Когда читать каноны перед причастием?

Объясняет священник Андрей Чиженко.

Напомним себе, дорогие братья и сестры, великий и прекрасный возглас, произносимый во время возношения агнца, ставшего Телом Христовым, священнослужителем в алтаре. Он звучит так: «Вонмем. Святая святым». Т. е. будем предельно внимательными, сейчас Святая (святыня Тела и Крови Христовых) будет преподаваться святым.

Кто же они – эти святые? Они – все те верующие православные христиане, которые с помощью смирения, покаяния, Таинства Исповеди, молитвы и поста, творения добрых дел очистили свои души и сердца принятием Святых Христовых Таин. Они с Божьей помощью освятили себя своим молитвенным и телесным подвигом, попытались в тяжелой борьбе с самими собой приблизиться к Творцу. И Он, конечно же, их не оставил. Милосердный Господь дарует им самую великую Святыню, как на небе, так и на земле. Он дарует им Самого Себя – Свои Пречистые Тело и Кровь, соединяет грешного человека с Собой, попаляет Его грехи и преображает-освящает его падшую природу. И таким образом реально, фактически, с помощью Таинства Евхаристии происходит спасение, обожение человека. Ему открываются двери в Царствие Небесное.

Можем ли мы оказаться недостойными этого великого Таинства? Можем ли мы дерзнуть приступить к нему неподготовленными, даже не попытавшись очистить свои сердца и тела?
На чем же основывается практика евхаристического поста и молитвенного правила перед причастием?

Вспомним слова Спасителя о бесах: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Вот вам и указание на трехдневный пост и пост перед самим причастием Святых Христовых Таин и на довольно продолжительное молитвенное правило. Мы должны очистить с Божьей помощью свой духовно-телесный организм от диавольских страстей и греха, и орудия для данного спасительного действа – молитва и пост. Их вручил нам сам Господь наш Иисус Христос. Так вправе ли мы пренебрегать ими?

Само молитвенное правило ко Святому Причастию начинает формироваться к X–XI ст. в монашеской среде. На эту же благочестивую традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне. И таким образом практика особенной молитвенной подготовки перед принятием Святых Христовых Таин распространилась повсеместно и стала церковным обычаем.

На сегодняшний день одним из главных документов в отношении темы причащения является Документ, одобренный на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя, под названием: «Об участии верных в Евхаристии».

В нем есть следующее положение: «3. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями».

Обычно молитвенное правило состоит из Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, Канона молебного ко Пресвятой Богородице, Канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению. По желанию верующий также может прочитать Акафист Иисусу Сладчайшему. Каноны желательно вычитать в день накануне Божественной литургии. Чаще всего – это суббота. Так как они изначально и в идеале читаются на малом повечерии, совершаемом вечером накануне Литургии. Допустим, вы хотите причаститься в воскресение. В субботу вы можете на протяжении дня (с перерывами) прочитать три канона. Это не так уж и тяжело. Даже при медленном чтении канон не занимает более получаса. Если есть силы и желание или вы собираетесь, к примеру, на раннюю Литургию, то часть Последования ко Святому Причащению вы можете прочитать также в субботу. Это обычная шапочка «начало, псалмы, канон до «Достойно есть». А с «Достойно есть» и по конечные молитвы ко Святому Причастию правило читается утром перед Литургией. Таким образом вы с Божьей помощью настраиваете свою душу к принятию Тела и Крови Христовых.

К примеру, многие священники (это разрешено и мирянам) готовятся к причастию по специальной книге «Каноник». Она получила свое название из-за того, что в ней помещены каноны на каждый день для подготовки к Святому Причастию. Они каждый день меняются. В понедельник включается канон святым Ангелам, во вторник Святому Предтече и Крестителю Господнему Иоанну, в среду канон Одигитрии и т. д.
В этом случае каждый сам для себя выбирает меру молитвы. Фактически обязательными являются три канона и Последование ко Святому Причащению. Сокращение же или увеличение молитвенной подготовки к участию в Евхаристии желательно обсудить со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.

В одном только случае разрешено причащение без молитвенной и постовой подготовки: если есть угроза смерти человека. Тогда важны только исповедь и причастие умирающего.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова святого первоверховного апостола Павла: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27–30).

Мы должны себя с Божьей помощью максимально очистить, чтобы уподобиться святому пророку Боговидцу Моисею. Ведь Литургия – это наше индивидуальное восхождение на Синай, в сердцевине которого мы узрим Господа. И можем ли мы пропустить без уважительных причин хотя бы ступеньку этого восхождения?

Иерей Андрей Чиженко

Правило 64 Святых Апостолов

Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен285.

(Ап. 51, 53; IV Всел. 16; Трул. 13, 55; Анкир. 14; Гангр. 18, 21; Лаод. 29, 49, 51).

Поводом к изданию этого правила является то же, что вызвало и 51-е Ап. правило. Воскресение праздновалось христианами как день, в который Христос воскрес из мертвых, увенчав этим дело нашего искупления. День этот был для христиан днем радости и братского общения, вследствие чего пост, как проявление покаяния и печали о грехах, не мог быть допустим в этот день. Приблизительно то же можно было сказать и относительно субботы, считавшейся у христиан также днем радости, посвященным воспоминанию сотворения мира и Божьего покоя. Гностики, следуя своему учению о материи, как абсолютном зле, постились в субботу, выражая этим свою печаль о появлении материи; они постились также и в воскресенье, так как не верили ни в воскресение мертвых, ни в воскресение Христово и, считая христианское учение о воскресении иудейским заблуждением, нарочно постились в этот день, выражая этим осуждение мнимого заблуждения. Особенно это было развито у маркионитов. Имея в виду это ложное учение, Апостольские постановления (V, 20, VII, 23) не только осуждают пост в субботу и воскресение, но определенно называют его грехом. Точно так же учат отцы и учители церкви286. Данное Апостольское правило, подтверждая православное учение о воспрещении поста в субботу и воскресение и провозглашая это учение в форме закона, угрожает духовному лицу, уличенному в нарушении этого правила, извержением из священного сана, а мирянину – отлучением от св. причащения. Исключением, как по этому правилу, так и по Апостольским постановлениям (II, 59, VIII, 83), является только одна Великая суббота, потому что, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, в этот день тело Господне лежало мертвое в гробу, и Сам Господь заповедал нам поститься в этот день (Мк. 2:20; Лк. 5:35)287. Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель288.

ТРИ КАНОНА: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу Хранителю

Песнь 1

Ирмос: Я́ко посу́ху пешешéствовав Изра́иль, по бéздне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побéдную песнь пои́м, вопи́яше.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ны́не приступи́х аз грéшный и обременéнный к Тебé, Влады́це и Бо́гу моему́; не смею́ же взира́ти на нéбо, то́кмо молю́ся, глаго́ля: даждь ми, Го́споди, ум, да пла́чуся дел мои́х го́рько.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

О го́ре мне грéшному! Па́че всех человéк окая́нен есмь, покая́ния несть во мне; даждь ми, Го́споди, слéзы, да пла́чуся дел мои́х го́рько.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Безу́мне, окая́нне человéче, в лéности врéмя губи́ши; помы́сли житиé твоé, и обрати́ся ко Го́споду Бо́гу, и пла́чи ся о дéлех твои́х го́рько.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, воззри́ на мя грéшнаго, и от сéти диа́воли изба́ви мя, и на путь покая́ния наста́ви мя, да пла́чуся дел мои́х го́рько.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Мно́гими содержи́мь напа́стьми, к Тебé прибегаю́, спасéния иски́й: о Ма́ти Сло́ва и Дéво, от тя́жких и лю́тых мя спаси́.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Страстéй мя смуща́ют прило́зи, мно́гаго уны́ния испо́лнити мою́ ду́шу: умири́, Отрокови́це, тишино́ю Сы́на и Бо́га Твоего́, Всенепоро́чная.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Спа́са ро́ждшую Тя и Бо́га, молю́, Дéво, изба́витися ми лю́тых: к Тебé бо ны́не прибегая́, простира́ю и ду́шу и помышлéние.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Неду́гующа тéлом и душéю, посещéния Божéственнаго и промышлéния от Тебé сподо́би, еди́на Богома́ти, я́ко Благая́, Блага́го же Роди́тельница.

Иисусу: Го́споди Иису́се Христé Бо́же мой, поми́луй мя.

Песнь вос пéти и восхвали́ти, Спа́се, Твоего́ раба́ досто́йно сподо́би, безпло́тному А́нгелу, наста́внику и храни́телю моему́.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Еди́н аз в неразу́мии и в лéности ны́не лежу́, наста́вниче мой и храни́телю, не оста́ви менé погибаю́ща.

Слава: Ум мой твоéю моли́твою напра́ви, твори́ти ми Бо́жия повелéния, да получу́ от Бо́га отда́ние грехо́в, и ненави́дети ми злых наста́ви мя, молю́ся ти.

И ныне: Моли́ся, Деви́це, о мне, рабé Твоéм, ко Благода́телю, сохрани́телем мои́м А́нгелом, и наста́ви мя твори́ти за́поведи Сы́на Твоего́ и Творца́ моего́.

Песнь 3

Ирмос: На ка́мени мя вéры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя на враги́ моя́: возвесели́ бо ся дух мой, внегда́ пéти: несть свят я́коже Бог наш, и несть пра́веден па́че Тебé Го́споди.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Внегда́ поста́влени будут престо́ли на Суди́щи Стра́шнем, тогда́ всех человéк дела́ облича́тся; го́ре та́мо бу́дет грéшным, в му́ку отсыла́емым; и то вéдущи, душé моя́, пока́йся от злых дел твои́х.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Пра́ведницы возра́дуются, а грéшнии воспла́чутся, тогда́ никто́е возмо́жет помощи́ нам, но дела́ на́ша осу́дят нас; тéм же прéжде конца́ пока́йся от злых дел твои́х.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Увы́ мне великогрéшному, и́же дéлы и мы́сльми оскверни́вся, ни ка́пли слез имею́ от жестосéрдия; ны́не возни́кни от земли́, душé моя́, и пока́йся от злых дел твои́х.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Се, взыва́ет, Госпожé, Сын Твой, и поуча́ет нас на до́брое, аз же грéшный добра́ всегда́ бéгаю; но Ты, Ми́лостивая, поми́луй мя, да покаю́ся от злых мои́х дел.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Пред ста́тельство и покро́в жи́зни моея́ полагаю́ Тя, Богороди́тельнице Дéво: Ты мя окорми́ ко приста́нищу Твоему́, благи́х вино́вна, вéрных утверждéние, еди́на Всепéтая.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Молю́, Дéво, душéвное смущéние и печа́ли моея́ бу́рю разори́ти: Ты бо, Богоневéстная, нача́льника тишины́ Христа́ родила́ еси́, еди́на Пречи́стая.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Благодéтеля ро́ждши до́брых вино́внаго, благодея́ния бога́тство всем источи́, вся бо мо́жеши, я́ко си́льнаго в крéпости Христа́ ро́ждши, Богоблажéнная.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Лю́тыми неду́ги и болéзненными страстьми́ истяза́ему, Дéво, Ты ми помози́: исцелéний бо неоску́дное Тя знаю́ сокро́вище, Пренепоро́чная, не иждива́емое.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Все помышлéние моé и ду́шу мою́ к тебé возложи́х, храни́телю мой; ты от вся́кия мя напа́сти вра́жия изба́ви.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Враг попираéт мя, и озлобля́ет, и поуча́ет всегда́ твори́ти своя́ хотéния; но ты, наста́вниче мой, не оста́ви менé погиба́юща.

Слава: Пéти песнь со благодарéнием и усéрдием Творцу́ и Бо́гу даждь ми, и тебé, благо́му А́нгелу храни́телю моему́: изба́вителю мой, изми́ мя от враг озлобляю́щих мя.

И ныне: Исцели́, Пречи́стая, моя́ многонеду́жныя стру́пы, я́же в души́, прожени́ враги́, и́же при́сно бо́рются со мно́ю.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Седален Иисусу, глас 6

Помышля́ю день стра́шный и пла́чуся дея́ний мои́х лука́вых: ка́ко отвеща́ю Безсмéртному Царю́, или́ ко́им дерзновéнием воззрю́ на Судию́, блу́дный аз? Благоутро́бный О́тче, Сы́не Единоро́ный и Ду́ше Святы́й, поми́луй мя.

Седален Ангелу, глас 2

Слава: От любвé душéвныя вопию́ ти, храни́телю моея́ души́, всесвяты́й мой А́нгеле: покры́й мя и соблюди́ от лука́ваго ловлéния всегда́, и к жи́зни наста́ви небéсней, вразумляя́ и просвещая́ и укрепляя́ мя.

Богородичен

И ныне: Богоро́дице безневéстная Пречи́стая, Я́же без сéмене ро́ждши всех Влады́ку, Того́ со А́нгелом храни́телем мои́м моли́, изба́вити ми ся вся́каго недоумéния, и да́ти умилéние и свет души́ моéй и согрешéнием очищéние, Я́же еди́на вско́ре заступаю́щи.

Песнь 4

Ирмос: Пришéл еси от Дéвы, не ход а́ тай, ни А́ нгел, но Сам Го́споди вопло́щься, и спасл еси всего́ мя человéка; тем зову́ Ти: сла́ва си́ле Твоéй, Го́споди.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Широ́к путь зде и уго́дный сла́сти твори́ти, но го́рько бу́дет в послéдний день, егда́ душа́ от тéла разлуча́ти ся бу́дет: блюди́ся от сих, человéче, Ца́рствия ра́ди Бо́жия.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Почто́ убо́гаго оби́диши, мзду наéмничу удéржуеши, бра́та твоего́ не лю́биши, блуд и го́рдость го́ниши? Оста́ви у́бо сия́, душé моя́, и пока́йся Ца́рствия ра́ди Бо́жия.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

О безу́мный человéче, доко́ле углеба́еши, я́ко пчела́, собира́ющи бога́тство твоé? Вско́ре бо поги́бнет, я́ко прах и пéпел: но бо́лее взыщи́ Ца́рствия Бо́жия.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Госпожé Богоро́дице, поми́луй мя, грéшнаго, и в добродéтели укрепи́, и соблюди́ мя, да на́глая смерть не похи́тит мя не гото́ваго; и доведи́ мя, Дéво, Ца́рствия Бо́жия.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Страстéй мои́х смущéние, ко́рмчию ро́ждшая Го́спода, и бу́рю ути́ши мои́х прегрешéний, Богоневéстная.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Милосéрдия Твоего́ бéздну призыва́ющу пода́ждь ми, Я́же Благосéрдаго ро́ждшая и Спа́са всех пою́щих Тя.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Наслажда́ющеся, Пречи́стая, Твои́х дарова́ний, благода́рственное воспева́ем пéние, вéдуще Тя Богома́терь.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

На одрé болéзни моея́ и нéмощи низлежа́щу ми, яко Боголюби́ва, помози́, Богоро́дице, еди́на Приснодéво.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Надéжду и утверждéние и спасéния стéну не дви́жиму иму́ще Тя, Всепеéтая, неудо́бства вся́каго избавля́емся.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Моли́ Человеколю́бца Бо́га ты, храни́телю мой, и не оста́ви менé, но при́сно в ми́ре житиé моé со блюди́ и пода́ждь ми спасéние необори́мое.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Я́ко засту́пника и храни́теля животу́ моему́ приéм тя от Бо́га, А́нгеле, молю́ тя, святы́й, от вся́ких мя бед свободи́.

Слава: Мою́ сквéрность твоею́ святы́нею очи́сти, храни́телю мой, и от ча́сти шу́ия да отлучéн бу́ду моли́твами твои́ми и прича́стник сла́вы явлю́ся.

И ныне: Недоумéние предлежи́т ми от обышéдших мя зол, Пречи́стая, но изба́ви мя от них ско́ро: к Тебé бо еди́ней прибего́х.

Песнь 5

Ирмос: Бо́жиим свéтом Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя вéдети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Воспомяни́, окая́нный человéче, ка́ко лжам, клевета́м, разбо́ю, нéмощем, лю́тым зверéм, грехо́в ра́ди порабощéн еси́; душé моя́ грéшная, того́ ли восхотéла еси́?

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Трепéщут ми у́ди, всéми бо сотвори́х вину́: очи́ма взира́яй, уши́ма слы́шай, язы́ком зла́я глаго́ляй, всего́ себé геéнне предая́й; душé моя́ грéшная, сего́ ли восхотéла еси́?

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Блудника́ и разбо́йника ка́ющася прия́л еси́, Спа́се, аз же еди́н лéностию грехо́вною отягчи́хся и злым дело́м порабо́тихся; душé моя́ грéшная, сего́ ли восхотéла еси́?

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Ди́вная и ско́рая помо́щнице всем человéком, Ма́ти Бо́жия, помози́ мне, недосто́йному, душа́ бо моя́ грéшная того́ восхотé.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Испо́лни, Чи́стая, весéлия сéрдце моé, Твою́ нетлéнную даю́щи ра́дость, весéлия ро́ждшая вино́внаго.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Изба́ви нас от бед, Богоро́дице Чи́стая, вéчное ро́ждши избавлéние, и мир, всяк ум преиму́щий.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Разреши́ мглу прегрешéний мои́х, Богоневéсто, просвещéнием Твоея́ свéтлости, Свет ро́ждшая Божéственный и превéчный.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Исцели́, Чи́стая, души́ моея́ неможéние, посещéния Твоего́ сподо́бльшая, и здра́вие моли́твами Твои́ми пода́ждь ми.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Я́ко имéя дерзновéние к Бо́гу, храни́телю мой святы́й, Сего́ умоли́ от оскорбля́ющих мя зол изба́вити.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Свéте свéтлый, свéтло просвети́ ду́шу мою́, наста́вниче мой и храни́телю, от Бо́га да́нный ми А́нгеле.

Слава: Спя́ща мя зле тягото́ю грехо́вною, я́ко бдя́ща сохрани́, А́нгеле Бо́жий, и возста́ви мя на славосло́вие молéнием твои́м.

И ныне: Мари́е, Госпожé Богоро́дице безневéстная, надéждо вéрных, вра́жия возношéния низложи́, пою́щия же Тя возвесели́.

Песнь 6

Ирмос: Житéйское мо́ре, воздвиза́емое зря напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ притéк, вопию́ Ти: возведи́ от тли живо́т мой, Многоми́лостиве.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Житиé на земли́ блу́дно пожи́х и ду́шу во тьму преда́х, ны́не у́бо молю́ Тя, Ми́лостивый Влады́ко: свободи́ мя от рабо́ты сея́ вра́жия, и даждь ми ра́зум твори́ти во́лю Твою́.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Кто твори́т таковая́, я́ко же аз? Я́коже бо свиния́ лежи́т в калу́, та́ко и аз греху́ служу́. Но Ты, Го́споди, исто́ргни мя от гну́са сего́ и даждь ми сéрдце твори́ти за́поведи Твоя́.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Воспряни́, окая́нный человечé, к Бо́гу, воспомяну́в своя́ согрешéния, припа́дая ко Творцу́, слезя́ и стеня́; Той же, я́ко милосéрд, даст ти ум зна́ти во́лю Свою́.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Богоро́дице Дéво, от ви́димаго и неви́димаго зла сохрани́ мя, Пречи́стая, и приими́ моли́твы моя́, и донеси́ я Сы́ну Твоему́, да даст ми ум твори́ти во́лю Его́.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Смéрти и тли я́ко спасл есть, Сам Ся изда́в смéрти, тлéнием и смéртию моé естество́ я́то бы́вшее, Дéво, моли́ Го́спода и Сы́на Твоего́, враго́в злодéйствия мя изба́вити.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Предста́тельницу Тя живота́ вем и храни́тельницу твéрду, Дéво, и напа́стей реша́щу молвы́, и нало́ги бесо́в отгоня́ющу; и молю́ся всегда́, от тли страстéй мои́х изба́вити мя.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Я́ко стéну прибéжища стяжа́хом, и душ всесовершéнное спасéние, и простра́нство в ско́рбех, Отрокови́це, и просвещéнием Твои́м при́сно ра́дуемся: о Влады́чице, и ны́не нас от страстéй и бед спаси́.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

На одрé ны́не немощствуя́й лежу́, и несть исцелéния пло́ти моéй: но, Бо́га и Спа́са ми́ру и Изба́вителя неду́гов ро́ждшая, Тебé молю́ся, Благо́й: от тли неду́г возста́ви мя.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Вся́ких мя напа́стей свободи́, и от печа́лей спаси́, молю́ся ти, святы́й А́нгеле, да́нный ми от Бо́га, храни́телю мой до́брый.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Освети́ ум мой, бла́же, и просвети́ мя, молю́ся ти, святы́й А́нгеле, и мы́слити ми полéзная всегда́ наста́ви мя.

Слава: Уста́ви сéрдце моé от настоя́щаго мятéжа и бдéти укрепи́ мя во благи́х, храни́телю мой, и на́стави мя чу́дно к тишинé живо́тней.

И ныне: Сло́во Бо́жие в Тя всели́ся, Богоро́дице, и человéком Тя показа́ небéсную лéствицу; Тобою́ бо к нам Вы́шний сошéл есть.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Слава, и ныне:

Кондак

Душé моя́, почто́ греха́ми богатéеши, почто́ во́лю диа́волю твори́ши, в чесо́м надéжду полага́еши? Преста́ни от сих и обрати́ся к Бо́гу с пла́чем, зову́щи: милосéрде Го́споди, поми́луй мя грéшнаго.

Икос

Помы́сли, душé моя́, го́рький час смéрти и Стра́шный Суд Творца́ твоего́ и Бо́га: А́нгели бо гро́знии по́ймут тя, душé, и в вéчный огнь введу́т: у́бо прéжде смéрти пока́йся, вопию́щи: Го́споди, поми́луй мя грéшнаго.

Песнь 7

Ирмос: Росода́тельну у́бо пещь содéла А́нгел преподо́бным отроко́м, халдéи же опаля́ющее велéние Бо́жие, мучи́теля увеща́вопи́ти: благословéн еси, Бо́же отец на́ших.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Не надéйся, душé моя́, на тлéнное бога́тство и на непра́ведное собра́ние, вся бо сия́ не вéси кому́ оста́виши, но возопи́й: поми́луй мя, Христé Бо́же, не досто́йнаго.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Не упова́й, душéмоя, на телéсное здра́вие и на скоромимоходя́щую красоту́, ви́диши бо, я́ко си́льнии и млади́и умираю́т, но возопи́й: поми́луй мя, Христé Бо́же, недосто́йнаго.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Воспомяни́, душé моя, вéчное житиé, Ца́рство Небéсное, угото́ванное святы́м, и тьму кромéшную и гнев Бо́жий злым, и возопи́й: поми́луй мя, Христé Бо́же, недосто́йнаго.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Припади́, душé моя, к Бо́жией Ма́тери и помоли́ся Той, есть бо ско́рая помо́щница каю́щимся, умо́лит Сы́на Христа́ Бо́га, и поми́луетмя недосто́йнаго.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Наше спасéние я́коже восхотéл еси́, Спа́се, устро́ити, во утро́бу Дéвыя всели́лся еси, Ю́же ми́ру предста́тельницу показа́л еси́: отéц на́ших Бо́же, благословéн еси.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Воли́теля ми́лости, Его́ же родила́ еси́, Ма́ти чи́стая, умоли́ изба́витися от прегрешéний и душéвных скверн вéрою зову́щим: отéц на́ших Бо́же, благословéн еси́.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Сокро́вище спасéния и Исто́чник нетлéния, Тяро́ждшую, и столп утверждéния, и дверь покая́ния, зову́щим показа́л еси́: отéц на́ших Бо́же, благословéн еси́.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Телéсныя сла́бости и душéвныя неду́ги, Богороди́тельнице, любо́вию приступаю́щих к кро́ву Твоему́, Дéво, исцели́ти сподо́би, Спа́са Христа́ нам ро́ждшая.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Ми́лостив бу́ди ми и умоли́ Бо́га, Госпо́день А́нгеле, имею́ бо тя засту́пника во всем животé моéм, наста́вника же и храни́теля, от Бо́га дарова́ннаго ми во вéки.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Не оста́ви в путь шéствующия души́ моея́ окая́нныя уби́ти разбо́йником, святы́й А́нгеле, я́же ти от Бо́га предана́ бысть непоро́чне; но наста́ви ю́ на путь покая́ния.

Слава: Всю посра́мленуду́шу мою́ привожду́ от лука́вых ми по́мысл и дел: но предвари́, наста́вниче мой, и исцелéние ми пода́ждь благи́ми по́мыслы, уклоня́тимися всегда́ на пра́выя стези́.

И ныне: Прему́дрости испо́лни всех и крéпости Божéственныя, Ипоста́сная Прему́дросте Вы́шняго, Богоро́дицы ра́ди, вéрою вопию́щих: отéц на́ших Бо́же, благословéн еси́.

Песнь 8

Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго жéртву водо́ю попали́л еси́: вся бо твори́ши, Христé, то́кмо éже хотéти. Тя превозно́сим во вся вéки.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ка́ко не и́мам пла́катися, егда́ помышляю́ смерть, ви́дех бо во гро́бе лежа́ща бра́та моего́, безсла́вна и безобра́зна? Что у́бо ча́ю, и на что надéюся? То́кмо даждь ми, Го́споди, прéжде конца́ покая́ние. (Дважды)

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Вéрую, я́ко прии́деши суди́ти живы́х и мéртвых, и вси во своéм чи́ну ста́нут, ста́рии и млади́и, влады́ки и кня́зи, дéвы и свящéнницы; где обря́щуся аз? Сего́ ра́ди вопию́: даждь ми, Го́споди, прéжде конца́ покая́ние.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Пречи́стая Богоро́дице, приими́ недосто́йную моли́тву мою́ и сохрани́ мя от на́глыя смéрти, и да́руй ми прéжде конца́ покая́ние.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

По́мощи я́же от Тебé трéбующия не прéзри, Дéво, пою́щия и превознося́щия Тя во вéки.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Неможéние души́ моея́ исцеля́еши и телéсныя болéзни, Дéво, да Тя просла́влю, Чи́стая, во вéки.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Исцелéний бога́тство излива́еши вéрно пою́щим Тя, Дéво, и превознося́щим неизречéнное Твоé рождество́.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Напа́стей Ты прило́ги отгоня́еши и страстéй нахо́ды, Дéво: тéм же Тя поéм во вся вéки.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

От Бо́га по́сланный, утверди́ живо́т мой, раба́ твоего́, преблаги́й А́нгеле, и не оста́ви менé во вéки.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

А́нгела тя су́ща бла́га, души́ моея́ наста́вника и храни́теля, преблажéнне, воспеваю́ во вéки.

Слава: Бу́ди ми покро́в и забра́ло в день испыта́ния всех человéк, во́нь же огнéм искушаю́тся дела́ благая́ же и злая́.

И ныне: Бу́ди ми помо́щница и тишина́, Богоро́дице Приснодéво, рабу́ Твоему́ и не оста́ви менé лишéна бы́ти Твоего́ влады́чества.

Песнь 9

Ирмос: Бо́га человéком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не смéют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся человéком Сло́во Воплощéнно, Его́же велича́юще, с Небéсными Во́и Тя ублажа́ем.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ны́не к вам прибегаю́, А́нгели, Арха́нгели и вся Небéсныя Си́лы, у Престо́ла Бо́жия стоя́щии, моли́теся ко Творцу́ своему́, да изба́вит ду́шу мою́ от му́ки вéчныя.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ны́не пла́чуся к вам, святи́и патриа́рси, ца́рие и проро́цы, апо́столи и святи́телие и вси избра́ннии Христо́вы: помози́те ми на судé, да спасéт ду́шу мою́ от си́лы вра́жия.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ны́не к вам воздежу́ ру́це, святи́и му́ченицы, пусты́нницы, дéвственницы, пра́ведницы и вси святи́и, моля́щиися ко Го́споду за весь мир, да поми́лует мя в час смéрти моея́.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Ма́ти Бо́жия, помози́ ми, на Тя си́льне надею́щемуся, умоли́ Сы́на Своего́, да поста́вит мя недосто́йнаго одесную́ Себé, егда́ ся́дет судя́й живы́х и мéртвых, ами́нь.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

То́ка слез мои́х не отврати́ся, Я́же от вся́каго лица́ вся́ку слéзу отъéшаго, Дéво, Христа́ ро́ждшая.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Ра́дости моé сéрдце испо́лни, Дéво, Я́же ра́дости приéмшая исполнéние, грехо́вную печа́ль потребля́ющи.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Приста́нище и предста́тельство к Тебé прибегаю́щих бу́ди, Дéво, и стена́ неруши́мая, прибéжище же и покро́в и весéлие.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Свéта Твоего́ заря́ми просвети́, Дéво, мрак невéдения отгоня́ющи, благовéрно Богоро́дицу Тя исповéдающих.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

На мéсте озлоблéния нéмощи смири́вшагося, Дéво, исцели́, из нездра́вия во здра́вие претворя́ющи.

Иисусу: Го́споди Иису́се Христé Бо́же мой, поми́луй мя.

Поми́луй мя, еди́не Спа́се мой, я́ко ми́лостив еси́ и милосéрд, и пра́ведных лико́в сотвори́ мя прича́стника.

Святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой, моли́ Бо́га о мне.

Мы́слити ми при́сно и твори́ти, Госпо́день А́нгеле, благая́ и полéзная да́руй, я́ко си́льна яви́ в нéмощи и не поро́чна.

Слава: Я́ко имея́ дерзновéние к Царю́ Небéсному, Того́ моли́, с про́чими безпло́тными, поми́ловати мя окая́ннаго.

И ныне: Мно́го дерзновéние иму́щи, Дéво, к Вопло́щшемуся из Тебé, преложи́ мя от уз и разрешéние ми пода́ждь и спасéние, моли́тва ми Твои́ми.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

Влады́ко Христé Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне, мно́го Тебé прегреши́вшему, слéзы умилéния; сраствори́ моему́ тéлу от обоня́ния Животворя́щаго Тéла Твоего́, и на слади́ ду́шу мою́ Твоéю Честно́ю Кро́вию от го́рести, ею́ же мя сопроти́вник напои́; возвы́си мой ум к Тебé, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам уми́ления, не и́мам слезы́ утéшительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ наслéдию. Омрачи́хся умо́м в житéйских страстéх, не могу́ воззрéти к Тебé в болéзни, не могу́ согрéтися слеза́ми, я́же к Тебé любвé. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христé, Сокро́вище благи́х, да́руй мне покая́ние всецéлое и сéрдце люботру́дное во взыска́ние Твоé, да́руй мне благода́ть Твою́ и обнови́ во мне зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя, не оста́ви менé; изы́ди на взыска́ние моé, возведи́ к па́жити Твоéй и сопричти́ мя овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя с ни́ми от зла́ка Божéственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Цари́це моя́ преблагая́, надéждо моя́ Богоро́дице, прия́телище си́рых и стра́нных предста́тельнице, скорбя́щих ра́досте, оби́димых покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь, помози́ ми я́ко нéмощну, окорми́ мя я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ вéси, разреши́ ту, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебé, ни ины́я предста́тельницы, ни благи́я утéшительницы, то́кмо Тебé, о Богома́ти, я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во вéки веко́в. Ами́ нь.

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибéгну в го́рести моéй, а́ще не к Тебé, Цари́це Небéсная? Кто плач мой и воздыха́ние моé прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, надéждо христиа́н и прибéжище нам, грéшным? Кто па́че Тебé в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние моé, и приклони́ у́хо Твоé ко мне, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не прéзри менé, трéбующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни менé, грéшнаго. Вразуми́ и научи́ мя, Цари́це Небéсная; не отступи́ от менé, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние моé, но бу́ди мне Ма́ти и засту́пница. Вруча́ю себé ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя, грéшнаго, к ти́хой и безмятéжней жи́зни, да пла́чуся о гресéх мои́х. К кому́ бо прибéгну пови́нный аз, а́ще не к Тебé, упова́нию и прибéжищу грéшных, надéждою на неизречéнную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небéсная! Ты мне упова́ние и прибéжище, покро́в и заступлéние и по́мощь. Цари́це моя́ преблагая́ и ско́рая засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегрешéния, защити́ менé от враг ви́димых и неви́димых; умягчи́ сердца́ злых человéк, возстаю́щих на мя. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты еси́ ко́рень дéвства и неувяда́емый цвет чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты пода́ждь ми по́мощь немощствую́щему плотски́ми страстьми́ и болéзнующему сéрдцем, еди́но бо Твоé и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступлéние; и Твои́м пречу́дным заступлéнием да изба́влюся от вся́кия бéды и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Тéмже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, благода́тная, ра́дуйся, обра́дованная; ра́дуйся, преблагословéнная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Молитва Ангелу Хранителю

А́нгеле Христо́в святы́й, к тебé припа́дая молю́ся, храни́телю мой святы́й, прида́нный мне на соблюдéние души́ и тéлу моему́ грéшному от свята́го крещéния, аз же своéю лéностию и свои́м злым обы́чаем прогнéвах твою́ пречи́стую свéтлость и отгна́х тя от себé всéми сту́дными дéлы: лжа́ми, клевета́ми, за́вистию, осуждéнием, презо́рством, непоко́рством, братоненавидéнием, и злопомнéнием, сребролю́бием, прелюбодея́нием, я́ростию, ску́постию, объядéнием без сы́тости и опи́вством, многоглаго́ланием, злы́ми по́мыслы и лука́выми, го́рдым обы́чаем и блу́дным возбешéнием, имы́й самохотéние на вся́кое плотско́е вожделéние. О зло́е моé произволéние, его́ же и ско́ти безсловéснии не творя́т! Да ка́ко возмо́жеши воззрéти на мя, или́ приступи́ти ко мне, а́ки псу смердя́щему? Кото́рыма очи́ма, А́нгеле Христо́в, воззри́ши на мя, оплéтшася зле во гну́сных дéлех? Да ка́ко ужé возмогу́ отпущéния проси́ти го́рьким и злым мои́м и лука́вым дея́нием, в ня́же впада́ю по вся дни и но́щи и на всяк час? Но молю́ся ти припа́дая, храни́телю мой святы́й, умилосéрдися на мя грéшнаго и недосто́йнаго раба́ твоего́ (имя), бу́ди ми помо́щник и засту́пник на зла́го моего́ сопроти́вника, святы́ми твои́ми моли́твами, и Ца́рствия Бо́жия прича́стника мя сотвори́ со всéми святы́ми, всегда́, и ны́не и при́сно и во вéки веко́в. Ами́нь.

Многие люди не знают и не умеют правильно готовиться к исповеди и исповедываться. Ходят, годами ходят на исповедь и Причастие, а всё никак не меняются, и в жизни у них всё по прежнему, никаких перемен к лучшему: как ругались муж с женой – так и продолжают ругаться и ссориться. Как пил муж – так и продолжает пить и гулять, изменять своей жене. Как не было денег в доме – так и нет. Как были дети непослушны – так они еще грубей и наглей стали и перестали учиться. Как был человек одиноким в жизни, без семьи и детей – так и по прежнему остается одиноким. А причины этому такие: либо человек не кается в своих грехах и живёт греховной жизнью, либо он не умеет каяться, не знает и не видит своих грехов, да и молиться по настоящему не умеет, либо человек хитрит перед Богом и обманывает Его, не считает себя грешником, скрывает грехи или считает свои грехи маленькими, незначительными, оправдывает себя, перекладывает свою вину на других людей или кается и опять с легким сердцем и желанием совершает грехи, не хочет расстаться со своими дурными привычками.

Покаяние – это удивительный ДАР человеку от Бога, и его надо — ЗАСЛУЖИТЬ, а заслужить этот дар можно только — ДОБРЫМИ делами и честным признанием перед собой, и перед Богом всех грехов, своих худых дел и поступков, своих недостатков характера и дурных привычек и большим желанием от всего этого дурного — ИЗБАВИТЬСЯ и самому исправиться, и СТАТЬ хорошим человеком.

Поэтому, перед тем, как пойти на исповедь, ЗНАЙТЕ, что если вы не будете каждый день — молиться и ПРОСИТЬ Бога, чтобы Он вам РАЗРЕШИЛ — ПРИЙТИ на Исповедь – то Исповеди может — не быть. Если Бог вам — НЕ ДАСТ дороги в церковь – то на исповедь вы — НЕ ПОПАДЕТЕ! А дорогой молитесь, чтобы Бог на исповеди — ПРОСТИЛ все ваши грехи.

Не надейтесь сами на себя, что вы по своему желанию, можете спокойно дойти до Церкви – можете и НЕ ДОЙТИ и так очень часто бывает, потому что диавол люто ненавидит тех людей, которые собрались идти на исповедь и начинает им всячески МЕШАТЬ. Вот почему мы должны уже за неделю, а то и за две, как вы задумали сходить на исповедь, каждый день просить Бога и Богородицу о помощи вам, чтобы Бог — ДАЛ вам ЗДОРОВЬЕ, силы и дорогу для того, чтобы вы сходили в церковь..

Иначе обычно бывает так, собрался человек на исповедь, и вдруг, то человек ЗАБОЛЕЕТ, то вдруг упадёт и ногу или руку ВЫВИХНЕТ, то расстройство живота, то кто-то дома сильно из близких вам людей заболеет – вот и НЕ СМОГ человек сходить на Исповедь. Или бывает неприятности начинаются и на работе и дома, либо случится несчастный случай, либо дома накануне произойдет крупная ссора или вы совершите новый тяжкий грех. Бывает мужчина собрался на исповедь, а к нему приходят гости и предлагают выпить вина и водки, он так напивается, что не может утром встать, и опять человек — НЕ СМОГ СХОДИТЬ на Исповедь. Всё бывает, потому что диавол, узнав о том, что человек собрался на исповедь – начинает делать всё для того, чтобы человек никогда — не смог сходить на исповедь даже и думать об этом ПОЗАБЫЛ! Помните об этом!

Когда человек — ГОТОВИТСЯ к Исповеди, то самое ГЛАВНОЕ, о чём он должен честно спросить самого себя: «На — ПЕРВОМ ли месте в жизни у меня Бог?» Только с этого начинается настоящее Покаяние!

Может быть, не Бог у меня на первом месте, а что-то другое, например – Богатство, личное благополучие, приобретение имущества, работа и успешная карьера, секс, развлечения и удовольствия, одежда, курение, стремление обращать на себя внимание и желание славы, известности, получать похвалы, проводить время в беспечности, в чтении пустых книг, у телевизора.

Может быть из-за ЗАБОТ о своей семье и МНОЖЕСТВА домашних дел – мне всегда НЕКОГДА и потому я — ЗАБЫВАЮ о Боге и не угождаю Ему. Может быть искусство, занятия спортом, наука или какое-либо хобби, увлечение – занимают у меня первое место?

Может быть какая-либо страсть – сребролюбие, чревоугодие, пьянство, сексуальная похоть – ЗАВЛАДЕЛИ моим сердцем, и все мои думы и желания только об этом? Не делаю ли я сам из себя «Кумира» по своей гордости и эгоизму? Если это так, то значит, я СЛУЖУ своему «Кумиру», своему идолу, он у меня на первом месте, а не Бог. Так можно и нужно проверять себя готовясь к исповеди.

Необходимо накануне обязательно сходить на вечернюю службу. Перед Причастием, если человек никогда не исповедывался и не соблюдал пост, необходимо соблюдать пост в течении 7 дней. Если человек соблюдает постные дни среду и пятницу, то ему достаточно соблюсти пост два – три дня, но пост только для здоровых людей. Дома обязательно готовятся к исповеди и Причастию, если есть молитвослов, то читают: Покаянный канон к Иисусу Христу и к Божией Матери, или просто канон к Богородице «Многими содержим Напастьми», читают канон к Ангелу Хранителю, и если будут причащаться то «Последование ко Причастию». Если нет молитвослова, то нужно прочитать 500 раз Иисусову молитву и 100 раз «Богородице, Дево радуйся», но это как исключение. Потом берут листок чистой бумаги и подробно на нем пишут все свои грехи, иначе вы просто многие грехи Забудете, бесы не дадут вам Памяти их вспомнить, вот для чего люди Записывают свои грехи на листки бумаги, которые после исповеди нужно Осторожно и аккуратно сжечь Этот листок с грехами вы либо отдадите на исповеди священнику, который будет вас исповедовать, либо сами вслух прочитаете священнику все записанные на листке грехи.

С 12 часов ночи ничего не едят и не пьют, утром встали, помолились и пошли в храм и всю дорогу — нужно усиленно МОЛИТЬСЯ про себя и просить Господа, чтобы Бог — ПРОСТИЛ ваши грехи. В церкви встали в очередь и молча про себя — ПРОДОЛЖАЕМ Молиться Богу, чтобы Бог простил нас и избавил нас от наших грехов и дурных привычек. Когда стоите в церкви и ждете своей очереди на исповедь — нельзя думать о постороннем, нельзя смотреть праздно по сторонам и не вздумайте разговаривать о чем-либо с рядом стоящими людьми. Иначе Бог не примет ваше покаяние, а это беда! Вы должны стоять и молчать, и всем сердцем умолять Бога, чтобы Он помиловал вас и простил вам грехи и дал вам силы, чтобы не совершать вновь эти же грехи, вы должны оплакивать перед Богом, что вы столько много совершили грехов, столько сделали зла и дурных поступков, и многих обидели и осудили людей. Только в этом случае Бог вас может простить, не священник, а Господь, который видит ваше Покаяние – какое оно искреннее или лживое! Когда священник станет читать разрешительную молитву о разрешении ваших грехов – вы в это время усиленно помолитесь Богу про себя, чтобы Бог вас простил и дал силы жить честно, по Законам Божиим и не грешить.

Многие люди стоя в очереди на исповедь — РАЗГОВАРИВАЮТ с друг другом, смотрят по беспечно сторонам – разве Бог может принять такое Покаяние? Кому такое Покаяние вообще нужно, если люди даже не задумываются и не понимают — на какое Великое и страшное Таинство они пришли? Что сейчас – РЕШАЕТСЯ их СУДЬБА!

Поэтому все такие люди, которые ВЕДУТ разговоры в очереди на исповедь и не молятся усиленно Богу о прощении своих грехов – НАПРАСНО ПРИШЛИ на исповедь! Господь – таких людей – НЕ ПРОЩАЕТ и их лицемерное Покаяние – НЕ ПРИНИМАЕТ!

Ведь, если Бог прощает человека, ПРОЩАЕТ ему его грехи, то у человека к Лучшему меняется его жизнь и судьба – ИЗМЕНЯЕТСЯ сам человек — СТАНОВИТСЯ добрым, спокойным, терпеливым и честным человеком, люди — ВЫЗДОРАВЛИВАЛИ от тяжелых и часто неизлечимых смертельных болезней. Люди избавлялись от своих дурных привычек и страстей.

Многие горькие пьяницы и наркоманы после Настоящей исповеди — ПРЕКРАЩАЛИ ПИТЬ и принимать наркотики – становились НОРМАЛЬНЫМИ людьми!

У людей НАЛАЖИВАЛИСЬ семейные отношения, восстанавливались семьи, ИСПРАВЛЯЛИСЬ — дети, люди — находили хорошую работу, а одинокие люди — СОЗДАВАЛИ семьи – вот что означает Настоящее Покаяние человека!

После Исповеди нужно ПОБЛАГОДАРИТЬ Бога сделать земной поклон, и поставить в благодарность свечку, и стараться БЕРЕЧЬСЯ от грехов, стараться их не совершать.

Веруешь ли Богу? Не сомневаешься ли? Носишь ли крест на груди? Не стыдишься ли носить крест, ходить в церковь, креститься на людях? Не творишь ли небрежно Крестное Знамение? Не нарушаешь ли данных тобой обетов Богу и обещаний людям? Не скрываешь ли грехи на исповеди, не обманывал ли священников? Знаешь ли все Законы и Заповеди Божии, читаешь ли Библию, Евангелие, и жития святых? Не оправдываешь ли себя на исповеди? Не осуждаешь ли священников и Церковь? Ходишь ли в церковь в воскресенье? Не осквернял ли святыни? Не хулишь ли Бога?

Не ропщешь ли? Соблюдаешь ли посты? Несешь ли терпеливо свой крест, скорби и болезни? Воспитываешь ли детей по Законам Божиим? Не подаешь ли своим детям и чужим дурной пример? Молишься ли за них? Молишься ли за свою страну, за свой народ, за свой город, село, за родных, близких, за своих друзей…(живых и усопших)? Не молишься ли кое-как, торопливо и небрежно? Находясь в лоне Православной церкви, не обращался ли к иным религиям и сектам? Защищал ли Православную веру и Церковь перед сектантами и еретиками? Не опаздывал ли в церковь на службу и не уходил ли без уважительной причины со службы? Не разговаривал ли в храме? Не грешил ли самооправданием и умалением своих грехов? Не рассказывал ли другим людям чужих грехов?

Не соблазнял ли людей на грех подавая им дурной пример? Не злорадствуешь ли над чужою бедой, не радуешься ли несчастьям и неудачам других людей? Не считаешь ли себя лучше других? Не согрешал ли тщеславием? Не согрешал ли эгоизмом? Не согрешал ли равнодушием к людям и к своей работе, к своим обязанностям. Не исполнял ли формально и плохо свою работу. Не обманывал ли начальство? Не завидуешь ли людям? Не грешишь ли унынием?

Почитаешь ли, уважаешь ли и слушаешься ли своих родителей? Относишься ли уважительно к людям, которые старше тебя? Не обижал ли своих родителей, не ругался ли с ними, не кричал ли на них? Почитаешь и слушаешься ли своего мужа, признаешь ли его хозяином в своей семье? Не перечишь ли мужу, не кричишь ли на него? Подаешь ли нищим, убогим от избытка своего? Навещаешь ли больных в больницах и на дому? Помогаешь ли ближнему? Не осуждал ли нищих и бедных людей, не брезговал ли ими?

Не женились ли, не выходили ли замуж без любви по расчету? Не совершил ли неправедный развод (отказ от брака)? Не убиваешь ли во чреве младенца (аборты или иные средства)? Не даешь ли таких советов? Благословлен ли Богом твой брак (совершено ли таинство венчания)? Не ревнуешь ли мужа или жену? Не занимался ли сексуальными извращениями? Не изменяешь ли мужу (жене)? Не занимался ли блудом и не соблазнял ли на этот грех других людей? Не занимался ли онанизмом и извращениями в сексе?

Не упиваешься ли вином? Не спаивал ли кого? Не куришь ли табак? Не имеешь ли каких вредных привычек? Не устраиваешь ли поминки с вином, не поминаешь ли вином умерших людей? Не давал ли своего согласия на то, чтобы тела ваших умерших родных и близких сжигали в крематории, вместо того, чтобы их хоронить погребением в земле? Не проклинаешь ли детей, близких или ближних своих? Не обзываешь ли кого? Имеешь ли страх Божий? Не укоряешь ли кого? Не делаешь ли добрых дел на показ или для того, чтобы тебя похвалили или с расчетом на выгоду? Не болтлив ли? Не брезгуешь ли чем?

Не совершил ли убийство? Не делал ли чего кому-то на зло? Не издевался ли над слабым и беспомощным? Не враждуешь ли с людьми? Не споришь ли, не пререкаешься ли с кем? Не материшься ли? Не подговаривал ли кого на совершение злого дела? Не ссоришься ли с кем? Не угрожал ли кому? Не раздражаешься ли? Не оскорбляешь и не унижаешь ли кого? Не обижаешь ли кого? Не желаешь ли смерти себе и людям? Любишь ли ближнего своего как самого себя? Любишь ли врагов своих? Не насмехаешься ли над людьми? Не отвечаешь ли злом за зло, не мстишь ли? Молишься ли за нападающих и гонящих тебя? Не кричишь ли на людей? Не гневаешься ли напрасно? Не грешил ли нетерпеливостью и спешкой?

Не любопытствуешь ли? Не убивал ли напрасно скота, птиц, насекомых? Не захламлял ли и не загрязнял ли лес, озера и реки? Не осуждаешь ли ближнего? Не обвиняешь ли кого? Не презираешь ли кого?)? Не притворяешься ли? Не лукавишь ли? Не доносишь ли на кого? Не согрешал ли человекоугодничеством и подхалимством?

Не угождал ли начальству, не прислуживал ли, не занимался ли подхалимажем? Не празднословишь ли (пустые разговоры)? Не распевал ли непристойных песен? Не рассказывал ли непристойные анекдоты? Не лжесвидетельствовал ли? Не клеветал ли на людей? Не имеешь ли пристрастия к еде, лакомствам? Не имеешь ли пристрастия к роскоши и вещам? Не любишь ли почести и похвалу? Не советовал ли ты людям чего дурного и порочного? Не осмеивал ли ты чьего целомудрия или стыдливости, или их послушания родителям и старшим, или их добросовестности по работе, по службе или в учебе.

Не смотрел ли непристойные порнографические изображения в газетах и журналах? Не смотрел ли эротические и порнографические фильмы и видеофильмы, не смотрел ли эротические и порнографические сайты в интернете? Не смотришь ли фильмы ужасы и кровавые боевики? Не читаешь ли непристойные развратные порнографические журналы, газеты и книги? Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением и одеждой?

Не занимаешься ли колдовством, спиритизмом? Не читаешь ли магию и книги по экстрасенсорике? Не веришь ли в приметы, астрологию и гороскопы? Не увлекался ли буддизмом и сектой Рериха? Не верил ли ты в переселение душ и закон реикарнации? Не привораживаешь ли кого? Не гадаешь ли на картах, по руке или еще как? Не занимался ли йогой? Не хвалишься ли? Не думал ли и не хотел ли покончить свою жизнь самоубийством?

Не берешь ли чего казенного? Не крадешь ли? Не утаиваешь ли, не присваиваешь ли чужих, найденных вещей? Не согрешал ли приписками? Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености? Бережешь ли и ценишь ли чужой труд, время свое и чужое? Не наживался ли обманом на чужом труде платя маленькую зарплату? Не занимался ли спекуляцией? Не скупал ли за дешево ценные и дорогие вещи, пользуясь нуждой людей? Не покалечил ли кого? Не обмериваешь ли, не обвешиваешь ли, не обсчитываешь ли при торговле? Не продавал ли испорченный и негодный товар? Не занимался ли вымогательством и не принуждал ли людей давать взятки? Не обманываешь ли людей словом, делом? Не берешь ли и не даешь ли взятки? Не покупал ли краденного? Не покрывал ли воров, преступников, насильников, бандитов, наркоторговцев и убийц? Не употребляешь ли наркотики? Не торговал ли самогоном, водкой и наркотиками и порнографическими журналами, газетами и видеофильмами?

Не подсматриваешь ли, не подслушиваешь ли? Оплачивали ли услуги и труд помогающих вам людей? Не берешь ли, не пользуешься ли вещами, не носишь ли одежду и обувь без разрешения владельца? Оплачиваешь ли проезд в метро, в автобусах, троллейбусах, трамваях, электричках и т. д? Не слушаешь ли рок-музыку? Не играешь ли в карты и другие азартные игры? Не играешь ли в казино и на игровых автоматах? Не играешь ли в компьютерные игры и не ходишь ли в игровые компьютерные салоны?

Вот перед вами ПЕРЕЧЕНЬ грехов, в нём перечислены большинство грехов. Они в виде вопросов. Подготовиться к Исповеди можно — по этому Перечню.

Берете большой чистый лист бумаги и начинаете записывать совершенные вами грехи. Потом вы по Перечню грехов читаете по порядку все перечисленные грехи и отвечаете на эти вопросы о грехах, но только на те грехи, которые вы совершили и пишите примерно так: “Согрешил: пьянствовал, пропивал деньги, не берег покой своих ближних. Ругался, сквернословил, обижал своих ближних, лгал, обманывал людей — каюсь, и т. д”. Вот примерно так и пишите свои грехи. Если конечно есть что-то серьезное, то нужно описать свой грех поподробней. Те грехи, которые вы прочитали в перечне и вы их не совершали – вы пропускаете и честно пишите только те грехи, которые вы сделали. Если вы идете на исповедь первый раз, то скажите об этом священнику. Скажите ему, что готовились к исповеди по перечню грехов и исповедуйтесь. У вас может получиться несколько листов бумаги с написанными грехами – это нормально, только – пишите свои грехи четко и понятно, чтобы их мог прочитать священник.

Лучше, конечно самому — ПРОЧИТАТЬ свои грехи Вслух батюшке. Если будете читать вслух свои грехи – то НЕ ЧИТАЙТЕ их равнодушно, скороговоркой, а лучше как бы сами – ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ своими словами грехи, иногда заглядывая в листок с записанными грехами – Вините себя, Не оправдывайте, переживайте в этот момент за свои грехи – Стыдитесь их – тогда Бог вам — простит грехи. Только тогда и толк — будет от Исповеди и польза — большая.

Главное, после Исповеди человек — НЕ ДОЛЖЕН возвращаться своим прежним грехам и Дурным привычкам.

После исповеди поблагодарите Бога. Перед тем, как причащаться, когда выносят Святые Дары — сделайте три земных поклона и потом с молитвой «Господи, благослови мне недостойному Принять Святые Тайны и сберечь Дар Твой Благодатный» — принимайте Причастие.

После того как Причастились, остановитесь, обратитесь к алтарю церкви и от всей души, с поясным поклоном — опять возблагодарите Господа, Божию Матерь и своего Ангела Хранителя, за то, что они вам даровали столь Великую милость и попросите Бога, чтобы вам бережно сохранить дар Причастия. Придя домой обязательно стоя прочитайте благодарственные молитвы после принятия Причастия и прочитайте Три главы из Евангелия.

Причастие Святых Тайн – Это великая Тайна и самое сильное лекарство для души человека и для исцеления всяких болезней, в том числе и тяжких, которые не поддаются никакому лечению. Только после честной и искренней исповеди – причащение Тела и Крови Христа оживотворяет человека, исцеляет болезни, дает душе человека Мир и Покой, даёт прибавление физических сил и энергии организму.

Отрывок из Православной книги “Секреты семейного счастья”. Черепанов Владимир.

Просмотры (82475)

Подготовка к Причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей

Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей.

Подготовка к причастию

Ваше Высокопреосвященство!

Всечестные отцы, братья и сестры!

если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день
(Ин. 6, 53-54)

Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.

Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.

Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.

Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?

Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».

Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия: священник, совершающий литургию, освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день, вынужден помимо прочих постов соблюдать трехдневный пост перед причастием, нарушая при этом 64-е Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.

Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».

В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей, как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф, сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.

Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.

Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.

Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.

В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).

И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

«Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

Спасибо за внимание!

Источник: сайт Белгородской и Старооскольской епархии

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *