Из чрева прежде денницы родих тя

Псалом 109

Псалом Давиду.

О сей надписи мы говорили многократно. Псалом сей относится ко Христу.(1)

(1) Феодорит замечает, что сам Господь относил этот псалом к Себе в Евангелии; так Он, спрашивая фарисеев, сказал: как вы думаете о Христе? Чей Он сын? говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид духом называет Его Господом, говоря: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, то как же Он Сын его? И никто не мог Ему ответствовать на слова (Матф. 22:42–46). Ибо фарисеи признавали Христа Сыном Давида. А что Он был Господом Давида (т. е. по Божеству), того вовсе не знали. Почему Господь прибавляет то, чего не доставало, не отвергая того, что было признаваемо, но научая, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. Итак, пусть скажут иyдеи, относящие сей псалом к Аврааму, от лица раба, и ариане и евмониане, относящие сей псалом к Богу – Слову до времени воплощения Его, и павлиане и савеллиане и фотиниане, относящие его ко Христу, как простому человеку. Ибо что они могут сказать на сии слова: из чрева прежде денницы Я родил Тебя? Слова Афанасия: Сей псалом пророчествует о рождении Господа по плоти и восхождении Его на небеса.

Пс.109:1. Рече Господь Господеви моему

Бог, говорит, Отец сказал к Богу, Сыну своему, по вознесении Его на небо. Если же и написано: Господь Бог наш, Господь един есть, то это написано отнюдь не для отвержения Единородного, но для различения и отделения Его от ничтожных богов. А слова: Рече Господь и Отец к Сыну, мы должны понимать, как прилично Богу, а не человеку, или богоприлично, а не человекообразно. Сии слова заграждают иудеям уста; ибо они совершенно не знают, что сказать на то, какие два Господа у Давида, из которых один родился из чрева прежде денницы (зари).(1) Ибо явно, что это Христос – Бог и человек.

(1) Слова Феодорита: Если Давид – царь и при том царь благочестивый и удостоившийся пророческого дара, называет Владыку – Христа Господом, то посему Он не простой только человек, как утверждают безумно иyдеи, но и Бог, как Творец и Господь Давида; и общее наименование Их выражает торжество существа Их. Ибо Господь говорит Господу – Отец Сыну своему; а не Господь – творению и не Господь – созданию. Другие: Говорящего называют Богом, а слушающего – Зоровавелем. Итак, что будет Зоровавель? Господь Давидов? И как мог говорит тот, который и сам назван Давидом в воздаяние ему сим великой чести? Где он имел священство, притом странное какое-то и удивительное? Итак, слова: Господь Господу моему, сказаны о Христе. В еврейской же псалтири написано: «сказал, Иегова Иегове», что выражает единосущность Отца с Сыном; так как никакая тварь не называется Иеговою: одному Богу и одному божескому и не созданному естеству, а не какому-либо другому – созданному естеству усвояется сие имя.

Седи одесную Мене

Как наименованиями Господь и Господь выражается равночестие Отца с Сыном и наоборот Сына с Отцом; так и сидение по правую сторону на царском престоле – то же равночестие их показывается, ибо у коих сидение общее, у тех и царство общее. Посему да заградятся уста Ария и Евномия, пустословящих, что Сын не равен Отцу. Поскольку же, как бестелесные и неописанные не имеют правой и левой стороны, что свойственно только телам, то посему сидение здесь означает покой и наслаждение Божиим царством, а сидение по правую сторону показывает подлинность сыновства Сына и близость и равную честь.(1)

(1) Слова Велик. Василия: Ибо если престол Божий, как мы уверены, есть наименование достоинства, то отдельное для Господа седалище по правую сторону Отца, что другое может означать, как не равночестие достоинства? И правая сторона выражает отношение к равному, впрочем так, что правая сторона не должна быть принимаема за телесную. Ибо иначе была бы и левая сторона. Но сии слова почтенными наименованиями сидения выражают величие сыновней чести. Итак, как из того, что Он занимает почетнейшее сидение по правую сторону, мы не можем заключать, что Он больше Отца; так и ты не говори, что Он выше, или ниже, но что Он равночестен и равен, как сие показывает и общее сидение. Кирилла: Правая сторона означает равночестность достоинства. Севира: Под правою стороною мы разумеем равночестность Сына с Отцом; ибо в отношении к бестелесному существу нельзя представлять ни правой, ни левой стороны. Тоже говорит и Исихий: А что не сам Сын усвояет себе достоинство царства и Божества (посему Павел говорит: не считал хищением равенство с Богом), но потому, что Отец благоволил к Нему и Сын имеет достоинство, то посему Он имеет царство и равночестие с Отцом. Итак, престол, по словам Евсевия, означает царское достоинство Его; сидение – непоколебимость, твердость и неподвижность пребывания Его на царствии; а по правую сторону значит общение в благах и правых дарованиях Отца. Феодорита: Великое означает сидение одесную и превышающее не только человеческую природу, но и всякую тварь. Впрочем, и это сказано по-человечески. Ибо как Бог Сын имеет вечный престол: ибо престол Твой, говорит, Боже, во век века. Так как не после креста и страдания Он удостоился такой чести, как Бог, но получил, как человек, то, что имел, как Бог: то поелику Он как человек принимает предложение: седи одесную Меня; ибо как Бог Он имеет власть вечную. Бож. Василий говорит и в другом месте: что же? поелику сидит одесную, то посему и почтеннее? Но если бы Он имел честь от Самого Себя, то тогда был бы почтеннее; а если Он получил ее от своего Родителя, то это дар давшего.

Дондеже положу враги Твоя (в) подножие ног Твоих.

По Феодориту и Афанасию, под врагами здесь разумеет иудеев, эллинов, еретиков, и бесов; а слово Дóндеже не всегда отделяется от будущего времени, но часто означает: до некоторого времени, а прочее время не отвергается, но вместе с ним подразумевается, как теперь здесь, о чем и Григорий Богослов в первом слове о Сыне любомудрствовал, и мы, последуя Отцам, изъяснили слова евангелиста Матфея: доколе Она родила Сына своего первенца (Матф. 1:25). Ибо если бы царство Христово ограничено было только до некоторого времени, а не было бы вечно, то как бы исполнилось изречение Даниилово: и царство его царство вечное (Дан. 7:27); также: восставил Бог небесный царство, которое не рассыплется во веки (Дан. 2:44). Или как окажется истинным то, что сказал Гавриил Деве: и царству Его не будет конца (Лук. 1:33)? А когда слышишь, читатель, здесь, что Отец положил врагов в подножие ног Сына Своего; а у Павла, что Сам Сын полагает их в подножие Свое: ибо Ему, говорит, надлежит царствовать, доколе не низложит всех врагов под ноги Свои (1Кор. 15:25), слыша, говорю, это не смущайся сим: ибо действие и сила обоих, как Отца, так и Сына одинаковы и дела их обоих общи. Потому что все покорятся Сыну, одни добровольно, а другие невольно, когда увидят Его сходящим с небес во второе Свое пришествие, о котором яснее учит Павел, говоря: дабы пред именем Господа преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних (Фил. 2:10). Наконец подножием означает покоренных, сказывая почти так: доколе не положу врагов Твоих покоренными ногам Твоим.(1)

(1) Феодорита: Итак, речение: доколе, не означает время, но это свойство божественного Писания, например: доколе не состареетесь Я есмь (Ис. 46:4). Очевидно, что бытие Божие не ограничивается старостью людей, но Творец всех будет продолжать бытие свое и по состарении и скончании их. – Златоуста: Слыша говорящего пророка, что Отец полагает под ноги, не смущайся; ибо это сказано не потому, что Сын бессилен, поелику Павел говорит, что Он Сам полагает под ноги свои. Дела Их общи; почему и говорит: все мое Твое и Твое мое. Евсевия: Теперь, говорит, у Меня царствуй и владей моею честью и славою; и хотя враги церкви и противники Твоего имени истребляются и покоряются Твоим ногам медленно, но будет время, когда воспримешь царства над всем. Исихия: В настоящей жизни и Отец покоряет Сыну человечество и Сын покоряет оное Отцу; но по окончании сего века, когда все во всем происходящем будет Бог, тогда придя в совершенство созерцания и познания, мы увидим Отца в Сыне и Сына в Отце; почему и Господь говорил, что тогда придет Он в славе Отца.

Пс.109:2. Жезл силы послет Ти Господь от Сиона

Жезл иногда принимается за знак наказания, как в сем месте: чего вы хотите? с палкою ли придти к вам, или с любовью и в духе кротости (1Кор. 4:21)? а иногда за знамение пастырства, как здесь: упасешь их жезлом железным (Пс. 2:9); иногда за знак царства, как в след. словах: выйдет жезл из корня Иессеева (Ис. 11:1), и иногда за знак силы, как в настоящих словах. Пошлет, говорит, Господь Христу, как человеку, силу с Сиона небесного, или с Сиона иерусалимского; так как с Сиона началась сила вышних дел Христовых и проповеди евангелия Его. Можно также под жезлом силы разуметь и крест, как разумел и Златоуст; ибо что может быть сильнее креста, который столь легко побеждает и прогоняет чувственных и мысленных врагов.(1)

(1) Феодорита: Жезлом силы означает силу спасительного креста, ибо чрез него покорил все полчище противников, и на Сионе он был водружен. Прибавление из Златоуста: Сей жезл креста обратил землю и море и наполнил их великою силою. С сим жезлом изшедши Апостолы во всю вселенную, все сие произвели. С ним совершили все, начав от Иерусалима. Афанасий с Евсевием под жезлом разумел посланное евангельское слово, которое и овладело всеми народами. Исихий: поелику жезл оный имеет двоякую силу и наказывать и руководствовать, то посему и крест руководствует нас и мучит демонов. Итак, прилично он назван и жезлом силы, как имеющий такую силу. Откуда же Он послал его? с Cиона, говорит, ибо там Единородный принес Себя в жертву.

И господствуй посреде врагов Твоих

Господствуй, говорит, Господи Иисусе Христе, среди врагов Твоих, покоряя их и подавляя и игом евангельских Твоих законов привлекая их к покорности Тебе. Ибо то было удивительно, что божественные Апостолы Господа, не смотря на то, что окруженные были со всех сторон врагами, однакоже, по словам Феодорита, побеждали их, и не просто побеждали, но и покоряли их, с особенною силою и успехом.(1)

(1) Слова Златословесного: Смотри, какое пророчество: оно светлее солнца. Ибо что значит: господствуй посреди врагов Твоих? Тоже, что среди эллинов и иудеев. Ибо как церкви насаждены – среди городов, так они одерживали верх и победу. Это знак светлой победы, поставить жертвенники среди врагов, овец среди зверей, агнцев между волками. Притом не сказал: побеждай, а господствуй, дабы показать, что торжество совершалось без ополчения, но владычество зависело от повеления. Так овладевали апостолы, имея Христа в себе!

Пс.109:3. С Тобою начало (начальство) в день силы, Твоея.

В тот, говорит, день, в который открывается сила Твоя, Господи, тогда будет с Тобою и начальство, т. е. будет у Тебя царство; так как оно, по Златоусту, не получается Тобою отвне, но соединено необходимо с самим божеством Твоим. Можно разуметь под начальством и Сына Божия, как виновника всего, т. е. как Творца, неразлучного с Отцом.(1) А день силы есть день первого явления Христова и бесчисленных Его чудес, или день второго Его пришествия, по Феодориту, и последней трубы, имеющей пробудить мертвых; так как и первое и второе пришествие имеет, по Златоусту, величайшую силу.

(1) Другой говорит: Сим означает время суда, в которое, по пришествии своем с ангелами во славе Отца, будет судить каждого. Кирилл: И тогда, без сомнения, придет Он, Сам пребывая в Отце и имея в Себе Отца, безначальное как бы начало Своего естества, только по происхождению из Него, ибо Он имеет бытие от Него. А Исихий под начальством разумеет крест Христов, поколику им князь и царь вселенной побежден. Равным образом под днем силы разумеете день креста (т. е. великую пятницу), по причине произведенных в оный знамений и чудес. Ибо в сей день Господь имел с Собою начальство, т. е. крест, не только потому, что на нем был пригвожден, но и потому что на плечах Своих нес его. Ибо яснее излагая сие Исаия говорил: Которого начальство было на рамени, что изъясняя Григорий Богослов сказал: Ибо с крестом поднимается (в изд. своде).

Во светлостех святых Твоих

Когда, говорит, придет день силы Твоей и первого Твоего пришествия, тогда просияют святые Твои; ибо что, по Златоусту, было светлее Апостолов, которые обтекая вселенную вокруг, освещали ее, просвещая ее проповедью евангелия и добродетелями, как солнце освещает вселенную лучами своими? А если Апостолы были столь светлы в первое пришествие Господне и в настоящем веке, то сколь светлее они будут во второе Его пришествие и в будущем веке, когда праведники воссияют, как солнце во славе Отца их (Матф. 13:43), как сказал Господь. Итак, примешь ли сии слова в отношении к первому пришествию Господа, или второму, ты не погрешишь: ибо то и второе, по Златоусту, покажет величайшую силу.(1)

(1) Слова Афанасия: Выражение: «во светлостях святых Твоих» означает ничто иное, как лики святых Ангелов, в ту ночь, в которую родился Христос, воспевшие: Слава в вышних Богу. Златоуст светлостями называет здесь красоту святых. Ибо что светлее Павла? Что блистательнее Петра? которые обтекая вселенную сияли паче солнца, когда сияли семена благочестия? Ибо как снизошедшие с неба Ангелы, так были неприступны для всех. Ибо никто не смел пристать к ним; а народ превозносил их (Деян. 5:13).

Из чрева прежде денницы родих Тя

Слова: «седи одесную Меня», сказанные выше, и слова: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя», сказанные здесь, произносятся от лица Отца к Сыну, как, по словам Дидима, разумели и все церковные истолкователи. Слова: «жезл силы послет Тебе Господь», и «с Тобою начальство» сказывается от лица Давида к Сыну. Слова: «из чрева», по Златоусту, Дидиму и Севиру, означают подлинность, а по Феодориту – тождественность существа с Отцом. Ибо подлинные чада рождаются из чрева родителей, и так сим означается, что Господь есть действительный и естественный Сын Отца, а не смертный и Сын по благодати, как говорит Дидим. Далее слова:»прежде денницы», значат то же, что и «прежде солнца», как говорит и в 17-м псалме: «прежде солнца пребывает имя Его». Что же это? Ужели прежде солнца только родил Его Отец? Нет; потому, что и в другом месте говорит о Нем: «и от века и до века Ты еси» (Пс. 89:3), хотя Он не только от века, но и прежде века существует и не только существует до века, но и выше века – бесконечно. Итак, таковые выражения мы должны понимать богоприлично, т. е. из них должны разуметь то, что Сын существует прежде всех существ, и что Он предвечен. А те, которые слова: «прежде денницы», разумеют о той ночи, в которую Дева родила Христа, разумеют худо; ибо тогда надлежало бы сказать: прежде восхождения солнца, а не прежде денницы; потому что всегда просто: – прежде солнца, значит: прежде бытия солнца, как напротив того: прежде восхода солнца – означает утро.

(1) Слова Златоуста: Упомянул о чреве для того, чтобы сим выразить подлинность рождения и то, что Сын рожден из существа Отца. И мы также действительное рождение имеем от чрева, а дела делаем руками. Посему чрево и сердце означают собственность и подлинность. Севира: Выражение: из чрева родил, означает единосущность, а: прежде денницы – предвечность. Феодорита: Речение: прежде денницы открывает то, что Он есть прежде времен и прежде веков, а: из чрева, показывает тождественность существа. Ибо не от другого чего-либо, говорит, как только из моей природы Ты родился, так что чрево надобно принимать за подобие. Ибо как люди рождают из чрева, и рождаемые ими имеют одну природу с родившими, так и Ты родился от Меня и в Самом Себе показываешь существо Родившего. По словам Афанасия речение: прежде денницы, означает, быть может то, что способ рождения заключается в неизвестности и непостижимости и как бы в глубокой тьме. Ибо какое благоприличие в том, если представлять Сына рожденным прежде денницы? Если по причине начала, то не лучше ли было бы сказать: прежде неба и земли? По словам Никиты это: прежде денницы, имеет еще некоторым образом и такой смысл: Иоанн в откровении от лица Христова говорит: Я есмь корень и потомок (род) Давида, звезда светлая и утренняя (Апок. 22:16). Итак, если потомок Давидов есть утренняя (ранняя) звезда, то явно что денницею названо плотское рождение Спасителя во плоти, прежде котораго было рождение от Бога. Почему то, что здесь говорится, можно выражать так: Я родил Тебя из самого Себя прежде явления Твоего во плоти. Ибо это: прежде денницы есть одно и то же, что и прежде воплощения. Слова Евсевия: Я узнал от одного, что римская Псалтирь вместо из чрева, содержит: из Марии, так, что имя Богородицы упомянуто ясно; почему некоторые говорят, что Отец здесь усвояет себе плотское рождение Единородного; потому что сверхъестественное рождение Его произведено Его силою; а сказано прежде денницы, потому, что Господь родился ночью, до утра. Но сие не нравится другим потому, что Господь принимает сей псалом не в отношении к устроению плоти, а в отношении к рождению по божеству.

Пс.109:4. Клятся Господь, и не раскается

Как ярость, приписываемая Богу, не означает страсти, но движение наказывающей грешников силы; так и клятва Божия означает утверждение, или, по Златоусту, то, что имеет быть что-либо исполнено непременно, а не означает такой клятвы, какая бывает у людей. Глагол: не раскается, означает то, что Бог не изменит и не переиначит того, в чем уверяет, как делает сие часто в рассуждении многих вещей, переменяет свои постановления по другим видам для пользы, как заметил Феодорит. В чем же Он клянется и что постановляет твердо, о том говорит далее.(1)

(1) Афанасия: Клятва Божия есть слово Его, удостоверяющее слушателей и уверяющее каждого, что обещанное и сказанное Им исполнится. Феодорита: В точности изъяснил сие божественный Апостол в послании к Евреям, показав бесконечность сего священства тем, что левитское священство приняло постановления без клятвы, a сие утверждено клятвою. А сказал сие по человечески: ибо божество не причастно страсти, какова и страсть раскаяние.

Ты Иерeй во век, по чину Мелхиседекову

Господь был Иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал Апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою, одержанною над царем ходоллогоморским, как видно из 14 гл. Бытия. Христос есть Иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего потому, что о том умолчала история писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала ни конца.(1)

(1) Слова Божественного Кирилла: По еврейскому наречию мелхи есть царь, седек – правда, а салим – мир; и можно видеть, что Медхиседек был богат, как бы по самому наименованию своему, а по силе значения слов назван царем правды и мира. Григория Богослова: Итак, Христос называется Мелхиседеком, как безматерний по существу, которое выше нашего, не имеющий отца по нашему естеству и как не подлежащий родословию, по горнему происхождению (ибо род Его, говорит, кто может изъяснить)? и как царь Салима, что значит мир, и как получивший десятину от патриархов, превосходных в брани со злыми силами. Прочитай и 7-ю главу послания к Евреям, где чудный Павел прилагает иносказательно историю о Мелхиседеке ко Христу. Довольно замечаний сделано и мною (говорит Никод.) на сию главу при переводе изъяснения на послание к Евреям. Феодорита: Мелхиседек же был священник не из иудеев, а из язычников; так и Христос – Владыка принес Самого Себя Богу не за иудеев только, но и за всех людей. Мы находим также, что Мелхиседек был и священник и царь. Итак, если Христос по плоти от Давида, а Давид от Иуды, и священство получил по чину Мелхиседека: то левитское священство уже кончилось и благословение высшего священства перешло в Иудово поколение. Произшедший же от Иуды по плоти Христос имеет ныне священство, не Сам принося что-либо, но пребывая главою над приносящими. Ибо телом своим называет церковь и чрез нее священнодействует, как человек, а принимает приносимое ею, как Бог.

Пс.109:5. Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари

Господь, говорит, будет, с Тобою, Христе, как человеком, чтобы помогать Тебе, как говорит и в 15-м псалме: Я предзрел Господа пред Собою всегда, ибо Он одесную Меня, чтоб Я не поколебался. Сам, говорит, Господь сокрушит в день суда нечестивых царей определенными ими вечными муками; а если сокрушит царей, то не гораздо ли более и прочих нечестивых?(1)

(1) Слова Исихия: Видишь ли, что слова: седи одесную меня, не означают какого-либо места, но единение Сына со Отцом и совершенное равенство? Ибо если действительно по правую руку, то как говорится также, что и Отец по правую руку Его. А сокрушит царей в день гнева тех, которые собрались на Господа и на Христа Его: Ирода и Пилата и Анну и Каиафу и соучастников их. Или, по Дидимову мнению, указывает на царей мысленных, которые, быв сокрушены, перестанут быть врагами, потому что уничтожится Господом всякое начальство их в день суда. Феодорита: Господь одесную тебя, как бы так сказал: ты имеешь соединенное Божество безотлучным.

Пс.109:6. Судит во языцех, исполнит падения (падалью); сокрушит главы на земли многих.

Господь, говорит, осудит народ, или осудит в народах достойных осуждения и наполнит падениями; потому что низложит для пользы и смирит многих, т. е. тех которые стояли худо и в нечестии, или во зле. Он же сокрушит еще главы многих, или одним словом многих. Ибо что там сказал отдельно о царях, то теперь здесь говорит вообще о многих; а это разумеется не только о будущем суде, но в другом значении означает и нестерпимую силу Божию, ибо когда прогневается Бог, тогда сокрушит царей и сделает все прочее.(1)

(1) Слова Златословесного: Будет судить, т. е. осудит и накажет бесов, по причине которых грешили и приходили в нечестие. He сказал же, говорит Исихий: будет судить, т. е. осудит народы, но у народов, т. е. диавола. Он осудил его, показав его бессилие у народов, и наполнил падениями демонов; ибо с ним низложил и его воинство, ибо, вошедши в землю чрез свою смерть и уничтожив смерть, сокрушил главы мысленных змеев.

Пс.109:7. От потока на пути пиет, сего ради вознесет главу.

По Златоусту, сими словами Давид пророчествует о простоте содержания и жизни Иисуса Христа, т. е. что ведя жизнь скудную и без излишнюю, будет пить из зимнего потока и сухого рва текущего на пути сей жизни. Или надобно понимать так, что ходя по пути жизни сей Он будет пить из потока. А в высшем смысле под (зимним) потоком можешь разуметь, по словам Дидима, зиму (бурю) и множество наводимых искушений; под путем временную и преходящую сию жизнь, а под питием уныние и непрерывность искушений. Итак, Христос, говорит, будет пить, т. е. испытает в жизни сей потоп, или множество искушений. Ибо, как Он сам, говорит, претерпел искушения, то может помогать и искушаемым (Евр. 2:18). Впрочем по причине сей простоты и смирения и искушений Он вознесется и прославится, когда взойдет на высоту и сядет одесную Бога. Потому что сей малоценный образ жизни не только не повредил Ему нисколько, но еще вознес Его, по словам Златоуста, на высоту неизъясняемой славы.(1)

(1) Прибавление из Златословесного: Ибо каков был у него стол, таково и питие, стол из ячменного хлеба, и питие – вода из потока. Ибо сей любомудрый образ жизни Он проходил, научая обуздывать чрево, попирать тщеславие, уничтожать надменность. По вочеловечении, говорит, Он будет пользоваться самою малоценностью, чтобы находящиеся на пути знали, как утолять жажду. Слова Феодорита: Полагаю, что сие пророчество имеет другую глубочайшую мысль и намекает на таинство страдания. Ибо чашею обыкновенно он называет страдание, как здесь: да минует Меня чаша сия. А потоком называет иудеев, которые всегда имели божественную благодать, но не всегда ею пользовались; подобно тому, как и зимний поток не имеет непрерывного течения вод. Итак, на пути временной сей жизни пьет чашу страдания от иудеев, которые имеют иссохнуть на подобие потока. Подобно сему говорит и апостол Павел: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог Его превознес. Очевидно же, что и это сказал человекообразно. Ибо, как Бог, Он не смирением возвысился, но при высоте своей смирил Себя; а как человек, Он получил ту высоту, которой не имел.

Как проходит Патриаршая Литургия Рождества Христова

Начало: Богослужение Рождества Христова — рассказ Николая Державина, вот уже 20 лет комментирующего телетрансляции праздничных богослужений.

Божественная Литургия

Патриарх направляется к кафедре, чтобы приступить к совершению Божественной Литургии – главной и важнейшей церковной службы. Слово Литургия переводится с греческого как «дело всего народа», «общее дело».

Церковь выбрала такое название для общей молитвы, потому что оно лучше всего выражает мысль о том, что эта молитва является делом всего церковного народа, преодолевая расстояния, границы и времена, и где каждый человек может непосредственно приобщиться к Богу.

Во время Литургии совершается таинство Причащения: хлеб и вино силой и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и преподаются верующим для причащения, во оставление грехов и в жизнь вечную. Во время Литургии Богу приносится жертва благодарения, поэтому она также называется Евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение». Литургия есть центр жизни любого христианина, а духовно подготовить нас к нему призвано всенощное бдение.

Старший из сослужащих Патриарху священнослужителей, Евангелием совершает знамение креста и произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Благословенно Царство… Царство Небесное начинается уже здесь, на земле, для тех, кто приобщается к вечной жизни через веру, принятие святых Тайн Тела и Крови Христовых, через жизнь по заповедям Евангелия.

За возгласом следует великая или мирная ектенья. Великой она называется по большому числу содержащихся в ней прошений. Мирной – по начальным словам первого прошения: «Миром Господу помолимся». Это означает: будем молиться в мирном состоянии духа, примирившись со всеми. Прошения мирной ектеньи, произносимые архидиаконом от имени всех, собравшихся в храме, обнимают собой все насущные нужды человека, прежде всего, духовные. Хотя Церковь не забывает и о простых, житейских заботах человека.

В эту рождественскую ночь мы присоединяем наши молитвы к звучащим сейчас в храме прошениям мирной ектеньи. Духовный опыт Церкви свидетельствует об особой силе такой общей, соборной молитвы христиан. Сейчас Церковь возносит свою молитву о мире всего мира, о благостоянии православных Церквей-сестер, о нашей стране, ее властях и воинстве, о Патриархе и о сослужащих ему епископах, о нашем Первопрестольном граде, о тех, кто испытывает страдания, кто болен, о тех, кто оказался во вражеском плену. Не забудем о них сегодня.

Великая ектенья завершается возгласом священнослужителя. После этого хор начинает пение антифонов. Всех антифонов на Литургии – три, это псалмы 101, 111, 109. По завершении первого антифона следует малая ектенья, представляющая собой сокращенный вариант ектеньи великой или мирной. Во время пения антифонов к стихам псалмов присоединяются особые праздничные припевы: спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуйя – Сыне Божий, родившийся от Девы, Спаси нас, поющих Тебе Аллилуйя.

Патриарх совершает умовение рук – символическое действие, которое напоминает о том, что и к великому таинству евхаристии следует приступать с очищенной совестью и чистым сердцем.

Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне», который напоминает о том, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключается в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своей смертью на Кресте победившего смерть. Гимн был составлен византийским императором Юстинианом Великим, славянином по происхождению, жившим на рубеже V-VI веков.

После второго антифона вновь звучит малая, состоящая из трех прошений ектенья. Приближается момент малого входа, который исторически сложился как начало Литургии, когда в храм вносили Евангелие и Священные сосуды, хранившиеся в другом месте вне храма, а символизирует он шествие Иисуса Христа на проповедь Евангелия. До этого момента, с самого начала Литургии, Предстоятель все время находится на возвышении на середине храма, которое сейчас иногда называется кафедрой, а в древности называлось амвоном.

Во время исполнения третьего антифона, который состоит из пения стихов псалма и тропаря Рождеству Христову, духовенство, кроме Патриарха и сослужащих ему архиереев, удаляется в алтарь. В алтаре архидиакон берет с престола Евангелие и через северные боковые двери направляется к патриаршей кафедре. Торжественная процессия останавливается на середине храма, перед иконой праздника. Патриарх прикладывается к Евангелию. Архидиакон возглашает стихи из псалтири, которые называются входными потому, что произносятся во время малого входа в дни великих праздников. В праздник Рождества Христова это стихи: «Из чрева прежде денницы родих Тя: клятся Господь и не раскается». «Ты – Иерей вовек по чину Мелхиседекову». Эти стихи относятся к числу ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Взирая на Евангелие, священнослужители поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны (нас), Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти аллилуйя».

Во время пения Патриарх осеняет собравшихся трикирием и дикирием, а затем направляется в алтарь и, остановившись на амвоне, вновь благословляет молящихся.

Три свечи трикирия и две дикирия имеют свою символику. Это исповедание догмата о Святой Троице и о Богочеловечестве Иисуса Христа, двух природах или ипостасях — Божественной и человеческой — в единой личности Спасителя. Совершая крестное знамение, мы выражаем ту же истину. Три пальца вместе – символ Святой Троицы, два, прижатых к ладони, – символ Иисуса Христа. Приложившись к иконам на Святых вратах, святейший Владыка входит в алтарь и совершает каждение престола, на котором будет совершено принесение Бескровной Жертвы. Затем Патриарх совершает каждение всего алтаря.

Алтарь – часть храма, отгороженная от остального пространства иконостасом. Само слово в переводе с латыни означает «высокий жертвенник». В алтаре находится престол, который является местом особого присутствия Божия.

Под пение «Исполла эти дэспота», что в переводе это значит «на многая лета, владыка», Патриарх совершает каждение иконостаса и молящихся. Исполнение песнопений на греческом языке, которое обычно бывает при архиерейских служениях, — дань исторической традиции. До середины XV века Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой и многие ее предстоятели были греками по происхождению.

Патриарх в алтаре начинает чтение так называемых «тайных молитв» или анафоры. Слово анафора означает возношение. Называются эти молитвы так, потому что во время их чтения возносятся Святые Дары, а «тайными» называются, потому что в это время совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя. Есть мнение, что они так называются также потому, что не произносятся вслух, громко, а читаются вполголоса. Мы расскажем об их основном содержании.

В настоящей молитве Патриарх просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и Серафимами, принять и от нас, грешных и несовершенных людей, трисвятую песнь – ангельское пение, совершаемое у Престола Божия; молится о прощении наших согрешений, а также о том, чтобы вся наша жизнь была посвящена служению Богу.

Духовенство в алтаре поет кондак Рождества Христова. Наступает время Трисвятого, но сейчас мы услышим другое песнопение, которое исполняется вместо Трисвятого в определенные дни церковного года: на Рождество Христово, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, в Лазареву и Великую Субботу. Это песнопение «Елицы во Христе крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Оно напоминает о древнем обычае принимать таинство Крещения, которое свершалось в указанные нами праздничные дни. Это песнопение содержит призыв, обращенный к новокрещенным. Смысл его: принявшие святое таинство крещения должны теперь верой и добрыми делами облечься во Христа.

Патриарх с дикирием в правой и с крестом в левой руке выходит из алтаря и, обратившись к народу, с амвона произносит: «Призри с небес, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и (его), егоже насади десница Твоя». Под виноградом (то есть виноградником) Господним подразумевается Церковь, основанная Спасителем.

Патриарх осеняет народ дикирием и крестом, а затем возвращается в алтарь, где проходит на горнее место, расположенное за престолом. Горнее место предназначено для возглавляющего богослужение Предстоятеля и своим названием указывает на «горний» небесный мир. Название же его произошло от того, что в древней Церкви оно было действительно высоким (по-славянски — горним), оно могло возвышаться от пола алтаря на 2 метра, и на нем сидели священнослужители в определенные моменты Литургии. На горнем месте устроен трон, на котором восседает Патриарх во время чтения Апостола – книги, которая содержит часть Нового Завета – Деяния и послания святых апостолов.

Патриарх осеняет трикирием находящееся в алтаре духовенство и благословляет чтеца, который будет читать фрагмент из Послания апостола Павла к Галатам, (глава 4, ст.4-7). Читаемый отрывок повествует о воплощении Сына Божия и как следствие этого Воплощения – усыновлении человечества Богу Отцу.

Священнослужители являются преемниками святых апостолов — ближайших учеников Спасителя. Поэтому во время чтения Апостола они имеют право сидеть. Чтению Апостола предшествует возглашение прокимна. За чтением Апостола последует чтение Евангелия. Сам Господь через Евангельское чтение будет возвещать слова вечной жизни. В знак смирения перед Ним Патриарх слагает с себя омофор – часть богослужебного облачения, символизирующую Воплотившего Сына Божия.

Евангелие будет возглашаться на середине храма. Сегодня читается отрывок из Евангелия от Матфея, гл.2, ст. 1-12. В нем говорится о появлении в Палестине таинственных восточных мудрецов, по-славянски — волхвами. Восточная и западная традиции называют волхвов царями. Их мощи, точнее – честные главы, находятся в Кельнском соборе. От даров, принесенных волхвами Богомладенцу Иисусу, берет свое начало обычай, особенно любимый детьми, дарить друг другу подарки на Рождество.

По завершении Евангельского чтения сослужащий архиерей осеняет народ дикирием и трикирием. Диаконы, участвующие в богослужении, будут сейчас возглашать прошение Сугубой ектении, а затем ектении об оглашенных. «Сугубая» означает двойная, усиленная. На каждое прошение хор от лица всех собравшихся в храме отвечает троекратным: «Господи помилуй».

За ектеньей Сугубой следует ектенья об оглашенных. В древней Церкви оглашенными назывались взрослые люди, которые учились (оглашались) истинам христианской веры перед принятием святого крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать до определенного момента, как людям еще не вошедшим во всю полноту Церковной жизни. Они слушали Слово Божие, молились, но когда наступал самый важный этап богослужения, они выходили из храма, повинуясь возгласу диакона: «Оглашенные изыдите».

«Литургия оглашенных» (так называется вторая часть Божественной Литургии) заканчивается. Следующая ее часть именуется Литургией верных, потому что в древности на ней могли присутствовать лишь члены Церкви, принявшие Святое Крещение и сохранившие верность данным Богу обещаниям.

Таинство Святого Причастия установлено самим Спасителем. Это событие – установление таинства – будет вспоминаться в один из самых важных моментов Божественной Литургии. Как повествует Евангелие, в Великий Четверг, перед иудейской пасхой, накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери, Спаситель, умыв ноги ученикам, и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, взял в руки хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».

Причастив своих учеников – апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками вечной жизни. И сам Спаситель говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день».

Хор поет Херувимскую песнь. Патриарх у престола читает молитву на Херувимской, а затем вновь совершается омовение рук. Этим действием Патриарх Кирилл засвидетельствовал перед всеми, что к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых следует приступать в чистоте душевной и телесной. Затем с воздетыми руками он молится словами Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Пресвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы таинственно изображая собой херувимов и воспевая Животворящей Троице пресвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы» — так звучит Херувимская песнь по-русски.

По завершении молитвы следует взаимное поминовение сослужащих: Архиерейство ваше, протоиерейство, священство, архидиаконство, протодиаконство, дьяконство ваше, — да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков.

Патриарх направляется к жертвеннику. Он находится здесь же, в северной части алтаря. На жертвеннике (по-гречески «протесис», т.е. «приготовление») совершается приготовление Святых Даров – хлеба и вина, которые по молитвам Церкви, силой и действием благодати Святого Духа во время Евхаристии станут Телом и Кровью Христовыми. Здесь же из просфор (специально приготовленного хлеба, принесенного в храм, отсюда и название «просфора» – по-гречески «приношение») Святейший Владыка вынимает частицы, произнося имена живых и усопших. По окончании Литургии эти частицы о здравии и об упокоении будут опущены в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде (т.е. здесь) Кровию Твоею Честною и молитвами святых твоих».

Мы видим и евхаристические сосуды – богослужебные сосуды, которые употребляются при совершении Евхаристии. Это – потир – чаша, в которой сейчас находится вино, предназначенное для совершения таинства, дискос, на котором полагается евхаристический хлеб — агнец, а также – звездица. Она представляет собой две крестообразно скрепленные друг с другом металлические пластины и символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя Мира. Об этом в данный момент говорит Патриарх: «И пришедше звезда, ста верху, едеже бе Отроча», т.е. пришла звезда и остановилась над местом, где родился Богомладенец Христос. Покровцы, которыми покрываются потир и дискос напоминают пелены Богомладенца и одновременно погребальные пелены Спасителя, которыми было обвито Его тело, положенное во гроб.

Пение Херувимской прерывается совершением Великого входа. Через двери алтаря Святые Дары с жертвенника переносятся на престол. Этот момент богослужения напоминает и символически изображает шествие Спасителя на добровольные страдания ради искупления рода человеческого. Поэтому мы видим во время Великого входа в руках у священнослужителей: крест, копие и лжицу (так по-славянски называется ложечка, которой причащают верующих) – богослужебные предметы, напоминающие об орудиях Страстей Христовых.

Патриарх встречает Святые Дары, стоя в Святых Вратах, и совершает поминовение Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Поминает Патриарх и сослужащих ему епископов, а также всех епископов православных, священников и диаконов, монашествующих и мирян. Молитвенное поминовение членов Церкви на Великом входе означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых. Один из сослужащих архиереев, старший по званию, совершает поминовение Патриарха, всех молящихся в храме и всех православных христиан.

Хор завершает пение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя. — Отложим попечения житейские, чтобы встретить царя всего творения, которого незримо сопровождают с торжеством ангельские силы».

Святые Дары поставляются на престол и покрываются воздухом – особым покровом, символизирующим Плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя при погребении. Один из сослужащих архиереев осеняет народ трикирием и дикирием.

Звучат прошения так называемой Просительной ектеньи. Во второй ее части, которая содержит прошение о важнейших духовных благах, желанных для каждого христианина, хор от лица всех собравшихся в храме взывает: «Подай, Господи». Во время ектеньи Патриарх молится о том, чтобы Господь сподобил его принести Святые Дары в Жертву духовную и ниспослал на них, а также – на всех верующих, благодать Святого Духа. Просительная ектенья завершается возгласом: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Далее, верующие готовятся к возношению Святых Даров свидетельством мира и любви и исповеданием православной веры. «Мир всем», — этот возглас мы уже слышали и говорили о необходимости для христианина иметь мир душевный. Но мир душевный должен выражаться во взаимной любви друг к другу. И к этому участников Евхаристии призывает диакон: «Возлюбием друг друга да единомыслием исповемы» – Возлюбим друг друга и единомысленно исповедуем, открыто выразим свою веру в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную.

После этого поется Символ веры, посредством которого собравшиеся в храме и исповедуют свою веру в истины христианского учения. Пению Символа веры предшествует голос диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем!».

В это время Патриарх снимает возду´х, покрывающий святые Дары в знак Воскресения Христова.

Возглас «Двери, двери…» в древности был обращен к привратникам – особой категории церковнослужителей, которые следили за тем, чтобы в самый важный момент Евхаристии в храм не вошли непосвященные: оглашенные, еще не принявшие Святое Крещение, или кающиеся, лишенные права участвовать в этой части Литургии, или неверующие.

Во время пения Символа веры Патриарх также произносит его перед престолом, а сослужители колеблют воздух над Святыми Дарами в знак сошествия на них Святого Духа.

Возглас диакона: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите» – еще раз призывает участников богослужения к молитвенной сосредоточенности. Святое возношение, Бескровная Жертва сейчас, через несколько минут, будет приноситься не только за нас, но и от нас, при нашем молитвенном участии. О том, что мы все, стоящие в храме, призываемся к участию в совершении таинства, свидетельствует богослужебный диалог.

Хор от имени всех молящихся завершает возглас словами: «Милость мира, жертву хваления». А это значит, что мы готовы возносить Святую Жертву, которая является высшей милостью и даром Божиим людям, и представляет собой, прежде всего, благодарное прославление Творца. Последующие три возгласа, на которые хор также отвечает от нашего имени, Патриарх произносит вне алтаря, обращаясь к народу и осеняя народ светильниками (дикирием с двумя свечами и трикирием – с тремя).

— Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

— И со духом твоим.

— Горе´ имеим сердца. (Отрешимся от всего земного и вознесем ум и сердце в горний, небесный мир).

— Имамы ко Господу.

Этот ответ молящихся Предстоятелю знаменует собой завершение приготовления к совершению таинства, а возглас «Благодарим Господа» означает начало Евхаристической молитвы или анафоры. Совершение таинства Евхаристии начинается с благодарения, подобно тому, как Спаситель на Тайной вечере вознес благодарение Богу Отцу.

Тем временем Патриарх читает молитву, в которой от лица всех верующих прославляет величие Божие и Его благодеяние роду человеческому, благодарит Бога за сотворение мира, за то, что он принимает эту службу хвалы и благодарения от людей, хотя ему и служат Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголяще». Последние слова молитвы произносятся вслух, в виде возгласа, а хор воспевает эту победную ангельскую песнь, прославляющую Святую Троицу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»

Эту песнь поют очень торжест­венно. Во время пения Патриарх читает следующую часть анафоры: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный».

Патриарх продолжает чтение анафоры, исповедуя святость Божию и одновременно прославляя Его бесконечную любовь к человечеству, которая в высшей степени проявилась в послании в мир для нашего спасения Единородного Сына Божия.

Перед тем, как прозвучат установительные слова таинства Евхаристии, читается такие слова молитвы анафоры: «Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

Патриарх снимает митру и возлагает на себя омофор – одежду подражания Христу, с тем, чтобы указать на важность совершающегося священнодействия.

— Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор поет «Аминь», а Патриарх читает: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя:

— Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.

Далее Патриарх продолжает: «Поминаюше убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную (справа) седение, Второе и славное паки пришествие», и возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть, поминая Твою спасительную заповедь и все, что Ты совершил для нас: и Крест, и Гроб, и тридневное Воскресение, и восхождение на Небо, и седение одесную Отца, и Второе и славное паки пришествие — всё это вспоминая, мы, Твоё от Твоих Тебе приносим о всех и за всё, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Во это время Патриарх берет руками, сложенными крест-накрест, Дискос и Чашу и возносит над престолом. Это и есть возношение — анафора. Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Наступает саамы важный и таинственный момент богослужения, вершина литургии.

За возношением Святых Даров следует их пресуществление. Патриарх просит о ниспослании Духа Святаго для освящения Даров и претворения их в Тело и Кровь Христовы. Затем, исповедав свое недостоинство, благословляет святой Хлеб и Святую Чашу. Силою и действием Святого Духа совершается величайшее таинство — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя.

Анафора обращена к первому лицу Святой Троицы — к Богу-Отцу, но эта молитва (по-гречески эпиклезис, что значит «призывание») обращена к Святому Духу. Это молитва призывания Святаго Духа на Святые Дары. После нее произносится: «И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Архидиакон отвечает: «Аминь», и говорит: «Благослови, Святейший Владыко, Святую Чашу». Патриарх говорит: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». Архидиакон говорит: «Аминь. Благослови, Святейший Владыко, обоя» (т. е. и то, и другое). И Патриарх благослов­ляет крестным знамением и Дискос, и Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Архидиакон отвечает: «Аминь, аминь, аминь».(т.е. истинно так, да будет).

Служащие и все молящиеся совершают поклонение Святым Дарам как Самому Господу. После молитвы Патриарха о причастниках и о всех, в вере почивших, и о живущих на земле, следует прославление Божией Матери. Перечисляя чины святых угодников Божиих (праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, Евангелистов, мучеников, исповедников и постников) Святейший Патриарх особо (изрядно) выделяет Пресвятую Богородицу – Ходатаицу перед Богом за человеческий род: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

Затем хор исполняет песнопение в честь Божией Матери, не только святейший из людей, но, говоря словами Церковного гимна – «честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим». Как раз этот гимн, слова из которого я только что привел, обычно исполняется в этот момент Божественной Литургии, но сегодня – день особый, сегодня великий праздник, поэтому вместо песнопения «Достойно есть» поется «Задостойник» – песнь из числа праздничных гимнов, в данном случае – ирмос девятой песни Рождественского канона.

Мы уже слышали ее сегодня во время утрени. «Таинство странное вижу и приславное, (вижу таинство чудное и необычайное), небо – вертеп, престол Херувимский, Деву (небом стал вертеп, престолом херувимским – Дева), ясли- вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем (ясли стали вместилищем Невместимого Бога, Которого мы воспевая величаем)».

«Любите убо нам яко безбедное страхом удобнее молчание, любовию же Дево, песни ткати протяженно сложенныя неудобно есть; но и Мати силу, елико есть произволение даждь». (Удовольствоваться нам было бы легче молчанием в страхе, как делом безопасным. Трудно, Дева, песни в любви к Тебе составлять, стройно сложенные, но Ты, Матерь, Сама даруй нам силу, если есть на то воля Твоя).

Наступает момент в молитве анафоры, когда Патриарх поминает святых, прославленных Богом, молится за живых и усопших членов Церкви: «Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Алостольстей Церкви, о иже в чистоте и честном жительстве пребывающих; о Богохранимей стране нашей». И нам здесь нужно помянуть всё самое главное, молитвенно обратившись к Господу. Завершается ходатайство молитвой о властях: «Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Патриарх продолжает: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах и поминающих убогия и на вся ны милости Твоя низпосли».

Просительная ектенья, которая звучит под сводами храма, знаменует собой начало приготовления молящихся к Причащению. Эта ектенья начинается словами: «Все святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Всех святых вспомнив, еще и еще раз Господу помолимся.

Во время просительной ектеньи Святитель молится о том, чтобы Господь сподобил молящихся достойно причаститься Святых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. ектенья завершается возгласом: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети признавати Тебе, Небесного Бога и Отца и глаголати».

Все собравшиеся в храме поют молитву Господню «Отче наш». Спаситель первым назвал Бога Отцом, как Сын Божий. То, что мы дерзаем повторить эти слова и называть Бога Отцем, стало возможно благодаря воплощению Сына Божия.

Одно из прошений молитвы Господней – «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – относится не только к хлебу земному, к телесной пище и вообще к земным благам, в которых мы все, несомненно, нуждаемся, но, прежде всего, — к Хлебу Святой Евхаристии, к Телу и Крови Христовым – истинной пище и истинному житию, духовно питающим человека и вводящим его в жизнь вечную.

Приближается момент Причащения. Возглас «Святая святым!» напоминает о том, что к святости призван каждый христианин, недаром святой апостол Павел в своих Посланиях именует первых последователей Спасителя святыми. Кроме того, этот возглас служит напоминанием о том, что Святыня – Тело и Кровь Христовы – преподается тем, кто очистил свою душу покаянием в таинстве исповеди.

«Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Один Господь свят, Он один – источник святости и может сделать причастником Своей святости каждого человека, устремленного к Нему всем сердцем и душой.

В этот момент богослужения, когда в алтаре за закрытыми Святыми вратами происходит причащение священнослужителей, алтарь символизирует Сионскую горницу, в которой Господь на Тайной Вечери установил таинство Евхаристии.

Хор поет запричастный стих (исполняемый во время причащения) и другие праздничные песнопения. Затем оглашается Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

В храме начинается причащение мирян. Святые Врата открываются.

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Возглас протодиакона обращен к ожидающим Причащения. Приступите к Святой Чаше, осознавая свое недостоинство и веруя, что в ней пребывают истинное Тело и истинная Кровь Христова.

Причащение мирян заканчивается. Песнопением «Видехом свет истинный, прияхом духом духа небеснаго…» верующие благодарят Господа за Причащение Святых Тайн Христовых. Последнее явление Святых Даров, которое совершается при возгласе «всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает нам о Вознесении Господнем. Следует краткая благодарственная ектенья и заамвонная молитва, которую священник произносит, стоя перед ступенями, ведущими на амвон, напротив Святых врат. Патриарх, стоя в Святых вратах, произносит отпуст. Завершается праздничное богослужение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Первосвятительским словом Патриарха Кирилла – Предстоятеля Русской Православной Церкви, правящего епископа г. Москвы.

·

·Предисловие переводчика

Этот текст сохранился в так называемом Греческом Магическом Папирусе (лат. Papyri Graecae Magicae, PGM). Он был составлен в античном Египте в первой половину IV века нашей эры и начиная с XIX века путешествовал по коллекциям антикваров. В 1852 он был продан в Париже с аукциона как экспонат 1073 из коллекции итальянского антиквара Джиованни Анастази (Giovanni Anastasi). Сам Анастази утверждал, что обнаружил папирус в одной из гробниц Луксора, предположительно в 1825 году. Сейчас свиток хранится в Париже (Bibl. Nat. suppl. gr. 574).

Сложно судить, насколько точны сведения Анастази. Известно, что около 1825 года он продал множество папирусов C. J. C. Reuvens, основателю и первому директору лейденского Музея Старинного Искусства. Возможно, это были трофеи, добытые в той же египетской экспедиции. С антикварами сложно быть в чём-то уверенным.

Кодекс, похоже, служил рабочим справочником для грекоязычного мага из Египта, и тексты в нём переписаны из разных источников. Всего — 50 текстов, они составили 36 свитков и 3274 строки. Для папируса это очень много.

Греческий Магический Папирус — крупнейший и единственный достаточно сохранившийся сборник такого рода из античных времён.

Текст литургии Митры расположен на IV свитке, строки 475-834. Первый перевод на европейские языки выпущен в 1928 Карлом Прайзенданцом. Английский перевод выполнил в 1986 году Х. Д. Бенц.

Среди исследователей нет согласия, насколько сильно связан этот текст с римским культом Митры. В нём нет упоминаний о эсхатологии митраизма, а также многих символов, которые обычны для митрариумов Британии и германской границы. Возможно, это просто стилизация под мистериальные тексты. С другой стороны, возможно, что так (или, точнее, примерно так) проходили мистерии в митрариуме Александрии.

В распевах, состоящих из гласных, можно различить куски, похожие на Тетраграмматон. Также есть строка из семи гласных греческого алфавита (a, e, h, i, o, u, w), которые, согласно Евсевию (Praepario Evangelica 11.6.36), почитались у язычников подобно Тетраграмматону. Для синкретизма, царящего в тогдашней Александрии, это было естественно.

Перевод выполнен с английского с выверкой по немецкому. Названия разделов даны переводчиком.

Заключительный раздел немецкого текста, не имеющий отношение к культу Митры, опущен. В нём описывалась практика изготовления амулетов, которые помогают обрести богатство, смелость и т.п. При всей занимательности, этот раздел не относится к культу Митры.

lВступление

Будьте милостивы ко мне, Провидение и Душа, ибо передаю я на письме этим мистерии для заслуги и наставления и для единственного дитя прошу я бессмертия, инициированного этой практикой (кроме того, это необходимо тебе, о дочь, собрать соки трав и пряностей, который ждёт тебя в конце моего святого трактата), которую великий бог Гелиос Митра приказал через своего архангела мне раскрыть, чтобы я, в одиночестве, мог подняться на небо как исследователь и созерцать вселенную.

lЦеремония

Вот инвокация церемонии:

Первоисточник моего источника,

AEEIOYO первоначало моего начала,

PPP SSS PHR дух духов, первый из духов во мне,

МММ, огонь, дарованный богом для смеси из смесей во мне, первый из огней во мне,

EY EIA EE вода из воды во мне, первая вода во мне

OOO AAA EEE вещество земли, первое из веществ земли во мне,

YE YOE, всё моё тело

(Я X, чью мать зовут Y), чью форму создала благородная рука и неподкупная десница в мире без света. Я всё же сияющий, без души, и всё же с душою живой,

YEI AYI EYOIE: ныне, если на то есть воля твоя,

PHOTH (METHARTHA PHERIE) YEREZATH, приведи меня к бессмертному рождению, и, следуя этому, к той природе, что лежит в моей основе, так что, после моих теперешних забот, что теснят всё сильнее,

я буду взирать на бессмертные начала с бессмертным духом,

ANCHREPHRENESOYPHIRIGCH,

с бессмертной водой

ERONOYI PARAKOYNETH,

с самым стойким воздухом,

EIOAE PSENABOTH;

чтобы я мог опять родиться в сознании

KRAOCHRAX R OIM ENARCHOMAI

и священный дух мог дышать во мне

NECHTHEN APOTOY NECHTHIN ARPI ETH;

чтобы дивился я священному огню,

что я буду взирать на непостижимые, дивные воды рассвета,

NYO THESO ECHO OYCHIECHOA,

и оживляющий, и крутящий эфир услышит меня

сегодня я близок, чтобы созерцать глазами бессмертными – я, рождённый смертным из смертного чрева, но преобразованный силой потрясающей и неподкупной десницей! – и с бессмертным духом, бессмертным Айоном и обладателем огненных диадем.

Освящённый святой хиротонией – в то время, как пребывает, святая, во мне моя человеческая Сила-Душа, которую я вновь обрету после предстоящей мне необходимости, горестной и неумолимой, что давит меня.

Я, X, чью мать зовут Y, в соответствии с непреложным положением божественным,

EYE YIA EEI AO EIAY IYA IEO!

Так как невозможно мне, рождённому мертвым, восстать с золотым сиянием бессмертного блеска,

OEY AEO EYA EOE YAE 5IAE,

встань, отставь, о бренная природа смертных, меня в целости и сохранности после необходимости неумолимой, гнетущей.

Для меня, сына PSYCHO DEMOY PROCHO PROA, я MACHARPHN MOY PROPSYCHON PROE!”

Втяните эти лучи одним вдохом, поднимаясь трижды так высоко, как ты можете, и увидите себя выше земли и поднимающимся вверх. так что вы, кажется, окружены воздухом. Вы не слышите никого из людей и иных живых существ, и в этот час вы не видите ничего из дел смертных на земле, но скорее узрите вы вещи бессмертные.

В этот день и час вы увидите божественный порядок небес: бог-правитель поднимается в небо и прочие опускаются. Теперь курс видимых богов пройдёт через диск бога, отца моего, и через трубу, исток ветра-помощника, тем же образом. Для вас она будет видна под солнечным диском, подобно трубе.

Вы увидите поток из неё. Посланный областям Запада, он представляется безграничным, как восточный ветер, что послан областей Востока . А вот безграничный другой, а именно, Западный, такой же, для его собственных областей, И вы увидите, что боги пристально взирают на вас и движутся к вам. Так что сразу же положите указательный на губы и говорите:

“Тишина! Тишина! Тишина! Символ жизни, неподкупный Бог! Храни меня, Тишина, NECHTHEIR THANMELOY!”

Затем издайте долгий шепчущий звук, затем издайте звук хлопка и скажите: “PROPROPHEGGE MORIOS PROPHYR PROPHEGGE NEMETHIRE ARPSENTEN PTTETMI MEOY ENARTH PHYRKECHO PSYRIDARIO (565) TYRE PHILBA.”.

Так вы увидите, что боги глядят на вас милостиво и больше не движутся к вам, а скорее проходят по своим обычным делам. Так что когда вы увидите, что выше них мир чистый и кружащий, и что никто из богов или ангелов вам не угрожает, — ожидайте громкий удар грома, что сортясёт вас.

Тогда скажите вновь

«Тишина! Тишина! A я звезда, что блуждает с тобой, сияющая из глубин OXY O XERTHEYTH.”

Сразу, как скажете это, солнечный диск расширится. И когда вы скажете вторую молитву, где «Тишина! Тишина!» и положенные слова, шипите дважды и хлопните дважды, и тут же увидите множество пятилучевых звёзд, что падают с диска и заполняют воздух.

Тогда скажите снова:

«Тишина! Тишина!»

И когда диск откроется, вы увидите круг, лишённый огня, и пламенный двери, плотно захлопнутые. Тут же закройте глаза и читайте следующую молитву:

“Склони своё ухо, выслушай меня — X, чья мать Y.

О Господь, ты, кто связал твоим дыханием пылающие полосы четырёх оснований,

О Огнеходец, PENTITEROYNI, Творец Света (или Защитник), SEMESILAM, Огнедышащий, PSYRINPHEY, Огнечувствующий, IAO, Светодышащий, OAI, Огненаслаждающий, ELOYRE, Прекрасный Свет, AZAI, Айон, ACHBA, Властелин Света, PEPPER PREPEMPIPI, Огненнотельный, PHNOYENIOCH, Дарящий Свет, Сеятель Огня, AREI EIKITA, Правитель Огня, GALLABALBA, Светопокоритель, AIO, Огнекрутящий, PYRICHIBOOSEIA, Светодвижитель, SANCHEROB, Громовержец, IE OE IOEIO, Свет Славы, BEEGENETEE, Кто Наращивает Свет, SOYSINEPHIEN, Кто поддерживает Огонь, SOYSINEPHI ARENBARAZEI MARMARENTEY, Укротитель Звёзд:

Открой для меня PROPROPHEGGE EMETHEIRE MORIOMOTYREPHILBA, ибо, по гнетущей и горькой и неумолимой нужде я призываю бессмертные имена, что никогда не вместятся в природу смертных и не будут возглашены языком человеческим, или речью смертной,или звуком смертным:

Скажи всё это с огнём и духом, пока не закончишь первое возглашение; далее, подобным образом, начни второе, пока не завершишь с семью бессмертными богами мира. Когда ты произнёс эти речи, услышишь грохот и шум шатания; и ты сам ощутишь себя взволнованным. Тогда скажи опять

«Тишина» (молитва)

Тогда открой глаза и увидишь открытые двери и мир богов, что за дверью, так что дух твой возносится от удовольствия и радости от их лицезрения. Но оставайся на месте, и лишь раз вдохни из божественного в себя, пока смотришь внимательно. И когда успокоится твоя душа, скажи: «Приди, Господин, ARCHANDARA PHOTAZA PYRIPHOTA ZABYTHIX ETIMENMERO PHORATHEN ERIE PROTHRI PHORATHI».

Когда скажешь это, лучи повернутся к тебе. Смотри в центр между ними. Ибо, когда вы сделаете это, то увидите там юного бога, прекрасного внешне, с огненными волосами и в белой тунике и алом плаще, и увенчанного пламенною короной. Тут же приветствуйте его приветствием огня:

“Славься, о Господин, Великий Силой, Великое Могущество, Царь, Величайший Богов, Гелиос, Господин неба и земли, Бог богов: мощь в твоём духе, мощь в твоей силе, о Господин. Если есть на то твоя воля, представь меня к высочайшему богу, кто родил тебя и сотворил: что есть человек, я, X, чья мать была Y, кто был рождён из смертного чрева Y, и потока семени, и кто, если бы он был заново рождён от тебя сегодня, стал бессмертным из всех мириадов сейчас согласно воле бога всеблагого – решил поклониться тебе и молю изо всех сил человеческих – (здесь назовите сегодняшний знак зодиака, день и час, добавьте THRAPSIARI MORIROK) чтобы мог он явиться и дать откровения в благой час, EORO RORE ORRI ORlOR ROR ROI OR REORORI EOR EOR EOR EORE!.”

После того, как вы произнесли всё это, он взойдёт к полюсу мира и вы увидите его словно бы шагающим по дороге. Смотрите внимательно и издайте долгий мычащий звук, словно из горна, освобождая всё ваше дыхание и втянув бока, и поцелуйте амулеты и скажите, сначала направо «Защити меня, PROSYMERI!».

Сказав это, вы увидите, что двери распахнулись и пять дев выходят из глубины за ними, одетые в льняную одежду и с лицами аспидов. Они зовутся Парки небесные и носят золотые жезлы. Когда вы увидите их, приветствуйте их следующим образом:

“Славьтесь, о семь Парок неба, о благородные и добрые девы, о святые и спутницы MINIMIRROPHOR, о наисвятейшие охранницы четырёх столпов!

Слава тебе, первая, CHREPSENTHAES!

Слава тебе, вторая, MENESCHEES!

Слава тебе, третья, MECHRAN!

Слава тебе, четвёртая, ARARMACHES!

Слава тебе, пятая, ECHOMMIE!

Слава тебе, шестая, TICHNONDAES!

Слава тебе, седьмая, EROY ROMBRIES!

Также выступают ещё семь богов, с лицами чёрных быков, и льняных набедренных повязках и с семью золотыми диадемами. Их называют Владыки Небесного Полюса, и из вы должны поприветствовать также, каждого по его же имени:

«Славьтесь, о стражи Оси, О сакральные и смелые юноши, что одним повелением обращают ось небесного свода, кто посылает гром и молнию и спазмы землетрясений, и потрясения неблагочестивым народам, но мне, кто благочестив и богобоязнен, вы посылаете здоровье и крепость тела, и тонкость слуха и зрения, и спокойствие в грядущие счастливые часы этого дня. О, мои Владыки и могущественные Боги-Правители!

Слава тебе, первый, AIERONTHI!

Слава тебе, второй, MERCHEIMEROS!

Слава тебе, третий, ACHRICHIOYR!

Слава тебе, четвёртый, MESARGILTO!

Слава тебе, пятый, CHICHROALITHO!

Слава тебе, шестой, ERMICHTHATHOPS!

Слава тебе, седьмой, EORASICHE!»

Теперь, когда они заняли свои места, тут и там, взгляни на воздух и увидишь молнии, бьющие вниз, и вспышки зарниц и сотрясение земли, и бог спускается: бог безмерно великий, с сияющим видом юного, златовласого; с белой туникой, золотой короной и шароварами. Он держится правой рукой за золотое плечо молодого быка: это Созвездие Медведицы, что движет и поворачивает небо, вверх или вниз в соответствии с часом. И тогда вы увидите, что молнии прыгают из его глаз и звёзды – из его тела. И тогда издайте длинный мычащий звук, напрягая живот, чтобы возбудить все пять органов чувств: мычите долго и до конца, и снова поцелуйте амулеты и скажите: «MOKRIMO PHERIMOPHERERI, жизнь мою, X, оставь! Пребывай в душе моей! Не оставляй меня ради других просителей, ENTHO PHENEN THROPIOTH»

И взирайте на бога, пока мычите, и приветствуйте его таким образом:

«Славься, о Господин, о Владыка воды!

Славься, о Основатель земли!

Славься, о Повелитель ветра!

О Громовержец,

PROPROPHEGGE EMETHIRI ARTENTEPI THETH MIMEO YENARO PHYRCHECHO PSERI DARIO PHRE PHRELBA!

Даруй откровение, о Господин, по просьбе X!

И взирайте на бога, пока мычите, и приветствуйте его таким образом:

«Славься, о Господин, о Владыка воды!

Славься, о Основатель земли!

Славься, о Повелитель ветра!

О Господин,

Когда рождён вновь, я ухожу прочь

Когда росту и вырастаю, я умираю

Когда я рождён животворящим рождением, я перехожу, запущенный в смерть,

Как ты основал, как ты объявил, как ты установил тайну,

Я PHEROYRA MIOYRI”

lЗавершение мистерии

Когда произнесёте вы это, он немедленно ответит вам откровением. Вы же ослабнете в душе и будете не в себе, когда он ответит. Он произносит вам пророчество в стихах, и, произнеся, удаляется. Но вы остаётесь молчащими, пока вы не будете способны понять всё сказанное сами. И позже вы будете вспоминать безошибочно всё, что сказал вам великий бог, даже если пророчество состояло из тысяч стихов.

lПравила ритуала для двоих

Если вы хотите явиться со знакомым посвящённым, чтобы он вместе с вами услышал пророчество, он должен провести с вами несколько дней и воздерживаться от мяса и купаний. И даже если вы одни, и вы ручаетесь за то, что сообщил вам бог, ваша речь будет, словно экстатическое пророчество. И если вы хотите показать ему, то убедитесь, достойный ли он человек: относитесь к нему, как если бы на его месте вас бы проверяли на пригодность к бессмертию, и прошепчите ему первую молитву, что начинается с «Первоначало моего начала, AEEIOYO». И произнесите последовательно, как посвящённый, над его головой, мягким голосом, так, что он может даже не услышать, как вы помажете его лицо в ходе мистерии. Призыв бессмертия совершается трижды в год. И если кто-то, о дитя, после учения, собирается ослушаться, то для него это больше не будет действовать.

lРитуал посвящения

Инструкция для ритуала:

Возьмите солнечного скарабея с двенадцатью лучами и дайте ему упасть в глубокую, бирюзовую чашку, в час, когда луна не видна. Соедините семя лотоса с мёдом. И, после измельчения, приготовьте пирог. И когда вы увидите, как скарабей ползёт вперёд и ест, и, съев это, умирает. Соберите его и бросьте в стеклянный сосуд с превосходным розовым маслом, и рассыпая священный песок на чистом месте, поместите на него сосуд и, произносите над сосудом семь дней, когда солнце в зените:

«Я освятил тебя, так что твой экстракт может быть полезен мне, X одному, IE IA E EE OY EIA, ты можешь подтвердить, что только мне одному. Я есть PHOR PHORA PHOS PHOTIZAAS (или: PHOR PHOR OPHOTHEI XAAS)

На седьмой день возьмите скарабея и погребите его с миррой и мендосским вином и виссонами. И заройте его на цветущем бобовом поле. Позже, после того, как вы веселились и пировали вместе, выставьте на чистое место мазь для увековечевания.

Если вы хотите показать это кому-то ещё, возьмите сок растения названного кетритис и сбрызните им, вместе с розовым маслом, глаза посвящаемого. И он увидит всё так ясно, что это тебя удивит. Я не нашёл в мире более превосходного заклинания. Просите бога о том, что вы хотите, и он вам даст.

Теперь приготовьте для великого бога следующее: получив упомянутое прежде растение кентритис в день, когда Солнце и Луна сочтутся в созвездии Льва, получите сок и, после смешивания его с мёдом и миррой, напишите на листе дерева Персея формулу из восьми букв, как указано ниже. И сохраняя себя чистым три дня перед этим, встаньте рано утром лицом к Востоку, оближите лист, что вы покажете солнцу, и тогда он, солнечный бог, будет слушать вас внимательно. Начинайте освящение с появлением новой Луны во льве. А вот формула:

“I EE 00 IAI.”

Слижите её и тогда вы будете защищены. И, свернув лист, поместите его в розовое масло. Много раз использовал я это заклинание и оно работало великолепно. Но бог сказал мне: “Больше не используй мазь, но, вылив её в реку, вопрошай, когда носишь великую тайну скарабея возрожденного через двадцать пять живых птиц, а также вопрошай теперь один раз в месяц, при полной луне, а не три раза в год».

lО растении Кенитрис

Кенитрис растёт на горе Пайни, в области чёрной земли, и похож на вертикальную вербену. Вот как опознать его: если крыло ибиса окунуть в чего чёрную каплю и испачкалась соком, перья будут выпадать, если их коснуться. Когда Господин указал на это, он был найден также в Менелайте Фалагрийском, в речных долинах, возле растений Бэса.

У него один стебель, слегка красный возле корней, а листья скорее завитые и плоды похожи на кончики дикой спаржи. Она похожа на так называемый талапес, как бы дикую свёклу.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *