Иван рука

Умер художник Иван Яковлевич Билибин

7.2.1942. — Умер художник Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич Билибин (16.08.1876-07.02.1942) – выдающийся художник-иллюстратор и театральный оформитель, отобразивший сказочный и фантастический мiр русского фольклора. Родился в селе Тарховка (близ Петербурга) в семье военного врача. В 1898 г. учился живописи в Мюнхене. Два года спустя юноша закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета. Художественное образование Билибин получил в школе Общества поощрения художеств, где работал под руководством И.Е. Репина.

В 1899-1902 гг. по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин иллюстрировал русские народные сказки: «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Белая уточка». Он также создал графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула» (1902-1904), «Добрыня Никитич» (1904), «Илья Муромец» (1904), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» (1904-1905) и «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина (1906-1907). Разработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента. Стал признанным мастером так называемого «русского стиля», получал множество оформительских заказов. В этот период Билибин сотрудничал во многих крупных издательствах, а также исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых).

В 1900 г. Билибин вошел в круг художников «Мiра искусства» и участвовал почти во всех его выставках, а 14 лет спустя стал председателем комитета этого творческого союза. В 1902-1904 гг. по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии, где собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества, что оказало большое влияние на его стилизацию народных художественных мотивов. По материалам поездок он написал ряд статей, а привезенные фотографии передал И.Э. Грабарю для его книги «История русского искусства».

Русский национальный стиль не мешал ему быть малограмотным в области русской национальной идеологии, под влиянием преобладавшего духа эпохи. В 1905-1906 гг. Билибин сотрудничал в сатирических изданиях «Адская почта» и «Жупел», где были опубликованы его карикатуры, направленные против самодержавия.

Богоборческий октябрьский переворот был для Билибина неприемлем. В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии; в 1925 г. переехал в Париж. В 1926-1927 гг. рисовал открытки для русских издательств Н. Карбашникова в Париже и О. Дьяковой в Берлине. С 1930 г. он стал получать заказы от французских издательств, для которых иллюстрировал сборники русских, французских и немецких сказок, сочинения по истории. Художник исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т.п.

В 1927-1931 гг. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Царская невеста» (1930) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского(1931). В 1931 г. он оформил балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского в постановке М.М. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе. Кроме того, художник исполнил эскизы фресок, иконостаса и наружных мозаик для православного храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. В 1934 г. он оформил оперу «Сказание о невидимом граде – Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова для Городского театра в Брно (Чехословакия), в 1935 г. – оперу «Сказка о царе Салтане» для Национального театра в Праге.

Билибин провел также персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной-Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества «Мiр искусства» (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства во многих еврепейских столицах.

С годами в нем пробудилась ностальгия по России и вместе с ней готовность признать власть оккупировавших ее большевиков. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936 гг.), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде. В последнее десятилетие жизни Билибин лояльно преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая как художник книги и театра. Последней работой художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Умер в блокадном Ленинграде. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Иллюстрация к сказке «Золотой Петушок»

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25020710

«Железная рука» Гёца

Гёц фон Берлихинген (1480–1563) — швабский рыцарь, участник Крестьянской войны в Германии.
Обученный с детства военному делу, он с 15 лет поступил на службу.
При осаде города Ландсгута Берлихинген потерял правую руку, которую заменил железным протезом,
из-за чего получил прозвище «Железная рука». Железный протез был сделан в 1505г. и представляет
один из первых опытов этого рода.

Современники Гёца считали, что это был не просто искусно сделанный протез, а живое существо,
наделенное магической силой и защищающее своего хозяина. Волшебную руку невозможно было потерять,
она всегда возвращалась к своему хозяину. Появились слухи, что по ночам железная рука покидала
Берлихингена и возвращалась только под утро. Рыцарь не видел этого ни разу, так как каждый раз
крепко спал. Правда, иногда Гёцу приходилось смывать со своего протеза неизвестно откуда взявшуюся кровь.

В книге описан и проиллюстрирован великолепно сделанный железный протез человеческой руки,
который представляет собой чудо механики 16 века.

Похожий на крюк большой палец протеза неподвижен, а другие четыре пальца приспособлены для попарного движения.
Каждая пара пальцев может последовательно закрепляться в различных положениях, что дает возможность прекрасно управляться с предметами. Делается это с помощью рычажка, расположенного на запястье.
Сейчас железная рука рыцаря Берлихингена хранится в музее города Эйсфельд.

Во времена нацистской Германии прозвище рыцаря было присвоено 17-й танково-гренадерской дивизии СС,
эмблемой которой стала железная рука.

Иван – Железная Рука

Облагороженный лубок

Иван Билибин, иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»

Он был учеником Ильи Репина. Отрабатывал рисунок с усердием, самоотверженно – по пятнадцати часов кряду. Стал одним из одержимых участников объединения «Мир искусства», разрабатывал философию и стиль мирискусников. Сильный характер и обаяние в любой плеяде превращали Билибина в лидера. И он нашел свой стиль, который не без самоиронии окрестил «облагороженным лубком».

Первую из своих классических работ он создал в 1899-м – оформил книгу «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Она переиздается до сих пор, и это вечный процесс. Это настоящий Билибин, узнаваемый мгновенно и столь же мгновенно покоряющий. После «Ивана-царевича» его, как мастера русской темы, наперебой приглашают издатели и театры.

И снова и снова выходили сказки с иллюстрациями Билибина, с билибинскими буквицами… За первой удачей последовали «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Перышко Финиста». Затем – былины. А чуть позже – четыре сказки Пушкина, начиная с царя Салтана.

То были, возможно, лучшие годы русского искусства – и Билибин снискал славу первого графика России. Давным-давно билибинские сказочные видения воспринимаются как нечто постоянное, привычное в своем совершенстве. Но он, развивая находки Васнецова, находил новое, никого не повторял. Он открыл свою, билибинскую, сказку – страшную и прекрасную.

Иван Билибин, иллюстрация к сказке «Поди туда – не знаю куда…»

Четкий контур рисунка, любовь к сказочной Руси, понимание фольклорной мистики – сказочные иллюстрации Билибина невозможно перелистнуть, на них надолго останавливается взгляд. Кто-то пустил о нем: «Иван – Железная Рука». Самому художнику такое прозвище понравилось. Оно соответствовало творческой манере.

Как и вся (за редким исключением) интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го. Но октябрьский вихрь Билибина не вдохновил. Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Туда он постарался сбежать от революционной неразберихи и Гражданской войны, но не тут-то было. После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов» – как в рассказе Бунина.

Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. Билибин – один из немногих, кто редко терял самообладание, не впадал в уныние. Находил в себе силы, чтобы поддерживать обнищавших коллег не только добрым словом, но и деньгами. Суетливый удел беженца не помешал ему создать очередной сказочный цикл – иллюстрации к книге «Пойди туда – не знаю куда», виртуозные. Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно.

Возвращение к жизни

Иван Билибин, иллюстрация к роману Алексея Толстого «Петр Первый»

По-настоящему Билибин вернулся к жизни только в 1925 году, когда переехал в Париж и нашел себя в театральной жизни. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке – и Билибин был востребован. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Он создавал стиль русской оперы по всему миру. В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин… И, когда до него дошли слухи о том, что СССР – не черная дыра, что там в почете литература и театр, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал подумывать о возвращении.

В середине тридцатых Билибин создает панно (да не какое-нибудь, а про Микулу Селяниновича!) для советского посольства в Париже. Пришло время возвращаться на Родину… Приняли его в Ленинграде радушно. Он приехал на родную землю не умирать, а работать. К счастью, ему не вспоминали «белогвардейского» прошлого. Он снова нарасхват. Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». Он профессорствует в Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинкой. Правда, в те годы эти театры назывались иначе – Пушкинский и Кировский.

Становится доктором искусствоведения. Иллюстрирует роман другого возвращенца – «Петр Первый» Алексея Толстого. Правда, Алексей Николаевич прожил на чужбине всего лишь несколько лет. Просто переждал грозу. А Билибин все-таки почти прижился в Париже, а родных берегов не видал полтора десятилетия.

Первая блокадная зима. И последняя…

Иллюстрация к былине «Вольга»

В 1941-м Билибин отказался от эвакуации: ему не хотелось снова превращаться в странника, как в Гражданскую. Он ответил наркому просвещения Потёмкину: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». И работал в Ленинграде до окончательного изнеможения.

Искусствовед Иосиф Бродский вспоминал: «Теперь черные глаза Ивана Яковлевича как-то особенно выделялись на осунувшемся, потемневшем и всегда грустном лице. Он по-прежнему следил за собой; одетый в ватник, неизменно был «при галстуке». «Это нужно, уверяю вас, это помогает», – шутя говорил он».

До последнего дня он работал над иллюстрациями к русским народным былинам, больной, голодный, умирающий, свято веря, что его Родина выстоит в войне. «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…» Да, он создавал богатырей. Кто еще мог помочь блокадной зимой? Только богатыри.

Но за ним прискакал Черный всадник – как в самой страшной сказке.

Иван Яковлевич не сумел пережить первую блокадную зиму. Для него не хватило теплого бульона. Обессиленного, его перенесли от рабочего места в больничную палату, устроенную в академии художеств.

На Смоленском кладбище есть братская могила профессоров академии художеств, погибших в блокаду. Скромный и величественный камень. Имя Билибина значится там первым – по алфавиту. Есть чем утешиться: без книг с рисунками Билибина и через 75 лет после гибели художника не обходится ни одна библиотека. А в богатой русской школе художников книги билибинское направление остается одним из самых любимых.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения -Ахатина- Кто он — Иван Билибин

Иван Яковлевич
Билибин
1876-1942

Иван Яковлевич Билибин — выдающийся иллюстратор,
график и театральный художник.

Род Билибиных имеет славные старинные корни,имя купца Билибы упоминалось в «Строельной книге «за 1590. Часть истории семьи связана с Калугой, но купцы Билибины покинули ее в начале XIX века, переселившись в Санкт-Петербург. В окрестностях столицы в селе Тарховка 4 (16) августа 1876 и появился на свет Иван Билибин. Его отец, Яков Иванович, занимал пост главного врача в военно-морском
госпитале в Либаве (ныне город Лиепая, Латвия), а мать — Варвара Александровна, урожденная Бубнова, происходила из семьи военного инженера Балтийского
флота. Она получила хорошее образование, но все свое время посвящала воспитанию сыновей: Ивана и его младшего брата Александра.

О детских годах будущего художника сохранилось очень мало сведений. Известно, что из-за болезни ноги Иван стал систематически посещать гимназию только с четырнадцати лет, а до этого занимался дома. В годы обучения в 1 Петербургской гимназии юноша интересовался иностранными языками, литературой и историей, а также сочинял стихи и сказки. Особые успехи он делал в математике, за что по решению совета гимназии был удостоен серебряной медали. Однако больше всего молодого человека привлекало
рисование, именно этому занятию он посвящал все свое свободное время. В 1895 Билибин начал посещать Рисовальную Императорскую школу Общества поощрения художеств. Здесь он постигал основы изобразительного искусства, учился работать масляными красками.

Первые работы
В сентябре 1898 Билибин поступил в Тенишевскую мастерскую И. Е. Репина. Обучение у прославленного живописца было настолько важным для молодого человека, что занятия юриспруденцией отошли на второй план. В мастерской Репина полностью раскрылся графический талант начинающего художника. Большое значение в своих ранних произведениях он придавал пластической выразительности линии; также в то время молодой человек постоянно работал с натурой.
Зимой 1898-1899 в Петербурге проходила большая выставка В. М. Васнецова, которая несказанно потрясла Билибина и определила его творческий путь. «Сам не свой, ошеломленныIй ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и тянулась моя душа» — вспоминал Иван Яковлевич позже.

Весной того же 1899 в жизни мастера произошло еще одно важное событие, о котором он писал позже: «Художник Лев Бакст, член кружка С. Дягилева, увидел мои первые, но уже в известной степени графические рисунки, познакомил меня с С.Дягилевым и его соратниками по уже выходящему журналу «Мир искусства», после чего мне было заказано несколько графических рисунков для его журнала». В этих первых самостоятельных, хотя и несколько робких работах уже видна оригинальность техники, которая в будущих произведениях перерастет в уникальный графический стиль.

Иван-царевич на nерепутье. Иллюстрация к русской
народной «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о
сером волке». 1899г.

Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация
к русской народной сказке » Василиса Прекрасная». 1900г.

Осенью 1899 года Иван Яковлевич Билибин принес в ЭЗГБ иллюстрации к трем народным сказкам. Его интересовала стоимость их печати, издавать же сказки должна была его состоятельная тетка, которая уверовала в талант племянника. По всей вероятности, рисунки к сказкам очень понравились, и Экспедиция предложила художнику приобрести у него право на их издание. Билибин согласился. В письме Ивана Яковлевича к руководству ЭЗГБ не указывались названия сказок, но можно предположить, что в числе первых двух были: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» и «Царевна-Лягушка», они были напечатаны в 1901 году. После появления трех сказок, печатать которые предложил сам художник, условия изменились. Теперь уже Экспедиция заказала художнику иллюстрации еще к трем народным сказкам. (ЭЗГБ-Экспедицией заготовления государственных бумаг)

В период с 1901 по 1903 год в ЭЗГБ были изданы шесть народных сказок. Кроме двух, уже названных, на свет появились: в 1902 году — сказки: «Перышко Финиста Ясна Сокола» и «Василиса Прекрасная», в 1903 году — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Марья Моревна».

Северные напевы
Во время работы над иллюстрированием сказок художник страстно интересовался древнерусским искусством, бытом и фольклором своей страны. Желая изучить историю России, с 1902 по 1904 он совершил ряд поездок по Вологодской губернии и побывал в Тотемском, Вельском, Сольвычегодском уездах, а также проехал по Олонецкому краю, посетив Повенец и Каргополь. В своих экспедициях Билибин собирал старинные вещи, национальную одежду, предметы обихода, образцы резьбы по дереву, кружева и набойки (разновидность ткани). В это же время он заинтересовался фотоrpафией и снимал все, что привлекало его взгляд, но при этом много сил и времени тратил на
создание многочисленных зарисовок.

В свете рампы
Еще одной стихией, увлекшей художника помимо сказки, стал театр. Первой работой на поприще театрально-декорационной живописи стало оформление для Пражского национального театра оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Самой выдающейся декорационной работой Билибина стало оформление в 1908-1909 оперы «Золотой петушок ‘ Н. А. Римского-Корсакова для Частной оперы С. И. Зимина в Москве.

В сентябре 1941 Иван Яковлевич получил от народного комиссара просвещения В. п. Потемкина предложение эвакуироваться вместе с семьей вглубь страны, но отказался покидать Ленинград. Стойко и мужественно Билибины переносили все беды и невзгоды блокады. В октябре они покинули свою полуразрушенную бомбежками квартиру и переселились в здание Академии художеств, где уже проживали несколько профессоров. Несмотря на войну, учебное заведение продолжало работать: в декабре художники защитили свои дипломные работы. Билибин, входивший в состав Государственной экзаменационной комиссии, как мог старался приободрить и поддержать молодых живописцев.

В ночь с 7 на 8 февраля, 1942 Блибин скончался. Ивану Яковлевичу было шестьдесят шесть. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *