Как стать святой?

‘Будьте святы, потому что я свят’

«Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Левит 19:2).

1. Кого из людей считают в мире святыми?

В БОЛЬШИНСТВЕ основных религий мира есть люди, которых считают святыми. За самоотверженную помощь беднякам святой часто называют мать Терезу, прославившуюся в Индии. Папу Римского называют «Святым отцом». Некоторые католики считают «образцом святости» Хосе Марию Эскриву, основателя современного католического движения «О́пус де́и». Святые — свами — есть в индуизме. За святого почитали Ганди. В буддизме есть святые монахи, в исламе — святой пророк. Но что точно значит быть святым?

2, 3. а) Что означают слова «святой» и «святость»? б) На какие вопросы требуется ответить?

2 Слово «святой» определяется как «1) …связанный с божественной силой; священный; 2) заслуживающий или достойный поклонения, почитания… 3) живущий согласно строгой и высоконравственной религиозной или духовной системе… 4) предназначенный или отделенный для религиозной цели». В библейском контексте святость означает «религиозную чистоту; священность». Согласно библейскому справочнику «Понимание Писания» (англ.), » ко́дхеш в оригинальном древнееврейском тексте подразумевает отделенность, исключительность или посвященность Богу… положение отделенности для служения Богу».

3 Народу Израилю повелевалось быть святым. В Законе Бога говорилось: «Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». Кто был Источником святости? Как могли несовершенные израильтяне стать святыми? И какие уроки мы можем извлечь сегодня из призыва Иеговы быть святыми? (Левит 11:44).

Как Израиль был связан с Источником святости

4. Что в Израиле указывало на святость Иеговы?

4 Все, что относилось к поклонению Израиля Иегове Богу, надлежало считать святым и соответственно обращаться. Почему? Потому что началом и источником святости является сам Иегова. Сообщение Моисея об изготовлении святой скинии, ее убранства и одежд служителей завершается словами: «И сделали полированную дощечку, диадиму святыни, из чистого золота, и начертали на ней письмена, как вырезывают на печати: „Святыня Господня “». Сверкающая дощечка из чистого золота прикреплялась к тюрбану первосвященника; она указывала на отделенность первосвященника для служения особой святости. Когда израильтяне видели эту надпись, сияющую в лучах солнца, они постоянно вспоминали о святости Иеговы (Исход 28:36; 29:6; 39:30).

5. Почему несовершенные израильтяне могли считаться святыми?

5 Но как израильтяне могли стать святыми? Только сохраняя тесные взаимоотношения с Иеговой и осуществляя чистое поклонение ему. Им необходимо было познавать «Святого», чтобы поклоняться ему в святости, в физической и духовной чистоте (Притчи 2:1—6; 9:10). Следовательно, израильтянам надлежало поклоняться Богу с чистыми мотивами и чистым сердцем. Лицемерная форма поклонения была бы отвратительной в глазах Иеговы (Притчи 21:27).

Почему Иегова осудил Израиль

6. Как евреи относились к трапезе Иеговы во дни Малахии?

6 Бог ясно выразил свое отношение к тому, что израильтяне двоедушно приносили в храм некачественные, плохие жертвы. Иегова осудил через пророка Малахию их негодные приношения: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. А вы хулите его тем, что говорите: „трапеза Господня не сто́ит уважения, и доход от нее — пища ничтожная“. Притом говорите: „вот сколько труда!“ и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и прино́сите украденное, хромое и больное, и такого же свойства прино́сите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь» (Малахия 1:10, 12, 13).

7. Какие нечестивые поступки совершали евреи в V веке до н. э.?

7 Вероятно, в V веке до н. э. Бог осудил через Малахию лицемерные обычаи евреев. Священники подавали очень плохой пример, их поведение совершенно не было святым. Израильтяне, следовавшие такому руководству, нарушали принципы Бога; дело доходило даже до того, что они разводились с женами, возможно, чтобы жениться на более молодых языческих женщинах. Малахия писал: «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. И так будьте осторожны в чувствах ваших, чтобы никто не поступал вероломно против жены юности своей; ибо Я ненавижу развод, говорит Господь, Бог Израилев» (Малахия 2:14—16, «Священные книги Ветхого и Нового Завета» издания 1922 года).

8. Как повлияло на некоторых в христианском собрании современное отношение к разводу?

8 В наше время во многих странах, где легко развестись, резко подскочило число разводов. Это повлияло даже на христианское собрание. Некоторые не ищут помощи старейшин, чтобы преодолеть проблемы и постараться сделать свой брак успешным, а спешат развестись. Часто платить за это тяжелыми эмоциональными ранами приходится детям (Матфея 19:8, 9).

9, 10. Над чем нам следует поразмыслить в отношении нашего поклонения Иегове?

9 Как уже говорилось, ввиду негодного духовного состояния народа во дни Малахии, Иегова прямо осудил формальное поклонение Иудеи и дал понять, что принимает только чистое поклонение. Не должно ли это побудить нас поразмыслить над качеством нашего поклонения Иегове Богу — Владыке Господу Вселенной, Источнику истинной святости? Действительно ли наше служение Богу святое? Храним ли мы себя в духовно чистом состоянии?

10 Сказанное не означает, что мы должны быть совершенными — это и невозможно — или должны сравнивать себя с другими. Просто каждому христианину необходимо поклоняться Богу наилучшим, каким только позволяют его или ее личные обстоятельства, образом. Речь идет о качестве нашего поклонения. Наше священное служение должно быть нашим лучшим — святым служением. Как этого достичь? (Луки 16:10; Галатам 6:3, 4).

К чистому поклонению приводят чистые сердца

11, 12. Откуда происходит нечестивое поведение?

11 Иисус ясно учил, что состояние сердца человека обнаруживается через его слова и поступки. Он сказал праведным в собственных глазах и все же нечестивым фарисеям: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». Позднее Иисус объяснил, что злые поступки коренятся в злых мыслях сердца, то есть во внутреннем человеке. Он сказал: «Исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» (Матфея 12:34; 15:18—20).

12 Слова Христа помогают понять, что нечестивые поступки не бывают просто самопроизвольными или беспочвенными. Они результат оскверняющих мыслей сердца — тайных желаний и, может быть, фантазий. Вот почему Иисус сказал: «Вы слышали, что сказано древним: „не прелюбодействуй“. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Иными словами, блуд и прелюбодеяние укореняются в сердце до того, как человек их совершил. И лишь позже, при подходящих обстоятельствах, нечестивые мысли становятся нечестивым поведением. Блуд, прелюбодеяние, различные виды извращенных сексуальных сношений, воровство, богохульство и отступничество — вот некоторые из явных последствий нечестивых мыслей (Матфея 5:27, 28; Галатам 5:19—21).

13. Приведите примеры того, как нечестивые мысли могут привести к нечестивым поступкам.

13 Вышесказанное можно пояснить различными наглядными примерами. В некоторых странах растут как грибы после дождя казино, что предоставляет больше возможностей играть в азартные игры. У человека может возникнуть искушение прибегнуть к этой «палочке-выручалочке», чтобы попытаться решить свои финансовые проблемы. Ошибочные рассуждения могут побудить какого-нибудь брата отвергнуть библейские принципы или преуменьшить для себя их значимость. Другой пример — легкий доступ к порнографии через телевидение, видео, компьютеры или книги может подтолкнуть христианина к нечестивому поведению. Сто́ит лишь пренебречь духовным всеоружием, и, прежде чем христианин осознал, он уже совершил безнравственность. Однако в большинстве случаев путь к греху начинается в уме. Да, в таких ситуациях исполняются слова Иакова: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех…» (Иакова 1:14, 15; Ефесянам 6:11—18).

14. Как многие исправили свое нечестивое поведение?

14 К счастью, многие христиане, которые грешат по слабости, искренне раскаиваются, и старейшинам удается таких духовно восстановить. Даже многие из тех, кто был лишен общения за отсутствием раскаяния, со временем одумываются и восстанавливаются в собрании. В конце концов они понимают, как легко Сатана овладел ими, когда они позволили нечестивым мыслям укорениться в сердце (Галатам 6:1; 2 Тимофею 2:24—26; 1 Петра 5:8, 9).

Задача — выявить свои слабости

15. а) Почему необходимо выявить свои слабости? б) Что нам поможет признать их?

15 Мы должны постараться узнать, какое на самом деле у нас сердце. Готовы ли мы выявить свои слабости, признать их и затем работать над тем, чтобы преодолеть их? Согласны ли мы спросить честного друга, как нам исправиться, а затем послушаться его совета? Чтобы оставаться святыми, мы должны побеждать свои недостатки. Почему? Потому что Сатана знает наши слабости. Он будет прибегать к хитрым уловкам, чтобы заставлять нас грешить и вести себя нечестиво. Своими коварными действиями он попытается отрезать нас от Божьей любви, чтобы мы больше не были освященными и пригодными для поклонения Иегове (Иеремия 17:9; Ефесянам 6:11; Иакова 1:19).

16. Какой конфликт переживал Павел?

16 У апостола Павла были свои искушения и испытания, как он подтвердил в послании к Римлянам: «Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Римлянам 7:18—23).

17. Почему Павлу удавалось победить в борьбе со своими слабостями?

17 В случае Павла было важно, что он признавал свои слабости. Несмотря на то что они были, Павел мог сказать: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием». Павел любил добро и ненавидел зло. И все же ему приходилось бороться, как и всем нам, против Сатаны, мира и плоти. Как нам выиграть сражение, чтобы остаться святыми, отделенными от этого мира и его мышления? (2 Коринфянам 4:4; Ефесянам 6:12).

Как нам остаться святыми?

18. Как нам остаться святыми?

18 Святость не достигается, когда следуют путем наименьшего сопротивления и потворствуют себе. Человек, поступающий так, всегда найдет оправдание своему поведению и попытается обвинить кого или что угодно, но только не себя. Возможно, нам нужно учиться отвечать за свои действия, а не быть как те, кто в своем поведении винит свое происхождение или наследственность. Корень проблемы лежит в сердце человека. Любит ли он или она праведность? Стремится ли к святости? Желает ли благословений Бога? Псалмопевец ясно выразил, что необходимо быть святым: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». Апостол Павел написал: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Псалом 33:15; 96:10; Римлянам 12:9).

19, 20. а) Как можно укреплять свой ум? б) Что влечет за собой результативное личное изучение?

19 ‘Прилепиться к добру’ можно, если смотреть на все с точки зрения Иеговы и иметь ум Христов (1 Коринфянам 2:16). Как это достигается? Через регулярное изучение Божьего Слова и размышление над ним. Как часто уже давался этот совет! Но достаточно ли серьезно мы на него реагируем? Например, тщательно ли вы изучаете данный журнал и просматриваете библейские стихи, прежде чем идти на собрание? Под изучением подразумевается не просто подчеркивание нескольких предложений в каждом абзаце. Статью для изучения можно быстро просмотреть и кое-что подчеркнуть в ней примерно за 15 минут. Будет ли это означать, что статья изучена? Фактически, чтобы изучить каждую статью и извлечь из нее духовную пользу, могут понадобиться один-два часа.

20 Возможно, нам нужно заставлять себя отказываться от нескольких часов просмотра телепередач еженедельно и приучать себя всецело сосредоточиваться на личной святости. Наше регулярное изучение укрепляет нас духовно, побуждая ум к принятию правильных решений — тех, которые ведут к «святой жизни и благочестию» (2 Петра 3:11; Ефесянам 4:23; 5:15, 16).

21. На какой вопрос остается ответить?

21 А теперь такой вопрос: в каких еще сферах деятельности и поведения мы, христиане, можем быть, подобно Иегове, святыми? В следующей статье дается пища для размышлений на этот счет.

Двухтомный справочник, изданный Обществом Сторожевой башни, Библий и трактатов.

Больше информации о том, почему увлечение азартными играми является нечестивым поведением, можно найти в журнале Общества Сторожевой башни, Библий и трактатов «Пробудитесь!» от 8 августа 1994 года, на страницах 14 и 15.

Помните ли вы?

□ Как в Израиле указывалось на Источник святости?

□ Почему поклонение израильтян во дни Малахии было нечестивым?

□ Где коренится нечестивое поведение?

□ Что мы должны признать, чтобы быть святыми?

□ Как можно оставаться святыми?

Пути святости в современном мире

Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.

«Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия.

Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. Будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19) – пишет апостол в Ефес.

Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть.

Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

Также бывает, что подвиг того или иного святого скрыт Богом, хотя мощи обретены нетленными и посмертные чудеса подтверждают святость. Например, отрок Артемий Веркольский. Двенадцатилетний мальчик из благочестивой семьи был убит молнией, и односельчане не отпели и не похоронили его, думая, что Бог покарал Артемия за какой-то тяжкий грех. Тело оставили на земле, набросав сверху веток. Но его непохороненные мощи остались нетленными и благоуханными, и явили множество чудес. Чем отрок угодил Богу? Тайна.

Или вот Иулиания, княжна Ольшанская. Нашли нетленные мощи шестнадцатилетней девицы. О жизни ее почти ничего не известно. Чем она отличалась перед Богом среди множества других, умерших в том же возрасте? Бог ведает. Мы – нет.

И современники Артемия и Иулиании не знали, и мы не знаем, в чем именно состоял их подвиг. И неудивительно. Мир, однажды уже осудивший Праведника, часто не видит и не понимает святости. Как и свидетельствует об этом текст паремии, читаемой в честь святого: Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его (Прем. 4:13–15).

Понимание этих вещей дает много важных мыслей. К примеру, нельзя думать, что сегодня уже нет святости. Святой может жить рядом, но мы, по своей испорченности, святости не различаем и меряем все по своим личным трафаретам. К тому же, в нашем сознании зачастую обитают некоторые шаблоны святости, которые могут помешать нам воспринимать святость живую, современную. Нам кажется, что если святой, то непременно монах, или епископ, или мученик, или юродивый. А ведь вовсе не обязательно. Святость в современном мире находит новые формы, имея все ту же, главную основу: любовь к Богу и ближнему.

Например, такой случай вспоминается. Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает в одной из своих замечательных книг, что знал некоторого швейцара в Париже, прочитывающего за рабочий день три тысячи Иисусовых молитв. Он стоял перед входом в ресторан, кланялся посетителям, снимал шубы – а сам молился. Три тысячи молитв каждый день на протяжении многих лет! И об этом никто не знал, кроме духовника. Не святой ли человек? А могло ли нам когда-нибудь прийти в голову такое словосочетание – святой швейцар? Мы не привыкли к такому, а такое есть. Потому что «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». И святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна, ибо она не от мира сего.

Насчет святости в миру можно было бы еще многое сказать. Например, когда мирянин совершает свои обычные мирские труды ради Господа и ближних, с молитвой и переживанием за людей – это уже выход за пределы общечеловеческих добродетелей, это именно шаг к святости. Мы могли бы вспомнить здесь о святости многодетной матери, трудящейся весь день ради детей, и читающей о них Псалтирь по ночам. Мы могли бы сказать о святости пожарника, идущего в пламя с молитвой на устах. Мы могли бы говорить о святости того университетского преподавателя, который под образованием понимает открытие образа Божьего в человеке, и реализует эту мысль в своей педагогической работе; о святости солдата, идущего под пули за веру и отечество; о святости врача, который, к примеру, за многие годы работы уговорил сотни молодых женщин не делать аборт. Мы могли бы говорить о любой профессии, в которой семя веры родило новый смысл, и превратило эту профессию в богослужение. Такая святость не очень-то заметна – кто может знать о ней, кроме Бога?

Христос предлагает каждому человеку драгоценный подарок – некоторый компас, в котором стрелка ориентирована на спасение. Этот компас есть вера. Любая негреховная профессия, духовно направленная по указанию данного компаса, может привести в Царствие Божие. Только все зависит от решимости, как говаривал преподобный Серафим Саровский.

Все мы можем быть одеты в очень разные одежды: белый халат медработника, или костюм официанта, или фартук хлебопекаря, или форму проводника, или мундир летчика. Но, имея в руках этот компас, мы движемся в одном направлении. Это направление – святость, и мы должны понимать, что этот путь открыт для всех нас.

Да, конечно, всегда нужны Церкви святые епископы, боголюбивые священники, бесстрашные мученики и исповедники. Всегда должен звучать в Церкви и громкий голос святителя, и обличительное слово юродивого. Нет на земле ничего красивее монашества. И все это было, есть, и будет в Церкви. Но, рядом с ними – монахами, священниками, юродивыми – должен стоять и обычный мирянин, ни на минуту не выпустивший из рук компаса веры, освятивший верою свой жизненный путь и превративший его в послушание Церкви и служение Богу. Образно говоря, нам необходимо учиться в одной руке держать этот компас спасения, а в другой: гаечный ключ, скальпель хирурга, баранку машины, перо журналиста, детские пеленки – словом, то, что доверил нам Господь. Не выпустим из рук ни того, ни другого. И тогда, даст Бог, плодом и нашей жизни будет святость, а конец – жизнь вечная.

Двери святости пока еще открыты, и Христос зовет нас войти в них. Причем, в каждой эпохе святость способна находить себе новые формы. Люби Бога, и делай что хочешь – сказал христианский мыслитель. Именно об этой любви, которая является главной заповедью и целью христианской жизни; о любви, на которую указывает стрелка спасительного компаса – веры, и напоминают имена святых, встречаемые нами ежедневно в церковном календаре.

Как стать святым?

Что нужно человеку для того, чтобы стать святым, и почему Церковь никогда не признавала и не сможет признать кого-либо «святым при жизни»? Эти вопросы являются краеугольными во всей христианской духовной жизни. Ответить на них согласился известный ученый-богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Как мы знаем из Евангелия, первым вошедшим в рай оказался разбойник, у которого, образно говоря, руки по локоть были в крови. Это удивительный факт, не имеющий аналогов ни в одной религии мира. По какой же причине он оказался спасенным?
Евангельский контекст говорит об этом вполне определенно: за осознание мерзости своей жизни, за глубокое ощущение, что он не достоин спасения, за искреннее покаянное обращение к Спасителю. Разбойник всем своим существом понимал и ни на йоту не сомневался, что он не может быть там, где будет висящий на Кресте рядом с ним Праведник. Отсюда его слова к Христу, исполненные удивительного для человека, находящегося в таких жутких страданиях, смирения: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк 23:42). Не просьбы об избавлении от мук, не мольбы о жалости и снисхождении, а — помяни меня там, в Твоем Царстве, где я, конечно, никогда не буду. Вот что оказалось достаточным для спасения! Действительно, как говорится в Ветхозаветном псалме, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50:19).
Святая жизнь начинается с внимания к своей нравственной жизни, к своему внутреннему состоянию — стремлениям и чувствам своей души и их сопоставлением с заповедями Евангелия, с образом и поведением Самого Христа. Это сопоставление открывает человеку внутри его сердца целый мир — странный, ранее ему неведомый и часто не очень-то симпатичный.
С одной стороны, в нас присутствует глубокое чувство в том, что мы — добрые, умные, справедливые, честные… Одним словом — хорошие, праведные. Поэтому нам и в голову не приходит, что мы можем оказаться вне Царствия Божия. Пускай где-нибудь с краешку, в самом дальнем уголочке, но, конечно же, мы будем там! Пусть не великими святыми, но все же — в Царствии Божием. Ну как же, я ведь — верующий, православный, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь… Я никого не убил, не обворовал, не изменял жене, не нарушал законов — а что же еще нужно-то? Право слово — святой, да и только! Осталось лишь живьем канонизировать!
Однако, с другой стороны, внимательно присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам, отношениям к друзьям и недругам и сопоставив всё это с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто прямо противоположное. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не тщеславиться, не объедаться… И столько еще таких вот «не могу», что от моей «хорошести» ничего не остается. Даже когда делаю доброе дело, и то — оскверняю его тщеславием, расчетом и прочими нехорошими движениями души. Слушаю общую исповедь с огромным перечислением грехов и понимаю, что 99% в этом перечне — мое. То есть вижу, что ни в чем не соответствую Евангельским нормам жизни.
Можно ли стать при жизни святым? Отвечая на этот вопрос, нужно понимать, что святость — это причастность Духу Святому, которая в земных условиях колеблется, непостоянна, ибо неизменен только Бог. Она — не птичка, которую можно однажды поймать в клетку — и все в порядке. Нет, это постоянное наблюдение за своим «ветхим человеком», бодрствование сердца и трезвение ума, подобное той бдительности, в которой пребывают защитники осажденной крепости. И как халатность стражей нередко оборачивалась поражением войска, так и в истории христианства бывали случаи, когда подвижники, достигавшие явных благодатных даров прозорливости и чудотворения, но утратившие бдительность над своими мыслями и чувствами и в результате потерявшие видение своих вутренних врагов, прежде всего, мнения о своих высоких достижениях — духовно падали и даже погибали. Были и такие, которые так и не поднимались в своей святости выше чистоты детского уровня. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: cвятой Макарий Великий говорит, что «…встречаются души, соделавшиеся причастницами Божественной благодати… вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном в отношении к тому состоянию, которое требуется и доставляется истинным подвижничеством… В монастырях употребляется о таких преуспевших старцах изречение — свят, но не искусен, и наблюдается осторожность в советах с ними».
Именно осознание своего бессилия искоренить в себе страсти, победить грех и рождающееся отсюда смирение являются началом и критерием правильной духовной жизни. Ибо только это, снимая розовые очки с глаз души и открывая очень далекое от евангельской чистоты ее реальное состояние, делает человека способным взыскать Спасителя, обратиться к Христу. Преподобный Петр Дамаскин сказал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».
Необходимо повторить, что это лишь самое начало пути, ведущего к святости. Но без начала не может быть и продолжения.

Фото Владимира Ештокина

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *