Картина иуда

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

“Поцелуй Иуды”. История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах. Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.

Но “Поцелуй Иуды” Джотто (1303-1305 гг.) особенный. Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная. Судите сами. Ниже – миниатюра из псалтыри 12 века.

Миниатюра “Поцелуй Иуды”. Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон

Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.

Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.

А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до “Поцелуя Иуды” Джотто.

Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг. Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия

У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.

Представьте, что подобные работы Джотто и видел. Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное. Посмотрите на его фреску.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Впервые художник делает фигуры объёмными. Впервые появляется композиция. Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких “впервые”.

Как ему это удалось? Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением. Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто

Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.

Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь. Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.

Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема. А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны. А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.

Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…

Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.

Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

***

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по .

Картинки про предательство (40 фото)

Абсолютно любого человека могут предать близкие люди. Смотрите далее картинки с надписью про предательство.
Все что пишу, отринешь.
Когда обманывают доверие.
Все равно, что руки сломали.
Предательство в жизни.
Измена, боль, обман.
Не бойся, я не ты.
Человека предали.
Ненавижу хамство.
Каждый ошибается.
Девушка и парень на заднем фоне.
Картинка про предательство.
Брошенная игрушка.
Утерянное доверие.
Большое предательство.
Ладоней по воде.
Капли воды на стекле.
Самый грустный фильм.
Сейчас всем трудно.
Предательство нельзя прощать.
Привилегия близких.
Мы так ошибаемся.
Нельзя возвращаться к предателям.
Предательство на картинке.
Я найду смелость.
Термин предательства.
Хватит и одной секунды.
Птицы на лестничной площадке.
Девушку предали.
Красивая девушка грустит.
Спина девушки.
Парень на берегу.
Картинка про предательство с надписью.
Самая достойная верность.
Это самое страшное.
Преданность встречается редко.
Какое бывает предательство.
Надпись на бумаге.
Картинка с мальчиком и девочкой.

Толкования Священного Писания

И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его

(Μк. 14:45; Лк. 22:47). Речь у Луки короче, чем у других синоптиков. Они пропускают весь рассказ Ин. 18:4-9.

По русскому переводу “тотчас” относится к “подошел.” Мейер объясняет тотчас после того, как Иуда дал знак. В Сироснайском кодексе порядок несколько изменен, сначала говорится о целовании, потом о приветствии. В Александрийском кодексе выпущены слова: “и поцеловал Его”. То, что было, хорошо выражено у Марка: “и пришед тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! (один раз — по лучшим чтениям) и поцеловал Его” Евангелисты указывают вообще на быстроту действий Иуды; но мельчайшие детали события на основание их показаний трудно определить. Глагол κατεφίλησεν (поцеловал) отличен от употребленного в 48 стихе φιλήσω (поцелую) и не выражен в русском и других переводах. Лучше можно передать значение его так: “расцеловал,” — может быть, несколько раз, но, вероятнее, только один, причем целование не только было всем видно, но и слышно. Иуда как бы чмокнул, целуя Христа. Какая тут противоположность всякому истинному, нелицемерному, происходящему от любви целованию! Какая глубокая и несомненная правдивость повествования! Кто мог выдумать что-нибудь более простое и вместе с тем в немногих словах так хорошо выразить всю глубину человеческого падения! Неудивительно, если “целование Иуды” вошло в пословицу. В двух словах тут целый психологический очерк, целая нравственная система. С одной стороны, Иуда хочет прикрыть своим целованием свою душевную низость и крайнюю подлость. С другой, целование — знак любви — делается символом самого ужаснейшего предательства и злобы. Всякий, подумав об этом, скажет, что так бывает и даже очень часто в действительной жизни. Слово “радуйся” (χαίρε) было обычным приветствием и по смыслу вполне равняется нашему: “здравствуй!”

Толковая Библия.

Предательство Иуды: иконы и картины

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

В этот день, по нашему это была среда, — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.

Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?»

Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо, 1836.

Иуда у первосвященников. Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне

С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Фра Беато Анжелико

Поцелуй Иуды, Чимабуэ, конец XIII века

Поцелуй Иуды.Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, ок. 1160 г.

Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды.

Иерусалим, базилика Агонии, мозаика левой апсиды

Пещерный храм прп. Иова, Почаев

Фрагмент росписи сводов храма Живоначальной Троицы г.Петропавловска-Камчатского

Thomas Couture

Гюстав Доре. Поцелуй Иуды

Джотто ди Бондоне

Поцелуй Иуды. Караваджо.

Фра Беато Анжелико

Фра Беато Анжелико

Предательство Иуды. Иван Айвазовский

«Поцелуй Иуды», Микеланджело Меризи да Караваджо

Уголино ди Нерио «Предательство Иуды и арест Христа»

Современная коптская икона

Георгиос Кордис. Греция

Предательство Иуды. Африканское изображение

Поцелуй Иуды. Петров Александр Николаевич.

Картина Предательство Иуды — Миронов Андрей Николаевич.

И. Глазунов. Поцелуй Иуды

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную» (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему: «что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

Николай Ге. «Совесть. Иуда»

Алексей Мазур. «Иуда»

Картина Гелия Коржева «Иуда»

Текст: Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий».

Чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудой»

В небольшом селе Авдотьино Ногинского района с первой половины девятнадцатого века почитается чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудой». Икона с необычным сюжетом в прошлом слыла одной из главных святынь восточной части Подмосковья. Слава об исцелениях, происходивших у образа, превратила до этого малоизвестную Николо-Берлюковскую пустынь в один из видных монастырей подмосковной земли.

Николо-Берлюковская пустынь в селе Авдотьино украшена грандиозной колокольней, сравнимой с самыми высокими звонницами Московской области. Кажется, что она не сильно уступает размерами колокольням Троице-Сергиевой Лавры или Николо-Угрешского монастыря. Главный собор обители носит имя храма Христа Спасителя, но размерами он гораздо меньше своего московского «тезки». Такое название собор получил в честь иконы Христа Спасителя «Лобзание Иуды». Храм возводился по предложению одного столичного купца специально для хранения святыни.

В семнадцатом веке на месте монастыря находился погост при церкви Николая Чудотворца, который назывался Бирихинским или Берлюковским. Название погоста произошло от некогда существовавшего в этих краях села Берлино Черноголовской волости. Монастырем погост при церкви стал в 1719 году, но тогда обитель была бедной и ничем не примечательной. Все изменилось спустя сто лет, когда в монастырской хлебопекарне случайно нашли старинную икону, изображавшую сцену взятия под стражу Иисуса Христа и предательский поцелуй Иуды Искариота.

Украшенная серебряной ризой икона Иисуса Христа «Лобзание Иуды» находится на колонне по правую сторону от входа в собор монастыря. На ней изображены четыре фигуры: в центре Иисус, голова которого отмечена позолоченным нимбом, слева и позади Христа помещены два воина, а предатель – справа от учителя. В нижней части оклада в рамке выбиты первые строки песнопения на церковно-славянском языке: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Эти слова поются за богослужением в четверг и пятницу Страстной недели перед праздником Пасхи. Под «умовением вечери» подразумевается события последней трапезы Христа с апостолами. Иисус Христос перед трапезой омыл ноги своим ученикам, хотя по обычаю омовение должен был совершать слуга или наименьший из собравшихся, а не учитель. Во время Тайной вечери Иисус объявил, что один из учеников предаст его. Иуда Искариот, одержимый страстью сребролюбия, сразу после трапезы пошел к врагам и завистникам Христа и сговорился выдать за тридцать сребреников тайное место, где скрывался учитель, указав на Иисуса поцелуем. На иконе изображен момент предательского «лобзания» и арест Христа воинами в Гефсиманском саду.

В историческом очерке о Николо-Берлюковском монастыре Нила Софонова приводится подробный рассказ о том, как произошло первое чудо у образа Христа. Однажды слепая крестьянка села Кудинова, расположенного в пятнадцати верстах от Авдотьино, увидела необычный сон. Ей явился незнакомец, который спросил, хочет ли она исцелиться и снова видеть. Женщина страдала слепотой двадцать лет, и врачи были не в состоянии ей помочь. Незнакомец из сна повелел ей отслужить молебен у иконы Иисуса Христа и пообещал полное выздоровление. Пробудившись, женщина стала спрашивать родных об иконе Спасителя, но загадочный образ никому не был известен. Икона, которую она видела во сне, действительно, была необычной. Позади Спасителя стояло два воина, один из которых держал руки Христа, а другой поднял веревки. На иконе также был изображен апостол Иуда Искариот, целующий Иисуса.

Ночью незнакомец явился крестьянке вновь и подсказал, что нужную икону она найдет в Николо-Берлюковском монастыре. На следующее утро слепая стала просить родных отвезти ее в названную обитель, но поездка не увенчалась успехом. Выслушав описание образа, монахи не нашли в обители ни одной иконы похожей на ту, что приснилась женщине. В итоге решили отслужить молебен у обыкновенной иконы Спасителя, которая имелась в храме, но исцеления не последовало. Вернувшись домой, крестьянка увидела третий сон, в котором все тот же загадочный человек велел ей опять поехать в Берлюковскую пустынь и поискать икону в монастырской хлебопекарне. Женщина исполнила повеление и попросила монахов посмотреть, нет ли какой-нибудь иконы в помещениях хлебни. Там и был найден почерневший от времени образ, о наличии которого, видимо, и не догадывались монастырские служители. Изображение в точности совпадало с тем, что слепая видела во сне. Прямо в хлебопекарне решили отслужить водосвятный молебен, после которого больная впервые за двадцать лет увидела солнечный свет.

Когда жительница Кудинова вернулась в родное село, и прошел слух о чуде, в Берлюковскую пустынь стало стекаться множество окрестных жителей, чтобы увидеть образ. Прямо в хлебопекарне стали служить молебны с раннего утра и до глубокой ночи. Из-за огромного количества народа в помещение хлебни нельзя было войти через дверь, поэтому некоторые стали ломиться в окна. Всех прибывающих паломников негде было разместить на ночь в тесной обители. Настоятель и монахи пустыни, казалось, совсем не были готовы к такому вниманию и ажиотажу вокруг найденной иконы. Казначей монастыря по имени Геннадий взял образ и поехал в Москву, чтобы посоветоваться с митрополитом. Иерарх выслушал гостя и благословил поместить икону в Троицком соборе Николо-Берлюковского монастыря для всеобщего почитания. Со временем для более удобного размещения иконы был построен новый просторный собор Христа Спасителя.

Перед иконой в первые же дни после случая исцеления крестьянки села Кудинова стали совершаться чудеса. Задокументированы исцеления жителей окрестных сел Владычнево, деревни Чижевой, села Мизиново. Икона была известна и в Купавне, Бисерово, Леоново, Павловском Посаде. Можно сказать, что благодаря иконе «Лобзание Христа Спасителя Иудой» в последнем городе появился свой святой. В возрасте девятнадцати лет житель Павловского Посада Василий Грязнов шел как-то с работы полем и услышал голос Богородицы. Она повелела ему идти в Николо-Берлюковскую пустынь к чудотворной иконе Спасителя. Василий был воспитан в семье верующих, но потом стал вести образ жизни далекий от христианских идеалов. После паломничества к иконе «Иудино лобзание» в Авдотьино юноша изменился, а впоследствии стал известен своей подвижнической жизнью и делами милосердия в родном городе. Сегодня он канонизирован как местночтимый святой, а его мощи находятся в Покровско-Васильевском монастыре Павловского Посада.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *