Когда можно венчаться после свадьбы?

Православные традиции, позабытые в атеистические советские годы, постепенно возвращаются в нашу жизнь и, конечно же, не могут обойти стороной такое важное событие, как заключение брака. Венчание выбирается всё большим количеством пар – кем-то из-за собственной глубокой веры, кем-то – чтобы сделать приятно родителям, или же просто из желания чего-то особенного и сакрального. А иногда таинство решают провести муж и жена, уже долгие годы живущие вместе.

Значение


Венчание символически означает единение Христа в образе жениха и православной церкви в образе невесты. Таинство представляет собой взаимные клятвы в любви и верности. После обмена кольцами и торжественной службы жених и невеста считаются супругами в глазах Бога, между ними образуется нерушимая духовная связь, а новая семья получает благословение на счастливую жизнь и рождение детей. Стоит помнить, что венчание – навсегда, а церемонии развенчания не существует.

Особенность! Конечно же, церковь идёт навстречу слабой человеческой природе, и позволяет повторный брак, но лишь после епитимьи, исповеди, а также не более трёх раз за всю жизнь. Гражданский незарегистрированный брак также считается.

Какое время после свадьбы лучше?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Давать серьёзную клятву стоит лишь тогда, когда почувствуете, что к этому готовы. Вы должны быть уверены, что проживёте с избранником всю жизнь, принимая его минусы и слабости, гордыню и ошибки. Освященный церковью союз – это духовное единение, совместный путь к Богу, требующий внутренней зрелости, мудрости, терпимости.

По канонам венчание допускается как в день регистрации брака, так и через месяц, год, десять лет – в любое время, когда придет осознание готовности к ответственному шагу.

Если вы хотите стать супругами перед государством и перед Богом в один день, стоит хорошенько распланировать время обоих торжеств. Обычно рекомендуют всё же разнести две церемонии по времени, так как молодые и гости могут устать от такого количества впечатлений.

Что касается верхней границы, то её нет. Можно скрепить союз духовными узами хоть через пятьдесят лет брака – и в этом случае это точно будет взвешенным и неизменным решением.

Подготовка

Венчание возможно лишь для новобрачных, уже оформивших свои отношения юридически (исключения возможны, но очень редки). Так что, строго говоря, любая пара будет венчаться после свадьбы, вопрос лишь в том, как долго длилась их семейная жизнь.

Если вы совсем недавно поженились, и невеста невинна, то никаких особых требований нет. В случае, если ваша семья уже какое-то время существовала, есть свои нюансы:

  • По правилам церкви фату может надевать только девственница, жена же, уже познавшая мужа, должна покрывать голову светлым платком (ничто, впрочем, не мешает украсить его кружевом или сделать из полупрозрачной ткани);
  • Если невеста вступает в брак не впервые, то платье стоит выбрать не белоснежное, а любого другого светлого оттенка;
  • Невестам в возрасте рекомендуется выбрать кремовое, пастельное, золотистое платье, даже если брак у неё первый и единственный;
  • Женатым парам нужно помнить о том, что три дня до церемонии стоит поститься – не есть животную пищу, настраиваться на духовное очищение и перерождение, а также избегать интимных отношений;
  • Беременность женщины венчанию не помеха, а вот в критические дни церковь посещать категорически запрещено, так что сверьтесь со своим календарём.

Правила

Любое церковное таинство имеет определенные требования, которые следует соблюдать. Так, наряд невесты обязательно должен быть целомудренным, закрывающим декольте, колени, плечи, руки (минимум до локтей). Брючные костюмы, тёмные или яркие цвета недопустимы.

Воздержитесь от крупных вычурных украшений и яркой косметики, особенное внимание уделите отсутствию помады, ведь вам предстоит целовать крест.

Таинство не проводится в дни постов или даты крупных церковных праздников. Венчание невозможно во вторник, четверг или субботу, ведь тогда первая брачная ночь выпадает на постный день.

Важно! Если в паспорте у вас написано имя, отличающееся от полученного при крещении, предупредите об этом батюшку заблаговременно. Во время таинства нужно будет использовать именно второе, данное перед Богом имя.

Оба новобрачных должны быть крещёнными православными (с оговорками допускаются христиане других направлений), не являющиеся друг другу кровными или духовными родственниками, а также не связанными другими брачными клятвами.

В случае повторного венчания необходимо получить разрешение от архиерея на расторжение предыдущего брака, а также на вступление в новый. Кроме того, если прошлый брак был расторгнут по вине новобрачного, то следует покаяться и выполнить возложенную епитимью.

Минимальный возраст невесты — 16 лет, жениха — 18. Максимальный возраст ограничен 60 годами для женщины и 70 для мужчины, однако это правило соблюдается не слишком строго. Для пары, прожившей долгую жизнь в светском браке, скорее всего, сделают исключение и обвенчают, даже если один или оба супруга находятся уже в преклонном возрасте.

Атрибуты

  • Венчальные кольца. Они должны быть максимально простыми, без сложного декора или крупных камней. Если соблюдать все правила, то невесте стоит выбрать серебряное, а жениху – золотое;
  • Иконы: Спасителя для жениха, Богоматери для невесты, лучше всего – доставшиеся в дар от родителей;
  • Белый или розовый рушник, достаточно большой, чтобы на нём уместились стоящие новобрачные;
  • Нательные кресты – должны быть как у вступающих в брак, так и у всех гостей таинства;
  • Венчальные свечи, которые можно приобрести в церковной лавке, и белые платки, которыми вы будете их держать;
  • Красное вино (кагор);
  • Свежеиспеченный хлеб – приносится в дар церкви.

Обряд

Само таинство занимает около часа и начинается с обручения. Батюшка заводит молодых в церковь, показывая тем, что перед Богом они теперь единое целое. Зажигаются венчальные свечи, вступающим в брак читают молитвы и проводят каждение. В конце священник надевает кольца, освященные на престоле, а муж с женой обмениваются ими трижды, подтверждая своё намерение быть вместе всегда.

Важно! В день венчания паре необходимо прийти к началу службы, при этом с 12 ночи запрещается есть, пить алкоголь и курить.

Затем начинается непосредственно таинство венчания. Главная его часть – выражение согласия взять друг друга в супруги перед миром и Богом. Возносятся молитвы о благословении брака, семейном счастье, духовной чистоте и будущих детях. Новобрачных крестят венцом, при этом жена прикладывается к иконе Богородицы, а муж – к лику Спасителя.

Далее батюшка произносит торжественное «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!», после чего подаёт молодым чашу с красным вином – символом радости. Сначала кагор должен пригубить муж, а следом за ним – жена. Пара трижды обводится вокруг аналоя, после чего и они считаются супругами в глазах церкви.

Полезное видео

Венчание – очень красивое и серьезное таинство. Кто-то венчается через день после свадьбы, кто-то, прожив с супругом много лет. Об этом в видео:

Венчанный брак – самая искренняя и всеобъемлющая клятва в верности, которую могут дать друг другу любящие люди. Таинство связывает две души на всю жизнь неразрывными духовными узами. Именно поэтому венчание уже поживших в браке людей, знающих друг друга и уверенных в своей любви, принимается и благословляется церковью даже более благосклонно, чем обряд для молодой невинной пары.

Таинство брака (Венчание)

Одно из семи церковных Таинств, служащее для благословения новосозданной семьи. Раньше, когда церковь была соединена с государством, это заменяло гражданскую регистрацию брака. В некоторых странах, например, в Греции, так и происходит до сих пор.

Немного истории

Брачная церемония существовала с давних пор. В разных странах обычай заключать брак были разный. До Христа в Греции при заключении брака на голову жениха и невесты надевали венки из растений.

В Евангелии сказано, как Христос пришел в Канне на брачную церемонию. Там Он претворил воду в вино. Своим присутствием Христос освятил этот брак. Это значит, что супружеские отношения не могут являться грехом, как считают еретики.

В первые века христианства еще не был создан чин венчания. Обычай заключать брак оставался прежним. И только в пятом веке Таинство стало похожим на современное. Обручение существовало с давних пор, оно до сих пор сохранилось в иудаизме. Но в шестом веке венчание еще не воспринималось, как церковное Таинство, а просто как праздничная трапеза.

На Руси браки заключались только в церкви, с приходом Советской власти церковь отделилась от государства, и браки стали регистрироваться в ЗАГСе. Сейчас молодые люди могут зарегистрировать свой брак в ЗАГСе, а потом, если есть желание, можно повенчаться в храме.

Для чего нужно венчание

В жизни христианина благословение Божие имеет большое значение. Мы молимся утром, перед сном, в воскресенье посвящаем день Богу, посещая храм. Мы берем благословение священника на всякое доброе дело. Смерть христианина тоже сопряжена с молитвой. Тем более верующие люди хотят получить благословение Бога на такое важное событие, как вступление в брак. Ведь православные отличаются целомудрием, и хотят иметь всего лишь одного спутника на всю жизнь.

Божие благословение на брак подается в Таинстве венчания, в котором читаются священником молитвы о взаимной любви и понимании супругов, о даровании детей. Для верующего человека гражданская регистрация не сможет в полноте восприниматься как вступление в брак. Ему необходимо Таинство, чтобы понять, что создана семья.

Как совершается Таинство венчания

Сейчас принято сначала посещать ЗАГС, потому что священники требуют свидетельство о браке. Это объясняется тем, что бывают такие случаи, когда венчание совершать нельзя (обманывают священников, что пойдут в ЗАГС, а сами расходятся через некоторое время после венчания, или же имеют другую семью).

Обычно пары приходят в храм нарядные, невеста – в белом платье. Но иногда священникам приходится венчать и пожилых людей, проживших вместе много лет. Бывает даже, что венчание совершается на дому, потому что один из супругов уже не может встать с кровати. Также существует чин венчания людей, вступающий в брак второй раз. Все эти чины имеют разное чинопоследование.

Чин состоит из трех частей:

  1. Обручения.
  2. Венчания.
  3. Общая чаша.

Начинается чин венчания с обручения. Перед этим священник спрашивает: по доброму ли произволению жених берет эту невесту, и не обещался ли другой девушке. Тот же вопрос задается невесте. Молодоженам надо иметь при себе кольца. Священник относит их в алтарь, чтобы освятить. Есть такой народный обычай – стелить под ноги венчающимся белое полотенце. Это – знак чистых семейных отношений.

Кольца жених и невеста надевают друг другу. Это – символ, взятый из культуры Древнего Рима, означающий добровольное рабство. Это значит, что муж и жена уже не принадлежат друг себе, а только супругу. Священник читает молитвы о семейном мире и благополучии, любви и взаимопонимании супругов, о даровании детей и долгой жизни. Потом священник благословляет их венцами, которые подразумевают награду за целомудрие до брака. Читают Апостол и Евангелие. Потом поется молитва «Отче наш».

Затем выносится чаша с вином, которую жених с невестой должны выпить. Это символизирует будущие испытания, которые они вместе должны перенести. На самом деле венчание напоминало древнюю вечерю любви – агапу.

Иногда венцы держат над головами поручители. Раньше они играли роль свидетелей, которые расписывались в церковной книге. Они назывались «шаферами».

Потом пара, взявшись за руки, ведомые священником, обходят вокруг аналоя с пением тропарей («Исайа ликуй» и др.). Иногда поручители идут вслед за ними, держа над их головами венцы.

Венчание второбрачных отличается тем, что в нем нет обручения. А венчание тех супругов, которые прожили вместе много лет, отличается тем, что содержит покаянную молитву, и в нем отсутствует молитва о даровании чад. И эти чинопоследования намного короче основного.

После венчания муж и жена становятся одной плотью.

Что надо принести с собой на венчание

Жених и невеста должны иметь при себе:

  • икону Христа;
  • икону Пресвятой Богородицы;
  • венчальные свечи;
  • обручальные кольца;
  • белое полотенце.

Всё это можно приобрести в церковной лавке. Перед венчанием хорошо пройти Таинство исповеди и причастия.

Кому нельзя проходить венчание

По правилам православной церкви нельзя венчаться:

  • тем, кто уже состоит в браке, гражданском или церковном;
  • кровным родственникам по прямой или косвенной линии;
  • крестника с крестными родителями;
  • лицам, не достигшим восемнадцати лет;
  • не проходившим Таинство крещения;
  • священнослужителям, начиная с иподиаконского чина;
  • тем, кто уже был в гражданских браках более трех раз;
  • принявшим иноческий чин;
  • лицам, сменившим пол;
  • психически недееспособным лицам;
  • приемных родителей со своими приемными детьми.

Также не разрешается венчать без согласия жениха или невесты.

Когда можно венчаться

Венчание не совершается в один из четырех постов, а также накануне однодневных постов и праздников (в том числе воскресных дней). Т.е. венчаться можно в мясоед по понедельникам, средам, пятницам, воскресеньям.

Невесты должны быть в телесной чистоте. Лучше заранее обговорить со священником день венчания.

Когда венчанный брак считается недействительным

Вообще «чина развенчания» не существует. Но в некоторых случаях церковными властями венчанный брак считается недействительным.

Это случаи:

  1. Когда присутствует факт физической измены одного из супругов.
  2. При неспособности одного из супругов к интимной жизни, сокрытой до брака.
  3. Отпадение от православной веры мужа или жены.
  4. Сокрытое психическое заболевание одного из супругов, угрожающее членам семьи.
  5. Алкогольная или наркотическая зависимость без желания лечиться.
  6. Исчезновение одного из супругов.
  7. Намеренное оставление больше года одного супруга.
  8. Совершение аборта без желания супруга или принуждения мужа к аборту.
  9. Посягание на жизнь супруга.

В этих случаях церковное руководство может посчитать брак недействительным и выдать удостоверение для того, чтобы человек смог вступить в повторный брак.

Если один из супругов решил принять монашество, то нужно письменное согласие другого супруга и отсутствие несовершеннолетних чад. Вообще церковный брак считается строже гражданского в моральном плане. Он запрещает измены, что так распространенно в современном мире, и другие извращения. По словам апостола, муж должен любить свою жену, как свою плоть, а жена должна слушаться своего мужа.

Документальный фильм митрополита Илариона о Таинстве брака

Стоит ли венчаться в церкви

Венчание – одно из таинств христианской церкви, которое в нашей культуре выступает главным ритуалом свадебного обряда. Свое название оно получило из-за того, что над головами будущих супругов держат специальные венцы. История этого таинства уходит корнями вглубь веков, ко времени зарождения христианской религии. Сегодня православное и католическое венчания символизируют то же, что и сотни лет назад: небесную любовь пары и божественное освящение брака. Портал Свадебка.ws расскажет о том, нужно ли венчаться в наши дни, какая от этого польза молодоженам, а также какие бывают тонкости при проведении обряда.

Что дает венчание для семьи

Пара должна хорошо подумать до свадьбы, стоит ли ей венчаться, потому что это очень ответственный шаг.

Что происходит после венчания

С ним связаны как наши религиозные традиции, так и давние представления о семье и счастье. Издавна считалось, что брак должен быть освящен и благословлен церковью, только тогда он будет крепким и вечным.

Вот что значит венчание для супругов:

  • Здоровое и счастливое потомство.
  • Долгую и умиротворенную совместную жизнь.
  • Полное слияние душ и взаимопонимание.

Молодожены, которые не обвенчались в церкви, перед лицом Бога считаются неполноценной семьей. У них может складываться очень тесная и насыщенная совместная жизнь, но для высших сил они все равно остаются чужими друг для друга людьми. Поэтому не стоит думать, можно ли венчаться после какого-то определенного возраста. Наоборот, чем старше пары, решившие его совершить, тем более глубокий смысл оно несет. Время, прожитое супругами до того, когда они решили обвенчаться, обозначает то, что именно столько им потребовалось, чтобы осознать необходимость заключения божественного союза. В этом случае речь о простом и бездумном соблюдении давней традиции не может и вестись.

Кто может венчаться?

Пройти обряд могут далеко не все пары, и одного желания тут недостаточно. Церковные каноны установили на этот счет строгие правила. Вот кому запрещено венчание:

  1. Несовершеннолетним. Жениху и невесте должно быть больше восемнадцати лет.
  2. Родственникам. Кровосмешение в паре недопустимо церковью.
  3. Не прошедшим регистрацию в ЗАГСе. Штамп в паспорте обозначает законную силу брака и соблюдение необходимых светских правил для его заключения.
  4. Людям с психическим расстройством. Особенности венчания в православной церкви гласят, человек должен быть душевно здоровым.
  5. Некрещеным. Семья должна быть обязательно православной, никакие другие варианты недопустимы.

Венчание дает браку небесное благословение, а также свет, мир и любовь для семьи, что требует соблюдения определенных порядков и условий.

Можно ли венчаться беременной?

Существует мнение, что прохождение этого обряда во время беременности невозможно. На самом деле церковь не имеет ничего против такого случая.

Мнение церкви и меры предосторожности

Зарождение новой жизни – это божественная тайна, благословение, а не грех. Венчание в этом случае проходит стандартно, и нужно оно для того, для чего и в обычных случаях: божественного благословения на брак. А негативные мнения возникают, скорее всего, из-за путаницы с блудом. Невоздержанная половая жизнь вне брака действительно осуждается Богом.

Во время венчания при беременности невесте необходимо внимательно следить за своим самочувствием. Церемония длится около часа, и все это время пара находится на ногах. Если будущей супруге становится хуже, то она может присесть на скамейку. Поэтому ее наряд должен быть не только красивым, но и удобным – не стягивать живот, а обувь подходить по размеру. Также о положении женщины обязан знать священник, чтобы быть готовым помочь при случае.

Что взять с собой на венчание

При беременности исключений не бывает, поэтому наш ответ на вопрос, стоит ли венчаться до ЗАГСа, – нет. Порядок действий такой же, как и всегда: сперва официальная регистрация, а потом таинство в церкви. Кроме того, у обряда есть ряд обязательных атрибутов, которые должны присутствовать во время его проведения. Это:

  • Икона Спасителя и Божьей Матери. Они символизируют мужское и женское начала, ими священник благословляет пару, и они потом должны храниться дома в семье.
  • Кольца. Должны быть простыми, гладкими, без гравировки, и обязательно освященными заранее.
  • Венчальные свечи. После обряда молодые должны их оставить у себя и зажигать в исключительных случаях, когда нужна небесная поддержка.
  • Вино. Его священник дает испить паре во время обряда. Как и кольца, оно должно быть освящено.
  • Рушник. Стелется под ноги паре, чтобы те встали на него в определенный момент ритуала.

Все эти вещи можно приобрести прямо на месте, в церковной лавке, и они уже сразу будут освящены и готовы к использованию. Если появляются сомнения в том, что дает венчание при беременности, то волноваться не стоит, ведь новая жизнь для церкви – повод для особой радости.

Можно ли венчаться второй раз?

Жизнь может иногда преподносить разные сюрпризы, и не обязательно самые приятные. И так случается, что брак, освященный церковью, распадается, а затем у кого-то из бывших супругов после развода во второй раз появляется семья, и встает вопрос, можно ли венчаться. На этот счет существует много разных размышлений и информации. Сразу скажем – это если невеста беременна, то венчаться, конечно же, можно, на первом ли она месяце, или на девятом, но при условии снятия благословения.

Для этого после регистрации в ЗАГСе нужно написать прошение в областное епархиальное управление, приложить к нему свидетельства о разводе и вступлении в новый брак, если все будет хорошо, то придет письменный положительный ответ. Другими словами, пара оформит так называемый церковный развод. На основании этой бумаги священник сможет с чистой совестью совершить второе венчание.

Вот еще ряд случаев, связанных с семьей, из-за которых церковь может снять свое благословение:

  • признание без вести пропавшим одного из супругов;
  • измена;
  • перемена вероисповедания;
  • заключение в тюрьме;
  • домашнее насилие;
  • подтвержденный факт алкогольной или наркозависимости;
  • невозможность иметь детей.

Обычные повседневные причины, например, постоянные ссоры с родственниками, низкий доход и т.д., основой для снятия благословения быть не могут.

Венчание издавна считалось не просто красивой традицией, а серьезным шагом для новой семьи. Поэтому перед заключением брака портал Svadebka.ws рекомендует молодым хорошо подумать, стоит ли венчаться в церкви, чтобы просто отдать дань моде, или же для благословения семьи небесными силами.

  • 8273 просмотра
  • 11 фото

Венчание меняет жизнь, но для венчания надо измениться

1. Изменилось ли что-нибудь в вашей семейной жизни после венчания?

2. Что бы вы пожелали молодым людям, вступающим в брак?

«КАК НЕ НАДО»

Сергей и Елена МАДЕЕВЫ.
Общий стаж совместной жизни – 10 лет. До венчания в браке прожили чуть больше трёх лет. Трое детей.

Сергей Фёдорович, директор собственного предприятия ООО «РСУ», пос. Сангар:

1. После венчания семья стала более дружной и воцерковлённой. До этого я был очень раздражительный, ревнивый, старался повернуть всё в свою сторону, из-за чего случались серьёзные скандалы в семье. Слава Богу, Он повернул нас обоих к Себе лицом. Честное слово, жить стало намного легче.
2. Молодым людям желаю веры в Бога. Что бы ни было, любите, верьте и терпите друг друга. Перед браком не нужно обманывать и хитрить, так или иначе всё тайное станет явным. Мне кажется, лучше не торопиться с венчанием, это очень серьёзный шаг в жизни. Но расписаться обязательно нужно.

Елена Валерьевна, адвокат:

1. Если честно, мы пример – «как не надо». Разница в возрасте семь лет «в мою пользу» и двое детей от первого брака. Сошлись в день моего развода в суде. Жили, даже не собираясь быть вместе. Первые полтора года просто, что называется, «встречались». Конечно, это очень обидно для женщины, но я считала, что не имею права на большее… Да и вообще не собиралась второй раз выходить замуж!

Каждый из нас имел собственные представления о христианстве, Боге, вере, Церкви. Однажды мы на пасхальную службу ходили в разные храмы. Когда я приняла решение уехать, в том числе от Сергея, он помог собраться, проводил в порт. Плакала сама, плакали дети. Но я была убеждена, что через месяц он найдёт другую, без прошлого, детей, возрастного мезальянса. Я жертвовала собой и берегла себя одновременно. А он, видимо, берёг себя. От меня… Во всяком случае, оба тогда считали, что мы – не пара.

Через три месяца разлуки поняла, что мученицы из меня не получилось. Я сдалась, он приехал, стали строить семью. До этого нам жилось как-то проще, легче. Первое время «настоящей» семейной жизни мы задыхались от отчаяния. Ничего не выходило! Муж страдал от ревности, я – от ярости из-за его ревности. Хотя, в общем, мы чувствовали себя счастливыми, дети тоже. Но не было ощущения надёжности. Мучило чувство, что вот-вот всё кончится, и уйдёт моё небывалое женское счастье…

С самого начала мы хотели заключить союз только перед Богом. Великим постом в монастырском храме на исповеди я призналась отцу Леониду, что не собираемся регистрировать брак, а желаем сразу венчаться… Причастия у меня не случилось. Под угрозой отлучения от Святой Чаши я сделала мужу… предложение оформить отношения в ЗАГСе. Мы расписались, муж поважнел, я поменяла паспорт. На этом изменения кончились. Остались ревность, гнев, ярость и… любовь. Мы с нетерпением ждали отпуска, чтобы, наконец, повенчаться. Храма у нас в посёлке тогда ещё не было.

И вот Господь соединил нас в таинстве венчания. Сразу пропала ревность, появилось что-то другое… тёплое… настоящее. Мы стали одной плотью. Венчание дало уверенность, нежность, осознание важности семьи и понятие о её бесконечности. Я поняла, что можно любить глубоко и честно. У нас общие интересы. Родилась дочь. Конечно, остались проблемы, бывают конфликты. А так как мой гнев, в отличие от его ревности, «мне верен» и после венчания, ссоры наши весьма зрелищны, просто китайский фейерверк! Как муж это терпит, не знаю. Думаю, что и он тоже не знает. Знает Бог, взявший нас под Свою защиту. Порой бывает трудно, но помогает совет священника, данный на исповеди. Да и как можно долго «дуться», если вместе – в храм, вместе – к Причастию?

2. Что пожелать молодым, вступающим в брак? Счастья! Слушайте своё сердце, Господь знает кому, когда и что дать. Если молодые люди – верующие, им легче жить, легче сохранить любовь. А если ещё нет веры, то пожелать можно её обретения, потому что встретить Бога – значит, найти смысл жизни. Хочется, чтобы молодые люди, создающие семьи, помнили: жизнь – штука короткая, проплакать, «прострадать» её – дело нехитрое. Легко гордиться собой, выяснять отношения, сводить счёты. Куда сложнее сделать друг друга счастливыми, живя так, будто завтра может не наступить.

А ещё я всем желаю детей, много и здоровых! Детей, которые будут расти рядом с любящими их и друг друга родителями.

«НОСИТЕ ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА»

Юрий Викторович и Ольга Аркадьевна ЛАРИОНОВЫ.
30 лет супружеской жизни. Венчались после 25 лет брака. Двое детей, двое внуков.

Юрий Викторович, технический директор ООО «КопирТехСервис», пос. Жатай:
1. Мы венчались, когда ещё только начали в церковь ходить, и глубокого понимания не было, что это за таинство. Просто знали, что грех – жить невенчанными, что только брак, благословлённый Богом, – настоящий. Уже потом я прочитал слова апостола «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) и понял, что если отношения между двумя людьми строятся на вере в Бога, то она укрепляет их союз. А тогда больше чувствовал, что такова обязанность всех православных семей – НАДО венчаться. Конечно, за столько лет совместной жизни мы притерпелись друг к другу, знали, у кого какие слабости, и всё равно что-то изменилось. Не сразу, но у меня появилось более глубокое отношение к жене, понимание, что она и есть та половина, которую мне Господь предназначил, Богом благословенная. А ещё появилась уверенность, что и в жизни вечной мы будем вместе. Отец Алексий венчал нас в Никольском храме покаянным чином – ни фаты, ни торжеств, в полутёмном храме горели свечи… Нам подарили иконы, батюшка объяснил, что именно семья – путь нашего спасения.

2. Я бы пожелал всем венчаться, только без веры, думаю, не стоит этого делать. Зачем? Обряд красивый совершить и надеяться, что всё теперь пойдёт хорошо? Этого не будет! Главное – жить с Богом, хранить любовь, а по вере каждому и дано будет.

Ольга Аркадьевна, медсестра в детской поликлинике пос. Жатай:
1. Всё изменилось! – отношение к мужу, работе, детям. Мы более терпимыми стали, ответственными. Кажется, что на тебя сверху Господь смотрит. Муж у меня всегда был очень хорошим, а после венчания, мне кажется, стал ещё мягче, спокойнее, терпеливее. Повенчавшись, мы стали сильнее чувствовать, что в трудных ситуациях жизни нам всегда Господь помогает.

Во время венчания я испытывала ОГРОМНОЕ волнение. Думала, поймут ли меня дети, окружающие? В храме было лишь несколько прихожан. Но они так нас поддержали, так тепло поздравили, накрыли стол… Меня поразило то, как люди нас понимают, как тепло относятся. Было очень приятно! И очень ответственно. Робела, ведь батюшка сидел с нами за столом, а я многого, что касается веры и церковной жизни, не знала. Ещё нас поздравили дети.
2. Дочь наша, когда замуж выходила, сразу венчалась, сын женат, но не венчан, хотя они и в храм ходят с сыном и причащаются. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы они повенчались, ведь если двое людей вместе живут и не венчаны, Божия благодать им не такая даётся, и молитвы не так доходят до Господа. Я бы пожелала всем венчаться. Ну, а житейские пожелания обычные: ценить друг друга и уважать.

СЛОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Сергей Егорович и Татьяна Кирилловна ШИШИГИНЫ.
Стаж семейной жизни – 13 лет, в венчанном браке – 4 года. Четверо детей.

Сергей Егорович, журналист:
1. Самое главное – стало спокойнее на душе.

2. Я желаю молодым быть терпимыми. Готовьтесь – рано или поздно настанут времена, когда потребуется проявить терпение. И жене, и мужу. Даже когда будете ссориться, никогда не переходите ту черту, после которой невозможно вернуться.

Татьяна Кирилловна, тренер по художественной гимнастике:
1. Жизнь изменилась. Но перемены эти – не внешнего характера, поэтому порой кажется, что всё осталось, как прежде. Это не то, что вот, мол, повенчались после девяти лет совместной жизни, и вдруг появилась особая ответственность перед Богом за наш брак.

Надо понимать, что венчание – таинство, в котором Господь непостижимым для нас образом входит в повседневную жизнь и незаметно управляет ею. А проявляется это в критических ситуациях. К примеру, муж трижды виноват и четырежды не прав, а ты такая вся в праведном гневе отвернулась, не разговариваешь и думаешь: «Ну всё, тропинки затоптаны!» И вдруг в голову залетает мысль, и потихоньку разворачивает тебя лицом к нему. И ты уже думаешь, что не так уж он виноват, а может, даже в чём-то прав. А если ещё хорошенько подумать, то оказывается, что ты сама была когда-то не права, а сейчас пожинаешь плоды своей дурости, которая после венчания, увы, никуда не девается.

Я читала, что влюблённый видит в любимом человеке образ, который замыслил о нём Господь. Но в процессе совместной жизни этот образ затуманивается, и ты уже видишь своего спутника как бы в кривом зеркале, где отражаются его недостатки. А если ещё у самой недостатков вагон, то жизнь в браке становится довольно сложным предприятием. Но в таинстве венчания человек обретает способность заново открывать возлюбленного, и сам становится ближе к первоначальному образу. В семейной жизни всякое бывает: болезни детей, бытовые неурядицы или просто дурное настроение. А мы ведь такие, какие есть – обыкновенные. И бывает трудно «носить бремена друг друга». Если в вашем союзе есть Господь как источник сил, то брак становится успешным. Лично я на себе это очень ощущаю и порой думаю: как мы раньше жили невенчанные?

2. Я желаю молодым быть открытыми и искренними друг с другом, творческими в совместной жизни, внимательными и заботливыми.

КОГДА БОГ – СВИДЕТЕЛЬ

Александр и Анжела БОЛДАКОВЫ.
Общий супружеский стаж – 7,5 лет. В законном браке до венчания состояли около пяти лет. Двое детей.

Александр Васильевич, начальник производственной базы нефтегазовой строительной компании:
1. Внешне ничего не изменилось, но внутренне…

До венчания я чувствовал неуверенность в браке. Возможно потому, что это у меня была вторая попытка. Мы жили вместе уже пять лет, а регистрироваться не спешили. Я думал: «Зачем? По сути, это и есть гражданский брак. Ведь что такое ЗАГС? Зал актов гражданского состояния. Значит, и брак, заключённый там, – гражданский».

Но мы с женой – воцерковлённые люди, а потому приходится отчитываться за дела свои скорбные. Каждый раз на исповеди священник ставил вопрос: «Женат?» – «Да» – «Венчанный?» – «Нет» – «А почему?» И уже дурацкие отмазки типа «мы ещё думаем» выглядели несерьёзно. Надо было определяться. Вот мы и определились. А после венчания появилась уверенность. Я обрёл душевное равновесие. Все колебания просто улетели. Почему и говорят «ТАИНСТВО венчания» – священник призывает Бога в свидетели того, что мы с женой даём друг другу обет верности. Между нашими обещаниями присутствует Сам Господь. И это меняет всё.
2. У меня две взрослые дочери от первого брака, обе вышли замуж. Одним из условий для того, чтобы получить родительское благословение, было венчание. Моё пожелание всем: только венчаться! Раз и навсегда. Думайте, прежде чем принять решение, а дальше – совет да любовь.

Анжела, юрист:

1. Мы какое-то время даже в браке не состояли – сожительствовали просто. Муж всё не решался оформить отношения. Сначала меня это вполне устраивало, а потом, когда дети родились, обидно стало. Хотя я, если честно, и за собой оставляла право выбора. В Евангелии же читала: «Что Господь сочетал, того человек да не разлучит», и мне всё казалось – раз Бог нас не сподобил венчаться, значит, мы не созданы друг для друга. Такие лукавые мысли в голову лезли. Я не боялась мужа потерять, была уверена в нём. Это он долго во мне сомневался.

Мы познакомились в храме, муж уже был прихожанином, а я ещё только воцерковлялась. А потом вместе начали делать шаги в вере, и стали друг другу ближе. Духовную литературу читали и постепенно «созрели» к венчанию. Некоторые сначала венчаются, потом узнают, что это такое, мы же сначала всё узнали, а потом венчались.

Переживания были сильные во время таинства. Слёзы сами лились, настолько глубокие чувства я испытывала. И после этого у нас обоих очень изменилось отношение к браку, трудностям, ссорам. Мы стали более сдержанными, терпимыми. У меня твёрдая убеждённость есть: если Господь сподобил венчаться, то теперь до конца вместе – либо в рай, либо в ад. Даже несмотря на то, что Церковь даёт право разводиться при определённых обстоятельствах, я хочу, если, не дай Бог, что-то случится, не разводиться с мужем, нести общий крест, чашу радости и печали испить вместе до конца.

После венчания во мне всё, что я теоретически знала, укрепилось, живой жизнью забилось. Я молиться стала иначе. Раньше всё больше о детях молилась. А молитвы святым о супружеской жизни оставляла на потом. Теперь молюсь мученикам Адриану и Наталии, благоверному князю Петру и княгине Февронии, мученикам Симону, Гурию и Авиву, и вместе с мужем мы читаем молитву по соглашению супругов.

2. Я бы пожелала всем любить не себя в семье, а саму семью. Молодёжь эмоциональна, она поначалу всё равно шишек набьёт, но надо стараться не эмоциями руководствоваться, а разумом. Желательно иметь духовного наставника, который бы объяснил: брак – это настолько серьёзно, что грех измены приравнивается к убийству. Начинайте совместную жизнь с убеждением, что ваша семья – единый организм и разрушать его нельзя ни при каких обстоятельствах!

«СОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ» СЕМЬЯ

Сергей Анатольевич ТАШМАКОВ и Ольга Иосифовна ПАШКЕВИЧ.
Общий стаж брака – 21 год. Повенчались через восемнадцать лет. Одна дочь и два внука.

Сергей Анатольевич, сотрудник Республиканского ипотечного агентства:

1. Вопрос о венчании для меня не стоял, пока я не стал воцерковлённым, но срок этого события отодвигал. К окончательному решению подтолкнула смерть отца. Мои родители прожили в браке почти сорок лет и всё время думали повенчаться, но так и не собрались. Я не хотел повторять их ошибки.

После венчания появилось ощущение того, что теперь мы с супругой одно неделимое целое.
2. Молодым я советую относиться друг к другу смиренно, не обращать внимания на мелочи, а ценить любовь, потому что жизнь такая короткая!

Ольга Иосифовна, доцент Якутского высшего командного речного училища (филиал) Новосибирской государственной академии водного транспорта:

1. Когда женились, мы с Сергеем не были даже крещёными. Он покрестился спустя два года, а я – через десять лет. Повенчались, как я шутила, в год совершеннолетия нашей семьи.

Мысль об этом появилась у меня, когда мы присутствовали на таинстве брака наших знакомых. Муж моё предложение отверг, сказал, что повенчаемся, если проживём вместе тридцать лет. Тогда я на него немножко обиделась, но после поняла, что он был прав, потому что я восприняла только внешнюю, обрядовую сторону и просто хотела устроить себе праздник.

Хотя мы и молились дома, но церковь посещали редко, постов не соблюдали, не исповедовались и не причащались. Нельзя сказать, что наша семья была абсолютно счастливой. Случались ссоры, непонимание. А несколько лет назад мы оказались в очень сложной ситуации. В июле должен был родиться наш первый внук. За неделю до срока дочь положили на сохранение, и в тот же день у свёкра произошёл инсульт. Надежды на то, что выживет, не было. Вот тогда-то я и стала регулярно ходить на церковные службы. Через неделю благополучно появился на свет внук, и в тот же день отец мужа открыл глаза, а вскоре к нему вернулась речь.

В ситуацию, когда близкие постоянно нуждались в моей помощи и приходилось делать многое в ущерб своим интересам, я попала впервые. Надежда была только на Бога. Тогда-то постом и молитвой подготовилась к исповеди и причастилась.

Я начала замечать, что в храм люди приходят семьями, с детьми, что их объединяет общая молитва. Хотелось, чтобы рядом со мной тоже был муж. После смерти отца Сергей стал постоянно ходить в церковь. Венчание прошло скромно, свидетелем был наш зять. И всё-таки получился прекрасный день. Я не надеялась на чудо, на то, что сразу же в семье исчезнут разногласия, но появилась уверенность: теперь мой муж станет мне родным и по духу. Так и вышло.
2. Как-то одна знакомая сказала: «Что ты всё в церковь ходишь. Ведь у тебя всё хорошо!» Мне кажется, в том-то и беда, что люди идут в храм, когда им уже совсем плохо. Поэтому молодым я хочу пожелать любить друг друга и быть благодарными Богу за то, что он помог им встретиться. Ведь Бог ждёт от нас не только молитв о помощи, но и нашей благодарности и, конечно, любви.

СОЕДИНЕНИЕ «В ПЛОТЬ ЕДИНУ»

Иерей Виктор и Вероника БЛИНОВЫ.
Вместе 10 лет. В браке до венчания прожили около пяти. Есть дочь.

Отец Виктор, священник градоякутского Преображенского собора:

1. Когда у человека в сердце рождается любовь, он стремится быть вместе с возлюбленной. Именно поэтому появляется семья. Наша – не исключение.
Когда мы с женой пришли к вере, нам, естественно, захотелось получить благословение Божие. Ведь семья – это не только мы вдвоём, но и весь наш род. Во время подготовки к венчанию и после него произошла большая переоценка взаимоотношений, потому что в таинстве брака два разных человека соединяются воедино. Человек, осознанно приступающий к венчанию, понимает, что в нём создаётся новая (домашняя) церковь, а Церковь Христова – это люди, объединённые Духом Святым, главный плод Которого есть любовь. Наша любовь стала более зрелой, в чём я стараюсь каждый день признаваться жене.

2. Желаю молодым парам любви, доверия и уважения, а тем, кто уже укрепился в вере, – Божьего благословения. Главное в семейной жизни, на мой взгляд, это когда каждый готов ради другого поступиться своими личными желаниями и амбициями.

Вероника Геннадьевна, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), аспирантка IV курса Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ:

С супругом мы познакомились на дружеских посиделках. Свадьбу сыграли через год, когда я закончила первый курс юридического факультета, а мой будущий муж – второй. Изменения в семье начались ещё до венчания, с приходом в Церковь. Для нас церковный брак стал своеобразным этапом духовной жизни, когда мы пришли к пониманию, что без Божьего благословения христианская семья существовать не может. Но сначала был довольно долгий период воцерковления, когда наша семья, после крещения мужа, влилась в число прихожан Никольского собора. Затем супруг стал чтецом, а я с дочерью в свободное время помогала по храму. К открытию церкви Преображения Господня мы уже были достаточно уверенной в себе христианской семьёй, и архиепископ Герман спросил, а не задумывались ли мы о венчании? Честно скажу, на тот момент не задумывались. Но благодаря словам Владыки о том, что церковный брак благословляет сам Господь, мы стали всё чаще обсуждать эту тему и пришли к его необходимости.

Именно после венчания в моих отношениях с мужем особых изменений не было. Но они постоянно происходят по мере духовного роста (как я дерзко надеюсь). Венчание помогло нам стать полноценной христианской семьёй, соединило нас Божьим промыслом.
Естественно, людям неверующим это священнодейство непонятно, и практической необходимости в нём нет. Известно, что во многих ведущих странах церковный брак столь же легитимен, как и гражданский (официально зарегистрированный в государственных органах). В России до революции долго единственной возможной формой создания семьи был церковный брак. В советское время венчание в церкви лишилось официального признания. Семейный кодекс РФ признаёт только брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния. На мой взгляд, это вполне закономерно и не должно вызывать противоречий в обществе. Церковь – не государственный институт и не должна подменять собой его органы, она, скорее, оказывает влияние на общество опосредованно, через духовную жизнь прихожан. Но для православного христианина церковный брак – единственная возможность соединить свою жизнь с любимым человеком, поскольку всё для верующего связано с Богом и без него немыслимо.

Протоиерей Владимир Воробьёв пишет: «Брак есть некий дар любви неразрушимой, Божественный дар любви… Это не юридическая категория и не юридический акт – это момент духовной жизни. Поэтому таинство брака православными воспринимается как момент принятия благодати Божией, как момент совершения некоего чуда соединения…»

К такому пониманию брака готовит Церковь своих прихожан и в этом его отличие от брака гражданского. На мой взгляд, церковное венчание ни в коей мере не должно быть блажью, данью моде. К пониманию необходимости церковного брака надо прийти. Люди, формально подходящие к венчанию, попросту не воспримут его духовный смысл, не станут семьёй в той полноте, к которой призывает нас Господь. Для православных людей их соединение «в плоть едину» происходит во время совершения таинства, через совместную Евхаристию и вхождение новой семьи в Церковь.

2. Сказать: давайте все венчайтесь и будет вам счастье, я не могу. Таинство есть таинство, только для избранных – христиан то бишь… причём воцерковлённых.

Подготовили Ирина ДМИТРИЕВА,
Ариадна БОРИСОВА

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *