Келья

Келейная молитва — это прошение, которое совершается в одиночестве, когда человек говорит самостоятельно, напрямую с Господом. Его никто не слышит, кроме молящегося и Отца его Небесного, это чистый диалог.

Просить у Бога чего-либо таким образом можно за себя самого и за кого-то, например, монахи и священнослужителя совершают подобные молебны по просьбы прихожан и паломников. Такой вид также называется келейной мольбой почтенного старца Иоанна Крестьянкина, почему и как именно ее совершают можно узнать из данной статьи.

Отличия и особенности подобного прошения

В христианской вере нет ничего необоснованного или выдуманного, все законы и правила прописаны в догматах и Святом Писании. Священнослужителя подчиняются этим правилам и соблюдают установленный порядок в храме.

Келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома

В догматах православной веры прописаны два главных типа молитв: общественная (разделяемая с кем-то) и келейная (в одиночестве). Отцы Церкви внесли это в догматы не просто так, они опирались на Священное Евангелие и с самого основания Православной Русской Церкви совершаются именно эти прошения.

Так называемые, келейные мольбы — это индивидуальные прошения, которые совершаются в одиночку за пределами храма и часовен, т.е. домашние моления или монастырские. Очень часто именно так молятся иноки в монастырях за себя или по просьбе паломников и прихожан.

Именно из монастырей пошло название таких прошений из-за того, что совершаются в кельях. Это весьма интимный вид прошений, поскольку человек выходит на диалог с Богом без посредников и участников, с возможностью говорить обо всем искренне и честно.

Более того, по смыслу и содержанию такие диалоги также отличаются, ведь в храме по большей части просится за нечто общественное, церковное, а дома — о личном, о том, что нельзя или не хочется особенно афишировать на публике, пусть даже и церковной.

Особенно часто индивидуальные прошения совершают с просьбой о прощении личных грехов, или помиловании близких и родных. Главной особенностью таких прошений является тот факт, что во время чтения можно поминать даже тех людей, которых не поминают в храме, т.е. самоубийц или некрещеных усопших.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила

Именно к келейным прошениям относится и утреннее, и вечернее правило — домашние ежедневные мольбы, которые должны совершаться каждым воцерковленный православным христианином. К ним же относят и Правило к Причащению (Последование) и прочие каноны и акафисты, которые читаются за пределами храма.

Тем не менее, читаются индивидуальные молебны по уже составленным ранее текстам, одним из самых популярных и распространенных является сборник Иоанна Крестьянкина, который был архимандритом РПЦ и насельником Псково-Печерского монастыря.

Еще о православных старцах:

  • Старец Иосиф Исихаст
  • Старец Фаддей Витовницкий
  • Старец Серафим Тяпочкин

Виды келейных молитв

Для совершения личных молебнов христианин должен приобрести сборник их или специальную книжку с текстами. Можно Господу молиться и своими словами, но их иногда просто не хватает, особенно если человек пришел в храм совсем недавно и его сердце еще не может полноценно открыться Творцу.

Для этого и рекомендуют использовать дополнительную литературу. Также прошения совершаются по разным причинам — люди просят о покаянии, исцелении, помиловании близкого или усопшего, а многие христиане не знают как правильно просить в какой-то определенной ситуации.

Поэтому заранее составленные келейные мольбы разных видов могут существенно помочь. Существует несколько видов записанных келейных молитв:

  • «Келейная книжица» авторства Иоанна Крестьянкина. Это сборник молитв, которые христианин или монах может читать в разные периоды жизни. Архимандрит составлял ее на протяжении 25 лет своего монашества и использовал записанные прошение для ежедневного чтения в келии.

    Келейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина

Издали ее в Псковско-Печерском монастыре, там, где служил автор, и сегодня является самым популярным сборником для индивидуальных молений. Кроме изложенных текстов прошений в книге составлен и график чтения, что очень облегчает процесс для только пришедшего к Богу человека или монаха, который только что принял постриг.

  • «О самоубийцах», составленная Оптинскими старцами. Читается как поминовение людей, которые добровольно расстались с жизнью, для спасения их души и облегчения мук. Разрешается читать родственникам усопших и служителям приходов.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

  • «За самовольне живот свой скончавших», выпускается в форме канона и содержит: историю создания прошения, объяснения что есть самоубийство, как именно надо просить за самоубийц, канон из девяти песен.

Стоит помнить, что прежде всего Бог желает искренности от своих детей, поэтому неважно какой именно вид молитвы читается или была ли она благословлена духовником — важно говорить слова от самого сердца, искренне и честно.

Правила чтения

Чтение индивидуальных самостоятельных молитв не освобождает человека от посещения Божественных Литургий и участий в литургиях, но, напротив, дает ему больше свободы в познании Бога и помогает на богослужениях быть более открытым, к Слову, и пению. Такие мольбы не столь строги как церковные и позволяют человеку молиться за покойных родственников, совершать поклоны в то время как в Церкви все действия строго подчинены особому порядку и укладу.

Важно! Православный христианин должен чередовать и иметь в жизни оба вида молитв: и келейные в моменты особой духовной нужды и по желанию сердца, а также и храмовые, чтобы быть частью Тела Христова и Святой Церкви.

Обычно дома или в келии читаются тексты «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Помилуй мя, Боже», а в храме — «Ангеле Христов», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть» и прочие. В храме они произносятся на церковнославянском языке, а дома на привычном русском.

В домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии и прощении грехов

Келейная молитва совершается согласно ряду правил:

  1. Человек читает ее в тишине, наедине без свидетелей.
  2. Просят о помиловании души своей или кого-то из близких, о здоровье, благополучии.
  3. Обычно начинают с раскаяния в грехах и покаяния.
  4. Они читаются утром и вечером по будням, и в воскресный день после посещения храма и окончания всех обязательных служб в течение дня.

Церковь только поощряет совершение таких прошений, рекомендуется даже заранее поговорить с духовником и получить его благословение, если причиной для келейной мольбы стала какая-то особенная нужда (просьба о покаянии близкого, исцелении и пр.).

На заметку! В монастырях монахи получают индивидуально и келейное правило — определенное количество молитв, поклонов и псалмов. Каждый монах получает сообразно своим силам, так некоторым назначается минимальное количество из-за немощи тела или духа, поскольку чрезмерное напряжение может отвратить от подобной практики совсем.

Духовный рост христианина, изменения его сердца зависят от его стремления познать Бога и приблизиться к Нему. Поэтому очень важно не просто посещать богослужения и причащаться в храме, но каждый день стремится познать Бога, совершая моления в закрытой комнате, обращаясь к Всевышнему и изливая Ему свои мысли.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин очень хорошо это понимал, поэтому и создал свой сборник молитв — чтобы люди могли найти правильные слова в этот момент, чтобы могли изложить свои мысли Господу. Приобрести его стоит каждому, кто желает искренне общаться с Богом.

Может ли сойти Святой Дух на человека при келейной молитве?

Т. Л. Левиаш: К Никольскому скиту (ч.2 из 4): Никольский остров, келейный корпус

Скит свят. Николая Чудотворца
Альбом: «Виды Валаамского монастыря»

Никольский остров

Итак, мы на острове Никольском, небольшом остро­ве у северной оконечности Монастырской бухты. Перед нами открывается простор Ладожского озера. На го­ризонте северный шхерный район Ладоги, самый живо­писный на всем побережье.

Остров Никольский был освоен монахами еще в XVIII веке, тогда он назывался Крестовым. Здесь стояли ры­бацкие избы и деревянный поклонный крест (отсюда и название острова). Позже крест заменила деревян­ная часовня, освященная во имя Славного в морях покро­вителя, святителя и чудотворца Николая. В 1809 году вместо деревянной была поставлена каменная часовня с тем же названием. И только после постройки камен­ной Никольской церкви остров получил свое нынешнее название.

1983-разрушенный Валаам-Яковчук 111 Никольский скит

В Никольском скиту обитало около 12 человек мо­нашеской братин. Они занимались рыбной ловлей, осу­ществляли таможенный досмотр, преграждая путь на Валаам «грешному куреву» и спиртным напиткам.

Природный ландшафт острова четко организован: подпорные стенки создали террасы, завезенный на них грунт позволил высадить кусты сирени, пихты и клена, заложить небольшой яблоневый сад и огороды.

Сейчас исторический облик южной части острова искажен чуждыми постройками, перенесенными сюда из других районов архипелага в 50-е годы нашего века. Здесь планируется ра­бота по благоустройству территории острова и переносу этих построек на их исконные места.

Пристань Никольского скита

1983-разрушенный Валаам-Яковчук 151 Никольский скит

В южной части острова — пристань, куда приставали суда с богомольцами, возле нее гранитный поклонный крест с каноническими изображениями, напоминающи­ми о «страстях господних», и надписью о том, что «сей крест поставлен на Никольском острове усердием настоя­теля монастыря игумена Дамаскина с братнею» в 1863 го­ду. Рядом небольшое деревянное здание таможни. Жила братия Никольского скита в двухэтажном каменном ке­лейном корпусе, построенном по проекту А. М. Горностаева в 1858 году. Сначала келейный корпус стоял неоштукатуренным, кладка из местного кирпича была сложена под расшивку, оштукатурили и побелили его в 1886 году.

Келейный корпус Никольского скита

…Келейный корпус представляет собой прямоугольный в плане объем, симметричный относительно поперечной оси. С западной стороны к нему примыкает закрытое крыльцо, освещенное парными окнами, а с восточной располагается та часть здания, в которой размещались сантехнические службы корпуса. В подвале находилась баня для братии и хозяйственные помещения. Первый и второй этажи имеют традиционную коридорную систему планировки. Здесь размещались братские кельи, а на вто­ром этаже в северном крыле — домовая церковь во имя Иоанна Дамаскина.

Кельи перекрыты цилиндрическими сводами. Корпус имеет двускатную кровлю, пространство чердака освеще­но четырьмя слуховыми окнами с резными причелинами. Вход в корпус украшен профилированными гранит­ными колонками, при входе — декоративная висячая гирька. Более других насыщен декоративными элемен­тами западный фасад. Его плоскость оживляют угло­вые пилястры, спаренные лопатки, над окнами первого этажа проходит поясок из двух рядов треугольников, над окнами второго этажа — поребрик. Торцы здания разделены тремя лопатками, соответствующими плани­ровочной структуре здания. Оконные проемы в верхней части имеют лучковые очертания.

Келейный корпус Никольского скита. Фото: Я. Гайдукова

Глава: К Никольскому скиту (Ч. 2 из 4)

Келья монаха – его жилище в монастыре

Монастырь – это не только каменное или деревянное религиозное сооружение. В монастыре живут люди – послушники, монахи. И у каждого из них есть своё небольшое жилище – келья.

Значение слова келья

Похожие по звучанию и значению слова есть во многих языках. В греческом языке есть слово κελλίον, в латинском языке – сеllа, в древнерусском – келиа. Все они обозначают примерно одно и тоже. Значение слова келья — небольшая комната, скромное жилище монаха.

Скорее всего, в русский язык это слово попало во времена крещения Руси. Поскольку Русь крестили по образцу Греческой Православной церкви, то и само слово имеет, видимо, греческое происхождение.

Монашеские кельи

Кельи располагаются в специальных зданиях – братских корпусах или общежитиях. В русских монастырях в кельях проживают один или два монаха. Комнаты имеют простенький вид. Из мебели обычно есть стол, стул или табурет и кровать. Вместо кровати может быть топчан.

Часто в монастырской келье есть небольшой индивидуальный иконостас из небольших иконок. Почти в каждой комнате находится полка для книг. Это монастырские и религиозные книги. Всё своё свободное время, коего у монаха немного, он проводит в келье. Здесь монахи проводят время в молитвах, занимаются рукоделием или чтением духовных книг.

Собственно, монашеская жизнь на протяжении веков почти не меняется. Обычно монахи заняты на послушаниях или молитвах. Послушания, говоря простым языком – это хозяйственные работы. Монастыри поддерживают свои здания и сооружения в годном состоянии собственными силами. Лишь на специальные или опасные работы привлекаются специалисты со стороны.

Иногда, особенно в стародавние времена, монастыри располагались в укромных местах, иногда в пещерах и горах. И, соответственно и кельи вырубались в скалах. Наиболее известным таким сооружением является Киево-Печерская Лавра. Конечно, сегодня в этих пещерах монахи уже не живут.

Монахи – летописцы

Когда не было в Русском государстве книгопечатания, книги писались вручную. И писали их именно монахи в своих кельях. На изготовление – написание одной книги уходили месяцы и даже годы. Писали их на отдельных листах, которые потом скреплялись и закрывались крепкой обложкой.

Книги не только писались заново, но и переписывались. Это были своеобразные типографии. С одной книги делали много её копий. Тиражи, конечно были не миллионные, как сейчас. Это всё равно были единичные экземпляры. Вручную ведь много не напишешь.

И вообще, в давние времена образование было сосредоточено в монастырях и церквях. До сих пор при монастырях существуют воскресные школы. А когда-то это был основной вид образования, доступный основной массе населения страны. Тогда это были церковно-приходские школы.

В монастырской келье узкой писались не только книги. В келье монаха – летописца записывалась история страны. Именно из таких летописей сегодня и возможно узнать, что происходило в те далёкие времена.

Самым известным монахом летописцем является Нестор. Этот монах проживал в упомянутой выше Киево-Печерской лавре. Именно благодаря его трудам появилась на свет в 1113 году “Повесть временных лет”. В ней рассказана история русского государства с 852 года по 1117 год. Впоследствии летопись много раз переписывалась и дополнялась.

Мужские и женские обители

В кельи монашеские не рекомендуется заходить посторонним людям. А лицам противоположного пола это строжайше запрещено. Именно поэтому монастыри строятся по половому признаку. Существуют мужские и женские монастыри.

Монастыри – это комплекс зданий и сооружений культового и хозяйственного назначения. Как правило на территории монастыря действуют несколько церквей и храмов. И поддерживают их в рабочем и безопасном состоянии – монахи. Они живут здесь же, на территории монастыря, в кельях, расположенных в отдельных, специальных зданиях.

Как люди попадают в монастыри? По-разному. У каждого человека, решившего посвятить свою жизнь служению богу, своя судьба. И у пришедших в монастырь, редко спрашивают причины, приведшие его к этому. Если только человек сам не пожелает рассказать об этом.

Как и у людей у монастырей своя история. Многие монастыри были разрушены во время событий начала прошлого века. Это было время гражданской войны и красного террора, когда религия была вне закона. В то время главенствовал атеизм. Две мировые войны тоже внесли свою немалую лепту в разрушение монастырей страны.

Сегодня количество монастырей растёт. Восстанавливаются ранее заброшенные монастыри. Строятся новые обители. Строятся и новые кельи для вновь постригшихся в монахи. И быть может скоро мир узнает новых Несторов – летописцев.

инок

смиренный обитатель кельи

Альтернативные описания

• (от славянского иной, одинокий) русское наименование монаха

• монах-отшельник, чернец, пустынник

• православный монах

• стихотворение А. Блока

• человек, ставший на путь монашества

• мних

• новоначальный монах

• совершающий повечерие

• затворник из кельи

• монах

• «рядовой» из кельи

• в старинных русских текстах можно встретить слово «инорог» — так раньше называли мифического зверя единорога, а как в те времена называли человека, который живет один, без семьи?

• живущий в келье

• монах в своей обители

• монах без схимы

• чернец

• монах из лавры

• аскет в рясе

• житель кельи

• не белец, а чернец

• монах в лавре

• православный святой отец

• монах малой схимы

• превратите «кино» в монаха

• обитатель кельи

• то же, что монах

• чернец, что в келье жилец

• одно из названий православного монаха

• монах в православии

• «рядовой» из мужского монастыря

• жилец кельи

• савва Вишерский как монах

• другое название православного монаха

• аскет из лавры

• монах из православной лавры

• православный обитатель кельи

• иоанн Нафанаил как монах

• затворник в лавре

• подопечный игумена

• Ослябя, Пересвет

• подчиненный игумена

• обитатель лавры

• жилец лавры

• аскет из кельи

• кони, только наоборот

• отшельник в лавре

• молодой монах

• аскет в кельи

• рядовой в лавре

• другое название православ. Монаха

• Православный монах

• Стихотворение А. Блока

• Молодой православный монах

• «Рядовой» из кельи

• «Рядовой» из мужского монастыря

• в старинных русских текстах можно встретить слово «инорог» — так раньше называли мифического зверя единорога, а как в те времена называли человека, который живет один, без семьи

• другое название православ. монаха

• м. монах, чернец, черноризец; отшельник, пустыножитель. Инокиня ж. иногда инока, иночка, монахиня, черница. Иноков, инокинин, ему или ей принадлежащий. Иноческий, сану монаха свойственый, сродный. Иночество ср. монашество: состоянье инока и собират. иноческое братство. Иноковать, иночествовать, быть иноком, в сане сем. Инокожительный, назначенный для жительства иноков

• превратите «кино» в монаха

• затворник в келье

• перевёрнутые кони

• мешанина из слова «Нико»

• мешанина из слова «кино»

• кони в обратную сторону

• анаграмма к слову «Нико»

• другое название правосл. монаха

• кони от конца к началу

• перевернутые кони

• мешанина из слова «Нико»

• мешанина из слова «кино»

• анаграмма к слову «Нико»

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *