Католические монахи

О том, что монахини-затворницы существуют по сей день, я узнала случайно несколько месяцев назад. Делясь воспоминаниями детства, мой друг упомянул о родственнице, которая была монахиней. Вместе с матерью они изредка ходили навещать ее в монастырь. Их встречи проходили всегда за двойной решеткой, как в тюрьме. Тетушка никогда не выходила к ним, а только изредка передавала гостинцы в виде отбракованных просвирок, которые монашки пекли для нужд церкви.

О православных еремитах (мужчинах, как правило), даже будучи атеисткой, пионеркой и комсомолкой, я была наслышана. В русской литературе есть много упоминаний о практике затворничества. Но то, что она все еще существует в католической церкви, для меня стало открытием и чрезвычайно заинтересовало. По крупицам стала собирать информацию. Как оказалось, ее очень немного. Церковь не очень любит разглашать информацию о своих внутренних делах.
Этот тип религиозного подвига, отрешение от всего земного, от общества и посвящение собственной жизни исключительно молитвам, распространился в Европе и в Италии довольно рано. Уже во 2-й половине IV века кельи затворников стали возникать на маленьких островах, окружающих Италию. Папа Григорий I Двоеслов в своих работах VI века говорит о распространении еремитства уже в центральной части Италии. В позднем средневековье появилось и женское затворничество.
Первыми среди монашеских орденов, его практикующих, стали, похоже, клариссинки. Орден был основан в 1212 году святой Кларой Ассизской. В 1230 году монастыри клариссинок были уже во всех крупных городах Италии. А к моменту смерти святой Клары (1253) насчитывалось 111 монастырей: 68 — в Италии, 21 — в Испании, 14 — во Франции и 8 — в Священной Римской империи.
В конце XIII в начале XIV века церковь святой Кьяры (Клары) и монастырь появились и в Кальяри. Там клариссинки просуществовали до конца XIX века. В 1943 году монастырь был сильно разрушен бомбардировками войск антигитлеровской коалиции. Сегодня от него остались одни лишь стены. Прогуливаясь недавно по городу, обнаружила, что начались реставрационные работы монастыря. Как будут его восстанавливать, подправят ли только стены или попытаются выстроить заново? Пока неизвестно.
Останки монастыря святой Кьяры в Кальяри.

В XVI веке в сердце Кальяри, в его элитном квартале Кастелло, по приказу вице-короля Антонио Кардона была возведена церковь святой Лючии с монастырем. Монастырь передали в дар 12 монахиням клариссинкам, которые прибыли в Кальяри из Барселоны по просьбе Папы Паоло III. Фасад церкви и прилегающего к ней монастыря выполнен в стиле каталонской готики, без излишеств, не за что зацепиться взглядом. Сзади же здание было сооружено на старых пизанских оборонительных укреплениях и поражает своей мощью. Со стороны проспекта Виале Реджина Маргерита можно наблюдать неприступные стены монастыря, похожие на тюремные казематы.
Не все клариссинки соблюдали строгий затвор. Большая часть монахинь вела активную социальную жизнь. Они занимались воспитанием и образованием дочерей местной знати. В конце XIX века монастырь был передан в частные владения, после реставрации в здании открыли детский сад для детей из бедных семей квартала Кастелло. Детское дошкольное учреждение функционирует по сей день.
Церковь святой Лючии и бывший монастырь.

Так кто они, современные отшельницы? Почему отреклись от общения с нами мирянами, и происходит оно только через решетку, символизирующую преграду между мирской и затворнической жизнью?
Отшельник – созерцатель, философ, мудрец. Так, пожалуй, можно определить смысл этого слова, если обратиться к восточной христианской религиозной традиции. Стремление первых аскетов к более совершенному образу жизни породило в христианской религии институт монашества. В православии человек, который хочет стать монахом, уходит от мира, чтобы посвятить свою жизнь молитвам и Богу. Все принимаемые им монашеские обеты влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому они постепенно возрастают от простого к более сложному. Самая высокая ступень монашества – схимничество. Великая схима — это полное отчуждение от мира для соединения с Христом. Приняв схиму, монах считается ставшим на путь Ангела. Не имея возможности поселиться в местности вдали от людей, как это было в древности, схимонахи, живущие в обычном монастыре, уходили в затвор и полное одиночество в собственной келье, тем самым заменяя отшельничество. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов. В современной практике РПЦ великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.
Несколько иначе формировалось западное монашество. С момента своего зарождения оно пошло своим, отличным от восточной традиции путем. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что хотя аскетическая жизнь уже присутствовала в западной части Римской империи к середине III века, на протяжении первых веков в западной церкви отсутствовал такой отличительный элемент монашества как уход из мира. Безусловно, на западе существовали аскеты, желавшие посвятить свою жизнь Богу, но они все же предпочитали жизнь в общине, а не полное отшельничество вдали от мира. Эта изначальная особенность оказала непосредственное влияние на дальнейшее развитие западного монашества, и последующая история показала, что для большей части мужских орденов, и подавляющей части женских социальное служение, служение миру, стало преимущественным. Особенно четко эта разница проявилась после разделения церквей, с появлением большого количества католических монашеских орденов. Для большинства из них монашество — это не уход, а новое поручение нести в мир христианские ценности, делиться с ним добром и божественной любовью.
Но затворничество все-таки осталось, хотя и не все монашеские ордена его практикуют. Основные два — это францисканский орден, от которого собственно и произошли клариссинки, и орден кармелитов. Любопытно, что полный затвор в католической религии применяют только для женщин. Как и в православии он является высшей ступенью монашества, достичь его можно, пройдя все первоначальные стадии. Монахиня, решившая стать затворницей, дает повторный обет целомудрия, нестяжательства и послушания, после которого на ее палец надевается обручальное кольцо. Она становится супругой Христа. На этом, пожалуй, сходство с православными практиками заканчивается. Монахиня входит в затвор и…. делает шаг в неизвестность.


После последнего обета абсолютного послушания, душа и тело затворницы теперь принадлежат не только Богу. За тяжелой дверью монастыря ее ждут такие же монахини и … начальство. Настоятельница! Теперь от нее будет зависеть если не все, то очень многое. Жизнь монахинь в затворе строго регламентирована. Правила были прописаны еще Папой Урбаном IV в 1263 году. Вот только некоторые положения из весьма длинного списка:
— монахини ни под каким предлогом не могут покидать монастырь без особого разрешения кардинала, если только дело не касается опасности для жизни, то есть пожара, нападения врагов и т.п.
— ввиду того, что жизнь принявших затвор полна испытаний, не допускаются к обету слишком пожилые и слабые здоровьем. Разрешение на затвор выдается кардиналом.
— затворницы соблюдают пост все дни, кроме воскресенья и особых праздников. Настоятельница может послабить пост или наоборот ужесточить.
— для входа в монастырь и выхода предусмотрена только одна дверь. Она должна быть расположена как можно выше, так, чтобы входящие и выходящие использовали дополнительную откидную лестницу, прикованную цепью, которая хранится под строгим присмотром и используется только в самых необходимых случаях.
— ключ от двери хранится у одной из монахинь, самой благочестивой и подходящей по возрасту. Дверь никогда не должна открываться без ее позволения. Второй ключ находится у настоятельницы.
— окно для общения с посетителями должно быть оборудовано железной решеткой с небольшими отверстиями. Около решетки должны быть вбиты гвозди, чтобы не было воможности ее выбить или сдвинуть.

Жизнь монахинь проходит по строгому расписанию, которое не меняется даже в праздничные дни. Подъем в 4.30. Молитва, заутренняя служба, час для личной молитвы и медитации, завтрак. После завтрака наведение порядка в монастыре, во время уборки — молитва. Обед, в течение которого одна из сестер-монахинь читает молитву. После обеда снова молитвы. Каждая из затворниц посвящает 3-4 часа в день работе, так как монастырь обязан содержать себя сам. Это могут быть переводы (многие из сестер имеют высшее образование), роспись, тонкое рукоделие. И снова молитвы, вечерняя служба, ужин, час для молитвы наедине и медитация. В 10 вечера — сон. Очень редко в привычный и однообразный ход жизни вторгаются посетители. Встреча с родственниками происходит только с разрешения настоятельницы. Случаются и просто посторонние, как правило женщины-мамы, которым в этот момент жизни нужны совет и духовная поддержка. Неободимо сказать, что в наши дни монахини в затворе могут читать газеты, смотреть телевизор и даже выходить в интернет, но опять же под строгим контролем настоятельницы. Этот беспрестанный контроль остается даже после смерти затворниц. Тело не отдают родственникам, и хоронят на частном церковном кладбище, которое находится нередко тут же, на территории монастыря.

Для семьи всегда было очень почетно иметь в родственниках монахиню-затворницу. Согласно католической религии, ее нескончаемые молитвы о близких и о человечестве ставили всю семью чуть ближе к Богу, отмаливались все прошлые и будущие грехи. Эта постоянная молитва за всех нас грешников, считается божественным предназначением затворниц. Они приносят в жертву нам, простым смертным, себя, свою свободу и мирскую жизнь. Не спросив, правда, нужна ли нам эта жертва.

Говорят, что самое страшное наказание вовсе не смертная казнь, а пожизненное заключение. Когда твоя совесть, душа остаются один на один с Богом. Отшельничество — это тоже один на один. Но истинным путем Ангела, оно становится только тогда, когда добровольно уходят в затвор, и рядом больше не остается ни настоятелей, ни кардиналов. Такое отречение от мира — это путь к себе, к своему истинному я, и какой он будет, зависит только от тебя самого, а не от четко регламентированных молитв, от доброго или скверного характера тебя окружающих, от вовремя поставленной кардиналом подписи. А по-другому – это тюрьма. Воможно поэтому заголовки новостных изданий почти ежегодно кричат: “Монахиня-затворница выбросилась из окна монастыря!”, “Монахиню-затворницу нашли повешенной в монастырском садовом домике!”.
И все-таки они иногда выходят! Причина для этого должна быть очень веской: смерть близкого родственника или необходимость в медицинской помощи. Из воспоминаний моего друга: “Однажды мы с мамой отвозили тетушку в больницу, она должна была пройти медицинское обследование и сдать анализы. Мне было лет 13-14. Она все время порывалась меня обнять, расцеловать, что мне мальчику-подростку было неприятно, чувствовал я себя неловко и старался уклониться от такой бури эмоций. Сейчас мне, конечно, понятно ее поведение. Тогда же казалось странным. Стыдно становится, но помнится, я даже довольно грубо ее оттолкнул. Прошло уже больше тридцати лет, но я до сих пор помню ее глаза, и как она смотрела на нас с матерью и на мелькающую за окном автомобиля нашу повседневность. Это был голодный взгляд. Голод по непрожитой жизни.”
Монастырь в Кальяри, в котором сегодня проживают монахини-затворницы
Сколько сегодня затворниц находится в Кальяри церковь не разглашает. Живут они в монастыре монахинь-капуцинок. К зданию монастыря прилегает церковь Беата-Вержине-делла-Пиета (Пресвятой Девы Милосердия). Весь комплес был построен в самом начале XVIII века на месте, где когда-то проводились публичные казни. Здесь за толстыми стенами монастыря затворницы отмаливают мои и ваши грехи. Я человек далекий от религии, но почему-то очень захотелось помолится за них и поблагодарить Бога за нашу каждодневную жизнь, такую разнообразную и непредсказуемую, с ее взлетами и падениями. Вот настоящее испытание, и настоящее счастье!

Кто такие монахи?

171 монахов в католических святцах

из них
119 мужчин и 52 женщин Адальберт — монах Адальберт — монах Аделард (Адельхард) из Хиршау — монах Адъютор — монах, отшельник Айберт — монах, отшельник Аймон — монах Аларик (Адальрик) — монах, блаженный Альберт — монах, отшельник Альберт — монах Альдемар (Альдемарий, Адельмарий) Капуанский — монах Альфонса Индийская (Анна Муттатупадату) — монахиня Анастасий — монах, отшельник Анастасий Персиянин — монах, мученик Анастасий — монах Ангела Креста (Анхела де ла Крус) Герреро — монахиня Андрей Критский — монах, мученик Андрей — монах, мученик, Константинопольский Антоний — монах, Римский Антоний — монах, Леринский Аргимир — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Бенедикт (Венидикт) Анианский — монах Бенедикт (Венидикт) св. Филадельфа (Бенедикт Черный) — монах Бенедикт (Венидикт) — монах, Кампанский Берард — монах, мученик Беренгарий — монах Бладульф (Бальдульф, Блидульф) — монах, из Боббио Бонавентура Мияко — монах, мученик, Нагасакский Вальдеберт (Вальберт) — монах Ванинг Фекамский — монах Варахисий — монах, мученик, Персидский Василий — монах, мученик, Константинопольский Вероника из Бинаско — дева, монахиня Викентий (Висенте, Висент) Феррер — монах Викентий (Висенте) Шивозука — монах, мученик Вильгельм (Гийом) Курте — монах, мученик Георгий Лимниот — монах, мученик Гертруда Великая — дева, монахиня Гуна (Хуна) из Торнбери — монах Дидак (Диего) — монах Дометий Персиянин — монах, мученик Донат — монах, мученик, Мессинский Евсевий — монах, мученик, Террацинский Евтихий — монах Екатерина (Катерина) де Риччи — дева, монахиня Екатерина (Катрин) Лабур — дева, монахиня Екатерина (Катарина) Дрексел — монахиня Елизавета Венгерская — дева, монахиня Епифания — монахиня Захария — монах ордена св. Франциска, блаженная Иеремия — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Иларин — монах, мученик, Аретинский Иоанн — монах, из Боббио Иоанн — монах, Римский Иоанн — монах, Сирийский Иоанн Фьезольский (фра Анджелико) — живописец, монах, блаженный Иоанн Жнец — монах Иоланда (Иоленда) — монахиня, блаженная Иона — монах, Египетский Иона — монах, мученик, Персидский Исаак — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Исаак — монах, Сполетский Исидор — пресвитер, монах, Пелусийский Исидор — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Квитерия Креста — монахиня Кенноха (Кеннока, Кенока) — монахиня Клавдина (Клодин) Тевене (Мария св. Игнатия) — монахиня Клара Ассизская — дева, монахиня Клара — дева, монахиня, из Монтефалько Колумбан — монах Лазарь — монах, исповедник, Константинопольский Леовигильд — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Ллевелин — монах Магдалина Екатерина (Маддалена Катерина) Морано — монахиня, блаженная Малх — монах, Маронийский Маргарита (Маргерит) Леру — монахиня, мученица, блаженная Маргарита-Мария (Маргерит-Мари) Алакок — дева, монахиня Мария Викентия (Висента) св. Дорофеи Чавес Ороско — монахиня, блаженная Мария (Мэри) Маккиллоп — монахиня Мария (Мари) св. Иуста — монахиня, мученица Мария де Сервеллон — дева, монахиня, Барселонская, блаженная Мария Виктория Терезия (Мари Виктуар Терез) Кудер — монахиня Мария Амандина (Мари Амандин) Жери — монахиня, мученица Мария Амандина (Мари Амандин) Жери — монахиня, мученица Мария Эрмина (Мари Эрмин) Гриво — монахиня, мученица Мария Иосиф (Мария Джузеппе) Розелло — монахиня Мария Соледад Торрес Акоста — монахиня Мария св. Евфрасии Пеллетье — дева, монахиня Мария Вильгельма Эмилия (Мари Гийеметт Эмили) де Рода — дева, монахиня Мария Адольфина Диркс — монахиня, мученица Мария св. Иуста — монахиня, мученица Мария Доминика Мадзарелло — монахиня Мария Анна (Мариана) де Паредес — дева, монахиня, из Кито Мария-Магдалина (Мари-Мадлен) Постель — дева, монахиня Мария-Магдалина (Маддалена) де Пацци — дева, монахиня, Флорентийская Мария-Франциска Пяти Ран Господних — дева, монахиня Мартин де Поррес — монах Матильда (Мехтильда) — монахиня Мерул — монах, Римский Николай (Николас) Фактор — монах Никон — монах, Армянский Ноний (Нуньо св. Марии Алвареш Перейра) — монах Ноткер (Нотгер) — монах, блаженный Оуэн (Овин) — монах Павел — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Павла Св. Иосифа Каласанского (Паула Монталь Форнес) — монахиня Павлина Страдающего Сердца Христова — монахиня Паризий Бононийский (Болонский) — монах Пасхалий — монах, из Вильяреаля Пасхалий (Паскаль) Байлон — монах Патерн — монах, мученик Петр (Пьетро) Орсеоло — дож Венеции, монах Петр (Педро) Гонсалес — монах Петр — монах, мученик, Константинопольский Петр — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Платон — монах, Константинопольский Плацид — монах, мученик, Мессинский Райнальд (Рейнольд) — монах, мученик Рогат — монах, мученик, Карфагенский Роза Филиппина Дюшен — монахиня Роланд (Орландо) — монах, блаженный Ронан — монах Росвинда (Розвинда) — монахиня Сабиниан (Савиниан) — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Северин — монах, Тиволийский Северин — монах, отшельник, Парижский Септим — монах, мученик, Карфагенский Серапион — монах, мученик, Алжирский Серафим (Серафин) — монах, из Асколи Серафим (Серафин) — монах, из Монтегранаро Сервус-Деи — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Симеон — монах, отшельник, Мантуанский Симеон Стилит — монах, Антиохийский Симеон — монах, Трирский Сирен — монах, мученик, Сирмийский Специоз — монах, Капуанский Стефан Младший — монах, мученик Константинопольский Теодемир — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Терезия (Тереза) Бенедикта Креста (Эдит Штайн) — монахиня Терезия (Тереза) Эустокио Верцери — монахиня Терезия Маргарита Реди — дева, монахиня, Флорентийская Терезия (Тереза) Авильская — монахиня Терезия (Тереза) Андская — монахиня Тернан — монах Тибба (Тильба) — монахиня Урсицин — монах Фандила — пресвитер, монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Фантин — монах, Фессалоникийский Фауст — монах, мученик, Мессинский Фаустина Ковальская — монахиня Феликс — монах Феликс — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Феодор — монах, мученик, Константинопольский Феодор — монах, Египетский Феодора (Теодора) Герен — монахиня Феофан — монах, Константинопольский, исповедник, Самофракийский Феофил из Корте — монах Феофил — монах, исповедник Константинопольский Финтан (Финдан) — монах Флора из Болье — дева, монахиня Флорентий — монах, Нурсийский (Норчийский) Фома Дзико — монах, мученик, Нагасакский Фома — монах, Антиохийский Хаделин (Аделин) — пресвитер, монах Хадульф (Хатавульф, Хатевульф) — монах, мученик Хатто — монах, исповедник, блаженный Христофор — монах, мученик, Кордубский (Кордовский) Эгберт — монах, Виллерский, блаженный Эгберт Ионский — пресвитер, монах Элесбаан — король Эфиопский, монах Юлиан — монах, Эдесский Ядвига (Гедвига) Силезская — монахиня

Кто такие монахи

Монах — обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пустынях, лаврах.

При этом важно отметить, что монашество не является библейским по своей сути и было привнесено в христианство уже после написания Библии.

Традиция считает основателями христианского монашества египетских подвижников святых: Павла Фивейского, Антония Великого, Макариея Великого, Евфимия Великого и Пахомия Великого на Востоке. Афанасия Великого и Мартина Турского — на Западе. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *