Кафедра в церкви

Секреты реставрации

Реставрация икон — многоплановый и обычно весьма длительный процесс, для которого необходимо располагать обширными знаниями в различных областях. Вот лишь некоторые из них:
• Свойства древесины и методы удаления вредителей;
• Способы консервации ветхого дерева и шелушащегося красочного слоя;
• Химико-физические свойства левкаса, грунтовок, минеральных и масляных красок на разных основах;
• Процедуры удаления отложений масла, копоти, воска с поверхности икон;
• Методы аутентичного восстановления и сохранения живописи;
• Особенности живописных школ и иконописи разных регионов.

В зависимости от назначения иконы и её использования существуют разные варианты подхода к самому содержанию реставрационных работ:

1. Для продажи иконы, как правило, достаточно так называемого раскрытия — первичного удаления верхнего слоя грязи с поверхности иконы. Необходимость этого действия продиктовывается состоянием живописи и возможностью рассмотреть стилистические особенности живописной работы. Дальнейшие действия по реставрации, реновации или элементарной консервации обычно предпринимает покупатель — в соответствии со своими желаниями и целями.


Богоматерь Владимирская
Раскрыта, укреплена.
Частная коллекция

2. Современный научный подход к сохранению иконописного наследия заключается в раскрытии, консервации, укреплении и сохранении того, что возможно, без радикальных вставок, вклеек и дописывания иконы в тех местах, где поврежден красочный слой. Икона как предмет искусства и антиквариата хороша такой, какой она сохранилась во времени. К тому же бывает затруднительно воспроизвести стиль той или иной школы иконописи, особенно если сюжет встречается редко, а сохранность предмета оставляет желать лучшего.

3. Реставрация с обновлениями часто выполняется в тех случаях, когда икона предназначена в подарок, для использования в домашнем или общественном обиходе. В ситуации постоянной доступности коны для обозрения желательно придать ей достойный вид. Предпочтительнее и в этом случае обойтись минимально необходимыми вмешательствами, достаточными для восприятия иконы целостным художественным произведением, но существенно не меняющими её исторического облика.

4. Полная реставрация обычно предполагает восстановление изначального внешнего вида иконы. Такая реставрация включает в себя чинки древесной основы, дополнения слоя грунтовок и левкаса, дорисовку и подновление иконы в местах утрат и приобретённых механических или химических дефектов.

5. Церковная реставрация, то есть реставрация, выполненная мастерскими иконописи при храмах и монастырях, может ограничиваться любым из перечисленных выше способов. Но, увы, не редкость, когда старые иконы полностью переписываются, записываются, дополняются деталями и сюжетными элементами, которых не было в первоначальном варианте. В данном случае икона рассматривается как предмет культа, обновление которого позволит дальнейшую его эксплуатацию.

Даже неправильное раскрытие способно серьёзно повредить и даже уничтожить икону, поэтому прежде чем решать её судьбу, необходима консультация со специалистами. Раскрытие может выявить важные детали, которые повлияют на атрибуцию и оценку иконы, поэтому заниматься этим должжны профессионалы. Хороший реставратор учится всю жизнь, и зачастую опыт играет определяющую роль в выборе тех или иных методик работы с иконой.

Если вы собираетесь пополнить стан иконоведов-любителей или стать профи иконного рынка, базовые навыки по раскрытию и реставрации могут пригодиться вам в работе, особенно, если вы отправляетесь в путешествие по поиску забытых сокровищ. Однако не следует забывать, что качественная реставрация требует соответствующих условий работы, инструментария и оборудования. В полевых условиях далёкой экспедиции можно провести лишь пару осторожных тестов, а основную работу всё равно желательно доверять профессионалам.

Читайте далее: Сюжеты икон

→ Главная → Секреты реставрации

Cathedra -Cathedra

Кафедры от папы в апсиде из Святого Иоанна Латеранского , то собор в РимеСовременные кафедры в соборе Богоматери Ангелов в Лос — Анджелесе

Кафедры ( латинское для «стул»; от грек : καθέδρα kathédra , «место») или троном епископа является место из епископа . Это символ учительского авторитета епископа в католической церкви , в Православной Церкви , и англиканская церковь церквах . Cathedra это латинское слово , стул с подлокотниками, и он появляется в ранней христианской литературе во фразе «cathedrae Apostolorum» , что указывает на власть получена непосредственно от апостолов; его Романконнотации власти , отведенная для императора были впоследствии приняты епископами после 4 — го века. Церковь , в которую официальный епископе кафедра установлена называется собором .

Совместная международная комиссия по богословскому диалогу между Католической Церковью и Православной Церковью использует термин собора , чтобы указать на существование епископа в каждой местной церкви , в самом сердце церковной апостоличности .

Профессия: реставратор

После училища я устроилась в фирму, мастерская которой была расположена в помещениях Михайловского замка.Мы занимались восстановлением картинных рам из собрания музея, для выставки “Одеть картину” вчетвером вернули к жизни 40 рам XVIII-XIX веков из собрания Государственного Русского музея. Был увлекательный проект по реставрации иконостаса XVIII века в Псково-Печорском монастыре. Приходилось работать практически без выходных – “от заутрени до вечерни”. Условия не самые комфортные: холод, сырость, отопление “по случаю”. Кроме того, нужно было приноровиться к расписанию служб, церковных праздников, соблюдать правила поведения в мужском монастыре…
Самое интересное началось, когда я после свадьбы переехала к мужу в Москву. Работаю в центре Рерихов. Провожу осмотры, готовлю картины к выставкам, восстанавливаю их. При транспортировке в Россию наследие Рерихов сильно пострадало, многие полотна хранились в плохих условиях, а некоторые были некачественно, второпях отреставрированы в 90-х годах.
Хорошо, что в нашей работе почти невозможно “убить пациента”. Если реставратор делает ошибку, он просто прибавляет себе работы. Моя профессия располагает к консервативности, я стараюсь осторожно применять современные материалы (синтетические клеи, акриловые краски): они еще мало испытаны временем. Рабочая “аптечка” выглядит просто: тонкие кисти, как у художников, масляные и акварельные краски, иногда пастель, осетровый клей, мучной клейстер, медицинские скальпели, шпатели, спирт. Есть маленький утюжок, которым удобно разглаживать вздутия на иконах и картинах, для той же цели используются шприцы. Все, как у врачей, только мы лечим картины.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *