Как стать музыкантом без музыкального образования?

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются? Каждый когда-либо задавался этим вопросом. Eatmusic побеседовал с разными музыкантами – как состоявшимися профи, так и с самоучками, чтобы узнать, где же кроется правда.

В чем проблема?

Разделение музыкантов на любителей и профессионалов существует давно. Мы задаемся вопросом, по каким же критериям оно осуществляется: мастерство, коммерческий успех или наличие диплома? Если соотношение двух первых пунктов предельно ясно, то по третьему признаку возникает ряд вопросов.

Диплом потребуется однозначно в трех случаях: вы хотите официально преподавать, вы хотите карьеру в классической музыке, продолжить образование заграницей. Также, есть неоднозначное мнение, что музыканты, закончившие музыкальный ВУЗ могут лишиться возможности творчески мыслить и импровизировать, а станут очередным продуктом системы образования под «гребенку». Насколько нужна корочка современному музыканту, когда она может понадобиться, и настанет ли этот момент вообще?

Мнения

Светлана Шебеко

педагог по вокалу в Московском колледже импровизационной музыки,

вокалистка группы Кукуруза

Я преподаю джазово-эстрадный вокал в Московском колледже импровизационной музыки около семнадцати лет. Колледж широко известен благодаря своим давним традициям и уникальной методике обучения. Среди выпускников колледжа есть джазовые (и не только) музыканты, добившиеся успеха и признания. Высокий уровень музыкального образования студентов, прошедших обучение в МКИМ, дает возможность выступать сольно и с профессиональными музыкальными коллективами на площадках любого уровня. Программа обучения рассчитана на четыре года. Пройдя ее, выпускник получает диплом об окончании МКИМ.

Когда речь идет о профессиональном, а не любительском уровне, то надо понимать, что любая профессия, в том числе и музыкальная, предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков. Получить их можно, пройдя системный, комплексный и поступенный курс обучения (музыкальная школа, музыкальное училище (колледж), музыкальный ВУЗ по определенной специальности).

Я знаю людей, которые, не имея специального образования, достигали высокого профессионального уровня в музыкальной деятельности. Это во многом зависит от наличия музыкальных способностей человека, его целеустремленности и умения самостоятельно осваивать специальность, предполагающую комплексные знания, например, знание сольфеджио. Такие люди – большая редкость. Минус самообразования заключается в том, что подойти к овладению специальностью через комплексное изучение дисциплин самому человеку сложно. Недаром существуют определенные программы и методики обучения, разрабатываемые годами.

Российское музыкальное образование долгие года и до сих пор пользуется авторитетом за рубежом. Музыкальных учебных учреждений за границей достаточно много и есть из чего выбрать. Пожалуй, чаще всего едут учиться в США и Германию. В США есть такие школы, как «Berklee College of Music», «The University of Rochester», «The Julliard School» и другие. Место учебы следует выбирать соответственно направленности школы, колледжа или университета.

Я согласна с тем, что не все педагоги учат творчески мыслить и не всегда развивают (не подчеркивают) творческую индивидуальность ученика. Поэтому важно, у кого вы учитесь. Я убеждена, что очень многое зависит от педагога, и если вы попадаете к хорошему педагогу, то приобретаете знания, навыки, и при этом ваша творческая индивидуальность сохраняется.

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются?

Музыкантами становятся!

Ния Архангельская

основатель школы вокальной импровизации MUSIC INSIDE

По моему опыту, важнее открытость и готовность взаимодействовать, чувствование себя и желание создать что-то вместе. Если это есть, то даже образование неважно. Профессиональные музыканты не спрашивают, где ты учился, но смотрят на что ты способен. Музыка – это чувственное наполнение общества, и поэтому важно находить действительно свое, уникальное, то, что важно сказать.

Образование бывает настолько гнетущим и несвободным, что и Музыка выходит такая – сдавленная, потерянная в попытках быть “хорошей”. Образование может как помочь познать музыку, так и отбить все желание.

Шансы коммерчески состояться без образования велики. Я знаю несколько таких примеров, начиная с меня. Я всегда любила петь, но образование получила экономическое. Но Музыка нашла меня снова. Если это желание души, отсутствие образования никогда тебя не остановит. Важно получить опыт и найти ключи – к своему голосу, к своей истории, к своему сердцу, значит, и к сердцам людей. И если это случилось, коммерческий успех не заставит себя долго ждать.

Думаю, что разница между любителем и профи только в корочке и, возможно, в каких-то технических возможностях. Это как разница между коренным жителем и приезжим. Коренные обычно имеют привилегии, квартиру в центре, например, а приезжие настроены работать, вкладывать себя. Зачастую от Музыки любителей трогает до глубины души, и ты плачешь от красоты, а технически изощрённая Музыка профи зачастую не пробуждает чувств…

Мне сложно оценивать состояние системы образования в России, но по мнению друзей-музыкантов и людей с классическим образованием, которые приходят ко мне на занятия, система образования кажется закостеневшей. Мы чуть-чуть застряли во времени. На мой взгляд, Англия и Америка – страны с самым прогрессивным мышлением в области искусства и музыки.

Общая «гребенка» и невдохновлённые преподаватели – это бич современного классического образования. Думаю, что главное преимущество самообразования это свобода, а минус – отсутствие дисциплины.

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются?

Да, музыкантами рождаются, причем все! Все рождены с музыкой внутри, просто не каждый позволяет себе услышать эту музыку по-настоящему, дать себе время и возможность заглянуть в себя поглубже. Для этих людей мы и занимаемся тем, чем занимается.

Личный опыт

Артем Самодуров, джазовый музыкант

Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально

Я выбрал самообразование. Мое первое образование – экономическое, есть своя фирма. Джазом увлекся позднее. Был бы рад пойти учиться в ГМУЭДИ (Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства) на очную форму, но у меня очень мало времени на совмещение – тратить его на такие предметы, как «история музыки ХХ века» совсем не хочется. Поэтому я набрал преподавателей по основным предметам и хожу на индивидуальные занятия. По стоимости получается одно и тоже, а индивидуальный подход и свобода от экзаменов позволяет сделать что-то шире общей образовательной программы. Гармония, сольфеджио, специальность – вот три столпа. Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально. Сейчас готовлюсь к поступлению в Голландию. Надеюсь, что через два года получится уехать.

Никакие бумаги в этой сфере тебе не помогут, если ты не научился играть музыку. «Лажу» на джеме с классными музыкантами дипломом не прикроешь, а если произведешь фурор своим мастерством, то диплом никто не спросит. Если говорить совсем грубо, то профи – это тот, кто умеет играть все и круто, как минимум в своем направлении.

Если говорить о джазе, то без образования тебе не удастся общаться с другими музыкантами на одном языке. Многие великие джазмены не знали нот, как Чарли Паркер или наш современник двенадцатилетний Джоуи Александр. Но это исключения. Правда между двумя крайностями. Наличие диплома не делает из тебя музыканта и наоборот. Все определяется на прослушиваниях, где важно лишь твое мастерство.

Коммерческий успех

Во-первых, многое зависит от музыки, которую ты играешь. У меня много знакомых-непрофессионалов, которые с авторской музыкой в различных направлениях неплохо зарабатывают в дополнение к основной офисной работе. Во-вторых, если говорить о серьезной профессиональной сцене, где ты играешь и записываешь чужую музыку за деньги, то заработать можно без офиса, но конкуренция невероятно высока. В-третьих, можно самому писать серьезные альбомы с серьезной музыкой, играть концерты и зарабатывать еще больше, но это уже что-то из разряда построения бизнеса. Нужны идеи, свой стиль исполнения и высочайшее мастерство. Плюс маркетинг и раскрутка. Но менеджер Газпрома все равно зарабатывает больше среднестатистического музыканта. Sad, but true.

Образование

У нас системы джазового обучения нет. Знания отрывочны, во многом заимствованы из классики и отличаются в зависимости от преподавателя. Наше обучение – это отношения «учитель – ученик». Из уст в уста, можно сказать. Несколько месяцев назад я начал брать уроки у музыканта, который закончил Академию джаза в Голландии. Занимаемся по учебникам Беркли. За эти несколько месяцев я узнал и поставил на место столько знаний, сколько не смог за предыдущие три года обучения в колледже (МКИМ). Хорошим музыкантом ты можешь стать и здесь, есть классные музыканты, но средний уровень музыкантов ниже на порядок. В любом случае, если хочешь стать «фирмачем», то тебе придется делать 200% работы вне зависимости от страны и места обучения.

Что касается зарубежного образования – Codarts Rotterdam в Голландии по программе New York Jazz. Там одни из лучших преподавателей и музыкантов мира, есть знакомые, которые там учились. Хорошее место. Многие уезжают в Berklee, но там берут баснословные деньги.

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются?

Тем, кто родился музыкантами, очень повезло, всех остальных ожидает адский каждодневный труд многочасовых занятий!

10 причин почему вам стоит начать заниматься музыкой

Оказывается, наши родители были правы: уроки игры на фортепиано и других музыкальных инструментах полезны для нас. Игра на инструменте улучшает работу мозга, эмоциональную стабильность и уменьшает последствия старения мозга. Простое прослушивание музыки не даёт такого эффекта.

Положительное влияние игры на инструменте на мозг подтверждено . Так что советуем вам смахнуть пыль со своей старой гитары или распаковать кларнет из начальной школы. Также советуем поощрять ваших детей учиться играть, так как это принесёт им много пользы.

Вот 10 причин, почему вы будете рады этим занятиям

  1. Усиление связи между левым и правым полушариями мозга

В результате исследований было установлено, что музыканты имеют больше белого вещества в мозолистом теле, пучке нейронных проводов, соединяющих два полушария мозга. Это означает, что творческая правая сторона мозга имеет большую связь с его аналитической левой стороной. Это даёт различные преимущества, например такие, как более быстрая связь внутри мозга и более широкие творческие способности к решению проблем. Однако возраст и стаж игры на инструменте имеют значение. Исследования показывают, что дети, которые занимаются больше, создают больший «мост» между двумя сторонами мозга. Кроме того, те, кто начинают раньше (самый идеальный возраст — 7 лет), получают больше преимуществ, чем начинающие в более позднем возрасте.

  1. Улучшение исполнительной функции мозга

Люди, занимающиеся музыкой, лучше принимают решения, обрабатывают и сохраняют информацию. Некоторые учёные считают, что игра на инструменте может быть полезной для детей с неврологическими проблемами, например с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

  1. Улучшение распознавания речи

Игра на инструменте помогает вашему мозгу не только обрабатывать музыкальные звуки, но и согласные и гласные звуки в речи.

Исследователи Массачусетского технологического института пришли к выводу, что дети, играющие на пианино, могут различать разные частоты и, следовательно, лучше различают произносимые слова.

Исследование Северо-Западного университета также подтверждает теорию, что музыка может помочь маленьким детям распознавать слова. Учёные предполагают, что речь и музыка имеют общие характеристики — высоту звука, время и тембр — и для их обработки мозг использует одни и те же нейронные пути.

  1. Улучшает память

Люди, играющие на инструментах, лучше запоминают произнесённые слова (словесная память). Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Neuroscience, показало, что учащиеся вторых классов в Германии, занимающиеся игрой на музыкальном инструменте 45 минут в неделю, могли вспомнить больше слов, которые им произносили, по сравнению с детьми, не обладающими музыкальной подготовкой, или с теми, кто столько же времени проводил на уроках науки. Занятия музыкой также увеличивают рабочую память — способность временно хранить и использовать информацию, которая помогает нам рассуждать, изучать или выполнять сложные задачи.

  1. Способствует (сопереживанию)


Музыкальные навыки также повышают способность обнаруживать эмоции в звуке. То есть люди с такими навыками могут лучше считывать тонкие эмоциональные реплики в разговоре.

Возможно, обучение музыке может помочь детям с проблемами эмоционального восприятия, такими как аутизм.

  1. Замедляет старение мозга

Канадское исследование, опубликованное в «Журнале нейробиологии», показало, что пожилые люди, которые в молодости обучались игре на инструменте, могли понимать речь на 20 процентов быстрее, чем те, у кого не было такого обучения.

Исследование, опубликованное в журнале «Нейропсихология», обнаружило, что люди в возрасте от 60 до 83 лет, обучающиеся музыке как минимум 10 лет, запомнили больше сенсорной информации (визуальные, слуховые, тактильные данные), чем те, кто обучался менее 10 лет. И обе группы набрали больше баллов, чем люди, которые никогда не занимались музыкой.

  1. Улучшает математические и другие научные способности

Музыкальные ноты, аккорды, октавы, ритм и метр можно понять математически. Вполне вероятно, что существует связь между занятиями музыкой и математическими навыками. И в ходе различных исследований эта связь становится всё более очевидной.

В исследовании, опубликованном в Журнале педагогической психологии, было обнаружено, что студенты из Британской Колумбии, которые прошли хотя бы один курс инструментальной музыки, лучше справились с экзаменами не только по математике и естественным наукам, но и по английскому языку. Учащиеся, которые активно занимались музыкой, в среднем на год опережали учеников, не занимающихся музыкой.

  1. Улучшает моторику

Всем нам известно, что игра на инструменте требует хорошей координации рук и глаз (чтобы успевать считывать ноты на странице и воплощать их в звуки). И эти музыкальные моторные навыки переносятся и в другие сферы жизни. В ходе исследования, проведённого в Университете Конкордия (Монреаль), было обнаружено, что взрослые музыканты, которые начали играть до 7 лет, быстрее выполняли не связанные с музыкальными навыками задания, чем те, кто начали заниматься музыкой позже. Более того, эти моторные навыки оказали влияние и на мозг. Сканирование обнаружило более сильные нервные связи в моторных областях, которые отвечают за воображение и выполнение физических движений.

  1. Улучшает психическое здоровье

Исследования показывают, что музыканты менее склонны к агрессии, депрессии и гневу, чем люди, не занимающиеся музыкой.

В одном исследовании было изучены результаты сканирования мозга детей в возрасте от 6 до 18 лет. У тех, кто играл на инструменте, была более толстая кора головного мозга в областях, которые регулируют эмоции, уровни тревоги и способность обращать внимание (то есть они обладали превосходными способностями в этих областях). Другие исследования показывают, что создание музыки также снимает стресс.

  1. Улучшает самооценку

Исследование в школах Флориды обнаружило, что дети из группы риска, которые участвовали в музыкальной группе в школе, чувствовали себя менее отчуждёнными и более успешными.

А пока исследования в этих областях продолжаются, советуем вам найти ваш старый музыкальный инструмент. Но если вы никогда не играли, то хорошая новость заключается в том, что начинать никогда не поздно.

Читайте далее:

Влияние медитации на организм — исследования

Не можете найти время для медитации? Послушайте музыку

Почему стоит слушать музыку: 10 научно обоснованных причин

Музыканта обидеть может каждый

(Из цикла рассказов «Латгальские мальцы»)
*
На нашей улице два мальца учились в музыкалке. Один был для нас профессором – он играл на аккордеоне. Жутко умный. Мог дать ответ на любой вопрос. Если не сразу, то через день-два, после прочтения нужной книжки – Детской энциклопедии. За это его ценили. «Умный шибко, далеко пойдёт» – говорил Колька. «Ага…», – подтверждал Славка, – «…если вовремя не остановят».
Надо заметить, что Славка был тем вторым, кто учился в музыкальной школе. Но, когда он занимался и сколько – никто не знал. Он всё время был с нами. Даже в те минуты, когда Алька мучил инструмент, а мы сидели недалеко от его окна, слушали и обсуждали музыкальное будущее нашего земляка.
– Эк, как наяривает! – причмокивал губами Колька. — Через несколько лет Ковнатор будет отдыхать, – предсказывал он.
– Ты чего? – вмешивался Славка, — Ковнатор педагог! А потом – он еврей. Ты знаешь, какие они умные?
– Это ты мне рассказываешь? Мне, чистокровному еврею?.. – Колька нахохлился воробышком.
– Ой, не смешите меня. Чистокровный! Батька у тебя кто?
– Кто?
– Дед Пихто! Русский? Русский!
– А мама – еврейка! Поэтому и я – еврей, – не сдавался Колька.
Музыка прекратилась. В окно высунулась очкастая голова Альки.
– Пацаны, вы мне ритм сбиваете, я сосредоточиться не могу. Заладили: еврей, не еврей!..
– Всё, всё, всё! Играй, – успокоили мы его.
И вновь полились чудные звуки аккордеона.
– Полонез Огинского, — со знанием дела комментировал Славка.
– Немец, что ли? – спросил Колька.
– Сам ты немец! А еврей ещё. Композитор такой есть, понял?
Колька в знак согласия кивнул, и мы, уже молча, продолжали слушать муки инструмента в руках нашей будущей звезды.
Второй звездой латгальской музыкальной культуры мы считали ну очень прилизанного пацана с соседней улицы. Звали его Серёжа, и играл он на скрипке. Правда, мы полагали, что он больше скрипел, чем играл. Нас он обходил стороной. Но один раз мы столкнулись нос к носу.
– Привет, скрипун! – поприветствовал его Колька.
– Привет… – чуть слышно прошелестел вундеркинд.
– Ну, как музыка? Что играем? – поинтересовался я.
– Этюды, гаммы… Их много бывает. А сейчас вот играю ми-мажор и до-минор. А ещё надо ре-мажор и си-минор повторить.
– Да ладно, не гунди. Пошли с нами, дурака поваляем, – предложил Колька.
– Не могу. Мне с вами играть родители запрещают. Потому что вы хулиганы-дуреманы. Это мама так говорит.
Я аж поперхнулся:
– А что ещё твоя мама говорит?
– Она говорит, что вы оболтусы и двоечники, и дворовая шпана. И что от вас надо держаться подальше.
– И ты так считаешь? – спросил Колька.
– Да, я тоже так думаю, – почти шёпотом произнёс Серёжка.
– Ну что ж, никто тебя за язык не тянул, сам напросился. Будешь теперь повторять свой си-минор!
Разговор происходил возле большого деревянного ящика, в котором дворник хранил свой инвентарь. Я открыл крышку и, тоном, не терпящим возражений, сказал:
– Прошу Вас, маэстро! Через полчаса мы проверим.
Серёге ничего не оставалось, как подчиниться нашей воле. Мы закрыли за ним крышку и проволокой скрепили петли замка.
– Не филонь, учи гаммы, – бросил на прощание Колька.
– Я не могу скрипку достать, — простонал Серёжка.
– А ты без скрипки, голосом напевай.
Серёга стал что-то бубнить себе под нос, а мы направились к озеру. Там пацаны играли в футбол. Мы присоединились… и заигрались. Уже дома, увидев мамину бурную реакцию на моё появление, вспомнил о забытом нами Серёге. Освободили его случайные прохожие. Он всё рассказал своей маме, а та уже по-полной выдала моей. Ну а мне сам бог велел надавать по шеям. Скрипку после этого я невзлюбил ещё больше. А Серёгу, уже зимой, засунул головой в сугроб. Талант надо учить! Сами пробиваются только бесталанные…
Болтающиеся над сугробом ноги дали клятву больше никогда в жизни не ябедничать и хорошо играть на скрипке.
Со временем у нас с ним установились нормальные отношения. Мы не стали друзьями, но смеяться над ним я не позволял никому. Музыканта обидеть может каждый, а вот на скрипке могёшь? Нет? Ну и что тогда трындеть? Отвали от пацана!
Серёга был счастлив.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *