Как люди работают?

Россияне назвали главные недостатки удаленной работы

Удаленная работа на самоизоляции устраивает только 22% россиян, следует из опроса Ipsos. Главные недостатки — снижение эффективности, присутствие дома детей, а также страх набрать лишний вес из-за неограниченного доступа к еде Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Меньше четверти россиян, которые из-за коронавируса работают удаленно, довольны такой работой, следует из результатов исследования компании Ipsos об изменении поведения потребителей в условиях самоизоляции. Исследование проводилось 6–8 апреля, аналитики опросили около 1 тыс. жителей городов-миллионников России в возрасте 18–65 лет, а также проанализировали информацию социальных медиа.

Результаты исследования показывают, что люди, работающие удаленно в условиях пандемии коронавируса, постепенно адаптируются к новому формату работы. Доля тех, кто в ходе опроса ответил, что за последние семь дней работал полную неделю или часть времени, составила 35%. По сравнению с первой волной опроса (проводился со 2 по 5 апреля) доля работающих удаленно выросла на 5 п.п., отмечают в Ipsos. При этом удаленная работа устраивала 22% опрошенных — их доля увеличилась на 6 п.п.

Недостатки в удаленной работе, по данным Ipsos, видят три четверти россиян, или 78% опрошенных. Так, каждый третий респондент (34,5%) признался, что ему тяжело сосредоточиться дома, а эффективность его работы падает. Почти столько же ответили, что им сложно разграничить личную жизнь и работу (33,8%). Среди других причин недовольства — плохо оборудованное рабочее место, например, маленький экран ноутбука (эту причину назвали 32,9% опрошенных). Некоторым тяжело работать, когда рядом дети и семья (32,1%) или не хватает личного общения с коллегами и клиентами (30,3%). Также многие недовольны тем, что на удаленной работе поправляются и набирают лишний вес — в этом признались 26,8% опрошенных.

В социальных сетях негативных отзывов об удаленной работе чуть больше, чем позитивных, — 13 против 10%, отмечают аналитики Ipsos, которые изучили около 700 тыс. сообщений про удаленную работу, включая мемы, посты пользователей и новости. Так, пользователи соцсетей беспокоятся, что из-за неограниченного доступа к еде на самоизоляции наберут лишний вес. Часть пользователей считает, что из-за присутствия дома детей и их дистанционного обучения нагрузка на родителей возрастает и ухудшается эмоциональное состояние всех членов семьи. Некоторые жалуются, что эффективность удаленной работы или учебы снижается из-за плохого интернета. Часть опрошенных также отметили, что удаленная работа, которая всегда в теории воспринималась исключительно как преимущество, на практике имеет и оборотную сторону — например, растут затраты на еду и коммунальные услуги.

16-летнего Юру приводят на занятие одним из первых. Как только мальчик видит преподавателя, бежит ей навстречу, целует руку. Меня, неизвестного человека со странным прозвищем «журналист», Юра еще не знает. Знакомится — только щекочет пальцами мои ладони. Потом садится напротив и молча разглядывает свое отражение в большом зеркале.

21 марта — Международный день детей с синдромом Дауна. Их называют «детьми солнца». Татьяна Каюкова — хореограф, именитая танцовщица, солистка театра «Варьете» рассказывает, как таким детям помогает танец. И как ей, матери ребенка с лишней хромосомой, помогает ее театр «солнечных актеров»

Юра при знакомстве щекочет ладони человека, так он пытается узнать собеседника получшеФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Выход подсказывают сами дети

— Я узнала о диагнозе Артема уже после рождения. Во время беременности мне врачи ничего не говорили. Обычно дети с синдромом рождаются больные, недоношенные. А я родила в срок, «богатыря» весом 4 кг. Потом узнала о болезни. Никаких других отклонений в здоровье Темы нет. Только лишняя хромосома.В молодости Татьяна Каюкова была известной танцовщицей. Вместе с театром «Варьете» она объездила полмира. Потом вышла замуж, родила сына Георгия, а потом второго — Артема.

«Театр без границ» — как искусство раскрывает способности детей с синдромом Дауна

00:00 00:00

Татьяна вспоминает: когда родился Артем, не делала ничего. Только боролась с собой и своими мыслями. Гуляла, кормила, плакала, читала про синдром Дауна, снова плакала.

В середине занятия дети вдруг начинают обнимать Татьяну КаюковуФото: Светлана МАКОВЕЕВА

— Мне надо было как-то смириться. Жить с этим. Первое, с чем сталкивается женщина — паника. «Что с этим делать?». Тогда нашими детьми в Самаре мало кто занимался. Мне нужно было найти себе применение. Я хотела открыть свою студию, но что это будет и когда — понятия не имела. Тема указал мне путь. Я общалась с другими родителями, поняла, что детям нашим некуда идти. Я не знала, получится у меня или нет, но хотела сделать все возможное.

Пыталась бросить — не смогла

Занятие как обычно заканчивается растяжкой и расслаблением мышцФото: Светлана МАКОВЕЕВА

В «Театре без границ» все по-настоящему. Сначала разминка. Дети водят хоровод, разминают основные группы мышц. Потом прогон одного спектакля, второго, разучивание новой постановки. В конце — растяжка. Все как в обычном танцевально-театральном коллективе. Просто эти актеры почти не разговаривают, а эмоции могут выразить только звуками, жестами и движениями.

Как и другие дети, юные актеры капризничают. Камилла сегодня не в настроении. Все занятие девочка сворачивается в ракушку и на контакт с миром идти не хочет. Алена постоянно отвлекается и пытается муштровать свою подружку — показать, как правильно. А маленькая Алсу все время балуется. Татьяна делает замечания, ругается, хвалит, но ни разу не прерывает занятие.

Так актеры делают упражнение на гибкостьФото: Светлана МАКОВЕЕВА

— Дети очень своеобразные. Они не каждому доверятся. Я не строю из себя ни добрую, ни злую, ни суперпедагога. Я такая, какая я есть. И такая же остаюсь на занятиях. Если я ругаюсь, то ругаюсь по-настоящему, они видят мои глаза. Если я улыбаюсь, я улыбаюсь по-настоящему, — вдруг дети подбегают к Татьяне и начинают ее тискать. Педагог светится от счастья. Искренне. — Если я их благодарю, то делаю это по-настоящему. Они моментально узнают ложь и притворство. Были моменты, когда я опускала руки. Видите, как сложно с ними работать. Тридцать три пота сойдёт. Но бросить театр я так и не смогла.

В середине занятия Камилла выходит из угла и встает в строй. Девочка по-прежнему сидит в позе ракушки, но уже рядом с остальными детьми.

К концу занятия Камилла все-таки выходит на контактФото: Светлана МАКОВЕЕВА

На три года моложе

В театр берут не всех детей. Самым трудным отказывают. Невозможно бросить труппу и заниматься только одним актером. О том, что ребенка нельзя оставить в театре, Татьяна Каюкова говорит родителям уже через два-три занятия. Все дети, которые все-таки участвуют в постановке, учат движения и показывают настоящее представление.

Алена репетирует роль перед зеркаломФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Артем, сын хореографа, тоже начинал заниматься в театре. Но не пошло. С первых трёх занятий Татьяна поняла: это бесполезно. Сейчас Артёму 11, и он занимается плаванием.

— С первых месяцев жизни заметила, что он хорошо держится на воде, начала развивать это. Да у него и тело развито под пловца. Я нисколько не жалею о том, что сын не в моем театре. Я другим детям приношу радость, — улыбается Татьяна Каюкова. — Кто-то приходит, кто-то уходит, но эти 11 человек — костяк. Сейчас у меня много маленьких детей, это сложно. Вообще я с 5 лет беру на занятия, но это значит, что уровень развития у них — на три года. Чем раньше начинаем заниматься, тем большего эффекта добиваемся.

Дети с синдромом Дауна поддерживают друг друга объятиямиФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Танцуем как чувствуем

За четыре года в театре сделали четыре постановки. Первая была по сказке «Репка». Текст читала одна из немногих «говорящих» актрис Света. У нее рак крови, девочка все время на химиотерапии. Выступать ей пока физически сложно, поэтому постановку временно сняли с показов. Потом «Театр без границ» представил другую постановку — «Планета цветов». Дети в ярких костюмах танцуют, кружатся вокруг одного большого цветка.

Во время занятия Татьяна Каюкова подходит к каждому ребенку и ставит ему движенияФото: Светлана МАКОВЕЕВА

В одном из новых спектаклей актеры изображают животных. В ней они не видят зрителя, только свои тени. В финале они уходят, а на экране появляются фотографии «солнечных» детей и их родителей.

— Как понять, что постановка удалась?

— Если они все вышли, и все сделали.

— Как их заставить все сделать? Они же мыслят иначе.

— Я не знаю. Это мое внутреннее чувство. На сцене они еще ни разу не сказали «Нет». На репетициях, бывает, капризничают. Вот сегодня Милана говорит: «Нет». Но в итоге все равно получается как надо. Я думаю, что чувствую их. Выстраиваю процесс так, чтобы он им нравился. Они такие же люди, как и мы. Единственное, что их отличает от нас, — лишняя хромосома. Он научатся делать все, что мы умеем, но чуть попозже. Вот и все. Все остальное то же самое. Я забываю, что они с синдромом Дауна. Они для меня просто дети.

Это основной состав театра. Детям помогает Светлана — одноклассница Татьяны, которая недавно ослеплаФото: Светлана МАКОВЕЕВА

К концу занятия Камилла выходит из позы «ракушки», подходит к нам, здоровается.

— Она поняла, что вы настоящая, что не врете, что вы действительно хотите с ней пообщаться. Если бы она почувствовала какую-то фальшь, она бы снова ушла в ракушку, — объясняет Татьяна. — И так с ними всегда.

Дети, которые с трудом начинали урок, теперь не хотят уходить. За Алсу уже приехали родители, но она ни на шаг не отходит от педагога. Юра дожидается, когда сможет снова поцеловать руку Татьяны. И только тогда выходит из хореографического класса.

Тема дня Самара: 2 апреля — День информирования об аутизме

УPOK ПЕРВЫЙ

Как работает человек

В этой главе:

— Субъективные переживания

— Мысли и поступки

— К совершенству личности

— Моделирование успеха

— Модель НЛП

Возьмите небольшой предмет и, положив его перед собой на стол, на нем сосредоточьтесь. Не сдерживайте свои мысли, пусть возникают любые ассоциации, которые связаны с вашими представлениями об этом предмете. Его цвет, например, может вернуть вас к воспоминаниям детства, а форма — вызвать игру воображения, как случается, когда глядишь на облака или огонь. Как только вы перестанете рассматривать предмет «объективно», сознательно, и позволите подсознанию истолковывать увиденное, возникнет некое содержание. Благодаря созерцанию предмета «в голову придут новые мысли».

Прикройте глаза и мысленно представьте себе этот предмет. В одних случаях вам удастся обнаружить связь между предметом и теми мыслями, которые он вызывает, — найти «логическое» объяснение своим ассоциациям, какими бы туманными или далекими они ни казались. В других случаях мелькнувшая в голове мысль может показаться совершенно нелогичной, хотя нет сомнений в том, что она тоже каким-то непонятным образом связана с выбранным предметом.

Такой процесс часто происходит в дремоте или обычном задумчивом состоянии. Например, сидя за рулем, мы часто устанавливаем подобные мысленные связи с тем, мимо чего проезжаем. Что будет, если сто человек посмотрят на один и тот же предмет? Судя по большому опыту нашей семинарской работы, они увидят ровно сотню различных «содержаний», испытают самые разные чувства, от неприязненного недоумения до беспричинного восторга. Это показывает, насколько субъективно мы воспринимаем так называемый объективный, материальный мир, когда что-то видим, слышим и ощущаем.

Реакция на то, что мы «ощущаем», то есть воспринимаем, властвует над поведением — над тем, что мы делаем. Каждая личность воспринимает внешний мир по-своему, неким таинственным, уникальным и совершенно субъективным образом, который и определяет поведение этой личности. Итак, мы можем видеть и ощущать одно и то же, но вести себя по-разному. Поставленный на стол предмет вызовет у одного человека грусть, а у другого радость, поскольку у них возникнут разные ассоциации. Наше поведение (а следовательно, и наш успех в той или иной сфере деятельности) определяется субъективными переживаниями. Поговорим сейчас, на этом первом уроке, о важных свойствах субъективного восприятия.

Для начала расскажем вкратце историю НЛП и дадим пояснения его важнейших понятий. Нейролингвистическое программирование основано на идеях антрополога Грегори Бейтсона, развитых в 70-е годы Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером. Гриндер занимался лингвистикой, а Бендлер — математикой и информационными технологиями с уклоном в психологию. Ближайшую тематику НЛП составляют межличностное общение, «восприятие» и путь к совершенствованию. НЛП предлагает структурированный подход к человеческому мышлению и поведению, — тому, что некоторые именуют структурой человеческих переживаний. Такой подход избавляет НЛП от мистического покрова, уменьшает долю влияния случайных, непредвиденных граней в человеческом взаимопонимании. Во введении мы определили НЛП как «искусство и науку совершенствования личности», или «изучение субъективных переживаний». Можно добавить, что это «изучение того, как „работают“ люди».

НЛП имеет внушительную научную родословную, однако рост его популярности, вероятно, в большей степени связан с тем, что оно вызывает быстрые перемены в поведении и личных достижениях, — иными словами, НЛП работает на практике. Оно может применяться повсюду: в спорте, медицине, образовании, личном развитии и целом ряде коммерческих направлений, например, в рыночной деятельности, в заключении договоров, в управлении персоналом и взаимоотношениях с клиентами. Во всех этих областях НЛП выгодно отличается от других методологий своим практичным и результативным подходом. В этой книге мы расскажем о том, какую практическую пользу может принести НЛП в обычной жизни: дома, на работе, в общении и саморазвитии.

Мы уже говорили, что НЛП можно считать «искусством и наукой совершенствования личности». Почему мы назвали его искусством? Потому что субъективное мышление и восприятие нельзя целиком втиснуть в рамки объективной научной методики, характерной для естественных наук. Кроме того, тонкое мастерство межличностного общения, присущее НЛП, следует отнести скорее к искусству, чем к науке. Почему же мы назвали НЛП наукой? Потому что в устремленности на то, чтобы по возможности выявить структуру любых переживаний, НЛП опирается на устойчивые принципы, модели и «язык». Итак, НЛП со всей научной скрупулезностью и систематичностью изучает область субъективную по преимуществу.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

К «субъективным переживаниям» относится то, что происходит и в нашем мышлении, в нашей психике, и во внешнем мире. Никто из нас не знает, как думают другие, не говоря уже о том, что они думают. Все мы полагаем, что знаем «действительность». Это значит, что у разных людей так называемые «переживания» столь же различны. Каждый из нас воспринимает мир, в котором живет, неким собственным образом, совершенно уникальным и субъективным. Одно и то же мы видим по-разному. У каждого свои особые настроения, убеждения и ценности, которые в совокупности определяют «склад ума» человека. Временами наш склад ума не понятен другим, и мы сами не всегда можем понять смысл решений и поведения окружающих. Однако ни один из нас не может быть окончательным авторитетом в отношении того, что ученые назвали бы «объективной действительностью».

Затем, в отличие от внешних явлений, мы, к сожалению, не в силах наблюдать в лабораторных условиях за явлениями внутренними, то есть за субъективными переживаниями, которые в этом смысле уникальны. В НЛП просто исходят из этой констатации, стараясь при этом все же разобраться в субъективных переживаниях, чтобы помочь индивиду — их обладателю — справляться с тем, чем он занимается.

В НЛП переживания описываются с помощью простых моделей того, как мы думаем и как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки. Точнее, НЛП показывает, как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств, превращается в понимание. НЛП, в частности, объясняет, как с помощью пяти органов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят к пониманию и вызывают переживания. Этот процесс позволяет нам с большей долей объективности обмениваться сведениями о субъективном, благодаря чему, в свою очередь, мы можем лучше понять других, действеннее общаться с окружающими и лучше руководить собственной жизнью.

МЫСЛИ И ПОСТУПКИ

Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов

Мы склонны делать то, о чем больше всего думаем. НЛП предлагает несколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышления (упомянутая в названии «нейролингвистическое программирование» частица «нейро-«). После этого неизбежно меняется и наше поведение. Некогда Декарт сказал: «Мыслю — следовательно, существую». В Библии говорится: «Каковы мысли в душе человека, таков и он» (Притчи, 23:7. — Прим. перев.). То, о чем мы думаем больше всего, превращается в поступки, которые затем влекут за собою соответствующие перемены. Мысли становятся тем или иным исходом, результатом, достижением, успехом или неудачей.

Философы в течение многих столетий пытались постичь тайны человеческого ума. Однако то, что мы называем субъективными переживаниями, в конечном итоге неизменно приводит исследователей и ученых-экспериментаторов в тупик: в лаборатории человеческого разума они чувствуют себя посторонними. НЛП, напротив, начинает с того, что принимает эту непреодолимую субъективность как факт. Не ставя под сомнение существование незримого и таинственного, НЛП осознанно ставит перед собой задачу выявить тот процесс или ту структуру, которые наделяют смыслом саму субъективность, в качестве аксиомы признавая то, что большинство из нас понимает интуитивно: сознание, или разум, — это мыслящий «черный ящик», который находится где-то между внешними причинами и их следствиями.

К СОВЕРШЕНСТВУ ЛИЧНОСТИ

Все мы способны достичь совершенства. Сравнивая себя с другими, мы нередко сетуем, что нам не хватает таланта или врожденных способностей. Однако с точки зрения наших практически безграничных потенциальных возможностей обучения и совершенствования все мы начинаем на равных условиях, с одного уровня. У каждого из нас уже есть индивидуальный, почти уподобляющий божеству запас средств для достижения своих целей, и он искусно упакован в килограммовый сгусток серого вещества. Кроме того, по мнению специалистов, мы используем лишь малую долю мозга. Благодаря НЛП любой может воспользоваться технологией совершенствования этих беспредельных потенциальных возможностей. Чтобы извлечь из НЛП наибольшую пользу, не требуется никаких особых дарований, кроме непредвзятости и восприимчивости. Отсюда вы начнете путешествие к личному совершенству, черпая силы из чудесного нейрофизиологического источника, которым каждый из нас владеет с самого рождения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ УСПЕХА

Успех — это то, что можно «моделировать». Благодаря НЛП вы сможете выявить те или иные черты совершенства в других, найти лучших и воспользоваться их стратегиями успеха, перенять их мастерство и применить его на практике. Заимствуя их приемы и собственные так называемые «врожденные способности», вы ускорите собственное обучение, быстро усвоите то, что давалось другим путем многолетних проб и ошибок. Сочетая эти «секреты мастерства» с фантастической мощью своих собственных возможностей, вы сможете достичь практически всего.

«Природный дар»

Случается, мы завидуем людям с «врожденными способностями»: даром общения, профессиональной одаренностью, спортивными или художественными талантами. Однако эти способности и дарования есть в зачатке у каждого из нас. Например, вы умеете «не задумываясь» (в НЛП это называют неосознанной компетентностью) делать многое такое, чем окружающие восторгаются, чему многие завидуют. Возможно, у вас талант к плаванию, или, скажем, вы талантливо водите мотоцикл, выполняете арифметические операции в уме, готовите суфле, вяжете морские узлы, рисуете акварелью или легко заводите друзей. Все эти умения вам могут казаться ничем не примечательными, но кто-нибудь наверняка спросит себя: «Как ему это удается? Посмотришь — казалось бы, как все просто!»

Все мы хотели бы научиться тому, что без труда удается многим нашим друзьям и коллегам, но сами они чаще всего не понимают, как делают то, что им хорошо удается. Они даже не считают это «талантом». С помощью же НЛП вы сможете перенимать такие умения и с простотой, которая вас самих удивит, применять их в собственной жизни.

Стратегии совершенства

Как мы уже говорили, НЛП направлено, в частности, на то, чтобы снять покров мистики с проявлений человеческого совершенства и сделать их доступными каждому. В любом «мастерском» умении или действии мы можем обнаружить определенную «стратегию». Даже если тот, кто демонстрирует примечательные способности, сам не понимает, как это получается, его стратегия включает в себя ряд мыслей и действий, неуклонно ведущих к успеху. На уроках 16–18 вы узнаете больше о стратегиях и моделировании. С помощью приемов моделирования вы научитесь перенимать стратегии мышления и поведения тех, чей уровень совершенства вас привлекает.

Идею моделирования основоположники НЛП вначале применили к знаменитым психотерапевтам, которые прославились своим мастерством в общении. Сегодня последователи НЛП используют этот прием во всех сферах личной и деловой жизни. Он позволяет, в частности, развить способности к межличностному общению (вербальному и невербальному), подняв их на совершенно новый, методологически проработанный уровень.

МОДЕЛЬ НЛП

Как мы уже знаем, переживания предшествуют наблюдаемому со стороны поведению и в действительности представляют собою то, что происходит в «черном ящике» разума. НЛП несовместимо с механистическим, причинно-следственным подходом к личным переживаниям, а также с так называемым бихевиористским, «поведенческим» подходом, основанным на тщательном хронометраже и прочих методах, типичных для естественных наук. В НЛП его последователей интересует, «как „работают“ люди» — не человечество в целом, а отдельные личности.

Все мы видим, слышим и чувствуем по-разному. Сигналы органов чувств проходят через множество «фильтров» мышления, образованных нашими воспоминаниями, памятью о воспоминаниях, ощущениях и прежних переживаниях. Поскольку в соответствии исключительному своеобразию нашей личности эти фильтры столь же уникальны, мы воспринимаем только свое, ограниченное толкование мира — то, что можно назвать нашей собственной действительностью.

Рис. 1.1. Модель НЛП.

Модель НЛП, показанная на рисунке 1.1, отражает переживания как процесс, или систему. Она включает в себя обычные пять органов чувств, но рассматривает их с учетом того, что они могут обращаться не только вовне, но и внутрь. Эта схема показывает единство разума и тела. Если воспользоваться сравнением с айсбергом, то модель НЛП учитывает не только «поверхность» восприятия, его «надводную часть», но и внутренние, субъективные, «подводные» переживания. Один из принципов НЛП — признание того факта, что человеческое поведение соответствует уникальным ощущениям, системе ценностей, представлениям, желаниям и побуждениям. Ваши «переживания» отличаются не только от моих, то есть от переживаний вашего в данном случае заочного собеседника, — они не похожи на переживания вообще любого человека.

НЛП помогает понять эту величественную действительность и найти с нею общий язык. В частности, оно позволяет разобраться, как мы представляем различные явления, то есть их истолковываем; позволяет понять, что в этом процессе мы неизбежно обобщаем, искажаем и опускаем преобладающую часть сведений, оказавшихся в нашем распоряжении. Самое главное, благодаря НЛП мы начинаем понимать, какое влияние оказывают эти свойства восприятия на все грани нашего поведения — и чего мы можем с их помощью достичь.

Создание переживаний

Система «разум-тело» откликается не только на внешние чувственные раздражители. Как очевидно на нашей модели, мы видим, слышим и чувствуем также внутреннее: воспоминания и результаты работы воображения.

Испытав те или иные переживания под воздействием внешних раздражителей, вы можете манипулировать воспринятым и вызывать у себя новые переживания. Например, вы способны вернуться к каким-то воспоминаниям и изменить их (намеренно или неосознанно). Простейшее воспоминание о каком-либо «факте» может подразумевать искажение более раннего искажения, или «прошедшего фильтрацию» переживания. Этот процесс может привести к возникновению воспоминаний о воспоминаниях о воспоминаниях: такие регрессивные воспоминания имеют очень мало общего с теми волнами света, которые некогда улавливались зрительными нервами, или теми звуковыми колебаниями, которые были зарегистрированы вашим слухом.

Такое умение манипулировать переживаниями предлагает простой путь изменения личности. Например; вы можете изменить свои ощущения или умонастроение, если начнете «воспроизводить» неприятные мысли и воспоминания в более оптимистическом ключе. Вы сможете с помощью воображения создать иной исход запомнившегося события, а на седьмом уроке научитесь менять саму структуру воспоминаний. При желании вам удастся даже изменить достаточно устойчивые настроения, убеждения и ценности.

Кроме того, человек способен порождать у себя новые переживания, не вовлекая в этот процесс зрение, слух или осязание, либо синтезировать переживания, по-новому комбинируя воспоминания и мысли. Иными словами, у человека есть возможность пользоваться воображением. Мы способны вообразить события будущего и то, что происходит на другом краю света, с той же легкостью, с какой обращаемся к своей памяти. В некоторых случаях — например, при грезах наяву или в ярких сновидениях — внутренние переживания своей достоверностью не уступают самой что ни на есть реальной жизни. Умение вызывать ясные мысленные картины желаемого результата существенно повышают вероятность его достижения. Как и любые физические навыки, способность создавать переживания и манипулировать ими требует определенной практики, многократно окупающей затраченные при этом усилия.

Благодаря НЛП вы сможете разобраться в субъективных переживаниях и при необходимости заменить их более полезными. Иными словами, вы сможете творить свои переживания — а значит, и свое будущее.

Познай себя и других

То, что в вашей власти создавать свои переживания, а не просто реагировать на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, означает, что у вас есть широкий выбор, возможность управлять своей жизнью и творить собственное будущее. Вы можете сознательно и оптимистично использовать систему, чтобы достичь желаемого.

Чем лучше вы понимаете себя, тем легче вам понять других. Для начала следует принять тот факт, что восприятие, которым руководствуются другие, отличается от вашего по самой своей природе. Затем вы сможете выявлять их фильтры восприятия и оценивать влияние этих фильтров на то, как истолковывает событие тот или иной человек. Затем вы сможете сравнивать эти разнообразнейшие фильтры восприятия, или «карты» мышления. Больше того, вы сможете использовать их, пытаясь по-разному воспринимать одни и те же явления, дополняя свои переживания новыми точками зрения. Такой подход позволит вам существенно расширить и без того неисчерпаемые возможности вашего собственного восприятия.

Все мы способны достичь личного совершенства, тем более если разумно осваивать собственные переживания и направлять их энергию на конкретные результаты.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Карта — не территория

У каждого из нас есть своя, субъективная «карта мира». На ней изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами: это и есть наше восприятие, то, что мы называем опытом, или суммой представлений о действительности.

Всякий раз, когда мы пытаемся понять окружающий мир, в голове у нас происходит работа с картой. «Педантичный», то есть попросту аккуратный по своей природе разум старается найти место для каждой крупицы переживаний, отвести ей свой «ящичек» в общей классификации. Любое явление должно иметь смысл.

Личная карта хранится в нейронной сети головного мозга, которая формируется благодаря его электрохимической активности на протяжении всей жизни его обладателя. У каждого человека своя карта. Уникальная история личности играет роль фильтра, через который каждое мгновение проходят тысячи сигналов от органов чувств. Это происходит автоматически, под порогом сознания. Со временем вы сможете дополнять свои фильтры, вносить в них поправки — буквально менять свой разум. НЛП предоставляет возможность выбора, сознательного и целенаправленного изменения мышления с целью достижения желаемых результатов.

Что такое «территория»? Поскольку все мы видим мир сквозь фильтры своего восприятия, ни один из нас не видит саму действительность. Мы просто не в состоянии увидеть ее такой, как она есть. Это и значит, что «карта (субъективное, ограниченное восприятие) — не территория (действительность)». Некоторых эта констатация повергает в уныние, однако при правильном к ней отношении она же обогащает процесс вашего обучения, стоит лишь убедиться, до какой степени иначе другие воспринимают и истолковывают окружающий мир. Действия на основе такого понимания способны значительно изменить к лучшему всю вашу жизнь.

Подумайте о том, что означает эта пресуппозиция лично для вас. Выше мы говорили о том, что моделирование чужой стратегии достижения совершенства позволит вам улучшить собственные результаты. Эта стратегия может относиться к формированию конкретного навыка, к разрешению конкретной задачи или к созданию конкретного умонастроения (например, умению выявлять мотивы других и формировать правильную установку из собственных мотивов, сохраняя уверенность в себе, внутреннее равновесие и оптимизм). С другой стороны, те, чью стратегию вы хотите промоделировать, скорее всего, рассматривают те или иные явления с другой точки зрения, имеют другой взгляд на вещи. Кроме того, вы можете поделиться с окружающими своими стратегиями достижения совершенства, так как каждый из нас в чем-то превосходит других. Анализ чужих карт действительности обогащает и расширяет ваши переживания, позволяет лучше понять «территорию» — саму реальность.

Начните отслеживать эту пресуппозицию в любых повседневных обстоятельствах.

— Обратите внимание, как люди готовы утверждать, что «черное это белое», лишь бы не менять свои взгляды.

— Задумайтесь над тем, что для оптимиста стакан наполовину полон, а для пессимиста — наполовину пуст. Это сравнение иллюстрирует склонность каждого рассматривать явления со своей собственной и неповторимой точки зрения. «Красота (пустота или наполненность) — в глазах (точнее, в мыслях) созерцающего».

— Страховой агент и свидетель несчастного случая, как правило, дают совершенно различные его толкования, вплоть до противоположных. Естественно, это отражает субъективность точки зрения наблюдателя и показывает, насколько противоречивыми могут оказаться «достоверные переживания». Попробуйте выявить такие различающиеся толкования на материале событий повседневной жизни, не забывая при этом, что ваше собственное их восприятие представляет собой лишь одну из возможных точек зрения, которой не уступают другие «карты действительности», столь же заслуживающие внимания и изучения.

— Обратите внимание на то, как люди приходят к поразительно разным выводам, исходя из одних и тех же данных. Это можно заметить во время рабочих совещаний, в обычном общении, даже в том, как реагируют на одни и те же новости ваши домашние. Отметьте, насколько субъективным бывает наше толкование самых очевидных «фактов», именуемых объективными.

Конечно, все различия такого рода возникают в голове. Накапливаемый в течение жизни личный опыт каждого играет роль автоматического фильтра, через который проходит все, что этот человек видит, слышит и чувствует. Такие фильтры постоянно увеличивают и без того почти непреодолимую пропасть между человеком и «территорией». Нередко фильтры искажают и обесценивают ваши переживания, воздвигая преграды на пути к целям, которых на самом деле вы хотите достичь. Выявив эти ограничения, созданные вашими собственными руками, вы начнете понимать, что на самом деле имеете такие возможности выбора, о которых никогда не задумывались; их расширение значительно повышает ваши шансы на успех.

Не пожалейте времени на то, чтобы проследить за проявлениями описанного принципа в обычной жизни. Прислушайтесь к разговорам коллег на работе, обратите внимание на широкий разброс мнений, высказываемых в разных газетах, противоречивость телевизионных репортажей, сложные отношения между государствами, расами и политическими партиями, между взрослыми и подростками и т. п. Анализируйте все «карты», обращайте внимание на их многообразие, оригинальность и уникальность. Старайтесь увидеть действительность по-иному, вне своей карты. Обогащайте свои переживания, переходя к другим точкам зрения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запомните пресуппозицию в конце этого урока. Найдите не менее трех случаев, в которых она, судя по всему, имеет место. Вспоминая о чем-то, дайте волю своему воображению. При необходимости не стесняйтесь прибегать к мнемотехнике, мысленным образам и всему прочему, что помогает улучшить память.

Вспомните кого-нибудь, с кем вы не согласны или не можете поладить. Составьте список фильтров, которые порознь каждый из вас обычно применяет к «фактам»: ценности и убеждения, влияние друзей и родственников, уровень образования и воспитания, самочувствие и так далее. Постарайтесь логически представить, как можно построить другие карты действительности. Обратите внимание на то, какие чувства теперь вызывают у вас мысли о том, кого вы выбрали в качестве примера.

Чтобы подготовиться к следующему уроку, сформулируйте для себя несколько личных целей, которых вы хотели бы достичь. Можно взять в качестве материала как прагматически-конкретные задачи, так и просто желания, надежды, мечты. Запишите их на бумаге. В следующей главе речь пойдет о том, как повысить свои шансы достичь этих целей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *