Карапетян карапет

Подвиг Шаварша Карапетяна: как чемпион мира спас 20 пассажиров тонущего троллейбуса

Шаварш Карапетян в молодости

16 сентября 1976 года в вечерний час-пик переполненный людьми троллейбус модели Škoda 9Tr, следовал по маршруту N15 через дамбу Ереванского водохранилища.

В какой-то момент к водителю протиснулся один из пассажиров с наколками на руках и приказным тоном потребовал остановить троллейбус на дамбе. Водитель грубо отказал наглецу, мол троллейбус не такси, и он не собирается следовать чьему-то желанию.

Разозлившийся пассажир ударил водителя по голове, тот потерял сознание. Неуправляемый троллейбус повело вправо, он съехал с дороги вниз по дамбе в водохранилище и стал быстро погружаться в холодную воду. Лишь нескольким пассажирам удалось выбраться через окна. Через несколько минут троллейбус ушёл на дно, из воды остались торчать только концы железных «рогов».

Дамба, с которой упал в воду троолейбус

В хвосте салона образовался воздушный пузырь, благодаря чему люди могли некоторое время дышать. Это и спасло многим жизнь.

По воле случая в этот день вместе с братом и тренером рядом совершал пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию 23-летний Шаварш Карапетян.

Увидев упавший троллейбус, спортсмен бросился на выручку. Он нырял на 10-метровую глубину глязного и мутного водохранилища, и разбивая стекла, по одному снова и снова доставал пассажиров, таким образом спас 20 человек.

На поверхности брат и тренер Шеварша оказывали первую помощь пострадавшим. Чуть позднее на помощь подоспели сотрудники спасательной станции, гребцы на байдарках и каноэ, врачи скорой помощи.

На место привезли акваланги для ныряния, но они оказались пустые, без воздуха, поэтому Шаваршу приходилось действовать в одиночку. Больше никто не решался нырять на глубину без акваланги.

Через 45 минут подогнали кран, который вытащил троллейбус на берег. Чтобы зацепить трос, Шаваршу пришлось снова нырять на глубину.

Троллейбус модели Škoda 9Tr

От ныряния в холодную воду у Шаварша началась пневмония, а также заражение крови от многочисленных порезов на теле от разбитых стёкол.

Шаварша срочно отвезли в реанимацию, где врачи больше месяца выхаживали его. Из больницы чемпион вышел с травмами, которые поставили крест на его блестящей спортивной карьере. Из-за пневмонии в легких образовались спайки, от которых было сложно глубоко дышать.

О подвиге Карапетяна нигде не писали, ведь в стране победившего социализма троллейбусы не могли падать в воду. Свидетелям инцидента приказали молчать о случившемся.

Лишь в 1982 году благодаря старания московского журналиста в прессе появилась статья о подвиге спортсмена-героя. После публикации Шаваршу пришло более 30 тысяч с благодарностью и восхищением от советских граждан.

Ереванское водохранилище

Только тогда имя своего спасителя узнали и спасенные пассажиры троллейбуса. Многие приходили к нему лично, благодарили.

Что же касается расследования инцидента, то в официальном рапорте следователи указали, что троллейбус потерял управление из-за сердечного приступа у водителя. Было отмечено, что в троллейбусном парке он был на плохом счету: его несколько раз лишали водительских прав, увольняли за прогулы, но потом восстанавливали. Также было отмечено отсутствие металлических ограждений и высокого бордюра на обочине дороги на дамбе, что могло бы удержать троллейбус.

Шаварш Карапетян в наши дни

После «разбора полётов» был снят с должности директор Ереванского троллейбусного парка, который обслуживал маршрут N15.

Шаварш Карапетян в 1993 году перебрался в Москву в поисках лучшей доли. В столице сейчас у него небольшой бизнес по производству обуви и несколько торговых точек. Кроме того, он является директором подмосковного Красногорского спортивного центра.

Хотите видеть новые статьи?

Подвиг советского пловца Шаварша Карапетяна – спас людей из тонущего троллейбуса

16 сентября 1976 года советский пловец Шаварш Карапетян вышел на утреннюю пробежку вместе с братом и тренером недалеко от Ереванского водохранилища. Он готовился к очередным стартам и новым рекордам. На тот момент Шаварш уже был 17-кратным чемпионом мира, 13-кратным чемпионом Европы и семикратным чемпионом СССР по подводному плаванию. И это в 23 года!

Вряд ли он мог подумать, что тем утром его славная карьера почти завершится.
Но именно то утро сделал его героем. Его великий подвиг люди помнят и почти полвека спустя.

Силач из Бухенвальда. Какими были настоящие герои спорта во время войны Футбол в блокадном Ленинграде, израненные чемпионы и истощённые богатыри. В День Победы вспоминаем самые яркие истории спорта военных лет.

«О себе не думал»

Мимо Ереванского водохранилища проезжал троллейбус номер 15. Пробегавшие рядом братья Карапетяны и тренер обратили на него внимание, потому что транспорт ехал уж слишком быстро. Буквально через несколько мгновений он, проскакав по песчаной дамбе, улетел в воду и начал тонуть. Когда Шаварш прибежал на берег, видны были только «рога» троллейбуса.
Надо было действовать здесь и сейчас. И Карапетян мгновенно нырнул в холодную воду, температура которой едва ли превышала 13 градусов.

Фото: РИА Новости

«Я же не любитель, а пловец мирового класса. О себе думать не было времени. Думал лишь о тех, кто оказался под водой. Самым сложным было выбить у троллейбуса заднее стекло. Нащупал нижнюю перекладину лестницы, ведущей на крышу, ухватился за нее руками и ударом ноги разбил окно. Обожгла боль. Стеклом, конечно, поранился, но тогда об этом не думал – понимал, что времени мало», – рассказал Карапетян «Комсомольской правде».
Шаварш без остановки нырял и вытаскивал людей. Всего ему удалось поднять 46 человек. Его брат сидел в лодке и передавал каждого человека тренеру, имевшему опыт работы в спасательной службе и оказывавшего пострадавшим необходимую первую помощь.

«Какая борьба? Его и пальцем нельзя трогать». История «железного» дедушки-борца из СССР Под натиском Льва Москалёва отступали не только соперники, но и смертельная болезнь. А в 70 лет он даже стал чемпионом мира!

«Потом эта подушка мне снилась!»

Карапетян вызволил из троллейбуса 46 человек, но спасти удалось только 20 жизней. В какой-то момент прибывшие на место спасатели сказали ему остановиться, потому что он вытаскивал уже погибших людей. Продолжать дальше было бессмысленно. Тем более, что Шаварш уже получил серьёзное охлаждение, потерял сознание, а до этого говорил про какую-то подушку.
«Отключился, когда не стало хватать кислорода. Один раз я вытащил из-под воды подушку от сиденья троллейбуса – я был в пограничном состоянии и не почувствовал, что это не человек. Потом эта подушка мне снилась – мог ведь спасти ещё одну жизнь!»

«Врать ещё не умел, вот и жив остался». Душевные истории 99-летнего ветерана-лыжника Лев Литвинов видел встречу Молотова и Риббентропа, расписался на Рейхстаге, был соблазнён немкой и бегал на лыжах аж до 95 лет!

Невероятная воля

Этот подвиг стоил очень дорого Карапетяну. Сразу после произошедшего его увезли в реанимацию. Большая кровопотеря, порезы по всему телу. А позже выявили заражение крови и двустороннюю пневмонию. Атлету потребовалось почти два месяца, чтобы выкарабкаться. Врачи признавали, что в некоторые моменты его состояние становилось критическим.
После такого воспаления лёгких вернуться в большой спорт было невозможно. Врачи это категорически запрещали. Но Шаварш потихоньку возобновил тренировки, ещё несколько лет был в сборной СССР и даже установил свой 11-й мировой рекорд. Но при этом он понимал, что состояние здоровья не позволяет продолжать дальше. Спасение десятков людей стоило ему успешной карьеры, но Карапетян ничуть об этом не жалеет.

Фото: РИА Новости

«В СССР троллейбусы не должны были падать в воду»

Примечательно, что был не единственный подвиг Шаварша Карапетяна.
За два с половиной года до спасения людей из тонущего троллейбуса чемпион предотвратил другую трагедию. Он ехал в автобусе со спортивной базы в центр города Ереван. В какой-то момент автобус остановился, и водитель пошёл проверить, исправен ли мотор. Но, судя по всему, не поставил транспорт на ручной тормоз, и автобус покатился вниз прямиком в горное ущелье. Если бы он докатился, шансов выжить не было бы ни у кого.

Шаварш и тут быстро среагировал, разбил локтем стекло в кабину водителя и успел направить автобус в сторону горы, о которую он затормозил с минимальными повреждениями.
А ещё через десять лет Карапетян принимал активное участие в тушении пожара в Спортивно-концертном комплексе в Ереване, выносил людей из огня. А были и случаи, когда Карапетян вытаскивал людей из воды на пляжах и в бассейнах, спасая им жизни.

Фото: РИА Новости

К слову, о подвиге Карапетяна по спасению людей из троллейбуса все узнали лишь спустя шесть после произошедшего – именно тогда в «Комсомолке» вышла статья Сергея Лескова.
Власти СССР долго не разрешали предавать инцидент огласке, скупо сообщив лишь о том, что люди выжили благодаря «слаженной работе спасателей».
«Сразу же после той аварии о ней хотели напечатать в какой-то газете, но статью не пропустили. В СССР троллейбусы не должны были падать в воду!»
19 мая 2020 года Карапетяну исполнилось 67. Здоровья и долгих лет, Шаварш Владимирович!

Шаварш Карапетян, вытащивший 46 человек из упавшего в воду троллейбуса: Спасенные люди узнали обо мне только через шесть лет из «Комсомолки»

И вдруг увидел: переполненный троллейбус потерял управление, резко свернул с дамбы, сшиб ограждение и с пятиметровой высоты упал в воду. Все случилось в какие-то секунды – из троллейбуса успели выскочить лишь несколько человек. Шаварш, словно не было позади изнурительной тренировки, рванулся вперед, на ходу сбросил тренировочный костюм, прыгнул в воду и поплыл к бурлящей воронке.
Говорят, случай слеп. На этот раз его волей на месте происшествия оказался, быть может, единственный в миллионном городе человек, способный помочь людям, попавшим в беду. Но и ему, опытнейшему подводнику, едва хватило воздуха, чтобы нырнуть на десятиметровую глубину, выдавить ногами стекло, пробраться в троллейбус, схватить захлебнувшегося человека и вытащить его в окно. На поверхности он передал спасенного в лодку и вновь погрузился на дно. Там, в сплошной темноте, действовать приходилось на ощупь – один раз Шаварш, поспешив, вынырнул с троллейбусным сиденьем. До сих пор он не может простить себе ту ошибку – кому-то она стоила жизни.
На берегу собралась тысячная толпа. Останавливались машины, спасенных отвозили в больницы.
Шаварш торопится. Его движения сковывает резкая боль в животе. Он вновь надолго исчез под водой. Томительно тянутся секунды. Его друзья тоже ныряют на дно, но разыскать в темноте троллейбус им не удается. Но вот вздох облегчения. Карапетян опять на поверхности. И не один – сразу с двумя спасенными. И вновь спешит на дно. На воде остаются пятна крови. Пробираясь сквозь разбитые окна, Шаварш сильно порезал плечи, живот, ноги.
Двадцать раз без акваланга, без ласт, без всякого снаряжения уходил под воду Карапетян. Двадцать жизней спас. Подоспела помощь – подъемный кран. У Шаварша сильно кружится голова, он потерял много крови, он замерз. Но заменить его некому… Сил, чтобы самому нырнуть на десятиметровую глубину, уже нет. На дно он опускается теперь с тяжелым камнем в руках. Отыскивает в темноте троллейбус, выдавливает ногами оставшиеся стекла и крепко обвязывает машину железным тросом.
Когда Шаварш Карапетян вышел на берег, его, как в лихорадке, била крупная дрожь. Шаварш надолго заболел – воспаление легких, заражение крови… Сквозь порезы в кровь попала грязь из городского стока – это вызвало тяжелое осложнение.
— Какое качество самое важное в человеке?
— Доброта, — не задумываясь, словно давно уже решил этот вопрос, ответил он. – Доброта. Но не такая, знаешь, тихая, незаметная, которую держат в себе. Такого человека не добрым, а скорее незлобивым считаю. По-настоящему добр тот, кто свои самые важные дела отложит, на помощь придет и о благодарности не попросит. Одним словом, добрый человек тот, кто нужен людям.
В Ереване мы переговорили с Шаваршем о многом. Я узнал, что он мечтает о возрождении в Армении интереса к подводному спорту, что ищет талантливых ребят, которые сумели бы перенять все его секреты. В свободное время любит покопаться в автомобильных моторах.
В семье Карапетянов три сына, Шаварш – старший. Кстати, младшие его братья Камо и Анатолий тоже известные в республике спортсмены, мастера спорта по подводному плаванию. «Я счастлива, что у меня сильные и честные сыновья», — гордо сказала мать Асмик Карапетовна.
«Если родился мальчик, еще не значит, что из него вырастет мужчина» — гласит армянская поговорка. Шаварш учился во втором классе, когда однажды в отсутствие дома взрослых к воротам подъехал грузовик с углем. «Отца дома нет? – спросил шофер. – Тогда приеду завтра». Но мальчуган быстро вооружился лопатой, залез в кузов и в одиночку разгрузил четырехтонную машину.
В 15 лет Шаварш вместе с Камо приехал на летние каникулы в деревню к деду. Увидел: старый дом совсем обветшал, надо ставить новый. Братья успели закончить работу за два летних месяца. Знали: их помощь нужна – и никто ни разу не слышал от братьев жалобы, что вот гуляют одноклассники, купаются, а мы…
В тот вечер Владимир Самсонович проходил по дамбе и стал свидетелем аварии. В спасателе он с гордостью узнал своего сына. Отец молча стоял у самого берега, а когда Шаварш вышел из воды, отдал ему свою куртку. Асмик Карапетовна добавила то, о чем умолчал муж: на следующее утро Владимир Самсонович проснулся с поседевшей головой.
В комнате родителей на широкой бархатной подушке приколоты многочисленные спортивные награды трех сыновей. Если попросить, отец с гордостью поведает о каждой: «Это – Шаварш, это – Камо, а это – Анатолий…» Лишь одна награда не имеет здесь отношения к спорту – медаль «За спасение утопающих». Для Шаварша Карапетяна она – пока последняя…
После болезни он пробовал вернуться в спорт. Очевидцы рассказывают: чемпион Европы в ту пору тренировался так неистово, что его прежние занятия показались бы легкой разминкой. Он добился почти невозможного – вновь завоевал место в сборной. На чемпионате Европы в Венгрии уверенно лидировал на своей любимой дистанции 400 метров, где долгие годы не знал равных. До финиша и победы оставалось 50 метров, но вдруг резкая боль в животе парализовала движения. Как и тогда, на дне ереванского озера. Карапетяну удалось пересилить боль. Дистанцию он закончил, но выбраться из бассейна ему помогал уже новый чемпион…
Может ли медаль, которую получил Карапетян после той трагедии, заменить ему незавоеванные чемпионские титулы и непокоренные рекорды? Сам себе он такого вопроса не задает. Да, раньше Шаварш жил спортом, бредил рекордами, мечтал о победах. Но он никогда не считал, что спорт – это самоцель, что рекорды – это лишь способ удовлетворения собственного тщеславия. Скорее так: вся предшествующая жизнь была для него подготовкой к испытанию – когда же он оказался перед лицом этого испытания, то не дрогнул. Он совершил настоящий подвиг – совершил именно потому, что был готов к нему.
Удивительно, что никто из людей, возвращенных Карапетяном к жизни, не попытался найти своего спасителя, узнать хотя бы его имя. В прокуратуре Еревана я разыскал адреса спасенных пассажиров троллейбуса и повстречался с этими людьми. Они искренне удивлялись: зачем корреспондент ворошит эту давнюю историю? Рассудительно объясняли мне, что за житейскими хлопотами – переездом в новую квартиру, приобретением автомашины, продвижением по службе – как-то ушли на второй план смутные воспоминания о том происшествии, о безымянном спасателе, благие намерения разыскать его, пожать ему руку.
Ну что ж, жизнь продолжается. Захваченные ее суетливым ходом, люди забывают о дне вчерашнем, живут заботами новыми. Быть может, кто-нибудь и подыщет достойное объяснение тому, что не желают люди даже в воспоминаниях возвращаться к неприятным событиям в своей жизни, предпочитая душевный покой нелегким раздумьям. Но мне, честно скажу, не по душе и такая мудрость, и такой покой…
Мы шли вдоль дамбы, где сидели безмятежные рыбаки и загорелые мальчишки бросали камушки-голыши в воду. Карапетян остановился у того места, где несколько лет назад без колебаний бросился в озеро.
Шаварш молча смотрел на спокойные воды Ереванского озера. А я вспомнил, что у его родителей на стене висят фотографии двух сверстников, двух Шаваршей Карапетянов, деда и внука. Один из них, отличный пловец, так и не успевший стать чемпионом, погиб в 1943 году под Керчью. Второй – его внук, чемпион, оправдавший имя, полученное в память о деде.
С. ЛЕСКОВ.
(Наш спец. корр.).
Ереван.

ОЗЕРО ДОЙРАН. МАКЕДОНИЯ

Двухдневная поездка из Сандански (юго-западная Болгария) в Грецию и Македонию началась 5-го мая. Этот день выпал на Пасху или, как говорят в Болгарии, Великден.
Нашей целью был посмотреть Салоники, пляж, на предмет искупаться, потом Дойранское озеро в Македонии – не знаю зачем. Просто захотелось посмотреть.
Выехали мы не очень рано – в семь утра и быстро доехали до приграничной КУлаты, подъехали к поднятому шлагбауму, постояли, но никто к нам не подошел, и мы проехали до греческого шлагбаума. Там нам быстро поставили в паспорта отметки о въезде в Грецию, и мы покатили уже по греческой дороге. До моря было 110 км. Хо-ро-шо! Люблю скорость! И природу.

Гора БелАсица.
Но постепенно стало возникать смутное беспокойство — что-то было не так. Дороги были абсолютно пустые, кафе не работали, людей на улице не видно, третья подряд заправка была закрыта. Словно в фантастическом фильме – все люди исчезли, остались мы двое на всей земле. Жутковато. Наконец, километров через пятьдесят, увидев машину на обочине, я остановилась и узнала, что на Пасху в Греции не работает ни-че-го!
Мы обескуражено помолчали и по тому, как Галина выжидательною смотрела на меня, я поняла — решение за мной. Вернуться? Не ехать в Дойран? Ну, нет.
— Едем дальше.
— Как скажешь, руль твой.
И мы покатили дальше.

Въехав в Салоники, нашли работающее кафе, поели и уточнив у официантки, где ближайший «бич», через 20 минут были в » Луна — Парке» на востоке Салоники. Вода была изумительно теплой. Галина долго плавала, а я больше загорала и фотографировала уток.
Часов в пять выехали из города. Все было замечательно, но недалеко от границы указатель топлива угрожающе приблизился к критической отметке, а мы раз за разом проезжали мимо закрытых заправок. И солнце уже садилось. Галина напряженно примолкла и все чаще вопросительно посматривала на меня. Да-а-а, в этой ситуации я «вожак стаи» и решение за мной. И я его приняла.
— Так, километров на двадцать бензина хватит. Где здесь искать отель я не знаю. Доезжаем до ближайшей заправки и остаемся там на ночь. Кофе в термосе есть, перекусим бутербродами и как-нибудь переспим в машине. А утром заправимся. Хорошо?
— Как скажешь, руль твой. — Безропотно согласилась Галина.
Вскоре показалась заправка, я свернула к ней и подумала, что должна чувствовать себя виноватой в этой ситуации, но… не чувствовала. Наоборот, меня слегка «адреналинило». Я вышла из машины, сладко потянулась и… уставилась на вышедшего из здания заправки …парня! Он вопросительно посмотрел на меня, потом на машину и что-то спросил. На греческом. Ничего не поняла, но кинулась к нему как к спасителю.
— Эта заправка работает?- на плохом английском спросила я. Парень подумал, кивнул и на таком же плохом ответил:
— Нет. Но сейчас да.
Мы заправились. Парень пояснил что, вообще-то заправка не работает, просто ему нужно было кое — что забрать, вот он и зашел на работу. А тут мы подъехали. О! Благодарю тебя, Ангел Дорог! И мы покатили дальше!
Вскоре показалась граница. Спокойно прошли греческий паспортный контроль, и тут нарисовалась неожиданность. Чтобы въехать на территорию Македонии надо оплатить «Зеленую карту». Это экологический сбор и его минимальная стоимость 50 евро на 15 дней. Оплатили. А что делать! Таможенник объяснил дорогу до Дойранского озера и минут через тридцать мы въехали в Старый Дойран. Через час, устроившись в гостинице и приняв душ, пошли в ресторан, где очень славно посидели и под хорошую еду выпили бутылку «Трумини», (надеюсь, правильно назвала, очень приличное вино), заплатив за все, аж, 20 евро! Причем, 4 из них были чаевые милому юному официанту, который знает, что «Сибирь больше Москвы»! )))))
Проснулась я в пять часов, тихо оделась и пошла к озеру. День только просыпался. Было прохладно и сумрачно. На востоке, небо над горами отливало зеленым. Сотни соловьев в унисон пели утренний гимн, им диссонировали сотни лягушек.



А потом… потом что-то случилось. Мир замер. Наступила полная, оглушающая тишина. По воде заскользили зеленые блики и озеро стало живым. Оно вобрало в себя энергию гор, растений, всего что было вокруг. Омыло и выдохнуло, окутав все зелено — фиолетовым переливом. Мне показалось что я присутствовала не при рождение нового дня, а при рождение нового мира! Так вот зачем я проделала этот путь, вот зачем приехала к этому озеру! Чтобы почувствовать безвременье и увидеть момент рождения Времени. Заглянуть в Мир без людей и почувствовать чистую первозданную энергию Творца. Я сняла с себя одежду и медленно вошла в Воду. И Она приняла меня, омыв своими зелено-фиолетовыми струями. Она стала очищающей Водой Небесных Родников, Она проникла в каждую клетку моего тела, и я дышала Ею. Вода смыла с меня всю скверну, созданную мною и данную мне другими…
Когда я уже выходила из воды, робко стрекотнул кузнечик и мир ожил. Меня снова оглушил оголтелый дуэт соловьев и лягушек, в него влилось шуршание шин на дороге, какой-то человек поприветствовал меня с балкона отеля и я взмахнула ему рукой в ответ. Мир вернулся. Или это я вернулась в привычный для меня мир? Но он чем-то отличался от того из котором я вошла в Воду. Этот мир стал спокойнее и умиротвореннее. Или это я стала такой?…

…После завтрака мы погуляли по маленькому Старому Дойрану. Я сделала несколько фото красивого озера, храня в памяти его истинное назначение – передавать энергию высших сфер в наш мир…


… Предупреждаю сразу – дорога от Раброва до Костурино- совсем не детский серпантин! От Костурино до Куклиш уже полегче. На границе, быстро прошли паспортный контроль у македонцев, а, вот болгарин долго листал наши паспорта, считал и пересчитывал отметки пересечения границ, пытался что-то у меня выяснить, но я только недоуменно улыбалась, не понимая, в чем проблема. Но из подсознания, вдруг, выплыл поднятый шлагбаум в Кулата. У нас же нет отметки о выезде! Получается, что мы въехали в Грецию, выехали из нее, въехали в Македонию, выехали из нее, и все это…не выезжая из Болгарии. Я представила, что сейчас начнется! Кто мы? Откуда мы. Зачем мы? И так далее. Но… ничего не началось. Нам вернули паспорта, быстро осмотрели машину и мы въехали в Болгарию. Когда я объяснила Галине ситуацию, она сильно удивилась такой лояльности болгарских пограничников. Если честно, я тоже.
По дороге заехали в Самуилову крепость, но там меня привлекли только великолепные старые платаны – чинары. Природа и Время создали из них уникальные произведениями «прикладного» искусства.
Все. Домой, домой, домой. Я немного удивилась что подумала о Сандански как о доме, но частые поездки приучили меня создавать «дом» в любом месте, лишь бы это место было созвучно моему душевному уюту. Сандански оказался созвучен.

Карапетян Шаварш Владимирович

Народный Герой. Спортсмен. Заслуженный мастер спорта. Почетный президент российской Ассоциации подводного плавания. Обладатель высших международных титулов по подводному плаванию. Советник Главы Республики Башкортостан на общественных началах. Преуспевающий бизнесмен. Президент Благотворительного фонда. Является членом Международной академии духовного единства народов мира. Совершил мужественный подвиг, трижды приняв участие в спасении людей: предотвратил падение автобуса в пропасть, занимался спасением пассажиров с затонувшего троллейбуса, а затем проявил отвагу при спасение пострадавших на пожаре.

Шаварш Карапетян родился 19 мая 1953 года в городе Ванадзор, Армения. В 1964 году вместе со своей семьей переехал в Ереван, где окончил восемь классов средней школы и авто­меха­ни­чес­кий техникум. С детства занимался спортом. Благодаря своим талантам, многолетним тренировкам и силе духа являлся 17-кратным чемпионом мира, 11‑кратным рекордсменом мира, 13‑кратным чемпионом Европы, 15-кратным обладателем Кубка СССР, семикратный чемпион Советского Союза. Имеет почетное звание «Заслуженный мастер спорта в дисциплине подводное плавание».

Спасение: 8 января 1974 года Шаварш Карапетян возвращался на автобусе со спортивной базы Цахкадзор в Ереван. В автобусе в тот момент находилось более тридцати пассажиров, включая спортсменов. На крутом подъеме водитель заметил неполадки в работе мотора, вынужден был остановить автобус и выйти. В тот же момент неуправляемый автобус тронулся с места и покатился вниз. Первым отсутствие водителя заметил Карапетян, который сидел ближе всех к кабине шофера. В попытке остановить автобус и избежать падения в ущелье Шаварш локтем разбил стеклянную стенку, отделявшую кабину от салона, дотянулся до руля и резко направил автобус в сторону горы. Именно после этого случая Карапетян, отвечая на вопрос, как ему это удалось, сказал свою знаменитую фразу: «Просто я был ближе всех».

Спасение: 16 сентября 1976 года Шаварш Карапетян с братом и другом совершали утреннюю пробежку и случайно оказались на месте падения троллейбуса в Ереванское озеро. Карапетян взял наиболее сложную часть работы по погружению и спасению людей на себя. Он передавал брату спасенных людей, а брат — на лодку, из лодки — в машину. На глубине 10 метров при нулевой видимости Шаварш разбил ногами заднее окно троллейбуса и вытащил 46 пассажиров из 92. Однако лишь 20 из них удалось вернуть к жизни. Пассажиров без сознания доставляли в больницу. Врачи, оказывавшие помощь, не знали, что их неожиданных пациентов вытащил из воды всего один человек. Все думали, что ведется слаженная работа спасателей. Силы пловца были на исходе. Вынырнув в очередной раз, Шаварш осознал, что вытащил не человека, а подушку от сиденья троллейбуса. По его словам, эта подушка часто снилась ему по ночам, ведь он мог спасти жизнь еще одному человеку. Остальных пассажиров спасти не удалось. Все тело пловца было изрезано осколками разбитого окна. После этого Карапетян тяжело заболел пневмонией, которая осложнилась сепсисом. Температура держалась на уровне 40°C. В больнице провел 45 дней.

Его имя стало широко известно лишь в 1982 году, после публикации в «Литературной газете» статьи о событиях, происшедших на Ереванском водохранилище. Самому Карапетяну этот подвиг стоил двустороннего воспаления легких, которое осложнилось заражением крови. Хотя состояние его здоровья требовало длительного лечения, но уже через полтора месяца мужественный спортсмен встал с постели и вскоре приступил к тренировкам.

Спасение: 15 февраля 1985 года спустя совсем немного времени после выздоровления Карапетян опять же случайно оказался в другой аварийной ситуации на пожаре Спортивно-концертного комплекса в Ереване. Шаварш принялся спасать людей, помогая пожарным. И снова: множество спасенных людей и травмы — ожоги. В течении недели находился в больнице.

Вернувшись к тренировкам Карапетян установил еще один мировой рекорд на дистанции 400 метров с аквалангом: последний мировой рекорд в своей спортивной биографии. Продолжать спортивную карьеру уже не мог, так как травмы сказались на здоровье, и Шаварш вынужден был оставить большой спорт. Сначала ушел на тренерскую работу, но не получилось, затем устроился инженером на завод. Пытался заниматься другими делами, а затем и вовсе уехал со своей семьей за границу, переехав из Армении в Соединенные Штаты Америки.

С 1991 года Шаварш Карапетян вместе с семьей проживал и работал в Москве. Являлся владельцем небольшой обувной мастерской «Второе дыхание», а также нескольких торговых точек и кафе на юге Москвы. Помимо этого занимал пост генерального директора автономного учреждения «Красногорский спортивно-оздоровительный центр».

Ежегодно в России проводятся Всероссийские соревнования по подводному плаванию на приз Карапетяна. В апреле 2007 года создан благотворительный Фонд Карапетяна, который осуществляет финансовую поддержку деятельности в области спорта.

Шаварш Карапетян 6 октября 2013 года в Москве, в первой пятерке принял участие в эстафете олимпийского огня Сочи-2014. Когда по неизвестной причине огонь погас, Карапетяну повторно была доверена честь пробежать один из этапов эстафеты олимпийского огня.

Распоряжением Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова от 20 марта 2020 года Шаварш Карапетян назначен советником Главы Республики на общественных началах. В его задачи будут входить вопросы развития физкультуры и спорта в регионе.

В Министерстве молодежной политики и спорта Республики Башкортостан 10 апреля 2020 года Шаварш Владимирович Карапетян провел установочное онлайн-совещание с представителями рабочей группы по созданию в Башкортостане Федерации подводного плавания. Помимо этого запланировано проведение Всероссийского турнира по водным видам спорта имени Шаварша Карапетяна в столичном Центре спортивной подготовки.

Женат, имеет двоих дочерей и сына.

Награды Шаварша Карапетяна

Орден «Знак Почета»

Медаль «За спасение утопающих»

Медаль «За отвагу»

Заслуженный мастер спорта

Почетный гражданин Еревана

Орден «Fair Play», которым ЮНЕСКО награждает спортсменов, проявивших высочайшее благородство в спорте, пусть даже подвиг Шаварша Карапетяна и не был спортивным.

Именем Шаварша Карапетяна назван астероид Шаварш. В российском городе Рыбинске проводят соревнования по подводному плаванию его имени.

В апреле 2007 года зарегистрирована некоммерческая организация «Благотворительный Фонд Шаварша Карапетяна», которая осуществляет деятельность в области спорта.

Орден Графа Лорис-Меликова первой степени — высшая награда армянского казачества вручена 17 мая 2013 года в Белом зале Союза кинематографистов РФ, «самому выдающемуся человеку из армян Шаваршу Карапетяну».

С 2018 года имя Шаварша Карапетяна носит отряд Юнармии в Самаре.

В коллекции Шаварша Карапетяна насчитывается более 1500 почетных грамот, дипломов и благодарственных писем.

Спортивные Достижения Шаварша Карапетяна

Одиннадцатикратный рекордсмен мира
Семнадцатикратный чемпион мира
Тринадцатикратный чемпион Европы
Пятнадцатикратный обладатель Кубка СССР
Семикратный чемпион СССР

Фильмография

Намедни. Выпуск 22-й: Год 1982.
Фрагмент программы «Точка возврата» из цикла «Живая тема». Телеканал Рен-ТВ
Фильм «Пловец» режиссера Сергея Русакова (2012)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *