Избиение младенца

Избиение младенцев

«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)
О других историях избиения младенцев см. Избиение младенцев (мотив)

Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную жестокость по отношению к беззащитным.

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики, в Православии их память совершается 29 декабря (11 января), в Католицизме 28 декабря.

Евангельское повествование

Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царём со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до Р. Х.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
(Мф.2:16)

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер.31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

«Избиение младенцев»
(фреска Джотто в капелле Скровеньи)

Апокрифические истории

Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их.

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

Богословское толкование

«Избиение младенцев» (Кодекс Гертруды, X век)

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.

Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, встречается и символическая цифра 144 тысячи (12 в квадрате, соответствует числу запечатлённых в Апокалипсисе, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля). Богословы отмечают, что сам факт избиения младенцев упомянут только Матфеем, о нём не пишет Иосиф Флавий — всё это заставляет учёных ставить под сомнение данный факт. Но поскольку жестокость Ирода нашла отражение у историков, то часть из них соглашается, что убийство младенцев могло быть осуществлено по приказу царя, но число их было незначительным, а не 14 000 (или 144 000), как указано в богослужебных книгах. Действительно, например, по наиболее вероятным подсчётам население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Тем не менее сторонники большого количества убитых младенцев обычно ссылаются на приведённые Матфеем слова Иеремии о «вопле великом» и заявляют, что жертв было гораздо больше.

В изобразительном искусстве

«Избиение младенцев»
(Гвидо Рени, 1611—1612)
«Избиение младенцев»
(Даниэле да Вольтерра)

Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).

Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

День Избиения младенцев

Считался одним из самых несчастных дней в году. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.

Примечания

  • Вифлеемское избиение младенцев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Избиение младенцев
  • День святых Невинных Младенцев Вифлеемских
  • Вифлеемские младенцы
  • Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные
  • Александр Майкапар. Новозаветные сюжеты в живописи
  • Holy Innocents (Catholic Encyclopedia) (англ.)

Рождество Христово
События Рождество Христово • Поклонение пастухов • Поклонение волхвов
Персоналии Иисус Христос • Дева Мария • Иосиф Обручник • Саломея-повитуха • Три царя • Ирод Великий
Связанные события Вифлеемская звезда • Избиение младенцев • Бегство в Египет
Места Вифлеем • Пещера Рождества и Ясли Христовы
Традиции празднования Рождественская ёлка • Сочельник • Рождественский пост (Адвент) • Святки • Новый год • Старый Новый год • Секретный Санта

10 самых пугающих праздников в культурах разных народов


Праздники, шокирующие своей жестокостью.

Сегодня очень часто бывает, что праздники превращаются в настоящую рутину. Люди тратят солидные суммы просто на то, чтобы накрыть шикарный стол и пообедать или поужинать в кругу родственников. Но далеко не все праздники таковы. История знает праздничные ритуалы, поражающие своей жестокостью, причём многие из них дошли и до наших дней.

1. День Невинных Младенцев


День Избиения младенцев.

Европейцы в средневековье серьезно подходили к вопросу празднования. Например, Рождество отмечалось не один день, как сегодня, а в течение 12 дней. Это были дни веселых празднеств и гуляний, которые давали крестьянам возможность отдохнуть от повседневной работы. Однако, один из рождественских дней был вовсе не такой веселый, по крайней мере, для детей. 28 декабря отмечали День святых Невинных Младенцев Вифлеемских (или День Избиения младенцев), который считался одним из самых несчастных дней в году.
Согласно библейской истории, царь Ирод рассердился, когда понял, что волхвы обманули его и не сказали о местонахождении младенца, которому те шли поклониться. После этого Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. В средние века верующие родители хотели напомнить своим детям о всей жестокости царя Ирода и рано утром 28 декабря вытаскивали их из постелей и избивали. К счастью, варварский праздник в конце концов изменился и ритуальные избиения превратились.

2. Фестиваль Шаро


Фестиваль инициации юношей.

В племени Джафун фулани в Нигерии практикуется мучительный ритуал по отношению к молодым юношам. Два раза в год проводится фестиваль инициации, во время которого с юношей снимают верхнюю одежду, после чего их выводят на площадь. Там юношей начинают жестоко избивать плетьми другие члены племени примерно того же возраста. Подобное испытание должны пройти все, кто собирается сделать девушке предложение. Если молодой человек даже вздрогнет во время ритуала, то его посчитают трусом и подвергнут публичному унижению. Большинство мальчиков в конечном итоге остаются с огромными шрамами на всю оставшуюся жизнь.

3. Свежевание мужчин


Tlacaxipehualiztli.

У ацтеков был ежегодный праздник, по мотивам которого впору снимать настоящий фильм ужасов. Этот фестиваль по названию Tlacaxipehualiztli («свежевание мужчин»), проводился в честь Шипе Топека («господа с содранной кожей») — бога плодородия у ацтеков. Tlacaxipehualiztli был самым большим фестивалем в течение года у ацтеков, а также самым кровавым.
Ацтеки подвергали пленных сложным ритуалам, а несколько дней спустя их приносили в жертву Шипе Тотеку. Жрецы вырезали сердца еще у живых жертв, после чего поднимали их вверх на протянутых руках на всеобщее обозрение. После этого жрецы свежевали своих жертв, полностью снимая с них кожу. Делалось это все под священные песнопения. Более того, жрецы после этого одевали на себя снятую кожу принесенных в жертву людей. Позже во время фестиваля жрецы носили отрубленные головы жертв, тела которых разрезали на куски и даже частично съедали. Этот ритуал продолжался несколько дней, а после его окончания снятые кожи хранились в священной пещере.

4. Таргелии


Обычаи древних афинян.

Обычно древних афинян считают вполне мирными философами. А на самом деле мало кто знает о том, что они практиковали варварские ритуалы с жертвоприношениями. К примеру, можно вспомнить о фестивале Таргелии, который проводился в конце мая. В Афинах выбирали двух самых уродливых людей. После этого их били по гениталиям, одевали в рубище и ритуально изгоняли их из города навсегда. В некоторых случаях, этих несчастных людей сжигали заживо за пределами города, после чего пепел жертв бросали в море. Афиняне считали, что эта практика «очищает» их город перед новым урожаем.

5. Церемония нового огня


Костер внутри человека.

Ацтеки считали, что мир должен погибнуть через каждые 52 года, если они не сохранят его в ходе жуткого ритуала под названием «Церемония нового огня». Каждые 52 года ацтеки тщательно «вычищали» свои дома от наиболее ценного имущества, которое сразу же бросалось в костер. Позже возник ритуал «нового огня», во время которого жрецы, одетые в мантии с символикой своих богов, разрезали грудь жертвам и клали внутрь тлеющие угли, буквально разжигая костер внутри человека. После того, как жертва загоралась, ее бросали в большой костер. В это время вокруг шло бурное празднование… ведь мир был «спасен» еще на 52 года.

6. День черепов


Древний ритуал смерти.

Коренные боливийцы каждый год 8 ноября участвуют в древнем ритуале смерти. Участники берут человеческие черепа, которые выкапывают на заброшенных кладбищах, и украшают их цветами и ювелирными изделиями. Затем черепа торжественно проносят по городу, для них играет торжественная музыка и черепам даже приносят дары. В Боливии эти черепа называют «нанита» и придают им большую религиозную значимость. Считается, что черепа даруют защиту и приносят удачу. По этой же причине, черепам регулярно молятся, причем используя традиционные христианские молитвы. Католическая церковь осуждает этот ритуал и неоднократно просила боливийцев отказаться от подобных торжеств. Но боливийцы и поныне продолжают молиться черепам.

7. День крови


Римская богиня войны Беллона.

Один из самых шокирующих праздников существовал в Древнем Риме. Каждый год 24 марта последователи римской богини войны Беллоны проводили ужасающий ритуал, чтобы показать свою покорность богине. Этот фестиваль назывался Dies Sanguinis («День крови»). Жрецы Беллоны резали себе руки и ноги, сцеживали кровь и пили ее. Кровью также торжественно брызгали на изображения богов. Некоторые преданные фанаты Беллоны заходили еще дальше. Чтобы показать свое уважение к отрубленному пенису римского бога Аттиса, они кастрировали себя кремневым ножом.

8. Фестиваль Тинку


Мордобой контролируется полицией.

Каждый год люди народностей тинку и кечуа в Боливии собираются вместе с одной единственной целью — избить друг друга во время ритуального праздника под названием Тинку («встреча»). Эта древняя практика появилась задолго до Колумба. Начинается праздник с того, что люди в течение нескольких дней употребляют обильное количество спиртного. Затем они приносят в жертву ламу и исполняют ритуальные танцы. После завершения ритуала алкогольные возлияние продолжаются, и люди начинают драться друг с другом. Молодежь, старики, мужчины, женщины — все избивают друг друга во имя мира. Цель — искоренить гнев, который люди могут испытывать друг к другу.
На фестивале неизменно текут реки крови, а также часто гибнут люди. Местные жители считают кровь символом плодородия и утверждают, что Тинку способствует хорошему урожаю. В далеком прошлом трупы погибших съедали во время религиозной части празднества. Сегодня это празднество проводится под контролем полиции.

9. Ашура


День смерти имама Хусейна ибн Али.

День Ашура — мусульманский праздник. Но сунниты и шииты понимают его по разному. Сунниты рассматривают его как день освобождения израильтян от фараона в Египте. Для них это большой праздник. У шиитов же это день смерти имама Хусейна ибн Али (потомка Мухаммада). В память об этом они уже 1300 лет практикуют кровавый ритуал.
На 10-й день месяца Мухаррам шииты собираются на площадях и избивают себя мечами или цепями, чтобы оплакать смерть Хусейна. По время этого действа по улицам течёт кровь. Участие в празднике нередко принимают даже подростки. В последние годы подобное самобичевание осуждается большинством шиитских лидеров, тем не менее тысячи мусульман-шиитов по всему миру по-прежнему предпочитают маршировать по улицам в лужах собственной крови.

10. Фестиваль Гадхимаи


Жертвы богине Гадхимаи.

Возможно, самое большое жертвоприношение животных в мире происходит во время фестиваля Гадхимаи в Непале. Каждые пять лет там проводится крупнейшая в мире массовая резня во имя религии. Сотни тысяч людей, поклоняющиеся индусской богине Гадхимаи, приводят на фестиваль бесчисленных животных (буйволов, свиней, коз, кур, крыс, голубей), чтобы принести их в жертву (делается это для обретения удачи). Считается, что во время фестиваля в 2014 году было убито 500 000 животных. К счастью, после 250 лет проведения фестиваля это ритуальное убийство было запрещено в 2015 году властями.
Каждая страна и каждый народ отмечает свой Новый год по-своему и в разное время. Так, очищение водой или тайский Новый год будут отмечать только в апреле.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Младенец Иисус – будущий Великий Воин

Измените своё видение Младенца Иисуса

Когда вы представляете себе маленького Господа Иисуса, покоящего свою милую головку в Вифлеемских яслях, видите ли вы в нём воина?

Рождество – это жестокая история о борьбе. Таким оно и должно быть, потому как жизнь по эту сторону вечности – это духовная война.

Бунтарский дух поднимает свою уродливую голову
тогда снисходит благодать
тьма окутывает свет творения
тогда снисходит благодать
шипы и болезни поражают плоть
тогда снисходит благодать
люди лгут и предают
тогда снисходит благодать
соблазны совращают с пути
тогда снисходит благодать
созданные по образу и подобию убивают своих братьев
тогда снисходит благодать
власть развращает власть имущих
тогда снисходит благодать
гордость пленяет иллюзиями
тогда снисходит благодать
глупцы проповедуют глупость
тогда снисходит благодать
идолы множатся и обманывают
тогда снисходит благодать
земля стонет
тогда снисходит благодать
улыбки обращаются в слёзы
тогда снисходит благодать
ненависть презирает любовь
тогда снисходит благодать
надежда переходит в страх
тогда снисходит благодать
насилие истребляет заботу
тогда снисходит благодать
воровство обкрадывает щедрость
тогда снисходит благодать
мир воюет с войной
тогда снисходит благодать
опасность кроется в каждом сердце
тогда снисходит благодать
зло похищает рассудок
тогда снисходит благодать
мораль уничтожена
тогда снисходит благодать
правосудие несправедливо
тогда снисходит благодать
творение отделилось от Творца
тогда снисходит благодать
люди рыдают, Бог оплакивает их
тогда снисходит благодать
в лице человека
родившегося Младенца-Мессии
Иисуса.

Этот Младенец-Мессия по имени Иисус вырастет и столкнётся с тем, с чем столкнулся Адам: соблазнительными искушениями и нечестивым врагом. Христос будет стоять лицом к лицу с сатаной и победит дьявола при жизни, разгромит его на кресте и сокрушит пустой гробницей.

Маленький Господь Иисус – наш победоносный Великий Воин. Но последняя битва ещё не закончена. Мы всё ещё живём в падшем мире, который работает не так, как замыслил Бог. Мы всё ещё боремся с искушениями мира и грехом внутри нас. Соблазнительные голоса зовут нас ежедневно, силясь заставить перешагнуть духовные границы, установленные Богом.

Поэтому сегодня, празднуя Рождество, не забудьте праздновать рождение Великого Воина. Он одержал победу в битве, в которой мы с вами были бессильны. Эта победа – наша надежда в жизни на земле и жизни грядущей.

Благослови вас Бог,
Под Давид Трипп

Вопросы для размышления.

1. Как вы обычно представляете себе маленького Господа Иисуса во время Рождества? Подумайте, как вы можете увидеть в Младенце воина.
2. Какие соблазняющие голоса звали вас на этой неделе, побуждая переступить границы, установленные Богом? Описывайте их конкретно, вспоминая все детали соблазнов, с которыми вы столкнулись.
3. Почему вы искушаетесь прислушаться к голосам? Подумайте над тем, как ваше сердце склонно заблуждаться вместо того, чтобы обличать врага.
4. Какие библейские истины вам стоит напомнить себе для того, чтобы бороться с искушающими голосами?
5. Какую битву с грехом вы проиграли в последнее время? Вспомните, как Христос столкнулся с тем же искушением, и почему Его победа над грехом должна вселить в вас уверенность и надежду.

Перевод Алёны Гальцевой

Библейский не любитель младенцев — слово из 4 букв

Определения из сканвордов слова ИРОД

  • истребитель младенцев
  • злодей и живодер (перен.)
  • библейс. нелюбитель младенцев
  • библейский выродок
  • библейский детогуб
  • библейский душегуб младенцев
  • библейский злодей
  • библейский изверг
  • библейский мучитель
  • библейский не любитель младенцев
  • библейский персонаж
  • библейский синоним душегуба
  • библейский царь
  • библейский царь Иудеи
  • библейский царь-душегуб
  • библейский царь-злодей
  • возвел Стену Плача
  • детоубийца
  • детоубийца из Иудеи
  • древнеиудейский царь
  • жестокий царь (библ.)
  • злобный царь Иудеи
  • злодей из Библии
  • злодей среди иудейских царей
  • злодей среди царей
  • злой царь Иудеи
  • избивавший младенцев
  • избивающий младенцев
  • изверг
  • изверг среди царей
  • изверг, мучитель
  • изверг, мучитель, злой, жестокий человек
  • изверг, царь
  • именно такое имя носил самый последний иудейский царь из рода Хасмонеев, который вошел в историю под именем «Великий»
  • истязатель
  • иудейский губитель детей
  • иудейский правитель
  • иудейский царь-злодей
  • крайне злой, жестокий человек
  • кто приказал «избивать младенцев»
  • легендарный царь, чьей родиной считают израильский город Ашкелон
  • мешанина из слова «Диор»
  • мнительный царь Иудеи
  • монарх-злодей из Библии
  • мучитель
  • мучитель из Библии
  • очень нехороший библейский царь
  • первый преследователь Иисуса
  • первый преследователь Иисуса Христа
  • персонаж Библии
  • правитель Иудеи (библ.)
  • преследователь Иисуса Христа
  • царственный враг Христа
  • царь Иудеи
  • царь Иудеи (библ.)
  • царь Иудеи времен Христа
  • царь Иудеи, которому приписывают «избиение младенцев»
  • царь мучитель
  • царь, враг младенца Христа
  • царь, избивавший младенцев
  • царь, мучивший детей
  • царь, сгубивший детей
  • царь, символ всех злодеев
  • царь-детогуб
  • царь-детогуб (библ.)
  • царь-злодей
  • царь-мучитель (библ.)
  • анаграмма к слову «Диор»
  • библейский нелюбитель младенцев
  • поменяйте буквы в слове «Диор»
  • злодей и живодёр (перен.)
  • царь — душегуб младенцев
  • злодей среди библейс. царей
  • мучитель имени царя

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *