Измена это грех или нет?

Считается ли измена грехом

Венчанный брак ничем не защищен от соблазнов окружающего мира. И вспыхнувшие чувства к постороннему человеку могут затмить мозг. Но стоит ли поддаваться этому порыву, если вы религиозный человек? Узнайте, считается ли измена грехом или нет, а также какое наказание за него предусмотрено.

Да, измена — это смертный грех прелюбодеяния.

Кому-то может показаться странным, что в список смертных грехов попала супружеская неверность. В чем же причина?

Апостол Павел говорил, что каждый человек — храм Духа Святого. И мы должны жить так, чтобы быть храмом господня. А измена оскверняет душу, а значит и этот храм.

«Бегайте блуда, блудник грешит против собственного тела. Тела ваши храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6,18-19) Апостол Павел.

Помимо этого стоит учитывать, что изменник совершает сразу несколько грехов:

  1. Ложь.
  2. Предательство.
  3. Богохульство.

Не удивительно, что этот поступок так осуждается в религии.

Какое наказание за прелюбодеяние

За каждый проступок есть наказание, и грешник получает его сполна:

  1. Общественное осуждение. Неверность порицается народом, так что нарушивший верность человек будет чувствовать на себе неодобрительные взгляды. Люди будут обсуждать произошедшее и осудят проступок.
  2. Отлучение от причащения до тех пор, пока что не понесут покаяния. Причем накладывается и на того, с кем изменил грешник. Ведь согласиться на связь с обручённые человеком — это тоже грех.
  3. Муки совести. Любой верующий человек, оступившись, будет корить себя за совершенный проступок. Совесть не даст забыть о грехе, мешая спокойно спать, есть, наслаждаться жизнью. Только когда память об этом событии померкнет, только тогда придёт очищение.
  4. Стыд и раскаяние за измену, когда о ней узнает супруг(а) и все знакомые.
  5. Потеря связи с Богом. Ведь совершение такого тяжкого греха возводят метафизическую стену, которая с трудом пропускает молитвы и прощения. Если не пытаться замолить этот тяжкий грех, можно полностью отпасть от Церкви и Бога навсегда.
  6. Развод. Если преданный супруг захочет расторгнуть брак, священники не будут препятствовать. Ведь после такой ситуации сохранить брак слишком сложно, да и прежнего доверия и веры уже не будет.
  7. Закрытие Небесной обители — прелюбодею здесь не место. Пока что грешник не искупит свой грех, его ждёт «вторая смерть в адском озере, преисполненным огня и серы».

За каждое преступление есть наказание.

Святой Василий не разделял измену на мужскую и женскую. Прелюбодеяние любого человека — смертный грех, который требует полного покаяния. Хотя общество не разделяло его мнения — женщина не считалась полноправным членом общества.

В Старом Завете

В Ветхом Завете были более строгие взгляды на этот проступок:

  1. Сам факт неверности разрывал священные узы брака и он считался расторгнутым с момента измены. При этом мнение супруги или супруга неверного не учитывалось.
  2. По правилу святителя Василия Великого человек, совершивший прелюбодеяние, не имеет право вступать в брак повторно. Он не смог оценить и сохранить то, что было вверено ему Богом, и поэтому лишается этого навсегда.
  3. Изменник и тот, с кем была совершена измена, отлучались от причастия на 15 лет.

Но в Новом Завете наказание смягчили, ведь главное — милосердие и прощение

Как искупить грех прелюбодеяния

Один раз оступившись, не стоит ставить на себе крест. Жизнь не заканчивается на этом и есть шанс исправить ситуацию.
Для искупления нужно:

  • Исповедаться.
  • Искренне раскаяться в своем проступке.
  • Помолиться.
  • Причаститься.
  • Соблюдать все заповеди.

Только после этого можно рассчитывать на прощение. Но это возможно только при истинном раскаянии, иначе нет никакого смысла.

Можно ли простить прелюбодея

По религиозным постулатам считается, что если супруг прощает изменника, то он и сам становится грешником. Но если перед этим последовало горькое и искреннее раскаяние, а прелюбодей намерен искупить свой грех, то нужно простить его и отпустить обиды.

Ведь в религии важную роль играет прощение и милосердие. И если Бог готов простить нам наши грехи, если мы раскаемся, то какое право имеем мы отказывать в этой милости?

Ненависть и обида в сердце разрушают душу. Проявляя милосердие и прощая своих обидчиков вы обретёте гармонию и покой в душе. Так что в первую очередь стоит простить раскаявшегося грешника ради себя.

Совет священника: что делать, если есть соблазн

Мария, 35 лет:
«Здравствуйте. Мы с мужем вместе 15 лет, из них 10 в венчаном браке. Он замечательный человек, отец и муж. Но я уже несколько месяцев думаю о другом мужчине — коллеге с работы. Знаю, что это взаимно, и поэтому боюсь рано или поздно не удержаться. Как выбросить эти мысли из головы и сохранить верность мужу?»

Отсекайте лишнее, и только тогда вы вырастите прекрасный сад.

Венчаясь с супругом, Вы дали клятву верности ему перед лицом Бога и Церкви. Поэтому ваш супружеский союз был освящён Благодатью.

Когда на культурном растении вырастает дикая ветвь, садовник отсекает ее, чтобы растение не стало бесплодным. Он делает это, чтобы вырастить прекрасный сад. Вам нужно поступать так же — отсекать лишнее.

Семейная жизнь — это постоянный труд по улучшению себя, подавлению собственных слабостей и страстей. В том числе эгоизм, себялюбие и влечение к другим мужчинам. Если не бороться с этими слабостями, вы никогда не вырастите свой сад.

Соблазны приходят в свободную голову, поэтому вам нужно чем-то занять свои мысли. Уделяйте больше времени молитвам, ходите в церковь, думайте о семье и что вы можете для них сделать.

Мысли и руки должны быть всегда чем-то заняты, чтобы не было времени на греховные помыслы.

Измена — это смертный грех. Но если вы искренне раскаиваетесь, можно замолить его и смыть с себя этот проступок. Хотя лучше его и вовсе не совершать.

🍌 9 откровенных цитат об изменах

  1. «Я изменила мужу с его старшим братом. С младшим я в итоге развелась и стала женой старшего. Правда, для этого нам пришлось переехать в другую страну».

    Яна, 34

  2. «Недавно вышла замуж, работаю бухгалтером на заводе. Однажды меня позвал к себе начальник, запер дверь, заставил выпить коньяка и насильно трахнул. Мне стыдно, не знаю, что сказать мужу».

    Оля, 25

  3. «Приехал я как-то помогать своему другу помочь поменять трубы, прихватив с собой пузырек. Друг отъехал за деталями, а я остался с его женой, крестной моих детей. Мы продолжили пить, и в какой-то момент мои руки оказались под ее халатиком. Закончилось все минетом».

    Павел, 36

  4. «Я однажды изменил своей девушке со своей двоюродной сестрой! Ее муж позвонил мне и попросил забрать ее из бара пьяненькую и привезти домой. Там она на меня набросилась, и я не смог сопротивляться».

    Сергей, 27

  5. «Мой парень очень ревнивый, из-за этого мы постоянно ссорились и чуть не расстались в Новый Год. Тогда он напился и обзывал меня шлюхой. Мне это надоело, и я взяла бутылку виски и поехала к другу. На следующий день мы помирились».

    Лена, 22

  6. «Я изменила бойфренду на отдыхе в Италии. Казалось бы, банальный курортный роман. Но весь ужас в том, что во время измены мой парень был в соседнем номер».

    Маша, 26

  7. «О том, что я изменила своему мужу через 10 лет брака, я проговорилась во сне. Видимо, в таких красках рассказала, что в итоге мы развелись».

    Нина, 40

  8. «Мой муж хочет, чтобы я сама изменяла ему. Он сам выбирает мне партнеров и мы уезжаем на дачу, где он подглядывает за нами. Понимаю, что извращенец, но люблю!»

    Даша, 46

  9. «А от меня муж ушел к другому мужику. Как теперь себя чувствовать, не знаю».

    Диана, 31

Измена — это грех или нет? Как не поддаться искушению, если встретился «тот самый» человек? Стоит ли бороться с естественным проявлением чувств? И нужно ли отказываться от своего счастья?

Тайны сердца женатых людей, порывы и реальные возможности стоит рассмотреть подробнее.

Природная потребность или отклонение

Биологические причины измен кроются в инстинктах. Им миллионы лет, их корни уходят в дикую природу. Предназначение любого биологического вида – дать здоровое потомство. Быстрый и эффективный поиск партнера был возможен только в условиях свободного выбора.

Природа устроила все так, что у мужчин ресурс воспроизводства выше, чем у женщин. Они способны заводить потомство на протяжении долгих лет жизни в неограниченном количестве. Если выбранная самка отказывала самцу, он без труда находил другую.

Женщины более избирательны. Их задача – воспроизвести на свет здоровое потомство. Для этого они выбирают лучших самцов. По сравнению с мужчинами ресурс воспроизводства женщин ограничен возрастными особенностями. Из этой теории сделан вывод о том, что мужчины подвержены изменам чаще, чем женщины.

Биологическая программа, заложенная природой, работает в каждом из нас. Она толкает на поступки, которые трудно объяснить. Однако эволюция предпочла развитие интеллекта и самоконтроля. Сегодня человек разумный живет в социуме и подчиняется его законам.

Инстинкты, которые в древности можно было объяснить биологическими потребностями, сегодня сойдут скорее за отклонения от добропорядочного поведения.

Измена – всегда предательство?

Люди понимают измену по-разному. Степень отвлеченности партнера на другого человека может быть разной тяжести. Различают несколько видов:

  • флирт;
  • близкая дружба;
  • кратковременная интимная близость без продолжения;
  • длительные интимные отношения.

Помимо разных видов на степень тяжести влияет частота их повторений. Важный фактор при этом постоянство. Можно проявить всплеск необъяснимых эмоций один раз и вступить в интимную близость. Случается, что человек предпочитает беспорядочный выбор систематически и совершает его чаще, чем хотелось бы. Бывает так, что на стороне находится полноценный партнер, требующий эмоциональных и финансовых затрат.

Часто приходится слышать об общении с противоположным полом в пределах «дозволенного». В таком понятии человек устанавливает себе границы, за которые он не выходит. В отношениях проявляет самоконтроль для того, чтобы суметь вовремя остановиться.

Некоторым людям такое «ограниченное» общение повышает собственную самооценку. Как это не странно звучит, «игривое» поведение укрепляет отношения в семье. В таком случае ни о каком предательстве не может быть речи.

Психологи считают, что в современном мире замкнуться от окружающих невозможно. Активный образ жизни, широкий круг знакомств, деловое и свободное общение способствуют появлению отношений с другими людьми. Насколько далеко они зайдут, зависит от психологического и эмоционального климата между супругами. Сексуальные отношения при этом не всегда играют решающую роль.

Причины измен

У близких партнеров и супругов желание общения «на стороне» не появляется просто так. Это случается по нескольким причинам.

  1. Угасающие чувства.

Сила привычки проявляет себя в притуплении желания нравиться партнеру каждый день с утра до вечера. Никого больше не нужно завоевывать. Нет необходимости ходить на цыпочках. Совместная жизнь в быту двух разных людей обнажает скрытые особенности характера, привычки, открывает тайное прошлое и т.п.

  1. Появление проблем.

С возникновением трудностей, обязательств и необходимости решать разного рода задачи появляется нежелание, а иногда и протест делать что-либо.

  1. Способ самоутверждения.

Некоторые пытаются «зарядиться» на стороне энергией, убедиться в собственной значимости. Для некоторых мужчин любовница – это вроде дорогого автомобиля. Она должна быть без объяснения причины. Накапливание хорошеньких женщин входит в список достоинств статусного мужчины.

Распространенное явление, которое можно объяснить, даже оправдать с точки зрения психологии, никогда не приветствовалось религией.

Измена в православии

Известно, браки заключаются на небесах. Это священный союз двух людей на всю жизнь, независимо от трудностей и бед, болезней и материального состояния. Для того, чтобы разобраться грех или нет измена в православии достаточно обратиться к двум понятиям.

Название греха Определение
Блуд Факт физической близости людей, не состоящих в браке.
Прелюбодеяние Факт физической близости одного или обоих супругов с другими людьми.

Мысленное желание овладеть чужим телом.

Нечистые помыслы и беседы о вожделении.

Измена – это грех прелюбодеяния. Плотские соблазны расцениваются как мерзость и предательство. Человек своими поступками добровольно разрушает свою семью. Даже при условии сокрытия содеянного, внутренние муки и стыд никогда не оставят его в покое.

Относительно безвредной измена остается до тех пор, пока находится в секрете. Однако люди говорят, что все тайное когда – либо становится явным.

Последствия измены

Супруг или супруга получают тяжелые эмоции не только узнав о факте измены. Отравляют жизнь даже подозрения. Муки, плохой сон, страдания не дают покоя до полного выяснения отношений. Страх перед жестокой правдой затягивает стрессовую ситуацию и подрывает здоровье.

Важно! Инфаркты, инсульты, онкологические заболевания во многих случаях спровоцированы изменами и разводами.

Причем страдают обе стороны. Как правило, разрушаются старые основательные отношения. Новые яркие и перспективные, как казалось ранее, могут просто не сложиться.

Простить измену второй половины не всегда возможно. Это зависит от степени тяжести содеянного и оставшихся чувств к человеку. Не каждый способен «уврачевать» ситуацию. Измена любой степени тяжести приводит к конфликтам и, как правило, к разводу.

Далее варианты развития событий различные.

  • Ограничение общения с детьми или полное его отсутствие.
  • Разрыв отношений с прежними друзьями.
  • Смена места работы.
  • Потеря репутации.
  • Переезд.

Расплата за «яркие» эмоции, азарт, «праздник души и тела» или простое легкомыслие может быть непредсказуемой, крайне неприятной, а иногда и трагической.

Что означает заповедь «Не прелюбодействуй»

Десять заповедей не являются категорическими запретами. Они предупреждают о возможных негативных последствиях. Определенные выдержки из Евангелия хорошо объясняют значение седьмой заповеди Христа.

  • Взгляд с вожделением на женщину – внутреннее (скрытое) прелюбодеяние.
  • Небесная обитель не примет нечистых совестью людей.
  • Тело – храм Духа Святого. Нельзя осквернять его прелюбодеянием.
  • Ответ за пройденный путь придется давать с учетом содеянного греха.
  • Господом разрешен только чистый брак, непорочное ложе.

Иными словами: во зле, содеянном против семьи не найти желанного счастья. В грехе прелюбодеяния разрушается не только семья, но и душа. Посеянное зло возвращается нам же.

Церковь преследует грех супружеского предательства. Он несет соблазн для других, заразителен и способен разрушить любое цивилизованное общество. Известно, что за распутство своих жителей были уничтожены два библейских города: Содом и Гоморра.

Какое наказание за измену

За прелюбодеяние человек несет большее наказание, чем за блуд. Священный договор о верности супругов нарушаться не должен. Расплата за измену выражается в виде порицания общества и запрета причастия на 15 лет.

Нарушивший обет верности в наказание получает:

  • Осуждение поступка окружающими людьми.
  • Угрызения собственной совести.
  • Невозможность сохранения полноценного брака.
  • Еще один повод не попасть в Небесную обитель.
  • «Вторую смерть в адском озере, преисполненном огня и серы».
  • Воздвигнутую стену для молитв и обращений к Господу.

Вина за измену ложится на обоих супругов, которые не смогли сохранить свои чувства. Церковь разрешает развод из-за прелюбодеяния, но не обязывает к нему. Человек волен решать самостоятельно, как поступить в сложившейся ситуации.

Способы спасения

Страсти, под которые попадают слабые люди, порождают пороки и грехи. Самую простую возможность для измены предоставляет нетрезвый образ жизни. В состоянии опьянения у человека слабеет рассудок, он не способен сопротивляться соблазнам.

Часто побуждают к прелюбодеянию гордость и тщеславие. Пресыщенность материальными благами, потеря контроля над поступками приводит к желанию удовлетворения собственной похоти.

Первым делом стоит опасаться пьянства и тщеславия. Они влекут за собой еще более тяжкий грех. Вторым важным делом станет обращение к Богу.

Если не исцелять душу, не просить покаяния, можно во власти греха удалиться от Бога навсегда.

Главным в борьбе за союз станет укрепление отношений между супругами.

  • Внимание ко второй половине.
  • Проявление заботы и нежности.
  • Участие в решении проблем.
  • Совместный отдых.

Измена – это грех. Чтобы не допустить трагедий в семье, сохранить ее целостность, нужно начать с себя. Необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, оценить свои поступки, подумать к чему они могут привести. Разобраться вовремя в себе — означает не навредить другим.

Нужно научиться слышать своего партнера, не бояться откровенных разговоров с ним. При любых разногласиях искать выход мирным путем, сообща. Если под браком понимается единое целое, то и супруги являются его частью. Взаимная любовь, участие и доверие неизбежно приведут к счастью и процветанию.

Грехи против Таинства Брака

Отец Константин родился в удивительной семье простых и набожных крестьян Аглаи и Николая Михок: из их десятерых детей все шестеро сыновей стали священниками, а к настоящему времени в этом славном роде уже 30 священников. Представители священнического рода Михок часто собираются вместе, совершают паломничества, производя сильное впечатление на окружающих, вместе служат в храме, и тогда им не всегда хватает места.

Как создать такие семьи, на чем зиждется их процветание — об этом учит отец Константин в своей книге «Таинство Брака и православная семья по учению великих отцов Церкви IV века». В главе «Грехи против Таинства брака» он рассматривает пять грехов: неуважение мужа (жены), супружеская измена (прелюбодеяние), инцест, половые извращения, убийство младенцев во чреве матери. Предлагаем читателям портала Православие.Ru часть этой главы, касающуюся греха прелюбодеяния. Текст приводится в сокращении.

Прелюбодеяние

«А вне — псы и чародеи, и любодеи, и
убийцы, и идолослужители, и всякий
любящий и делающий неправду».
(Откр. 22: 15)

Святителю Иоанну Златоусту трудно говорить об этом грехе, столь мерзком и гнусном, поэтому он извиняется, говоря: «Никто да не винит меня, ибо я стремлюсь не украсить себя красотой слов, а сделать красивыми и уважаемыми тех, кто слушает меня . Впрочем, и врач, собирающийся вскрыть гнилую рану, думает не о том, как сохранить свои руки чистыми, а о том, как избавить больного от этой раны».

Супружеская измена — это великий грех, тяжкое нарушение воли и Закона Бога и всегда является прелюбодеянием в отличие от греха блуда. Святитель Иоанн Златоуст уточняет предельно ясно, в чем состоит грех прелюбодеяния, или измены, говоря:

«Прелюбодеянием называется не только то, когда ты имел отношения с женщиной, состоящей в браке с другим мужчиной, но и то, если ты, мужчина, имеющий свою жену и связанный с ней, грешишь с другой». И еще: «Это называется прелюбодеянием не только тогда, когда кто-либо вожделеет женщину, которая состоит в браке с другим мужчиной, но и тогда, когда женщина не замужем, но он женат и связан узами со своей законной женой».

Святитель добавляет: «Если тот, кто был женат и оставил жену, а потом опять имеет отношения с ней, виновен в прелюбодеянии, то он тем более виновен в нем, когда имеет отношения с чужой женщиной».

Святой Иоанн Златоуст говорит, что измена есть «отклонение от Закона, алчность и воровство и даже больше воровства».

Он осуждает измену не только за само совокупление, но прежде всего за несправедливость и алчность совершающего ее. Речь идет, с одной стороны, о несправедливости по отношению к женщине, а с другой — о несправедливости по отношению к тому мужчине, у которого похищена жена. В результате одна женщина становится общей для нескольких мужчин, и таким образом извращаются «даже законы природы». Ведь Бог создал человека как «мужчину и женщину», сочетав их в одно тело.

Таким образом, измена одновременно является и воровством, потому что, как учит святой Павел, «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7: 4). Поэтому святой Иоанн советует тем, кто будет искушаем какой-нибудь блудной женщиной, отвечать ей так: «Это тело не мое, а моей жены». Так же да говорит и женщина «тем, кто захочет нарушить ее целомудрие»: «Это тело не мое, а моего мужа».

Однако измена гораздо больше воровства, «ибо мы не так сильно страдаем, — говорит тот же святитель, — когда у нас крадут деньги, как когда окрадывают наш брак».

Измена есть непослушание Богу и соработничество диаволу, ибо «относящееся к прелюбодеянию, — говорит святой Иоанн Златоуст, — диавол совершает не сам». Потому и святой апостол Павел к увещанию «чтобы не искушал вас сатана» добавляет слова: «по причине вашего невоздержания» (ср.: 1 Кор. 7: 5).

Во времена святого Иоанна господствовал менталитет, согласно которому, «если кто блудит со своей служанкой или незамужней женщиной, то грех не столь велик». Поэтому святой Иоанн четко утверждает: «Имеешь ли ты плотские связи с царицей, имеешь ли с домашней своей служанкой — грех один и тот же. Почему? Потому что посредством такового дела ты поступил несправедливо не столько с этой женщиной, сколько с самим собой. Ты сам себя замарал, но в то же время не почтил Бога. Потому что если имеешь отношения с чужими женщинами, замужние они или незамужние, для тебя это — прелюбодеяние, ибо ты обошел стороной свою жену. Бог потому тебя наказывает, что ты Его не почтил, ведь ты не так презрел эту женщину, как презрел Бога, видящего всё».

Также, согласно древнему менталитету, традиции и даже положениям римских законов, языческих по сути, еще действовавших к концу IV века, женщина, которая опозорила своего мужа, наказывалась, в какой бы ситуации ни согрешила и независимо от того, с кем согрешила, тогда как мужчина не наказывался за исключением одного случая — если будет пойман согрешающим с замужней женщиной. Его греховные связи с блудными женщинами или служанками терпелись.

Разумеется, это положение дел было отражением мнения, столь представленного в греко-римском мире, будто женщина ниже мужчины по своим правам. Однако святой Иоанн Златоуст уточняет, что Бог будет судить и наказывать людей не по римским законам, а по Своему Закону, и показывает, что любая неверность супруга — это измена, независимо от общественного положения той, с которой совершается беззаконие. Он говорит:

«Знаю, что многие считают изменой, только если обольстили замужнюю женщину; а я говорю, что с заурядной ли блудницей, служанкой или любой незамужней женщиной он имеет отношения, но если у него имеется своя жена, то это измена».

Измена и блуд вообще бесчестят тело — это творение Божие, член Христов и храм Духа Святого, по учению святого апостола Павла, который говорит: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» (1 Кор. 6: 15–16), а также: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19).

Таким образом, блудом бесчестится не только тело, которое, по слову святого Иоанна, «становится скверным, как если бы кто-нибудь, упав в грязную яму, весь погрузился в это болото», но грешником бесчестится Сам Бог, поклоняемый во Святой Троице.

Блуд уродует человеческое создание, лишая его ризы добродетели, потому что «блуд — это огонь, а огонь этот пожирает подобную одежду».

Измена обезображивает даже венец добродетелей — любовь, потому что побуждение ко греху исходит не от истинной любви, а от «любви вульгарной и глупой, — говорит святой Иоанн, — которая скорее болезнь, чем любовь». Он приводит в пример египтянку, которая не из любви хотела склонить ко греху Иосифа, а из «любви диавольской», ведь «она не любила Иосифа, а хотела удовлетворить свою блудную похоть».

Измена обезображивает даже венец добродетелей — любовь, потому что побуждение ко греху исходит не от истинной любви

Измена сводит человека с высоты его достоинства в самое низменное болото и мерзость, даже если это не всегда замечают. Поэтому святой Иоанн образно рисует истинное лицо этого греха, указывая: «Ты не смог бы надеть грязную одежду своего слуги, а скорее предпочел бы остаться нагим, чем надеть ее, из боязни заразиться какой-нибудь болезнью или испачкаться, — а в тело нечистое и грязное, которое использовал не только твой слуга, но и многие другие, одеваешься и не пачкаешься? Входишь к этой женщине и ты, и твой слуга , входишь к этой женщине, которая была и в руках палача , одеваешься в это тело, пламенно лобзаешь его и не боишься, не робеешь? Не стыдишься, не трепещешь?»

Святитель не только апеллирует к зрительным образам, но и затрагивает другие чувства своих слушателей и читателей, представляя в обжигающих словах всю отвратительность этого греха. Он говорит: «Ведь, например, что зловоннее блуда? Если грех зловонен, когда он еще не совершён на деле, то насколько же более после его совершения? И тогда ты сможешь понять, что такое блудник; только тогда ты почувствуешь тяжелое зловоние, исходящее от него, тогда увидишь нечистоту, мерзость и грязь, идущую от него».

Если кто-нибудь не осознаёт мерзость и нечистоту этого греха, даже видя его проявления, то блудник сам показывает, что совесть его обличает. Ибо после совершения этого греха блудник, не в силах выносить себя, идет в баню и моется, «что доказывает, — говорит святой Златоуст, — гадливое отношение, имеющееся в уме человека к этому греху».

Как и любой грех, блуд, прежде чем быть совершённым, кажется скрывающим в себе некое удовольствие, а после того, как совершен, удовольствие прекращается и полностью затухает, а вместо него водворяются уныние и тоска. Однако удовольствие, олицетворяющее блуд и прелюбодеяние, — это мнимое удовольствие. Душа блудного человека, будучи охвачена страстью, «теряет рассудок» и поэтому не может стать причастницей даже этого мнимого сиюминутного удовольствия. Святой Иоанн говорит: «Таким образом, если это удовольствие, тогда и бешенство тоже удовольствие».

Святой Златоуст замечает, что повсюду трубят о том, будто блуд содержит в себе некое удовольствие. Однако блуднику, кроме внешнего беспокойства, которое он испытывает, предстоит столкнуться и с буйством плоти, по причине которого душевное состояние его хуже моря, охваченного бурей, поскольку он никогда не может противостать похоти, но вечно возжигается ею подобно тем, кого обуревают нечистые духи.

Удовольствие не имеет места ни до момента блуда, «ведь скрипеть зубами и терять здравый рассудок, — говорит святой Иоанн, — это происходит не от удовольствия, ибо если бы это было от удовольствия, то не причиняло бы тебе того, что испытывают страдающие от боли», ни после этого момента, ибо это время «скорее является болезнью и обессиленностью».

А в другом месте он говорит о влюбленном в блудницу, что «пока тот не достиг цели своей влюбленности, он походит на буйных и безумных, а когда достигнет свою цель, похоть, бывшая у него, угасает. Итак, — говорит святитель, — если он не чувствует удовлетворенности ни вначале, потому что тогда речь идет скорее о безумии, ни в конце, потому что он заканчивает стрессом всего организма, то где же он обретет тогда подлинное удовлетворение?»

Поиски удовольствия «много раз губили человека» и душевно, и телесно, а «похоти всегда обманывали его». Святой Иоанн добавляет: «Потому что на самом деле это дело само по себе является не удовольствием, а скорее горечью, прельщением, лицемерием и ложью, как в театре».

Поиски удовольствия «много раз губили человека» и душевно, и телесно, а «похоти всегда обманывали его»

Святой Иоанн Златоуст говорит о блуднике, что он «достоин плача больше, чем узник». Его постоянное беспокойство трудно вообразить, потому что он, как замечает святитель, «всех боится, всех подозревает, подозревает даже свою жену и мужа блудницы, с которой живет, подозревает и саму блудницу, и слуг, и домашних, подозревает и друзей, и родню, и стены дома, и свою тень, и даже самого себя. Но что еще ужаснее всего, так это то, что совесть вопиет к нему и обличает каждый день.

А если задуматься и о Суде Божием, тогда этому несчастному и вовсе не устоять. Удовольствие его было совсем кратким, тогда как боль и скорбь, следующие за ним, не имеют конца, потому что и вечером, и ночью, и в городе, и в пустыне, и в конце — всюду ему сопутствует этот безжалостный обвинитель, словно меч обоюдоострый, поражающий его страхом и ужасом, подвергающий пыткам самым ужасающим».

Картина смятенного состояния и мучений блудника, описываемая святым Иоанном Златоустом, этим не исчерпывается, и он в своих «Беседах» постоянно возвращается к этому предмету. «Что бы ты сказал мне, — говорит он, — о прелюбодеях, которые ради краткого удовольствия претерпевают унизительное рабство, трату денег, постоянный страх и, одним словом, проводят жизнь Каина и даже более ужасную, ибо настоящего они боятся, а будущего трепещут и подозревают, что и друзья им враги, как и недруги, враги все, кто об этом знает, равно как и все, кто не знает! Но прелюбодеи не останавливаются на этой агонии: ум их воображает многочисленные наваждения, исполненные ужаса, и пугает их тем, что может произойти».

Таковой мужчина, порабощенный похотью и «извалявшийся в грязи всех женских тел», считается святым Иоанном «негодником». Его уже трудно исправить, он пребывает «в полном нечувствии», поскольку совесть его уже мертва.

По этой причине блудник не знает предела в своем бесстыдстве, и нет у него страха Божия. Блудник даже в церкви ищет греха. «Многие приходят в церковь, чтобы высматривать красивых женщин», — говорит святой Иоанн. Однако он винит не только мужчин, но и женщин, которые являются в церковь «наряженными с худшим бесстыдством, чем блудницы в театре». Поэтому некоторые из приходящих в церковь блудников, будучи искушаемы, не видят более подходящего места, чем церковь, чтобы привлечь к себе внимание женщин и сделать так, чтобы те поворачивали к ним головы.

Возмущаясь этим равнодушием и презрением к Богу и Его церкви, которое демонстрируют блудники, святой Иоанн выражается так: «Что же ты делаешь, человек? Глазеешь в церкви на красивых женщин и не трепещешь, нанося столь великое оскорбление дому Божию? Думаешь, будто церковь — это дом блуда и хуже площади? На площади ведь ты боишься и стыдишься смотреть на женщин, а в храме Божием, где Бог обращается к тебе и грозит за таковые дела, совершаешь блуд и измену именно в то время, когда слышишь, что этого делать не надо? И не трепещешь, не боишься?»

«Как смеешь ты, — говорит он, — входить в церковь Божию, в святой храм, когда от тебя несет таким тяжелым смрадом? Подумай, какое лютое, какое великое наказание ты примешь за то, что входишь в церковь и наполняешь святой дом Божий таким зловонием».

«Кто смотрит на женщину с вожделением»

«Ибо знайте, что никакой блудник,

или нечистый, или любостяжатель, который

есть идолослужитель, не имеет наследия

в Царстве Христа и Бога».

(Еф. 5: 5)

Многие из грешников оправдывают себя и возлагают вину на первую пару людей и свое тело как причину того состояния, в котором находятся. Святой Златоуст показывает, что не Адам виновен в грехах потомков, а то, что они не остались безгрешными, добавляя к его греху новые грехи. «Итак, не наши прародители, — говорит он, — являются причиной греха, не обвиняй напрасно, а злое намерение — корень всех зол».

Тело, которым человек наделен от Бога, также не виновно в падении; это доказывают люди, оставшиеся чистыми, начиная с Авеля, доказывают и бесы, не имеющие тела, что, однако не помешало им пасть. «Итак, — говорит святой Иоанн Златоуст, — если бы зло принадлежало естеству тела, тогда оно должно было быть всеобщим, ведь таково природное. Но блудить не свойственно естеству, как, например, испытывать боль: это приходит от намерения человека».

Тело, которым человек наделен от Бога, также не виновно в падении; это доказывают люди, оставшиеся чистыми

Чтобы было понятно, святитель приводит своим слушателям и читателям конкретный пример: если лошадям случится упасть в пропасть, то не вожжи тому виной, а кучер; рассудок человека — это кучер, а вожжи — его тело. То же утверждает святитель и в другом месте, говоря: «Не тело порабощает кого-либо, человек, да не будет этого, а наслаждение. Почему же мы любим наслаждение? Не потому, чтобы оно находилось в нашем теле, а по причине нашего намерения, или злой воли».

Святитель Кирилл Иерусалимский, опровергая гностиков, считавших, будто тело — тюрьма души и причина всех зол, объясняет, что эту причину надо искать скорее в душе. Он говорит: «Не говори мне, будто тело — причина греха. Если бы тело было причиной греха, почему же тогда не грешит человек, когда он мертв? Вложи меч в руку человеку, только что умершему, и не совершится убийство! Пройди перед юношей, только что умершим, самая красивая женщина — и не возникнет в нем ни одного блудного помысла! Почему? Потому что не тело грешит само по себе, а душа при посредстве тела. Тело — это инструмент, оно — словно риза и облачение души. Если тело будет предано душой на блуд, то оно становится нечистым. А если будет жить со святой душой, то становится храмом Духа Святого. Имей же попечение о теле, ведь оно — храм Духа Святого! Не оскверняй тела своего в блудодеяниях, не пятнай в блудодеяниях это прекрасное одеяние!»

Согласно этому святителю, тело является благим прежде всего потому, что его члены созданы Богом; Адам в раю был наг вместе с Евой (см.: Быт. 2: 25), однако не из-за своих членов был изгнан из рая. «Следовательно, — говорит святой Кирилл, — не члены суть причина греха, но те, кто скверно пользуется членами. Создатель членов премудр».

Святитель Василий Великий советует даже заботиться о теле, однако не чрезмерно, в ущерб душе. Забота о теле, в его понимании, служит образцом заботы о душе. Поэтому больным он советует «пользоваться исцелением тела как образцом и примером для заботы о душе».

Говоря о членах, святой Иоанн Златоуст осуждает тех, кто стал бы удалять себе половые органы, объясняя, что не они стоят в истоке греха. «Таковой, — говорит он, — является убийцей; он подает повод к тому, чтобы хулимо было творение Божие. Отсечение членов изначально было делом действа диавольского и козни бесовской, чтобы опорочить творение Божие и изуродовать человека; чтобы всё свалить на члены, а не на свободную волю. По этой причине многие согрешают без боязни, поскольку считают себя безвинными; таковые наносят себе сугубый вред: первый, что калечат свои члены; второй, что препятствуют воле совершать добрые дела.

Кроме того, — продолжает святитель, — надо сказать вам еще, что отсечение членов не угашает похоть, но еще больше разжигает ее. Ибо в другом месте располагаются истоки семени, имеющемся в нас, по иной причине вздымает похоть свои волны. Одни говорят, будто похоть плоти рождается в мозгу; другие говорят, что в бедрах! А я бы сказал, что она рождается не в ином месте, как в воле развращенной и уме, за которым нет присмотра. Если душа наша чиста, нам вовсе не повредят движения тела».

Что члены тела хороши, это показывает сам акт воплощения Господа, «Который не стыдится принять тело, состоящее из подобных членов», — говорит святой Кирилл Иерусалимский. Поэтому «нет ничего скверного во всем устроении тела человеческого, если оно не осквернено изменами и блудодеяниями».

Но душа тоже не виновна в грехопадениях, ибо «душа свободна, она — самое прекрасное творение Божие, будучи создана по образу Божию; она бессмертна по причине Бога, создавшего ее бессмертной. Она обладает властью делать, что хочет».

Итак, грех не проистекает ни из природы тела, ни из природы души, его исток находится в другом месте, а именно в свободной воле человека. Диавол искушает его, внушает ему помысл о блуде, однако не может заставить идти против своей воли. А если бы природа человека приводила ко греху или добродетели, то утратили бы всякий смысл и ад, и небесные венцы.

Святитель Василий Великий стоит на той же позиции, он показывает, что свободная воля, которая может считаться «одним из славных титулов существ, наделенных разумом» и которая была дана человеку как средство к совершенствованию, будучи использована неверно, стала причиной его падения.

Это учение разделяет и святитель Иоанн Златоуст. Развивая его, он говорит: «Не сама гитара может издавать гармоничные звуки, а душа музыканта заставляет ее издавать эти звуки. Следовательно, и здесь не тело является членом лживым или мерзким, а наше собственное намерение и свободная воля, проистекающие из нашей души».

Итак, всё созданное Богом — добро; человек со всем своим наследием, полученным от Создателя, является «домом Божиим». Блудник же становится «домом оскверненным» только из-за своего намерения, злого и лукавого.

Поскольку некоторые из грешников искали оправданий своему состоянию, ссылаясь на бессилие перед искушением и свою природу, святой Златоуст на конкретных примерах показывает, что не существует никакой силы у греха, и это подтверждают те, кто блюдет свою чистоту, а также заключенные в темнице, и что никто не хорош или плох по природе, и это доказывается обращением людей в веру. Что проистекает от природы, того изменить нельзя, поэтому естественные потребности никогда не считались грехом, и никого не винят и наказывают за то, что они у него имеются. «А тогда, — спрашивает святой Иоанн, — зачем нам обманывать самих себя отговорками и оправданиями, которые не только не принесут нам никакого прощения, но, напротив, навлекут самое грозное наказание?»

Таким образом, зная, сколь губителен блуд, человек должен бежать с его пути и с пути всех грехов, порождающих его; и не только для того, чтобы люди не видели, но и из боязни огорчить Бога. Святой Златоуст осуждает тех, кто стыдится людей, а Бога не боится.

Чтобы избежать блуда, необходимо объявить войну греху, причем не когда угодно, а в самом вначале, когда он только начинает возникать в душе, и устранять те искушения и средства, посредством которых рождается грех. Святой Иоанн советует для этого: «Поставь сам себе предел и реши не смотреть на женщину, и не ходить в театр, не смотреть на площади на чужие прелести. Намного легче не смотреть с самого начала на красивую женщину, чем смотреть, а потом изгонять из себя вожделение ее и в то же время изгонять смятение, которое вызвал в тебе ее вид. Борьба бывает легче вначале, да нам и не нужна будет борьба, если мы не откроем дверь врагу и не примем даже семени зла. Христос потому наказывает того, кто ненасытно смотрит на женщину, чтобы таким образом уберечь нас от большего страдания. Поэтому, говорю, прикажи изгнать из твоего дома врага, пока он не стал сильным, ведь сейчас его легче изгнать».

Святой Иоанн анализирует отдельные проявления и движения греха с самого начала, от его появления в помысле и возрастания по интенсивности до катастрофы, которую он производит. Описывая эту картину, он увещает искоренять грех еще в самом зародыше. В данном случае можно говорить о превентивном духовном лечении, которое человек, находящийся в опасности заболеть душевно и телесно, проводит сам, но на основании рецепта Спасителя нашего Иисуса Христа, приведенного в Евангелии («Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» — Мф. 5: 27–28).

Таким образом, святой Златоуст говорит: «Не такой это труд — видеть красивых женщин, как овладеть собой после того, как увидел их, а не видеть — в этом и вовсе нет никакого труда, тогда как многий труд и пот следуют после того, как ты увидел их. Таким образом, когда и труд меньше, — хотя его и не может никто назвать трудом, — и выигрыш больше, зачем же мы тогда сами ищем упасть в бездну неисчислимых зол?»

Супружеская измена в венчанном браке и ответы священников о последствиях прелюбодеяния

Для современного общества супружеская измена стала скорее правилом, чем исключением. Все чаще люди слышат о полигамности мужчины или о самодостаточности женщины, которые якобы допускают такие поступки.

На самом деле, каждый человек понимает, что измена внесет в семью разлад, недоверие и даже депрессивное настроение, поэтому пытается любыми способами обезопасить свои отношения, найти гарантии их неприкосновенности.

Многие считают, что проведя в церкви Таинство венчания, иначе говоря, обвенчавшись со своей «второй половинкой», они сохранят этот брак на всю жизнь. Однако никто не может дать таких гарантий, и измена в венчанном браке встречается не реже, чем в гражданском.

Какой смысл заключает в себе венчание, и какие последствия влечет за собой измена в браке, заключенном церковью? Можно ли простить прелюбодеяние мужа и как сохранить взаимопонимание в семье после него? Найти ответы на эти и другие вопросы можно, прочитав эту статью.

Значение обряда венчания

Обряд венчания священен, он благословляет влюбленную пару на совместную жизнь в любви и взаимопонимании. Пары, решившие обвенчаться, показывают всю серьезность своих намерений в брачном союзе.

Очень часто обвенчавшимся людям кажется, что этот обряд гарантирует счастливую семейную жизнь без каких-либо испытаний и препятствий. Но это чувство ложное. Христианство вообще не может ничего гарантировать, оно просто призывает людей следовать заповедям и жить по законам Божьим.

Влюбленные же считают, что церковные обряды действуют сами по себе и предоставляют им определенный перечень благодеяний. Любое из Таинств, проведенных церковью, открывает возможность для получения спасения, прощения или семейного счастья через постоянный труд.

Обряд венчания – есть начало совместного пути, дающее возможность супругам взрастить жертвенную и взаимоотдающую любовь, наполняющую каждого из них. А для этого нужно пройти через подвиг, через самоотдачу, через крест.

Измена в венчанном браке

Супружество, даже заключенное без венчания — это соитие двух людей в единую плоть для любви и продолжения рода. Любовники же соединяются для свершения греховного деяния — блуда.

Св. апостол Павел говорит: «совокупляющийся с блудницей станет одним телом с ней». То есть прежний союз будет разорван.

Несправедливо мнение, что основой предательства в супружестве является лишь сексуальная потребность. Очень часто человек ищет на стороне совсем другое. Так, любовница позволяет мужчине чувствовать себя сильным и уверенным в себе, а жена уже наизусть знает все его недостатки.

Иногда влюбленные вдруг понимают, что прежние чувства исчезли, и осталась лишь пустота. В этом случае люди изменили друг другу не физическим актом, а разделением на «мое» и «твое».

Когда человек решает, что владеет чем-то, что не должно принадлежать его «второй половине» и чем он не собирается делиться (любая мелочь от пристрастий до отношений с родителями), то это очень опасно для брачного союза. Все должно быть общим — даже родители одного из супругов становятся родителями для второго.

Измены же физически – есть нарушение Божьей заповеди, за которым обязательно последует наказание. И даже венчанный брак не способен уберечь пару от измены — она зависит от многих факторов: как личных качеств и духовности человека, так и от внешних обстоятельств.

Таинство венчания лишь напоминает людям о том, что союз двух сердец должен быть священен, и измены после свадьбы должны быть полностью исключены.

Более того, люди, принявшие такое решение, должны понимать, что не изменять после венчания так же важно, как и соблюдать другие простые христианские правила, например, креститься, ходить в церковь или следовать советам батюшки.

Измена в отношениях венчанной пары — это нарушение обета и церковных правил. Оно свидетельствует о пренебрежении и неуважении друг к другу, а также неумении жить согласно Законам Божьим.

Что делать, если муж/жена изменяет после венчания?

Каждому священнику знакома ситуация, когда человек, столкнувшись с супружеской изменой, совершенно не знает, что делать и как теперь жить.

Он просит благословения на развод или на дальнейшее совместное проживание, то есть просит совета. Но однозначного ответа здесь дать нельзя.

Как бы трудно ни было, но принять решение о расставании с изменником или его прощении может только сама жертва измены, потому что жить в браке, куда пришла такая беда, придется ему самому.

Евангелие хоть и называет прелюбодеяние единственной настоящей причиной для развода, оно не повелевает расставаться. Каждая ситуация уникальна, как и причины и обстоятельства измены.

Готовы ли супруги к примирению, зависит только от них. Да, измена — это слишком серьезный грех и очень тяжелая травма для всех членов семьи. Далеко не все способны жить с изменившим супругом, даже если тот искренне покаялся.

Многие из жертв супружеской измены уходят в глубочайшую депрессию. Конечно, они обязательно переживут и отчаяние, и чувство, что все навсегда разрушено.

Но такое состояние родителя, да и сама ситуация в целом очень сильно отражается на детях. Даже смерть родителя не травмирует их так, как разрушение семьи, поскольку это предательство, которое навсегда оставляет внутри души незаживающую рану. Многие женщины, переживающие измену мужа, пытаются сделать эту ситуацию максимально незаметной для детей.

Но даже трудно представить, что ей это удастся, потому что, находясь в депрессии, она способна лишь механически исполнять свои родительские обязанности. Здесь, наряду с необходимостью постоянного посещения храма, покаяния и причащения в церкви, лучше обратиться к врачу, который при необходимости назначит курс лечения.

При желании сохранить семью церковь советует снова смотреть в глаза, заботиться о друг друге, вместе проводить время — разговаривать за чаем, посещать культурные места или гулять в парке.

То есть сделать жизнь общей. А этот тяжелый эпизод, возникший на пути, воспринять как урок. Важно понять, что делалось не так, простить и вновь искренне полюбить.

Иногда человеку, столкнувшемуся с изменой близкого, советуют отомстить для облегчения. Но люди, в отчаянии решившиеся на подобное деяние, будут чувствовать себя намного хуже. Здесь имеет место двойная травма — предательство супруга и уничтожение себя грехом.

Разделения понятий измены в венчанном и в невенчанном союзе нет, есть люди — верные или неверные. Помните, что нельзя жить в обиде и ненависти и, если нельзя простить, лучше отпустить и разделить пути.

Последствия прелюбодеяния в венчанном браке: ответы священника

Заповеди не случайно гласят «не убий», а затем сразу «не прелюбодействуй». Убийство и измена практически равнозначны по своей разрушительности.

«Люди, переживающие измену, испытывают чувство, будто их убивают, и эта смертельная рана не заживает никогда» — говорит настоятель храма, протоиерей Алексий Уминский.

Нехранящий верность своей жене или мужу обязательно погибнет, даже если имеет тысячи добродетелей.

Блуднику нельзя войти в Царство Небесное, поскольку совокупляться с незаконным супругом — тяжкий грех, прелюбодеяние, за которым непременно последует соответствующее наказание. Поэтому прелюбодей вредит больше себе, чем своей «второй половине».

От свершившегося прелюбодеяния происходят великие бедствия, разрушающие дома, от него иссякает любовь, и уничтожается все хорошее внутри человека и вокруг него.

Можно ли искупить грех?

Прелюбодеяние — один из семи смертных грехов и нарушение седьмой Божьей заповеди. Любой может сойти с истинного пути и согрешить. Священники утверждают, что нет непрощенных грехов, есть грехи нераскаянные.

Совершенный грех невозможно искупить самостоятельно, нужно просить милости у Христа. Просить его, чтобы он помиловал вас за нарушение Его воли и заповеди. Только раскаявшись и исповедовавшись у священника, можно получить прощение Искупителя.

Чтобы получить прощение и облегчить свою участь, нужно сделать следующее:

  • поститесь три или более дней;
  • читайте молитвы по утрам и вечерам;
  • исповедайтесь священнику в грехе, при этом расскажите ему и о других своих пригрешениях, вольных или невольных;
  • причаститесь.

Отнеситесь к этому очень ответственно и серьезно. Лучше исповедаться вечером перед Причастием, чтобы во время утреннего Богослужения ничего не отвлекало согрешившего от искренней молитвы.

Можно ли сохранить семью, в которой есть изменник? Можно, но случаев разрушения семьи по этой причине намного больше. Для сохранения семьи нужен совместный подвиг и понимание того, что этот крест и боль от произошедшего нужно будет нести до конца.

В такой семье уже не будет прежнего счастья и радости, прежней легкости и доверия — лишь тяжесть в сердце и застрявший комок невысказанных эмоций в горле.

Если супруги найдут в себе силы и привыкнут к этому, то, может быть, этот брак подарит им еще несколько внешне счастливых моментов, они найдут общие дела и будут едины при воспитании детей. Потому что соединять эту пару будут подвиги покаяния и прощения.

Согрешив, покайтесь, осознайте всем сердцем вину перед Богом и никогда не повторяйте подобных деяний.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *