Иван сусанин

Иван Сусанин краткая биография для детей, изложена в этой статье.

Краткое сообщение о Иване Сусанине

Иван Осипович Сусанин, на самом деле, довольно темная личность в истории, в которой он является героем, спасшим царя Михаила от смерти. Точной даты, когда родился Иван Сусанин не известно, только дата смерти – 1613 год. Достоверно можно сказать лишь то, что он был крестьянином, проживающим в Костромском уезде, село Домнина. Его род принадлежал к роду Романовых.

Что сделал Иван Сусанин?

О том, какой подвиг совершил Иван Сусанин, можно узнать из текстов дарственной грамоты Романова Михаила Федоровича. Согласно ей, крестьянину Богдану Собинину, зятю Ивана Сусанина, было даровано земли за подвиг тестя, спасшего Михаила Федоровича от поляков, которые хотели его «устранить», чтобы возвести на русский трон своего ставленника.

История гласит, что осенью далекого 1612 года разгорелась «война» за российский престол между сторонниками бездетного царя и поляками, которые хотели видеть во главе государства своего ставленника. Претендент на российский трон Романов Михаил Федорович вместе с матерью Марфой покинули Кремль, осажденный смутьянами, и направились в сторону Домнино – Макарьевский монастырь. Поляки же, узнав об этом путешествии, хотели разыскать и устранить соперника на престол. Добравшись до Домнино, они пытали Ивана Сусанина и односельчан, пытаясь добыть информацию о местонахождении Михаила Федоровича. Иван Осипович прекрасно понимал, что поляки не отступят от своего, пока не получат своего. Он сделал вид, что знает, где находится Михаил Федорович и согласился их провести к нему, если те перестанут мучать односельчан. Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что проводник обманул их – стали избывать и пытать Ивана Осиповича. Но тот, как настоящий герой, ничего не сказал врагам и принял смерть, а Михаил Федорович тем самым, избежал гибели от рук поляков.

Как советский Сусанин завел в засаду 250 фашистов

Со школьных лет все мы помним имя Ивана Сусанина –костромского крестьянина, который завел в глушь поляков и спас этим жизнь царю. В 1942 году подвиг Сусанина повторил другой русский крестьянин – Матвей Кузьмин.

Бирюк

Матвей Кузьмич Кузьмин родился 21 июля 1858 года в деревне Антоново-Куракино Псковской губернии. Его родители Косьма Иванович и Анастасия Семеновна были крепостными крестьянами помещика Болотникова.
После революции Кузьмин не стал вступать в местный колхоз «Рассвет», остался, как тогда говорили, единоличником. Промышлял охотой и рыбной ловлей. По свидетельствам, был он угрюм и нелюдим, за что односельчане прозвали его Бирюком. А кое-кто и вовсе подозревал его в контрреволюционных настроениях.
Тем не менее в суровые 30-е годы Кузьмина не тронули. Доносы на него, может, и были, но, вероятно, в НКВД решили: какой враг народа из 80-летнего старика.
Свои первые официальные документы Кузьмин получил только в 74 года. Фамилию ему записали по отцу — Кузьмин. До этого все звали его просто Кузьмичом.

«Сотрудничество» с оккупантами

С началом Великой Отечественной войны многие соседи Кузьмина уехали в эвакуацию, но сам он с семьей решил остаться в родной деревне. В августе 1941 года Псковскую область оккупировали гитлеровцы. В Куракино устроили комендатуру, в доме Кузьминых поселился комендант. Хозяевам пришлось жить в сарае.
Узнав, что Кузьмин не коммунист и не член колхоза, немцы предложили ему должность деревенского старосты. Поблагодарив за доверие, старик отказался – мол, куда ему, и глуховат уже стал, и подслеповат. Он произвел на фашистов впечатление полностью лояльного к новым порядкам человека, и в знак доверия они даже не стали конфисковывать у него старое охотничье ружье.
В начале февраля 1942 года после завершения Торопецко-Холмской операции части советской 3-й ударной армии заняли оборонительные позиции в деревне Першино, расположенной в 6 километрах от Куракино, куда в это время был переброшен из Баварии батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии, перед которым гитлеровское командование поставило задачу выйти в тыл советским войскам в ходе планирующегося контрнаступления в районе Малкинских высот и произвести прорыв. Для этой операции требовался проводник из местных, и немцы вспомнили о 83-летнем Матвее Кузьмине. 13 февраля 1942 года командир фашистского батальона обратился к нему с предложением ночью лесными тропами проводить немецких солдат в Першино. За это немец пообещал старику и его семье дать денег, муки, керосина и даже подарить охотничье ружье марки «Зауэр».
Кузьмин ответил согласием, только попросил показать маршрут на карте. Взглянув, сказал, что прекрасно знает эти места, – не раз там охотился.

Односельчане, узнав, что Кузьмин нанялся к оккупантам проводником, с ненавистью смотрели ему вслед: еще бы, «контрик», единоличник, чего же от него ожидать! Они не ведали, что старик, придя домой, тут же послал в Першино 14-летнего внука Васю, чтобы тот предупредил советских солдат и предложил устроить засаду для немцев у деревни Малкино.

Подвиг старого крестьянина

В ночь на 14 февраля батальон «горных егерей» двинулся в путь. Кузьмин долго водил фашистов окольными тропами. К рассвету они вышли к Малкино, где их уже поджидал 2-й батальон 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады во главе с полковником Степаном Горбуновым, немедленно открывший по немцам пулеметный огонь. Более 250 фашистских солдат были убиты, десятки попали в плен. Самого же Кузьмина пристрелил командир немецкого батальона, поняв, кому они обязаны такой «теплой» встречей.
Матвея Кузьмина похоронили в родной деревне. О подвиге его впервые стало известно из статьи журналиста Бориса Полевого в газете «Правда». 24 февраля 1942 года о нем сообщило Советское информбюро.
Были выпущены листовки с рассказом о подвиге Кузьмина. В советской прессе стали появляться очерки, рассказы, стихи о нем. В 1954 году останки героя торжественно перезахоронили на братском кладбище города Великие Луки.
8 мая 1965 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, М. К. Кузьмину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза и присужден орден Ленина. Он стал самым пожилым Героем Советского Союза в истории. Впоследствии его именем были названы улицы в разных городах страны. В Великих Луках, а также в Москве, на станции метро «Измайловская» (ныне — «Партизанская»), были установлены памятники Кузьмину, а на месте его гибели у деревни Малкино – обелиск.

A · Saucerful · Of · Secrets

На уроках музыки нам объясняли: «Опера Глинки «Иван Сусанин» — первая русская опера».
Во-первых, это далеко не так. Во-вторых, есть две оперы с одинаковым названием «Иван Сусанин»; обе – русские, но лишь одна из них первая…
«Иван Сусанин. Народная опера с хорами. Музыка Катарино Кавоса, текст Александра Шаховского». Такая афиша появилась перед входом в Петербургский оперный театр ранним утром 19 октября 1815 года. А к вечеру в театр съехался высший свет. Петербургское общество, привыкшее к итальянской опере и французскому языку, не могло решить, как отнестись к столь необычному творению, как опера по русскому либретто, на сюжет русской истории и, главное, написанному русским композитором, хотя и итальянского происхождения.
А Михаилу Глинке было в то время 11 лет. И он не знал, что через 25 лет сам напишет оперу, которую вскоре весь мир признает «первой русской», хотя исторически она ею не была…
Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завёл вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погиб, часто эксплуатировался литературой.
Опера, о которой идет речь, была поставлена в 1815 году: победа над Наполеоном всколыхнула народное самосознание, пробудила интерес к собственной истории, победам и поражениям предыдущих войн. К образу героя-аристократа постепенно стал приближаться образ народного героя. Идеально на эту роль подходил Иван Сусанин, народный герой русско-польской войны 17 века. Известно, что поляки шли на помощь своему воеводе Буркевичу. Заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин. Но вместо этого завел их в болото, где с ними и погиб. Однако при творческом подходе литераторов к родной истории стало считаться, будто поляки направлялись в Кострому с единственной целью – уничтожить 16-летнего боярина Михаила Романова, который в то время на самом деле еще и ведать не ведал о своем будущем избрании на царский престол.
Наиболее известным художественным произведением о подвиге Ивана Сусанина была тогда драма Николая Полевого «Костромские леса». Её и положил в основу либретто драматург Александр Шаховский. Правда, его не устроил творческий взгляд Полевого, изменившего некоторые аспекты реальной жизни, и Шаховской решил обновить сюжет по-своему…
Написана была первая русская опера в стиле французской «опера комик» — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. Шаховский полностью изменил финал: его Сусанин не умирает смертью героя, а блуждает с польским отрядом по лесу от дерева к дереву в разных концах сцены и ждет, когда явится русский отряд, убьет поляков и освободит его. Сусанин Шаховского сам объясняет свой подвиг односельчанам по ходу дела так: «По лесу с гостями я буду гулять, а вам нужно русский отряд подозвать. Все русские воины поляков убьют, а после меня к вам домой доведут». Так оно в конце концов и случилось. И довольные селяне поют хвалу соседу, нагулявшемуся с доброжелательными гостями по просторам сцены.
В музыкальном смысле у оперы были определенные достоинства. В хоровой песне крестьян «Не бушуйте, ветры буйные» чувствуется начало того русского хорового стиля, который был впоследствии использован Глинкой, Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг зенита у Модеста Мусоргского. В этом фрагменте были использованы принципы народных подголосков, а басы, которые прежде считались орнаментом для хора, вели основную мелодию. Случай уникальный для начала 19 века. Вообще наиболее яркие исполнения в опере Катерино Кавоса были именно хоровые.
Маша и Алексей – эквиваленты Антониды и Богдана Собинина у Глинки – представляют лирическую часть оперы. Жаль только, что Кавос простроил их любовный дуэт на теме «Камаринской». Маша Сусанина – наиболее развитый в опере образ. В ней – душевная лирика, которая повлияла и на создание образов глинковских Антониды и Людмилы.
А более всего разочаровывает… образ самого Сусанина. Единственное соло «народного героя» — шуточная куплетная песня, которой он развлекает поляков во время «прогулки». И ни одной арии. Даже в ансамблях он почти не участвует.
Образы поляков получились однотонно комическими – даже между собой они разговаривают на ломаном русском языке. А уж настолько верят русскому крестьянину Сусанину, что ни о каком подозрении к вражескому персонажу и речи нет. Они даже доверяют ему свои тайные намерения – убить царя и завоевать Москву. А при появлении русского отряда столь искренне наивно удивлены, что не в силах осознать происходящее.
И тем не менее воздадим должное этой первой русской опере. В спектакле выступали выдающиеся певцы начала 19 века – Пётр Злов, Елизавета Сандунова, Надежда Репина, Василий Самойлов и Алекспндр Бантышев.
Конечно, столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали.
Основной контраст между операми Кавоса и Глинки в том, что Глинка писал о русском народе и силе духа, а Кавос ставил своей задачей создание музыкального произведения, которым публика будет наслаждаться.
У Глинки тоже были немалые трудности. Он был недоволен либретто, написанным, тем не менее, весьма популярными в то время писателями. Авторами либретто нового «Ивана Сусанина» стали Нестор Кукольник, Фёдор Соллогуб, барон фон Розен при участии одного из талантливейших поэтов своего времени Василия Жуковского. «Славься!» — это его стихи. Композитор много менял в либретто, основная часть которого вообще была сочинена уже после музыки. Больше всего Глинку огорчало, что Сусанин совершает свой подвиг во имя царя, а не России. Время требовало уже нового осмысления понятий патриотизма.
Когда опера была принята к постановке в Петербурге, один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать ее в «Жизнь за царя». Композитор долго не соглашался. Было предложено и другое название – «Смерть за царя». Потом, после длительных царедворцовых совещаний, было принято решение, что «за царей» надо только жить, в результате чего название «Жизнь за царя» закрепилось и так и существовало до следующего, ХХ столетия. Но рассказом об истории названия оперы Глинки, мы забежали несколько вперёд…
…Итак, 32-летний Глинка отнёс партитуру в Петербургскую оперу, там уже в течение нескольких лет шла опера Катерино Кавоса, а художественный совет театра возглавлял… Катерино Кавос. Который не только согласился принять оперу к постановке, но и сам решил стать её первым дирижером. Кавос был одним из лучших дирижеров и музыкантов своего времени и не увидеть творческого успеха молодого конкурента он не мог. Как Истинный Художник он выбрал то, что считал лучшим. И при этом вовсе не собирался снимать с репертуара и своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, ставились на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях.
На глинковской премьере Сусанина пел выдающийся бас своего времени Осип Петров (он, кстати, один из тех, кто играл Сусанина сразу в двух спектаклях). У Осипа Петрова был сын – тоже Осип Петров и тоже бас. И тоже выдающийся исполнитель той же самой партии. И отец, и сын были признаны лучшими исполнителями Сусанина до появления в этой роли Шаляпина. Антониду в первой постановке пела Мария Степанова, а Собинина – молодой певец Лев Леонов, сын известного композитора и пианиста англичанина Джона Фильда, который переехал из Англии в Россию в поисках лучшей жизни (и такие были времена!). Партию Вани исполняла жена Осипа Петрова, контральто Анна Воробьева.
Несмотря на мощные хоровые сцены и танцы, Глинка сумел отразить реалистические характеры всех персонажей. Сусанин – не просто герой, он еще и любящий отец. Прощание с Антонидой («Велят идти, повиноваться надо…») и сцена символического прощания с Антонидой, Ваней и Собининым полны глубокой искренней горечи. Почему-то довольно часто из различных постановок глинковской оперы вырезают трио Антониды, Собинина и Вани в последнем действии. Глинка неоднократно настаивал, чтобы сцена смерти главного героя не переходила в радостный финал «Славься!». Десятимиутное трио памяти Сусанина даёт нужное эмоциональное пространство.
До середины 19 века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. В 1842 году Милий Балакирев, создатель «Могучей кучки» и ученик Глинки, дирижировал «Жизнью за царя» в Праге. А вскоре опера была поставлена в Вене, Милане и Нью-Йорке…
После революции «Жизнь за царя» долгое время в СССР не исполнялась. Благодаря поэту Сергею Городецкому, который с помощью дирижёра Самуила Самосуда создал новое либретто, многие окрестили его «советским», опера Глинки была поставлена в Большом театре в 1939 году режиссёром Борисом Мордвиновым. В главных партиях выступили замечательные певцы Александр Пирогов, Валерия Барсова, Никандр Ханаев и Бронислава Златогорова. В это же время «Сусанин» ставится в Ленинграде Леонидом Баратовым и художником Фёдором Федоровским. Самая известная постановка была создана в 1945 году в Большом театре Баратовым и художником Петром Вильямсом. Там главные роли исполняли Максим Михайлов, Наталья Шпиллер, Георгий Нэлепп и Елизавета Антонова.
Наиболее значительная постановка «Сусанина» на Западе была осуществлена в миланском «Ла Скала». В главных ролях выступали выдающиеся певцы – Борис Христов, Рената Скотто, Жанни Раймонди и Джульетта Симонато. В 1988 году режиссёр Николай Кузнецов, художник Валерий Левенталь и дирижер Александр Лазарев поставили «Жизнь за царя» в Большом театре в возобновлённых декорациях первой постановки и со «старым» либретто. Главные партии исполнили Глеб Никольский, Елена Устинова, Александр Ломоносов и Елена Заремба. Несмотря на признание спектакля зрителем, он прошёл всего 23 раза и был снят со сцены.
В 1997 году Большой вновь возобновил «Сусанина». На этот раз с глинковским либретто и с его названием – «Иван Сусанин», в декорациях баратовского спектакля. Благодаря мастеру оперного дирижирования Марку Эрмлеру и таланту исполнителей (Владимир Маторин, Лариса Рудакова, Владимир Щербаков и Александра Дурсенева) спектакль получился на редкость живым. А в балетных сценах участвуют такие мастера, как Нина Семизорова и Илзе Лиепа. Символично, что помимо Владимира Маторина, в партии Сусанина выступает и молодой певец Максим Михайлов, заслуженный артист Чувашии, внук и председатель общества Максима Михайлова – великого русского баса.
С 1945 года (тоже не случайная дата в истории России!) спектаклем «Иван Сусанин» Глинки в различных постановках открывает ежегодный сезон Большой театр. Эта опера стала символом Большого театра Москвы. К сожалению, многим профессиональным западным музыкантам даже название оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» мало что говорит. Правда, не так давно в США поступил в продажу компакт-диск с записью «Сусанина» в Большом театре 1947 года.
А что касается оперы Катерино Кавоса, историческое значение которой ничуть не меньше, чем оперы Глинки, то, похоже, она навсегда исчезла из репертуара. В начале ХХ века были попытки восстановить её в некоторых провинциальных театрах, но ни одна из них так и не завершилась спектаклем.
(«»В Новом свете»,» 18-24 февраля 2000 г.)Метки: Заимствования

Справочник Соотечественники по имени Иван

Министерство образования РБ

Муниципальный район Краснокамский район

ООШ с. Кариево – филиал МБОУ «Школа-интернат С(П)ОО с. Арлан»

Справочник

Соотечественники по имени Иван

Выполнила: ученица 3 класса

ООШ с. Кариево – филиал

МБОУ «Школа-интернат С (П)ОО с. Арлан»

Шакирова Татьяна

Руководитель: учитель начальных классов

Кариево – 2010-11уч. г.

СТРАНЫ

Иван Федоров является основателем книгопечатания в России и на Украине. Он – православный монах – занимал должность диакона в одном из кремлевских храмов Москвы, работал в типографии, построенной по приказу Ивана Грозного и с благословения митрополита Макария в 1564 г. выпустил в Москве совместно с Петром Мстиславцем первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». В 1571 г. Иван Федоров приехал во Львов, где основал типографию. Здесь в 1574 выпустил первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола».

Иван Поддубный

Иван Поддубный — выдающийся советский борец
Настоящее имя: Иван Максимович Поддубный
Известен как: «Чемпион чемпионов», «Русский богатырь»
Дата рождения: 26 сентября (8 октября) 1871 года (д. Красеновка Полтавской губернии)
Умер: 8 августа 1949 года (Ейск)
Профессиональная карьера: 1
Стиль борьбы: русская борьба на поясах; греко-римская (классическая, французская) борьба
Заслуженный артист РСФСР (1939)
орден Трудового Красного Знамени (1939)
Заслуженный мастер спорта (1945)

Иван Сусанин

Домнинский крестьянин, по местному преданию — вотчинный староста, пожертвовавший своей жизнью ради спасения юного Михаила Феодоровича Романова, навсегда останется в отечественной истории как пример истинного патриотизма.

К сожалению, документальные свидетельства, современные подвигу Ивана Сусанина, фактически ограничиваются жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 01.01.01 года.

В конце 19 века исследованиями подвига Сусанина занимался председатель Костромской губернской ученой архивной комиссии Николай Николаевич Селифонтов, в десятых годах 20 века костромской историк.

Иван Иванович Палицын

(1763 – 1814), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор

Из дворян. В службу записан 1 января 1775 сержантом в Шлиссельбургский пехотный полк. 11 августа 1783 переведён в лейб-гвардии Преображенский полк, 1 января 1790 выпущен капитаном в Алексопольский пехотный полк.

Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791 гг. при осаде и взятии Измаила, где ранен в левую руку и ногу. Произведен в полковники, потом был назначен командиром Алексопольского мушкетерского полка. Участвовал в русско-турецкой войне гг. Произведен в генерал-майоры 12 декабря 1807.

Иван Юрьевич Москвитин

(Годы рождения и смерти неизвестны), русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив. Предположительно, выходец из-под Москвы. В 1626 году значился рядовым пеших казаков в Томске.

Актер, режиссер.

Иван Москвин родился в Москве 6 (18) июня 1874 года. В 1893 году поступил в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (драматический класс В. И. Немировича-Данченко). В 1896—1898 годах работал в Ярославском театре и в театре Корша в Москве. С 1898 года актёр и режиссёр МХАТа. С 1919 года Москвин стал сниматься в кино. В театре Москвин пробовал себя в режиссуре. В 1908 году на сцене МХАТа он поставил «Синюю птицу» и «Ревизора», в 1914-м — «Смерть Ползухина», в 1939-м — «Три толстяка».

В 1936 году он получил звание народного артиста СССР и стал депутатом Верховного Совета. В 1943 году стал директором МХАТа.

Иван Андреевич Крылов

Русский поэт, баснописец, переводчик, писатель.

В молодости Крылов был известен, прежде всего, как писатель-сатирик, издатель журнала «Почта духов». Крылов является автором более 200 басен. Они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Иван Са́ввич Никитин

Русский поэт

Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793—1864). Учился в духовной семинарии. Занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспир, Гюго, Гёте, Шиллер, Гейне и другие).

Иван Захарович Суриков

(25 марта (6 апреля) 1841() — 24 апреля (6 мая) 1880) — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Автор хрестоматийного стихотворения «Вот моя деревня». Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом».

Суриков родился 25 марта () в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их.

В 1871 г. у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник.

Иван Сергеевич Тургенев

Русский писатель, поэт,

Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793—-1834), был отставным полковником-кирасиром. Мать, Варвара Петровна (до замужества Лутовинова) (1787—-1850), происходила из богатой дворянской семьи.

Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. Любопытно, что прадеды были причастны к событиям времени Ивана

Иван Сергеевич сначала учился в пансионе Вейденгаммера, затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Крузе. В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет.

В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Иван взялся за учёбу. Слушая в университете лекции по истории римской и Греческая литература, он дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков.

В 1841 году Тургенев вернулся на родину.

Иван Петрович Кулибин

Выдающийся русский механик-изобретатель.

Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственно часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками (ныне часы хранятся в музее Эрмитаж).

К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения механический экипаж с педальным приводом.

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи.

В настоящее время в России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле.

Иван Ляхов

(дата рождения неизвестна — умер около 1800 года) — русский промышленник, исследователь Новосибирского архипелага.

Весной 1770 года по льду Баренцева и Белого моря на санях совершил путешествие на север в направлении открытых казаками Яковом Пермяковым и Меркурием Вагиным островов, а потом попросил монопольного права на сбор мамонтовой кости и охоту на песцов. Екатерина II приняла специальный указ, разрешающий все это Ивану Ляхову. А кроме того, она постановила: два острова, им посещенных, именовать впредь Ляховскими (соответственно «Большим» и «Малым»). В 1773—1774 годах открыл еще один остров названный Котельным, назвав его так, потому что на нем был оставлен медный котел. В рамках своей последней экспедиции проведенной в 1775 году оставил подробную карту Большого Ляховского острова.

Иван Владимирович Цветаев

Российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета (с 1877), создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Музей изобразительных искусств имени ). Иван Цветаев родился 4 (17) мая 1847 года в селе Дроздово Шуйского уезда Владимирской губернии (под Шуей, на территории современного Шуйского района Ивановской области). Учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть — во Владимирской духовной семинарии. После этого поступил в Медико-хирургическую академию. Закончил университет в 1870 г., получив степень кандидата наук. С 1871 г. преподавал греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 году стал доцентом Императорского Варшавского университета, там же, в Варшаве, защитил магистерскую диссертацию

Иван Фёдорович Крузенштерн

Российский мореплаватель, адмирал.

Происходит из остзейских немецких дворян Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

Крузенштерн был большим любителем домашних животных. В путешествиях его сопровождал спаниель, любимец всей команды. Перед каждым отплытием вошло в добрую традицию каждому члену экспедиции потрепать спаниеля за длинные висячие уши, и действительно, путешествия проходили на удивление гладко. Известны буквально анекдотические ситуации, когда дикари, никогда не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами в ужасе разбегались.

Исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937 и 1940).

Иван Дмитриевич Папанин родился в Севастополе, отец был матросом. Проучившись 4 года в начальной школе Папанин в 1908 году пошёл работать на завод. В 1914 году был призван на военную службу (попал на флот).

В 1918—1920 годах участвовал в Гражданской войне на Украине и в Крыму (организация диверсий и повстанческих отрядов).

Иван Иванович Шишкин

Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в академии.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан А. Савицким.

Иван Иванович Мироненко

Ар­хитектор. Окончил Московский архитектурный институт. Участник Великой Отечественной войны. Работал в проектных opганизациях архитектуры Башкортостана. Внес большой вклад в разработку новых пла­нов городов и районных центров республики. Разра­ботал проекты жилой застройки гг. Ок­тябрьского, Ишимбая. Соавтор проекта детальной планировки Уфы.

Иван Иванович Пстыго

Родился в д. Сухополь Уфимского уезда. Уфимской губернии, ныне Архангельского района РБ, маршал авиации. Герой Советского Союза. Заслуженный военный лет­чик СССР. В Великую Отечественную войну совершил 96 боевых вылетов, четырежды был сбит. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, 7 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, меда­лями и иностранными орденами.

Иван Сергеевич Аксаков

Русский публицист, поэт. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с. Надеждино (Куроедово) Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Башкортостана). В 4 года, вместе со всей семьёй, переехал в Москву. Школьные годы свои он провел в Петербурге, где учился в Училище правоведения.

Первым стихотворением был «Колумб», помещенный в № 1 «Москвитянина» за 1845 год. В 1848 году была написана его лучшая поэма «Бродяга» (не закончена), в которой рассказывается о беглом крестьянине. И. С. Аксаков путешествовал за границей. В середине 1861 года он возвратился в Москву, и он начал издавать под своей редакцией еженедельную газету «День». Потом он издавал новую газету «Москва»

Иван Никитович Кокин

Ветеран Великой Отечественной войны

Ивану Никитовичу Кокину 83 года, сейчас он живет размеренной и спокойной жизнью в поселке Юматово Уфимского района Республики Башкортостан (он родился в поселке Каменка Акмолинской области Казахстана).

В 1944 году Ивану Кокину исполнилось 17 лет.

Он твердо решил, что хочет пойти в армию. Все не брали Ивана в действующую армию, но он уговорил членов комиссии, и они согласились, а вскоре пришла повестка. Определили бойца Кокина автоматчиком в 141-й горно-стрелковый полк. Служба была не из легких, ведь задача была поставлена на уничтожение диверсантов, которые держали в страхе все население. Так что понюхать пороху Ивану Никитовичу довелось.

ИМИ ГОРДИТСЯ РАЙОН

Был старшим мастером по ремонту скважин управление подземного и капи­тального ремонта скважин», лауреат премии Ленинского комсомола.

Родился в 1951 году в деревне Ивановка Краснокамского района. После окончания Нефтекамского нефтяного техникума приступил к работе в качестве оператора по добыче нефти и газа в НГДУ «Чекмагушнефть». После службы в армии трудится в НГДУ «Южарланнефть».

Не раз бригада занимала призовые места во Всесоюзном соцсоревнова­нии. В 1983 году признана лучшей по Мини­стерству нефтяной промышленности. награжден орденами Трудо­вой славы.

Иван Васюкович Васюткин

Был председателем колхоза «По­беда» в гг., директором Редькинского торгового предприятия, главой Редькинской сельской ад­министрации в гг., ветеран тру­да.

Родился в 1937г. в дер. Редькино Краснокамского района. После учебы в Бирском училище механизации тру­дился в колхозе «Алга» трактори­стом, бригадиром тракторной бригады,

Награжден медалью «За до­блестный труд» — в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, Почет­ной грамотой Республики Баш­кортостан.

Иван Андрианович Зайцев — участник Великой Отечест­венной войны

Родился в 1922г. в дер. Можары Краснокамского района. В 1939г. при­зван на воен­ную службу. Окончил во­енное учили­ще. Участво­вал в боях командиром взвода, роты. Был ранен.

Демоби­лизован в 1946г. в звании капи­тана. После войны работал в нефтяной промышленности

Награжден орденами Красно­го Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями. Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР.

СЕЛА

Был учи­те­лем, предсе­дателем испол­кома Кариевского сельско­го совета, фронтовик. Родился в Еноктаево Краснокамского района. Окон­чил Краснокамское пе­дагогическое училище. В 1942 г. был призван в армию.

Участво­вал в боевых действиях под Сталинградом, на Белорусском и Прибалтий­ском фронтах. В звании гвардии стар­шего лейтенанта командовал ротой. На­гражден ор­денами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, ме­далями.

После демобилизации в 1945г. работал учителем.

Михаил Глинка (1804–1857)

«Иван Сусанин»

Опера в четырех действиях с эпилогом (в семи картинах)

Либретто – С. Городецкий, режиссер-постановщик – Л. Баратов,

дирижер-постановщик – А. Пазовский

Действующие лица и исполнители:

Иван Сусанин, крестьянин села Домнино – Евгений Нестеренко, бас

Антонида, его дочь – Бэла Руденко, сопрано

Ваня, приемный сын Сусанина – Тамара Синявская, меццо-сопрано

Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды – Владимир Щербаков, тенор

Сигизмунд, польский король – Сергей Архипов, бас

Польский гонец – Владислав Пашинский, баритон

Русский воин – Константин Басков, тенор

Русские крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари

Действие происходит в 1612–1613 гг.

Хор, солисты, сценно-духовой и симфонический оркестры Большого театра СССР

Хормейстеры: Игорь Агафонников и Станислав Гусев

Дирижер сценно-духового оркестра Большого театра СССР – Владимир Андропов

Дирижер – Марк Эрмлер

Запись 1979 г.

Звукорежиссер – М. Пахтер

Действие 1

В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новому нападению, к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю. Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть даже более важную, чем весть об одержанной победе: легендарный народный герой Минин выбран вождем ополчения. Минин — надежда всего народа. Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Действие 2

Бал во дворце польского короля Сигизмунда III. Король даёт своим друзьям великолепный пир. Льётся вино, звучит музыка, прекрасные танцовщицы волнуют сердца присутствующих. Победа, правда, ещё не одержана, но всё же польские магнаты празднуют успехи своего войска на русской земле. Веселье нарушается появлением гонца, который приносит грозную весть: Минин возглавил русское ополчение и выступил против поляков. Музыка сразу смолкает, танцовщицы исчезают, кубки с вином остаются на столах недопитыми. Король Сигизмунд отдаёт приказ: «Вперед против Минина! Вождь русских должен быть взят живым или мёртвым!»

Действие 3

В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе Антониды и Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку, в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд. Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованию поляков, но тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план. Он заведёт поляков в лесную чащу, откуда они не смогут выбраться. Ваня же предупредит Минина, что поляки напали на его след, пусть он ищет для сбора войска другое место.

Действие 4

Собинин собирает отряд и устремляется в погоню за поляками. У стен монастыря. Ваня вовремя добегает до лагеря Минина. Ополченцы полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Лесная чаща. Сусанин уже больше не скрывает от поляков, что завёл их туда, где им суждено погибнуть. Он готовится принять смерть и в драматическом монологе прощается с родным домом, семьей, Родиной. Поляки бросаются на Сусанина и убивают его. Русские воины под предводительством Собинина приходят слишком поздно. Поляков они победили, но спасти Сусанина им не удалось.

Эпилог

Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Либретто

УВЕРТЮРА

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного быстрого раздела предвосхищают драматические события оперы.

ДЕЙСТВИЕ I

Улица села Домнина. Вдали река; на авансцене группа крестьян. Звучит их хор «В бурю, во грозу». В хоре запевала поет соло: «Страха не страшусь! Смерти не боюсь!» Хор славит воинский подвиг. За сценой слышится хор крестьянок. Они славят приход весны («Весна свое взяла, красна весна пришла», в постановках, основанных на литературной редакции С. Городецкого, действие происходит осенью, повидимому, по причине того, что движение, поднятое Мининым, началось осенью 1611 года; музыка, однако, действительно передает весеннее настроение) и приход (на царство) Михаила Федоровича. Все вместе крестьяне величают его.

Крестьяне постепенно расходятся. Медленно выходит Антонида, она с грустью глядит в сторону реки. Она ждет возвращения домой своего суженого, Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту (каватина «Во слободке за рекою ждут голубчика домой»). Постепенно к концу каватины крестьяне вновь заполняют сцену. Входит Сусанин, возвратившийся из города. Свадьбе, которую так ждет Антонида, не бывать: страна в опасности, поляки наступают, «горе русским людям, коль опять Москва под власть врагам попадет!» — говорит он. За сценой слышится хор гребцов. На реке появляется лодка; из нее выходит Собинин. С горячим приветствием он обращается к Антониде: «Радость безмерная! Ты ли, душа моя, красная девица!» Сусанин спрашивает его, с какими новостями он пожаловал. Что в Москве? Наша ли она? Собинин рассказывает о победе войска Пожарского над поляками. Крестьяне с ликованием слушают его рассказ, подхватывая его реплики. Старик Сусанин, однако, сдержан: «Не настала еще пора! Нет, не время еще не тужить о стране родной, о несчастной Руси!» Антонида смотрит на Сусанина, видит озабоченность на его лице. «Нам.чего же ждать?» — спрашивает она отца, думая все время о свадьбе с Собининым. Теперь Собинин сам подходит к Антониде; они о чем-то тихо разговаривают, пока несколько голосов затягивают песню — «песню удалую». «Князь Пожарский молвил слово…» Говорят же Антонида и Собинин, по-видимому, о запрете Сусанина сыграть им свадьбу. И вот Собинин быстрым движением прерывает исполнение песни и прямо задает вопрос Сусанину: «Как? Ужель не бывать моей свадьбе?» Сусанин непреклонен: «Что за веселье в это безвременье!» И тогда Собинин и Антонида очень сердечно упрашивают старика (звучит их терцет «Не томи,родимый»).Сусанин решительно заявляет, что свадьба будет тогда, когда Бог даст Руси царя. Но со слов вернувшегося из Москвы Собинина оказывается, что великий собор уже ставит (выбирает) царя. И кто же он? «Наш боярин» (то есть Михаил Федорович Романов).Коли так, говорит Сусанин,-свадьбе быть. Все ликуют. Сусанин с дочерью и женихом идет к своему двору; народ расходится.

ДЕЙСТВИЕ II

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Хор поет: «Бог войны после битвы живую радость нам дарит». Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный легкий вальс, темпераментная мазурка.

Танцы прекращаются и входит вестник. у него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поет мазурку.

ДЕЙСТВИЕ III

Внутренний вид избы Сусанина. Посередине дверь; сбоку еще одна дверь, ведущая во внутренние покои. С противоположной стороны окно. Ваня сидит занятый работой и поет свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Это грустный рассказ о его собственном сиротстве. Входит Сусанин; он прислушивается к песне Вани. Теперь время более веселые песни петь, рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Федоровича — ведь это их барин! – на царство. Вскоре Ване приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Федоровича. Но тут же оба — Сусанин и Ваня-решительно заявляют, что постоят за царя. Они полны отваги служить царю и сообщают об этом в своем дуэте.

Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес и хором поющие об этом. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. По знаку Сусанина Ваня угощает крестьян вином. Те славят Сусанина. Крестьяне уходят.

Сусанин зовет Антониду. Она приходит. Теперь вся семья в сборе (Сусанин, Антонида, Ваня и, Собинин). Сусанин благословляет молодых. Все радуются. Возносится хвала Богу. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.

Неожиданно слышится конский топот. Поначалу Сусанин думает, что это царские полчане. Но нет, это оказываются поляки. Они без лишних слов требуют, чтобы их проводили к царю, поскольку они уверены, что он где-то здесь. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!» Сусанин — опять-таки притворно (и, быть может, в надежде потянуть время) — приглашает их попировать на свадьбе, к которой готовятся в его доме.Поляки резко отказываются — их интересует только царь. Сусанин всеми силами старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом и в конце концов даже замахиваются на него саблями. Сусанин с бесстрашием обнажает грудь. Решимость Сусанина озадачивает поляков. Они не знают, что с ним делать. Совещаются. Тут Сусанину приходит на ум (он обращается к Ване-решительно и таинственно): «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки хотят подкупить Сусанина и предлагают ему золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и дает согласие отвести польский отряд к царю. Антонина зорко следит за действиями отца. Она думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет ее и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Антонина опять бросается к отцу с настойчивым вопросом: «Куда твоя дорога?» Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. В изнеможении она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.

За сценой слышится свадебный хор «Разгулялася, разливалася вода вешняя». Но тяжело на душе у Антониды. Она поет свой романс — одна из наиболее популярных арий оперы — «Не о том скорблю, подруженьки».

Входит Собинин. Он только что узнал, что поляки взяли Сусанина. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело: «Налетели злые коршуны, набежали поляки, взяли в плен они родимого, сотворят беду над ним!» Крестьяне успокаивают Антониду («Ты не плачь, он придет!»). Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. С Антонидой он поетдуэт «Сколько горя в этот день избранный». Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники; к концу дуэта их уже целое ополчение. Собинин еще раз уверяет Антониду, что спасет Сусанина. Ратники торопят его отправляться в поход. Мужественно и решительно звучит их хор «На врага!». Собинин и крестьяне поспешно уходят.

ДЕЙСТВИЕ IV

Четвертое действие делится на две сцены. Оно начинается оркестровым вступлением — симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж. Глухой лес. Ночь. Входят вооруженные крестьяне и с ними Собинин (эта сцена в постановках оперы обычно опускается). Крестьяне (они поют хором) размышляют, каким путем идти им на поляков. Крестьян подбадривает Собинин. Он поет свою арию «Братцы, в метель, в неведомой глуши». К концу арии все опять воодушевлены и готовы отправиться дальше на поиски Сусанина. Собинин и крестьяне уходят. Происходит смена декораций.

Сцена представляет собой часть леса у монастырской усадьбы. Вбегает Ваня. Звучит его большая героическая ария «Бедный конь в поле пал» (этот номер был сочинен композитором уже после постановки оперы на сцене и исполняется обычно вместо предыдущей сцены Собинина с крестьянами в глухом лесу). Итак, Ваня бегом добежал сюда, к царскому двору. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не отвечает. Он сокрушается, что он не витязь и не богатырь — он сломал бы тогда ворота и вошел бы в монастырь и предупредил бы царя с царицей об опасности. Он снова стучится и кричит, чтобы открыли ворота. Наконец за воротами слышатся голоса. Это проснулась боярская прислуга. Они удивлены, кто это к ним ломится, ведь это не вьюга воет, не птица кричит, не мертвец в ворота добивается. «Нет, то горе-беда у ворот стоит. Выходить ли нам?» — колеблются они. Наконец, они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо всем, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвел их к царю, как мужественный крестьянин повел их ложной дорогой и завел в непроходимый лес. Рассказ Вани побуждает бояр скорее отправляться к царю (его, как оказалось, здесь, куда пришел Ваня, нет). Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий посол, впереди ступай!». Ваня не без гордости соглашается: «Я, как Божий посол, впереди пойду». Все уходят.

Финал оперы составляет самая драматичная ее сцена, ее кульминация — сцена Сусанина с поляками в глухом лесу, куда этот мужественный крестьянин завел их, чтобы погубить. В глубине сцены показываются поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина. Они клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они собираются развести огонь. Пока они думают, что он случайно сбился с пути. «Путь мой прям, но вот причина: наша Русь для ваших братьев непогодна и горька!» Поляки устраиваются спать у разведенного огня. Сусанин остается один на авансцене. Он поет свою самую известную арию «Чуют правду!..» (ее текст значительно отличается от того, что вложил в уста героя С.Городецкий). После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване, который опять осиротеет. В конце концов он со всеми с ними прощается. Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится («Да и я вздремну-усну, сном-дремотой подкреплюсь: сил для пытки надо много»). Завертывается в тулуп.

В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Они собираются дальше в путь. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завел их в эту глушь, чтобы они здесь погибли. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство:,»Бейте до смерти врага!» — кричат они и убивают Сусанина.

ЭПИЛОГ

Грандиозная массовая сцена. Звучит оркестровое вступление. Занавес поднимается. Сцена представляет собой одну из улиц Москвы. Толпы народа в праздничных платьях медленно проходят по сцене. Звучит знаменитый хор «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселися: твой царь идет! Царя-государя встречает народ!»

Медленно входят Антонида, Ваня и Собинин. Они грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

И вот снова — еще более мощно — звучит заключительный хор «Славься», который весь народ поет уже на Красной площади в Москве, под ликующий звон колоколов. Вдали виден торжественный царский поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля.

А. Майкапар

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *