианства.

«Происходя от глагола υπακούω, прислушиваться, иногда — отвечать, откликаться, это слово (кроме литургического языка употребляется только в Новом Завете в значении «послушание») в качестве литургического термина имеет значение «припев»…

Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма…

Канон (греч. κανών, «правило, мерило, норма») — форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 — 6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в VIII веке. Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета…

Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.

Древние кондаки — многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.

Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков…

Название восходит к частому повторению слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме…

Прокимен (греч. προκείμενος — «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, — а хор вторит ему.

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.

«Прокимен — προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов…

Псалтирь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον — название струнного музыкального инструмента) — книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов.

В Православной Церкви Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении…

Светилен (греч. φωταγωγικόν) — богослужебное песнопение, исполняемое в окончании утрени, после 9-й песни канона.

«Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак.

Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности.

Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света; так, светильны постной утрени все наполнены понятием свет…

Седален (греч. κάφισμα от глагола сидеть) — богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть.

«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся.

Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий…

Стихира (греч. στιχηρά — «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.

«Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:

1. Стихиры на «Господи воззвах»,

2. Литийные стихиры,

3. Стихиры на стиховне,

4. Стихиры на «Хвалитех».

В древности под именем τά στιχηρά то есть βιβλία подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, что отдельные стихи этих песен и были первоначальных обликом стихир».

Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия…

Православное общество «Азбука веры»

Величание

Величание

др.-рус.) – старинная русская форма восхваления кого-либо, возвеличивание его трудов, воспевание его заслуг. Оно выполнялось, как правило, по особым событиям, праздникам и совершалось с соблюдением определенного ритуала. В нем было много сольных и хоровых песен, мифологических образов в сценках и ряжений, посвящений с использованием иносказаний различных форм – олицетворения, метафоры, гиперболы и др. Величание сохранилось до наших дней, но лишь как поздравление ко дню рождения (с выпуском собственной газеты, стихами, песнями и пением «Многая лета…» в адрес именинника). А также в концертах, посвященных круглым гражданским или церковными праздникам. Величанием называется и стих в честь Иисуса Христа, Божией Матери или святого, который поется в церкви во время богослужения. Величанием называют русский свадебный обычай подруг петь хвалебную песнь невесте. За это они получают подарки. Интересно, что величание – это еще и называние старших по возрасту полным именем с отчеством («как звать, величать…»).

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *