Картинки оптина пустынь

Комментарий автора:
КАЛУЖСКАЯ область,город КОЗЕЛЬСК.
Снимок сделан объективом: (NIKON AF-S 18-200mm f/3.5-5.6 G DX IF-ED VR Nikkor)
Согласно преданию монастырь был основан раскаявшимся разбойником Оптой на рубеже XIV—XV вв. От его имени и произошло необычное название обители. В монашестве Опта принял имя Макарий.
Первые письменные свидетельства о существовании монастыря относятся лишь к 20-м гг. XVII в. В те времена это была небольшая и малоизвестная обитель, затерявшаяся среди Козельских лесов. В 1724 г., при Петре I, монастырь упразднили, позже он был возрожден стараниями благодетелей обители Шепелевых. В XVII—XVIII вв. Оптина не принадлежала к числу знаменитых монастырей. Ее всероссийская слава начинается с 20-х гг. XIX в., когда по благословению свят. Филарета (Амфитеатрова) в обители был устроен скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи. В нем стали жить старцы. Тысячи людей искали у них помощи и духовного совета, утешения в скорбях и молитвы.
Старчество — это особый дар духовного руководства, который, в свою очередь предпологает следующие дарования: прозорливости; различения духов (духовная рассудительность старца, способность понять откуда помысел у приходящих к нему людей); в некоторых случаях — исцелений и чудотворений.
Сейчас в лике святых почитается 14 преподобных старцев Оптинских. Объем нашего ресурса не позволяет рассказать о каждом из них, к тому же возрожденное издательство Оптиной пустыни опубликовало их жития, поэтому перечислим имена святых старцев Оптинских: прп. старец Лев (1768—1841), прп. старец Макарий (1788—1860), прп. старец Моисей (1782—1862), прп. старец Антоний (1795—1865), прп. старец Иларион (1805—1873), прп. старец Амвросий (1812—1891), прп. старец Анатолий (Зерцалов) (1824—1894), прп. старец Исаакий I (1810—1894), прп. старец Иосиф (1837—1911), прп. старец Варсонофий (1845—1913), прп. старец Анатолий (Младший) (1855 — 1922), прп. старец Нектарий (1853—192, прп. старец Никон Оптинский, исповедник (1888—1931), прп. старец Исаакий II, священномученик.
Из 14-ти прославленных старцев мощи двенадцати почивают в храмах Оптиной пустыни (за исключением умершего в изгнании прп. Никона и расстрелянного под Тулой в 1938 г. прп. Исаакия II).
Закрытый в 1923 г. монастырь был возрождён в 1987 г. Его священноархимандритом является Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а наместником — архимандрит Венедикт (Пеньков).
Храмы Оптиной пустыни: Введенский собор (1750—1771) — главный храм обители. Он построен в традициях русского классицизма. Крыльцо и трапезная — XIX в. В храме, в северном Амвросиевском приделе, почивают мощи прп. Амвросия, старца Оптинского, а в трапезной, у южной стены, — Оптинского старца прп. Нектария.
Казанский собор (1805—1811 гг.) построен в стиле ампир. Сегодня это самый большой храм в монастыре. Богослужения здесь обычно совершаются по воскресным и праздничным дням. В южном приделе Воздвижения Честного Креста Господня — мощи прпп. старцев Моисея и Антония, первых строителей скита св. Иоанна Предтечи, а в северном приделе свв. великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского — мощи прп. Исаакия I, настоятеля Оптиной Пустыни второй половины XIX в.
Историческое убранство не сохранилось, в советское время, еще в первой половине 80-х гг. XX в. в храме стоял тракторный парк местного СПТУ. К моменту передачи монастыря Церкви от собора оставалось лишь четыре стены без купола и какого-либо перекрытия. Ныне интерьер храма украшают современные фрески, выполненные в древнерусских традициях братией монастыря.
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери (1996—199 построена на месте больничного храма того же посвящения (1809—1811), разрушенного в советское время. Ныне здесь находятся мощи семи прпп. оптинских старцев. Перечисляем их раки с запада на восток. Вдоль южной стены мощи преподобных: Анатолия (Зерцалова), Илариона, Макария, Льва. Вдоль северной стены мощи преподобных: Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа. В притворе храма можно видеть список с Владимирской иконы Божией Матери с дарственной надписью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Храм во имя прп. Марии Египетской и св. и праведной Анны Кашинской построен в 1858 гг., иждивением благодетельницы обители, княгини Анны Ртищевой. Внутри сохранилась роспись, сделанная в начале XX в., иеромонахом Алексием (Виноградовым), известным синологом (китаистом) и миссионером. Храм пока не действует.
Четырехъярусная, 30-саженная (около 64 м) колокольня была построена в 1802—1805 гг. в стиле классицизма. В годы Великой Отечественной войны она была взорвана фашистами, восстановлена в конце 90-х гг. XX в. Самый тяжелый колокол отлит весной 2003 г. в Донецке на Украине. Он весит 6,7 тонн, его высота — около 2 м. Самый старый колокол — 193-пудовый, литья Ивана Моторина (1730), создан при Анне Иоанновне для Страстного монастыря в Москве.
Обратим внимание также на западную башню монастырской ограды. Под ней когда-то были Святые Врата. Не случайно её увенчивает трубящий ангел. Путь в Оптину шел через луг, за деревней Стенино, потом через реку Жиздру на пароме и, наконец, через двое ворот: под Западной башней и колокольней — прямо на паперть Введенского собора. Сегодня Западную башню называют также Владимирской, по имеющемуся в ней престолу в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В этом маленьком храме 3 июня 1988 г. была совершена первая литургия в возрождаемом с осени 1987 г. монастыре.
Сейчас (2005) в монастыре строится еще один сравнительно небольшой храм — в честь Преображения Господня. На Преображение в 1924 г. в Казанском храме уже закрытой обители последний раз служили божественную литургию. В память об этом событии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием летом 2005 г. был заложен храм в честь Преображения Господня.
Неподалеку от северных ворот, на монастырском подсобном хозяйстве, находится, построенный в 2000 г., храм во имя иконы Матери Божией «Спорительницы хлебов». Эта икона была написана в 1890 г, во время засухи по указанию прп. Амвросия Оптинского в Болховском женском монастыре. Считается, что через образ подается особая помощь при бездождии, неурожае и всяких материальных тяготах.
На западе от монастыря, неподалеку от домика паломнического центра строится храм во имя Всех Святых.
За территорией главной усадьбы монастыря, неподалеку от современных святых ворот находится двухэтажный корпус бывшей больницы XIX в. (ныне здесь паломническая трапезная и монастырская гостиница для паломниц) с храмом во имя прп. Иллариона Великого. В этом храме иеромонахами Оптиной пустыни совершаются таинства крещения и брака.
Часовня над могилами новомучеников Оптинских иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима возведена в 2004—2005 гг. Новомученики приняли страдания на Пасху 1993 г. Они были убиты в спину жителем Козельска, сатанистом Н. Авериным, в настоящее время находящимся на принудительном лечении.
Скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи, Крестителя и Пророка Господня.
Скит во имя собора св. Иоанна Предтечи основан в 1821 г. по благословению свят. Филарета (Амфитеатрова), в то время епископа Калужского, впоследствии митрополита Киевского. Первым строителем скита был прп. Моисей Оптинский, на этом послушании его сменил младший брат — прп. Антоний. В скиту обычно и жили старцы. Сейчас, как и в старые времена, ворота скита закрыты для женщин и мирян-мужчин, не имеющих особого благословения. В домике слева от колокольни жил скитоначальник, а в хибарке справа — старец и духовник обители. В разные годы в домике по левую руку от ворот жили прпп. старцы Макарий и Варсонофий Оптинские. А хибарку справа от скитской звонницы занимали прпп. оптинские старцы Амвросий, Иосиф и Нектарий, бывшие духовниками обители.
Главный храм скита посвящен Собору св. Иоанна Предтечи. Он был построен в 1821—1822 гг., при участии первоначальников скита, прпп. старцев Моисея и Антония. Это весьма редкий образец деревянного ампира в архитектуре. Каждый день, кроме воскресенья, с 2 до 5 часов утра в этом храме современными насельниками скита совершается полунощница и братский молебен.
У ворот скита находится источник свят. Амвросия Медиоланского, устроенный по благословению прп. старца Амвросия. Раньше это был колодец, сейчас вследствие большого количества богомольцев построена колонка.
Примерно в 400 м на запад от монастыря, на реке Жиздре находится источник с купальней в честь прп. Пафнутия Боровского. На память этого святого и на Крещение здесь совершается водосвятие.

Оптина пустынь — одно из самых намоленных мест, куда приезжали за советом Достоевский и Толстой


Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь в Козельске Калужской обл./ Фото: palomnik.by

В этом месте никто не оказывается проездом или случайно. Расположение этого монастыря не допускает туристической спонтанности: он находится в стороне от больших трас с в сосновом вековом бору на берегу реки Жиздра в нескольких километрах от Козельска. Знающие люди уверены, что побывав в Оптиной пустыни – в одном из самых почитаемых и намоленных мест Православной Руси, уезжаешь совсем другим человеком.
Оптина пустынь — мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынями в старину называли места уединенных монашеских поселений. А Оптина — от имени разбойника Опта, который раскаялся и принял постриг с именем Макарий. Так из предводителей разбойников он стал отцом иноков и основателем новой обители.

Амвросий — третий оптинский старец


Преподобный Амвросий Оптинский.

Самым известным по счёту был третий оптинский старец – Амвросий. Его канонизировали в 1988 году, первым из всех оптинских старцев. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Горенков, свободно читал и говорил на 5 иностранных языках и обладал феноменальной памятью. С детства был одарённым, подающим надежды мальчиком. В 12 лет поступил в семинарию. В последнем классе тяжело заболел и дал обет Богу – если выздоровею, постригусь в монахи. Для своего служения выбрал Оптину пустынь. Врач-лютеранин, который долгие годы лечил старца, говорил, что состояние его здоровья таково, что жить по медицинским показателям ему осталось не более часа. В последствии этот врач принял православие. Преподобный Амвросий мог поговорить с каждым на его языке: помочь и малограмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику и ответить на вопросы Фёдора Достоевского.
Достоевский приезжал в скит после трагических событий своей жизни — после смерти сына Алёши в 1877 году. Он не мог найти ответ на вопрос — как и почему такой маленький, ангелоподобный ребёнок был взят из этой жизни. Его привезли в Оптину пустынь к старцу Амвросию, он побеседовал с ним и вышел совершенно другим, обновлённым человеком. Федор Михайлович прожил в скиту совсем недолго, но этого хватило, чтобы впечатления от поездки вошли в «Братья Карамазовы». Прототипом старца Засима стал именно старец Амвросий.
В комнате для приёма почётных посетителей Лев Толстой побывал 6 раз. Первый — в 1877 году. Разговор был таким тяжёлым, что старец оказался в полном изнеможении и сказал: «Крайне горд». Толстой то переодевался мужиком, чтобы его не узнали, то приезжал официально – и всегда дверь для него была открыта. Есть данные, что перед смертью Лев Николаевич тоже приезжал в Оптину пустынь, но зайти в скит так и не решился.


Оптина пустынь./ Фото: elitsy.ru

Оптина пустынь, разоренная большевиками. Страшно об этом думать, но на могилах старцев была танцплощадка, а в самом монастыре — санаторий. Заново пустынь возродилась в 1988 году. Глядя на руины монастыря, в его восстановление не верил даже мэр Козельска, хотя он и принимал активное участие в реконструкции обители. Но скит строился быстро, словно какая-то невидимая сила помогала монахам.

Свет от Оптиной


Оптина пустынь: свет от Оптиной./ Фото: palomnik.by

На Божественный промысел указывает то, что яркий столб света на месте разрушенного монастыря был виден даже из космоса. Его заметили и засняли космонавты, а потом увеличили снимок и подарили Оптиной пустыни.

Красная Пасха


Оптина пустынь: часовня Воскресения Христова./ Фото: hram-predtecha.ru

Но и после полной реконструкции обитель не обрела спокойствие. 18 апреля 1993 года было совершено страшное преступление: прямо в Пасхальную ночь убили трех монахов, когда те несли послушания. Преступника нашли, им оказался Николай Аверин – рецидивист с шизофренической патологией, который даже не думал скрываться и был задержан у себя дома.


С этим преступлением связывают много мистического, ведь все свидетели преступления (а их было немало) ясно видели падающих монахов, но не разглядели самого нападавшего, а некоторые и вовсе не заметили убийцу. Сам же Аверин назвал преступление ритуальным, которое он совершил по приказу некого мистического голоса.

Могилы иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта./ Фото: palomnik.by

На месте погребения убиенных иноков Трофима и Феропонта и иеромонаха Василия была заложена часовня в память о страшном преступлении. Каждую субботу в ней происходит заупокойная молитва. Часовня открыта для посещений паломниками.

Святые источники


Святой источник в Оптиной пустыне./ Фото: luchmir.com

На территории Оптиной пустыни есть несколько святых источников, которые помогают справиться с различными заболеваниями. Только вот набирать целебную воду надо с молитвой и чистыми помыслами, иначе она может не помочь.

Как добраться


Оптина пустынь: летом можно пройти пешком./ Фото: palomnik.by

От Козельска до Оптиной пустыни всего 3 км. Летом их вполне можно пройти пешком, а вот зимой лучше заказать такси: маршрутки до обители практически не ходит.

Как остаться


Оптина пустынь. Завет./ Фото: hram-predtecha.ru

Каждый желающий может не только приехать в монастырь с экскурсией, но остаться в нем на послушание вне зависимости от пола. Всё, что необходимо: паспорт, желание и соблюдение правил монастыря. Женщин тоже берут в трудницы, но вот стать насельниками Оптиной пустыни у них нет шансов.

Оптина пустынь летом./ Фото: palomnik.by

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Луч света, видимый из космоса»

В Курской Коренной Пустыни я была три раза, хотя Курская область для нас соседняя, и паломнические поездки организовываются регулярно. Очень многие мои знакомые частенько ездят туда, благо дорога не очень дальняя. Впервые я поехала в 2009 году, одна, присоединившись к группе паломников. Тогда на меня монастырь произвел неизгладимое впечатление!

Во-первых, своей красотой. После ремонта его храмы и здания выкрашены в небесно-голубой цвет — смотрится очень красиво:

На фото — Храм Рождества Пресвятой Богородицы (слева) и Собор Рождества Пресвятой Богородицы (справа).

Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь — один из самых известных в центральной России мужских монастырей. Возник он в 13 веке на месте обретения не менее известной иконы Божией Матери «Знамение». Кое-что из истории постараюсь поместить в описании.

Находится монастырь на берегу реки Тускарь, в 30 км от Курска.

История возникновения и судьба старинной иконы длинна и удивительна, и очень много информации об этом можно найти сегодня на просторах всемирной сети. На сегодняшний день это один из самых почитаемых образов Божией Матери в России и самый почитаемый — в Русской Церкви за границей. Сегодня она постоянно находится в Нью-Йорке, США, в Русской Зарубежной Православной Церкви. Кажется, с 2009 года древний образ уже не раз привозили в Россию, и он неизменно собирал толпы верующих, желающих поклониться Богородице перед чудотворной иконой. Мне посчастливилось побывать у этой чудотворной иконы в 2012 году, в Курске. О многообразных чудесах тоже много написано, всего не перескажешь…

Итак, монастырь возник на месте обретения иконы «Знамение». Прямо на этом месте стоит храм иконы «Живоносный источник», и сам источник сохранен; к нему ежедневно приезжают паломники, чтобы набрать воды и искупаться в купели. Копия образа присутствует на территории монастыря:

В первый мой приезд храм «Живоносный источник» был на реставрации, но можно было зайти и поставить свечи, там находилось несколько икон, остальные части храма были закрыты. В дальнейшем я не смогла туда попасть, потому что храм и вовсе был закрыт — причину не знаю, однако надеюсь, что это не последний мой визит туда.

В меньшем храме Рождества Пресвятой Богородицы мне также довелось побывать в первый приезд, и хотя мы опоздали к Литургии (водитель долго искал дорогу), однако было время и послушать службу, и рассмотреть все. Храм довольно старый, это видно по росписям на стенах, в каждой нише — огромные образы святых. Запомнилось также, что цены на требы в монастыре очень низкие, просто смехотворные по сравнению с нашим городом. Я на тот момент еще не была осведомлена о том, что нужно брать благословение на фотосьемку внутри храма, и сделала пару кадров:

На первом фото — богатая роспись потолка и часть алтаря храма; на втором — икона Божией Матери «Умиление», которая до того поразила меня своим богатым убранством из бисера и сиреневой и парчовой ткани, что я не удержалась и сфотографировала — на память… И не жалею, потому что в других моих поездках храм этот оказался закрыт — может быть, это именно в тот момент, а может быть, его вообще закрыли для паломников в связи с открытием большого собора. Если так, то очень жаль — храм невероятно красив изнутри… А снаружи он тоже очень красочный и имеет один купол, затейливо украшенный звездочками:

Большой собор Рождества Пресвятой Богородицы построен сравнительно недавно. В августе 2009 года он еще не был открыт (на момент моего приезда; открыли его вскоре), а в 2011 я уже смогла побывать на службе. Конечно, это один из красивейших храмов, впечатляет своей небесной голубизной, как и весь монастырь, и затейливыми башенками-куполочками.

А вот фото с обратной стороны храма, со стороны реки — и тут я для сравнения хочу показать два фото: первое — хранится у меня в архиве фото моего знакомого, которое я размещу здесь, с тем чтобы почувствовать разницу — как выглядело это место, когда не было собора; и как — когда он появился. Второе фото — мое, уже после его постройки. Как говорится, почувствуйте разницу:

2006 год

2012 год

Лестница, которая видна на фото, идет сверху, от монастыря, вниз — к речке, главному источнику и купелям, и далее по дорожкам можно пройти в лес, к другим источникам.

Виды сверху очень красивые, множество народу останавливается там, чтобы сделать снимки; это также традиционное место, куда приезжают фотографироваться молодожены в день свадьбы.

Вот такие виды:

Обратите внимание: купель на разных фото имеет крышу разного цвета — снимки сделаны в разные годы, сейчас абсолютно все крыши на постройках монастыря — ярко-синие, смотрится очень красиво.

В этой купели, как и во всех святых источниках, отважные паломники купаются круглый год; я же купалась только в августе, а вот в декабре, который запечатлен на снимке — не решилась.

Как и во всех источниках, вода целебная; искупавшись с верой и молитвой, можно получить исцеление от какого-либо недуга. Но если не получили — не расстраивайтесь: значит, время не пришло…

Правила окунания в купель одинаковы, по-моему, во всех монастырях:

купаться в новой рубашке (без одежды нельзя), с крестиком на шее, окунаться можно с головой и до трех раз — вода ледяная, и вылетаешь оттуда пробкой, но зато потом тело согревается, и несмотря на очень холодную погоду, я одевалась уже с ощущением невероятного тепла. Естественно, нужно захватить с собой полотенце, чтобы вытереться. В купели стоят скамейки и есть вешалки.

На фото купель разделяется на два «домика» — женская половина и мужская. Когда народу собирается много, пускают группами.

Ну и стОит сказать, что одежда, в которой искупались, имеет также целебные свойства, и ее надевают или укрываются ею в болезни, с молитвой Божией Матери. Могу сказать, что после первой поездки у меня был такой случай — Матерь Божия помогла сбить внезапно поднявшуюся температуру: невесть откуда взявшаяся ночью лихорадка быстро успокоилась, когда я укрылась тем самым полотенцем. Вот такие чудеса…

Есть чуть дальше и другие источники, вода в них также освящена, и нужно пройти только по лесным дорожкам.

По тропинкам влево можно выйти к источникам Целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и Серафима Саровского; направо — тропинка ведет к еще одному источнику Божией Матери, который возник на месте Ее явления в давние времена слепой девочке, после чего девочка прозрела. С тех пор источник прозвали «глазным» и чаще всего, конечно, народ ходит туда за исцелением болезней глаз…

Также в этой стороне находится старое кладбище, где похоронены монахи, и среди них — известный старец иеросхимонах Иоанн Бузов. Рядом с его могилой установлено огромное распятие, и множество паломников, почитающих ушедшего батюшку, известного святой жизнью, приезжают поклониться. Были там и мы в 2011 году, однако фотографий этого места я не сохранила.

А вот монастырь со стороны леса:

В монастыре есть трапезная, и за небольшое пожертвование паломников кормят простой монастырской едой, довольно сытной. Есть также церковная лавка, очень богатая; а уже за территорией, перед вратами, располагается небольшая ярмарка, где продают сувениры — очень дорогие, кстати, в основном это поделки из дерева. Немного пройдя по поселку, мы обнаружили магазинчики, где купили вкусный «коренной пряник», очень похожий на тульский. Сам поселок, где располагается монастырь, под названием Свобода — небольшой, и разгуляться особенно там негде.

Еще несколько снимков этого прекрасного места.

Колокольня монастыря, также прекрасная своей росписью у основания:

Святые врата, построенные еще в 1708 году и сохранившиеся:

Памятник Серафиму Саровскому, жизнь которого тесно связана с этим местом (как-нибудь расскажу об этом, но уже в описаниях курских храмов) — находится он за большим собором Рождества Пресвятой Богородицы и смотрит в сторону реки и источника:

Монастырские розы:

Ступенчатая дорожка от Святых врат к колокольне и храмам, также усаженная цветами (летом):

Место это чудесное, так что я понимаю соотечественников, предпринимающих новые и новые паломничества к святой обители — полюбоваться на красоту, помолиться в храме, еще раз побывать у святынь и источников, увезти с собой целебную воду. Вот я пишу, и мне тоже захотелось съездить еще раз…

Напоследок расскажу одну историю, которую прочла однажды об этом монастыре. Рассказ гласит, что из космоса территория монастыря Курская Коренная Пустынь видна светящейся точкой. Это было загадкой для космонавтов, и однажды кто-то из них, будучи в этом монастыре, спросил у наместника: что они здесь делают? почему свет? на что получил ответ: «Мы молимся…»

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *