Как выжить в современном мире?

Как выжить верующему в наше время?

Сегодня начинает работу богословская конференция «Жизнь во Христе», и портал «Православие и мир» продолжает публиковать беседы о христианской жизни. На вопросы отвечает автор книги «Православная аскетика, изложенная для мирян», священник Павел Гумеров.

— Отец Павел, насколько аскетическая святоотеческая литература применима для мирян? Стоит ли современному православному человеку ориентироваться на литературу, написанную в основном для монашествующих?

— Варсонофий Оптинский сказал так: «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит».

Эти слова особенно актуальны для нашего времени, потому что сейчас все стараются жить, как легче. Главным лозунгом жизни является фраза: «Как нам сделать так, чтобы у нас все было, и нам ничего за это не было?».

Но жить так, как все живут — это тупиковый путь. Большинство людей все равно никогда не будет жить по-христиански. Во все времена христиане были в меньшинстве, особенно христиане, которые задумываются о вопросах аскетики и внутреннего делания.

Почему нам так важна аскетическая литература?

Во-первых, в современном бушующем мире очень многие люди страдают от всевозможных духовных, психических и душевных недугов. Такие явления как депрессия, тревога, психологическое одиночество стали повальными болезнями. Психологи даже называют эту всеобщую депрессию чумой XXI века.

А она происходит из-за того, что люди живут, как все.

Как все живут так называемым «гражданским» браком, как все друг друга обманывают, как все не думают о том, что такое ответственность, долг, совесть и честь человеческая, — и это приводит к печальным последствиям.

Люди пытаются подлечить свои раны у психологов, у психотерапевтов, но корень проблемы остается.

Хотя надо сказать, что Феофан Затворник, например, вполне позитивно относился к психологии. Он говорил, что психология вполне совместима с христианством, в том случае, когда она преломлена через призму Священного Писания и святоотеческий опыт.

Сам святитель Феофан был большим знатоком человеческой души и давал такие тонкие советы, которые и теперь можно прочесть в книгах лучших современных психологов, как будто они процитировали его без кавычек.

Для современного православного человека аскетическая святоотеческая литература является руководством к действию даже в большей степени, чем для тех людей, которые жили в православной Руси. Сейчас христианин должен ощущать себя воином Христовым. А что требуется воину Христову? Упражнение в аскетике. Ибо само это слово в переводе с греческого означает упражняться, тренироваться. И какой же ты воин, если ты целыми днями расслабляешься?

— Мы все сейчас в России являемся новообращенными христианами. Многие из нас часто с жаром берутся выстраивать свою жизнь по святоотеческим книгам, но не тут-то было! Как быть в таком случае?

— Начинать надо с простых вещей.

Например, если брать Добротолюбие, то новоначальному следует читать его не целиком, а, скажем, второй том. Он достаточно легок для усвоения и говорит о борьбе со страстями.

Для меня, например, первым серьезным автором, заставившим меня задуматься, был Авва Дорофеей.

Очень близки к нам книги святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, живших в XIX веке. Они проще, чем Добротолюбие, хотя в принципе говорят о тех же самых вещах. У Феофана Затворника есть прекрасные книги «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», «Страсти и борьба с ними», составленные на основании его писем.

— Какой должна быть молитва современного человека?

— Молитва современного человека должна быть такой же, как и молитва несовременного человека, потому что «Христос и вчера и днесь и сегодня тот же», как говорит нам Священное Писание.

Не должно быть компромисса в плане пересмотра правила, уменьшения его, адаптации или иных облегченных вариантов.

— Но разве преподобный Серафим не пришел к мысли о пересмотре молитвенной практики? Ведь именно он предложил исполнять молитвенное правило, известное православным, как правило Серафима Саровского?

— Во-первых, его формула изложена для людей, которые не могут по каким-то причинам прочитать полное правило, например, в случае большой усталости. Но оно не предлагается в качестве ежедневного правила.

Во-вторых, когда Серафим Саровский советовал так молиться, большое количество людей было неграмотными, и кроме этих молитв они, может быть, больше ничего и не знали.

Не стоит делать себе послабления в молитвенном правиле, потому что это «хороший» способ для современного человека, охваченного тысячей дел и недостатком времени, полностью погрузиться в суету. Мы посвящаем Богу так мало времени, что еще облегчать себе жизнь было бы неправильно.

Установленное молитвенное правило небольшое. Если человек его читает не в первый раз, оно занимает минут десять спокойного чтения. А что, например, среднестатистический мужчина или женщина делает, приходя с работы? Кушает, включает телевизор, включает компьютер, и четыре-пять часов до сна проводит у экрана, и на это у него есть время, а десять минут на Бога почему-то не находится.

— Что Вы скажете по поводу того, что иногда добросовестное чтение всего правила превращается в механическое вычитывание?

— Если человек только приходит в Церковь, то я благословляю читать сначала первые три — четыре молитвы, потом потихоньку прибавлять.

Понятно, что у каждого своя мера: кто-то в Церковь пришел недавно, ему надо правило покороче, детям и юношам, естественно, тоже. Но дело в том, что нельзя постоянно понижать планку: давайте богослужение сократим, давайте переведем его на русский язык.

Есть, конечно, отдельные случаи: круглосуточная работа, кормящая мать, у которой еще трое детей, люди больные, немощные. Если действительно невозможно выполнить все правило, по согласованию с духовником можно что-то менять.

Но только по согласованию с духовником! Человек слаб, и если действовать самостоятельно, то он может незаметно для себя постоянно понижать планку. Сначала ему тяжело поститься без рыбы, потом тяжело с рыбой, потом тяжело с молочными изделиями, а потом можно вообще не поститься.

Жизнь христианина – это служба как военная. Ведь мы пришли в Церковь не просто для того, чтобы получить эстетическое наслаждение, послушать пение, отдохнуть сердцем и успокоиться. Служба — это труд, это упражнение, это жертва, которую мы приносим Богу в виде своего, в частности, времени.

Ведь мы же так мало делаем: чтение правила, пост, в воскресенье в храм ходим. Если мы даже в этом будем давать себе слабину, постоянно идти за миром, который во зле лежит, то чем мы вообще будем спасаться? Мы же не стяжаем, как подвижники древности, какие-то великие добродетели, которыми мы бы могли спасаться. Мы можем спасаться исполнением правила и тем, что по возможности не будем ссориться с нашими ближними.

Отец Максим Козлов очень много времени посвятил проблеме православия-«лайт» — облегченного, адаптированного православия и ошибочности этого пути. Так можно дойти до чего угодно. Католики, например, от латыни избавились, музыкальные инструменты ввели, мессы сделали в форме чуть ли не дискотеки – а привело это к тому, что люди вообще перестали в церковь ходить. Цель была поставлена сделать лучше, интереснее, комфортнее, а эффект получился обратный.

В советское время христианин был гораздо строже к себе. Он знал, что он белая ворона, что он в гонении, что он именно солдат Христов. Христианин всегда иной.

А в наше время свободы, когда храмы открыты, литература доступна, когда существуют замечательные православные интернет-порталы, ситуация такова, что духовная планка постоянно понижается. Мы постоянно ищем себе легкие пути, тогда как во времена благоприятные для Церкви, когда нас извне не терзают, нужно самому построже к себе относиться. Это единственный путь, который позволяет в этом мире выжить.

Спрашивают, как выжить верующему в наше время? Раньше, мол, не было такого разврата, не было телевизора и т.д.

Но вспомним, как Церковь зарождалась. Малая горстка христиан жила в страшно развращенном Риме. Какие зрелища тогда были? Гладиаторские бои, избиения христиан, пляски полуголых девиц на аренах цирков, тот же театр, который ругал Иоанн Златоуст, потому что это было совершенно развратное зрелище, потакающее самым низменным человеческим страстям. Это был не «Современник» и не МХАТ, и ставили там не «Чайку» Антона Павловича Чехова.

И все эти зрелища были общедоступны. Пошел в Колизей и увидел, как реальная кровь льется, а не кетчуп на экране, как христиан львы терзают, как их на крестах распинают. В повседневной жизни — разврат, всевозможные половые извращения, которые у нас только-только начинают навязывать в качестве «нормы». А в Риме того времени это уже давно было «в норме».

И малая группа христиан именно благодаря строгости своей жизни смогла переквасить, изменить это общество. Не слиться с ним, не понизить требования к себе, а именно его изменить. Им было не легче чем нам.

— После того как первая неофитская ревность ослабевает, обнаруживаешь, что незаметно для себя, пост стал просто сменой меню. Размывается осознание того, чего мы собственно пытаемся достигнуть постом…

— У поста три основных значения.

Первое – это жертва Богу. Очевидно, что Абсолютному и Самодостаточному Богу мы по большому счету ничего дать не можем, но мы можем дать Ему свое сердце, любовь к Нему, которая выражается в посте. Как родителям мил и дорог, преподнесенный их чадом в подарочек неумелый рисунок, также и Богу важно расположение нашего сердца.

Второе значение поста – аскетическое. Пост — это упражнение, которое помогает человеку справиться со страстями, потому что, когда человек пресыщен, страсти мучают его больше. Как сказано, по-моему, в том же «Добротолюбии»: тучные птицы не могут летать. Чтобы начать помышлять о предметах нематериальных, нужно воздержаться от чего-то материального. Еще говорят: «сласти порождают страсти». Обильная калорийная пища способствует проявлению страстей, например, блудной страсти. Пресыщенный человек также склонен к лености, к унынию.

И третье значение поста – это воспитание воли. Почему современной молодежи так трудно? Потому что она выросла во времена, когда все стало доступно. Те люди, которым сейчас по 35-40 лет, выросли во времена некоторых ограничений и им в жизни гораздо легче живется. А поколение, которое выросло в войну и после войны — это вообще самое нравственное и жизнеспособное поколение, потому что тогда были времена суровых ограничений. Они знали, что такое слово «нет», «долг», «нужно».

Сейчас же все доступно, любые вещи, любые игрушки. Телефон устарел, давайте купим поновее, и ничего, что старый еще работает, ведь это уже «отстой», а хочется последнюю модель. И родители покупают, не понимая, что человека надо учить от чего-то отказываться.

Еще одна мудрость поста, связанная с воспитанием воли, состоит в супружеском воздержании.

Надо сказать, что у православных супругов бывает мало проблем сексуального характера. Человек же, не привыкший к воздержанию, неизбежно в браке пресытится. В семейной жизни всегда наступает момент, когда сильные страсти уходят, и человек, не привыкший воздерживаться, будет либо смотреть «налево», либо стараться себя искусственно подогреть, сделать отношения поострее, начинаются всевозможные извращения.

А надо просто соблюдать пост, и все будет нормально. Вы будете всегда желанны и драгоценны друг для друга после поста, у вас не будет желания заниматься ерундой: эротическими фантазиями или просмотром порнографии, для того, чтобы внести разнообразие в свою половую жизнь.

— Как сделать своих детей такими, как было поколение наших отцов, а не потребителями?

— Я не идеализирую советское время. Тогда тоже было очень много минусов: отсутствие свободомыслия, инициативы, все думали так же, как говорит «XVI съезд КПСС», то есть люди были одурманены, плюс воинствующий атеизм и т.д.

Сейчас другие минусы: у нас не хватает идеалов, ориентиров, некоторых запретов. И семье надо стараться в каждое время дать детям то, чего не хватает в обществе.

В советские времена надо было приучать человека к инициативе, свободомыслию, к умению самостоятельно принимать решения. В наше время надо давать детям то, чего не хватает именно сейчас: строгости, авторитета, идеалов, ориентиров в жизни, объяснять для чего люди живут, для чего они работают, для чего они семью создают.

Надо избегать избалованности, потому что, когда папа будет уже на пенсии или просто наступит экономический кризис, не подготовленный к жизни молодой человек уже не сможет сам решать проблемы. Мамочка с папочкой все за него решали, проплачивали курсы, репетиторов, институт, экзамены в институте. А дальше что? Всегда наступит момент, когда человек должен принимать самостоятельные решения, а навыка такого нет.

Пусть лучше ребенок сейчас на вас обидится, за то, что вы ему не купили новую модель телефона, которая уже есть у всего класса. Это совершенно не значит, что потом он не будет вам благодарен.

— Если человек согрешает в связи с постом, например, не может удержаться, чтобы не поскандалить с ближними и дальними, не стоит ли в таком случае пост ослабить?

— Человек во время поста сродни постовому в армии, который с автоматом в руках охраняет оружейную комнату. Естественно, он должен быть постоянно начеку.

Человек, который охраняет свою душу, находится в объекте особого внимания врага рода человеческого. Не надо думать, что если мы будем поститься, то бесы, дурные помыслы нас будут обходить стороной. Нет, они, быть может, будут мучить нас сильнее, чем обычно.

Но кто предупрежден, тот вооружен. Пост — это время, когда человек, зная свою слабину, должен быть к ней особенно внимательным. Мы должны бдительно смотреть за теми врагами, которые могут подойти и что-то похитить из нашей души.

— Мы знаем, что монашествующие дают обет послушания. А в какой мере послушание необходимо для мирян?

— Послушание – это очень важная вещь, которой не хватает современному человеку.

Сейчас, например, восемьдесят процентов воцерковленных православных людей духовников не имеют. Современному человеку решиться в чем-то ограничить свою свободу очень тяжело. Но я считаю, что каждый обязательно должен иметь своего духовника.

Об этом говорят все святоотеческие книги. Он может быть не семи пядей во лбу, мы может даже превосходить его по духовному образованию, но это человек, которому вручено воспитание в нас навыка послушания.

Эгоизм, гордыня преодолеваются как раз послушанием.

Немаловажно выбирать духовника по своим силам. Как говорится — «бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Духовник – это не обязательно твой приходской священник, у которого ты регулярно исповедуешься. У духовника, бывает, исповедуются не часто, по обстоятельствам, например, раз в месяц или раз в пост.

Слава Богу, в Москве 500 храмов, тысяча священнослужителей, можно найти себе по сердцу и по душе. Кому-то нужен интеллигентный священник, кому-то попроще, кому-то построже, кому-то помягче.

Все люди разные, и это нормально. Даже если у человека пока нет духовного отца, можно просто найти священника, у которого мы будем исповедоваться регулярно.

Но если ты не хочешь слушаться, если ты считаешь, что некоторые правила духовной жизни ты можешь сам себе назначать, то опять же, можно дойти до полного абсурда.

Например, в храмы ходит огромное количество людей, которых мы, батюшки, в шутку называем «годовиками». Они установили себе правило один раз в год ходить в Церковь, первую седмицу Великого поста поститься, после этого причащаться, и все. И хоть «кол им на голове теши», бесполезно. Они говорят: «Моя бабушка говорила, что надо делать так, а все остальное это уже фанатизм». Но если у каждого мерилом является его бабушка или его мнение, а не учение церковное, то зачем тогда вообще Церковь?

— Что такое духовная жизнь?

— К сожалению, очень многие люди считают, что духовная жизнь — это кулич на Пасху, крещенская вода на Богоявление, вербы в Вербное воскресенье, плюс неделя поста в Великий пост, ну и конечно венчание, крещение и отпевание в соответствующих случаях.

На самом деле это не духовная жизнь, а средства для нашего спасения. И без духовной составляющей эти замечательные традиции, обряды, таинства не будут иметь смысла. Но именно они заменяют у многих людей, даже православных, духовную жизнь, то есть борьбу со своими страстями, исполнение заповедей и любовь к ближнему и к Богу.

Человек говорит: «Почему я одни и те же грехи совершаю, каюсь в них из исповеди в исповедь и никаких изменений не вижу?»

Потому что, есть церковная жизнь, а духовной жизни нет. Человек решил, что написанное в Евангелии — это недостижимый идеал, это не про нас. Но на самом деле Евангелие — это руководство к действию, и в нем не только про Марию Магдалину или Петра написано, а про меня. Про меня Ты, Господи, говоришь. Вот тогда — это духовная жизнь. Остальное — это просто духовная культура.

— Какие грехи сегодня самые трудные и распространенные?

— В России сейчас две главные язвы: страшный кризис семьи и пьянство. Причем они связаны между собой, потому что у человека пьющего и с семьей будет плохо.

Люди не видят в семье абсолютной ценности, которую нужно беречь и хранить. Семья воспринимается как вещь, стоящая в одном ряду с дачей, квартирой, машиной. Семья же должна стоять на следующем месте после Бога. И православный человек понимает, что супруг дан тебе один раз на всю жизнь, и ты не можешь его заменить, если тебе захочется. Все остальное проходит: карьера, амбиции, здоровье. Сегодня у тебя карьера, а завтра случился кризис, и ты идешь работать на завод последним разнорабочим.

Или повторить участь Майкла Джексона, который хотел дожить до 120 лет, спал в барокамере, а дожил только до 50 лет и даже семью не сохранил.

— Что нужно знать, вступая на поприще борьбы с грехами?

— Нужно различать грехи и страсти.

Страсть это укорененная греховная привычка. Если, например, кто-то напился, то это грех, а если он хронический алкоголик, то это страсть.

Обычно человек страдает не всеми восемью страстями. У каждого она своя. Нужно свою страсть сначала определить, потом возненавидеть ее, затем обрести решимость бороться с ней, и тогда уже искоренять.

Святитель Феофан Затворник говорит, что мы из раза в раз совершаем одни и те же грехи потому, что не имеем решимости на борьбу. Человеку, как говорится, «и хочется, и колется, и мама не велит».

Мы хотим соблюсти некую меру: быть и благочестивыми православными людьми, и свою страстишку каким-то образом удовлетворять. Она нам мила и приятна.

Когда же человек имеет решимость стать на борьбу с этой страстью, тогда он может ее победить, и примеров этому очень много. Благодаря своей непреклонной воле и помощи Божией люди бросали и наркотики, и алкоголь, и находили выход из страшных ситуаций.

— Как бороться с невидимыми грехами: гордостью и его производными: самолюбием, самомнением и другими? Как увидеть в себе эти грехи?

— Гордость – это, как ни странно, недостаток любви к людям.

Святые отцы говорят, что любой страсти противостоит некая добродетель, которую мы должны стяжать, чтобы с этой страстью бороться. Наивысшей из страстей – гордости противостоит высшая добродетель – любовь.

Человек гордый, эгоистичный по-настоящему любит себя, а не людей. Признаком гордости является осуждение, а также обидчивость, которая тоже происходит от самолюбия.

Для гордого человека свойственно осуждать всех вокруг, начиная с того, кто ему в трамвае на ногу наступил и, кончая правительством или олигархами.

Даже Господь не выносит своего суда, пока человек не умрет, потому что он еще может измениться, как, например, Мария Египетская, которая из блудницы стала великой подвижницей.

Мы же, увидев человека в какой-то краткий отрезок его бытия, выносим моментальный суд, не зная ни его наследственности, ни его жизненных обстоятельств. А может быть, у него тяжелые семейные проблемы, с которыми он не может справиться, или ему зарплату полгода не платят, поэтому он и общается с нами неприветливо.

Нам-то хорошо, у нас сейчас проблем нет и настроение нормальное, а мы его уже осудили. Поэтому надо к человеку со снисхождением относиться, с любовью.

— Как грех гордости проявляет себя в общении?

— В том же самом осуждении.

Или, например, еще одно проявление гордости. Каждому, наверное, приходилось общаться с людьми, которые никого не слушают, говорят только о себе, постоянно пытаются что-то навязать. Общаться с ними очень тяжело.

И наоборот, человек не гордый, любящий людей привлекателен для других. Он приветлив, не заносчив, может и тебя выслушать, и к себе с юмором относится. Пример горделивого человека дает нам Евангелие в образе фарисея, который говорит: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк 18:11).

Противоположностью ему является, например, Серафим Саровский, который всех встречал словами «Радость моя».

— Что такое этика семейного общения? Что должно быть главное в семейной жизни?

— Главное в семейной жизни помнить, для чего мы в эту самую семью объединились. А объединились мы для того, чтобы любить друг друга, для того чтобы делать друг друга счастливыми.

Женщины иногда говорят: «Хочу простого женского счастья». Нет, чтобы сказать: «Я хочу сделать счастливым моего супруга и моих детей».

Ведь счастье не в том, чтобы себя делать счастливым, а в том, когда ты другого делаешь счастливее. Тогда ты сам получаешь огромное удовольствие, счастье.

Об этом часто забывают и начинается: «Я глава семьи, значит, ты должна меня слушаться» или «Я больше зарабатываю, значит, я главнее» и т.д. Постоянно идет какая-то дележка в семье. А ведь иногда просто стоит вспомнить, что после того, как мы прожили четверть века в браке, нам уже вместе, может быть, не так много осталось. Так давайте порадуемся хоть остаток дней, чтобы не было потом нам стыдно, что мы всю свою жизнь потратили не на радость, не на счастье, к которому нас Господь призывает, а на семейную борьбу.

— Как правильно понимать жертвенный подвиг в жизни человека?

— Далеко не каждому человеку в жизни представляется случай рисковать жизнью «за други своя», спасая людей из горящего дома или защищая от хулиганов. Может быть, и слава Богу, если такой случай не представится.

Но к жертве призван любой человек. Это каждодневный подвиг – уметь носить тяготы друг друга, уметь прощать недостатки. Прийти вечером усталым, голодным и не завалиться с газетой у телевизора, а помочь жене почитать книжку детям, помыть посуду, вынести помойное ведро.

Или перетерпеть, если какой-то человек говорит тебе что-то неприятное. Это тоже жертва. Есть искушение ответить пообиднее, побольнее, чтобы запомнил надолго. А можно перетерпеть эту вспышку гнева, улыбнуться приветливо, промолчать или, наоборот, что-то хорошее сказать.

И пост – жертва, и аскетика – жертва, и вообще жизнь человека – это жертва. Но эти жертвы могут быть источником радости для нас и для окружающих.

Например, жене неприятно, что муж курит, к тому же детям очень плохой пример. Ради них возьми и брось, приложи усилие, пойди к врачу, к батюшке на исповедь, избавься от курения, пожертвуй этим. И это будет не абстрактной жертвой — когда-нибудь душу положить, когда на супругу кто-то там нападет. Так можно всю жизнь прождать и всю жизнь человеку испортить, потому что каждый день ты не хотел ничего в жертву принести. Не хотел пожертвовать своим эгоизмом, самолюбием, своими привычками, с которыми надо было бороться.

Как выжить в наше время в нашей стране

  • Форум
  • Навигатор
    • Активность
    • Лента
  • Разделы
    • Ратуша — Админ раздел…
      • Админ раздел
      • Барахолка
      • Колючая философия — Конкурсный раздел
      • Конкурс Новый 2020 год
      • Грибной сезон 2019
    • Медиа…
      • Дом 2 новости
      • Интернет знаменитости
      • Разные реалити тв шоу
      • Сериалы
      • Мультфильмы
      • Кино и новости кино
      • Музыка и новости шоу-бизнеса
    • Мир вокруг нас…
      • Важные новости, события и политика
      • Новинки техники и не совсем техники и не совсем новинки
      • Новости спорта и спортивные события
      • В мире животных
      • Вокруг света
      • Интересное и необычное
      • Мистика, предсказания, психология и астрология
      • Лучшие воспоминания эпохи СССР
    • Наш личный мир…
      • Дом, квартира, дача, огород, уют и быт
      • Графика и дизайн
      • Как сделать? Где найти? Почему не работает?
      • Наши покупки
      • Наши детки
      • Кулинарные рецепты
      • Кулинария и вокруг нее
      • Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.
      • Творчество, рукоделие и хобби
      • Литература, поэзия и искусство
      • Праздники и поздравления
      • Юмор, болталка, флудилка, игровая
      • Разговор длинною в год)))
    • Красота и здоровье…
      • Марафон худеющих
      • Здоровье, физкультприветы и диеты
      • Красота, мода, стиль
  • Рекомендуем
    • Колючка рекомендует — блиц ревью
    • Инструкция АлиЭкспрес
    • Инструкция как экономить при покупки в интернете
  • Галерея
  • Няшки
    • Аватарки
    • Смайлики
  • Полезное
    • Поиск пользователей
    • Анимашки
    • Развлекательный портал Белок.Нет
    • Добавить запись в журнал здоровья
    • Карта
  • Теги
  • Вход
  • Регистрация

36 советов выживания в современном обществе

1. БУДЬ НЕЗАМЕТНЫМ.
Чем вы особенней (удачливей, богаче, выше по должности, красивее, популярнее), тем больше внимания вам придется уделять своей безопасности, если хотите жить без ненужных приключений.
Людям свойственно испытывать враждебность к тем, кто слишком отличается от большинства в лучшую или в худшую сторону.
Конечно, многие восхищаются первыми и жалеют последних, но будет достаточно много неприятностей от тех, кому такие чувства несвойственны.
Особенно опасно выделяться в лучшую сторону, поскольку зависть располагает к враждебности больше, чем презрение, и к тому же у преуспевающих есть что отнять.

Сенека (письмо CV Луцилию): «Кого презирают, того, конечно, топчут, но мимоходом. Презираемому никто не станет вредить усердно и с упорством. Даже в бою лежачего минуют, сражаются с тем, кто на ногах.»
2. НЕ БУДЬ СЛИШКОМ ДОВЕРЧИВ.
Лучшие друзья могут однажды стать предателями.
Многие мошеннические приемы строятся на том, что люди не хотят обижать других своими опасениями.
Избегайте легкой выгоды и чрезмерно доброжелательных людей: где мягко стелют, там больно падать.
Свою бдительность можно оправдывать привычкой соблюдать некоторый порядок, любопытством, заботой о ближнем.
Испытывать недоверие — не значит подозревать, мучиться, страдать бессонницей, прятать от всех свои вещи и бросаться прочь от каждого, кто обратится к вам на улице. Это всего лишь значит установить для себя некоторые правила и выполнять их по привычке, не уделяя им большого внимания.
3. ОТНОСИСЬ С ПОДОЗPЕНИЕМ КО ВСЕМУ НЕОБЫЧНОМУ, НЕПОНЯТНОМУ, И СЛИШКОМ ПPИВЛЕКАТЕЛЬНОМУ.
Лучше деpжаться подальше от стpанных людей, стpанных вещей, стpанных обстоятельств, а в многообещающем ожидать подвоха.
Будьте в этом отношении ленивым и нелюбопытным. Пусть дpугие, менее ценные пpедставители человеческой поpоды, устилают своими тpупами доpоги к новым гоpизонтам)
4. НЕ СТЫДИСЬ СВОИХ ОПАСЕНИЙ.
Кто боится, тот останется целым.
Если вам страшно ходить по карнизу, плавать на глубоком месте, кататься на лыжах с крутой горы, значит, с инстинктом самосохранения у вас все в порядке.
Прислушивайтесь к нему, гордитесь им.
Жизнь в окружении опасностей, постоянная бдительность и эпизодическое переживание страха — это нормально. Человек приспособлен к этому эволюционно, и для него неблагоприятно лишь значительное отклонение от таких условий в ту или другую сторону.
5. НЕ ДОКАЗЫВАЙ НИКОМУ СВОЕЙ ЛОВКОСТИ И ХРАБРОСТИ.
Бывает, молодые люди хотят блеснуть перед девушками или перед приятелями. В дружеской компании каждый вообще становится безрассуднее. Люди заводят друг друга избитыми репликами, вроде «кто не рискует, тот не пьет шампанского», потом совершают «подвиг» и оставшуюся жизнь проклинают свою глупость.
6. УЧИСЬ САМООБЛАДАНИЮ.
то есть способности не поддаваться чувствам при наличии значительной угрозы, или значительного соблазна, или когда вас оскорбляют.
7. НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО.
Можно быть разговорчивым, но обходить рискованные темы. Избегайте рассказывать кому-либо то, что может быть использовано против вас. Будьте особенно осторожны в оценочных суждениях. Среди прочего, это полезно для карьеры.
8. НЕ РАССЧИТЫВАЙ, ЧТО ДРУГИЕ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ПРАВИЛАМ.
Переходя улицу, имейте в виду, что водитель приближающейся машины может быть пьяным, или психически ненормальным, или чрезмерно занятым своими мыслями.
9. НЕ РАССЛАБЛЯЙСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ГОСУДАРСТВОМ.
Оно хочет быть хорошим, но не всегда может себе это позволить, а если позволяет, у него не всегда получается то, что хочется.
Сомневайтесь в официальной информации.
Не ждите от должностных лиц точного исполнения их обязанностей. Среди прочего, надо противодействовать попыткам государства пожертвовать вами.
Государство, как правило, слишком легко идет на жертвование своими гражданами, сочетая это с показной сверхзаботой о некоторых из них (нередко совершенно никчемных).
Индивидуум же должен соглашаться на самопожертвование лишь в крайних случаях.
10. БУДЬ СНИСХОДИТЕЛЕН.
Каждый имеет право на ошибки и слабости.
Не приставайте с замечаниями к тому, кто плюнул на пол в общественном месте: у каждого человека может быть настроение, когда хочется крушить все подряд.
Если вы не попадете под горячую руку, это желание может остаться нереализованным. Не проявляйте чрезмерной агрессивности.
Не наживай врагов по пустякам — даже если эти враги кажутся неопасными. Прощайте тех, кто причинил вам зло ненамеренно, кто осознал свою неправоту в отношении вас и стремится исправиться. Миритесь с теми, с кем вы квиты.
11. БОPИСЬ С НЕГОДЯЯМИ.
Никогда не прощайте тех, кто не сожалеет о причиненном вам существенном вреде и способен продолжать в том же духе.
Прощение в этом случае — следствие лени и трусости.
Если не пресекать зло, оно будет множиться.
Все должны знать, что вы в состоянии себя защитить.
Также старайтесь не оставлять безнаказанно несправедливость, причиненную другим людям: сегодня пренебрегут ими, завтра — вами. Это не значит, что надо лезть на рожон, но какие-то меры должны приниматься.
12. БУДЬ ЛЮБОПЫТЕН, ВНИМАТЕЛЕН К МЕЛОЧАМ, НАБЛЮДАТЕЛЕН, ДОГАДЛИВ, ПАМЯТЛИВ.
Непонятное — значит опасное.
Известная опасность предпочтительнее неизвестности.
Распознавайте первый признак приближающейся неприятности.
Если вы потеряли ключ от квартиры, но быстро нашли его в траве перед домом, не успокаивайтесь: в вашей системе самооpганизации что-то не так, и ситуация может повториться с менее благоприятным исходом.
13. БУДЬ ОСМОТРИТЕЛЕН.
Принимая решение, старайтесь учитывать многие обстоятельства, а не только те, которые бросаются в глаза.
Если слишком бдительно вглядываться в какую-то одну опасность, можно упустить другие.
Буддистский афоризм: мудрый смотрит во все стороны.
Прогнозируйте отдаленные последствия своих и чужих поступков. Действуйте с учетом возможного изменения своих мнений и решений в будущем.
Не плюйте в колодец, не переходите Рубикона, не относитесь пренебрежительно к людям, от которых вам ничего не надо.
Вообще, не будьте в чем-то абсолютно уверенным и по возможности оставляйте себе пространство для маневра.
14. УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИСЬ К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ ПОРЯДКУ ВЕЩЕЙ.
Не все то, что на пеpвый взгляд пpедставляется глупым, действительно является таковым.
Стpемиться к усовеpшенствованиям, конечно, надо, но пpи этом следует пpоявлять остоpожность.
Случается, люди уже не могут объяснить, почему действует то или иное пpавило, но это не значит, что от него нет пользы.
15. НЕ НАДЕЙСЯ НА СВОИ НАВЫКИ ВЫЖИВАНИЯ.
Они сослужат вам плохую службу, если породят чрезмерную уверенность в своих силах. Чаще тонут те, кто умеет плавать.
16. БУДЬ ИНДИВИДУАЛИСТОМ, хотя бы и тайным.
Поддерживайте в себе способность расходиться в мнениях с большинством. Как сказал один древний философ (Биант из Приены), большинство — зло.
Конечно, обычно надо маскироваться под такого, как все, но внутренне вы должны быть свободны от заблуждений толпы.
Такого рода двуличность — удел всякого умного человека, который не хочет иметь дополнительных неприятностей. Для кого невыносимо все время скрывать свои мысли, тот слишком слаб и потому недостоин жить.
17. ЗАБОТЬСЯ О СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ.
Она — важный ресурс.
Попробуйте выгодно пристроить свою порядочность: найдите такое место работы, на котором хорошо за нее платят. Не лгите по мелочам. Греша против истины, хорошо запоминайте сказанное.
Существенные детали можно даже записывать.
18. НЕ СТPЕМИСЬ ИМЕТЬ ИДЕАЛЬНУЮ PЕПУТАЦИЮ.
Кто достигает широко признанного морального идеала, тот вряд ли проживет долго. Этот идеал существует для того, чтобы к нему умеренно тянулись, а не для того, чтобы ему неукоснительно следовали.
19. ИСПОЛЬЗУЙ ЧУЖОЙ ОПЫТ.
Узнав о чужом несчастье, думайте не о том, как хорошо, что оно вас миновало, а о том, что надо сделать, чтобы с вами не случилось то же самое. Надо учиться на чужих ошибках, а не на собственных.
20. ОСВОЙ ХОДОВУЮ, ХОРОШО ОПЛАЧИВАЕМУЮ ПРОФЕССИЮ, а лучше две или три.
Предпочтительнее такие профессии, которые не зависят от условностей цивилизации и поэтому окажутся полезными даже вдалеке от нее или в случае, если от нее мало что останется.
Врач, специалист по рукопашному бою, сапожник, столяр способны хорошо зарабатывать и в благополучное время, а в случае всеобщего развала умрут от голода несколько позже, чем программист, адвокат и брокер.
21. БУДЬ ВСЕГДА НАГОТОВЕ.
Устраивайтесь во всяком месте так, чтобы к вам не могли незаметно приблизиться сзади;
чтобы ничто не упало вам на голову и т. д.
Во всяком помещении занимайте по возможности такое место, чтобы было видно входящих, а также чтобы при необходимости можно было легко его покинуть.
Всегда имейте при себе аварийный набор — вещи, которые понадобятся, если вы получите рану, заболеете, порвете одежду, попадете под дождь, будете ночевать вне дома и т. д.
Носите с собой нож — большой, складной, острый. Он ценен прежде всего как инструмент универсального применения — от вскрытия консервных банок до элементарной хирургической операции. Всегда держите при себе зажигалку или спички. Огонь — это средство освещения, обогрева, обработки раны, отпуги- вания хищников и т. д.
22. ОТНОСИСЬ К СВОЕЙ ОДЕЖДЕ КАК К ПРОСТЕЙШИМ ДОСПЕХАМ.
Она проявит свои защитные свойства при ползании, продирании через кусты, драке, пожаре и т. д. Подбирай одежду неброского цвета и фасона, из прочной ткани, с длинными рукавами и штанинами, без украшательных элементов, которыми можно за что-нибудь зацепиться.
23. ДЕЛАЙ ЗАПАСЫ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕЙ.
Если дела идут хорошо, используй появившиеся у вас ресурсы для того, чтобы лучше подготовиться к возможным неприятностям. Храните запасы рассредоточенно, в защищенных местах. Не хвастайтесь тем, что они у вас есть.
24. ЗАКАЛЯЙСЯ, ИЗБЕГАЙ КОМФОРТА.
Умеренные неприятности нужны для поддержания способности к сопротивлению. Счастливым быть вредно. Лучше испытывать небольшие колебания вблизи состояния относительного благополучия. Каждый день упражняйтесь в насилии над собой: в преодолении лени, страха перед болью, в отказе от удовольствий. Ищите удовольствие во власти над своими слабостями. Кто не ест конфет, тот не будет корчиться в зубоврачебном кресле. Кто каждый день бегает, тот проживет без инфаркта.
25. КОНФЛИКТУЙ, НО УМЕРЕННО.
Без чеpезмеpного напpяжения, с опpавданным pиском и не более, чем необходимо. Жизнь — борьба. Для кого это неприемлемо, тот не от миpа сего и может существовать в нем лишь пpячась за чужие спины. Чтобы не простужаться, надо pегуляpно мерзнуть. Чтобы не теряться в перебранке и в драке, надо pегуляpно иметь столкновения с окружающими.
26. ЗАБОТЬСЯ О ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.
Быть осторожным — не значит заранее переживать возможные неприятности. Искать во всем прежде всего плохое — не значит огорчаться по поводу отсутствия хорошего.
27. НЕ ДОСТАВЛЯЙ БЕСПОКОЙСТВ ОКРУЖАЮЩИМ.
Не делайте другим того, чего не хотите дождаться от них. Учитывайте, что другие могут быть менее грубыми существами, чем вы, и то, что для вас терпимо, для них может быть чрезмерным. Жертвовать дру- гими ради своего блага можно, но лишь в крайнем случае — когда это необходимо для выживания.
28. ПОМОГАЙ ЛЮДЯМ.
— но только тем, от кого есть или может быть какая-то польза вам или обществу. Так или иначе, на всех нуждающихся у вас ресурсов не хватит, и надо тратить эти ресурсы эффективно.
В оказании помощи страждущим не надо переусердствовать: все люди должны умеренно страдать, пос- кольку только это поддерживает в них способность к выживанию.
29. ДЕРЖИСЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ УЩЕPБНЫХ ИНДИВИДУУМОВ.
больных, калек, дураков, чудаков, неудачников.
Сострадание — качество очень нужное для душевного здоровья и для благополучия общества, но помогать надо только полноценным людям — тем, кто не загрязняет собой генофонд человечества.
Чем больше помогают слабым, тем больше нуждающихся в помощи.
Ницше: «Падающего — подтолкни.»
30. ЗАВОДИ ДРУЗЕЙ.
Должно быть много людей, которые чем-то вам обязаны и потому, возможно, помогут в трудных обстоятельствах или хотя бы воздержатся от причинения вам зла.
Можно оказывать людям ценные услуги, не вводя себя в большие расходы.
31. ВСЕГДА PАССЧИТЫВАЙ ТОЛЬКО НА СЕБЯ.
Не ждите, что врач вас вылечит, а милиционер защитит.
Что в трудный момент друг подставит свое надежное плечо.
32. БУДЬ РЕШИТЕЛЬНЫМ И УПРЯМЫМ, КОГДА ДЕЛО КАСАЕТСЯ ВЫЖИВАНИЯ.
Игнорируйте условности.
Не заботьтесь об оправданиях.
Когда приходит пора искать оправдания, бывает достаточно умеренной сообразительности, чтобы обеспечить их себе с избытком.
33. ПРОЯВЛЯЙ ГИБКОСТЬ.
Если не можете изменить мир, изменяйтесь сами.
Быть упрямым следует лишь тогда, когда это может привести к успеху.
Способность адаптироваться — основной компонент живучести у всякого организма, а для людей еще и признак ума. М. Монтень («Опыты», кн. I, гл. XII):
«Если кто-нибудь пользуется славой человека решительного и стойкого, то это вовсе не означает, что ему нельзя уклоняться, насколько возможно, от угрожающих ему бедствий и неприятностей, а следовательно, и опасаться, как бы они не настигли его. Напротив, все средства — при условии, что они не бесчестны, — способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы. Что до стойкости, то мы vk.com/vechnaya_slava нуждаемся в ней, чтобы терпеливо сносить невзгоды, с которыми нет средств бороться. Ведь нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.»
34. РАЗВИВАЙ СВОИ ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИНКТЫ И ИНТУИЦИЮ.
прислушивайтесь к своим страхам, симпатиям и антипатиям.
Вытаскивайте в область сознания свои смутные предчувствия, разбирайтесь с ними, принимайте меры — чтобы никогда не восклицать с досадой: «Я так и знал!».
Нередко люди из вежливости, из чувства долга, из стремления быть «как все» или из нежелания оказаться чрезмерно мнительными делают то, к чему у них «не лежит душа», и потом много об этом сожалеют.
35. ВЕРЬ В СВОЮ УДАЧУ.
Это единственное, во что стоит верить. Кто теряет надежду на лучшее будущее, тот теряет способность жить.
36. ГОТОВЬСЯ К МОМЕНТУ, КОГДА ПОТРЕБУЕТСЯ НАПРЯЖЕНИЕ ВСЕХ СИЛ.
Возможно такой момент случится в вашей жизни не один раз.
Надо встречать его с воодушевлением. Это будет возможность доказать правильность всей вашей предшествующей жизни.
Не бойтесь смерти. Это однократный и не всегда болезненный акт. Вспоминать о нем вряд ли придется. Будьте готовы к риску и даже к самопожертвованию. Не так уж редко случается, что больше шансов выжить имеет тот, кто не боится умереть. Cсылка оригинала: http://22vek.blogspot.com/2014/03/blog-post_21.html Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am. print

На прошедшем в Москве 1-2 октября 2018 года Всемирном старообрядческом форуме с докладом выступила главный редактор древлеправославного духовно-просветительского журнала «Старая вера», автор ряда публикаций в старообрядческих изданиях Нина Лукьянова. Какие проблемы стоят перед современными христианами? Какова главная задача староверия в условиях современности? Что нужно, чтобы наше общество было духовно здоровым? Эти и другие актуальные вопросы автор поднимает в своем докладе.

***

Современный мир живет в духовно обнищавшее время, когда появились социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к тому, что в обществе изменились ценности, а отказ от православных традиций, семейных укладов способствовал утрате связи поколений. И сегодня, когда миром правит закон «исполнения желаний», вопрос веры обретает новый смысл, новое звучание. XXI век действительно отличается от всех минувших веков. Да, грех был всегда. Но сегодня мы подошли к черте, за которой человек превращается в потребительскую единицу. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у России нет будущего.

Сегодня, чтобы выжить, общество должно обратиться к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. Такими заповедниками русской веры, культуры и традиций всегда были и остаются староверы. Именно в староверии сохранились духовные начала: истинная вера в Бога, трудолюбие, почитание старших, отрицательное отношение к аморальным вредным привычкам, служение своей Родине, безграничная любовь к ней и защита ее интересов.

Вспомним историю, например, сколько послужили яицкие (уральские) казаки-староверы престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия в военных походах. Особенной является роль казаков и в устройстве государства, в сохранении Отечества. Яицкие (уральские) казаки-староверы верой и правдой охраняли границы государства Российского. Люди это были недюжинные — они прошли сквозь церковную реформу, уберегли потомство, сохранили в целости традиционный образ жизни и приобрели благой опыт сотрудничества с людьми других наций, обычаев и вероисповеданий.

Испокон веков именно староверы бережливо сохраняли и передавали из поколения в поколение семейные ценности и понятие нравственности. Это было настоящим вкладом староверия в историю. Сейчас, к сожалению, всё больше становится людей, для которых земные блага, к которым они прилепляются, — самое главное в жизни. Человек, жаждущий сугубо мирских благ, не только становится заложником своих страстей, но он не замечает ни детей, ни родителей, ни нуждающихся. Для таких людей вера — только ритуал, к которому они прибегают по большим церковным Праздникам для успокоения совести.

Проблема современного человека — он сам, его глубинное нежелание менять себя в соответствии с Евангельскими заповедями. Пришел, увидел, купил — хочется, чтобы и в духовной жизни было так же, чтобы мы получали просимое как можно быстрее и проще, чтобы решить проблему и получить мгновенный результат. А получив помощь Божию — когда на нашем источнике случаются чудесные исцеления (Лк., 85 зач.) — вряд ли и один из десяти исцеленных придет в храм, чтобы поблагодарить Бога. Нет чувства благодарности у современного человека, нет и постоянства.

Вера должна быть всей нашей жизнью, во всем, что мы делаем и говорим. Главная задача староверия в таких условиях — помочь преодолеть облегченное, потребительское отношение к вере, вернуть понятие о духовном труде. Общество сегодня остро нуждается в примерах веры и христианской жизни, которое может и должно показывать староверие. Таким примером должен стать каждый из нас. Мы, староверы, должны быть настоящими христианами, чтобы иметь в себе силы жить вопреки. Не по законам современного мира, а по Евангельским заповедям. Идти против течения, называть грех грехом.

В сегодняшнем мире то, что во все времена и во всех традиционных религиях считалось грехом, превращено в норму, и никто уже этому не удивляется. Но если мы, староверы, будем жить иначе, наш пример обязательно будет воздействовать на окружающих. Они увидят: есть другая жизнь, есть люди, живущие этой жизнью. Апостол Павел в послании к Евреям говорит: Исус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Ап., зач. 334). Значит, и требования к нам, к христианам, те же, что и в апостольские времена, и в последующие века. Так же как и во все времена, мы, по слову апостола Петра, должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью, страхом, благоговением (Ап., зач. 60).

Быть истинным христианином в современном мире неимоверно трудно. А нашим детям будет еще труднее, чем нам. Жизнь не станет легче в этом смысле, нет, она станет еще тяжелее. Конечно, мы стараемся дать своим детям самое лучшее, защищаем их от всех пагубных воздействий, от того, что они могут увидеть в любой момент — на экране, в Интернете, на улице. Защищаем и учим различать. Но им уже сегодня тяжело. Дети христиан не такие, как большинство их сверстников, и они все время это чувствуют, они понимают, что быть настоящим христианином — значит отличаться от мира сего. Соответствовать этому званию, в которое Господь нас призвал, знать Закон Божий, свою веру, не допускать никаких отступлений от чистоты вероучения, усердно исполнять свои обязанности перед Богом и ближним. Прилагать все свои силы к тому, чтобы пройти тот путь, которым шел Христос. Этот путь во все времена был полон трудностей, лишений, испытаний, огорчений и соблазнов, и нет никому на этом пути передышки. Но только через этот путь познается смысл бытия и достигается спасение.

Огромную роль здесь играет христианское образование — это первоочередная задача, поставленная перед семьей и староверческой общиной, в которую входит эта семья. Задача староверческой общины — помочь выбрать правильный путь, отличить полезное для души от вредного и жить по заповедям Божиим.

Если с самого раннего возраста взращивать в ребенке добродетели и учить христианской жизни, то такой ребенок во всем будет прилежным христианином. В настоящее время Древлеправославная Поморская Церковь уделяет большое внимание христианскому образованию. Практически во всех общинах проводятся воскресные школы, встречи, поездки, организуются центры летнего отдыха для детей и молодежи. О ценностях современного общества, не совпадающих с христианским мировоззрением, наставники говорят на беседах с детьми и взрослыми. Практика такой деятельности в Древлеправославной Поморской Церкви показывает правильность выбранного пути.

Делается всё возможное, но, нужно признаться, что и этого мало. Если бы общество на государственном уровне перенимало традиции и устои староверия, сохранившего в неизменном виде христианские ценности и живым опытом доказавшего, как можно жить и спасаться в этом мире; если бы вектор направленности развития общества был обращен в сторону духовности древлеправославной Руси, сейчас мы бы имели совершенно другое, духовно здоровое и нравственно чистое общество.

Уже давно назрела необходимость создать новый подход к изучению истории староверия. От обычных школьных уроков «Основы православной культуры» по учебникам новообрядческих религиозных деятелей, необходимо перейти к созданию специальных пособий. В детских садах, школах должен быть разработан учебно-методический комплекс по изучению истории старообрядчества. Не каждый учитель истории может точно и верно объяснить историю и культуру старообрядчества. А вот такие книги, пособия, методички, которые будут грамотно и достоверно составлены, помогут с ранних лет воспитывать христиан с правильными духовными ценностями, с правильным пониманием истории христианства, особенно тех событий, что произошли в кровавом XVII веке.

Вспомним для сравнения, что даже в такой короткий, но золотой век старообрядчества, наряду с открытием учебных заведений, старообрядцам дозволили безпрепятственно преподавать в государственных школах старообрядческий Закон Божий. Тема образования — это вообще болезненная тема. Образование очень важно для осуществления апостольского долга, который возложен на каждого христианина. «Староверческие Афины» — Выговская пустынь была, пожалуй, первым и последним местом, где было создано полноценное старообрядческое учебное заведение. Выговский монастырь был разрушен в середине XIX века, но за время своего существования он показал пример превосходной образовательной деятельности старообрядцев. Андрей Борисов так описывал образование в Выговской пустыни:

Были и есть и иные ученые, в сем учением просиявшем святом месте многие изрядные люди, и неложно во искусности наук, яко грамматики, риторики, поэтики, логики, диалектики, пения, арефметики, геометрии, медикии, философии и отчасти богословии непостыдными по нашему убожеству и тесноте жития нарещися могут. Егда бо аз многия разных оных ученых мужей увидел и получил разные ученые и духовныя сложения, тогда при удивлении гласно нарек сие место староверческия Афины.

В настоящее время назрела необходимость соединения светского и духовного образования, например, создание староверческого факультета на базе крупного ВУЗа. Такое образование было бы востребованным.

Староверие в России и за рубежом в последнюю четверть века существует в условиях максимальной религиозной свободы, такой свободы, которой не было, пожалуй, за всю историю. Если сравнить положение современного древлеправославия с т.н. «золотым веком старообрядчества», после 1905 года, то сейчас имеются несравненно лучшие конституционные, правовые гарантии свободы вероисповедания, доброжелательное отношение со стороны органов власти, сейчас нет советских атеистических гонений и притеснений, официальную религию не насаждают огнем и мечом.

Однако проблемы веры и духовно-нравственных ценностей в современном обществе, как и прежде, общины решают своими скромными силами. И это помимо того, что в каждой староверческой общине имеются свои трудности — финансовые, хозяйственные и многие другие.

Староверам необходимо содействие в сохранении и возрождении православных духовно-нравственных ценностей и традиций. На федеральном уровне должна быть осуществлена поддержка староверческих духовных учебных заведений, учебных и просветительских проектов и программ, облегчена процедура получения различных проектных разрешений. Чтобы духовно росло и крепло, оздоравливалось наше современное общество, необходима поддержка и развитие староверческих инициатив.

Безусловно, духовная жизнь предполагает многие трудности, и это не значит, что их невозможно превозмочь, нам нельзя отчаиваться от тех сложностей и бедствий, с которыми мы сталкиваемся и еще столкнемся в этом веке. Только верой, молитвой и трудом мы сможем вырастить духовные плоды, а не дикое терние.

Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире

От составителей

Архимандрит Кирилл (Павлов) – всероссийский старец Проповеди О необходимости бодрствовать. Слово в Великий Вторник О вере христианском и жизни по евангелию О памятовании смерти. Слово на акафисте преподобному Сергию О достоверности будущей вечной загробной жизни. В родительскую субботу третьей седмицы Великого поста Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина (первое) Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина (второе) Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина (третье). О добродетели смирения Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина (четвертое). О добродетели терпения О необходимости молитвы среди искушений. Слово на пассии в пятую неделю Великого поста О борьбе с искушениями О прощении обид. Слово в Прощеное воскресенье О посте и пользе его. Из проповеди на первой Неделе Великого поста Об истинном посте и о любви к ближнему О почитании родителей О грехе осуждения. Слово первое О грехе осуждения. Слово второе О грехе плотской нечистоты. Слово на акафисте преподобному Сергию О многословии. И о силе смиренного и кроткого слова О зависти. В Неделю 27-ю по Пятидесятнице О терпении. В Неделю о расслабленном О прощении обид. В Неделю 11-ю по Пятидесятнице И будете сынами Всевышнего. О любви к врагам Я шел с Евангелием и не боялся… О маршале Г.К. Жукове Божия Матерь – cтена и ограждение всех верных. Слово на параклисисе Божией Матери О чудесных явлениях Богородицы. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Успение Пресвятой Богородицы. Проповедь в Троице-Сергиевой Лавре 28 августа 2002 года Икона Божием Матери «Нечаянная радость». Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой покровитель русской земли. Слово на обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Молитва Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Христос не оставит нас Встреча Ничто не отлучит нас от любви Божией. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) Чем же я могу быть вам полезен? Ответы на вопросы учащихся московских духовных школ архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры Знамение времени Мнение архимандрита Кирилла (Павлова). Слово пастыря О нашем времени. Сказано 10 января 2001 года Не бойся, малое стадо, с нами Бог! Богословская комиссия РПЦ. 19 февраля 2001 г. Архимандрит Кирилл не подписал итоговое заявление РПЦ об ИНН Именины батюшки Отцу Кириллу – восемьдесят! Служение Богу и России Вернуть Бога в сердца людей Исповедница О страдании и терпении О уповании на промысл Божий. Слово на акафисте преподобному Сергию Все святые земли российской, молите Бога о нас! С молитвой о мучителях. В день памяти святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана Слово в День Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Кто слушается Закона Божия, тот спасется. Слово в Неделю Всех святых Наше преображение совершается крестом. Слово на Преображение Господне О встрече Господа. Вход Господень в Иерусалим Крест – знамя любви спасителя к людям. Слово в неделю Крестопоклонную Попрана напоследок и смерть. Слово в Великую Субботу Слово на Пасху Христос Воскресе!

К 85-летию

и 50-летию в монашестве

Статьи, высказывания, поучения, советы архимандрита Кирилла (Павлова).

Очерки, описание встреч и бесед с ним. Опубликованное в печати и в сети Интернет

По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского КИРИЛЛА

Составители: священник Виктор Кузнецов, Вадим Дударев

Бог да благословит благочестивого Алексия Максакова со чадами и домочадцами за помощь в издании этой книги

От составителей

Сей труд сотворялся со страхом и с трепетом, ибо человек, высказывания которого собраны в этом сборнике – уникален. К словам его прислушиваются очень многие, ловят их на лету. Едут к нему из отдаленных мест, дабы получить наставление и назидание. Духовник Свято-Троице-Сергиевой Лавры, всеми нами почитаемый старец – архимандрит Кирилл (Павлов).

По благословению Батюшки мы собрали в этой книге материалы, опуб­ликованные в центральных и региональных, православных газетах, журналах, книгах, помещенные в сети Интернет. Здесь включено то, что сказано самим отцом Кириллом, пересказано другими, отзывы, впечатления о нем – то, что может стать для нас важным советом, ответом в трудной ситуации, помочь в нелегком пути внутреннего делания.

Сборник не претендует на полноту представления о том, что несет в себе великий наш старец, ибо духовные дары в нем, как во всех больших угодниках Божиих – необъятны. Опасение дать неточный образ поучений Батюшки, не покидало нас. Много опасностей подстерегает тех, кто представляет общему вниманию даже то, что уже напечатано в разных изданиях. Тем более, что наряду с проповедями и высказываниями самого отца Кирилла, есть в сборнике много материалов, излагающих субъективные впечатления авторов от встреч и бесед с Батюшкой.

Наряду с желанием как можно полнее, объемнее изложить мнение о. Кирилла о насущных, важнейших проблемах сегодняшнего дня, были и опасения другого вида: как бы не впасть в грех тех, кто взяли на себя, непонятно с чего, миссию пресс-секретарей, представителей его для всех, ссылающихся на его авторитет. При передаче всего того, что связано с о. Кириллом, мы соблюдали особую осторожность: как бы не подменить первоисточник своей подачей, претензией на обладание истиной старца. С другой стороны, много ныне охотников, бдительных сторожей по ограничению, затушевыванию остроты слов, утверждений и предупреждений старца, пробивающихся к нам, жаждущим. Мы постарались сохранить и важнейшее, острое, насущное, что так необходимо нам в наше лукавое, смятенное время.

Не навредить! Не дополнить и своего окаянства к искажению образа старца, его слов, мыслей, поучений при возможно более точной, полной подаче его снадобий с сохранением их силы, концентрации нам, болящим – задача наитруднейшая. Необходимость же создания сего сборника очевидна. Недаром востребована и забила все СМИ свора астрологов, гадалок, экстрасенсов… И среди моря поводырей в погибель – единицы духоносных старцев. Они, как правило, и территориально удалены. В трудной, почти невозможной достижимости для встреч, бесед находится и о. Кирилл. Жажда найти совет, помощь, обрести истину в сложных, жестких обстоятельствах нашей жизни велика у всех. Необходимость для жизни данного сборника поучений архимандрита Кирилла (Павлова) очевидна, продиктована самой нашей жизнью.

Если приведенные в сборнике тексты помогут, прозвучит в них главное, на наш взгляд, – призыв Батюшки, отца Кирилла: «Ближе к Богу!» Если подвигнет это издание к укреплению в вере, надежде и любви, усилению дерзновений в служении Господу Богу нашему, ревностному стоянию в Истине Христовой, защите чистоты Православия, – значит мы смогли передать слово Божие из уст духоносного старца. Помогли в обретении того основного, что «благую часть избрав, яже не отымется» от нас, хранить и исполнять истины «слышащих слово Божие и хранящих его».

Милостью Божией труд наш завершен. Результат перед вами.

Просим замеченные недочеты, ошибки, отнести на наш счет, грешных, немощных. Уповаем на ваше снисхождение.

В особенности призываем вас молиться о даровании здравия духовного и телесного, ограждения от врагов видимых и невидимых, ниспослании Божией милости и щедрот, многих лет пребывания с нами грешными, нашему молитвеннику, заступнику перед Всевышним, богоносному Старцу, архимандриту Кириллу (Павлову).

Просим помолиться и о нас убогих:

Иерее Викторе, Вадиме со чадами, Алексии со сродниками, о всех боголюбивых благодетелях, которые способствовали изданию сборника (список в конце книги).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *