Как очистить сердце?

Об отречении и очищении сердца

Книга шведского православного писателя Тита Коллиандера (1904–1989) «Узкий путь», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина — ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.

Лестница Хайку на острове Оаху, Гавайи.

Обнаженный, ничтожный и беспомощный, ты приступаешь к наитруднейшей задаче для человека: побороть страсть всегдашнего самоугождения. Борьба твоя состоит именно в том, чтобы преследовать самого себя, ибо, пока в тебе господствует желание творить собственную волю, ты не можешь от чистого сердца взывать к Господу: «Да будет воля Твоя!» А пока ты высоко ценишь себя, ты никогда не поймешь, что действительно ценно; поскольку ты не отказываешься от своей свободы, ты не можешь получить истинной свободы, где господствует только Его воля.

Сокровенный путь святых: не давай себе свободы, и ты будешь иметь ее.

Сказано: тернии и волчцы возрастит земля (ср.: Быт. 3: 18). С великим трудом, в поте лица человек должен возделывать ее. Земля — это ты, твой собственный прах. Святой Макарий говорит: «Неполезно для тебя беструдное приобретение благ». Легкое достижение порождает высокомерие.

Но как приступить к «преследованию себя»? Это значит отказаться творить свою волю, удовлетворять свои желания. Святые отцы советуют начать с мелочей. Как можешь ты потушить большой огонь, говорит святой Ефрем Сирин, прежде чем не научишься гасить малый? Если ты хочешь освободиться от страсти, побори прежде свои мелкие желания. Не думай, что одно можно отделить от другого: они соединены наподобие длинной цепи или сети.

Не стоит начинать бороться с трудно побеждаемыми пороками и дурными привычками, не побеждая в то же время свои мелкие слабости

Итак, не стоит начинать бороться с трудно побеждаемыми пороками и дурными привычками, не побеждая в то же время свои мелкие слабости: любовь к сладостям, болтливость, любопытство, суетливость. Ведь в конце концов наши желания — и большие, и малые — имеют одно основание: нашу закоренелую привычку исполнять лишь свою собственную волю.

Направление нашей воли искажено. После грехопадения наша воля стремится исполнять только побуждения собственного «я». Потому-то наша борьба и направлена против нашей собственной воли как таковой. И следует бороться беспрерывно и неустанно. Хочешь что-нибудь спросить — не спрашивай. Хочешь выпить две чашки кофе — пей лишь одну. Хочешь посмотреть на часы — не смотри. Хочешь выкурить папиросу — отложи или лучше совсем не кури. Хочешь пойти в гости — останься дома.

Это и есть «преследовать себя». Так, с Божией помощью, мы обуздываем свою волю.

Может быть, ты думаешь: разве это так необходимо? На это святые отцы отвечают встречным вопросом: неужели ты в самом деле думаешь, что можешь наполнить сосуд чистой водой, не вылив прежде старой и грязной? Захочешь ли ты пригласить важного гостя в комнату, которая загромождена хламом и мусором? Нет, тот, кто надеется увидеть Господа, очищает себя так, как Он чист, — говорит святой евангелист Иоанн (1 Ин. 3: 3).

Очистим свое сердце! Выбросим весь скопившийся там сор, вымоем загрязненный пол, вымоем окна и откроем их, чтобы свет и воздух проникли в ту горницу, которую вы уготовили покоем для Господа. Оденемся в чистые одежды, чтобы зловоние старой затхлости не осталось на нас и мы не были бы изгнаны (ср.: Лк. 13: 28).

Да будет это нашим ежедневным и ежеминутным трудом. Этим самым мы исполним заповедь Господа, данную нам через святого апостола Иакова, у которого сказано: очистите руки, грешники, исправьте сердца (Иак. 4: 8). Также и апостол Павел увещевает: очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7: 1). Ибо извнутрь, из сердца человеческого, — говорит Христос, — исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства… лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7: 21–23). Поэтому Господь также увещевает фарисеев: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23: 26).

Следуя этим призывам и начиная трудиться над нашим внутренним «я», мы должны помнить, что мы очищаем наше сердце не ради нас самих. Не ради себя мы чистим и убираем комнату для гостя, но чтобы гость чувствовал себя хорошо. Будет ли ему хорошо? — спрашиваем мы себя. — Останется ли он? — Все наши мысли только о нем, а мы отходим, не ожидая себе никакой награды.

Есть три начала в природе человеческой, как ясно определяет Никита Стифат: плотское — когда человек живет для угождения себе, не думая о том, что это может принести ущерб другому, душевное — когда живет для угождения и себе, и другим, духовное — когда человек живет для угождения Господу, не заботясь о том, что это может принести ущерб ему самому. Первое — ниже человеческого естества, второе — обыденное, третье — выше естества человеческого, это и есть жизнь во Христе.

Духовный человек думает духовно, он надеется когда-нибудь услышать Ангелов, радующихся о грешнике кающемся (Лк. 15: 10), и что этим грешником будет он сам. Так ты должен чувствовать и с этой надеждой ты должен трудиться, так как Господь дал нам заповедь быть совершенными, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48), и искать прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33).

Поэтому не давай себе ни покоя, ни отдыха, прежде чем ты не покоришь свое плотское «я». Поставь задачей найти в себе все признаки существования этого «зверя» и преследуй его без жалости. Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 5:17).

Если, трудясь над своим спасением, ты боишься впасть в самодовольство или боишься, что тобою овладеет духовная гордость, ты должен вспомнить, что тот, кто боится стать гордым, — слеп, ибо он не видит, что уже горд.

В организме человека кровеносная система имеет сложное устройство. Ведь по артериям и венам разносятся биологически активные вещества, гормоны, полезные микроэлементы. Чтобы организм был здоров, а человек подвижен, трудоспособен, требуется нормальное кровообращение.

Читайте также про комплекс Сурья намаскар: польза и применение.

Зачем чистить сосуды сердца

Стенки сосудов с возрастом теряют свою эластичность, начинают подвергаться деформации, происходит уплотнение на отдельных участках. Часто это происходит из-за отложения на их стенках холестериновых бляшек.

Из-за концентрации в артериях токсинов и жировых накоплений начинают утолщаться стенки сосудов. В результате уменьшается количество питательных веществ, которые подаются к органам.

Причины засорения сосудов:

  1. Образование тромбов из-за варикоза, кожных болезней.
  2. Заражение крови в результате попадания в неё инфекции (сепсис).
  3. Из-за повышения в крови уровня холестерина стенки сосудов постепенно забиваются холестериновыми бляшками.
  4. Перепады артериального давления приводят к появлению в сосудах пузырьков воздуха, которые мешают движению крови.
  5. Гельминтоз: большая группа болезней, которая связана с проникновением паразитических червей в организм человека. Они закупоривают коронарные сосуды. А личинки по артериям и венам с потоком крови распространяются по всему организму.

Засорённые и закупоренные сосуды приводят к инфаркту, стенокардии, аритмии, ишемической болезни сердца. Поэтому требуется периодически проводить чистку сосудов сердца.

Чистка сосудов сердца народными средствами

Чистка сердца народными методами давно и прекрасно себя зарекомендовала.

Очищение с помощью чеснока и лимона

Даже когда наблюдается сильная закупорка, чеснок с лимоном помогают улучшить самочувствие и снизить холестерин в крови. Чесночно-лимонную настойку пропивают курсом один раз в год.

На порцию понадобится: 4 головки чеснока и 4 лимона.

  1. Лимон с чесноком нужно измельчить в мясорубке или блендере.
  2. Смесь залить кипячёной водой в количестве 3 литров.
  3. Настаивать три дня, помешивая каждый день.
  4. Процедить смесь, хранить в прохладном месте.
  5. Три раза в день принимать по 100 мл настойки.

На полный курс необходимо 10 литров готовой настойки. Готовят новую настойку, когда предыдущая порция заканчивается.

Очищение сосудов сердца сельдереем

Помогает очищению от холестериновых бляшек сельдерей. Достаточно его использовать при приготовлении салатов.

Например:

  • 1 корень сельдерея;
  • яблоко;
  • 1 ч.л. мёда;
  • 1 ч.л. сока лимона;
  • столовая ложка растительного масла.

Измельчить яблоко и корень, добавить остальные ингредиенты. Готовить салат три раза в неделю.

Очищение хвоей

Потребуется:

  • маленькие шишки или молодые хвойные веточки;
  • Водка.

Как приготовить:

  1. Банку (1 л) наполняют шишками или хвоей.
  2. Заливают водкой.
  3. В течение 10 суток настаивают в тёплом месте.
  4. Процеживают и хранят в прохладном месте.
  5. Употребляют перед едой вместе с водой по 10 капель три раза в день.
  6. Курс повторяют через месяц.

Чистка сосудов сердца с помощью рябины

Черноплодная, а также красная рябина помогают при атеросклерозе. Осенью достаточно запастись рябиной и пройти курс лечения.

  1. Ежедневно по 300 грамм съедать ягод рябины в течение 30 дней.
  2. Три раза в день по 100 мл в течение 60 дней пить сок рябины.
  3. Сделать настой коры рябины: 200 грамм коры залить 1 л кипятка, прокипятить и настоять. Принимать по 20 мл перед едой.

Читайте также: Голодание 36 часов на воде: польза.

Чистка чесночной настойкой

Настойка готовится из 350 г чеснока и 200 мл спирта.

  1. Чеснок измельчить в чесночнице, сложить в банку, завернуть её в ткань и поставить в тёмное место.
  2. Через 1 день жидкость слить и смешать со спиртом. Для настаивания переместить в прохладное место на 10 суток.
  3. Затем процедить и настаивать 3 дня. Перед едой в течение полутора месяцев употреблять по 2 капли.

Лечение грецкими орехами

Помогают очистить коронарные артерии орехи. Потребуется перекрутить 1,5 кг ядер орехов. Поместить в ёмкость и хранить в холодильнике. За полчаса до еды три раза в день съедать 1 ст.л. ореховой массы. Запивать водой.

Как питаться при очищении сердечных сосудов

  1. Исключить жирные и жареные блюда, куриные яйца, полуфабрикаты, молочную продукцию, сало, печень.
  2. Пить достаточное количество воды: на 1 кг веса 40 мл воды.
  3. Питаться зелёными овощами и фруктами.
  4. Не забывать о физической активности на свежем воздухе.
  5. До 23.00 нужно ложиться спать.

Очищение ума и сердца

Нужно всегда стараться включать в работу добрый помысл, не соблазняться с легкостью (чужими недостатками), но смотреть на проступки других со снисхождением и любовью. Когда умножаются добрые помыслы, душа человека очищается, он ведет себя с благоговением и умиротворяется. Жизнь такого человека становится Раем. В противном же случае человек на все смотрит с подозрительностью и его жизнь превращается в муку. Он сам делает свою жизнь адом.

Чтобы очиститься – нужно потрудиться.
Мы можем признавать свое состояние скверным, но этого не достаточно. Если мы не принимаем лукавых помыслов, не мыслим лукаво сами, включаем в работ у добрый помысл обо всем, что нам говорят и что мы видим, то ум и сердце очистятся. Конечно, искуситель не прекратит время от времени посылать нам свои лукавые «телеграммы». Стрелы диавольских искушений будут продолжать лететь в нас – даже если мы избавимся от наших собственных (злых) помыслов. Однако если наше сердце будет чистым, то диавольские приражения не будут к нему прилепляться.

— Геронда, а помогает ли молитва в деле очищения ума?

— Одной молитвы недостаточно. Кто-то может изводить во время молитвы килограммы ладана, однако если его ум полон лукавыми помыслами о других, то пользы это не принесет. От ума опускается (лукавая) «телеграмма» в сердце и делает человека зверем. Бог хочет, чтобы мы имели «сердце чисто» (Пс.50, 12). А наше сердце чисто тогда, когда мы не позволяем злому помыслу о других проходить через наш ум.

— Геронда, сначала сам человек включает в работу добрый помысл, а уже потом ему помогает Бог?

— Смотри: только в том случае, если сам человек включает в работу добрый помысл, он имеет право на божественную помощь. Добрым помыслом человек очищает свое лукавое сердце. Ведь «от сердца исходит» (Мф.15, 19) все злое, и «от избытка бо сердца глаголют уста его» (Лк.6, 45). Но и кроме того что человек, включающий в работу добрый помысл, очищает этим свое сердце, ему воздает за это Бог. (67-69)

По книге: «Старец Паисий Святогорец «Слова». Т.3. «Духовная борьба». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2004г.»

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)2

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *