Когда праздник обрезание господне?

Почему православные не делают обрезания, хотя об этом говорится в Писании ?

Здравствуйте! «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17, 14). Простите за вопрос, но ведь православные мужеского пола в наши дни не делают обрезания и почему?

Апостол Павел пишет: «Вот ты называешь себя иудеем, и успокаиваешь себя законом и хвалишься Богом… Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. ( Рим. 2: 17, 25-29) И еще: «»Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдение заповедей Божьих» (1Кор. 7:18—19).

Обрезание – это ветхозаветное обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении. В первой Иерусалимской христианской общинее обрезание распространялось на всех без исключения иудеохристиан. И некоторые представители общины хриситан из иудеев настаивали на том, чтобы уверовавшие из язычников проходили обряд обрезания. Именно этому противился Павел, а не самому обрезанию. «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут» (Рим.15:8-12). Но, Павел не отменял обрезание, сам, будучи обрезанным. В Библии нет ни одного текста, где бы мы видели, что заповедь обрезания отменена. Но Павел старался объяснить смысл этой заповеди. Смысл же в том, что это знак принадлежности к еврейскому народу, когда-то избранному Богом для совершения Его плана спасения (Рим.4:7-12). Просто знак, не более того.
Дело в том, что Иудеи того времени были уверены, что они спасены исключительно потому, что обрезаны. Даже если где-то как-то случайно закон оказался нарушенным, то они ведь всё равно имеют печать спасения, печать принадлежности Богу – обрезание. Они просто предназначены для спасения! Однако Павел ставит всё по местам и говорит, что если ты и обрезан, но нарушаешь закон, то ты теряешь всё: и спасение, и принадлежность к избранному Богом народу. Тогда даже язычник (по природе необрезанный, но соблюдающий закон) будет в укор такому еврею. Павел убеждает язычников не надеяться на плоть, как это деляют евреи, не надеяться, что обрезание станет их билетом в Домой, потому что начни они так думать. они сразу станут думать, что спасаются делами плоти своей и постепенно забудут о Христе-Спасителе. «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил.3:2-6).

Вернуться к списку вопросов

Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.

Обрезание Господне. История праздника

Во исполнение и завершение ветхозаветного закона на восьмой день после Своего Рожества Господь наш Исус Христос принял обрезание (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня. На восьмой день своего Божественного Рожества от Девы Марии Он был отнесен родителями на место, где иудеи совершали обрезание, и был обрезан. В этот же день Ему было наречено имя — Исус, которое возвестил архангел Гавриил Деве Марии (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил это законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин. 3, 5 6).

Библиотека Русской веры
Воспоминание Обрезания Господа нашего Исуса Христа. Великие Минеи Четьи

Читать онлайн в оригинале

Почитание праздника Обрезание Господне

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку. Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 1.

И$же на пrт0лэ nгнезрaчнэм в8 вhшнихъ сэдsи, со nц7eмъ безначaльнымъ, и3 б9eственымъ твои1м д¦омъ. бlговоли1въ же роди1тисz пл0тію, t дв7ы неискусомyжныz ї©е. сегw2 рaди њбрёзасz ћко чlкъ nсмоднeвенъ. слaва пребlг0му твоемY совёту, слaва бlгоутр0бію твоемY, слaва є4же къ нaмъ крaйнему сошeствію твоемY є3ди1не чlколю1бче.

Кондак, глас 3.

И$же всsческихъ гDь, њбрёзаніе пріє1млетъ. и3 человёческаz прегрэшeніz, ћко бlгъ потреблsетъ, дає1тъ спасeніе днeсь мjру. рaдуетжесz в8 вhшнихъ, и3 зижди1телевъ с™ль и3 денни1ца, б9eственыи таи1нникъ Хrт0въ васи1лій3.

Библиотека Русской веры
Канон Обрезанию Господню →

Читать онлайн

Обрезание Господне. Иконы

Иконописные изображения Обрезания Господня встречаются довольно редко.

Обрезание Господне. Из праздничного чина. Середина — третья четверть XVII в. Музей им. Андрея Рублева

Среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. На фресках, как правило, изображена Богородица с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и старец, готовящийся совершить обряд. Во время богослужения в праздник Обрезания Господня в центре храма на аналой кладется икона святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день.

Обрезание Господне. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. РимОбрезание Господне. Современная фреска

Религия по сей день играет большую роль в жизни человека. Люди обращаются к богу в случаях, когда не видят выхода из сложившейся ситуации, так как надежда на чудо жива в каждом.

В мире существует множество религий, но самыми основными считаются – иудаизм, мусульманство и христианство. По подобию Иисуса, мусульмане и иудеи проводят обряд обрезания, а вот христиане эту процедуру не выполняют. Почему православные не делают обрезание, как Иисус?

Обрезание – это удаление крайней плоти у мужчины. Данная операция проводится, исходя из различных побуждений, но как правило, ее делают по медицинским показателям или религиозным убеждениям. Тем не менее есть случаи, когда мужчина желает произвести обрезание крайней плоти из эстетических соображений или по желанию своего полового партнера.

Исламская, христианская и мусульманская веры, имеют сходства и различия. Однако это три веры, которые и по сей день непоколебимы. К проведению обряда обрезания каждая из вер относится по-разному:

  • Мусульмане почитают данный обряд, но не обязаны соблюдать его неукоснительно. Обрезание делается детям, причем желание и разрешение их родителей является ключевым в проведении обряда. Если они пожелают удалить крайнюю плоть ребенку, данная процедура будет осуществлена, если же родители будут против, никто не сможет ее провести без их разрешения.
  • Обрезание у иудеев – это обязательная процедура, которая отличает истинного еврея от ложного. Ее делают на 8 день жизни малыша в Синагоге.
  • Христиане. В современном мире они не приемлют проведение обряда обрезания, особенно это касается православных христиан.

Удаление крайней плоти появилось очень давно, еще до того, как на землю пришел Иисус. Циркумцизия использовалась в древнем Египте и Греции, у африканцев и индейцев, причем проделывалась она по самым различным причинам. Одни делали ее в целях придания сексуальным игрищам особого интереса, другие – наоборот, пытались ограничить эректильную функцию, третьи – клеймили таким образом своих рабов и пр.

У христиан

Первые крещеные люди, в обязательном порядке, проходили обряд обрезания. Однако спустя время начались разногласия по этому поводу. Так, например, апостолов Петр озвучил свое мнение о том, что циркумцизия, которая была необходима после крещения, может и не производиться.

Свои слова он объяснил тем, что обрезание и крещение в религии являют собой принятие бога, поэтому нет никакой необходимости производить эти две процедуры одновременно. Если мужчина пожелает, он может пройти обряд циркумцизии, но делать ее обязательной не следует.

Однако его слова были негативно восприняты служителями церкви, особенно, если учесть, что Христос сам прошел эту процедуру на 8 день своей жизни, о чем свидетельствует праздник Обрезания Господня и бесчисленное количество икон и полотен.

Довольно трудно было объяснить казус проведения этой процедуры у Господа и отмену необходимости делать обрезание у христиан, поэтому пришлось предъявить массу доводов. Большинство аргументов было приведено относительно этого, но споры не утихают и по сей день. Многие богословы возмущались, что обрезание было «первой ласточкой» крещения, поэтому первое затрагивает тело, а второе – дух, и данные обряды нельзя воспринимать отдельно.

1442 год стал переломным в христианской истории. Ферраро-Флорентийский собор сформулировал свое мнение по поводу обрезания в Христианстве так: «Человека создали по подобию Господа, а значит любое его искажение является греховным».

Данный указ имел не только идеологический смысл, но и политический подтекст, благодаря которому можно было принимать меры по отношению к служителям церкви не согласных с отменой обрезания. С того времени циркумцизия прекратила свое существование в христианской религии.

В 20 веке медицина стала более развитой, а религиозное давление практически сошло на нет, поэтому проведение циркумцизии возобновили. Однако данная процедура уже носила не религиозный подтекст, а медицинский. Ее проведение считается целесообразным при хирургическом лечении различных патологий, в частности, фимоз, парафимоз и пр.

На сегодняшний день православная церковь «сквозь пальцы» смотрит на циркумцизию, которая может быть проведена как мальчику, так и взрослому мужчине. Однако не стоит недооценивать религию, вполне возможно, все может измениться в корне и данная процедура снова будет запрещена по идеологическим соображениям.

Обрезание: история и христианские смыслы

14 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня. Христиане придают ему особое значение, и видят в этом празднике сразу несколько важных для себя смыслов.

Для начала обратимся к ветхозаветному пониманию самого обрезания как религиозного обряда. По установленному Богом Закону каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3). Этот обряд включал человека в общество Израиля. Потому пройти его должен был и Спаситель, ведь по плоти Он был со Своим народом, происходя по материнской линии из рода царя Давида. При обрезании, как было заведено в то время у народа Израиля, Ему было дано имя — Иисус. Об этом нам сообщает Евангелие от Луки (Лк. 2, 21).

Однако, помимо ветхозаветного значения, в празднике Обрезания скрыто немало важных христианских символов. Апостол Павел в своем Послании к Колоссянам проводит параллель между обрезанием и христианским Таинством Крещения, замечая, что ветхозаветный обряд не отринут, а лишь уступил место новозаветному Таинству. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться»: последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

И, пожалуй, еще один важный момент. Обрезание по своей форме – это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей – эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.

Что касается истории включения праздника Обрезания Господня в церковный календарь, то считается, что это произошло в IV веке. Канон празднику был написан преподобным Стефаном Савваитом. Это событие, в конечном счете, и вошло в Церковь в виде великого праздника.

Подробнее о смысле праздника читайте:

Проповеди на праздник Обрезание Господне

Иллюстрация — фрагмент миниатюры Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *