Княгиня Елизавета Федоровна вся правда о ней

Княгиня Елизавета Федоровна: вся правда о ней и ее жизни

Елизавета Федоровна родилась в семье герцога Людовига Четвертого и принцессы Алисы 1 ноября 1864 года. Она была второй дочерью именитой четы. И носила титул принцессы Гессен-Дармштадской. Внучке английской королевы Виктории была уготована непростая судьба. И после смерти Елизавету Федоровну ждала канонизация. Но события, которые к ней привели, были действительно страшными и ужасающими. Известная княгиня Елизавета Федоровна, вся правда о ней, ее жизнь, подвиги вызывали восхищение у ее современников. И сегодня великая русская княгиня остается важным примером для потомков.

Детство и замужество принцессы Эллы

Элла (домашнее имя Елизаветы), как и ее младшая сестра Аликс, воспитывалась в Осборн-хаусе согласно традициям знатного и древнего рода. Девочке с юных лет прививали религиозность, хозяйственность и трудолюбие. Несмотря на богатство своих родителей, Элла сама училась топить печи и камины, убирала за собой постель, участвовала в благотворительности, обучалась домоводству.

В 1878 году ее мать и сестра Мария умерли от дифтерии. И Елизавета Федоровна после повторного брака отца воспитывалась бабушкой. Во взрослом возрасте принцесса была признанной красавицей. За ее руку и сердце боролись самые знатные женихи Европы. Но она отдала предпочтение русскому князю Сергею Александровичу Романову. И в 1884 году обвенчалась с ним в придворном соборе Зимнего дворцового комплекса.

Все родственники Елизаветы Федоровны исповедовали протестантизм. Но прожив несколько лет в России, великая княгиня прониклась духом православия. И от всей души полюбила новую страну. О чем неоднократно писала в своих письмах отцу и бабушке.

Религиозные и благотворительные деяния княгини

Чета молодоженов поселилась в имении Сергиевском. Там они жили большую часть года, лишь иногда посещая балы и светские мероприятия. Елизавета Федоровна выучила русский язык в совершенстве. Со временем начала бывать на православных богослужениях. Устроила в селе возле своего дворца больницу. Проводила ярмарки для крестьян.

Ее муж Сергей Александрович был назначен на пост генерал-губернатора в 1891 году. Через год он организовал Елизаветинское благотворительное общество, в котором княгиня принимала активное участие. Елизавета Федоровна также состояла в Дамском комитете Красного Креста.

Своих детей в семье Елизаветы и князя не было. Но после смерти жены великого князя Павла Александровича они занимались воспитанием своих племянников: Марии и Дмитрия.

Когда началась русско-японская война, Елизавета организовала комитет помощи военным. Отправляла на фронт лекарства, молитвословы, одежду. Устраивала раненых в госпитали.

Вместе со своим мужем великая княгиня выступала против вольнодумства, революционеров и террористов. Из-за этой деятельности ее супруга убили 4 февраля 1905 года. Князь погиб от взрыва бомбы, а его убийца Иван Каляев так и не раскаялся в содеянном. Хотя княгиня Елизавета и ходатайствовала перед Николаем Вторым за него. Таким добрым и большим было ее сердце.

К тому времени Елизавета Федоровна уже сменила веру на православие. Хотя ее семья в Англии была против этого. И после кончины мужа она заняла пост председателя Императорского православного палестинского общества.

Чем дальше занималась знатная женщина?

Княгиня Елизавета Федоровна (вся правда о ней, которая содержится в исторических источниках, гласит об этом) направила свою жизнь по религиозному пути. Она отринула все мирское и стала строить Марфо-Мариинскую обитель в Москве.

Обитель не была женским монастырем в полном смысле этого слова. Сестры, жившие и работавшие там, давали обет целомудрия и послушания. Но позднее в устав внесли изменения, благодаря которым женщины могли прекратить свое проживание в обители и создать семью.

Какую роль играла эта обитель для общества? Согласно плану Елизаветы Федоровны, в ней осуществляли следующую деятельность:

  • оказывали духовную помощь;
  • занимались лечением и развитием медицины;
  • просвещали людей, учили детей.

Сама княгиня управляла обителью строгой, но милосердной рукой. Вскоре на территории Марфо-Мариинской обители основали детский приют. Елизавета Федоровна лично посещала все злачные места, чтобы разыскать сирот и доставить их туда.

Ее жизнь в импровизированном монастыре была аскетична. Она тайно носила власяницу, спала на досках без матраса, ела только скоромное. Ночами напролет княгиня читала псалтырь над умершими, сидела с больными, а днем работала наравне с другими сестрами.

В период Первой мировой войны все члены обители заботились о русских солдатах, собирали гуманитарную помощь, не брезговали помогать пленным и сидящим в тюрьмах. Милосердие и сострадание Елизаветы Федоровны не знало границ и национальных различий. За что в дальнейшем она жестоко поплатилась.

Гибель княгини: начало конца

В мае 1918 года патриарх Тихон отслужил в Марфо-Мариинской обители молебен. В этот же день Елизавета Федоровна была арестована большевиками. Патриарх пытался добиться освобождения княгини, но ему это не удалось.

Большевики, пришедшие к власти, сослали Елизавету Федоровну на Урал. В ссылку за княгиней последовала сестра обители Варвара Яковлева. В Алапаевске женщин держали в стенах Напольной школы. Вместе с княгиней участь ссыльных разделили многие представители рода Романовых: князь Сергей Михайлович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович и другие.

18 июля 1918 года Елизавета Федоровна была убита. Ее с другими ссыльными бросили в глубокую шахту живыми. При падении женщина не погибла. Тогда большевики стали бросать в шахту гранаты. До последнего момента оттуда доносилось тихое пение православных песен.

Позже мощи великомучениц Елизаветы и Варвары были извлечены из шахты и доставлены в церковь Святой Равноапостолькой Марии Магдалины в Иерусалиме. Там при жизни хотела быть похоронена великая княгиня.

Существует легенда о том, что когда гроб с мощами Елизаветы Федоровны открыли, многие почувствовали запах жасмина и благовоний. А само тело женщины было почти не тронуто разложением.

День поминовения двух мучениц за веру Елизаветы и Варвары отмечают 18 июля. Во время ссылки княгиню пытался спасти не только патриарх, но и ее родственники из Англии. Но она сама отказывалась от побега за границу, желая быть достойной памяти своего погибшего супруга.

Деятельность Марфо-Мариинской обители без ее настоятельницы постепенно была остановлена. Но память о ее мирских подвигах осталась в истории навечно.

Святая княгиня Елизавета Федоровна: вся правда о ней, ее поступки нашли документальное подтверждение в переписке знати, в письмах и дневниках ее мужа, в свидетельствах очевидцев. Личные дневники Елизавета Федоровна сожгла после смерти мужа. Ее подвиг до сих пор считается важным и значимым для последующих поколений. А ее деяния были пронизаны любовью к своей второй родине, а также большой религиозностью. Муж княгини Елизаветы тоже немало сделал для укрепления православной веры, но как политик не был канонизирован и остался в тени своей великолепной супруги.

Исторический и богословский опыт

Елизаветинское благотворительное общество в Москве и Московской губернии (1892-1917 г.г.)

Максимова Л.Б.

К концу XIX в. в связи с большой перегрузкой при приеме незаконнорожденных детей и подкидышей прекратился доступ в московский Воспитательный дом законнорожденных детей из беднейших семей, детей порочных родителей и детей-сирот. Остро встал вопрос о создании нового специального благотворительного учреждения для приема данного контингента детей. Труд по реализации этой сложнейшей социальной программы взяла на себя Великая Княгиня Елизавета Федоровна, супруга Великого Князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы.

Был разработан устав нового Общества, утвержденный 17 января 1892 г. императором Александром III. Параллельно утверждению Устава Московский митрополит Леонтий и 11 благочинных г. Москвы дали свое благословение на привлечение московских приходов и монастырей к совместной с Елизаветинским обществом благотворительной деятельности.

В основу организационного устройства Общества была положена важнейшая концепция взаимосвязи светских и церковных организаций в деле общественного призрения нуждающихся детей. На этом принципе были разработаны основные положения Устава и оригинальная организационная структура Общества, связывающего в единый комплекс возможности церковных приходов с деятельностью представителей местной власти, богатых граждан и общественных деятелей.

Концепция построения Общества, основанная на комплексном совместном участии церковных и светских организаций, обеспечивала скорую подачу помощи бедным семьям и детям-сиротам. В дореволюционной России Церковным приходам был известен каждый человек с момента его крещения до смерти. Поэтому священнослужители хорошо знали нужды своих прихожан, их семей и детей.

При многих церковных приходах Москвы и губернии Обществом были организованы Елизаветинские приходские благотворительные комитеты, предназначенные для попечения о законнорожденных детях, находящихся в бедственном положении. Каждый комитет возглавлялся настоятелем храма. В его состав входили староста церкви и прихожане, члены Общества. Комитеты должны были устраивать ясли и приюты для постоянного или дневного пребывания нуждающихся законнорожденных детей. К нуждающимся детям относились те, у которых были бедные или порочные родители, и дети, не имеющие матерей и родственников. Разрешалось объединение средств соседних приходских комитетов по устройству совместных детских учреждений.

Елизаветинское общество представляло собой разветвленную структуру, осуществлявшую широкомасштабную благотворительную деятельность. В его состав входило 224 приходских комитета в Москве и 14 уездных комитетов в Московской губернии. Попечительницей Общества являлась Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Руководил обществом Совет, в состав которого входили: Московский городской глава, врач, управляющий, Директор Воспитательного дома, старшина купеческого сословия, секретарь Великой Княгини.

Кроме приютов и яслей при приходских комитетах общество располагало 107 «Елизаветинскими вакансиями» в других ведомствах: монастырях Московской епархии, Александровском училище ремесленного сословия, Александро-Мариинском училище Мещанского сословия, Московском Совете детских приютов. В состав общества также входили несколько частных приютов и яслей и Елизаветинское временное убежище для детей.

Важно отметить, что Общество не получало никаких казенных субсидий. Все годы Елизаветинское общество существовало исключительно на благотворительные средства. Доходы Общества составляли членские взносы, пожертвования, поступления с процентов капитала, прибыли от устраиваемых спектаклей, концертов, лотерей. Кроме денежных пожертвований были пожертвования недвижимым имуществом, бесплатными работами, строительными материалами, вещами. Наиболее крупные из частных пожертвований сделала Великая Княгиня Елизавета Федоровна (более 60 тыс. рублей).

За 25 лет работы Общество приняло участие в судьбе свыше 9 тысяч детей, в том числе в яслях — 3.717 детей, в приютах — 2.312 детей, остальные получали от Общества пособие. Общество выплатило матерям-вдовам 13 тысяч пособий на общую сумму 120 тысяч рублей. На содержание яслей и приютов общество за годы своего существования израсходовало свыше 1 миллиона рублей.

Деятельность Общества получила высокую оценку российской общественности. В материалах о деятельности Общества, опубликованных в газете «Московские Церковные Ведомости» (1907 г., №16-17), оно было названо «украшением Москвы», «цветом христианского милосердия и просвещения».

К началу страницы

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова

В семье детей воспитывали в христианских традициях, учили заботе о больных, формировали культуру общения с людьми разных социальных слоев.

Елизавета — Элла, как ее называли в семье, — получила домашнее образование, большое внимание уделялось музыке и рисованию. После смерти матери от дифтерии в декабре 1878 года она воспитывалась в Англии под наблюдением бабушки — королевы Виктории.

В ноябре 1883 года в Дармштадте состоялась помолвка принцессы Эллы и великого князя Сергея Александровича Романова — брата императора Александра III. В июне 1884 года она стала его супругой.

После замужества Элла переехала в Россию и жила сначала в Петербурге, а после назначения Сергея Александровича московским генерал-губернатором в 1891 году — в Москве.

В апреле 1891 года великая княгиня перешла в православие и приняла имя Елизавета. Согласно традиции, отчество Федоровна давали немецким принцессам в честь почитаемой Федоровской иконы Божией Матери.

Елизавета Федоровна активно занималась делами милосердия. Она была председателем Петровского благотворительного общества в Санкт-Петербурге, Первого Санкт-Петербургского дамского комитета Российского общества Красного Креста, Царскосельского благотворительного общества, а также Убежища для слабосильных и выздоравливающих детей. В 1896 году великая княгиня основала в Санкт-Петербурге Елизаветинскую общину сестер милосердия.

Елизавета Феодоровна была попечительницей Филармонического общества, учредительницей приюта для престарелых театральных деятелей, покровительницей Строгановского училища.

Она также была почетным председателем Дамского тюремного комитета, опекавшего детей, чьи матери отбывали наказание.

Во время русско-японской войны (1904-1905) возглавила в Москве движение по оказанию помощи воинам, а также вдовам и детям погибших. В это время залы Кремлевского дворца были превращены в пошивочные мастерские, она организовала отправку на фронт санитарных поездов и обозов с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат.

После убийства супруга 4 февраля 1905 года террористом Иваном Каляевым, Елизавета Федоровна распустила двор и посвятила себя благотворительности.

Возглавив после гибели мужа Императорское Православное Палестинское общество, председателем которого долгое время был Сергей Александрович, великая княгиня приняла на себя всю заботу о паломниках из России на Святую Землю, все хлопоты по содержанию там храмов, подворий, гостиниц, больниц, школ. В 1911 году Общество приступило к строительству в итальянском городе Бари храма Святителя Николая и странноприимного дома.

Великая княгиня принимала участие в возведении многих храмов и часовен, щедро дарила церковную утварь.

С момента кончины супруга Елизавета Федоровна не снимала траур. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью — роскошная мебель была вынесена, на белых стенах висели иконы и картины духовного содержания. На светских приемах она не появлялась. Бывала только в храме на бракосочетаниях или крестинах родственников и друзей.

Часть своего состояния она отдала казне, часть — родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители милосердия.

В 1907 году на улице Большая Ордынка она приобрела усадьбу для устройства Марфо-Мариинской обители сестер милосердия.

В апреле 1910 года на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе с Елизаветой Федоровной в звание крестовых сестер, а наутро за Божественной литургией она была возведена в сан настоятельницы обители.

Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли покинуть обитель и выйти замуж или постричься в монашество.

Настоятельница с сестрами активно выходили в мир: помогали сиротам, неизлечимо больным, беднякам. Великая княгиня организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Она устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер, открыла приют для неизлечимо больных туберкулезом.

С начала Первой мировой войны (1914) Елизавета Федоровна включилась в деятельность по оказанию медицинской помощи солдатам и офицерам действующей армии. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. В Марфо-Мариинской обители был открыт госпиталь.

После Февральской революции 1917 года Елизавета Федоровна отклонила предложение германского императора Вильгельма II о выезде в Германию.

В апреле 1918 года, в Светлый вторник после Пасхи, после литургии, которую служил святейший патриарх Тихон, настоятельница была арестована.

Вместе с другими Романовыми она была депортирована на Урал, в город Алапаевск.

Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении в школе на окраине города Алапаевска вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарем Феодором Ремезом, а также Иоанном, Константином и Игорем — сыновьями великого князя Константина Константиновича и князем Владимиром Палеем — сыном великого князя Павла Александровича.

18 июля 1918 года, Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой, которая добровольно последовала за настоятельницей в ссылку, и другими мучениками была сброшена в Нижне-Селимскую шахту под Алапаевском в Свердловской области.

После занятия Алапаевска войсками адмирала Александра Колчака останки Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были эвакуированы в Иерусалим (через Пекин, Шанхай и Порт-Саид), где в 1921 году были захоронены в церкви Марии Магдалины.

В 1981 году святая великая княгиня Елизавета была канонизирована Русской православной церковью за рубежом.

5 апреля 1992 года Елизавета Федоровна прославлена архиерейским собором Русской православной церкви как преподобномученица, хотя монашеского пострига она не принимала.

Память святой преподобномученицы Елизаветы отмечается православной церковью в день кончины 18 июля, а также в день Собора новомучеников и исповедников российских, который отмечается 7 февраля или в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ильинское — имение принцессы милосердия

Правительственная трасса, по которой сейчас мчатся автомобили с голубыми мигалками (Ильинское шоссе), с самого начала была Царской дорогой. Задолго до В.В. Путина по ней ездили русские цари в свое имение Ильинское. В 1884 году сюда приехала немецкая принцесса Елизавета, которой в России суждено было стать сестрой милосердия и мученицей за Христа.

Правительственная трасса, по которой сейчас мчатся автомобили с голубыми мигалками (Ильинское шоссе), с самого начала была Царской дорогой. Задолго до В.В. Путина по этой дороге ездили русские цари в свое имение Ильинское. Однажды дядя императора Николая II, великий князь Сергей Александрович, привез по этой дороге в имение свою молодую жену, принцессу Елизавету Гессенскую, которой в России суждено было стать сестрой милосердия и мученицей за Христа. Как жила принцесса в своем имении?

В Ильинском. Великая княгиня Елизавета — начинающий фотограф

Женщина, которую любили

Юную Елизавету Сергей Александрович привез из Санкт-Петербурга в Ильинское сразу после венчания в 1884 году. Мы привыкли видеть великую княгиню Елизавету Федоровну строгой матушкой-игуменьей. Но тогда молодая хозяйка имения, прежде всего, была женщиной, которую любили. «Их чувства никогда не выносились на люди, — рассказывает рассказывает экскурсовод по имению Ильинское-Усово Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества Людмила Ильина. — Но они были абсолютно единодушны в одном: если хочешь сохранить любовь в своем сердце, никогда ее не растрачивай на показ.

Нежность в письмах чувствуется между строк. Сергей Александрович пишет в день десятилетия брака «Господи, благослови! За что такая милость!»».

В том счастливом 1884 году Великая русская княгиня Елизавета еще не знала, что останки своего убитого мужа она будет своими руками собирать в московской пыли после взрыва, устроенного террористами, а вскоре новая, страшная, власть кинет ее погибать заживо в угольную шахту в далекой Сибири. Ничего этого еще не было, но уже было ясно, новая хозяйка – женщина необыкновенная.

«Поймите, Елизавета была не принцессой-тихоней из маленького городка Дармштадт. Она была внучкой английской королевы Виктории, которая на тот момент времени владеет половиной земного шара!», — Людмила ведет меня по современному поселку Ильинское, где, как в разбросанных пазлах на полу детской комнаты, проступают то тут, то там, чудом уцелевшие кусочки истории.

Все хотят жить, как цари

У Красногорского района в Подмосковье есть герб. На нем изображены великокняжеская корона и горностаевые мантии — символы императорской власти. «В этих местах жить хотят все, потому что все хотят жить как цари», — Людмила, сгибаясь в три погибели, проходит с чердака на колокольню старинного Ильинского храма через маленькую дверцу. Наверху ветер и холод первого осеннего мороза.

Храм всегда был частью большой усадьбы, включающей несколько сел. Сохранившиеся здания усадьбы сегодня закрыты для посещений. То, что сохранилось с царских времен, можно увидеть только с высокой колокольни. Но и это немногое скрывают осенние желтые крапинки в темных кленовых стволах.

«Вот туда спуск к реке. Там стояли павильоны и дворец. Он в 1929 году сгорел. А тут были конюшни», — показывает Людмила. Сейчас от прежней усадьбы сохранились парк, некоторые павильоны, в которых когда-то собирались гости и родственники Романовых, а также здания школы, родильного приюта и лазарета, построенные стараниями представителей царской семьи в разные годы.

Дорогу из Москвы, на которой стоит храм, провела еще императрица Мария Александровна, жена Александра II, когда стала первой царственной хозяйкой Ильинского. Император подарил имение своей жене, и она, как говорит Людмила, как «настоящая немочка» взялась за хозяйство: обновила ограду, построила школу для детей, павильон «Сервизный домик», в котором поместила свое приданное, но кардинально ничего не перестраивала.

Храм пророка Божия Илии остался таким же, каким его построил первый хозяин имения в 1736 году, боярин Василий Иванович Стрешнев.

В 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы. Его канцелярия располагается в Ильинском, и имение начинает жить государственной жизнью.

Местная жительница Тамара Ивановна сегодня помогает в храме и еще помнит тех людей, которые помнили Елизавету Федоровну. «Они, конечно, нам что-то о тех временах рассказывали. Но разве мы тогда слушали кого? — сокрушается она.

В 1940-е годы в Ильинском были размещены дачи партийного руководства. «Наши родители все работали при Сталине, — вспоминает Тамара Ивановна. — В храм ходила моя сестра. Я родилась в 1936 году. Когда меня решили крестить, мама передала меня сестре на руки через окно первого этажа бывшего здания конюшни, где мы жили. Сестра отнесла меня в Ильинский храм».

Тамара Ивановна помнит, как самые высокопоставленные лица Советского государства жили, или приезжали отдыхать в бывшее имение Романовых.
В 1937 году храм закрыли и сделали там хранилище для картошки. «Все было разделено перегородками, — говорит Тамара Ивановна. — Я помню, что наш отсек располагался в приделе Илии-пророка».

В Ильинском имении жили в разные годы Ленин, Троцкий, советская номенклатура крупного масштаба. Сейчас живет мер Москвы Сергей Собянин.

В 1960-х годах здесь поваром работал Спиридон Иванович Путин, дедушка нашего президента. «Они были отличные люди, очень хорошие», — вспоминает добрым словом Тамара Ивановна Спиридона Ивановича и его жену.

Очаг семейства

Храм Илии пророка и сейчас выглядит так же, каким его увидела императрица Мария Александровна, когда стала первой царственной хозяйкой этих мест. А именно эти места были подлинным семейным очагом царской семьи, здесь происходили сокровенные, приватные события в жизни многих Романовых. Иногда радостные, иногда печальные.

В усадебном храме отслужили благодарственный молебен родители цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III, когда получили известие из Копенгагена о том, что, наконец предстоит его помолвка с принцессой Марией-Дагмар.

В 1904 году в имении случилась трагедия. В родах умерла жена Великого князя Павла Александровича, брата Сергея Александровича, — Александра.
Кроткую Сашу все очень любили. Даже крестьяне плакали. Гроб с телом Великой княгини Александры Георгиевны любящие ее крестьяне провожали шестнадцать верст до железнодорожной станции, откуда ее прах отправился в Санкт-Петербург для захоронения в Петропавловской крепости.

Безутешный Павел совсем забыл про ребенка, младенца Дмитрия. Сергий и Елизавета сами по очереди сидели с малышом, обкладывали его маленькое тельце ватой и бутылками с горячей водой. Дмитрий выжил, и они с сестрой Марией остались при Сергее Александровиче и Елизавете Федоровне как их дети.

«Тема детей особенно болезненно переживалась в семье Великого князя Сергея. «Не было бы большего для меня счастья на земле, если бы я смог бы стать отцом, но почему-то Господу было угодно лишить меня этого», — пишет Сергей Александрович в своих дневниках», — рассказывает Людмила.

Павел и Мария должны были стать наследниками Ильинского, так как Елизавета Федоровна по закону не могла наследовать имущество мужа. Ей принадлежали только дорогие подарки мужа, она их продала и на все вырученные деньги построила Марфо-Мариинскую обитель в Москве.

Подарок

Вместе с Ильинским император Александр II для своей жены купил еще одно имение, Усово, на другом берегу реки. После смерти императрицы Марии Александровны, унаследовавший имение Сергей Александрович в 1892 году, в великой тайне от жены, стал строить в Усово новый дом.

Для Елизаветы дом должен был стать подарком. Ее на стройплощадку не пускали, готовили сюрприз. Дом получился в английском стиле, с лифтом, отоплением и всеми удобствами. До сих пор сохранились оранжереи.
Получилось красиво: из дворца одного имения можно было смотреть через реку на дворец другого имения, а чтобы придти в гости, надо было спуститься к реке по заливным лугам и переправиться на лодках и плотах.

В 40-х годах прошлого века в Усово жил Сталин.
Сегодня здесь — резиденция президента РФ В.В. Путина.
«Есть протокольная съемка встречи митрополита Русской Зарубежной Церкви Лавра с Владимиром Владимировичем Путиным, еще до объединения церквей, в 2003 году, в Нью-Йорке, — рассказывает Людмила. — Когда митрополит Лавр вручает президенту икону святой великомученицы Елизаветы Федоровны и начинает ему объяснять, что это за святая, Путин скромно замечает «да, да, я знаю, я сейчас в их доме живу».

Ныне существующий храм во имя Илии Пророка построен в 1736 г. при боярине Василии Ивановиче Стрешневе.
В 1818 г., при владельце графе Остермане-Толстом к Ильинской церкви пристроены два придела: во имя святого Феодора, иже в Пергии, и во имя апостола Иоанна Богослова. В 1828 г. была построена колокольня.
Храм возвращен верующим в 1991 году и восстановлен. Главный алтарь посвящен пророку Божию Илии, современные приделы освящены во имя апостола Иоанна Богослова и преподобномученицы, Великой княгини Елисаветы 

Настоятель храма Ильи Пророка, протоиерей Александр Попов

Ход на колокольню Ильинского храма

Тамара Ивановна родилась в Родильном приюте, построенном Сергеем Александровичем и Елизаветой Федоровной. Последние 15 лет Тамара Ивановна служила алтарницей в храме пророка Илии, в котором ее крестили, помогала единственному священнику. Сейчас по здоровью отпросилась на отдых. Она помнит дедушку Путина и тех, кто помнил Елизавету Федоровну

Tамара Ивановна идет после службы домой мимо Родильного приюта, в котором она родилась в 1936 году. До 90-х годов XX века на здании родильного приюта чудесным образом сохранялась табличка о том, что он построен великокняжеской четой. После внезапной смерти жены брата Сергея Александровича, великого князя Павла — Александры, умершей при родах, Сергей Александрович и Елизавета Федоровна решили, что в имении должен быть родильный дом. «Поначалу Елизавете Федоровне приходилось привлекать крестьянок подарками, например, отрезами ситца, или дровами. Им страшно было приходить рожать в какой-то специальный дом. Но со временем дело пошло. Елизавета Федоровна часто становилась восприемницей от купели новорожденных крестьянских детей. Елизавета Федоровна основала в имении и ясли, где крестьянские дети могли находиться в то время, когда их матери работают в поле. До строительства роддома в Красногорске в 50-х годах XX века, все жители деревень бывшей усадьбы Ильинское рождались в родильном доме, построенном великокняжеской четой

Cлева — Александра Георгиевна, жена брата Сергея Александровича, Павла, перед рождением сына Дмитрия. Ее смерть в родах произвела тяжелое впечатление на Павла. Он уезжает заграницу, а его новорожденный сын остается на попечении Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Портреты Александры Георгиевны украшали стены Родильного приюта, построенного великокняжеской четой после ее смерти. Справа на фото — великая княгиня Елизавета Федоровна

Здание школы, которую построила в Ильинском императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II. Такое же здание школы построили в имении и Елизавета Федоровна с Сергеем Александровичем, но оно не сохранилось. Сейчас в школе живут бывшие ее учителя, ждут расселения

Знаменитый номенклатурный ресторан «Русская изба» на самом деле Сервизный домик императрицы Марии Александровны. В этом домике Мария Александровна принимала митрополита Филарета Дроздова

От стен ресторана так и веет настоящим «застоем» восьмидесятых

В 80-е годы XX столетия в этот ресторан привозили туристов Олимпиады

Виктор, местный житель и один из управляющих «Русской избы». «Я могу вам все рассказать: кто построил этот дом, когда построил, что в нем было», — в качестве дипломной работы Виктор разрабатывал маркетинговый план продвижения родной усадьбы Ильинское, изучил все досконально

Домик фермы, которая была устроена еще бывшим владельцем усадьбы, графом Остерманом-Толстым. Ферма была показательная. Сергей Александрович занимался хозяйством с немецким усердием. Все должно было быть идеально. Дохода усадьба не приносила, но ее продукция постоянно участвовала в международных выставках. Когда после гибели мужа Елизавета Федоровна устроила в Москве Марфо-Мариинскую обитель, овощи и фрукты с фермы отправлялись на монастырский стол.
Сорта клубники, которые выращивали на ферме Ильинского, местные жители растаскивали на усы до 60-х годов XX века. Они прекрасно помнили, чьими руками она выращена. Это здание — оставшийся кусочек целого ансамбля фермы

Это неприметное здание, обшитое сайдингом — лазарет, в котором за раненными солдатами ухаживала Елизавета Федоровна во время Русско-японской войны, еще до постройки Марфо-Мариинской обители в Москве

После гибели мужа, когда началась Русско-японская война (1904-1905 гг), Елизавета Федоровна построила в имении лазарет для раненных. Она позаботилась о том, чтобы здание лазарета было построено и оборудовано по передовым технологиям того времени. В советские годы здесь была библиотека

Вид на дворец в Ильинском со стороны реки

Спуск к реке со стороны Ильинского сейчас перерезан высоким зеленым забором. На Усово со стороны Ильинского зорко смотрит охрана президента РФ, чтобы никакой враг не смог с другого берега реки сделать что-нибудь нехорошее, спрятавшись за мачтовыми стволами Ильинских сосен, которые помнят и другие времена

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *