Как повлияли цифровые технологии на человека викторина?

Как повлияли цифровые технологии на человека? a) Информация лучше воспринимается, если она снабжена картинкой б)Мозг воспринимает небольшие тексты и люди стали хуже анализировать в) У людей стали лучше память и интеллектуальные способности

ятной мне форме. 2. К какому языку относятся следующие знаки? 1. дорожные знаки; 2. формальный язык; 3. естественный язык; 4. символьный язык. 3. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница текста содержит 30 строк и 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста? 4. Как называются действия людей над информацией, связанные с её сбором, обработкой, хранением и передачей? 1. информативная деятельность; 2. информационная деятельность; 3. информирующая деятельность; 4. информативность. 5. Какие устройства компьютера можно сравнить с человеческим мозгом? 1. устройства ввода информации; 2. устройства вывода; 3. устройства обработки информации; 4. устройства хранения информации. 6. Как называется программное обеспечение, которое служит для создания компьютерных программ на языке программирования? 1. среды разработки; 2. системы программирования; 3. текстовые процессоры; 4. языки программирования. 7. Пользователь просматривал содержимое каталога D:\Видео\Фильмы\Комедии\Отечественные, после чего он поднялся в файловой структуре на три уровня вверх, перешёл к просмотру каталога Выпускной и запустил файл с именем Прощание.mpg. Укажите верный порядок следования частей полного имени файла, запущенного пользователем. 1. D: 2. \Выпускной\ 3. Прощание 4. .mpg 5. \Видео 8. «Корзина» (в Windows) – это 1. область внешней памяти компьютера, куда обычно попадают удаленные файлы и папки; 2. область оперативной памяти компьютера, куда обычно попадают удаленные файлы и папки; 3. область внешней памяти компьютера, которая служит для обмена данными между приложениями Windows; 4. область оперативной памяти компьютера, куда попадают все копируемые файлы и папки; 5. область оперативной памяти компьютера, которая служит для обмена данными между приложениями Windows. 9. Выберите основные задачи текстового редактора. 1. создание текста; 2. редактирование (изменение) текста; 3. просмотр текста на экране компьютера; 4. создание и изменение аудиофайлов; 5. просмотр видеофайлов; 6. сохранять текст на информационном носителе. 10. Выберите верные этапы подготовки текста на компьютере. 1. набор, форматирование, сохранение; 2. набор, редактирование, форматирование; 3. набор, редактирование, сохранение. 11. Выберите верные правила для ввода текста. 1. дефис отделяется пробелами с двух сторон, а тире пробелами не отделяется; 2. между словами ставится один пробел; 3. для перехода на новый абзац нужно нажать клавишу «Enter»; 4. переход на новую строку внутри абзаца нужно осуществлять вручную; 5. ввод текста выполняется с того места, где находится текстовый курсор. 12. Выберите верные способы замены одного символа другим. 1. удалить ошибочный символ и ввести верный; 2. выделить ошибочный символ и ввести верный; 3. поставить курсор справа от неверного символа и нажать клавишу «Enter». 13. К какому направлению компьютерной графики можно отнести данное изображение? 1. архитектурная; 2. конструкторская; 3. научная; 4. деловая; 5. иллюстративная. 14. Выберите все векторные редакторы: 1. Paint 2. Corel Draw 3. КОМПАС 3D 4. Adobe Photoshop 15. Какой способ представления графической информации экономнее по использованию памяти? 1. растровый; 2. векторный; 3. одинаково. 16. Отметьте характеристики, соотвествующие растровой графике: 1. при масштабировании ухудшается качество изображения; 2. файлы изображения имеют небольшие размеры; 3. большие возможности по изменению цвета и формы; 4. каждый объект в изображении независим от других; 5. изображение можно легко масштабировать, без потери качества. 17. Какой компьютер будет считаться мультимедийным? 1. при наличии колонок; 2. при наличии проектора; 3. при наличии DVD привода; 4. при наличии всего перечисленного. 18. Презентация — это … 1. терминальное соединение по коммутируемому телефонному каналу; 2. программа, предназначенная для обработки запросов от программ-клиентов; 3. это индивидуальный способ просмотра информации в наглядной; 4. это публичный способ демонстрации информации в наглядной и доступной форме. 19. Укажите порядок действий при сохранении презентации в своей папке. 1. нажать Сохранить Как; 2. нажать Сохранить; 3. выбрать место и имя сохраняемой презентации; 4. нажать Файл. 20. Переход между слайдами осуществляется с помощью: 1. графиков; 2. диаграмм; 3. управляющих объектов или гиперссылок; 4. значка на экране, положение которого изменяется при использовании устройства позиционирования.

В эпоху технологической и информационной революции запросы и проблемы людей меняются — значит, и психотерапия больше не может стоять на месте. Сможет ли виртуальная реальность и искусственный интеллект заменить живых психотерапевтов?

О том, как новые технологии внедряются в сферу психического здоровья, а также об исследованиях в области виртуальной реальности и мобильных приложениях для психологической помощи рассказывает психолог и основательница проекта «Душе полезно» Дарья Сучилина.

Во все времена люди в той или иной мере страдали. Вместе со сменой исторических эпох каждое поколение людей сталкивалось с новыми вызовами, которые приходили как снаружи, так и изнутри. В начале XX века жесткость моральных догм и ущемление женских прав вывели на первый план истерические расстройства, которые вдохновили Фрейда на создание психоанализа — так зародилась психотерапия. В послевоенные годы возникла необходимость в помощи людям, переживающим тяжелую утрату и бессмысленность жизни. В это же время Виктор Франкл основал экзистенциальный анализ, или логотерапию, которая направлена, в том числе, на поиск смысла жизни даже в самых тяжелых ситуациях. Таких примеров в истории психологии много: в ответ на спрос всегда рождается предложение.

С конца прошлого столетия началась новая эпидемия психических расстройств, во главе которой идут рука об руку депрессия и тревога. Мы живем в мире постоянного информационного пресыщения, шумового загрязнения, перенаселения. Нас окружают рекламные слоганы и шаблоны, которым надо соответствовать, и дедлайны, которые надо соблюдать, жертвуя сном и семейными ценностями. Жители мегаполисов существуют в состоянии постоянного напряжения, настороженности — борьбы или бегства. Это истощает ресурсы организма, и тело начинает бомбардировать сознание паническими атаками. В какой-то момент происходит перекос в обратную сторону — депрессию, вместе с которой приходит упадок сил и настроения, утрачивается способность испытывать удовольствие и вообще чего-то хотеть. По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессия в наши дни стала самой распространенной в мире причиной, ведущей к нетрудоспособности. Ужасающе часто тяжелые формы депрессии заканчиваются суицидальными намерениями и попытками, и далеко не всех пациентов удается спасти.

Хорошая новость в том, что ситуация не безнадежна: на сегодняшний день разработано множество эффективных способов работы с депрессией и тревогой. Совместная работа специалистов в области психического здоровья позволяет влиять на организм как на физиологическом, так и на психологическом уровне, и от этого улучшается текущее самочувствие и качество жизни в целом. Но есть и плохая новость: за помощью обращается на удивление мало людей — в некоторых странах меньше 10% населения. Многие проводят больше года в тяжелом состоянии, прежде чем решатся обратиться за консультацией.

Психотерапия кажется дорогой, психиатрия — страшной, а чем занимается психолог — вообще непонятно. Эта стигматизация заставляет нас, пси-специалистов, искать такие способы помощи населению, которые бы соответствовали современным запросам, были бы удобными и вызывали бы любопытство. Этим, в частности, можно объяснить всплеск интереса к психотерапии виртуальной реальностью, приложениям для психологической самопомощи и роботам-психологам с искусственным интеллектом. Насколько же эти средства эффективны и могут ли заменить живых целителей душ? Попробуем разобраться.

Технологии на страже психического здоровья

Мы с вами живем в увлекательное время: нам открыт круглосуточный доступ к какой угодно информации и общению с людьми почти в любой точке планеты. Ничего подобного не было за всю историю человечества, поэтому и сложно сказать однозначно, хорошо это или плохо. Несмотря на то что социальные сети и безбрежный цифровой океан породили целый ряд новых неврозов и проблем, ученые и психологи стараются все же брать на вооружение преимущества технологического прогресса.

Психолог, который всегда с тобой

Начнем с того, что современные средства коммуникации предоставляют гораздо больший выбор форм общения. Благодаря видеоконференциям и мессенджерам общаться с психологом или психотерапевтом можно из дома, офиса — да хоть из вагона метро. Разрабатываются отдельные протоколы и этические стандарты онлайн-психотерапии, а специальные кодировки сохраняют конфиденциальность переписки, телефонных разговоров или видеозвонков. Это все значительно облегчает клиентам и пациентам процесс обращения за помощью и снижает риск отговорок и сопротивления. Такими инновациями, однако, уже никого не удивишь.

Мобильные приложения — вот настоящий подарок судьбы. Сегодня они позволяют фиксировать собственный прогресс в самопознании или, скажем, предостерегают от потенциальных опасностей. Например, в MoodKit можно отслеживать собственное негативное мышление, вести журнал настроения и планировать активности, которые помогут по-новому выстраивать свою жизнь изо дня в день. Некоторые приложения, такие как Mobilyze, отслеживают местоположение пользователя и активность его социальных взаимодействий онлайн и в реальной жизни, чтобы вовремя распознать первые признаки депрессии. И это не говоря уже о многочисленных приложениях для медитации и поддержания здорового образа жизни.

Вся наша жизнь — компьютерная игра

Одно из наиболее перспективных направлений в психотерапии нового времени — это использование виртуальной реальности. Клинические психологи и нейробиологи активно исследуют возможности применения VR-очков в лечении депрессии и последствий психических травм, а также при подготовке специалистов помогающих профессий. Например, в Университете Барселоны был проведен эксперимент, в рамках которого люди на камеру описывали свои психологические проблемы, а затем при помощи очков виртуальной реальности смотрели на себя со стороны и проводили самим себе психологические консультации. Наиболее эффективных результатов удалось достичь тогда, когда участники перевоплощались в Зигмунда Фрейда: эта иллюзия, по всей видимости, вселяла в них уверенность в собственной компетентности.

В другом VR-исследовании, проведенном совместно командами Университетского колледжа Лондона и Университета Барселоны, испытуемые управляли персонажем, чтобы тот утешил расстроенного ребенка. Затем в формате виртуальной реальности они сами оказывались на месте персонажа, по отношению к которому проявляют тепло и поддержку. Ощутив на себе собственное неподдельное сострадание, участники встали на путь отказа от самокритики, научились по-новому обращаться со своими переживаниями, и в результате у них значительно снизилась выраженность депрессивных симптомов.

Кроме того, на основе виртуальной реальности разрабатываются компьютерные программы и мобильные приложения для оказания психологической помощи. Так, Virtual Reality Medical Center позволяет симулировать ситуации, вызывающие у пациента тревогу. Одновременно с этим устройство биологической обратной связи фиксирует физиологические показатели стресса, такие как пульс, дыхательный ритм и кожно-гальваническая реакция, и пациент учится усилием воли ослаблять выраженность своей тревоги и паники в трудных ситуациях — а затем переносит этот опыт произвольной саморегуляции в реальную жизнь.

Привет, Siri, у меня депрессия

И все же самая захватывающая и загадочная область в психотерапии XXI века — это, конечно же, искусственный интеллект. В прошлом месяце по Сети разошлась новость о том, что Эндрю Ын (Andrew Ng), сооснователь проекта по созданию самообучающегося искусственного интеллекта Google Brain, возглавит работу над чат-ботом-психотерапевтом Woebot, которым занимаются ученые Стэнфордского университета. Этот чат-бот позволяет пациентам с депрессией и тревожными расстройствами вести переписку в ключе когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ) — наиболее структурированного и эффективного направления по работе с такими состояниями.

Этот подход основывается на идее того, что источником психологических проблем и страдания являются не сами события, которые с нами происходят, а наше отношение к ним. В связи с этим в работе становится главным не то, что вы пережили в детстве или что вас пугает в будущем, а то, как вы себя ведете и чувствуете прямо сейчас. Если изменить свои текущие мысли и поведение, это поможет выстроить более адекватную и реалистичную картину мира и чувствовать себя лучше в любой момент времени. Именно поэтому заботливый Woebot будет вам подсказывать, когда вы по отношению к себе несправедливы или делаете слишком обобщенные выводы. Скажем, после ссоры с супругом или супругой вы пожалуетесь чат-боту, что вас никто не любит и не понимает, а он вам ответит, что это когнитивная ошибка, которая искажает ваше мышление. В подтверждение своей правоты он еще и приведет целый ряд примеров из вашей же жизни, чтобы опровергнуть ваши деструктивные убеждения. И это, конечно, только один из аспектов его работы и постоянного самообучения.

Помогут ли нам роботы-психотерапевты?

Исследования показывают, что КПТ одинаково эффективна как при общении с психотерапевтом лицом к лицу, так и в онлайн-формате. Так почему бы не передать эти обязанности самообучающейся машине, которая способна оставаться на связи круглосуточно без выходных и перерыва на сон, при этом придерживаясь самых эффективных протоколов и настраиваясь на индивидуальную картину мира клиента? К тому же это лишает пациентов необходимости открывать душу перед незнакомым человеком, надеясь на его компетентность и соблюдение этических норм…

Сами разработчики Woebot утверждают, что вовсе не стремятся лишить живых психотерапевтов их рабочих мест, а лишь стараются предоставить желающим альтернативу. И все же идея роботов-терапевтов встречает неоднозначные отклики в научном и практическом сообществе. За компетентным мнением мы обратились к Николаю Павлову, клиническому психологу, когнитивно-поведенческому психотерапевту, первому в России тренеру в области терапии принятия и ответственности (Acceptance and Commitment Therapy).

«Я думаю, что применение роботов-психотерапевтов будет очень ограниченно до тех пор, пока не появятся андроиды, как из романов Айзека Азимова, настолько схожие с человеком, что их можно спутать, — считает Николай. — Потому что психотерапия — это не технология, а человеческие отношения, которые во многом зависят от личности психотерапевта, его опыта, коммуникативных навыков, уровня сострадания и веры в свой метод. Психотерапевтическая модель — это всего лишь способ организации терапевтического мышления. Да, есть исследования эффективности и продуктивности, но они не отражают деталей, а именно в них и заключается „секретный ингредиент“. Однако роботы могут заменить первичный прием и базовую диагностику. Например, Университет Джонса Хопкинса на платформе Coursera предлагает курс первой психологической помощи людям, пережившим катастрофы. Суть этого метода в протоколе, призванном отсеять тех, кто справляется сам, от тех, кому нужна экстренная помощь. Это будет важным подспорьем в работе психотерапевтов, которое позволит снизить нагрузку первичного приема и сортировки пациентов».

Действительно, на сегодняшний день людей с психологическими проблемами и тяжелыми расстройствами гораздо больше, чем специалистов, способных с этим справиться. Частично эта проблема решается разработкой унифицированных протоколов лечения и доказательных моделей психотерапии, которые призваны решить как можно более широкий круг проблем как можно эффективнее. Для робота усвоить эти четкие критерии и последовательность действий — как нечего делать. И в этом смысле разработчики AI-психотерапии вряд ли станут останавливаться на достигнутом.

Уравновешенное будущее

Только представьте, каким может стать наше психологически-технологическое будущее… Едва заметные устройства всегда с вами или даже крепятся к телу, как некоторые популярные уже сейчас фитнес-гаджеты. Они общаются с вашим смартфоном и создают цифровую картотеку данных о ваших перемещениях через GPS, фиксируют ваше самочувствие и взаимодействие с другими людьми в Cети или реальной жизни. На основе этой виртуальной модели вашей жизни приложение помогает вам избавляться от вредных привычек, подсказывает наиболее продуктивные решения и дает советы в плане личностного роста и самосовершенствования — вообще всячески способствует улучшению качества жизни. Может, уже скоро естественно будет «хранить» в телефоне сразу несколько интеллектуальных помощников и обращаться к ним за рекомендациями, как к членам совета директоров.

Эти «очеловеченные» технологии в контексте психологической помощи, коучинга или самопознания могут достичь статуса «аксессуаров идентичности» — стать инструментами, при помощи которых мы будем ваять, словно скульптуру из мрамора, свою личность и поведение. Живые устройства с собственным интеллектом станут спутниками жизни, и это сильно изменит наши отношения с ними. Они станут нашими доверенными лицами, почти друзьями, которые всегда рядом, когда мы нуждаемся в поддержке. Мир вокруг будет становиться все более шумным и суетливым, а их оцифрованный, но все же мягкий и понимающий голос, как в фильме «Она» (Her), будет неизменно возвращать нам ощущение безопасности и почти человеческого тепла. Только вот кто поможет роботу-психотерапевту, когда тот сам столкнется с экзистенциальными данностями своего виртуального бытия?

Как влияют гаджеты на наш мозг

У людей, чрезмерно увлечённых современной медиа-электроникой, в некоторых областях мозга уменьшается количество серого вещества.

Трудно представить современную жизнь без ноутбуков, смартфонов, планшетов, но чрезмерно увлекаться ими не стоит – исследователи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) выяснили, что частое использование таких устройств сопровождается уменьшением количества серого вещества в мозге.

В эксперименте участвовали 75 человек, которые должны были ответить, как сильно они зависят от различных медиа-устройств, начиная от мобильных телефонов и компьютеров и заканчивая телевизором (кроме того, в опросник были включены также печатные издания). Результаты опроса совместили с результатами МРТ мозга, и оказалось, что у тех, кто больше всего пользуется медиа-электроникой, меньше серого вещества в одной из зон мозга. Эта зона называется передней поясной корой, участвует в выполнении когнитивных задач и помогает контролировать эмоции. Результаты исследований опубликованы в PLoS ONE.

То, что мозг может меняться под действием условий среды, уже давно не новость. В зависимости от того, какие задачи приходится выполнять человеку, нейронные цепочки перестраиваются, нейроны формируют новые отростки и соединения, что может вести к довольно масштабным изменениям в структуре мозга: один из самых известных примеров – увеличение гиппокампа у лондонских таксистов, которым нужно держать в уме подробную карту города. Понятно, что для мозговых изменений влияние среды должно быть сильным и стабильным, но ведь всевозможные гаджеты как раз и обеспечивают такое сильное и стабильное влияние – вряд ли сейчас можно найти такого человека, который не знал бы, что такое компьютер или мобильный телефон.

Однако если у таксистов серого вещества прибывало, то в случае гаджетов его, наоборот, убывает. Виноваты здесь, очевидно, не сами гаджеты, а рассосредоточенность внимания, которой они способствуют. Человек может одновременно смотреть фильм на экране планшета и о чём-то говорить в чате на смартфоне, и, хотя для этого есть красивое выражение «медийная многозадачность», такая многозадачность ослабляет способность концентрироваться на чём-то одном, повышает отвлекаемость и даже может провоцировать эмоциональные проблемы, приводящие к хронической тревожности и депрессии. Психологические исследования здесь ведутся давно, и вот сейчас, по-видимому, результаты таких работ получили нейробиологические доказательства.

Однако стоит заметить, что авторам работы удалось лишь обнаружить корреляцию между увлечением гаджетами и особенностями строения мозга. О причинно-следственной связи здесь говорить пока рано. Конечно, сам собой напрашивается вывод, что именно устройства вызвали перестройку серого вещества, но ведь может быть и так, что люди с некоторыми особенностями поясной коры тянутся к разнообразным устройствам – в таком случае гипертрофированная увлечённость медиа-электроникой будет следствием. Так что корректный ответ на вопрос «влияют ли гаджеты на наш мозг?» мы получим только после дальнейших исследований на эту тему.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *