Католичество или католицизм?

§ 37. Особенности Католического вероучения и богослужения

Католики составляют 50 % всех христиан. Большинство населения Европы, все страны Латинской Америки, ряд стран Африки, Филиппины исповедуют католичество. Во главе католической Церкви стоит папа Римский, являющийся епископом города Рима. Католическая означает вселенская. До разделения на Западную и Восточную Церкви она таковой и была.

Первым и главным отличием между Западным и Восточным Христианством считается филиокве (по лат. – и от сына). Католики говорят об исхождении Святого Духа от Отца и Сына: Отец является источником сей Троицы, единственным началом Сына и Святого Духа. Восточная Церковь учит об исхождении Святого Духа от Отца. Это стало камнем преткновения и вызвало раздел.

Католики верят, что после смерти души праведников попадают в рай, нераскаявшиеся грешники, не успевшие очиститься в земной жизни, попадают в чистилище, где получают временное наказание за свои грехи и тем самым очищаются перед тем, как попасть в рай.

С чистилищем связана католическая практика предоставления индульгенций (снисхождение). Индульгенция – это освобождение (полное или частичное) верующего, покаявшегося в своих грехах. Предоставляя индульгенцию, Церковь вместе с Христом и святыми, находящимися в раю, молится за грешника и за снятие совершенного им греха. Индульгенцию предоставляют за определенные дела, полезные, с точки зрения Церкви, для духовного блага верующего и всей Церкви (паломничество, строительство храмов, участие в крестовых походах). Одно время появилась практика предоставления индульгенций за денежные средства, но это привело к злоупотреблениям и было отменено.

Католики особо чтят Деву Марию. Ее чистоту и святость Церковь выражает догматом о непорочном зачатии Девы Марии. Другое положение – девственное зачатие Иисуса Христа, которое произошло чудесным образом, не нарушившим девственность его Матери, и, таким образом, единственным Отцом Иисуса был Бог. Мария же родилась от земных родителей в непорочном зачатии, что означает ее совершенную святость. Согласно католическому учению, на Марию не распространился первородный грех, который все другие люди наследуют от Адама и Евы. Согласно догмату в конце своей жизни Мария была принята Богом на небо.

В католической Церкви существует несколько различных внешних стилей богослужения, которые носят название богослужебных обрядов. Большинство католиков относятся к римскому обряду. Восточных католиков, примкнувших к Риму после унии, называют униатами, или, по принадлежности местной церкви, греко-католиками, армяно-католиками и др. Богослужение католиков греков или армян не отличается от православного в этих странах. Различные обряды в богослужении католическая Церковь считает равноправными.

Для более доступного богослужения католическая Церковь провела реформу по упрощению этого обряда. Теперь богослужение совершается на национальных языках для более осознанного его восприятия.

Католики признают те же 7 таинств, но имеют свои особенности. В Православии священник сразу после крещения совершает миропомазание, а в латинском обряде миропомазание совершает только епископ после достижения детьми возраста 7 лет (сознательный возраст). Евхаристию, в Православии называемую литургией, в латинском обряде называют мессой. Причастие католики совершают не квасным, а пресным хлебом.

Католический храм. Центральным местом храма является алтарь – стол прямоугольной формы, на котором совершается Евхаристия (соответствует престолу в Православии). Стол покрыт белой скатертью, на нем крест с изображением распятия и свечи. Пространство вокруг алтаря открыто (в Православии закрыто иконостасом). Рядом с алтарем располагается дарохранительница – место, в котором хранится освященный евхаристический хлеб, почитаемый верующими как тело Христово.

При входе в храм мужчины снимают головной убор, женщины могут присутствовать как с покрытой головой, так и с непокрытой. У входа в храм расположен сосуд с освященной водой (кропильница). В него верующие погружают руку, а затем осеняют себя крестным знамением при входе или выходе. Внутри храма есть сиденья, верующие могут молиться сидя, в некоторые моменты богослужения они встают, а в другие – преклоняют колена. В храме также находятся исповедальни – кабинки, в которых сидят священники, принимающие таинство исповеди; священника от исповедующегося отделяет зарешеченное окошко.

Играет орга?н, поются богослужебные песнопения, используются колокола, колокольчики и тимпаны. На стенах храма – иконы, картины, изображающие Иисуса Христа, Деву Марию, святых и сцены религиозного содержания.

Календарь. Католическая Церковь используют Григорианский календарь, ныне принятый всеми государствами в качестве Всемирного гражданского календаря (назван в честь папы Григория XIII, осуществившего календарную реформу в 1582 г.). Пасха – главный церковный праздник католиков. Также отмечаются в торжественной обстановке Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение Деве Марии, Вознесение Иисуса Христа, Пятидесятница, Рождество Иоанна крестителя, праздник апостолов Петра и Павла, Успение Пресвятой Девы Марии, непорочное зачатие Девы Марии (8 декабря отмечают только католики) и некоторые другие праздники.

Иерархия. В католической Церкви строгая иерархия. Во главе стоит папа Римский, который избирается пожизненно. Нового папу избирает коллегия кардиналов на собрании, называемом конклавом. Папа назначает епископов, кардиналов, созывает Вселенские соборы, председательствует на них и утверждает их решения. Католическая Церковь насчитывает 21 Вселенский собор, а Православная признает лишь первые 7 из них. Официальные документы католической Церкви составляются на латинском языке. Важные папские документы называются энцикликами. Папа управляет с помощью Римской курии.

Католическая Церковь состоит из епархий, которые возглавляются епископами и архиепископами. Несколько епархий объединяются в церковную провинцию или митрополию с епископом во главе, имеющим ранг митрополита.

Епархия состоит из приходов, которыми руководят приходские священники. Все католические священники должны быть неженатыми мужчинами, т. е. соблюдать целибат (безбрачие). В других обрядах эта норма касается лишь епископов. Диаконами могут быть женатые мужчины.

Особая группа – монахи, посвятившие себя Богу. В католической Церкви множество монашеских орденов, члены которых носят особое облачение, различное в разных орденах.

Духовный центр католической Церкви – Ватикан – независимое, возглавляемое папой государство в государстве. Его территория 44 гектара. Ватикан имеет свой флаг, герб, гимн, радио – и телецентры, пресс – центр и типографию.

Папские представители (нунции) находятся при различных государствах и международных организациях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Католици зм или католи чество (лат. catholicismus ) (от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) — крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 147 миллионов человек по состоянию на конец 2007 г.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической Церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Богослужебные обряды

В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и восточные литургические обряды.

История

Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).

Распространение

Распространение католицизма в мире

Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2007, в мире насчитывалось 1,147 млрд католиков.

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме,Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»).

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане.

В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римокатоликов составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует около 300 приходов Римско-католической церкви. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 785 тысяч

Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также отчасти среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

Доктрина

Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

В Католической церкви существует семь таинств:

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении; учение о чистилище; учение об индульгенциях; широкое почитание Девы Марии ( hyperdulia ) ; почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу ( latria ), и почитанием святых ( dulia ); утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра; безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности); нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Особенности латинского обряда

Структура

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Клир

В клир входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих приходские храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Церковнослужители (служители Церкви не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени — аколиты и чтецы — и не относятся к клиру.

До II Ватиканского собора к клиру причисляли и церковнослужителей. Весь клир делился на высших чинов (ordines maiores) — епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines minores) — остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и аколитов.

Целибат обязателен для священников и епископов латинского обряда. В XX веке восстановлен институт постоянного диаконата, для постоянных диаконов целибат не обязателен, однако священником такой диакон стать уже не сможет. В восточных обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

Богослужение

Преобладающим обрядом в Католической церкви является латинский или римский, распространённый по всей планете.

Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага (Португалия) — брагский обряд, а в городе Толедо и ряде других испанских городов — мосарабский обряд, в которых есть ряд отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в богослужении восточнокатолических церквей.

Характерные черты богослужения в латинском обряде

Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках.

Литургия латинского обряда, месса — главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде в Средние века осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб — хостия.

Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода — Адвент и Великий Пост, два праздничных — рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (святого или события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие.

Ежедневное чтение Литургии часов (бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике.

Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария) и т. д.

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое, как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

Раскольнические группы на основе католических традиций

Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, — Второго Ватиканского собора. Старокатолики придерживаются традиционного католического предания, и сохраняют в своей среде многие основополагающие черты средневековой католической обрядности. Кроме того, ещё существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом. Многие такие группы доктринально стоят на консервативной христианско-фундаменталистской платформе, фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.

Какие обряды и чем именно отличаются у православных и католиков?

В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения несколько отличаются. В обеих церквях присутствуют семь таинств – крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак, священство, елеосвящение. Отличия в совершении обрядов в основном обусловлены исторически сложившимися формами осуществления таинств и церковно-правовыми предписаниями.

Крещение

Различия этого таинства заключается в том, что католики обряд совершают за счет троекратного поливания головы крещаемого водой, а в Православной церкви обряд совершают путем трехкратного погружения в воду. Обе церкви предписывают верующим крестить детей вскоре после рождения. А взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к этому таинству и пройти катехизацию. В переводе с греческого языка катехизация буквально означает «устное научение». То есть, человек перед тем, как принять крещение, изучает основы христианской веры, таинства и догматы церкви. Такой подход способствуют осознанному приобщению к церкви и к ее таинствам.

«Вероучение православное и католическое должен представлять себе каждый христианин. Другой вопрос, что и в православии, и в Католической церкви процесс катехизации зависит от местных условий, но, в принципе, сама по себе катехизация совершается и у католиков, и у православных», — рассказывает священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Андрей Постернак.

Обязательно ли крестить ребёнка на 40-й день после родов? Подробнее

Миропомазание или конфирмация

В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.

«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.

Конфирмация у католиков. Фото: .com

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.

Покаяние или исповедь

Во время этого таинства верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение от Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее осознание своих грехов и истинное их исповедание. Исповедь у католиков и у православных проводится в разной форме. В православном храме для совершения этого таинства отведено особое место. Во время исповеди верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу, после чего священник совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В католическом храме священники уединяются с кающимися в специальные кабины с решетчатыми перегородками — исповедальни или конфессионалы, которые размещены в удаленной части церкви.

Отличается также и необходимость совершения этого таинства. У православных исповедоваться необходимо перед литургией и причастием. «Перед литургией обязательно нужно исповедаться. По крайней мере, человек это должен сделать незадолго до причастия. У католиков исповедь и причастие не разделены, и поэтому такого обязательного требования, как исповедоваться перед причастием, у них нет», — говорит священник. В каких случаях может быть нарушена тайна исповеди? Подробнее

Таинство брака

Таинство брака совершается в присутствии священника, жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно. Римско-католическую церковь отличает от Православной полное исключение разводов.

«В Католической церкви брак считается нерасторжимым, у них не существует практики второго венчания, и развода церковного у католиков не существует. Православная церковь развода как такого тоже не признает, но существует особый чин для второбрачных при особых условиях, которые оговариваются в каждом случае с епископом, с иереем. Может быть допущен второй чин венчания для людей, которые второй раз вступают в брак. У католиков этого нет», — объясняет священник.

Сколько раз можно венчаться? Подробнее

Священство

В этом таинстве христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, возводится в соответствующую степень священства для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. У католиков сегодня признается принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Нецелибатными могут быть только диаконы.

«Существуют определенные отличия у таинства священства, а именно, чинопоследования. В православии признается рукоположение католиков. Если католический священник решит перейти в православие, то его специально рукополагать никто не будет, также как и наоборот. Таким образом, таинство священства взаимно признается и у католиков, и у православных при определенных условиях. Если говорить о православных священниках, то участвовать в католических таинствах они не могут. У нас нет евхаристического общения и поэтому ни причащаться, ни исповедаться священники не могут, как и креститься в католических храмах. У католиков в этом отношении более мягкие условия, они, например, готовы, принимать православные таинства. Другой вопрос, что с нашей стороны такого взаимного общения не существует», — говорит Постернак. Чем Патриарх отличается от Папы Римского? Подробнее

Елеосвящение (соборование)

Соборование совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв и помазания лба и ладоней соборованного освященным елеем. В отношении этого таинства особых отличий нет. Однако православных церквях этот обряд проводят не только с умирающими, но и с людьми, здоровье которых ухудшилось.

«Что касается елеосвящения, или соборования, то в Католической церкви по-прежнему сохраняется традиция, связанная с таинством, которое совершается перед смертью. То есть соборование совершают над пожилыми людьми, находящимися у порога земной жизни. В православной традиции такого суждения нет, в соборовании может участвовать любой взрослый человек, но не младенец. В нашей традиции соборование проходит во время Великого поста и в Петров пост», — говорит Постернак. Как подготовиться к Соборованию? Подробнее

Католицизм

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Портал:Христианство

п • о • р

Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus от греч. καθολικός «вселенская») — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов человек.

Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с двадцатью тремя восточнокатолическими церквями составляет единую Католическую церковь, которая полагает себя Церковью, обладающей всей полнотой истины.

Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Главные положения вероучения изложены в Никейском символе веры, Никео-Цареградском символе веры (обычно с филиокве) , Халкидонском символе веры, Апостольском и Афанасьевском Символах Веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе Католической церкви».

Название

Папа римский Франциск

Слово «католический» (или «кафолический» в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка (греч. καθολικός — «всеобщий», от др.-греч. καθ όλη — «по всему» или «согласно всему»). По толкованию Катехизиса Католической Церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий».

Впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 года в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском Символе веры. После раскола церкви в 1054 году произошло её разделение на Католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе. Разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно, начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены.

После Реформации в XVI веке церковь использовала термин «католическая», чтобы отличить себя от различных протестантских групп, которые отделились от неё. Название «Католическая Церковь» фигурирует в названии Катехизиса Католической Церкви. Кроме того, этот термин использовался Папой Павлом VI при подписании шестнадцати документов Второго Ватиканского Собора.

История

Основная статья: История Католической церкви

Христианство основано на учении Иисуса Христа, который жил и проповедовал в I веке нашей эры («апостольские времена») в провинции Иудея Римской империи. Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к тому времени. В начале нашей эры христианство распространилось по Римской империи, несмотря на преследования и конфликты с языческими жрецами. Император Константин узаконил христианство в 313 году, а в 380 году оно стало государственной религией. Варварские завоеватели, которые захватили территории империи в V и VI веках и многие из которых уже к тому времени приняли арианское христианство, в результате перешли в католицизм. Современная Римско-католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Католическая доктрина учит, что современная Католическая церковь является продолжением ранней христианской общины, основанной Иисусом: эта церковь была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Средние века и Возрождение

Католичество имело доминирующее влияние на Западную цивилизацию с поздней античности до начала Нового времени. Благодаря её поддержке возникли романский, готический, ренессансный, маньеристский и барочные стили в искусстве, архитектуре и музыке. Многие деятели Возрождения, такие, как, к примеру, Рафаэль Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Фра Беато Анджелико, Тинторетто, Тициан, поддерживались Католической церковью.

В XI веке усилиями папы Григория VII право избрания пап закреплялось за коллегией кардиналов. Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом (лат. con clave — с ключом).

Распространение

Основная статья: Католицизм по странамРаспространение католицизма по странам

Католичество — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2014 год в мире насчитывалось 1,272 млрд. католиков. Пятью крупнейшими странами мира по общему числу католического населения являются Бразилия, Мексика, Филиппины, США и Италия.

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину. В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают, по разным оценкам, от 110 до 175 миллионов католиков.

В Австралии и Новой Зеландии количество католиков преобладает над протестантами.

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник «Сatholic-hierarchy» приводит цифру в 789 тысяч. На Украине (в основном на западе страны) проживает около 4,7 миллионов католиков, из которых более 4 миллионов — католики восточного обряда. В Белоруссии католиков более миллиона.

Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также в незначительном количестве среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

Восточнокатолические церкви используют в церковной жизни один из восточных литургических обрядов. Находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для восточных церквей — одно из отделений Римской курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» (sui iuris). В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех католических церквей восточных обрядов.

Организация и управление

Основная статья: Католическая церковьГерб папского престола

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является субъектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и в Европе и в Америке полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Но некоторые восточнокатолические церкви Африки и Азии включают также и миафизитов, несториан наряду со сторонниками ортодоксальной диофелитской халкидонской христологии Рима. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию католических епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Клир

Католический священник в сутане с колораткой

В клир входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих епархиальные храмы) и чёрное духовенство (монашество). Как и во всех остальных исторических церквях, духовенство чётко отделено от мирян и разделяется по трём степеням священства:

  • епископ (архиерей);
  • священник (иерей);
  • диакон.

Церковнослужители (служители Церкви, не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени — аколиты и чтецы — и не относятся к клиру.

Целибат обязателен для священников и епископов латинского обряда. В XX веке восстановлен институт постоянного диаконата, для постоянных диаконов целибат не обязателен, однако священником такой диакон стать уже не сможет. В восточных обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

По данным на конец 2014 года общее количество католических епископов в мире составило 5 237 человек, число священников — 415 792, более 44,5 тысяч постоянных диаконов. Количество членов мужских монашеских орденов, не являющихся священниками, составило более 54 тысяч человек, женщин-монахинь — 682 тысячи. В католических семинариях в 2014 году обучались 116 939 семинаристов.

Вероучение

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

Священное Предание включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских Соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Согласно догматической Конституции второго Ватиканского собора «Dei Verbum» «Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви». Со Священным Писанием и Священным Преданием тесно связано понятие «учительство церкви» (Магистериум). Согласно католической доктрине на «учительстве церкви» лежит обязанность аутентичного истолкования и Писания и Предания, причём учительство не превосходит Слова Божия, а служит ему.

Католическая вера провозглашает, что существует один вечный Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в католической церкви, но признаёт, что Святой Дух может использовать и иные христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Таинства

В католичестве существует семь таинств:

  • крещение
  • церковный брак
  • миропомазание (конфирмация)
  • евхаристия
  • исповедь
  • елеосвящение
  • священство

По учению римско-католической церкви, таинства — это священнодействия, в которых католики видят признаки присутствия Бога, и пути ниспослания Божьей благодати всем участникам, кто принимает веру. Таинство есть видимый образ невидимой благодати. За исключением крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством. Крещение — это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости — даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение, но лишь в случае, если нет возможности позвать священника или крещаемый находится в угрозе смерти.

Жизнь после смерти

Вера в жизнь после смерти является частью католической веры; «четыре последние вещи» — смерть, суд, воскресение, рай или ад. Католичество учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд, основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение страшного суда, когда Христос будет судить сразу всех людей. Это решение, в соответствии с католическим учением, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в Москве

Отличия от других христианских вероучений

См. также: Различия между православием и католицизмом

Католическое вероучение имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

  • филиокве (filioque) — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
  • догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище;
  • учение об индульгенциях;
  • особо широкое почитание Девы Марии (hyperdulia, ὑπερδουλεία), хотя оно распространено также в Русской, Кипрской православных и в несторианских церквах;
  • как у православных, почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria, λατρεία), и почитанием святых (dulia, δουλεία);
  • утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
  • централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности православных поместных церквей;
  • утверждение о безошибочности учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra;
  • нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Богослужение

Рождественская месса в Базилике Рождества Христова (Вифлеем)

В католичестве существуют несколько обрядов. Преобладающим обрядом является латинский или римский, распространённый по всей планете. Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага (Португалия) — брагский обряд, а в городе Толедо и ряде других испанских городов — мосарабский обряд, в которых есть ряд отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в богослужении восточнокатолических церквей.

Характерные черты богослужения в латинском обряде

Подробнее смотри статьи: Месса, Литургия часов

  • добавление «и Сына» (филиокве) в Никео-Константинопольский символ веры
  • обязательный целибат священства
  • крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду
  • совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство)
  • употребление для Евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного
  • причастие мирян или Телом, или Телом и Кровью Христа — и то и другое считается причастием во всей полноте; причастие священства только Телом и Кровью
  • крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение, чаще всего, совершается пятью пальцами, как символ пяти ран Христовых
  • Ноги Иисуса Христа на распятии скрещены (в отличие от православия, где они лежат параллельно друг другу). При этом на католическом распятии правая нога Иисуса Христа лежит поверх левой

Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках.

Литургия латинского обряда, месса — главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде до Второго Ватиканского собора осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб — гостия.

Молитва перед Святыми Дарами в часовне непрерывного поклонения

Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода — Адвент и Великий Пост, два праздничных — рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (святого или события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие.

Ежедневное чтение Литургии часов (бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике.

Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария) и т. д.

По традиции в латинском обряде дети начинают приступать к таинству евхаристии в возрасте 7-10 лет, первое Причастие ребёнка становится семейным торжеством. Конфирмация (миропомазание) проводится над подростками в возрасте 13 лет и старше.

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое, как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

Социальная доктрина

Социальная доктрина католичества наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями. В XVII веке немецкий теолог Руперт Мельдений (1626), по другим исследованиям первое авторство принадлежит Марку Антонию Доминису (1617), выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — любовь». Известный теолог кардинал Йозеф Хёффнер определил католическое социальное учение как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Католическое социальное учение опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно католичество противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Социальное учение восточных католических церквей принципиально не отличается от социальной доктрины Римско-Католической Церкви, хотя некоторые поместные церкви имеют свой собственный подход к социальным проблемам, обусловленный историческими и общественно-культурными реалиями народов. В частности, Украинская Греко-Католическая Церковь делает особенный акцент на биоэтике и этике политических отношений.

Раскольнические группы на основе католических традиций

Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, — Второго Ватиканского собора. Кроме того, существуют маргинальные группировки, называющие себя католиками, но непризнаваемые в качестве таковых Святым Престолом. Многие такие группы доктринально стоят на консервативной христианско-фундаменталистской платформе, фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.

Неримский католицизм Маргинальный католицизм
Старокатолицизм: Старокатолическая церковь Германии, Старокатолическая церковь Австрии, Старокатолическая церковь Нидерландов, Христианско-католическая церковь Швейцарии, Католическая апостольская церковь Европы, Польская национальная католическая церковь, Польская национальная католическая церковь Америки Апостольский католицизм: Католическая апостольская церковь (Германии и Англии), Новоапостольская церковь (Германии, ЮАР и др.)
Консервативный католицизм: Бразильская католическая апостольская церковь, Католическая американская православная церковь, Мексиканская православная католическая апостольская церковь, Католическая апостольская галликанская церковь, Старороманская католическая церковь Франции, Старокатолическая мариавитская церковь Польши, Африканский легион Марии (Кения), Национальная католическая апостольская церковь Либеральный католицизм: Православная католическая церковь, Автокефальная галликанская католическая церковь, Апостольская гностическая церковь (все 3 — во Франции), Либеральная католическая церковь США
Реформированный католицизм: Филиппинская независимая церковь, Чехословацкая гуситская церковь
Англороманский католицизм (англокатолицизм): Свободная протестантская епископальная церковь Великобритании, Свободная протестантская епископальная церковь Нигерии, Африканская православная церковь Зимбабве, Африканская православная церковь ЮАР
Католические церкви, возглавляемые независимыми епископами («episcopi vagantes»): Католическая апостольская православная церковь Востока (Алуэтт-Писсак, Жирика, Франция), Смешанный независимый главный приход Восток-Запад (Беэмское миссионерское аббатство, Франция)

См. также

  • Кафоличность церкви, называемая также католичностью или католичеством
  • Католическая церковь
  • Папство
  • Список католических орденов и конгрегаций
  • Святая инквизиция

Христианство в истории
Шаблон: просмотр • обсуждение • править (XVI век) (XI век) Эфесский собор (431) Халкидонский собор (451) Уния

  1. Как поясняет Катехизис, церковь вселенская, потому что в ней присутствует Христос. Отдельные Церкви, то есть, в первую очередь, диоцезы (епархии) — полностью вселенские через общение с одной из них — Римской Церковью. Эти отдельные Церкви «созданы по образу Вселенской Церкви»
  2. Подпись папы появляется в латинской версии.

Примечания

  1. Vatican statistics report church growth remains steady worldwide. National Catholic Reporter (2 May 2015). Проверено 1 июля 2015.
  2. 1 2 O’Collins, p. v (preface).
  3. Катехизис Католической Церкви, § 830—831. Проверено 1 марта 2016. Архивировано 25 мая 2013 года.
  4. Катехизис Католической Церкви. — Libreria Editrice Vaticana, 2003.
  5. Документы Второго Ватиканского собора. Проверено 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  6. Vatican congregation reaffirms truth, oneness of Catholic Church. Catholic News Service. Проверено 17 марта 2012.
  7. Догматическая конституция о Церкви II Ватиканского собора «Lumen gentium». Глава 1-2
  8. Катехизис Католической Церкви, ст. 766 Архивная копия от 15 февраля 2008 на Wayback Machine
  9. Woods, pp. 115-27
  10. Duffy, p. 133.
  11. 1 2 В мире насчитывается 1,3 млрд католиков
  12. Country Comparison to the World // CIA World Factbook
  13. 1 2 3 4 Статистика сайта catholic-hierarchy
  14. Данные сайта adherents.com
  15. 1 2 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Распределение населения по вероисповеданиям и регионам Архивная копия от 24 октября 2012 на Wayback Machine
  16. Кодекс канонического права, 331—335
  17. 1 2 Dei Verbum. &10
  18. John Paul II, Pope Laetamur Magnopere. Vatican (1997). Проверено 9 марта 2008. Архивировано 25 мая 2013 года.
  19. Катехизис Католической Церкви, § 777—778. Проверено 3 января 2016. Архивировано 25 мая 2013 года.
  20. Катехизис Католической Церкви, § 1256. Проверено 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  21. Краткий катехизис. Проверено 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  22. Катехизис Католической Церкви, § 1021—1022, 1051. Проверено 3 января 2016. Архивировано 25 мая 2013 года.
  23. Катехизис Католической Церкви, § 1023—1029, 1042—1050. Проверено 3 января 2016. Архивировано 25 мая 2013 года.
  24. Катехизис Католической Церкви, § 1030—1032, 1054. Проверено 3 января 2016. Архивировано 25 мая 2013 года.
  25. Friedrich Meinecke. Neue Briefe und Dokumente. — Oldenbourg Verlag, 2012.
  26. Выражение часто приписывают Августину Блаженному.
  27. Социальное учение УГКЦ. Проверено 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  28. КАТОЛИКИ — Словарь Кольера — Русский язык

Литература

Ссылки

Портал «Католицизм»

Католицизм в Викисловаре

Католицизм в Викицитатнике

Католицизм в Викитеке

Католицизм на Викискладе

Католицизм в Викиновостях

  • Официальный сайт Святого Престола
  • Официальный сайт епархии Божией Матери в Москве
  • Официальный сайт кафедрального собора Непорочного Зачатия в Москве
  • Официальный сайт собора Успения в Санкт-Петербурге
  • Катехизис католической церкви
  • Католическая энциклопедия (англ.)
  • Радио «Ватикан»
  • Ю. Табак. Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
  • Католический Петербург и Северо-Запад России
  • Католический медиапортал: Видео, Музыка, Документы и Изображения
  • Святые и блаженные Католической Церкви
  • кн. А. Волконский. Католичество и священное предание Востока
  • Католики в России

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4030027-4

Чем отличается православие от католичества и протестантизма (таблица)

Достоверно известно, что до 1054 года вся христианская религия была неделимой и единой. Пиковый раскол произошел между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Разногласия начались из-за закрытия последним четырех латинских церквей в 1053 году. По этой причине представители папства отлучили Кирулария от Церкви.

В ответ на это патриарх предал папских посланников анафеме. Однако с наступлением 1965 г. Конфликт был улажен, но разногласия и противоречия так и остались между обоими представительствами. В это время происходит раскол Христианства на три больших направления: православие, католицизм и протестантизм.

Рис 1 По численности верующих католицизм занимает 1-е место в мире, православие 2-е, протестантизм – 3-е.

Значимых отличий в вероисповеданиях не отмечается, однако расхождения в проведении таинств, трактовки Священного Писания, Признания культа Богородицы все же существуют. Западная церковь (католическая) всегда отличалась агрессивным, но более динамичным характером. Православие (ортодоксальная церковь) является более спокойным и лояльным направлением.

Отличия православия от католицизма и протестантизма

За длительные периоды раскола христианской церкви появилось множество расхождений. Однако главного принципа христианской религии – принятие Иисуса Христа, как Сына Божьего, они не коснулись. Если посмотреть на трактовку тех или иных событий Нового и Ветхого Заветов, то отличия настолько могут быть велики, что взаимоисключают друг друга. Несовместимость затрагивает и проведения церковных таинств и обрядов.

Православие Католицизм Протестантизм
Управление Главным по иерархической лестнице считается – Патриарх, главный храм – это Собор Руководство священнослужителями и костелами принадлежит – Папе Римскому Ведущий религиозный орган – это совет епископов, всемирный совет церквей
Организация Епископы и иерархиреи в большинстве своем практически не зависят от Патриарха, напрямую зависят от рекомендаций и инструкций по деятельности от Собора Организовано жесткое и четко контролируемое подчинение Папе Активно действует множество конфессий, которые создают местные органы управления, опираются в своей деятельности на Священное Писание
Святой Дух Является единым и исходит только от Отца Святой Дух олицетворяет собой и Отца, и Сына Согласно основным догматам исходит и от Отца и от Сына
Бог Отец Каждый верующий должен сам расплачиваться за любые деяния, а Бог является существом отвлеченным и бесстрастным Даже за малейшую провинность человека на земле Бог очень страдает За все грехи человечества на небесах отвечает Бог Отец
Догмат Спасения человечества В результате мучений на кресте Иисус искупил все грехи человечества, однако первородный грех считается самым страшным и является причиной гнева Бога Отца Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа
Брак среди священнослужителей Разрешен всем без исключения Только с особого разрешения и в соответствии с византийским обрядом венчания Разрешен
Разводы Допускаются, но в индивидуальном порядке после личной беседы со священником Запрещены Разрешены, но при наличии веский оснований, процесс очень длительный
Непорочное зачатие Девы Марии Богородица не избавлена от первородного греха, однако возведена в ранг особых Святых Дева Мария считается абсолютно безгрешной, ее появление на свет определяется путем непорочного зачатия, так же, как и рождение ее сына, Иисуса Христа Категорически не признается, культа Девы Марии не существует
Иконы Считаются святынями, приравнены к Священному писанию, каждая из которых несет особый сокровенный и религиозный смысл. Изготавливаются в строгом соответствии с главными церковными канонами Несут только эстетический смысл и просто украшают костелы Не применяются
Ветхий завет Используется еврейский и греческий Единым признан греческий Только еврейский канонический
Отпущение грехов Обряд проводится священником Является невозможным

Из таблицы становится ясно, что например культ Девы Марии в протестантизме исключается полностью. В том время, как у православных Богородица олицетворяет собой непросто зарождение жизни, она является символом и оберегом материнства, семьи, детей. Взятие Богоматери на небо хоть и не подтверждено никакими догматами, но негласно считается фактом имеющим место. Католики и протестанты полностью опровергают эту теорию в своем вероисповедании.

Рис 2 У католиков и протестантов служения в храмах проходят на латыни, у православных на национальных языках.

Христианский крест: различия

Различия между церквями затрагивают и основную религиозную атрибутику. В католицизме крест характеризуются простой четырехугольной формой. У православных верующих он восьмиконечный. Представители Восточной Церкви утверждают, что такая форма наиболее полно соответствует Новому завету. Верхняя дополнительная перекладина символизирует табличку, прибитую к кресту с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Самая нижняя, косая служит подпоркой для ног Иисуса и олицетворяет собой «мерило праведное».

На крестах разных направлений спаситель также изображается с отличиями. Изображение живого Иисуса Христа, победившего смерть на четырехконечном кресте очень реалистично. Иногда такие иконы создаются с потоками крови, ноги соединены вместе и прибиты гвоздем. На голове Сына Божьего терновый венец, как символ особых мучений и страданий. Все наглядные различия можно увидеть на картинке с крестами. В протестантской церкви крест служит символом Папы, поэтому его используют очень редко.

Рис 3 Распятие Иисуса на кресте у православных показывается не так естественно и реалистично, как у католиков.

Особенности иконописи

Значительные расхождения между православием, католицизмом, протестантизмом наблюдаются в иконах. С отличиями изображаются Иисус Христос, Богоматерь, Святые. У католиков руки на всех иконах представлены так, что правая находится всегда сверху левой. Глаза у Святых всегда полуприкрыты. Процесс изготовления вполне обычный, привлекают к нему даже простых художников.

Иконы служат у католиков простым оформлением храмов и не несут никакой смысловой и религиозной ценности.

Рис 4 Протестанты не используют иконы вообще, считая их атрибутом язычничества. В православии иконостасы являются особым символом и приравниваются к святыням.

Важно! Православные иконы изготавливаются в строгом соответствии с древними Византийскими канонами, рисуются всегда только священниками или монахами. Освящаются в церкви и относятся к особым религиозным святыням.

Каждая икона имеет свой праздник и покровителя Святого. В молитвослове к каждому изображению есть молитвы.

Монашество

В каждом из христианских направлений отличия касаются и монашества. В большинстве стран монастырь является автономной организацией и имеет собственное полноценное руководство, главным в котором считается архиерей. У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой. Такие церковные союзы могут быть разбросаны по всему миру, но подчиняться будут одному руководству. Монастыри можно считать даже более обособленной и самостоятельной частью церкви, чем саму церковь.

Рис 5 К одним из ведущих видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества является Святой Василий.

Протестанты не примелют в своем учении наличие монастырей. Один из основателей этого направления – Лютер, даже женился на монахине. Вот уже несколько веков последователи этого вероисповедания целенаправленно игнорируют монашество.

Отличия в церковных таинствах

В церковных обрядах православной и католических конфессий выделяют 7 основных таинств. В этом направления похожи. Однако основные отличия касаются значения, которое придается тому или иному таинству. Например, в католицизме настроение и принятия Божественного смысла обряда лично человеком не принимается в расчет.

Важно! В православной церкви, наоборот, считается, что действенными миропомазание, крещение, причащение буду действенными только при исключительно набожном отношении и сильной веры в Бога.

Именно поэтому некоторые представители православия, сравнивают католические таинства с языческими ритуалами, в которых вера в Бога не считается главным условием. А прежде всего, важна внешняя сторона всего церковного действие.

Протестанты используют только два таинства:

  • причащение;
  • крещение.

Остальные обряды воспринимаются как наносные и отвергаются верующими.

При крещении в православии принято погружать младенцев в воду полностью. Лишь в последние десятилетия стали несколько отходить от этой традиции, и священники сначала спрашивают родителей, нужно ли малыша окунать в святую воду полностью. Католики при крещении только окропляют или обливают детей. Эти догматы установлены много веков назад и пока не меняются.

Рис 6 Миропомазание у православных проводится сразу после ритуала крещения, у католиков по достижении ребенком 7-12 лет.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых верующих. Православные при посещении церкви или свершении таинства должны в обязательно порядке иметь при себе нательный крестик. У католиков и протестантов к нему относятся более снисходительно.

Современная организация церквей

Более тысячи лет назад произошел раскол христианства. В течение всего последующего времени церкви так и не объединились в одну организацию. Разногласия между трактовкой Священного Писания, использованием различной атрибутики только усилились. После II Ватиканского Собора православное направление признано имеющим силу, хотя до этого считалось представителями католицизма «сборищем ереси».

Рис 7 В православии государственная власть считается выше патриаршей и поэтому церковь следует законам президентского управления. У католиков главой считается Папа Римский и его власть выше светской.

Что касается православных священников, то они никогда публично негативно не отзывались о других вероисповеданиях и всегда более лояльно к ним относились. В современном обществе в каждой стране насчитывается в среднем по 50-70 различных религиозных направлений и конфессий, что стало поводом более ровного отношения к их представителям.

Современные руководящие представители католицизма считают, что православных и католиков нужно объединить в одно направление, тем самым подчинив их своей власти. На что современное православие отвечает отказом. Вопрос еще не решенный, по этому поводу постоянно ведутся переговоры и возможно объединение все-таки наступит. В любом случае это вопрос времени.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *