Каллиграфия вязь

Надписи на иконах

Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )

Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света.

В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).

В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от).

На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо.

На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке.

Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, в-третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята».

Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением .

Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.

Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).

Греческое написание Церковнославянское написание Перевод, расшифровка
Θεος Бгъ Бог
Гдъ Господь
ΙΣ ΧΣ IС ХС, IИС ХС, IСЪ ХСЪ Греч.: сокращенное написание имени Ιησουσ Χριστος.
Церковнослав.: Иисус Христос
ΙΧΘYΣ Дословно «рыба», греческий акроним отΙησουσ Χριστος Θεου Yσιος, Σωτηπ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель
ο ων Сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа
Црь слвы Царь Славы
ΜΠ ΘY МН БЖН Греч.: сокращение от Μητερ Θεου.
Церковнослав.: Матерь Божия
1. Б. М.
2. БЦА
3. П. Б.
1. Божия Матерь
2. Богородица
3. Пресвятая Богородица
I. Н. Ц. I Сокращенная надпись на Крестах, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский»
ΤΚΠΓ МЛ РБ Греч.: сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε
Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста
ГГ Гора Голгофа, надпись у подножия изображения Креста
ГА Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Креста
К Копие — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте
Т Сокращение от «трость» — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте
КТ Сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Креста
ΑΓΙΟΣ,αγιος АГИOС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН,СТИ, СТ, СВ Святой
ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая
ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник
ПРO Пророк
АПЛЪ Апостол
СТЛЬ Святитель
МЧ, МЧНК Мученик
ПР Преподобный

Шрифт в русских иконах

Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

Новгород. XII в. Прославление Креста. Оборот иконы «Спас Нерукотворный».
Новгород. XIV в. Апостол Петр
Тверь. XV в. Святая Троица
Москва. XV—XVI вв. Дионисий. Митрополит Петр с житием.
Вологда. XVI в. Похвала Богородице
Москва. XVII в. Мария Магдалина и Евдокия
Палех. XVIII в. Рождество Христово
Мстера. XIX в. Паисий Великий

Каллиграфия. Забытая и возрождённая


Большинство людей сегодня воспринимают каллиграфию исключительно как один из видов изобразительного искусства. Кто-то считает его старинным, кто-то даже устаревшим. По крайней мере, не слишком популярным направлением в современной культуре. О том, что же такое каллиграфия и насколько она актуальна для современного общества, рассказал преподаватель Института им. Репина, член Союза художников России Пётр Чобитько.
На Востоке, в Японии и Китае, каллиграфия сегодня преподаётся в школе наравне с рисованием. А раньше среди самураев она сравнивалась с пятым видом боевого искусства. Существует даже такое выражение: «Гармония пера и меча» (бунбу итти). На японских каллиграфических свитках часто можно увидеть эти слова. Перо и меч многие века составляли основу жизни японской знати. Вообще, японская каллиграфия – одна из практик дзен, такая же, как искусство икебаны, фехтования на мечах (кендо), чайная церемония (чадо) и боевые искусства (будо).
Тем не менее, ошибается тот, кто считает каллиграфию искусством в большей степени восточных стран. Конечно, определенные предпосылки для этого существуют. Например, пиктографическая письменность как основа иероглифов предполагала отображение содержания сообщения в виде рисунка. То есть фиксировалась не сама речь, в отличие от линеарного письма, знаки которого не имели сходства с рисуночным оригиналом.
Другая предпосылка связана с Кораном, запрещающим художнику изображать окружающий мир. Вследствие этого мусульмане воплощают свои художественные образы через письмо, создавая тем самым из текстов арабской вязи настоящие произведения искусства.
Но в дореволюционной России каллиграфии уделялось ничуть не меньшее внимание. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. После революции этот вид искусства и предмет стал считаться буржуазным и фактически исчез из школьной программы. Его заменили обычным чистописанием. А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера.
Школьная тетрадь 1 класс, 3-я четверть. 1956 г.
Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии.
Известный эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн ещё в 1970 году предупреждал о последствиях использования шариковой ручки и о влиянии её на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.

Каллиграфия на службе бизнеса

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Здоровье на кончике пера

Недавние исследования Британской ассоциации хирургов, связанные с оценкой здоровья современных школьников в Англии, констатировали неутешительные результаты. Ребенок сегодня подвержен риску болей в спине и суставах больше, чем когда бы то ни было, а каждый третий обследуемый пациент испытывает боли в спине с самого детства.
По данным одной из лучших английских школ, из 222 детей, которые идут в 1-й класс, нормальная осанка и здоровый позвоночник через год остаются только у пяти детей. Сам собой напрашивается вопрос: если к таким выводам приходят на основании исследований в лучших западных образовательных учреждениях, что же происходит со здоровьем детей в российских школах за время учебного процесса? Учитывая сегодняшнюю тенденцию в области образования и сфере интересов самих родителей – начинать обучение детей как можно раньше, не с семи лет, а с шести или даже пяти, нетрудно предположить, в каком состоянии они приходят еще только в 1-й класс.
Для полноты картины можно вспомнить о мебели, использующейся в процессе обучения и часто не предусматривающей профилактику таких заболеваний, как сутулость и сколиоз. Не забыть про объём предметов, кружков и секций, которыми стараются нагрузить своих чад заботливые мамы и папы. Учесть то количество времени, что современный ребенок проводит перед экранами телевизоров и компьютеров. В конце концов, просто взвесить школьные портфели. И задуматься, что будет с этими детьми через некоторое время.
По статистике, уже 90% детей идут в 1-й класс с проблемами позвоночника и 20% – с психическими нарушениями. А ведь истина о том, что позвоночник человека – его основа, известна на протяжении многих тысячелетий. Древние китайские мудрецы называли его магистральным путем жизненной энергии, на котором держится весь организм. Причем не только физика, но и психика. Конечно, в современном мире невозможно обойтись без серьёзной подготовительной базы и качественного образования. Но изменить подход к образованию вполне возможно.
Наряду с развитием и применением новых методик усвоения знаний, таких, например, как игровые формы обучения, имеет смысл обратиться и к истории. К опыту наших предков, многие из которых, кстати, обладали более глубокими знаниями, чем современные поколения, и гораздо больше времени проводили за партой. Притом обладали идеальной осанкой и здоровым позвоночником. Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение. К тому же данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой.

Так работает перо
По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в так называемых основах психомоторной механики. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни.
Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.
Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Итак, современное исследование каллиграфического письма было клинически апробировано и обозначило альтернативный подход к лечению. Дальнейшие исследования установили значительное повышение скорости реакции в обоих полушариях мозга при занятиях каллиграфией, причём уменьшение времени реакции в правом полушарии наиболее ярко выражено у опытных каллиграфов, нежели у новичков. Результаты ещё одной серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление; как следствие всего вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная память.

Школа каллиграфии

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты.
В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса.
Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией.
Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Проблема заключалась в том, что родители большинства таких детей не имели возможности платить за обучение. Спонсорской помощи не хватало даже на зарплату учителям, о государственной поддержке подобного эксперимента не шло и речи, поэтому школа просуществовала только 15 лет и была закрыта.

***
К сожалению, в нашей стране и сегодня в сознании большинства людей каллиграфия остаётся пока лишь частью исторического прошлого. Как и многие другие традиции, она оказалась неоправданно забытой. Тем не менее, находятся люди, которые не дают ей умереть окончательно и пытаются возродить каллиграфию: в первую очередь – как вид искусства, а во вторую – как необходимую основу образования, причем важную не только для детей, но и для взрослых. Стоить отметить, что этим людям за последние пять лет удалось совершить серьёзный прорыв.
В 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица мною была основана школа каллиграфии. Сегодня в ней открыто несколько детских и взрослых групп. Это событие привлекло внимание московского Международного выставочного холдинга, и осенью 2008 года началась совместная разработка нового для России международного проекта – «Каллиграфия в России». В этом же году в Петербургской академии художеств состоялась первая международная выставка каллиграфии. А Москва и Новгород подхватили эстафету в следующие два года. Участниками выставки стали известные мэтры каллиграфии из России, Европы, Азии и Америки. Проект «Международная выставка каллиграфии» получил одобрение и высокую оценку представителей медицинской элиты России. В НИИ психоневрологии им. Бехтерева состоялась встреча между командой проекта во главе с Алексеем Шабуровым и директором института, президентом Всемирной ассоциации динамической психиатрии Николаем Незнановым. Это событие лишний раз продемонстрировало многогранность реализуемого проекта и придало миссии формирования красивого и здорового общества дополнительный смысл.


По словам доктора биологических наук и кандидата медицинских наук Валерия Слёзина, выявление физиологических закономерностей, связанных с изучением и освоением каллиграфии, – уникальное направление, где можно прийти к неожиданным и серьёзным результатам. Остается надеяться, что общими стараниями удастся привлечь внимание общества к проблеме и возродить ещё не одну историческую традицию. Ведь не зная своего прошлого, как говорится, невозможно построить будущее.
Пока же будущее это весьма неопределенно. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца. Кто-то называет каллиграфию кардиограммой времени. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.
Записала Анна Лекарева

Начало года принесло новый опыт в мою творческую копилку.
Удалось побывать на мастер классе «Русская вязь» Ольги Перегоедовой. Великолепный мастер из Новоссибирска.
Впечатления остались самые лучшие. Очень заинтересовалась этим направлением.
Некоторую информацию нашла в интернете
Что же это такое?
Русская вязь — это особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века главным образом для выделения заглавий, иногда — для утилитарных целей, например, первые шрифтовые буквы. Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.

Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда в 13 в. перешла в Болгарию и Сербию и в 14 в. объявилась на Руси. Древнейший пример на Руси – Стихарь 1380. В 15 в. главными центрами распространения вязи были Троице-Сергиевская лавра, Новгород и Псков. В 16 в.славится своей вязью школа, которой руководил митрополит Макарий времен Ивана Грозного. Византийская вязь имела две разновидности: растительную (где буквы принимали форму растительных узоров; стиль арабески) и геометрическую (стиль морески), в которой буквы принимали очертания геометрических фигур, как бы отображая возростающую роль государства. Буквы вытягиваются, словно готические соборы. Последняя разновидность вязи преобладала в Московском княжестве, а первая – в Западной Руси (например, на Украине).
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
-лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
-уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
-подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
-соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
-сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом.
В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Рассадниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси — Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.
На Руси в течение XV—XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.
Вторая часть мастер класс была посвящена созданию Рождественской открытки.
Вот что у меня получилось
Большое спасибо мастеру, что поделилась своим умением.

165 кириллических шрифтов с русской и английской раскладкой

Раздел: Русские шрифты • Автор Эрадж Шамс • 13 июля 2015, 07:49 • Комментарии ( шт.)

Теги: русские шрифты, шрифты, кириллические шрифты

Добро. Наконец-то я доделал очередную сборку шрифтов. И она получилась самая большая на моем сайте. В сборке — 165 кириллических шрифтов с русской раскладкой. Пока не забыл сказать: в каждом шрифте имеется как русская раскладка, так и английская. Просто в прошлых сборках шрифтов я помню, что я проверял шрифт на фразе «Блог Эрика Байгузина», а там нет английских букв и из-за этого попадались шрифты, в которых нет английский раскладки.

Среди дизайнеров так и недизайнеров набирают популярности готовые шаблоны шрифтов. Их можно использовать для различных проектов, подобрав самый подходящий по стилю и начертанию. Из основных преимуществ:

  • возможность настройки в Photoshop;
  • поддержка языков;
  • грамотно продуман кернинг — интервал между буквами в зависимости от их формы;
  • несколько вариантов шрифтов в гарнитуре;
  • несколько вариантов стилей.

Как обычно я выкладываю каждый шрифт отдельно, с превью-изображением и отдельной кнопкой для скачки. Правда сейчас я не запаковывал каждый шрифт в архив (зачем я вообще это делал?) и при нажатии на «Скачать» к Вам на компьютер уходит сразу шрифт .ttf (в некоторых случаях .otf).

Каждый шрифт я проверял лично, так что гарантирую работоспособность каждого шрифта, который в этой сборке.

В мыслях есть создать в разделе «Шрифты» не ленту статей и сборок, а вывод ленты шрифтов, чтобы можно было идти по ленте, находить нужный шрифт с помощью фильтра «С засечками, без засечек, старинные, декоративные и так далее». Но над этим нужно поработать, а так мало времени. Вру, лень 🙂 Но я обязательно это сделаю. А пока, смотрите, скачивайте, пользуйтесь. Некоторые шрифты повторяются с другими сборками, но их максимум штук 10-15. Внизу статьи можно скачать все шрифты из этой сборки одним архивом, хотя я предпочитаю не засорять операционную систему и Photoshop не нужными шрифтами, а качать только те, которые понравились.

Декоративный русский шрифт Acquest Script

Наклонный декоративный русский Adine Kirnberg

Модернисткий русский шрифт Agatha Modern

Классический декоративный шрифт Alexandra Script

Русский декор-шрифт Allegretto Script Two

Шрифт Andantino script в русской раскладке

Красивый декоративный шрифт Angelica

Арабский шрифт DS Arabic в русской раскладке

Шрифт Ariadna script с ярко выраженными заглавными

Русский шрифт Arkhive, сделанный под старину

Арт-шрифт ArtScript в русской раскладке

Жирный декоратинвый шрифт Asessor

Кириллический наклонный шрифт Astra

Еще один декоративный шрифт Aurora script

Шрифт Bickham Script One в кириллице

Вариация шрифта Bickham Script Three

Вариация шрифта Bickham Script Two

Кириллический шрифт Bolero script

Толстый русский шрифт Boyarsky

Каллиграфический русский шрифт Caligraph

Декоративный русский шрифт Calligraphia One

Декоративный русский шрифт Calligraphia Two

Аккуратный декоративный шрифт Cansellarist

Стильный декор-шрифт Carolina

Декоративный русский шрифт Cassandra

Русский шрифт Ceremonious One с вензелями

Русский шрифт Ceremonious Three с вензелями

Русский шрифт Ceremonious Two с вензелями

Аккуратный каллиграфический шрифтChampignon Script

Русский кириллический шрифт KB Chopin Script

Русский шрифт Connetable

Шрифт Copyist с завитушками

Рукописный Corinthia в русской раскладке

Жирный рукописный шрифт Corrida Bold

Жирный рукописный шрифт Corrida Cyrillic

Наклонный рукописный шрифт Cyrillic Brush

Строгий рукописный шрифт Cyrillic Ribbon

Русский шрифт Cyrillic Chancellor

Классический Decor CTT в кириллице

Русский неряшливый шрифт Dear Joe

Рукописный русский шрифт Demian

Интересный русский шрифт DisneyPark

Стильный шрифт DomCasual

Пиксельный русский шрифт Dotf

Шрифт DrPoDecor с декоративными заглавными

Тонкий русский шрифт DS Note

Симпатичный русский шрифт DS Rabbit Medium

Самописный русский шрифт DS Eraser

Русский шрифт DS Eraser2

Шрифт с вензелями Ekaterina Velikaya One

Шрифт с вензелями Ekaterina Velikaya Two

Каллиграфический русский шрифт Elzevir

Английский шрифт English Script на русском

Стильный шрифт Epsilon CTT «от руки»

Стильный пиксельный шрифт Epson

Красивый декор-шрифт Esenin Script One

Красивый декор-шрифт Esenin Script Two

Симпатичный русский шрифт Favorit

«Неряшливый» шрифт FlowDian

Приятный наклонный шрифт FreeHand

Стильный шрифт Freestyle в русской раскладке

Строгий русский шрифт Geisha без засечек

Русский жирный шрифт Globus

Шрифт Grinya в кириллической раскладке

Декор шрифт Heather Script One в кириллице

Декор шрифт Heather Script Two в кириллице

Декор шрифт Heather Script в кириллице

Шрифт Heinrich Text

Наклонный русский шрифт Hogarth Script

Курсивный русский шрифт Hortensia

Заглавный шрифт Irina

Симпатичный шрифт Isabella Decor

Стильный «округлый» шрифт Joke

Каллиграфический русский шрифт Karnac One

Японский шрифт Keetano Gaijin в кириллице

Шрифт в японском стиле Keetano Katakana

«Сказочный» шрифт Kuritza

Строгий курсивный шрифт Kursiv C

Стильный декоративный шрифт Lainy Day

Шрифт «от руки» Lazy Crazy

Контурный русский шрифт LC Blowzy

Шрифт «мелом на доске» LC Chalk

Страныый шрифт LK Construct

Точечный русский шрифт LK Embroidery

Интересный шрифт LK Fence

Классический шрифт с засечками LehmannC

Строгий декор-шрифт Liana

Шрифт Liruss TYGRA для сказок

Русский шрифт Ludvig van Bethoveen

Жирный шрифт Madera TYGRA

Тонкий русский декор-шрифт Marianna

Креативный шрифт MinusmanC

Рукописный шрифт Mistral

Шрифт в стиле модерн Modernist Three

Шрифт в стиле модерн Moderno One

Шрифт в стиле модерн Moderno Three

Шрифт в стиле модерн Moderno Two

Современный шрифт MonoFonto

Шрифт для вывесок Monte Carlo

«Лунный» шрифт Moon Child

Растянутый декоративный шрифт Nadejda

Строгий русский шрифт Newropol

«Мохнатый» шрифт Ocean

Классический шрифт Odessa Script Cyr

Рукописный русский шрифт Olga

Креативный шрифт P22 Kilkenny Initial Cap

Шрифт Palette AV с одними заглавными

Шрифт Park Avenue Normal в кириллице

Декор-шрифт Parsek в кириллической раскладке

Русский шрифт из Вестернов Patience

Шрифт PG_IsadoraCyrPro на русском

Классический Present Script в русской раскладке

Декоративный шрифт REM

Рукописный шрифт RoscherkDL

Шрифт Rubius в кириллице

Интересный русский шрифт Rublik

Заглавный русский шрифт Saffron_Cyr

Хаотичный шрифт Scrowl

Кириллический шрифт Scriptorama

Классический шрифт Segoe Print

Приятный русский шрифт Sevilla Decor

«Острый» шрифт Still Time Cyr

Красивый стильный русский шрифт Stylo Bold

Наклонный аккуратный шрифт Tagir CTT

Тонкий шрифт Technical Di

Стильный современный шрифт Ticker Tape

Каллиграфический шрифт Torhok Italic

Русский шрифт с вензелями Venecia

Мастера необычной каллиграфии

Год назад я ходила на курсы каллиграфии, и эта тема мне немного знакома и безумно интересна. Хочу поделиться творчеством некоторых современных мастеров каллиграфии, за которыми давно слежу. Они вышли за привычные рамки этого искусства, именно этим ценно их творчество. Материала очень много, я постаралась выбрать самое интересное — на свой вкус. В конце публикации будет забавный бонус 🙂

Что вы вспоминаете при слове «каллиграфия»? Врачебный почерк? Унылые школьные прописи, чернильницы (которые я, честно говоря, уже не застала)… Перо, плоское ширококонечное перо, тушь, китайская и японская каллиграфия — уже интереснее!

А вот как вам малярный валик, метёлка или швабра? Голландец Нильс Шу (Shoe) Мёльман — виртуозный мастер больших форм, и в его руках эти непривычные «кисти» летают изящно и грациозно:

Нильс Мёльман — пионер уличной каллиграфии, или «каллиграффити», как он сам назвал это направление. В его работах отточенная классика письма ширококонечным инструментом сочетается с уличным граффити и его свободой самовыражения. У Нильса много последователей по всему миру.

Не только стены домов и старые заборы являются «холстами» для каллиграффити Нильса Мёльмана.
Взгляните, например, на следующие картинки 🙂

На фото ниже: обувь «Calligraffiti Shoes», созданная компанией United Nude совместно с Мёльманом. У меня не получилось разобрать надпись)

В 2012 году вышел альбом с творчеством Нильса. Купить книгу можно на его сайте. Как прекрасно сделан постер!

Чем же так цепляют проекты Мёльмана? Ведь большей частью в его работах мы видим достаточно однообразные штрихи:

Штрихи, на самом деле, и цепляют… Тут можно либо пройти мимо, либо навсегда влюбиться и даже побежать за инструментом, а потом и на курсы (что произошло со мной)…

Коммерческие работы Шу прекрасны.

Несколько жизнеутверждающих надписей (вот они, на мой взгляд, отлично бы смотрелись на улице)

Стихотворение каллиграфией

Вообще, для современной каллиграфии характерно стремление к декоративности. На первый план выступает красота штриха, проработанность деталей, а смысл надписи уходит на задний план.

Насколько красивы детали…

Для каллиграфии подходят не только гладкие поверхности. Например, такой впитывающий материал, как лён, дает интересные эффекты:

и даже в ресторане на салфетке!)

Несколько интересных видео: на первом Нильс принял участие в проекте «История Мохаммеда Али глазами Louis Vuitton»

А на этом видео можно посмотреть, каким образом художник выполяет надпись на стене здания.
Оказывается, не все буквы по порядку!

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Второго знаменитого мастера, о котором я хочу вкратце рассказать, зовут Томас Хойер. Хойер проживает в Германии и занимается леттерингом, логотипами, каллиграфией — всем на свете в этой области, начиная от рассадочных карточек для гостей на свадьбе и заканчивая оформлением витрин магазинов. Преподает по всему миру.

Первое, что может впечатлить, это его каллиграфия на витринах магазина. Поскольку целесообразно выполнять надписи внутри помещения, а не снаружи, надписи должны быть зеркальными! И это замечательно удаётся художнику.

На сайте немного фотографий его работ, вот те, которые связаны с украшением интерьеров и зданий.

Томас Хойер — мастер рейсфедера. Это инструмент, предназначенный для черчения, сложен в обращении, но даёт непередаваемые эффекты, позволяет играть с цветом.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Почему-то я выбрала третьим героем публикации молодого художника из подмосковного Королёва под псевдонимом Покрас Лампас. Наверно, потому, что он очень позитивный и невероятно талантливый? 🙂

Пожалуй, стоит убрать детей от экрана 🙂
Впечатляющий проект «Calligraphy on girls»

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

А теперь небольшой бонус 🙂

Поскольку моя публикация — о неординарной каллиграфии, и мы увидели, что писать можно и щваброй, и метлой, — почему бы не сделать самостоятельно пишущий инструмент из… банки кока-колы? У этого инструмента есть даже специальное название, колапен. Как вы уже догадались, колапен, сделанный из банки Спрайта, недействителен

Идеей и фотографиями ручки из банки кока-колы поделился Антон Мизинов в .

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Напоследок процитирую отрывок из статьи о Т. Хойере в журнале «Просто дизайн» за 2005 г.

«Вопрос: Прослеживаются ли национальные особенности в шрифте? Имеют ли национальный характер дизайн или каллиграфия?
Хойер: В прошлом это было конечно возможно, когда национализм был силён, и взаимное влияние разных стран и культур было недостаточно сильным. И когда вы имели одновременно только один стиль и моду. Но сегодня всё смешивается, стили и культуры, по времени и месту, и такая мешанина повсюду. Люди имеют доступ ко многим различным стилям, шрифтам и проектам. Я думаю, сегодня люди видят и выражаются больше как индивидуумы, чем как нация.»

И мне очень нравится эта мысль.

А как вы смотрите на украшение интерьера своего дома каллиграфией? Декоративное панно с не менее нечитабельной декоративной надписью, или надпись во всю стену, или каллиграффити на своём заборе на зависть соседям? Я — с удовольствием!

Источники
Сайт
Сайт
Сайт и Вконтакте
Жж
А также ссылки: и

P.S. Если моя публикация вызвала у вас интерес, пишите, и я постараюсь вдохновить вас следующим обзором о современных мастерах традиционной каллиграфии 🙂

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *